Слова с буквой р логопед – Слова на букву (звук) – Р.
ЛОГОПЕД ДОМА – Речевой материал для звука “Р”
1. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:
ТРА-ТРО
ТРА-ТРУ
ТРО-ТРА
ТРУ-ТРЫ
ТРУ-ТРЫ
ТРЫ-ТРО
ТРУ-ТРЫ
ТРА-ТРО
ATP – OTP – УТР – ЫТР
OTP – ЫТР – АТР – УТР
ЯТР – ЕТР – ЮТР – ИТР
ЕТР-ИТР-ЯТР-ЮТР
2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
ТРАВЫ, ТРОСЫ, ТРАП, ТРОН, ТРУД, ТРАВКА, ТРОЙКА, ТРОПИКИ, ТРУБА, ТРУБКА, ТРУДНЫЙ, ТРАВА, ТРОПА, ТРОПИКИ, ТРОГАТЬ, ТРОФИМ, ТРУДНЫЙ, ТРАМВАЙ, ТРОПИНКА, ТРОСТЬ.
ТЕТРАДЬ, МЕТРО, ПАТРОН, УТРО, ОТРУБИ, ХИТРЫЙ, ОТРЫВАТЬ, ТЕАТР, МЕТР, ЛИТР, МЕТРЫ, ВЕТРЫ, МАТРАЦ, ОТРЫВОК, ОТРЫВАТЬ, ВАТРУШКА, ПЕТРУШКА, ТЕТРАДКА, ОСМОТРЫ, ОСТРЫЙ, БЫСТРЫЙ, ПЕСТРЫЙ, СТРОГАТЬ.
3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:
ДРА-ДРО
ДРА-ДРУ
ДРО-ДРА
ДРУ-ДРЫ
ДРУ-ДРЫ
ДРЫ-ДРО
ДРЫ-ДРЫ
ДРА-ДРО
4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
ДРАП, ДРАКА, ДРАНКА, ДРУГ, ДРОВА, ДРУГОЙ, ДРУЖИНА, ДРОБЬ, ДРОЖЬ, ДРАЧУН,
ДРОЖАТЬ, ДРОЗДЫ, ДРАЗНИТЬ, ДРОВЯНОЙ, ДРОВОСЕК, ДРОЗД, ДРОВОСЕКИ.
ВЕДРО, ВДРУГ, ПОДРУГА, ПУДРА, ВЫДРА, ВЕДРА, КАДРЫ, КЕДРЫ, ЯДРО, МУДРОСТЬ.
ПЕТР, МЕТР, ФЕТР, ТЕАТР, ОСЕТР, ОСМОТР
5. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
НА ТРАВЕ НЕ ВИДНО ТРОПКИ.
В ТРАМВАЕ ТРОЕ.
ЛЮБИТЕ ТРУД.
У ТРОФИМА ВЕДРО.
У МЕТРО КИНОТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ.
ТРОФИМ ИДЕТ ПО ТРОПКЕ.
У ПЕТРА ДВА ВЕДРА.
6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА.
ВАР, ДАР, ПАР, КОМАР, МАКАР, КОМАР, УДАР, БОР, ХОР, ДВОР, МОТОР, ТОПОР, БОБЕР, ЕГОР,
КЕФИР, НОМЕР, ВЕТЕР, КАТЕР, МОНТЕР, АКТЕР, КОВЕР, МОНТЕР, МИР, ПИР, ТИР,
МУНДИР, КЕФИР, КОМАНДИР, ПОВАР, ВЕТЕР, ВЕЕР, ПОМИДОР, ДВОР, НЕГР, ТИГР.
7. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:
ТРА – ТРА – ТРА, ТРА – ТРА – ТРА СИДЯТ ДЕТИ У КОСТРА.
ТРО – ТРО -ТРО, ТРО – ТРО – ТРО МЫ ИДЕМ В МЕТРО.
ТРУ – ТРУ – ТРУ, ТРУ – ТРУ – ТРУ ВСТАНЕТ СОЛНЦЕ ПОУТРУ.
ТРА – ТРА – ТРА, ТРА – ТРА – ТРА МЫ ПОЕМ С УТРА.
ТРО – ТРО – ТРО, ТРО – ТРО – ТРО НАСТУПАЕТ УТРО.
ТРУ – ТРУ – ТРУ, ТРУ – ТРУ – ТРУ БЬЮТСЯ ЛИСТЬЯ НА ВЕТРУ.
ДРА – ДРА – ДРА, ДРА – ДРА – ДРА НЕСЕТ ДИМА ДВА ВЕДРА.
ДРО – ДРО – ДРО, ДРО – ДРО – ДРО У КАТИ НОВОЕ ВЕДРО.
8.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):
РА – РА – РА
РО – РО – РО
РУ – РУ – РУ
РЫ – РЫ – РЫ
РА – РО – РУ – РЫ
РО – РУ – РА – РЫ
РУ-РЫ-РА-РО
РЫ-РО-РА-РЫ
9.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГОСОЧЕТАНИЯ:
БРА-БРО-БРУ-БРЫ
ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ
ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ
ФРА – ФРО – ФРУ – ФРЫ
К РА – КРО – КРУ – КРЫ
ДРА-ДРО -ДРУ-ДРЫ
ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ
10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.
ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.
КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА,
ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ.
БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА,
ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.
КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.
11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:
РА – РА – РА, РА – РА – РА СТОИТ ВЫСОКАЯ ГОРА.
РА -РА – РА, РА – РА – РА В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА.
РА – РА – РА, РА – РА – РА НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.
РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.
РУ – РУ – РУ, РУ – РУ – РУ Я ПОСУДУ УБЕРУ.
РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.
РЫ – РЫ – РЫ, РЫ – РЫ – РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.
РЫ – РЫ – РЫ, РЫ – РЫ – РЫ МЫ КАТАЕМСЯ С ГОРЫ.
РЫ – РЫ – РЫ, РЫ – РЫ – РЫ ПЕС СИДИТ У КОНУРЫ.
12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ФЕДОР МЕТЕТ ДВОР.
НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.
ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ
ЕГОР НАТЕР ПАРКЕТ.
РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.
ВОТ ВЕРА И МАРА.
РОМА ИДЕТ НА УРОК.
ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.
НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.
У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.
В ПОРТУ ПАРОХОДЫ.
РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.
НАРОДЫ ХОТЯТ МИРА.
НА НЕБЕ РАДУГА.
РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.
ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.
13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
РАЯ КОРМИТ КУР.
РОМА УБИРАЕТ ДВОР.
ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.
ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.
ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.
ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.
НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.
В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.
РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.
НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.
Логопедические пособия на заказ
ЛОГОПЕД ДОМА
Интернет – ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи
logopeddoma.ru
Автоматизация звука [Р]
Твёрдый согласный звук [Р] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]
Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]
Образец: кедр__, др__уг
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__
4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h4>
Образец: мир__
|
|
|
|
|
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине
Образец: пар__та
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слоги
Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э
7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале
Образец: р__ак
|
|
|
|
|
8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине
Образец: го-р__а
|
|
|
|
9) Произносить (читать) слова со стечением согласных
Образец: б-р-ат
|
|
|
|
10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р]
Образец: р-аз-мер__
- Простор,
- разгар,
- размер,
- разговор,
- квартира,
- мрамор,
- маршрут,
- кругозор,
- проверка,
- развернуть,
- разорвать,
- проворный,
- сортировать,
- красноармеец,
- фарфор,
- прорубь,
- оркестр,
- прорыть,
- аэродром,
- дроворуб,
- литература,
- шаровары,
- пробраться,
- разбирать,
- раскрывать,
- разрывать,
- разворачивать,
- распороть.
11) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Се-р__а-я во-р__о-на
- Трудная работа.
- Быстрая ракета.
- Озорной воробей.
- Кирпичный гараж.
- Морская рыба.
- Ровная дорога.
- Дорогой подарок.
- Крупная трата.
- Царский трон.
- Раннее утро.
- Северный ветер.
- Острый топор.
- Красный гранат.
- Ровный пробор.
- Открытая фрамуга.
- Чёрный грач.
- Гром грохочет.
- Срочный груз.
- Крутой поворот.
- Я работаю поваром.
- Ты работаешь поваром.
- Он (она) работает поваром.
- Мы работаем поварами.
- Вы работаете поварами.
- Они работают поварами.
- Я играю в игру.
- Я рублю дрова острым топором.
- Я собираю рыжики в бору.
- Я рву в огороде стручки гороха.
- У Киры на руке шрам.
- Метро украшено мрамором.
- Ира рывком открывает фрамугу.
- Рома работает в гараже шофёром.
- Тропинка обрывается у оврага.
- В порту разгружают пароходы.
- С горы бежит ручей проворный.
- Чёрная ворона каркает на крыше.
- Мастеру поручили срочную работу.
- На рынке продают разные фрукты.
- В огороде дорожка заросла травой.
- Зимой мы черпаем воду из проруби.
- Барабанщик громко барабанит в барабан.
- Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок.
- Рома, Вера и Юра собирают рыжики в бору.
- Чёрные грачи ходят по борозде за трактором.
- Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.
- Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках.
- Краб крабу грабли сделал.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- Проворонила ворона вороненка.
- У Кондрата куртка коротковата.
- Привёз Пров Егору во двор дров гору.
- В тетради Кондрат начертил квадрат.
- На горе Арарат растет крупный виноград.
- До города дорога в гору, от города с горы.
- На чужой сторонушке – рад родной воронушке.
- Поросята были розовые – от загара стали бронзовые.
12) Проспрягать предложения
Образец:
13) Произносить (читать) предложения
Образец: Се-р__гей р__у-бит др__о-ва
14) Произносить (читать) скороговорки
15) Произносить (читать) и пересказывать текст
Ворона и рак
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?
Хитрый рак хвалит родителей вороны: “Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!”
Ворона отвечает: “Угу”. А рот не раскрывает. Рак продолжает: “Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!”
– Угу! – второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про саму ворону. “Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их”. – “А-га!” – радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.
16) Выучить наизусть
Загадка
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
www.logopeda.net
Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях [карточки]
19 Окт 2011 Автор EkaterinaЧепкасова Анна
Учитель-логопед МДОУ№21 “Рощица”,
Кемеровская область г.Мыски
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ
Повтори (прочитай) слова:
[РА]
рак рога радуга ратник
раб рабы ракета рогатка
рань рагу ракита ракетка
рать Роман работа равнина
рама ранет рампа рафинад
рана рахит родня романтик
Рая радио родник раковина
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах со свистящими звуками)
роса рассудок радость расписка
разум ротозей розетка ровесник
ранец рассвет росинка росомаха
Россия рассказ росянка роговица
рация раскат разница растение
радиус романс развязка распутица
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РА]
Новый рояль. Раина расчёска.
Ранний рассвет. Разбитая раковина.
Радушная родня. Работящий рабочий.
Разные ракушки. Раненый разведчик.
Разлитый рассол. Радостные родители.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Рыбный рынок. Рытвина у дома.
Рычание рыси. Рабочий рычаг.
Рассказ рыбака. Рыжий рысёнок.
Последний рывок. Разделанная рыба.
Повтори (прочитай) слова:
[РО] (в ударной позиции)
рот род Рома Родина
ром рог робот рондо
рок роба рокот родинка
ров рота ропот ромб
Повтори (прочитай) словосочетания:
[РО]
Розовые розы. Робкий Рома.
Ромб на робе. Ровный ров.
Роль робота. Осиновые рощи.
Маленькие рожки. Роспуск роты.
Повтори (прочитай) слова: [РУ]
рука рубин рубанок рукоятка
руда рукав рубка рукомойник
руно рубаха румба
румын руина рундук
[РУ] (в словах со звуками [Л], [Л’])
руль рулевой русалка руководитель
рулет рубли рубильник
рулон русло рукоделие
Повтори (прочитай):
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
Роза читает рассказ. В саду розовые розы.
В рундуке рабочая роба. Рабочий закончил работу.
В клетке рыжий рысёнок. У лося роскошные рога.
На кустах радужная роса. У Раи новые рукавицы.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
По равнине тёк ручей.
У рубахи длинные рукава.
Мы идём на рыбный рынок.
В роще расцвели незабудки.
Ракушки рассыпались по песку.
В оконной раме разбили стекло.
Рома поехал к родным в Ростов.
Из ракетницы выпускают ракеты.
Над ручьём раскинула ветви ракита.
Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции
Повтори (прочитай) слова:[РА] (в ударной и безударной позиции)
ура тара Иран герань
нора пара баран тарань
кора фара варан конура
бура фура буран пироги
гора Вера барак борода
дыра Кира бурак города
тура эра пират гитара
пора парад карат фанера
Ира уран Марат
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в ударной и безударной позиции)
аромат карабин веранда керамика
ураган парапет баранка Буратино
барабан парафин контора пирамида
таракан пароход пантера панорама
караван подарок куранты бородавки
хоровод короед городки куропатки
городок муравей детвора бумеранг
фараон воробей карантин орангутанг
боровик каравай воротник обморок
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со свистящими звуками)
сера Серафим гороскоп заморозки
сарай карапуз зверобой сыворотка
карась керогаз соратник хворост
Сахара керосин царапина сырость
сирота саранча поросёнок ярость
сарафан борозда операции
паровоз городки заработок
Повтори (прочитай) слова:
[РА] (в словах с шипящими звуками)
Шура шарада пирожок порожняк
жара мишура барашек горожане
гараж широта урожай жаворонок
вираж пещера чародей сыроежка
мираж парашют фуражка Чебурашка
тираж бородач карандаш сороконожка
жираф
Повтори (прочитай) слова: [РА] (в словах со звуками [Л], [Л’])
лира поролон караул тарантул
марал генерал корабли водоросли
Урал минерал заросли морозильник
коралл каракуль адмирал караульщик
мораль карамель лаборант
Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях
Повтори (прочитай) словосочетания:
Румяный каравай. Родной город.
Рыхлый сыр. Старый сарай.
Рыбный рынок. Ранний урожай.
Раненая ворона. Оранжевые шары.
Широкая дорога. Воробьёвы горы.
Парусный корабль. Разбитое корыто.
Короткий карандаш. Ровный румянец.
Ароматная карамель. Розовый сарафан.
Рассыпчатое пирожное.
Повтори (прочитай) словосочетания:
Коровьи рога. Ровная дорога.
Хороший урок. Рыбный пирог.
Серая рубашка. Рыжий муравей.
Ромовый рулет. Короткий шнурок.
Творожный сырок. Заросший огород.
Розовый поросёнок. Дорожный короб.
Мороженая морошка. Дорогой подарок.
Бурая кора.
Автоматизация звука [Р] в предложениях
Повтори (прочитай) предложения:
Дорога ведёт в город.
Корова живёт в сарае.
Юра не боится мороза.
В огороде растёт горох.
Ворона клюёт кукурузу.
У машины разбита фара.
У Раи короткий сарафан.
Маруся собирает помидоры.
Муравей и саранча — насекомые.
Повтори (прочитай) предложения:
Жора купил гитару.
Тарас ловит карасей.
На балконе растёт герань.
Буратино увидел муравья.
Журавль нашёл горошину.
Воробей испугался вороны.
Сороконожка ползёт по дорожке.
Тамара испекла румяный каравай.
Из молока коровы делают мороженое.
Рома дал Марусе коробку карандашей
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ра, ра, ра — тёплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ра, ра, ра — весенняя пора.
Ра, ра, ра — весёлое «ура».
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ра, ра, ра — мы ловим комара.
Ра, ра, ра — стоит летняя жара.
Ра, ра, ра — это наша детвора.
Ра, ра, ра — убежали со двора.
Ра, ра, ра — мне домой идти пора
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ры, ры, ры — летят комары.
Ры, ры, ры — наточили топоры.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ры, ры, ры — у нас синие шары.
Ры, ры, ры — зелёные дворы.
Ры, ры, ры — не люблю жары.
Ры, ры, ры — лось поел коры
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Рок, рок, рок — покупаю я сырок.
Рок, рок, рок — потяните за шнурок.
Ром, ром, ром — по реке плывёт паром.
Рок, рок, рок — осторожно: бугорок
Повтори (прочитай) чистоговорки:
Ру, ру, ру — котлеты на пару.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ру, ру, ру — ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору.
Ру, ру, ру — У забора кенгуру.
Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.
СКАЧАТЬ КАРТОЧКИ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКА Р
Рекомендую прочесть:
Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”Автор: Ekaterina
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.
Автор опубликовал 485 статей.Предыдущий материал из рубрики –
Автоматизация звуков:
www.logolife.ru
50 логопедических стишков. Учимся говорить правильно
📎Звук Ш
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
📎Звук Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
📎Звук Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
📎Звуки С Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Автор стихов Т. Ляхович
📎С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К
Логопедический стишок №5
СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
📎Чередование согласных П — Б:
ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
📎Чередование согласных Т — Д:
ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.
[reklama2]
📎Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!
📎Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.
📎Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.
📎Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
📎Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
📎Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
📎Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
📎Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.
📎Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
📎Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
[reklama2]
📎Логопедический стишок №16
Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.
📎Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.
📎Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.
📎Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
📎Логопедический стишок №20
Рожь яровая —
Культура зерновая.
📎Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
📎Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
📎Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
📎Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
📎Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.
📎Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
📎Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
📎Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
📎Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
📎Логопедический стишок №30
[reklama]
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
📎Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
📎Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
📎Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур
В Европу тур.
📎Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
📎Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
📎Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
📎Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
📎Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
📎Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
📎Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
📎Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
📎Логопедический стишок №42
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
📎Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.
📎Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
📎Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.
📎Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
📎Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
(По А. Усачёву)
📎Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
📎Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
📎Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Самое читаемое:
www.podelkidetkam.ru
Логопедические упражнения на звук Р
Логопедические занятия для детей, направленные на постановку, закрепление, введение звука в речь начинаются с упражнений для подготовки языка и умения правильно и с силой направлять воздушную струю.
Гимнастика для подготовки речевого аппарата
Подготовка аппарата речи для правильного произнесения звука Р может осуществляться при помощи следующих упражнений:
- Гудит пароход. По реке плывет пароход. Он еще далеко, но мы слышим его гудок. Пароход все ближе и ближе. У-у-у.
- Сдуть ватку с кончика носа.
- Почистим зубы. Язык поднять вверх и почистить им зубы, как щеткой, изнутри и снаружи.
- Побелим потолок. Кончиком языка водить по небу вперед и назад.
- Поскачем на лошадке. Цокать, присасываясь кончиком языка к небу и резко отрывая его, быстро и медленно.
- Часики. “Узким” языком делать движения маятника от одного угла рта к другому.
- Чашечка. Сделать из языка “чашечку”, поднять ее вверх. Затем расслабить язык и положить на нижнюю губу.
Логоритмические упражнения
Опираясь на произнесение близких по артикуляции звуков, можно подвести ребенка к правильному произнесению звука Р.
- Играем в баскетбол. Произносим сочетание слогов, ритмично постукивая по столу рукой: та-та-та-так; ты-ты-ты-тык; то-то-то-ток; ту-ту-ту-тук.
- Играем в теннис. Ритмичное движение кистью вперед и назад с проговариванием слогов та-ту, та-ту, то-ты, то-ты.
- Забиваем гвоздь в стену. Спрятать язык за верхние зубы, упереться в бугорки (альвеолы) и постукивать им, произнося звуки Т и Д, или их сочетание. Нижней челюстью при этом не двигать.
- Мы на параде. Ды-да, ды-да, ду-до-да, да-ду-ды. Проговаривать слоги, рисуя в воздухе или на бумаге ломаные линии.
Логопедические распевки для детей
Правильное произнесение звука Р автоматизируется путем распевания слогов с этим звуком.
Ра-ра-ра-ра – вышли кони со двора.
Ро-ро-ро-ро – мы поедем на метро.
Ры-ры-ры – у дома много детворы.
Ру-ру-ру – пастушок ту-ру-ру.
Ар-ар-ар – в лесу пожар.
Ур-ур-ур – в руках у меня бур.
Ор-ор-ор – на стене ковер.
Другие логопедические упражнения для буквы р
Логопедические упражнения на букву Р включают в себя и упражнения на различение буквы Р на письме и звука Р на слух среди других похожих букв и звуков. Эти упражнения можно подобрать самостоятельно.
- Покажи картинку, где спрятался звук или буква Р.
- Придумай слова, где звук или буква Р находятся в разных частях слова.
- Поймай звук. Рома – дома, Марина – малина, ложки – рожки, рак – лак.
- Хорошо заучивать стишки со звуком или буквой Р.
Их можно подобрать из произведений А. Барто, С. Маршака и других детских писателей.
Логопедические занятия на букву Р должны проводиться специалистом в оборудованном кабинете не менее 2 раз в неделю. Обязательно дается задание на дом. Необходимо нацелить родителей на то, чтобы они контролировали произнесение этого звука с целью автоматизации его в речи ребенка. Надо использовать как можно больше речевого материала с этой буквой; стишки, сказки, песенки, скороговорки, загадки.
Логопедические занятия дома
Если нет возможности посещать логопеда, можно проводить логопедические занятия дома. Но очень важно предварительно проконсультироваться с врачом. Родителям следует помнить, что начинаются логопедические занятия с разминки для языка, только после этого можно переходить к более сложным заданиям.
Поставить звук Р можно с переходом от звуков Т, Д. Закрепляем это в слогах, словах и предложениях. Упражнения обязательно обыгрывать. Важно также почаще хвалить ребенка и повторять постоянно упражнения, стараясь их разнообразить новым речевым материалом. Можно придумать стишки с буквой Р самим вместе с ребенком.
На дворе лежат дрова.
Марина любит мандарины.
Логопедические упражнения на звук Р обычно проводятся с 5 лет, потому что произношение его считается наиболее трудной задачей и в речи ребенка этот звук появляется последним.
Логопед. Постановка звука Р. Как научиться произносить звук Р. – видео
www.rastut-goda.ru
Тема №44. Звуки [Р], [Р’]; [Р] – [Р’]. Буква Р – 7 Января 2014
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [P’], различать их на слух и в произношении.
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.
5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.
6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
Задание 2. Знакомство со звуком [Р].
Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р]:
губки свободны;
зубки сближены, но не соприкасаются;
кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
посередине язычка идет теплая воздушная струя;
горлышко «работает».
Символ звука: собака громко рычит: РРРРР…
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Как рычит злая собака? РРРРР… (звук [Р] произносится громко, раскатисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:
р, б, ж, р…; ра, жа, бу, ры…; ар, ам, ур…; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
pa-ар, ру-… ар-pa, ур-…
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ро-ру-ры…, ар-ор-ур-ир…, бра-бро-бру-бры…, абр-обр-убр-ибр…
Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.
Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить количество и место звуков [Р] в этих словах:
прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, согласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).
Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу:
РА: -кушка, -ма…;
РО: -за, -ща…;
РУ: -ка, -чей…;
РЫ: -ба, -бак…
Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?):
ру-ка, ру-баш-како-ра, ко-яу-ра; муш-ка, тсор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.
Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка — …, краска — …
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ру-ру-ру — начинаем мы игру.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у Ромы топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у Ромы марка.
Орка-орка — крутая горка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Ирка-ирка — у Иры дырка.
Задание 13. Знакомство со звуком [Р’].
Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах: якорь, угорь, фонарь, букварь?
Символ звука: маленький щенок рычит: рьрьрь… Характеристика звука [Р’]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р’]»’
рь, мь, рь, дь.„; ря, мя, бю, ри…; арь, амь, омь, урь…; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик…
Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).
В аптеке работает… аптекарь. В колокола звонит… звонарь. Траву косит… косарь. Землю пашет… пахарь. Хлеб печет… пекарь. Директору помогает… секретарь.
В каких словах встречается два звука [Р’]? Где он стоит в слове?
Задание 16, После первого звука в словах произнести звук [Р’]. Какие слова получились?
Битва — бритва, тюк — …, тяпка — …, пятки — …
Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р’], по заданию: звук [Р’] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ря-ря-ря — синие моря.
Ре-ре-ре — санки на горе.
Рю-рю-рю — репу я варю.
Ри-ри-ри — горят фонари.
Арь-арь-арь — у меня букварь.
Орь-орь-орь — у Сережи корь.
Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.
Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ра-ря, ру-…; ры-ри, ру-…; ар-арь, ур-…; урь-ур, ирь-…
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря…
Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р*]):
топо…, фона…, забо…, буква…
Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется. (Репейник)
Под водой живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех слогов?
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [P’]):
корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.
Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р’]).
Заменить звук [Р] на звук [Р’] в словах. Какие слова получились? Придумать с этими словами предложения:
рад — ряд, ров — …, пар — …, хор — …, удар — …
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение состоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
Выучить скороговорки:
Как на горке, на пригорке
Сидят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Курьера курьер
Обгоняет в карьер.
Задание 22. Знакомство с буквой Р.
Буква Р — рука в кармане,
Буква Р — подарок маме.
О. Гофман
На что еще похожа буква Р? Игры с буквой.
Задание 23. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку:
ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.
Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:
хор — хорь, удар — ударь…
Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатными буквами, чтение:
У Ромы репка. У Риты ручка.
logopeddoma.ru
Логопедические стихи: Логопедические стихи (132шт)
Может, кому пригодится для занятий с детьми, сама некоторое выпишу)))
Звук Ш
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Звук Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
Звук Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
Звуки С Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Автор стихов Т. Ляхович
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К
Логопедический стишок №5
СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
Чередование согласных П — Б:
ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
Чередование согласных Т — Д:
ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.
Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов!
Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка –
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку –
Лучше всех её… молчит.
Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить –
«Р» поможет мне учить.
Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.
Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Логопедический стишок №16
Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.
Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.
Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.
Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Логопедический стишок №20
Рожь яровая –
Культура зерновая.
Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.
Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Логопедический стишок №32
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур
В Европу тур.
Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Логопедический стишок №42
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.
Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась –
За посылку расписалась.
Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)
Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Логопедический стишок №51
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
Логопедический стишок №52
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Логопедический стишок №53
Съел Филимон
С улыбкой лимон.
Логопедический стишок №54
Коля и две Оли
В поле лук пололи.
Логопедический стишок №55
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Логопедический стишок №56
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.
Логопедический стишок №57
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.
Логопедический стишок №58
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.
Логопедический стишок №59
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.
Логопедический стишок №60
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.
Логопедический стишок №61
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.
Логопедический стишок №62
Ушла гроза за горизонт –
Закрыла Зоя сразу зонт.
Логопедический стишок №63
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)
Логопедический стишок №64
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
Логопедический стишок №65
Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Логопедический стишок №66
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Логопедический стишок №67
Мужа жена
Обожать должна.
Логопедический стишок №68
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
Логопедический стишок №69
Маша — малышка,
У Маши пустышка.
Логопедический стишок №70
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряж[ш]ки.
Логопедический стишок №71
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Логопедический стишок №72
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.
Логопедический стишок №73
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Логопедический стишок №74
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.
Логопедический стишок №75
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.
Логопедический стишок №76
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.
Логопедический стишок №77
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Логопедический стишок №78
Нас «огорчили»
Перчики чили.
Логопедический стишок №79
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Логопедический стишок №80
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Логопедический стишок №81
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Логопедический стишок №82
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Логопедический стишок №83
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Логопедический стишок №84
Ученик ворчит беззвучно –
Ах, учителю как скучно.
Логопедический стишок №85
Увеличили зрачки
Очень новые очки.
Логопедический стишок №86
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.
Логопедический стишок №87
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.
Логопедический стишок №88
На пиджачке значок,
На значке жучок.
Логопедический стишок №89
Сверчок в ночи
Сверчит у печи.
Логопедический стишок №90
Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.
Логопедический стишок №91
На веточке птички,
В лесочке лисички.
Логопедический стишок №92
В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.
Логопедический стишок №93
На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.
Логопедический стишок №94
Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.
Логопедический стишок №95
Уголёчки в печке,
А песочек в речке.
Логопедический стишок №96
Часики точные,
Яблочки сочные.
Логопедический стишок №97
Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.
Логопедический стишок №98
Тучка мрачная,
Крылечко дачное.
Логопедический стишок №99
Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.
Логопедический стишок №100
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
Логопедический стишок №101
Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.
Логопедический стишок №102
Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.
Логопедический стишок №103
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)
Логопедический стишок №104
Целиком вся Турция
Есть в цветке… (настурция)
Логопедический стишок №105
На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.
Логопедический стишок №106
У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.
Логопедический стишок №107
Ветви ива свесила красиво.
Логопедический стишок №108
К васильку василёк –
И у Вали венок.
Логопедический стишок №109
Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.
Логопедический стишок №110
Быку букет
Будет… на обед.
Логопедический стишок №111
Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.
Логопедический стишок №112
ДЯТЕЛ
Дятел
Дерево
Долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит
Древний дуб,
Добрый дятел
Дубу люб.
Логопедический стишок №113
ЕНОТ
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница — река :
Енот в воде у бережка
Еду полощет, трет слегка,
А после ест досыта.
Логопедический стишок №114
ЁЖ-ДРАЧУН
Угрожает ёж ежу :
— На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы –
Пожалеть глажа и жубы.
Логопедический стишок №115
ЛИНЬ И ЯЗЬ
Жили-были линь и язь –
Жили в иле, не ленясь.
В ясли язь возил язят,
Линь линят — в интернат.
Логопедический стишок №115
РИФМЫ
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста :
В них много-много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Рифмуются компот и кот.
И это не случайно :
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В котах сокрыта тайна.
Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мягкой тряпкой!-
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Логопедический стишок №115
Р
Разные радости, сколько от вас радости!
Радуюсь лету,
Резвому ветру,
Раннему утру,
Росе перламутровой,
Рогатой улитке,
Раскрытой калитке…
Радуюсь малости –
Растут мои радости.
Логопедический стишок №116
Ж
Жарко…
Жук жужжит в цветке.
Жаба дремлет в лопухе.Ждет тропинка поворота, чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, но все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.
Логопедический стишок №117
40 СОРОК
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились
Сорок сорок.
Логопедический стишок №118
ЗМЕЯ И ЗАЯЦ
Злая змея заметила зайца,
Змея зеленая знай забавляется,
Забыл зайчишка законы зла,
Забыл, зачем здесь змея залегла.
Логопедический стишок №119
СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ
Раз, два, три, четыре, пять :
Вышли греки погулять :
Андросфены, Алексиды,
Агафоны, Аристиды,
Антипатры, Антиохи,
Антигоны, Антилохи,
Архимон и Архелай.
Сколько греков? Сосчитай!
Логопедический стишок №120
ИГРА СЛОВ
В реку рукой
Метал металл.
Нагой ногой
Пинал пенал.
Логопедический стишок №121
ПЛАКАТЬ ПОГОДИМ
Плакать погодим :
Боли переборем,
Горе объегорим,
Беды — победим.
Прочь поворотим
Прочие печали.
Начали!
Вначале –
Плакать погодим…
Логопедический стишок №122
На реке — камыши
Разыгрались там ерши :
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!
Логопедический стишок №123
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок :
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
Логопедический стишок №124
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите
Под горку!
Спасайте
Егорку!
Логопедический стишок №125
Волк-волчок
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом
Ночевал под кустом.
Логопедический стишок №126
Котасик Михасик свалился с сосны.
И снятся котасику грустные сны.
Всегда неизменно в конце этих снов
Он видит себя без хвоста и усов.
Но если не спит — он с хвостом и усами.
Найдете его — и увидите сами.
Логопедический стишок №127
Музыка, музыка к нам из магазина!
Музыку, музыку, музыку везут!
В детский сад сегодня едет пианино.
Пусть в весенний праздник дети попоют.
Логопедический стишок №128
На замке в буфете ваза.
В ней нарезан ананас.
От меня убрали сразу.
Только зря. Ведь эту вазу
Не разбил же я ни разу,
Хоть и лазил много раз.
Логопедический стишок №129
Вот такой несносный чижик!
Не читает чудных книжек.
Научить его хочу, но никак не научу.
Скачет он и днем и ночью,
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я учусь, а он никак.
Логопедический стишок №130
Наша кошка, кашка Машка,-
Шаловливая коташка.
Лишь куда-нибудь вбежит,
Все там переворошит.
Оживают вмиг у Машки
И катушки, и бумажки.
Будто бы спешит под шкаф.
Вот такой у Машки нрав.
Ну, а если там мышата –
Кошки нет, ушла куда-то.
Как мышонок там шуршит,
Кошка к шкафу не бежит.
Уж не нужен шкаф коташке.
Видно, жалко мышку Машке.
Логопедический стишок №131
В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька –
Оказались валенки
На нее малы!
Логопедический стишок №132
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся!
Для Алины и для Кольки. В можжевельник попал.
www.baby.ru