Познавательное

Познавательно исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – – . , – .

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Воспитатель, МБДОУ “Детский сад № 1 “Рябинка”, Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коньшина Н.Р. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 17.12.2018).

Заказ № 69104


 

С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов

помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательной, поисковой деятельности детей, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

То есть задача подготовки ребенка к школе к приобретению знаний, а к формированию умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др. Именно эти качества хотят видеть в будущем первокласснике педагоги начального образования.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Главная задача педагога (воспитателя) – развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, поиску ответов на свои вопросы.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспита­теля и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитате­лем и принятия детьми познавательной задачи. В старшем дошкольном возрасте постановка познавательной задачи осуществляется детьми. Затем осуществля­ется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбира­ются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятель­ность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Основой поисковой, исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность

– это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней).

Исследовательская активность – это стремление, желание исследовать, открывать, изучать – значит делать шаг в неизведанное.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активное освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Познавательная, поисковая деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность выделяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательная деятельность старшего дошкольника проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде исследовательских вопросов, задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как?).

При организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми следует руководствоваться следующими принципами:

1.Принцип научности:

– предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

– содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2.Принцип целостности:

– основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3.Принцип систематичности и последовательности:

– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

– предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

– формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

– предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

– обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

– предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

– предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

– предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

– обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

– предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

– предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.        

Первый этап экспериментирования характеризуется проявлением любопытства. Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития.

Отличительной особенностью второго этапа экспериментирования является восприятия окружающего мира у дошкольников резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира в том, что он приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей. Если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением от исследовательской деятельности. У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Пятый этап освоения исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом деятельности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Процесс познания – творческий процесс, и задача взрослых (педагогов и родителей) – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому основной целью организации поисковой, экспериментальной деятельности с детьми является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Методика организации поисковой деятельности дошкольников.

 

Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуа­ций.

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познаватель­ных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним.

Познавательная задача всегда содержит вопрос «А что будет, если…?». Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных зна­ний и способов действий. Незнание должно быть частичным, Тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рас­суждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержа­щие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

 Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему летом и весной идет дождь, а зимой – снег?

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему рыба плавает? Почему осенью у зайца меня­ется цвет шерсти? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д.

После принятия детьми познавательной задачи под руковод­ством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. Необходимо учитывать каждое предположение детей; если они не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвиже­ния предположений интерес к решению задачи следует исполь­зовать для отбора способов проверки предположений. Дети могут предложить разные способы проверки. Предла­гает их и воспитатель. Ими могут быть:

– кратковременные рас­познающие наблюдения,

– длительные сравнительные наблюде­ния,

– элементарные опыты,

– демонстрация моделей,

– эвристи­ческие беседы.

Распознающие наблюдения используются, как правило, когда необходимо установить свойства, признаки объ­ектов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Приве­дем пример организации поисковой деятельности, когда познавательная задача решается с помощью опыта. В ходе усвоения системы знаний о растениях детей необходимо подвести к пониманию того, что для роста растений нужна влага. Перед ними ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Для проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее – одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается, что они делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать до­полнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам. В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее развития проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого, к самостоятельной постановке и решению познавательных задач

 

Условия, необходимые для организации элементарной поисковой деятельности с детьми.

  1. Первое условие связано с пространственной организацией опытов. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Хорошим подспорьем в организации опыта является раздаточный материал. Воспитатель также должен помнить, что слово идет за чувственным познанием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
  2. Второе условие связано с временным параметром: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, умственного напряжения. Такая деятельность трудна дошкольникам. Следовательно, продолжительность наблюдения должна быть примерно 3-10 минут -–это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления – в этом заключается успех и воспитательно-образовательная эффективность этого мероприятия.
  1. Третье условие связано со структурой опыта. Каждое из них имеет начало основную часть и конец. Функции их различны. Правильное их понимание и проведение помогут воспитателю добиться общего положительного педагогического эффекта.
  2. Четвертое условие. Это диагностирование воспитателем уровня знаний у детей о явлениях живой и неживой природы. А также уровня развития логического мышления. Это нужно для того, чтобы выбрать наиболее доступные знания не сложные для данного уровня, а также правильную методику проведения опыта (дополнительные вопросы, более долгое рассматривание и т.д.).

Таким образом, соблюдение этих условий позволяет осуществить познавательно- исследовательскую деятельность с детьми педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для образования детей.

Структура опыта

Опыт используется, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения – предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта. Обсуждение условий организации опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них; которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках – схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

 Таким образом, опыт, как и любая другая деятельность, имеет свою структуру:

  1. Постановка воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми).
  2. Первичный анализ задачи (соотнесение известных и неизвестных данных).
  3. Поиск решения задачи. (В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения – предположения о причинах явления.)
  4. Отбираются один или несколько способов проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка.
  5. Производится анализ полученных в ходе проверки результатов и осуществляется формулирование выводов. (что является решением определенной познавательной задачи)

Организация самостоятельной поисковой деятельности детей

Самостоятельная поисковая деятельность детей может организовываться в разных формах:

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и индивидуальным темпом познавательного развития.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.          

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.

Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе беседы воспитатель должен задать детям такие вопросы, которые требуют от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах.

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности

предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.

На экскурсии воспитатель организует самостоятельную поисковую деятельность детей. Для этого воспитатель использует различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т. д. Целесообразно использовать такие вопросы, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе экспериментирования воспитатель должен поставить перед детьми такую познавательную задачу, которую можно решить только с помощью опыта. Например, перед детьми ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, воспитатель спрашивает: «А как проверить, кто из вас прав?» Дни проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее – одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. В заключение, когда изменения хорошо видны, воспитатель предлагает детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если ребята сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через развитие познавательно-исследовательской, самостоятельной поисковой деятельности. А самостоятельная поисковая деятельность дошкольников – это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего мира, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

 

Использованная литература:

  1. Емельянова Е.И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3.
  2. ПаршуковаН.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду // Дошкольная педагогика. 006. № 1.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  4. Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей // Дошкольное образование. 2004. №7.
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М.: АРКТИ, 2005.

 

Рекомендуемые интернет – источники по организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми.

 

Младший и средний дошкольный возраст:

1.Перспективное планирование по познавательно- исследовательской деятельности во второй младшей группе. Конспекты занятий по познавательно – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. http://dou7.ehirit38.

2. Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду. https://infourok.ru/

 

Старший дошкольный возраст:

1.Структура экспериментирования. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по месяцам. https://videouroki.net

2. Перспективное планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста перспективное и описания опытов. http://www.doshped.ru/

 

kssovushka.ru

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Автор: Субботина Татьяна Николаевна

 

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

 

 

 

Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

 

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

 

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

 

 

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Задачи:

 

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

 

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

 

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

 

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

 

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.

Я.Корчак.

Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, рассыпано по многочисленным программам, методическим разработкам, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.

Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования (см. таблицу 1).

Таблица 1. Типы исследования

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ пп Типы исследования Тема Возрастная группа
4-5 года 5-6 лет 6-7 лет
1 Опыты С воздухом

С водой

С песком и глиной

С магнитом

С цветом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2 Коллекционирование Знакомство с камнями   + +
3 Путешествие в пространстве Ребенок открывает мир    

 

+
4 Путешествие во времени Что было до….     +

Примечание: знания дети получают не на специальных занятиях, а в повседневной жизни и через различные виды деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность (рис.2). Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий (табл. 2).

Таблица 2.

Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Содержание Кол-во занятий в неделю Срок Всего Занятий Формы работы
1 Опыты с воздухом

Зеленые пылесосы

Как пламя загрязняет воздух

Как увидеть воздух

Парусные кораблики

Воздух помогает двигаться

 

 

1

1

2

1

 

2

Октябрь-ноябрь

7

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности
2. Опыты с песком.

Откуда в пустыне появляются песчаные горки?

Мокрый песок

Рисунок из песка на бумаге

Исследование сухого и мокрого песка

 

1

 

2

2

 

2

Декабрь-январь 7 В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность
3 Опыты с магнитом

Магнитные чудеса

Притягивание и отталкивание магнитов

Притягивание магнитом

 

2

1

 

1

Февраль 4 Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность
4 Эксперимент с цветом

Таинственные письма

Смешивание акварели

Таинственное появление и исчезновение

 

 

1

2

 

1

Март 4 Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность
5 Опыты с водой

Волны в море

Лилии в воде

Пузыри в воде

Растворимость разных сыпучих в воде

 

1

1

1

1

Апрель 4 В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности

Конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ “ВОЛШЕБНИЦА ВОДА”

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с исследовательским фартуком и этапами исследования объекта.

2. Закреплять знания детей о свойствах воды (течет, нагревается, растворяет, впитывается).

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.

2. Активизировать словарь (исследование, течет, нагревается, растворяет, впитывается, газообразное состояние).

Воспитательные задачи:

1. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием.

2. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Звучит легкая музыка.

Воспитатель. Ребята, послушайте, какая музыка. Добрая, легкая, нежная. Под звуки этой мелодии к вам в гости пришла добрая волшебница (воспитатель выставляет картину “Добрая волшебница”). Это волшебница воды, которую зовут Стелла. Рассмотрите ее. Что вы видите?

Дети. В руках у нее книга, она красивая, у нее добрые глаза.

Воспитатель. Добрая волшебница приготовила нам сегодня много сюрпризов. А вот и первый сюрприз. Ребята, как вы думаете, что это?

Дети. Фартук.

Воспитатель. Но это не простой фартук. Это волшебный фартук. Обратите внимание на самый верхний карман, где находится карточка с изображением … чего?

Дети. Капли воды.

Воспитатель. Правильно. Значит, добрая волшебница предлагает нам изучить воду. А еще Стелла прислала нам карточки-помощницы, которые подскажут, где мы можем узнать о воде. Давайте посмотрим на первую карточку, где нарисована книга. Это значит, что книга нам поможет узнать о воде. Откройте книги на той странице, где лежит закладка. Внимательно рассмотрите и ответьте мне: для чего необходима вода.

Дети. Чтобы поливать растения, купаться, для рыбок, чтобы пить.

Воспитатель. Как вы считаете, какая вода нужна всем?

Дети. Чистая, прозрачная, свежая.

Воспитатель. А что для этого необходимо?

Дети. Беречь воду.

Воспитатель. Как?

ВЫВОД. Вода полезна и необходима всем. Ее нужно беречь и охранять.

Воспитатель. Обратимся к следующей карточке. На ней нарисован человек. Это означает, что узнать о воде можно, спросив у другого человека. Давайте расскажем друг другу: какие свойства и состояния воды вы уже знаете.

Дети. Свойства воды: течет, растворяет, нагревается, охлаждается. Состояния: снег, лед, дождь, пар, иней, град.

ВЫВОД. Вода имеет много разных свойств и состояний. Все зависит от условий, в которых она находится.

Воспитатель. А сейчас мы послушаем, как поет вода. И чуть позже поделимся услышанными звуками друг с другом.

Дети ложатся на пол, закрывают глаза. Воспитатель медленно произносит:

“Представьте себя. Где вы находитесь? Что вы слышите? А теперь откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и порадуйтесь, что мы снова все вместе”. Расскажите, где вы себя представили и что вы слышали.

Воспитатель. У нас осталась последняя карточка. Что на ней изображено?

Дети. Перчатка.

Воспитатель. Она означает, что необходимо провести эксперимент. И наша волшебница Стелла приготовила еще один сюрприз – посмотрите, это целая лаборатория. Давайте подойдем и посмотрим, что находится в этой лаборатории (воспитатель обговаривает с детьми, что они видят на столах).

Дети. Краски, кисточки, стаканы, разные вещества.

Воспитатель. Попробуйте краски, какие они: сухие или мокрые? Что можно сделать, чтобы оживить краски?

Дети. Капнуть воду, намочить.

Воспитатель. Попробуйте капнуть пипеткой. Затем налейте воду в стакан и раскрасьте ее. (Остальным детям добрая волшебница предлагает растворить в воде некоторые вещества).

Опыт

Дети растворяют краску, крупу, соль, песок и делают вывод: вода растворяет соль, сахар и краску, а крупу – нет.

Воспитатель. Правильно, вода может растворить некоторые вещества. А сейчас я предлагаю вам зарисовать опыты, которые вы проводили, и заполнить пустые карманы волшебного фартука (дети рисуют).

Звучит шум ветра.

Воспитатель. Вы слышите шум? Подойдите все ко мне. Давайте возьмемся крепко за руки, чтобы нам не было страшно. Дети, а что же это было?

Дети. Ветер, ураган, торнадо.

Воспитатель. К нам прилетела злая волшебница Гингема (показывает иллюстрацию злой волшебницы). Она не случайно сюда прилетела. Скорее всего, она здесь что-то натворила. Посмотрите внимательно на картинку, что она у нас унесла.

Дети. Воду.

Воспитатель. Как вы думаете, можно ей доверять воду и что она может с ней сделать?

Дети. Заколдовать, сделать грязной.

Воспитатель. А у меня есть волшебная ручка, с помощью которой мы отнимем воду. (Воспитатель “стирает” воду в колбе). Мы спасли воду. И нам не страшна злая волшебница.

Дети. Не боимся мы тебя. Улетай отсюда.

Воспитатель. Ах, ребята, посмотрите, злая волшебница Гингема заморозила наши подснежники. Как их можно освободить из ледяного плена?

Дети. Полить горячей водой, отнести на батарею, согреть в ладошках, подышать.

Воспитатель. Послушайте, как трещит лед (добавляет горячую воду из термоса).

Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.

Воспитатель. Сейчас мы положим цветы на батарею, чтобы они высохли. А вечером, вместе с воспитателем вы оформите весеннюю картину и наклеите наши подснежники. Вот сколько радостных сюрпризов приготовила для вас добрая Стелла. И сейчас последний ее сюрприз, самый веселый и радостный.

Танец “Разноцветная игра”.

Воспитатель. И нет на земле народа, который бы не чтил воду. Сколько песен, стихов, пословиц сложено о красоте рек, озер, родников.


ЗАНЯТИЕ “ЦАРСТВО ТРЕХ ВЕТРОВ”

Образовательные задачи.

  • Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
  • Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

Развивающие задачи.

  • Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый важный и нужный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать:

Я – могуч,
Я гоняю стаи туч,
Я волную сине море,
Всюду вею на просторе.

Ребята, сильный ветрище – это хорошо. Почему?

Дети. Разгоняет тучи, гонит большие корабли.

Воспитатель. Сильный ветрище – это плохо. Почему?

Дети. Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

Воспитатель. Каким еще словом можно назвать Ветрище?

Дети. Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо.

Воспитатель. Да, вы правы. Сильный ветер – это ураган, вьюга, буран… А сейчас, давайте послушаем, какой бывает сильный ветрище.

Аудиозапись “Шум ветра”.

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в заснеженной тундре. Кругом темно, холодно и никого нет, только ветрище воет… Но, давайте возьмемся крепко за руки, не такой он уж и страшный, когда мы все вместе. А сейчас откройте глаза и мы поближе посмотрим на нашего силача-Ветрище. Он и правда очень сильный, но длится всего миг.

Для встречи с Ветрищем нам понадобится несложное оборудование. Мне потребуется помощник.

Опыт “Ураган из листьев”.

Загадка.

Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так, порою, он сердит!
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде!

Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети. Сильный ветрище –это очень сильное движение воздуха, оно опасно.

Воспитатель. Тогда вышел средний брат и начал рассказывать о себе:

Вею, вою, ворожу,
Снег пушистый я кружу.
Гуляю в поле, а не конь,
Летаю на воле, да не птица.
Отгадали, кто же я? (Ветер).

Воспитатель. Ребята, ветер – это хорошо. Почему?

Дети. Он может шуметь, гудеть, надувать паруса, вертеть крылья мельницы, качать деревья, гнать по небу облака, разносить семена.

Воспитатель. Ветер – это плохо. Почему?

Дети. Песок в глаза, срывает шляпу, поднимает юбку, портит прическу маме.

Воспитатель. А какой бывает ветер?

Дети. Неприятный, колючий, жаркий, быстрый.

Воспитатель. Ветрище мы с вами видели, а теперь, давайте посмотрим на ветер. Мне понадобятся смелые, инициативные помощники, которые сейчас выйдут и помогут мне провести опыт.

Опыт с вентилятором.

Воспитатель. Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети. Ветер – не очень сильное движение воздуха, он людям помогает, и является частым гостем в нашей жизни, у нас на севере.

Воспитатель. И, наконец, дошла очередь и до младшего брата:

Перед вами я – ветренок,
Непоседливый ребенок.
По обочинам дорог
Бегаю как паренек.

А сейчас мы с вами встретимся с Ветерком (раздает листы бумаги, предлагает помахать этим листочком). Я вижу, не всем удобно держать листочек, да и не красиво. А что из него можно сделать (делают веер). А теперь, давайте помашем на себя. Что вы почувствовали?

Дети. Прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель. Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. Ребята, покажите мне свои красивые губки, вытяните их трубочкой и подуйте, как ветерок. А теперь давайте поиграем: научим наши маленькие шарики летать, не дадим им упасть на пол. (Дети дуют на шары). Итак, ветерок – это слабое движение воздуха. А какими словами мы можем описать ветерок?

Дети. Нежный, ласковый, приятный, прохладный.

Воспитатель. Ой, ой, ой, а ветерок-то с нами хочет поиграть.

Физкульминутка:

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Не все деревца распрямили свои веточки, давайте встанем и еще раз поиграем.

Воспитатель. Мы сегодня встретились с Ветрищем, Ветром и Ветерком. Я заметила, что вас заинтересовала эта встреча. Вы многое узнали, многое открыли для себя. А теперь, давайте все свои впечатления отразим в рисунке.

Дети рисуют с помощью свечи и гуаши.

Давайте мы с вами, ребята, попрощаемся с братьями ветрами. Каждый из них важен и нужен в природе. И на прощанье послушаем стихи, которые выучили с родителями самые активные дети нашей группы.

Стихи.

Ходит в море ветер-пастушок
Дует ветер в маленький рожок…
А вокруг него бегут барашки,
У барашков – белые кудряшки.
А когда приляжет пастушок
И затихнет маленький рожок,
Все барашки дремлют под водой
Под морскою крышей голубой.

Воспитатель. Молодцы. Спасибо. А сейчас, ребята, я хочу закончить наше занятие такими прекрасными словами:

Хорошо, что солнце светит! Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес, вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке очень синяя вода
И меня никто на свете не догонит никогда!
Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме!
Хорошо жевать траву! Хорошо, что я живу!

5.12.2003

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Рябченюк Ольга Алексеевна

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей

 по проблеме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

                                                       

1.     Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.                

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют  собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети  не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.  Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший  дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение  по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.  Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как  поиск знаний,  приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

– По характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты –                               с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

– По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

– По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

– По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

– По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

– По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

– По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

– По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

– По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

– По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

– По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

– действие показывает педагог;

– действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

– иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

– действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

– действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

– действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не  навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

– экспериментальная деятельность

        – решение проблемных ситуаций                                                                                                     

 

 2. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

         В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы

для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

–  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с

– безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

–  показ только существенных сторон явления или процесса,

–  отчетливая видимость изучаемого явления,

–  возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности

ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев – насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или  ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение,

оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным

эталонам и образцам.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:

полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует

формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском

саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети

должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,

костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Такая организация пространства является одним из условий среды,

которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка

 

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не

только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме

центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями,

во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности,

направленной на познание окружающего мира.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В

ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток

на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев

даже не требуется специальное оборудование.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо

учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического

развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо

учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно

– образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно

увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной

процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

 

С этой целью в группах должны быть созданы мини – лаборатории, оборудованные всем необходимым: 

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

         

3. Практическая часть

Педагоги делятся на 3 группы:

–       Младший возраст;

–       Средний возраст;

–       Старший возраст.

Опыт-эксперимент с воздухом для детей данного возраста.

     

4. Заключение

        

      Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком,водой,глиной)

4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными  предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

7.Ведется фиксация результатов эксперимента.8.Наблюдается системность в проведении экспериментирования .    9.Наличие  картотеки опытов и экспериментов в группе.

10.Оснащенность уголка  соответствует требованиям и данной возрастной группе.

 

Приложение 2

Исследование познавательных интересов­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ребёнка__________________                               

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

 

Балл (по 3-х бальной системе)

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

 

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

 

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

 

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним  

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М.,

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта

работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *