Познавательное

Графические задачи – |

графические задачи по физике 7-9, проект

Слайд 1

Функциональные зависимости физических величин. Общие способы, приёмы и правила подхода к решению графических задач проект « ГОВОРЯЩАЯ ЛИНИЯ » МБОУ СОШ №8 Южно-Сахалинск Выполнили: Семёнов Владислав, Ивасиро Александр ученики 9класса «А»

Слайд 2

тезис Решение задач – это один из методов познания взаимосвязи законов природы. Решение задач – одно из важных средств повторения, закрепления и самопроверки знаний. Большинство физических задач мы решаем аналитическим способом, но в физике существуют задачи, которые требуют графического решения или в которых представлен график. В этих задачах необходимо использовать умение читать и анализировать график.

Слайд 3

Актуальность темы. 1 ) Решение и анализ графических задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы по физике. 2 ) В КИМах для проведения ЕГЭ по физике и математике включены задания с графическим содержанием

Слайд 4

Цель проекта : 1. Издать пособие для самостоятельного обучения решению графических задач. 2. Создать электронную игру. Задачи: 1. Отобрать графические задачи по различным темам. 2. Выяснить общую закономерность в решении графических задач.

Слайд 5

Чтение графика Определение тепловых процессов Определение периода , амплитуды,… Определение Ек, Ер

Слайд 6

В курсе физики 7-9 можно выделить законы, которые выражаются прямой зависимостью : Х( t ), m ( ρ ) , I ( q ) , F упр( Δ x ), F тр( N ) , F ( m), P ( v ) , p ( F ) p ( h ) , F а( V т) … , квадратичной зависимостью: E к =mv 2 /2 E р =CU 2 /2 E р =kx 2 /2

Слайд 7

1 . С равнить ёмкость конденсаторов 2 .Какой из ниже указанных точек на диаграмме зависимости импульса тела от его массы соответствует минимальная скорость? Рассмотрим задачи 3 1 2

Слайд 8

1 .В каком соотношении находятся между собой коэффициенты жесткости? 2. Покоящиеся в начальный момент тело, под действием постоянной силы перемещается так, как показано на рисунке. Определить величину проекции этой силы, если масса тела 3кг.

Слайд 9

Обратите внимание , дана Р( V ), а вопрос о Ек 1 .В каком из нижеприведенных соотношений находятся кинетические энергии трех тел различных масс в момент времени, когда их скорости одинаковы? 2 .По проекции перемещения от времени для тела массой 2кг, определить импульс тела в момент времени 2с. (Начальная скорость равна нулю.)

Слайд 10

1 . Какой из нижеприведенных графиков наиболее точно соответствует зависимости проекции скорости от времени? (Начальная скорость равна нулю. ) Е От одной зависимости к другой От графика к графику

Слайд 11

2 . Тело массой 1кг изменяет свою проекцию скорости так, как показано на рисунке. Какой из нижеприведенных графиков зависимости проекции силы от времени, соответствует данному движению?

Слайд 12

В курсе физики встречаются задачи с несколькими способами решения 1. Вычислить среднюю скорость 2. Определить, в каком соотношении между собой находятся проекции перемещения тел в момент времени, когда скорости тел одинаковы. 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III

Слайд 13

Способ №1 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III a x= V 2x – V 1x t 2 – t 1 2 S=v 0 t+at 2 /2

Слайд 14

Способ № 2 10 5 0 Vx ; м/с t,c I II III Sx= ( V 0 x + Vx ) t/ 2

Слайд 15

Способ № 3 10 5 0 V,x ; м/с t,c I II III S 3 x= 1 *S S 2 x= 2 *S S 1 x : S 2 x : S 3 x= 3 : 2 : 1 S 1 x= 3 *S

Слайд 16

Лишний слайд Очевидно, третий способ решения не требует промежуточных вычислений, поэтому более быстрый, а значит, более удобный. Выясним, в каких задачах возможно такое использование площади.

Слайд 17

Анализ решённых задач показывает, что если произведение X и Y физическая величина, то она равна площади фигуры, ограниченной графиком. P=IU , A=Fs S=vt , V=at, v 0 =0 Δp/t=F , q=It Fa=V ρ g ,…. Х Y

Слайд 18

1 .На рисунке приведен график зависимости проекции скорости некоторого тела от времени. Определить проекцию перемещения и путь этого тела за 5 с после начала движения. Vx ; м/с 3 0 -2 3 t ; с 5 А ) 5 м, 13м В )13 м, 5м С )-1 м, 0м Д )9 м, -4м Е )15 м, 5м

Слайд 19

0 4 6 8 1 2 3 4 5 6 t, c V, м/с 2 .Определите среднюю скорость велосипедиста за время t=6с. Весь путь на всё время S х =S трапеции 4,7м / с

Слайд 20

Изменение импульса тела определяется площадью фигуры – прямоугольника, если сила постоянна , и прямоугольного треугольника, – если сила зависит от времени линейно. F t F t t F

Слайд 21

3 .Наибольшее изменения импульса тела за 2с F t 1 .А 2 .Б 3 .С 1 С Б А Подсказка : Ft=S ф =  p

Слайд 22

4 .Используя зависимость импульса тела от времени, определить равнодействующую силу действующую на это тело. А ) 3Н B ) 8Н C ) 12Н D ) 2Н E ) 16 ловушка Р; кг* м/с 6 2 0 2 t ; c F= Δ p/t=(6-2)/2=2

Слайд 23

Механическая работа Механическая работа постоянной по модулю и направлению силы численно равна площади прямоугольника. Механическая работа силы, величина которой зависит от модуля перемещения по линейному закону, численно равна площади прямоугольного треугольника. S 0 F F * s = A = S прямоуг S 0 F A = S пр.треуг

Слайд 24

5 .На рисунке приведена зависимость силы действующей на тело от перемещения. Определить работу этой силы при перемещении тела на 20см. А) 20Дж. B) 8Дж. C) 0,8Дж. D) 40Дж. E) 0,4Дж. ловушка См в метры

Слайд 25

Вычислить заряд 4 I,A 6 2 U,B 4 8 12 16 20 24 Вычислить сопротивление Вычислить А, Δ Ек за 4с Вычислить Ер пружины

Слайд 26

6 .Под действием переменной силы, тело массой 1кг изменяет свою проекцию скорости с течением времени, так, как показано на рисунке. Определить работу равнодействующей этой силы за 8 секунд после начала движения А) 512Дж B) 128Дж C) 112Дж D) 64Дж E) 132Дж сложно A=FS , S= S (t=4c) =32м , F =ma, a =(v-v0)t=2 м / с 2

Слайд 27

заключение В результате своей работы мы выпустили брошюру с задачами графического содержания для самостоятельного решения и создали электронную игру. Работа оказалась полезной для подготовки к ЕГЭ, а также для учащихся, интересующихся физикой. В перспективе рассмотрение других видов задач и их решение.

Слайд 28

Функциональные зависимости физических величин. Общие способы, приёмы и правила подхода к решению графических задач проект « ГОВОРЯЩАЯ ЛИНИЯ » МБОУ СОШ №8 Южно-Сахалинск Выполнили: Семёнов Владислав, Ивасиро Александр ученики 9класса «А»

Слайд 29

Источники информации. 1. Лукашик В.И, Иванова Е.В Сборник задач по физике. Москва «Просвещение» 2000 2. Степанова Г.И Сборник задач по физике М. Просвещение 1995 3. Рымкевич А.П Сборник задач по физике Москва. Просвещение 1988. 4. www.afportal.ru 5. А.В. Перышкин, Е.М Гутник Учебник по физике 7, 8, 9 класс. 6. материалы ГИА 7. С.Е. Каменецкий, В.П.Орехов Методика решения задач по физике в средней школе. М: Просвещение, 1987. 8. В.А. Балаш Задачи по физике и методы их решения. Москва «просвещение» 1983

nsportal.ru

«Иллюстративные и графические задачи в школьном курсе физики».

«Иллюстративные и графические задачи в школьном курсе физики».

Задача учителя помочь ученику разобраться в методах использования знаний для решения конкретных ситуаций. Структура и содержание ЕГЭ и ГИА постоянно меняется: увеличивается доля заданий, предполагающих обработку и представление информации в различных видах (таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики), также увеличивается количество качественных вопросов, проверяющих знание физических величин, понимание явлений и смысл физических законов. Большая часть заданий ЕГЭ и ГИА по физике – это задания-графики, поэтому неудивительно, что меня заинтересовала тема «Решение графических и иллюстративных задач на уроках физики».

Часто на уроках физики , особенно в 7-9 классах, предлагаю учащимся задачи-иллюстрации .Обычно использую готовые задачи из журнала «Физика в школен» и книги Н.С.Бесчастной “Физика в рисунках” (приложение1). Последнее пособие   включает задачи-рисунки по курсу  физики VII- VIII классов, отражающие физические явления и их применение в технике и быту. Они развивают наблюдательность учащихся, учат их самостоятельно анализировать и объяснять окружающие явления, применяя знания, полученные на уроках. Но, с учетом современных требований, я думаю, педагогам будет проще использовать это замечательное пособие в современной форме, то есть, включая материал в слайды презентации, пусть даже и с не очень современными картинками (приложение 2). Как правило, к концу 7 класса учащиеся самостоятельно могут их составить и изобразить свои задачи-рисунки.

Кроме этого часто использую на уроках пособия Ушакова М.А., Ушакова К.М. Дидактические карточки-задания. 7,8,9, 10, 11 класс (приложение 3). При решении обычных текстовых задач ученики часто избегают анализа задачи и стараются найти соответствие между величинами, указанными в условии, и их обозначениями в формуле. Такой путь решения задач не способствует развитию физического мышления и переносу знаний в область практики , где ученик должен самостоятельно определить нужные величины для решения поставленной проблемы. К тому же, приводимые в текстовых задачах исходные данные являются своеобразной подсказкой при решении задачи. В заданиях, предложенных в данных пособиях, информация необходимая для решения проблемы, находится учеником самостоятельно путем анализа изображенной на рисунках ситуации (приложение 4).

Как показали наблюдения, использование наглядных задач на уроках физики поможет не только формированию практических умений и навыков учащихся, но и развитию их логического умения и наблюдательности.

Графическими принято называть задачи, в которых условия даны в графической форме, то есть в виде функциональных диаграмм. Большинство графических упражнений и задач можно разделить на несколько групп: “чтение” графиков, графические упражнения, решение задач графическим способом, графическое изображение результатов измерений. Применение каждой из них преследует определенные цели.

Анализ уже начерченных графиков открывает широкие методические возможности обучения:

1. С помощью графика можно наглядно представить функциональную зависимость физических величин, выяснить, в чем смысл прямой и обратной пропорциональности между ними, узнать, как быстро растет или падает численное значение одной физической величины в зависимости от изменения другой, когда он достигает наибольшего или наименьшего значения. 

2. График дает возможность описать, как протекает тот или иной физический процесс, позволяет наглядно изобразить наиболее существенные стороны его, обратить внимание учащихся именно на то, что является наиболее важным в изучаемом явлении.

3. Чтение графиков может заключаться и в том, что по начерченному графику, изображающему физическую закономерность, записывается ее формула.

Графические упражнения могут состоять в следующем: вычерчивание графика по табличным данным, на основании одного графика построение другого, вычерчивание графика по формуле, выражающей физическую закономерность. Эти упражнения должны выработать у учащихся навыки черчения графиков и умения, прежде всего удобно выбирать ту или иную ось координат и масштаб так, чтобы добиться возможно большей точности построения графика, а затем и отсчета по нему, разумно ограничивая себя размерами чертежа. Следует обратить внимание учащихся на то, что по начерченному по точкам графику легко определить и промежуточные значения физических величин, не указанных в таблице. Наконец, при выполнении графических упражнений учащиеся убеждаются в том, что график, построенный по табличным данным, нагляднее, чем таблица, иллюстрирует выраженную ими зависимость между численными значениями физических величин. Пособия Ушакова М.А., Ушакова К.М. Дидактические карточки-задания. 7,8,9, 10, 11 класс содержат также большое количество графических задач (приложение5).

Преподавание физики непосредственно связано с проведение демонстрационного физического эксперимента и лабораторных  работ. Лабораторные работы предусмотрены учебными программами по физике и являются обязательными. Одни только манипуляции с физическими приборами дают, конечно, навыки работы с ними, но не приучают к анализу отдельных измерений, к оценке погрешностей, а в ряде случаев даже не способствуют пониманию наиболее важных сторон явления, для уяснения которых была поставлена лабораторная работа. Между тем, пользуясь графиками, можно легко контролировать и улучшать наблюдения и измерения, например в тех случаях, когда экспериментальные данные не ложатся на заданной кривой. Если ход физического процесса, наблюдаемого в лабораторной работе, неизвестен, то график дает представление о нем и возможность выяснить, какая существует зависимость между физическими величинами. Наконец, график позволяет производить ряд дополнительных расчетов. Многие лабораторные измерения требуют такой обработки и в первую очередь представления результатов в виде графиков (приложение6).

Применение на уроках иллюстративных и графических задач способствует не только актуализации знаний учащихся, но и прочности их усвоения, а также совершенствованию практических умений и навыков учащихся. Работа по выработке алгоритмов решения графических и иллюстративных задач – совместная работа учителя и ученика, которая ведет к сформированности отдельных умений, имеющих прямое отношение к ключевым компетенциям, таких как: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, выделять главное, выдвигать гипотезу, синтезировать. Если учащийся является активным участником учебного процесса, то и ученик и учитель получают удовлетворение от работы и богатую информацию для развития творчества.

Приложение 1.

(электронная версия пособия представлена на сайте http://urok1.edusite.ru/)

Приложение 2.

Который из спортсменов первым достигнет финиша при прочих равных условиях и почему?

Который из этих мальчиков действует правильно при оказании помощи тонущему?

Одинакова ли сила трения между колесами и рельсами при движении двух одинаковых цистерн?

В какой момент легче поднимать ведро из колодца?

Какой паре гусей теплее и почему?

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.


«Иллюстративные и

графические

задачи

в школьном курсе

физики».

Учитель физики

высшей квалификационной

категории Гребенщикова Т.С.

infourok.ru

Графические задачи по физике и графическое решение задач

Часто графическое представление физического процесса делает его более наглядным и тем самым облегчает понимание рассматриваемого явления. Позволяя порой значительно упростить расчеты, графики широко используются на практике для решения различных задач. Умение строить и читать их сегодня является обязательным для многих специалистов.

К графическим задачам мы относим задачи:

  • на построение, где очень помогают, рисунки, чертежи;
  • схемы, решаемые с помощью векторов, графиков, диаграмм, эпюр и номограмм.

1)   Мячик бросают с земли вертикально вверх с начальной скоростью vо. Постройте график зависимости скорости мячика от времени, считая удары о землю абсолютно упругими. Сопротивлением воздуха пренебречь.   [решение]

2)   Пассажир, опоздавший к поезду, заметил, что предпоследний вагон прошел мимо него за t1 = 10 c, а последний — за t2 = 8 с. Считая движение поезда равноускоренным, определите время опоздания.   [решение]

3)   В комнате высотой H к потолку одним концом прикреплена легкая пружина жесткостью k, имеющая в недеформированном состоянии длину lо (l

о < H). На полу под пружиной размещают брусок высотой x с площадью основания S, изготовленный из материала плотностью ρ. Построить график зависимости давления бруска на пол от высоты бруска.   [решение]

4)   Букашка ползет вдоль оси Ox. Определите среднюю скорость ее движения на участке между точками с координатами x1 = 1,0 м и x2 = 5,0 м, если известно, что произведение скорости букашки на ее координату все время остается постоянной величиной, равной c = 500 см2.   [решение]

5)   К бруску массой 10 кг, находящемуся на горизонтальной поверхности, приложена сила. Учитывая, что коэффициент трения равен 0,7, определите:

  • cилу трения для случая, если F = 50 Н и направлена горизонтально.
  • cилу трения для случая, если F = 80 Н и направлена горизонтально.
  • построить график зависимости ускорения бруска от горизонтально приложенной силы.
  • с какой минимальной силой нужно тянуть за веревку, чтобы равномерно перемещать брусок?   [решение]

6)   Имеются две трубы, подсоединенных к смесителю. На каждой из труб имеется кран, которым можно регулировать поток воды по трубе, изменяя его от нуля до максимального значения Jo = 1 л/с. В трубах течет вода с температурами t1 = 10° C и t2 = 50° C. Постройте график зависимости максимального потока воды, вытекающей из смесителя, от температуры этой воды. Тепловыми потерями пренебречь.   [решение]

7)   Поздним вечером молодой человек ростом h идет по краю горизонтального прямого тротуара с постоянной скоростью v. На расстоянии l от края тротуара стоит фонарный столб. Горящий фонарь закреплен на высоте H от поверхности земли. Постройте график зависимости скорости движения тени головы человека от координаты x.   [решение]


Вы читате материалы из пособия для подготовки к олимпиадам по физике. Далее: многоступенчатые задачи по физике.



www.afportal.ru

в них вы не встретите ни одного не изопроцесса.

В этой статье мы разберем, как решать графические задачи: будем перерисовывать графики процессов, происходящих с газом, в новые оси. Задачи достаточно простые: в них вы не встретите ни одного не изопроцесса.

Задача 1. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 1. Рисунок 1

Начнем с анализа имеющегося графика. Итак, процесс 1-2 – изобара, потому что давление не меняется. Объем растет, следовательно, растет температура. Процесс 2-3 – изохора. Объем неизменен, давление падает – следовательно, и температура падает тоже. Последний участок – 3-1 – изотерма. Объем уменьшается, давление растет. Попробуем изобразить этот цикл в новых осях. Возьмем оси . Процесс 1-2 – изобара – будет в этих осях изображаться прямой, выходящей из начала координат. Двигаться по этой прямой будем вверх, так как мы уже заметили, что растут как температура, так и объем.

Обратите внимание: начальную точку лучше ставить в центр, так как пока мы еще не знаем, куда нам предстоит затем двигаться: вверх, вниз, вправо или влево, и лучше  будет оставить место для любого отрезка.

Задача 1. Рисунок 2

Следующий процесс  – изохора – изображается в осях горизонтальной прямой. Двигаться будем влево, в сторону уменьшения температуры, так как давление падает. Причем можно заметить, что дойти мы должны ровно до начального уровня температуры – ведь дальше она меняться уже не будет.

Задача 1. Рисунок 3

Ну и последний этап – изотерма, вертикальная прямая в осях – до встречи с точкой 1.

Задача 1. Рисунок 4

Теперь рассмотрим оси . Изобара в этих осях – горизонтальная прямая, двигаемся вправо: температура растет (ведь объем-то увеличивается на исходном графике):

Задача 1. Рисунок 5

Следующий процесс – изохора – изображается в осях как прямая, обязательно выходящая из начала координат. Поэтому проводим вспомогательную прямую:

Задача 1. Рисунок 6

И спускаемся по ней (давление же падает) вниз до достижения начальной температуры.

Задача 1. Рисунок 7

После чего по изотерме нужно подняться вверх до достижения начального давления.

Задача 1. Рисунок 8

Задача 2. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 2. Рисунок 1

Проанализируем представленный цикл, можно даже подписать на нем названия процессов. Процесс 1-2 – изохора, давление растет, следовательно, и температура также. Затем следует изобара, объем растет, следовательно, температура тоже продолжает расти. Далее видим изотерму, по ней мы спускаемся до начального давления – давление падает, а значит, растет объем. Наконец, замыкает процесс опять изобара, но теперь объем уменьшается, следовательно, температура падает.

Рисуем в осях : сначала горизонталь (изохора):

Задача 2. Рисунок 2

Затем вспомогательная прямая из начала координат в точку 2 – будущая изобара.

Задача 2. Рисунок 3

Теперь рисуем сам отрезок 2-3:

Задача 2. Рисунок 4

Теперь отрезок 3-4 – это изотерма. Причем обратите внимание: в конце ее, в точке 4, мы должны оказаться при таком же давлении, каким оно было в точке 1, следовательно, двигаться нужно вертикально  вверх, но до пересечения с изобарой, на которой лежит точка 1, поэтому сразу изобразим и ее тоже:

Задача 2. Рисунок 5

Наконец, рисуем последнюю изобару 4-1:

Задача 2. Рисунок 6

Переходим в оси . Изохора в осях – прямая, выходящая из начала координат. Следовательно, двигаемся вверх-вправо, так как температура растет и давление вместе с ней тоже:

Задача 2. Рисунок 7

Далее  – изобара 2-3, это прямая, параллельная оси температур.  Двигаемся по ней вправо, так как температура растет:

Задача 2. Рисунок 8

Далее – изотерма. Объем растет, это видно из исходного графика, а давление, стало быть, падает. Поэтому – спускаемся вниз. И спускаемся ровно до такой температуры, какой она была в точке 1.

Задача 2. Рисунок 9

Завершаем цикл изобарой 4-1:

Задача 2. Рисунок 10

Задача 3. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 3.

Решение.

Показать

Задача 3. Решение.

Задача 4. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 4

Решение.

Показать

Задача 4. Решение

Задача 5. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 5.

Решение.

Показать

Задача 5. Решение.

Задача 6. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 6. Рисунок 1.

Рассмотрим подробно решение этой задачи.

Проанализируем исходный график. Процесс 1-2 – изотерма. Давление растет, следовательно, объем должен падать. Процесс 2-3 – изохора, растут и температура, и давление.  Процесс 3-4 – изобара, температура растет, следовательно, должен расти и объем. Процесс 4-5 – тоже изохора, только тут падает температура и падает давление (объем постоянный). Наконец, процесс 5-1 – изобара, температура падает, и, следовательно, объем также.

Итак, в осях изотерма имеет вид гиперболы. Причем мы по этой гиперболе поднимаемся вверх: давление растет.

Задача 6. Рисунок 2.

Далее изохора, то есть поднимаемся вертикально вверх, так как давление растет.

Задача 6. Рисунок 3.

После этого процесс 3-4 – изобара. Давление от точки 3 до точки 4 не меняется, нарисуем себе изобару как вспомогательную прямую, проходящую через начало координат и точку 3, точка 4 будет лежать на этой же прямой.

Задача 6. Рисунок 4.

Задача 6. Рисунок 5.

Далее снова изохора, только теперь давление падает, так что спускаемся вертикально вниз,  до момента, когда давление не станет таким же, как в точке 1.

Задача 6. Рисунок 6.

Наконец, процесс 5-1 – изобара, и горизонтальным участком мы соединим точки 5 и 1.

Задача 6. Рисунок 7.

Теперь переходим к осям . Процесс 1-2 – изотерма – изобразим вертикальной прямой, так как объем падает, мы по ней будем спускаться вниз.

Задача 6. Рисунок 8.

Далее изохора – горизонтальная прямая.

Задача 6. Рисунок 9.

Изобара в этих осях – прямая, выходящая из начала координат. Проводим такую прямую в качестве вспомогательной (соединяем точку 3 и начало координат). По этой прямой нам предстоит подниматься вверх.

Задача 6. Рисунок 10.

Продолжает цикл изохора, и, поскольку давление газа в точках 1 и 5 одинаковое, должно оказаться так, что они лежат на одной изобаре. Проведем такую изобару из начала координат и точку 1, и участок 4-5 будем продолжать, пока не окажемся на этой прямой.

Задача 6. Рисунок 11.

Завершим цикл, соединив точки 5 и 1:

Задача 6. Рисунок 12.

Задача 7. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 7

Решение.

Показать

Задача 7. Решение

Задача 8. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 8.

Решение.

Показать

Задача 8. Решение

Задача 9. Перечертить процесс, происходящий с газом из осей в оси и .

Задача 9. Рисунок 1.

Рассмотрим эту задачу подробнее.  Процессы 3-4 и 5-1 – изобарические, 2-3 и 4-5 – изохорические, процесс 1-2 – изотермический. Начнем с него. Объем падает, следовательно, давление должно расти. Затем изохорический процесс 2-3 – температура падает, а с ней и давление. В процессе 3-4 растет объем и температура, в процессе 4-5 – растет давление.  Точки 5 и 1 находятся на одной изобаре, температура и объем в этом процессе растут.

Рисуем в осях : поднимаемся вверх по традиционной изотерме 1-2 (давление растет), из точки 2 спускаемся вертикально вниз (2-3 – изохора), так как давление падает.

Задача 9. Рисунок 2.

Задача 9. Рисунок 3.

Далее в процессе 3-4 давление неизменно, но объем растет, следовательно, двигаемся вправо. Отметим, что в точках 3 и 4 давление меньше, чем в точках 1 и 5 – поэтому вид графика такой:

Задача 9. Рисунок 4.

В процессе 4-5 мы как раз поднимемся до давления, равного давлению  в точке 1, а так как этот процесс – изохорический, то поднимаемся вертикально вверх:

Задача 9. Рисунок 5.

Осталось завершить цикл: 5-1 – изобара, в данных осях  – горизонтальная прямая. Объем растет, поэтому движение из точки 5 в точку 1 должно происходить слева направо.

Задача 9. Рисунок 6.

Перейдем теперь к осям . Изотермический процесс 1-2 в этих осях изображается вертикальной прямой, двигаемся вверх, так как давление растет.

Задача 9. Рисунок 7.

Изохорический процесс в этих осях – прямая, выходящая из начала координат. Проведем такую прямую из точки 2 в начало координат. В этом процессе давление будет падать, значит, будем двигаться вниз к точке 3, давление в которой должно быть ниже, чем в точке 1.

Задача 9. Рисунок 8.

Далее давление сохраняется постоянным, растет температура – поэтому процесс 3-4 изобразим горизонтальным отрезком.

Задача 9. Рисунок 9.

В точках 4 и 5 давление одинаково, следовательно, они обязаны лежать на одной изобаре, проведем вспомогательную прямую из начала координат в точку 4, и процесс 4-5 нарисуем так, чтобы он совпадал с этой прямой. Причем в точке 5 давление такое же, как и в точке 1, поэтому подниматься будем до тех пор, пока не окажемся на уровне точки 1.

Задача 9. Рисунок 10.

Наконец, завершаем цикл изобарой 5-1 (горизонтальный отрезок).

Задача 9. Рисунок 11.

 

easy-physic.ru

“Решение графических задач”, 9 класс

~ 5 ~

Е.И.Романова Хоринский район, О.И.Добрынина Прибайкальский район

Тема урока « Решение графических задач»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач

Задачи урока:

Обучающие

-читать графики

-анализировать, получать нужную информацию.

-строить графики зависимости координаты, скорости и ускорении от времени.

Развивающие

-уметь читать графики физических величин

-содействовать овладению методами научного анализа

-уметь анализировать графическую задачу и с помощью графика составлять текстовую задачу

-развивать пространственное мышление

Воспитательные

-воспитание познавательного интереса к новым знаниям

-воспитание логического мышления

Планируемые результаты

Предметные

-умение читать и строить графики, находить величины из данных графиков

Метапредметные

Познавательные УУД:

-умение давать определения понятиям.

-знать формулы и уметь их преобразовывать

-знать единицы измерения физических величин

-уметь читать графики и решать задачи с их применением

-умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений

Личностные УУД:

-умение соблюдать дисциплину на уроке

-уважительно относиться к учителю и одноклассникам

-умение применять полученные знания на практике

-понимать важность графической информации представления движущихся тел

Регулятивные УУД:

-развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

-умение слушать учителя и одноклассников

-аргументировать свою точку зрения

-овладение навыками выступлений перед аудиторией

-умение воспринимать информацию на слух

-задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Личностные

-различать виды движения

-понимание важности применения графических задач в жизни

Методы:

Характер познавательной деятельности

-объяснительно – иллюстративный

-исследовательский

-репродуктивный

Источник знания

-практический

-наглядный

словесный

Приемы:

-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения

-демонстрация учащимся графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов

-намек-подсказка, содержащая готовую информацию

–задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач

-задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений

-задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов

–задание учащимся на индивидуально речевое проговаривание известных правил

-задание учащимся на заполнение таблиц

-наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия

Контроль:

промежуточный – для оценки уровня сформированности ЗУН, по окончанию этапа изучения материала и выяснения необходимости его корректировки

Оборудование:

-интерактивная доска

-ПК

-презентация

-оформление класса графиками, тезисами

-карточки – задания

-оборудование для эксперимента

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Актуализация знаний

  4. Проверка домашнего задания

    1. Предъяви пропуск

  5. Изучение нового материала

    1. Почемучка

    2. Физкультминутка или релаксация

    3. Экспериментальная

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание

Здравствуйте! Приятно вновь встретиться с вами на уроке физики. Уверена, что вы готовы к получению новых знаний, на котором мы заглянем в мир графиков движения тел.

Порою в жизни так случается

Что разные тела, когда–нибудь встречаются

Когда случиться это?

Предстоит нам угадать

А это значит,

Основную задачу кинематики –

вы должны уметь решать

Тогда вам будут не страшны задания

И по плечу вам станут все терзания!

-Ребята как вы считаете, всегда ли используется для решения задач аналитический метод при описания движения?

/уч-ся: отвечают/ нет, можно решать с помощью графиков

-Какую тему нам предстоит сегодня изучить?

/уч-ся: отвечают/ Тема урока «Решение графических задач»

-Как вы думаете, есть ли преимущество графического метода по отношению к аналитическому?

/уч-ся: отвечают/ если да, то в чем он состоит; если нет то почему? (наглядность, вид движения, ориентирует на решение задач)

-Какую цель урока мы можем поставить?

/уч-ся: отвечают/ изучить способы решения графических задач по физике; познакомиться с методикой решения графических расчётных задач– учитель обобщает

Прежде чем мы приступим к решению задач, повторим пройденный материал:

    1. Время формул

Заполнить таблицу согласно виду движения

Вид движения

определение

Формулы

Графики

х (м)

S(м)

V(м/с)

а (м/с2)

x(t)

S(t)

V(t)

а(t)

равномерное

равнозамедлен-ное

равноускорен-ное

На заполнение таблицы 10минут. Данная таблица для самопроверки учениками представлена на слайде (равномерное – 1 ряд, равнозамедленное – 2 ряд, равноускоренное – 3 ряд)

Критерий оценивания: «8-9 баллов» – оценка «5»

«6 -7 баллов» – оценка «4»

«4 -5 баллов» – оценка «3»

«3 баллов» – оценка «2»

Подведем итоги: поднимите руки у кого оценка «5»… Пропуски получены, переходим к решению задач.

Задание №1 (Дать полную характеристику данного вида движения)

Смена деятельности: учитель, совместное решение, ученик

Даны графики движения. Определить: вид движения, V0, V, а, записать уравнения скорости, для графика 3 ( построить графики x(t)? a(t)) – на интер. доске.

– Учащиеся решают для графика 3: находят уравнение скорости, строят графики в координатах a(t), x(t)

один из учеников показывает уравнение скорости, второй график а(t), третий график х(t) – интер. доске

-Что означает точка пересечения графиков 1 и 2? Как найти время встречи?

переход с доски в презентации при нажатии кнопки мыши, переход на клеточную страницу щелкаем по кнопке страница

2

Используя уравнение движения тела x=200+5t-t2 . Составить уравнение скорости его движения. Построить графики зависимости скорости и ускорения от времени.

Физкультминутка или релаксация с музыкальным сопровождением

Знания только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой

Перейдем к эксперименту.

Экспериментальная задача

Ваша задача выполнить экспериментальное задание / поставить цель, сделать необходимые измерения, выполнить расчеты, построить графики в координатах a(t), v(t), x(t), и его защитить.

Четные парты выполняют первый вариант, нечетные парты выполняют второй вариант

первый вариант

Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом

α = 30° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.

Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

второй вариант

Условие задачи: По наклонной плоскости поверхности расположенной под углом

α = 15° к горизонту без начальной скорости скатывается шарик. Выполнить измерения и на основании их дать полную характеристику этого вида движения.

Приборы: желоб, штатив, шарик, измерительная лента, секундомер, транспортир

-четные и нечетные парты обменяйтесь и обсудите результаты полученного эксперимента, и сделайте обобщенный вывод /Разные углы? Чем больше угол наклона, тем больше ускорение/

Слова для защиты предоставляется I группе …, остальные учащиеся являются оппонентами.

-Ребята, где в жизни мы можем использовать графические задачи?

/уч-ся: отвечают/ движение поездов

Давайте подведем итог нашей деятельности на уроке:

/уч-ся: отвечают/

Мы на уроке

1 Описали движение тела используя график v (t).

2 По графику v (t) составили уравнение скорости, уравнение движения тела.

3 Используя данные построили графики x(t) и a(t).

4 Решили обратную задачу из уравнения движения построили график v (t)

5 Закрепление материала позволило выяснить свои пробелы, которые надо ликвидировать.

Обобщение

Кроме аналитического метода, при описания движения можно использовать и графический метод описания движения

Что можем установить по графику: время встречи, значения физ., величин, построить другие графики зависимости от времени

Оцените свою работу, работу вашей группы

Д/з

Построить для графика 1 графики зависимости х(t) а(t)

Составить условие графической задачи и выполнить её решение

multiurok.ru

Решение графических задач по физике

Просмотр содержимого документа
«Решение графических задач по физике»

Решение графических задач по физике

В графических задачах объектом исследования являются графики зависимости физических величин. Графики могут быть даны в условии задачи или их надо построить в процессе решения задачи. Чтобы успешно решать графические задачи, их нужно уметь «читать», видеть характер зависимости между величинами. Рассмотрим решение некоторых графических задач.

Задача №1 (Задание из варианта ЕГЭ)

На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени.

Проекция ускорения тела в интервале времени от 12 до 16 с представлена графиком

Чтобы успешно и быстро решить подобное задание, нужно знать формулу ускоренияа = . Выделите указанный участок на графике. За 4 с скорость изменилась от значения -10 м/с до значения 0 м/с. Значит, а = (0м/с – (-10 м/с))/4 с = 2,5 м/с2.

а 0, значит верный ответ №4.

Задача №2 (Задание из варианта ЕГЭ)

На графике показана зависимость скорости тела от времени. Каков путь, пройденный телом к моменту времени t = 4 c?

1) 7 м; 2) 6 м; 3) 5 м; 4) 4 м.

Не нужно «искать» путь за 4 с движения по формулам кинематики. Это отнимает много времени. Найдём путь как площадь полученной трапеции. Верхнее основание трапеции это отрезок времени 4 с, нижнее – 2 с. Высота трапеции 2 м/с. Далее находим площадь:S = = 6 м.

Аналогично решаются некоторые задачи по термодинамике.

Задача №3

Рабочий цикл тепловой машины изображен на рисунке.

Дано: ν=1 моль, P2 =6P1 , T4 =2T1 , T1 =300К

А ? (за весь цикл)

Сначала найдем работу, совершенную в каждом процессе.

A1-2 =0, A3-4 =0,

т.к. V-const,

A2-3 =P2 (V2 –V1),

A4-1 =P1 (V1 –V2). Работа за весь цикл равна:

A =A2-3 +A4-1 = P2 (V2 –V1)+ P1 (V1 –V2)=

=P2 (V2 –V1)- P1 (V2 –V1 )= (V2 –V1 )(P2 – P1)=

= (V2 –V1 )5 P1.

Запишем уравнение

Менделеева-Клапейрона.

  1. состояние (параметры в точке 1:P1 ,V1,T1):

P1V1 =νRT1 ;

2 состояние (точка 4): P1V2 =νRT4 ;Решая систему уравнений, получим:

(V2 –V1)P1= νRT4 – νRT1 .

(V2 –V1)P1= νR(T4 -T1)= νRT1.

(V2 –V1)= νRT1 /P1.

A= (V2 –V1)5P1=(νRT1 /P1) ∙5P1=5∙νRT1.

A=12465Дж.

2 способ:

Найдём работу как площадь фигуры (прямоугольника): А = (P2 – P1)·(V2 – V1) = 5 P1· νRT1 /P1, т.к. P1V1 =νRT1 ;P1V2 =νRT4, откуда (V2 –V1)= νRT1 /P1.

Задача №4

Сравните графики движения тел и определите, какое из них имеет наибольшую скорость.

Можно вычислить скорости движения всех тел и затем их сравнить. Но есть более быстрый способ выполнения этого задания. Чем больше угол наклона графика к оси времени, тем больше скорость тела. Это согласуется с формулой скорости: v= , т.к. отношение изменения координаты (х –х0) к отрезку времени t показывает тангенс угла наклона графика движения к оси времени. Ответ очевиден: наибольшая скорость соответствует графику 2.

multiurok.ru

Раскрыть сущность понятия «графическая задача». Назвать виды графических задач, используемых при изучении предмета «Черчение». Охарактеризовать графические задачи на моделирование.

Определить цели и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания черчения». Раскрыть назначение педагогической науки.

МПЧ- пед. наука, определ. задачи, содержание и методы обучения черчению, изучающая рациональные приемы выполнения граф. работ учащимися; разрабатывающая формы и средства эффективной организации учебного процесса.

Цель МПЧ: исследование основных компонентов

системы обучения черчения в школе: (целей, содержания, методов, формы и средств обучения черчению)

Задачи:

1. определение целей изучения черчения по классам, темам урока

2.отбор содержания в соответствии с целями и познавательными возможностями уч-ся

3.разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей

4.Выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения

2.Раскрыть сущность предмета «Черчение». Указать цели и задачи изучения предмета «Черчение» в средней школе.

Черчение- учебная дисциплина, в процессе изучения которой уч-ся получают целостную систему знаний о графических средствах информации и овладевают разнообразными приемами графической деятельности. Данная дисциплина изучает методы изображения пространственных форм на плоскости, правила выполнения и чтения чертежей, эскизов, наглядных изображений.

Цели и задачи:

1.формирование приемов выполнения чтения установл. стандартом граф. элементов

2..формирование знаний о графических средствах информации

3.овладение способами отображения и чтения граф. информации в различных видах практич. дея-ти человека

4.подготовка уч-ся к конструкторско-технологической и творческой дея-ти, дизайну, худ. конструированию

5.формирование логического мышления

6.формирование эстетического вкуса

Назвать основные типы уроков , используемые при преподавании предмета «Черчение», охарактеризовать их структуру.

-Урок форм. новых знаний

-Урок форм. умен.и навыков



-обобщения и систематиз.

-контрольно-проверочн. уроки

-комбиниров.

Структура урока-это внутреннее строение, состав урока, последовательность отдельн. элементов, направленных на реализацию триединой цели. Каждому типу урока соответствует определенная структура. На структуру урока влияет множество факторов: цели и задачи урока, содержание и объем учебного материала, уровень подготовленности школьников, формы организации учебной деятельности.

Этапы урока:

-орг.момент

-мотивация

-проверка д.з.

-актуализация

-формир.знаний

-первичн. проверка понимания изученного

-форм. умений

-закрепление зУН

-контроль

-коррекция

-обобщен.и системат.

-выдача д.з.

-подведение итогов

-рефлексия

 

 

Дать описание методики проверки графических работ учащихся.

Проверка ЗУН посредством выполнения граф. работ несет в себе ряд функций:

-контролирующая(проверка усв. граф.ЗУНОв)

-обучающая

-развивающая (развитие мышл.,вниман)

-воспитательн. (воспит.целеустр., усидч., аккуратн)

Контроль граф. навыков-это важн. элемент черчения. Он требует большого вниман., напряжения и соответств. квалификации, поэтому необходимо выработать наиболее рациональн. и эффективные приемы контроля

Метод.реком. по проверке гр. работ:

-при проверке учитель должен иметь: простой карандаш, циркуль, линейку, угольник, ручку с красн. стержнем

-граф. работы необходимо проверять по ходу их выполнения, внося коррективы и замечания в работу ученика, но не нарушая при этом самостоятельности выполнения

-контроль граф. работ должен быть тематич.

-пометки желательно делать прост. каранд.

-можно использ. способ взаимопроверки

-если ученик выполн. работу заново, целесообразно, чтобы новый и старый варианты сдавались вместе, это облегчает проверку и мобилизует у-ся лучше выполнять и тщательнее контр. свою работу

-необходимо разработать систему проверки, что позволит осуществляттся контроль задания с наименьшей затратой времени и труда

Раскрыть сущность понятия «средства обучения» . Перечислить виды средств обучения, указать их роль при изучении предмета «Черчение».

Средства обучения-это материальные объекты и предметы, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции обучения, воспитания и развития уч-ся.

СО должны органически вписываться в систему построения учебного занятия.Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. Следует четко определить их место на занятии.

Роль СО:

-хранение, быстрое извлечение и предъявл. информ.

-создание условий для продуктивн.дея-ти уч-ся

-развитие познавательн.активн.уч.

-развитие интереса к уч. дея-ти

-активизация эмоций уч-ся

-повышен.качества обучения

-интенсификация уч.процесса

-создание усл. для творч.роста педагога

 

Виды: технические; учебно-наглядные пособия (натуральные, знаковые, изобразительные) ,вербальные(учебники, справочники ,ГОСТы)

 

Изложить условия эффективного применения средств обучения на уроках по предмету «Черчение». Назвать основные требования к учебно-наглядным пособиям и графическим средствам информации.

-информация преподносимая СО должна соответствовать уч. прогр. и содерж. урока, должна быть доступной

-количество средств обучения СО должно быть ограничено

-необходимо продумать дидактич. ф-цию и моменты подачи

 

Требования к уч-нагл. пособ.

-соответствие возрастным особенностям уч-ся

-демонстрируя пособие необходимо не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделив при этом главную идею

-используя пособие на уроке рекомендуется выставить его на некоторое время для самост. ознакомл. с ним уч-ся

-должны облегчать понимание излагаемого учебного мат-ла

 

Требования к плакатам:

-соответствие с ГОСТ

-простое оформление

-равномерное заполнение пространства плаката

-хорошая видимость с любого места класса

-небольшое кол-во цветовых отношений

-выделение цветом главного

-желательно посвящать одному правилу

Раскрыть сущность понятия «пространственные представления». Дать классификацию понятию «пространственные представления». Назвать методические приемы развития пространственных представлений у учащихся на уроках по предмету «Черчение».

 

Пространств. представление-это мысленное воспроизведение формы,

величины и расположение в пространстве предметов и их частей.

Пространственное представление создается на основе восприятия предмета с использованием наглядной, предметной или графической основы.

Классиф.:

Образы памяти (отражает предмет примерно в том же виде, как он был воспринят)

Образы воображения (явл. новыми образами) Создаются либо на основе исходного материала (черт, словестн. описания), либо их создание не направляется заданным материалом(образы творч. воображения)

Для развития простр. представл. на первонач. этапе следует использ. наглядный материал (детали,модели,макеты)

Далее уч-ся учиться создавать образы сам (мысленно)

Раскрыть сущность понятия «графическая задача». Назвать виды графических задач, используемых при изучении предмета «Черчение». Охарактеризовать графические задачи на моделирование.

 

Граф. задача-задача, решение которой связано с использов. граф. изображ.

Виды:

-постр.изобр.по различным исходным данным

-чтение изображ.

-изменение кол-ва изобр.

-постр.недостающ.линий

-постр.недост. проекций

-чертежи по описанию

-задачи на преобразование

-занимательная задача

-на моделиров.

-на конструиров.

Моделирование-это процесс создания предмета на основе его описания или чертежа.Способствует развитию пространственного воображения и мыслительной деятельности

Виды моделиров.:из картона,проволоки, пластилина и т.д

 

9.Назвать основные формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету «Черчение». Дать их характеристику.В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость имеет форма организ. учебной дея-ти на уроках. В пед. Практике приняты в основном 3 таких формы:

-фронтальн.

-индивидуальная

-групповая

Первая предполагает совместные действия всех уч-ся класса под руководством учителя, вторая- самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая-уч-ся работают по группам из 3-6 чел.

Фронтальной формой орг. учебн. дея-ти уч-ся назыв. такой вид дея-ти уч-ся и учит. на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учениками непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа и т.д.

Индивидуальную форму целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактич.задач. Деятельность ученика осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Индив. форма увеличивает эффективность самостоят.работы.

Групповаяформа наиболее применима и целесообразна при проведении практ. работ, лабораторн., практикумов.

Класс на данном этапе делится на группы для решения конкретн. учебн. задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *