Познавательное

Карточки фразеологизмы 4 класс – Материал по русскому языку (4 класс) по теме: Фразеологизмы на уроках русского языка. | скачать бесплатно

Урок русского языка на тему “Фразеологизмы”. 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизме – как единице языка.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи.
  2. Развивать творческие способности и образное мышление школьников.
  3. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: раздаточный материал для работы в парах постоянного и сменного состава; раздаточный материал для работы в группах; карточки для задания “Собери фразеологизм”; таблички(исконно-русские, заимствованные, современные).

Ход урока

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

1. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Открыли тетради, записали число.

3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”

– Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм?

Орфографическая минутка.

– На доске записан афоризм:

“Как богад руский езык!
Как многа внем медких слоф!”

– Предложите задание.

Записать в тетрадь, исправляя ошибки.

ПРОВЕРКА.

Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)

Автор: – Четырехлетняя девочка спросила у матери
Девочка: – Скоро наступит лето?
Мама: – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Автор: – Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
Девочка: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!

– Почему так произошло? Чего не знала девочка?
– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?
– Что такое фразеологизм?

III. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

IV. Организация системы моделирующих заданий.

Задание 1. Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение.

  1. Ах, какие мастера!
    Вот топор, а вот – пила.
    Все в руках у них горит!
    Раз – и дом уже стоит!
  2. Мишка сегодня шалил целый день,
    Чашку разбил, столкнувшись о пень!
    Мама ему говорит: “Вот так да!”
    Мишке же все –
    Как с гуся вода!
  3. Ничего я не пойму:
    Что? К чему? И почему?
    Мыслей в голове – сто две…
    Вот так каша в голове.

Проверка.

Беседа. – Вспомните, на какие группы можно разделить фразеологизмы по их происхождению?

На доске: исконно-русские, заимствованные, современные.

Работа в парах. На столах карточки желтого цвета.

Задание 2. Прочитайте текст, запишите фразеологизмы.

Игорь красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Котенок был такой красивый, что глаз не оторвать.
Мы дружно работали, сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Данил сломя голову остановился.

Проверка по предложениям.

Найдите лишний. Докажите (данный фразеологизм заимствованный).

Работа на карточках голубого цвета.

Задание 3. Замените данные фразеологизмы одним словом.

Я проснулся ни свет ни заря. Пошел к Винтику, долго бил баклуши. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнию. Велел зарубить на носу, что нельзя только отдыхать. А мне хоть кол на голове теши.

Проверь себя!

– Что заметили? (Слова-синонимы.)
– Какие слова называются синонимы?
– Как называются противоположные по смыслу слова?

Работа на карточках белого цвета.

Задание 4. Найди пару. Запишите парами противоположные по значению фразеологизмы:

Во всю Ивановскую Как кошка с собакой
Душа в душу Воспрянуть духом
Повесить нос Держать язык за зубами

Проверка.

V. Игра “Узнай фразеологизм”. Работа в парах сменного состава.

Задание: исправь и запиши правильный фразеологизм.

Пример: работать как коза.

Индивидуальное задание. Собери фразеологизм. (Два человека у доски.)

  1. Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.
  2. Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.

Проверка. Сделайте вывод.

– Какие это фразеологизмы? (Исконно-русские.)
– Где мы можем узнать значение фразеологических оборотов?
– Каких фразеологизмов мы не встретим в словаре? (Современных.)

VI. Работа в группах. Определите фразеологизм по предмету.

Составьте предложение. Запишите в тетрадь.

1-я группа – мыло;
2-я группа – лапша;
3-я группа – пробка;
4-я группа – телефон;
5-я группа – компьютер;
6-я группа – очки;
7-я группа – гвоздь.

Проверка.

– В какой речи употребляются данные фразеологизмы?

VII. Самостоятельная работа по уровням.

1-й уровень – упражнение 396. Записать фразеологизм по его значению.

2-й уровень – (на карточке). Выписать предложения с фразеологизмом.

Карточка.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

3-й уровень – (на карточке). Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Карточка.

  1. Его вешают, приходя в уныние;
    его задирают, зазнаваясь;
    его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут;
    не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
    не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Проверка.

1-й уровень – ученик у доски.

Вопросы: – Что общего?

– Какой синтаксической единицей являются эти фразеологизмы?

2-й уровень – проверь себя!

Вопросы: – Что общего?

– Что интересного заметили? В каком смысле употреблены фразеологизмы?

3-й уровень – проверка с учителем.

Найдите лишний!

– По какому признаку? (по синтаксической роли, по происхождению).

Самооценка.

VIII. Итог урока.

– Что интересного узнали о фразеологизмах?
– Какие бывают фразеологизмы?
– Для чего нужны фразеологизмы? (Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.)
– Закончите фразу: Чтобы наша речь была красивой надо? (Пополнять, обогащать свой словарный запас.)
– Какой новый фразеологизм узнали на уроке?

IX. Рефлексия.

– Какая работа вас сегодня порадовала?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кому было трудно?

Вернемся к словам Л.Н.Толстого (начало урока).

– Что можете сказать?

X. Домашнее задание по желанию.

XI. Оценивание.

28.06.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Пособие “Словарь фразеологизмов” 1 – 4 класс

Словарь фразеологизмов

Баклуши бить – бездельничать

Без году неделя – совсем недавно, очень короткое время

Без лишних слов – не теряя времени [браться за дело]

Без сучка, без задоринки – сделать безукоризненно

Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Белены объесться – взбеситься [применяется к людям, которые делают глупости]

Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться

Блоху подковать – искусно выполнить самую замысловатую, точную работу

Бок о бок – рядом

Болеть душой

– волноваться, переживать, беспокоиться

Будь что будет – выражение готовности ко всему

Быть на высоте – проявить себя достойно

В глубине души – в самых сокровенных мыслях

В два счет – моментально

В двух шагах – очень близко, совсем рядом

В ежовых рукавицах – очень строго, в большой строгости

В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки, жер­твуя всем

В один голос – все вместе, единодушно

В один миг – мгновенно

В поте лица – с большим усилием, напряжением

В пух и прах – совершенно, окончательно (напр., разругаться)

В розовом свете – представлять что-либо лучше, чем оно есть на самом деле

В центре внимания – на виду у всех, вызывая всеобщий интерес

В час по чайной ложке – очень медленно

Валится из рук – ничего не получается

Вгонять в краску

– приводить в смущение

Вдоль и поперек – в мельчайших подробностях

Вертеться на языке – сильное желание спросить; или «помнил, но забыл»

Вешать голову – унывать

Висеть на волоске – быть в очень трудном, отчаянном положении

Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем

Вкладывать душу – отдавать всего себя, все свое старание и жела­ние чему-либо

Во все глаза – большим интересом [наблюдать]

Водой не разлить – [их водой не разлить] так говорят о тех, кто крепко дружит

Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрыми

Волосы становятся дыбом – становится страшно

Вот где собака зарыта – вот в этом и причина, суть дела

Вот тебе раз – выражает удивление или разочарование

Вставлять палки в колеса – умышленно мешать

Встать с левой ноги – находиться без причины в плохом настроении

Выносить на своих плечах – справиться с чем-либо са­мостоятельно

Выходить из себя – сердиться

Выходить сухим из воды – суметь избежать заслуженного наказания

Глаза слипаются – хочется спать

Глазом не моргнул – быстро, моментально [произошло что-либо]
Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела
Голова на плечах – умный человек
Дать слово – пообещать

Делать из мухи слона – преувеличивать что-либо

Держать камень за пазухой – затаить злобу

Душа в душу – жить полном согласии
Душа нараспашку -открытый человек

Душа не лежит – нет желания заниматься чем-либо

Душа в пятки уходит – боязно, страшно

Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью

Жить на широкую ногу – жить в довольстве, проявлять хлебосольство

За пояс заткнуть – одержать полную победу, доказать бесспорное пре­имущество

За тридевять земель – очень далеко

Заблудиться в трех соснах – не найти выход из элементарного зат­руднения

Заговаривать зубы – улестить кого-нибудь многословными излияниями

Задать головомойку(баню), намылить шею, голову – сильно отругать

Задеть за живое – задеть человека словом, грубо коснувшись чего-либо болезненного для него

Задирать нос – зазнаваться

Зайти в тупик – оказаться в безвыходном положении

Зарубить на носу – запомнить

Засучив рукава – не жалея сил

Зеленая улица – полная свобода действий в любой области творче­ства, труда

Знать назубок – превосходно выучить что-либо, отлично в чем-то раз­бираться

Золотые руки – мастер своего дела

И на солнце бывают пятна – нет на свете ничего, лишенного недостатков

И след простыл – исчез

Играть на нервах – специально раздражать

Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие, раздувать значение мелочи

Испокон веков – издавна

Как ветрам сдуло – исчез

Как воды в рот набрал – упорно молчит

Как две капли воды – о внешнем сходстве

Как из ведра – сильный поток (часто так говорят о дожде)

Как на иголках – сильно волноваться

Как на ладони – все ясно

Как по маслу – все идет легко

Как рыба в воде – свободно и непринужденно

Как с гуся вода – о безразличии к событиям, безнаказанности, рав­нодушии

Как свои пять пальцев – знать очень хорошо

Как снег на голову – совершенно неожиданно

Камня на камне не оставить – все уничтожить

Капля в море (Кот наплакал) – очень мало

Каши не сваришь – невозможность сделать вместе какое-либо дело

Клевать носом – дремать

Комар носа не подточит – не придерешься

Купить кота в мешке – приобрести что-либо, ничего не зная о достоин­ствах или недостатках покупки

Лица нет – в выражениях типа: на тебе лица нет – о растерянности, расстройстве человека

Ломать голову – напряженно думать

Мартышкин труд – бесполезные усилия, ненужная работа

Махнуть рукой – разочароваться, перестать обращать внимание

Медведь на ухо наступил – нет музыкального слуха

Минута в минуту – абсолютно вовремя

Много воды утекло – много времени прошло

Мокрая курица – растерявшийся, беспомощный человек

Морочить голову – дурачить, сбивать столку

Мухи не обидит – о безобидном человеке

На каждом шагу – везде, повсеместно, во множестве

На край света – очень далеко

На краю земли – где-то очень далеко

На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства

На скорую руку – кое-как, быстро

Надувать губы – принимать обиженный вид

Наломать дров – наделать глупостей

Не верить своим глазам – сильно удивиться

Несолоно хлебавши – обмануться в ожиданиях, не достигнуть цели

Ни днем ни ночью – постоянно, круглые сутки

Ни жив ни мертв – сильный испуг

Ни к селу ни к городу – некстати

Ни пуха ни пера – пожелание удачи

Ни с того ни с сего – неожиданно

Ни свет ни заря – очень рано

Ни слуху ни духу – полная неизвестность о ком-либо

Ноль внимания – не обращать никакого внимания

Обводить вокруг пальца – ловко обманывать

Один на один – без посторонних

Опускать руки – потерять способность и желание действовать

Остаться с носом – потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись

От корки до корки – от начала до конца, ничего не пропуская

Очертя голову – совершить что-либо, не думая о последствиях

Падать духом – унывать

Палец в рот не клади — может постоять за себя

Палец о палец не ударить – ничего не делать

Платить той же монетой – ответить тем же

По пальцам пересчитать – очень мало

Пожелать попутного ветра – пожелать удачи

Поймать на удочку – обмануть

После дождичка в четверг – никогда

Пропускать мимо ушей – не обращать внимания на чьи-либо слова

Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием

Работать спустя рукава – небрежно выполнять работу, без души, халтурить

Разводить руками – удивляться

Расхлебывать кашу – распутывать неприятности

Родился под счастливой звездой[в рубашке) – удачливый человек, которому часто везет

Рукой подать – совсем близко

С глазу на глаз – наедине

С горем пополам – с очень большим трудом; кое-как

С распростертыми объятиями – радушно

Сбивать с толку – запутывать

Свинью подложить – устроить крупную неприятность

Связывать по рукам и ногам – лишить возможности свободно действовать

Семи пядей во лбу – очень умный человек

Семь пятниц на неделе – о человеке, легко меняющем свои решения

Сесть в лужу – оказаться в глупом, неловком положении

Сидеть у моря и ждать погоды – бездействовать

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся

Сквозь землю провалиться – очень сильно стыдиться

Сколько воды утекло – много времени прошло

Сколько лет, сколько зим! – Как давно тебя не видел!

Сложить голову – погибнуть в бою

Со всех ног (Сломя голову) – стремительно, опрометью

Собаку съел – иметь большой опыт в чем-либо

Стоять горой – защищать

Схватывать на лету – быстро и легко усваивать

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга

Талант зарыть – не развивать свои природные способности, не давать им возможности раскрыться

Терять голову – не знать, как поступить в сложной ситуации

Терять почву под ногами – сомневаться, лишаться уверенности

Тише воды, ниже травы – быть незаметным и скромным

Тут как тут – сразу, в нужный момент [оказаться]

Тяжел на подъем – ленивый

У него на лбу написано – сразу видно по выражению лица

У черта на куличиках – очень далеко, на краю света

Убивать время – проводить время в бесполезных занятиях

Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела

Хлопот полон рот – много дел

Хоть глаз выколи – темно, ничего не видно

Черным по белому – абсолютно понятно

Чувство локтя – взаимная поддержка, верность товарищам

Чуть свет – очень рано

Язык проглотить –замолчать

Язык проглотишь – очень вкусно

infourok.ru

Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса «Веселые фразеологизмы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Н.И. Рыленкова»

 

Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса

«Веселые фразеологизмы»
 

Выполнила: учитель начальных классов

Иванова Ирина Юрьевна

2017


 

Тема: «Веселые фразеологизмы»

Внеклассное мероприятие для 4 класса

Задачи.: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы»

  • развитие познавательного интереса;

    обогащение словарного запаса учащихся;

    развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

    воспитывать любовь к родному языку.

Задание 1. Разминка. Как вы уже знаете, очень много фразеологизмов пришло в нашу речь в результате наблюдений за повадками и характерными особенностями животных.

«Даёт совет Ежиха- мать:

– Детей не следует держать

В ежовых рукавицах

(При посторонних лицах!)

Конечно, вы догадались, что выражение « держать в ежовых рукавицах» является фразеологизмом и означает «очень строго и сурово обходиться с кем-либо». А какие еще выражения, связанные с характеристиками животных, вы слышали или знаете? Вместо точек вставьте названия животных.

Ответ:

Голоден как …..(волк)

Надут как ……(индюк)

Хитер как лис ….(лиса).

Нем как (рыба).

Труслив как… (заяц)

Грязный как …(свинья).

Здоров как …(бык).

Упрям как… (осел.)

Изворотлив как… (уж).

Колючий как …(ёж)

Болтлив как… (сорока).

Задание 2.

«Пеликан разинул рот:

-Из-под ног уходит плот!

Я – знаток морской науки,

Взять себя обязан в руки!».

Здесь выражение «взять (брать) себя в руки», конечно же, означает «сдерживать себя, успокаиваться». А какие еще фразеологические обороты со словом «рука» вы знаете? Подумайте т вспомните как можно больше и обязательно объясните их значение.

Ответ: фразеологизмов со словом «рука» насчитывается более 50. Вот некоторые из них:

Отбиться от рук (не слушаться)

Все валится от рук (не получается, не клеится)

На скорую руку (быстро)

Умывать руки (отходить от дела)

Сходить с рук (избежать наказания)

А теперь вы узнаете происхождение фразеологизма «Денег куры не

клюют». Театрализация с детьми: 6соседей, купец, 6 кур, хозяйка, курятница

В селе «Большие Златы» жила семья богатейших купцов Доположских – Вынь. Однажды любопытные соседи, повисшие на заборе, наблюдали такую картину: как вернулся хозяин с города, с мешком золота и вдруг лопнула тесёмка на мешке и золотые монеты раскатились по всему двору. Шум, гам, переполох, все бросились их собирать, напуганная девка курятница оступилась и растянулась поперёк двора, рассыпав ведро пшена. Пшено смешалось с монетами, куры набросились на пшено. В этот момент выскочила хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Клюют! Деньги клюют! Переполох набирал обороты. Когда через полчаса всё улеглось, хозяйка уговорила мужа общипать кур и провести экспертизу желудков на предмет поиска монет. Еще через час купец (хозяин) тряс перед носом хозяйки кучей куриных потрохов и кричал «Ну что убедилась? Денег куры не клюют!» в этот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по курице. С той поры выражение «Денег куры не клюют» прижилось в народе – это означало неожиданное поступление материальных благ (а по-простому халява)

Задание 3.

«Крот заметил:

много лет изучал я этикет.

Не кричи от страха «ой!»

Научись владеть собой!».

Вы заметили, что в данном четверостишии выражение « владеть собой» подобно фразеологизму «взять (брать) себя в руки»? Конечно же, схоже оно не по написанию, а по смыслу – «сдерживать себя, сохранять спокойствие». Такие выражения называют фразеологизмами с общим значением. В приведенном ниже списке фразеологизмов попробуйте найти фразеологизмы с общим значением и выпишите их парами. Объясните, в какие случаях их употребляют.

Ответ:

Дать нагоняй – намылить шею.

    Нагоняй – строгое внушение, наказание ( Словарь русского языка С.И. Ожегова). Дать нагоняй – делать выговор, ругать. Фразеологизм «намылить шею» означает – наказать (кого-либо).

    Не покладая рук – в поте лица (старательно, много работать).

    Ни кола ни двора – гол как сокол.

      В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 метра). Не иметь кола значило «не иметь и маленького клочка земли». Выражение ни кола ни двора означает наивысшую степень бедности.

      Сокол – это старинное стенобитное орудие из чугуна или железа в форме длинного и толстого бревна. Или же бревно, окованное металлом. Его навешивали на железных цепях и, раскачивая, прошибали им самые прочные крепостные ворота и каменные стены

      Поверхность сокола была гладкой, как бы голой. Вместе с тем, соколы (птицы) во время линьки действительно теряют перья и становятся почти голыми.

      Сквозь землю провалиться – как в воду кануть (исчезнуть, скрыться куда-либо).

      Во все лопатки – во весь дух (очень быстро).

        « Нестись во все лопатки» – при быстром беге лошадь далеко выносит ноги вперед, при этом ярко выделяются лопатки. Во весь дух – очень быстро, с большой скоростью.

        Молоть вздор – молоть ерунду (говорить что-нибудь вздорное: чепуху, вздор, ерунду).

        Хоть пруд пруди – куры не клюют (очень много чего-либо)

          Глагол «прудить» означает устраивать пруд, перегораживая плотиной реку, ручей. Слово «пруд» в древнерусском языке означало место разлива перегороженной реки или ручья. Сочетание, таким образом, и означало «сооружая плотину, устраивать пруд». В XVIII веке «прудом» стали называть любой водоем с непроточной водой. Фразеологическое же значение оборота сложилось путем сравнения: на строительство плотины шла огромная масса дешевого материала (земли, камня)

          Задание 4. А еще существуют фразеологизмы с противоположными по смыслу значениями, например, «в двух шагах» – очень близко, рядом. Противоположное ему выражение – «за тридевять земель», означающее «очень далеко». Как вы думаете, противоположным выражением к фразеологизму «спустя рукава», будет выражение «опустив рукава», «засучив рукава» или «отрезав рукава»? Почему?

          Ответ:

          Спустя рукава – засучив рукава;

          Хоть иголки собирай – ничего не видно;

          По чайной ложке – единым духом;

          Заварить кашу – расхлебывать кашу;

          Чуть свет – на ночь глядя;

          Повесить нос – воспрянуть духом;

          Сидеть, сложа руки – не покладая рук;

          Душа в душу – как кошка с собакой;

          На чужой шее сидеть – жить своим горбом

             Физкультминутка

            Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

            — Встанем, как аршин проглотили. — Проголосуем обеими руками.

            — Согнемся в три погибели. — Попрыгаем, как заяц.

            — Дадим задний ход. — Посмотрим друг другу в глаза.

            — Сделаем хорошую мину при плохой игре. — Побъем друг другу челом.

            — Разведем руками. — А теперь — руки в брюки.

            — Подержим нос по ветру. — Намылим друг другу голову.

            Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

            Задание 5. Меткие образные выражения, фразеологизмы, украшают нашу речь, делают ее яркой и точной. В следующих стихотворениях значение фразеологизмов обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле. Попробуйте их найти и объяснить значение.

            Зайка пишет письмо.

            «Здравствуй, милая Мартышка! «Крокодил, дружок, здорово!

            Шлет привет тебе Зайчишка. Обращаюсь с просьбой снова:

            Что ты друга обижаешь – Ты уж нам не откажи –

            Почему не приезжаешь? Зубы Волку покажи.

            Ждет тебя лесной народ. Вздумал он зверей стращать.

            Летом дел невпроворот! Кто нас будет защищать?!

            Разводить в лесу бананы – Без тебя мы как без рук.

            Это дело обезьяны». Приезжай скорее, друг!»

            «Носорог, родной, привет! «Уважаемый Жираф!

            Покупай скорей билет: Зная Ваш добрейший нрав,

            Нам в лесу нужна охрана, Я надеюсь, что с друзьями

            Так как поздно или рано Непременно станет с Вами.

            В лес охотники нагрянут Это в Африке жара,

            И стрелять по зайцам станут. А у нас как из ведра

            Твой могучий острый рог Льют дожди в разгаре лета.

            Нам бы здорово помог. Что вы скажите на это?

            Будут звери за тобой Мы нашли для Вас работу

            Как за каменной стеной». (Выходной один – в субботу)

            Тучи в небе разгонять.

            Разрешите Вас обнять.

            Каждый вечер под дождем

            Мы Вас очень-очень ждем».

            «Слоник, здравствуй! Как живешь?

            Писем нам давно не шлёшь.

            Без тебя стоит работа.

            Цирк построить нам охота.

            Будешь ты подъемным краном.

            Показаться может странным

            Это предложение.

            Сделай одолжение:

            Приезжай в конце недели –

            Побеседуем о деле».Ответ:

            Дел невпроворот – очень много дел.

            Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.

            Как без рук – оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо).

            Поздно или рано – о том, что обязательно произойдет.

            Как за каменной стеной – находиться под надежной защитой.

            (Льет) как из ведра – о проливном дожде.

            Сделай одолжение – форма вежливой просьбы.

              Задание 6. К сожалению, бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Исправьте ошибки и составьте предложения с фразеологизмами.

              два сапога – дорого;

              одного поля помидор;

              язык без мышц;

              пальчики откусишь;

              показать где креветки зимуют;

              заблудился в двух липах.

                Ответ:

                два сапога – пара;

                одного поля ягода;

                язык без костей;

                пальчики оближешь;

                показать где раки зимуют;

                заблудился в двух соснах.

                  Задание 7. В приведенных ниже рисунках «зашифрованы» некоторые фразеологизмы. Сможете ли вы догадаться, какие именно фразеологизмы «спрятаны» в рисунках?( в презентации)

                  Ответ: 1.замести следы.

                  Взять быка за рога.

                  Сесть в галошу.

                  Витать в облаках.

                  Водить за нос

                    Задание 8. Конечно, происхождение фразеологизмов связано не только с животными. Существует много выражений, пришедших из различных профессий. Интересно, а вы сможете определить, благодаря каким профессиям появились следующие выражения:

                    Топорная работа; без сучка и без задоринки; снять стружку; разделать под орех;

                    На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками;

                    Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.

                      Ответ: Плотник, столяр. 2. Портной. 3. Кузнец.

                        Задание 9. А в этом задании попробуйте отгадать, о каких предметах идет речь:

                        За него тянут; на нем что-то вертится; его держат за зубами.

                        Ими хлопают, если что-то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

                        Его вешают, приходя в уныние; за него водят; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его задирают, зазнаваясь.

                          Ответ: 1. Язык. 2. Уши. 3. Нос.

                           11.Подведение итогов .

                          . Что мы с вами сегодня делали на нашемзанятии?(Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

                          Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня ?

                          Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!

                          xn--j1ahfl.xn--p1ai

                          Конспект урока “ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ” (4 класс)

                          Содержательная часть

                          Конспект урока

                          План урока

                          1. Организация на урок. Мотивация.

                          2. Актуализация знаний. Cоздание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Определение цели, задач урока.

                          3. Открытие нового знания.

                          4. Закрепление учебного материала.

                          5. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.

                          Конспект урока

                          Деятельность учителя

                          Деятельность учащихся

                          1.Организация на урок. Мотивация.

                          Цель этапа – способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

                          Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости, что яблоку негде упасть. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже поприветствовали гостей? Улыбнулись добрыми улыбками?

                          Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмём у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения! Садитесь!

                          Проверьте: всё, что надо, под рукой?

                          Учитель: – Поговорим?

                          Дети: – Поговорим.

                          Учитель: – О разном и о прочем.

                          Дети: – О том, что в жизни хорошо.

                          Учитель: – И хорошо не очень.

                          Дети: – Ведь что-то знаем мы:

                          Учитель: – А что- то мне известно.

                          Дети: – Поговорим?

                          Учитель: – Поговорим.

                          Все: – Нам будет интересно.

                          Отправляемся за знаниями!

                          Каким будет наш урок? – табличка – ? (изучение нового)

                          – Хотели бы вы сегодня узнать что-то новое?

                          – Мне очень приятно это слышать.

                          Цель этапа –подготовиться к продуктивной работе на уроке

                          Учащиеся проверяют готовность к уроку

                          Участвуют в диалоге.

                          2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.

                          Цель этапа – способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.

                          – Тогда Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

                          Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать? Слайд1.

                          Зарубите себе на носу – запоминать

                          Работать засучив рукава – усердно работать

                          Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

                          Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

                          -А кто знает, что это за необычные выражения?

                          – Как они называются?

                          Чтобы точно сформулировать тему – решим кроссворд.

                          -Какова же тема нашего урока?

                          Фразеологизмы

                          -Запишите тему урока в тетрадь.

                          -Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? (Если знают, спросить откуда узнал)

                          Хотите узнать?

                          3. Определение цели, задач урока.

                          Цель этапа – совместная постановка цели урока, задач урока

                          Давайте предположим, что это слово может обозначать?

                          (группа слов, сочетание слов, член предложения, часть речи, часть слова, раздел русского языка)

                          – Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём?

                          ФРАЗА

                          Это тайна, которую мы откроем.

                          Мы порой и не сообразим,

                          Отчего же так мы говорим,

                          Почему в ситуациях разных

                          Произносим нелепые фразы.

                          Иностранцы их вряд ли поймут,

                          Коль дословно всё переведут.

                          Но мы этим серьёзно займёмся

                          И, конечно, во всём разберёмся.

                          Есть целый раздел русского языка, который занимается изучением устойчивых выражений – ФРАЗЕОЛОГИЯ. А мы сегодня только прикоснёмся к этой замечательной науке и познакомимся с одним из её разделов.

                          Какую цель мы перед собой поставим?

                          Узнать, что такое фразеологизмы.

                          Мы должны ответить на вопросы:

                          1.Что такое фразеологизмы?

                          2.Где можно узнать значение

                          и происхождение фразеологизмов?

                          3. Для чего используют фразеологизмы в русском языке?

                          Это и будет план нашего урока

                          Итак, у нас много вопросов. Вы готовы найти на них ответы?

                          4. Открытие нового знания.

                          Цель этапа – способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

                          Я раздаю вам карточки и прошу поработать с информацией. Приложение 1.

                          Что нового вы узнали о фразеологизмах, изучив информацию на карточках?

                          С каким новым словом познакомились? (фразеологизмы) (открываю обратную сторону доски)

                          Выберите словосочетания, которые характеризуют фразеологизмы.

                          Вывешиваю на другую сторону доски:

                          На доске карточки со словами:

                          предложения

                          устойчивые выражения

                          каждое отдельное слово имеет значение

                          неделимы по смыслу

                          используем в готовом виде

                          их специально сочиняют

                          не имеют автора ???

                          делают нашу речь ярче, выразительней

                          Пользуясь схемой, сформулируйте, что же такое фразеологизмы.

                          Возвращаемся к плану урока: ответили мы на первый вопрос?

                          Цель этапа – осмыслить возникшую трудность и определить учебную задачу.

                          Учащиеся предлагают варианты ответов

                          Решают кроссворд в группах, выводят тему урока, записывают её в тетрадь

                          Цель этапа – совместная постановка цели урока, задач урока

                          Выдвигают предположения

                          Слушают стихотворение, погружаются в тему урока

                          Обдумывают, анализируют и формулируют цель урока, план.

                          Цель этапа – получают возможность задуматься.

                          Читают текст про себя

                          с пометками:

                          ! –новое, интересное

                          ? – возник вопрос

                          + знал

                          Формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала.

                          На доске получается схема:

                          5. Закрепление полученных знаний.

                          Цель этапа (учителя) – создать условия для формирования понятия значения фразеологизма и правильного употребления их в речи.

                          1) Работа со словарём

                          Как вы думаете, где можно найти информацию о значении и происхождении фразеологизмов?

                          (в толковом словаре, во фразеологическом словаре, некоторые фразеологизмы в учебнике. (обратить внимание на выставку книг об устойчивых выражениях)

                          У вас на партах лежит словарь. Прочитайте как он называется.

                          Можете сказать как называются выражения, которые находятся в этом словаре. (фразеологизмы)

                          Задание:1ряд–найти значение и происхождение фразеологизма «водой не разольёшь» и записать с ним предложение.

                          2ряд- «как с гуся вода»

                          3ряд – «тёртый калач»

                          Проверка: фронтально + рисунки слайд 2.

                          Итак, где можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов?

                          2)Работа по учебнику

                          О происхождении ещё одного очень интересного фразеологизма мы узнаем из учебника, упр. 574.(поспел к шапочному разбору)

                          Сейчас Саша выступит в роли учителя. Саша читает предложение.

                          – Вы поняли, о чём говорит учительница, о чём предупреждает? Если нет, тогда в упр. 573 прочтите текст и ответьте, о чём просит учительница. + орфограммы (устно)

                          Упр. 574–читаем задание. Выполняем письменно, решая орфографические задачи.

                          ВЫВОД: Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

                          Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). Презентация (Саша) – 4слайда (исконно русские, заимствованные, крылатые выражения, современные)

                          А какие вы знаете современные фразеологизмы? (стоять в пробке, висеть на телефоне…)

                          3)Физкультминутка

                          А теперь разомнёмся, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

                          ( комплексная) – снятие двигательного напряжения, дыхательная-2упр., для глаз- 2упр. (тренажёр Еремеева)

                          4)Работа на карточках

                          Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить следующее задание:

                          ( предположите, какое задание можно выполнить по этому тексту)

                          Замените выделенные фразеологизмы одним словом. Прочитайте текст, который у вас получился.

                          Приложение2.

                          Что вы заметили? Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

                          Вывод: Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

                          Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведения

                          5) Игра «- Как об этом говорят?»

                          (в группах по 4 чел.)

                          На партах лежат листки с заданием. Дано значение выражения, нужно ответить фразеологическим оборотом (в помощь даётся слово-подсказка) , подобрать рисунки.

                          – Прочитайте, какие фразеологизмы составили:

                          живут как кошка с собакой

                          остаться с носом

                          белая ворона

                          волчий аппетит

                          пальчики оближешь

                          ломать голову

                          Итог игры: чья группа больше назвала ФО и правильно подобрала рисунки, та и победила.

                          Цель этапа – учиться понимать значение фразеологизма, правильно употреблять их в речи

                          Находят научное название словаря устойчивых выражений, делают вывод, открывают новое понятие

                          Выполняют задание по рядам ( в парах)

                          Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

                          Работают в тетради по заданию.

                          Самооценка на полях (шкала)

                          Делают вывод.

                          Внимательно слушают

                          Высказывают своё мнение

                          Отдыхают

                          Высказывают свои предположения в паре, обосновывают выбор слов,

                          формулируют выводы наблюдений.

                          Рассуждают, делают вывод

                          6. Подведение итогов.

                          Цель этапа – создание условий для развития умения делать выводы, для актуализации полученных знаний.

                          – Какую же тайну языка мы сегодня разгадали?

                          – Что такое фразеологизмы?

                          – Для чего их используют в речи?

                          – А будете ли вы использовать в своей речи такие фразеологизмы:

                          Бить баклуши, попасть впросак, точить лясы…

                          – Почему?

                          – Тема «Фразеологизмы» очень обширная. Подробно с ней вы будете знакомиться в 5 классе

                          7.Домашнее задание.

                          Цель этапа – обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д.з.

                          1.Найти фразеологизмы со словом «руки» или «голова». Можно нарисовать иллюстрацию к любому фразеологизму.

                          2.Тетрадь – задачник упр.576

                          (по выбору)

                          8.Рефлексия. Оценивание учащихся.

                          Цель этапа (учителя) – содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности и деятельности класса.

                          Cоздание синквейна (5строка-фразеологизм, оценивающий твою работу на уроке. Слайд3

                          1. Я переливал из пустого в порожнее

                          2. Я устал и вышел из себя.

                          3. Я работал, не покладая рук.

                          4. Я устал, но взял себя в руки.

                          5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

                          Зачитываем несколько вариантов синквейна.

                          Ребята, давайте теперь обратимся к лесенке знаний и она подскажет как прошел урок.

                          Если вы довольны своей работой на уроке, у вас всё получалось и вы очень старались, то прикрепите свою фотографию на самую высокую ступеньку. Если у вас на уроке возникали трудности – чуть ниже. Если вы считаете, что вам было слишком трудно – на самую нижнюю ступеньку.

                          Да вы у меня семи пядей во лбу! Спасибо за сотрудничество! Урок окончен!

                          Цель этапа – формулируют результат своей работы на уроке.

                          Цель этапа – закрепить умение работать с фразеологизмами.

                          Записывают домашнее задание в дневник

                          Цель этапа – осознать степень усвоения учебного материала и дать оценку своей деятельности и деятельности класса.

                          Обдумывают, создают, записывают получившийся синквейн в тетрадь.

                          Осуществляют самооценку.

                          Приложение1.

                          Фразеологизмы.

                          Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Сравните: на краю света (земли) — далеко; намылить шею — проучить, наказать; пешком ходит под стол — маленький; зуб на зуб не попадает — замёрз; зарубить на носу — запомнить; как в воду глядеть — предвидеть и т. д. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

                          Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой и т. д. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек, то есть делать очень несложное дело.

                          Смысл фразеологических оборотов нельзя понимать буквально. Они имеют переносное значение. Фразеологизмы делают нашу речь ярче, выразительней.

                          Приложение2.

                          Я проснулся ни свет ни заря( ). На душе кошки скребли( ). Пошёл к Винтику, долго бил баклуши( ), тянул кота за хвост( ). Вернулся ни жив ни мёртв( ). Съел с горем пополам суп( ). Тут как снег на голову( ) свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии( ). Велел зарубить на носу( ), что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши( ).

                          Слова для справок:

                          неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

                          Приложение3.

                          Игра «Как об этом говорят»

                          1. О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка)

                          2. ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ОБМАНУТЬСЯ В СВОИХ РАСЧЁТАХ, ОКАЗАТЬСЯ ОДУРАЧЕННЫМИ (нос)

                          3. О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ (ворона)

                          4. ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

                          5. КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

                          6. КОГДА УСИЛЕННО ДУМАЮТ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ (голова)

                          Тест (отметь знаком + в нужной скобке правильный ответ) доп. задание.

                          1.Отметь устойчивое выражение:

                          Энциклопедия на полке( )

                          Лежачая энциклопедия ( )

                          Ходячая энциклопедия ( )

                          2.Устойчивое выражение «Как воды в рот набрал» обозначает:

                          Полный рот воды ( )

                          Молчать, ничего не говорить( )

                          Полоскание полости рта( )

                          3.Укажи антоним к устойчивому выражению « спустя рукава»

                          Опустив рукава( )

                          Засучив рукава ( )

                          Отрезав рукава ( )

                          Пояснительная записка к уроку

                          Предмет: русский язык

                          Класс: 4

                          Учитель: Широбокова Н.М.

                          Тема урока Фразеологизмы

                          Место урока в изучении темы: 4 четверть. Раздел: « И снова о главном работнике в языке- слове», 4 урок «Рассказываем истории некоторых выражений»

                          УМК: Гармония

                          Цель урока: Знакомство с понятием фразеологизм, историей возникновения и значением некоторых фразеологических оборотов.

                          Задачи:

                          Образовательные

                          1. Формирование представления о фразеологизмах.

                          2. Формирование умения определять фразеологические обороты и использовать их в речи.

                          3. Формирование навыков самостоятельной работы путём выполнения тренировочных упражнений

                          Развивающие

                          1.Способсвовать развитию познавательного интереса у учащихся.

                          2. Способствовать развитию речи, орфографической зоркости.

                          3. Формирование умения работать с фразеологическим словарем

                          Воспитательные

                          1. Формирование интереса к изучению родного языка.

                          2. Формирование коммуникативных навыков.

                          Тип урока: изучение нового материала.

                          Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, карточки с тестами, рисунки фразеологизмов, листы с информацией, кроссворд, словари, тетрадь-задачник 3часть, учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка»2 часть 4 класс, презентация урока.

                          infourok.ru

                          Конспект урока русского языка по теме “Фразеологизмы” 4 класс Школа России

                          Муниципальный фестиваль – конкурс

                          «Калейдоскоп методических идей – 2018»

                          Номинация:

                          «Методическая разработка, рекомендация»

                          Конспект урока русского языка с презентацией.

                          Тема урока: « Фразеологизмы». 4 класс УМК «Школа России»

                          Учитель начальных классов:

                          Митягина Светлана Евгеньевна

                          МКОУ СОШ №3

                          г. Заволжск

                          Конспект урока русского языка с презентацией.

                          Тема урока: « Фразеологизмы». 4 класс УМК «Школа России»

                          Урок развития речи в системе уроков повторения и закрепления в конце учебного года.

                          Цель урока: Развивать речь учащихся, используя фразеологизмы.

                          Задачи:

                          1) Вспомнить, что такое фразеологизмы.

                          2) Учиться находить фразеологизмы и применять их в речи.

                          Ход урока.

                          1.Мотивация к учебной деятельности.

                          Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

                          Встаньте прямо! Распрямитесь! Удивитесь!

                          Рассердитесь! Улыбнитесь!

                          И за парты все садитесь!

                          – У нас урок русского языка. (Слайд 1).

                          – Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

                          2. Актуализация знаний.

                          – С чего мы начинаем работу в тетради? (С чистописания.)

                          – Зачем нужно чистописание? (Даём образец для всей работы.)

                          На доске:

                          ол ал Глаза на лоб полезли.

                          – Пропишите эти буквосочетания и предложение, соблюдая правила соединения.

                          3. Самоопределение к деятельности.

                          – Прочитайте написанное предложение.

                          – Назовите, какой частью речи является каждое из этих слов. Докажите. Я предлагаю вам показать это предложение с помощью движений.

                          (Учитель произносит предложение, чётко проговаривая слова, дети показывают движения.)

                          – Как вы понимаете это предложение? (Удивился.)

                          – Совпадает ли смысл этого предложения и значение конкретных слов? Почему? (Это фразеологизм.)

                          – Что такое фразеологизм? (Это устойчивое сочетание слов.)

                          – Сформулируйте тему и задачи урока.

                          Тема урока: «Фразеологизмы» (Слайд 2).

                          Задачи: (Слайд3)

                          1) Вспомнить, что такое фразеологизмы.

                          2) Учиться находить фразеологизмы и использовать их в речи.

                          4. Работа по теме урока.

                          1) Игра «Назови одним словом» (Слайд 4).

                          – Проверяем (Слайд 5).

                          1. У него денег куры не клюют (богатый).

                          2. Он обведёт вокруг пальца кого-нибудь (обманет).

                          3.Он ходит по струнке перед кем-то (подчиняется).

                          4. Он не лезет за словом в карман ((находчивый).

                          5. Он перебивается с хлеба на воду (бедный)

                          6. Он звёзд с неба не хватает (неудачливый, глупый).

                          2) Игра «Вставь слово и запиши фразеологизм».

                          Работа в тетради. (Слайд 6).

                          1.У маленького Паши

                          Ботинки просят … (каши)

                          2..Дружнее этих двух ребят

                          На свете не найдёшь.

                          О них обычно говорят:

                          Водой … (не разольёшь)

                          3. Ежата – детки, хоть куда!

                          И что же тут дивиться.

                          Ведь мама держит их всегда

                          В ежовых … (рукавицах)

                          4. Как много принято у змей,

                          Кусают за ногу гадюки.

                          А потому при встрече с ней

                          Берите, детки, ноги … (в руки).

                          – Проверьте.

                          3) Игра «Отгадай фразеологизм по картинке».

                          1. Сесть в лужу (Слайды 7-8)

                          2. Лить крокодильи слёзы. (Слайды 9-10)

                          3. Белая ворона. (Слайды 11-12)

                          4. Сидеть на чемоданах. (Слайды 13-14)

                          5. Находиться под башмаком. (Слайды 15-16)

                          6. Жить как кошка с собакой. (Слайды 17-18)

                          4)Задание по карточке «Соотнеси фразеологизм и его значение». Работа в парах. (Слайд 19).

                          – Проверяем.

                          • Находиться под башмаком (подчиняться).

                          • Сидеть на чемоданах (собираться в дорогу).

                          • Лить крокодильи слёзы (сильно плакать).

                          • Жить как кошка с собакой (ссориться, ругаться).

                          • Сесть в лужу (попасть в непростую ситуацию).

                          • Белая ворона (непохожий на других человек).

                          5. Физкультминутка (Слайд 20).

                          – Закончите и изобразите фразеологизм мимикой, движениями.

                          Голоден, как … (волк).

                          Хитёр, как … (лиса).

                          Труслив, как … ( заяц).

                          Здоров, как … (бык).

                          Надут, как … ( индюк).

                          Упрям, как … (осёл).

                          6. Закрепление. Работа с карточкой «Фразеологизмы о животных».

                          – Какие фразеологизмы о животных вы знаете? (Ответы детей)

                          – Ребята, а что делать, если вы не можете объяснить смысл фразеологизма? (Надо найти его значение в словаре фразеологизмов или в интернете).

                          – Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться с новыми фразеологизмами с помощью карточки «Фразеологизмы о животных».

                          Самостоятельно выпишите 3 новых фразеологизма и запомните их значение.

                          – Проверяем.

                          Выходят мальчики. Они называют фразеологизмы, а девочки – их значения. Затем выходят девочки.

                          7. Групповая работа (группы формируются до урока).

                          Тест « Вставь слово, чтобы получился фразеологизм»

                          1.Как …… на голову.

                          а) снег б) дождь в) град

                           2. Как …… вода.

                          а) с курицы б) с утки в) с гуся

                           3.Убить …… зайцев.

                          а) трех б) двух в) четырех

                          4 …… соли съесть.

                          а) пуд б) фунт в) килограмм

                           5. Как за …… стеной.

                          а) деревянной б) глиняной в) каменной

                           6. Как лист …… дрожит.

                          а) берёзовый б) кленовый в) осиновый

                          – Проверяем. (Слайд 21)

                          8. Игра «Кот в мешке» (если остаётся время на уроке). (Слайд 22).

                          Учитель предлагает ребятам вытащить из мешочка предмет и назвать фразеологизм, который с ним связан. (Если дети не могут назвать фразеологизм, учитель называет его сам).

                          9. Подведение итогов урока (Слайд23).

                          – Что такое фразеологизмы?

                          – Какую роль фразеологизмы играют в речи?

                          – Где можно найти значение фразеологизмов?

                          10. Домашнее задание (Слайд 24).

                          Из словаря фразеологизма выписать 5 фразеологизмов и запомнить их значения.

                          11. Рефлексия.

                          – Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха и покажите мне. (Слайд 25).

                          Окончен урок и выполнен план.

                          Спасибо ребята огромное вам!

                          Зато , что упорно и дружно трудились,

                          И знания точно уж вам пригодились!

                          . — Спасибо за урок! Все молодцы! (Слайд 26)

                          Приложение к уроку.

                          Приложение 1.

                          Карточка. Соотнеси фразеологизм и его значение.

                          Приложение 2.

                          Фразеологизмы о животных.

                          Быть на коне  находиться в благоприятных, удачно сложившихся обстоятельствах, иметь успех.

                          Буриданов осел  о крайне нерешительном человеке, колеблющемся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными возможностями.

                          Вернемся к нашим баранам  призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.

                          Из мухи делать слона  сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

                          Медвежий угол  захолустье, глушь, отдаленное, глухое место.

                          Гнаться за двумя зайцами – пытаться одновременно достичь двух различных целей,
                          выполнить два разных дела.

                          Волк в овечьей шкуре – так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных. 

                          Собаку съесть – о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.

                          Вертеться (кружиться) как белка в колесе находиться в беспрестанных хлопотах, суетиться.

                          Медведь на ухо наступил о человеке, лишённом музыкального слуха.

                          Козёл отпущения – лицо, которому достается за чужие грехи.

                          Держать в ежовых рукавицах – держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.

                          Заблудшая овца (овечка) человек, сбившийся с правильного жизненного пути.

                          Как черепаха, черепашьим ходом, черепашьим шагом очень медленно. 

                          Делить шкуру неубитого медведя распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.

                          Тёмная лошадка о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.

                          Рабочая лошадка о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.

                          Собака на сене – про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.

                          Медвежья услуга неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.

                          Голодный как волк  очень голодный.

                          Львиная доля – большая часть чего-либо.

                          Мартышкин труд – бесполезный, напрасный труд.

                          Приложение 3.

                          Тест « Вставь слово, чтобы получился фразеологизм»

                          1.Как …… на голову.

                          а) снег б) дождь в) град

                           2. Как …… вода.

                          а) с курицы б) с утки в) с гуся

                           3.Убить …… зайцев.

                          а) трех б) двух в) четырех

                          4 …… соли съесть.

                          а) пуд б) фунт в) килограмм

                           5. Как за …… стеной.

                          а) деревянной б) глиняной в) каменной

                           6. Как лист …… дрожит.

                          а) берёзовый б) кленовый в) осиновый

                          Приложение 4.

                          multiurok.ru

                          “Игры с фразеологизмами” Кружок “В мире фразеологизмов”

                          Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»

                          Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс)

                          Цели

                          1. Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.

                          2. Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи фразеологизмов.

                          3. Развитие письменной и устной речи учащихся

                          4. Обогатить фразеологический запас учащихся.

                          Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные -способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные – осуществляют пошаговый кон­троль действий; Познавательные –работать со словарями, способствовать развитию умения аргументировать, Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе

                          Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), частично-поисковый.

                          Форма организации познавательной деятельности: классно-коллективная, групповая

                          Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фразеологические словари

                          Ход занятия

                          1. Введение в тему занятия (2 ученика вбегают после звонка в класс)

                          – Почему вы опоздали на урок?

                          Ученица: Светлана Александровна, Егор бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он руками машет.

                          – А я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Егор, все как об стенку горох. Садись оба на свои места.

                          2. определение темы занятия, постановка задач

                          -Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего занятия?

                          – А что такое фразеологизмы? – Что вы о них знаете?

                          – Какие задачи поставим на сегодняшнее занятие?

                          – Для сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на команды. Для этого каждый из шапки – помощницы вытащит цветной кружок.

                          (учащиеся разбиваются на команды по цветам: синий, красный, желтый сектор)

                          – Ну что, команды готовы? Тогда всем удачи и в путь!

                          – Мы с вами проведем несколько туров – игр с фразеологизмами, а в конце занятия – узнаем самую внимательную и знающую команду.

                          3. Проведение игры – соревнования

                          1 тур «Перевертыши»

                          – Восстановите фразеологизмы и дайте им объяснение.

                          – отклеить под глазами -зарубить на носу

                          – правильно-красиво – шиворот-навыворот

                          -за секунду на столовой вилке – в час по чайной ложке

                          – с камнем , с палкой – ни пуха, ни пера

                          – ногой забрать – рукой подать

                          – собака насмеялась – кот наплакал

                          2 тур «Что бы это значило» – Отгадать фразеологизм по рисункам – презентация

                          3 тур «Замена»

                          – Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

                          Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

                          Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

                          Кирилл целый день бездельничал.

                          Мы догадывались, что он нас обманывает.

                          Первого сентября Уля проснулась очень рано.

                          Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

                          4 тур «Допиши словечко»

                          – Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

                          Держать … востро (уши, ухо)

                          Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

                          С … нос (голубиный, гулькин)

                          Делать из … слона (комара, мухи)

                          Не в своей … (чашке, тарелке)

                          5 тур «Найди антонимы»

                          – Как называются слова с противоположными значениями?

                          – Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

                          кот наплакал; хоть иголки собирай;

                          слова не вытянешь; куры не клюют;

                          хоть глаз выколи; рта не закрывают;

                          по чайной ложке; на ночь глядя;

                          чуть свет; не покладая рук;

                          повесить нос; воспрянуть духом;

                          сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

                          душа в душу; единым духом.

                          (у каждой команды цветной мелок, соответствующий цвету команды)

                          – Давайте подсчитаем правильные ответы

                          – Какие фразеологизмы у вас вызвали затруднение?

                          Физминутка

                          – Фразеологизмы дружат с разными частями нашего тела. Вспомни-покажи-расскажи.

                          (глаз)

                          Хлопать глазами,

                          Открыть глаза.

                          Глазом не моргнуть.

                          (нос)

                          Задирать нос.

                          Водить за нос. Клевать носом

                          (руки)

                          Умываю руки,

                          Взять себя в руки. Сидеть, сложа руки.

                          (ноги)

                          Встать с левой ноги,

                          Идти в ногу,

                          Одна нога здесь, другая там.

                          6 тур «Что они означают?»

                          Гроша ломаного не стоит.

                          Семи пядей во лбу.

                          Львиная доля.

                          Смотреть сквозь пальцы.

                          Обвести вокруг пальца.

                          – Значение всех фразеологизмов вам не понятно?

                          – Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.

                          Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится

                          Семи пядей во лбу – очень умный, способный

                          Львиная доля – огромная часть

                          Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать

                          Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить

                          7 тур «Самые внимательные» (у каждой команды листок в текстом)

                          – Ваша задача – отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»

                          Пригласил нас как-то сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь».

                          Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас.

                          Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,- говорят, -к тетке.»

                          -Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.

                          -Вот пустомеля! -возмутился дед .-Все время кому-нибудь голову морочит.

                          У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

                          -Ничего, идемте со мной,- успокоил нас дед.

                          И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.

                          8 тур «Мы знаем лучше всех»

                          – Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

                          -об очень большой тесноте в помещении,

                          -о полной тишине,

                          -об удачливом счастливом человек,

                          -о том, к чему трудно придраться,

                          -о забывчивости, плохой памяти,

                          -очень быстро бежать,

                          -проливной дождь,

                          -все видно ясно,

                          9 тур «Угадай профессию»

                          – Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.

                          Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.

                          На живую нитку. — Портной,

                          Сложить оружие. — Военный.

                          Брать на прицел. — Охотник.

                          Закидывать удочку. — Рыбак.

                          В час по чайной ложке. — Врач.

                          Играть первую скрипку. — Музыкант.

                          Петь с чужого голоса. — Певец.

                          Открывать Америку. — Путешественник.

                          Ждать у моря погоды. — Рыбак.

                          Попасть в ловушку. — Охотник.

                          Закусить удила. — Конюх.

                          Сгущать краски. — Художник.

                          Ход конем. — Шахматист.

                          С больной головы на здоровую. — Врач.

                          Клевать носом. — Охотник.

                          10 тур «Пантомима»

                          – Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)

                          Сесть в галошу.

                          Водить за нос.

                          Дело в шляпе.

                          Льет как из ведра.

                          Связать руки.

                          Намылить шею.

                          Лить крокодиловы слезы.

                          Реветь в три ручья.

                          Тянуть за уши.

                          4. Подведение итогов. Рефлексия

                          – Оцените свою работу на занятии одним из фразеологических оборотов, который соответствует вашей деятельности.

                          – Напишите фразеологический оборот  на звездочке, если работу оцениваете положительно (На все сто первый сорт, не ударил в грязь лицом, не покладая рук, засучив рукава)
                          – на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии: (через пень колоду, спустя рукава, не ахти как, витал в облаках, как сонная муха, сложа руки бил баклуши, клевал носом)

                          – Сегодня на занятии самой знающей и внимательной командой оказалась … .На втором месте … – В следующий раз постараться нужно …

                          – Но вы сегодня все молодцы. Спасибо на работу.

                          intolimp.org

                          “Фразеологизмы”, 4 класс, ” Перспектива”

                          Тема: «Фразеологизмы»

                          Класс: 4 а

                          Тип урока. Объяснение нового материала.

                          Учитель: Козина н.в.

                          Методы: частично- поисковый, практический, информационный, игровой способ

                          Формы: фронтальная, групповая,, индивидуальная, самопроверка.

                          Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами; сигнальные карточки; «Фразеологический словарь»,;

                          Цель : Дать полную информацию о фразеологизмах и учить узнавать их.

                          Цели как деятельность учеников.

                          М/п: пользоваться словарями разных типов, вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

                          М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности.

                          ЛР: находить в тексте, фразеологизмы.

                          ЛР: наблюдать за использованием фразеологизмов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять в собственной речи.

                          ЛР: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими, антонимическими рядами и фразеологизмами

                          Ход урока

                          2

                          3

                          4

                          5

                          6.

                          7

                          9

                          10

                          11.

                          Организационный

                          момент

                          I Повторение ранее пройденного материала.

                          «Мозговой штурм»

                          Повторение производится путем воссоздания «логической цепочки», при которой учитель задает вопросы.

                          Постановка учебной задачи

                          Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

                          III. Определение темы урока, постановка учебной задачи

                          .

                          Решение учебных

                          задач

                          Физ минутка

                          Закрепление

                          .Работа по определению сферы употребления каждого слова.

                          Работа со словарём в конце учебника

                          Д.з.

                          итог урока:

                          рефлексия

                          Познавательные УУД

                          1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

                          Регулятивные УУД

                          1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

                          2. Формулировать тему урока.

                          Личностные результаты

                          Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

                          Познавательные УУД

                          Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

                          Коммуникативные УУД

                          Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения

                          Коммуникативные УУД

                          1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

                          2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

                          Коммуникативные УУД

                          1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

                          2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

                          Познавательные УУД

                          . Пользоваться словарями разных типов

                          Коммуникативные УУД

                          Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения

                          – Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных слов .К нам пришли гости, что яблоку негде упасть. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны?

                          Но сначала проведём такую работу «Мозговой штурм»

                          _ Для чего она нам нужна? Итак, начнём:

                          -Мера длины равная 100см?

                          -Явление природы, вследствии которого река выходит из берегов?

                          -Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения

                          – Какой раздел науки о языке мы сейчас

                          изучаем?

                          Что изучает лексика?

                          В какой морфеме содержится основное лексическое значение слова?

                          -Какими могут быть слова по своему лексическому значению?

                          Давайте посмотрим на экран.

                          Слайд 1

                          И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов

                          – Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать – есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.)

                          Посмотрим 2 слайд

                          Слайд 2

                          Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.

                          Слайд3

                          Открываем тетради ,запишем число.

                          1 уч- ся у доски запишем: .

                          . Задымит вдруг недалекая речка Сим в ашинских лесах. То плывут туманы Миньяра. Они олицетворяют загадоч- ные тайны седого Урала

                          -Что скажете? Назовите орфограммы.

                          Подчеркните грамматическую основу .

                          . Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

                          Сценка. (К.Чуковский “От трех до пяти”)

                          Автор: – Четырехлетняя девочка спросила у матери
                          Девочка: – Скоро наступит лето?
                          Мама: – Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
                          Автор: – Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:
                          Девочка: – Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!

                          – Почему так произошло? Чего не знала девочка?
                          – Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?
                          –Это фразеологизм?

                          III. Определение темы урока, постановка учебной задачи

                          – Может быть, кто-то слышал, как называются такие слова?

                          – Определите тему сегодняшнего урока Давайте предположим, что это слово может обозначать?

                          (группа слов, сочетание слов, член предложения, часть речи, часть слова, раздел русского языка)

                          – Произнесите это слово ещё раз. Скажите, какое маленькое слово спряталось в нём?

                          ФРАЗА

                          Это тайна, которую мы откроем.

                          Мы порой и не сообразим,

                          Отчего же так мы говорим,

                          Почему в ситуациях разных

                          Произносим нелепые фразы.

                          Иностранцы их вряд ли поймут,

                          Коль дословно всё переведут.

                          Но мы этим серьёзно займёмся

                          И, конечно, во всём разберёмся.

                          Есть целый раздел русского языка, который занимается изучением устойчивых выражений – ФРАЗЕОЛОГИЯ. А мы сегодня только прикоснёмся к этой замечательной науке и познакомимся с одним из её разделов.

                          Задание: вводится новое теоретическое понятие. Согласно логике введения нового понятия, поставьте перед собой задачи урока

                          – Тогда Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

                          Все вам было понятно в моем пожелании? Зарубите себе на носу – запоминать

                          Работать засучив рукава – усердно работать

                          Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

                          Возьмите себя в руки – работать

                          Значит, как мы будем работать?

                          по следующему плану:

                          Какую цель мы перед собой поставим?

                          Узнать, что такое фразеологизмы.

                          Мы должны ответить на вопросы:

                          1.Что такое фразеологизмы?

                          2.Где можно узнать значение

                          и происхождение фразеологизмов?

                          3. Для чего используют фразеологизмы в русском языке?

                          Это и будет план нашего урока

                          На парте у вас есть информационный лист. Прочтите текст про себя с отметками: !- новое интересное;?- возник вопрос; + -знал

                          – Что интересное вы узнали?

                          -Выберем из предложенных слов и выражений, только то. что касается фразеологизмов:

                          фразеологизмы.

                          Вывешиваю на другую сторону доски:

                          На доске карточки со словами:

                          предложения

                          устойчивые выражения

                          каждое отдельное слово имеет значение

                          неделимы по смыслу

                          используем в готовом виде

                          их специально сочиняют

                          не имеют автора ???

                          делают нашу речь ярче, выразительней

                          Пользуясь схемой, сформулируйте, что же такое фразеологизмы.

                          Возвращаемся к плану урока: ответили мы на первый вопрос?

                          – Назовите фразеологизмы, в состав которых входили бы животные.

                          Белка – как белка в колесе

                          Медведь – медвежья услуга, медведь на ухо наступил

                          Лиса – Лиса Патрикеевна

                          Мартышка – мартышкин труд

                          Черепаха – черепашьим шагом

                          Лев – царь зверей

                          Слон – слона-то я и не приметил

                          Работа над новым. Слайд 3

                          Работают со словарём по плану:

                          1. Как называется словарь;

                          2. Каково его использование;

                          3. Как выглядит словарная статья;

                          4. Привести примеры словарных статей.

                          2 задание

                          Чем же фразеологизмы отличаются от обычных (свободных) словосочетаний?

                          1. Над этой темой будут работать:

                          2. Слова в фразеологизме нельзя переставлять или заменять (во что бы то ни стало – во сколько бы то ни стало – во что ни стало то).

                          3. В предложении фразеологизм является одним членом предложения (Царь-лев).

                          4. Большинство фразеологизмов можно заменить одним словом (дать обещание – пообещать, дар слова – красноречие, поднять на смех – осмеять).

                          Итак, вы узнали, чем фразеологизм отличается от свободного словосочетания

                          У вас на партах лежат листы разного цвета Работаем в парах.

                          Работа в парах. На столах карточки желтого цвета.

                          Задание 2. Прочитайте текст, выпишите фразеологизмы.

                          Игорь красиво, как курица лапой, написал заглавие.
                          Котенок был такой красивый, что глаз не оторвать.
                          Мы дружно работали, сложа руки.
                          Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
                          Данил сломя голову остановился.

                          Проверка по предложениям.

                          Найдите лишний. Докажите (данный фразеологизм заимствованный).

                          Работа на карточках голубого цвета.

                          Задание 3. Замените данные фразеологизмы одним словом.

                          Я проснулся ни свет ни заря( ). На душе кошки скребли( ). Пошёл к Винтику, долго бил баклуши( ), тянул кота за хвост( ). Вернулся ни жив ни мёртв( ). Съел с горем пополам суп( ). Тут как снег на голову( ) свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии( ). Велел зарубить на носу( ), что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши( ).

                          Слова для справок:

                          неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

                          Работа на карточках белого цвета.

                          Задание 4. Найди пару. Запишите парами противоположные по значению фразеологизмы:

                          Во всю Ивановскую Как кошка с собакой
                          Душа в душу Воспрянуть духом
                          Повесить нос Держать язык за зубами

                          Проверка.

                          Индивидуальное задание. Собери фразеологизм. (Два человека у доски.)

                          1. Нос, в, заблуждение, водить, голову, за, вводить, морочить.

                          2. Сломя, дух, во, ног, всех, голову, весь, со.

                          Какие это фразеологизмы? (Синонимы)

                          О чём говорится?

                          Д.з написать сочинение миниатюру из фразеологизмов.которые вам понравились, а можете посмотреть во Фразеологическом словаре

                          -Давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке.

                          Какую же тайну языка мы сегодня разгадали?

                          – Что такое фразеологизмы?

                          – Для чего их используют в речи?

                          – А будете ли вы использовать в своей речи такие фразеологизмы:

                          Бить баклуши, попасть впросак, точить лясы…

                          – Почему?

                          – Ребята! Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание?

                          В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы, которые писатель Иван Ефремов называл «перлами, самородками и самоцветами родного языка».

                          Какая работа вас сегодня порадовала?
                          – Кто доволен своей работой на уроке?
                          – Кому было трудно?

                          Настроиться на работу ,вспомнить пройденный материал

                          метр

                          половодье

                          улыбка

                          -Мы изучаем раздел науки о языке-лексика

                          – Лексика изучает словарный состав языка

                          Основное лексическое значение слова содержится в корне

                          Однозначными и многозначными

                          Эти слова близки по смыслу

                          Синонимы

                          !.дать определение:

                          2.Научиться находить синонимы в тексте

                          3.Уметь пользоваться

                          Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по – разному, а по смыслу совпадают ,очень близки .

                          антонимы

                          Атласы

                          Цель этапа – получают возможность задуматься.

                          Читают текст про себя

                          с пометками:

                          ! –новое, интересное

                          ? – возник вопрос

                          + знал

                          Формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала.

                          На доске получается схема:

                          Почему мы так говорим?

                          Фразеологизмы придают выразительность и образность высказыванию, оживляют речь, делают её более эмоциональной

                          Работа в парах .Самостоятельная работа

                          Даниленко Лиза

                          Полина Горькова и Береговой Дима

                          ,

                          infourok.ru

                          Добавить комментарий

                          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *