Гиперактивность у грудничков – Гиперактивность у грудничков: симптомы, признаки и лечение
Гиперактивность у грудничков: симптомы, признаки и лечение
Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.
Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.
Почему важно своевременно диагностировать
Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.
Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.
Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.
Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.
Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.
При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.
Факторы
Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.
Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.
Все факторы можно разделить на три группы:
- Проблемы во время беременности.
- Неблагоприятное течение родов.
- Иные факторы.
Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:
- Кислородное голодание плода.
- Стрессовое состояние будущей мамы.
- Курение.
- Плохое питание.
Факторы, связанные с родами:
- Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
- Стремительные роды.
- Затяжные роды с длительным безводным периодом.
- Преждевременные роды.
Среди прочих факторов выделяют:
- Наследственную предрасположенность.
- Стрессовую обстановку в семье.
- Отравление тяжелыми металлами.
Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.
Диагностика
Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.
Что должно насторожить:
- Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
- Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
- Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
- Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
- Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
- Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
- Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
- Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
- Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.
Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.
Терапия
Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.
Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.
Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.
В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:
- Массаж.
- Расслабляющие ванны.
- Остеопатические техники.
- Коррекция поведения родителей.
Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.
Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.
Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.
СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.
grudnichky.ru
симптомы и признаки, как проявляется патология у детей до года?
Каждый ребенок активен и любознателен – это является нормой, ведь малыш активно познает окружающий мир, и все, что происходит вокруг него, вызывает неподдельный интерес. Если активность ребенка чрезмерна, это может считаться патологией.
Поэтому родителям следует внимательно отмечать любые изменения в состоянии грудничка, ведь они могут свидетельствовать об отклонениях, таких как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Какие симптомы и признаки указывают на наличие гиперактивности у грудничков и детей до года? Расскажем подробнее.
к оглавлению ↑Характеристика патологии
Гиперактивность – отклонение в работе нервной системы, при котором все процессы в головном мозге, отвечающие за возбуждение, происходят более интенсивно, чем у деток той или иной возрастной группы.
Клетки головного мозга постоянно вырабатывают нервные импульсы, которые отвечают за все жизненно-важные процессы в организме.
У гиперактивных деток это происходит более интенсивно: они неусидчивы, невнимательны, непослушны.
И это не является особенностью характера или темперамента, которые у грудничка еще не сформированы.
Проявления патологии встречаются у 5-7% новорожденных в возрасте до 1 года, причем мальчики сталкиваются с проблемой гораздо чаще.
Гиперактивный ребенок отличается хорошим физическим развитием, быстрее осваивает двигательные навыки (умение переворачиваться, сидеть, ползать).
к оглавлению ↑Этиология заболевания
Синдром у грудничков может развиваться вследствие многочисленных причин.
Неблагоприятные факторы принято делить на 3 группы: внутриутробные, то есть развивающиеся в процессе вынашивания, родовые (возникающие при родах), иные факторы риска.
К внутриутробным причинам относят гипоксию плода, неправильное питание будущей матери, наличие у нее вредных привычек, подверженность стрессам и депрессиям.
Родовые факторы включают:
- Осложнения в процессе родов (использование вспомогательных средств для успешного родоразрешения).
- Затяжные или стремительные роды.
- Травмы, полученные при прохождении по родовым путям.
- Появление на свет раньше положенного срока.
Риск развития патологии повышают отягощенная наследственность, сильная интоксикация организма беременной или плода.
к оглавлению ↑Основные признаки
Выявить патологию у грудничков сложно, ведь характер ребенка, его темперамент и модель поведения еще не определены в полной мере. Он еще не может выражать эмоции, характеризовать свое состояние.
Что может свидетельствовать о наличии отклонений:
- Нарушение сна, когда ребенок может по нескольку раз просыпаться, реагируя даже на самый незначительный шум. Часто такие детки путают режим дня, то есть днем спят практически все время, а ночью бодрствуют.
- Повышенная двигательная активность. Конечности постоянно двигаются, незначительная активность наблюдается и в периоды сна.
- Сильный и продолжительный плач. Малыш кричит даже тогда, когда не ощущает голода, боли или дискомфорта.
- Чрезмерная напряженность мышц, гипертонус.
- Обильные срыгивания, переходящие в рвоту, которые наблюдаются как сразу после кормлений, так и через некоторое время.
- Повышенная возбудимость. Из равновесия ребенка могут вывести любые раздражители, например, яркий свет, звуки.
- Малыша очень сложно пеленать: он активно сопротивляется.
- Он обращает внимание на игрушки, однако, такое внимание имеет краткосрочный характер.
- Он негативно реагирует на присутствие посторонних, малознакомых людей.
Эти симптомы могут проявляться и у здоровых деток, однако, это происходит периодически, например, если их что-то беспокоит (колики, голод, мокрые пеленки).
У гиперактивных деток подобные проявления имеют постоянный характер.
к оглавлению ↑Нужно ли лечить ребенка
Бывает так, что наличие симптомов, о которых говорилось выше, не является патологией. Ребенку не требуется специфическое лечение.
Не следует беспокоиться, если:
- Малыш активно двигается в течение дня, но, устав, предпочитает более спокойную деятельность (гиперактивные дети практически не устают).
- Он нормально спит днем и почти не просыпается ночью (в зависимости от возраста).
- Во время истерики малыша легко успокоить, отвлечь чем-то интересным для него.
- Малыш не проявляет чрезмерной агрессии, в конце первого года жизни начинает адекватно реагировать на запреты.
Во всех других ситуациях потребуется врачебная помощь.
к оглавлению ↑У вас гиперактивный ребенок? Как помочь такому малышу? У нас есть много советов и рекомендаций на эту тему. Читайте такие статьи:
Рекомендации по лечению
Терапия гиперактивности может быть лекарственной, либо немедикаментозной.
Для грудничков лекарственные препараты применяются редко, чаще — немедикаментозные способы лечения.
Устраняют неприятные проявления патологии:
- Массажные техники. Движения должны быть легкими, расслабляющими. Делать массаж необходимо за 20-30 мин. до отхода ко сну.
- Расслабляющие ванночки с добавлением отваров трав (ромашка, липовый цвет).
- Контакт с родителями. Малыш должен чувствовать присутствие родных – это помогает ему успокоиться и крепко уснуть.
- По мере взросления родители должны устанавливать правила и ограничения для малыша, но эти запреты должны быть ему понятны.
- Важно удалить из детской комнаты все потенциально опасные предметы (если ребенок уже начал ползать или даже ходить).
- Ближе к 1 году следует давать ежедневные простые задания, которые будут ему понятны.
- Необходимо как можно чаще хвалить малыша. Несмотря на малый возраст, малыш все понимает, и похвала для него своеобразным стимулом.
- Не следует ограничивать подвижность ребенка (например, сажая его в манеж).
- Важно обеспечить малышу полноценное питание. На первых порах — это молоко матери, начиная с 3-4 мес. можно вводить прикорм.
Это будут фруктовые и овощные соки, овощные, затем фруктовые пюре, каши, а, начиная с 6-7 мес. — мясные и рыбные пюре. Рекомендации по введению прикорма индивидуальны, необходима консультация врача-педиатра.
Чрезмерная активность, подвижность — не всегда признаки патологии. Возможно, это первые проявления бурного темперамента ребенка.
Еще несколько интересных фактов о гиперактивности у детей узнайте из этого видео:
Если симптомы проблемы возникают регулярно, не обращать внимание на эти тревожные сигналы нельзя.
С течением времени проблема будет только усугубляться. Важно своевременно обратиться за медицинской помощью.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
malutka.pro
Гиперактивность новорожденного
Гиперактивностью называют состояние, при котором ребенок проявляет подвижность и возбудимость, превышающие норму. Такое явление встречается преимущественно среди малышей мужского пола. Это обусловлено тем, что они появляются на свет более крупными и развитие мозга происходит более замедленно, нежели у девочек. На фоне этого мальчикам больше угрожают родовые и внутриутробные травмы.
Гиперактивность не относится к временным явлением, синдром сохраняется и проявляется у детей уже в более старшем возрасте. На сегодняшний день его обнаруживают примерно у 10 % школьников начальных классов. Такие дети требуют регулярного обследования и наблюдения специалиста. По статистике отклонения перерастает только половина несовершеннолетних, у второй же гиперактивность продолжает развиваться.
Причины отклонения
Гиперактивность новорожденного может быть вызвана такими факторами:
- инфекции;
- родовые травмы;
- тяжелые роды;
- преждевременная родовая деятельность;
- генетическая склонность;
- поражения нервной системы;
- отравление свинцом;
- родители, злоупотребляющие алкоголем и наркотическими веществами;
- скудное и несбалансированное питание матери.
Симптоматика
Гиперактивность новорожденного определить практически невозможно, так как до года симптоматика очень размыта. Заметные признаки этого синдрома у детей появляются не ранее 3-4 лет, при этом не каждый родитель или воспитатель детского сада способен их распознать. На первом году жизни, на наличие нарушений могут указывать такие симптомы:
- Раннее развитие психомоторики. Гиперактивный ребенок быстро учится переворачиваться, садиться, ползать, вставать и выполнять другие сложные движения и действия. Стремительно развивается и хватательный рефлекс.
- Неуклюжесть. Не смотря на хорошую подвижность и психомоторные способности, ребенок двигается неловко, наблюдается также нарушение координации.
- Повторяющиеся навязчивые движения. При гиперактивности свойственны такие действия как: болтание ногами, переступания на одном месте, ходьба нога за ногу.
- Расстройства сна. Малыш спит плохо и беспокойно, часто пробуждается.
- Постоянный плач. Младенец может начать плакать внезапно и также резко прекратить, но это случается в виде регулярных приступов.
- Нежелание ложиться спать. Гиперактивного ребенка очень сложно уложить спать, особенно в дневное время. Вечером младенец также долго противится сну, не смотря на то, что его организм утомлен и нуждается в отдыхе.
- Повышение мышечного тонуса. В связи с этим возможны частые и обильные рвоты после кормления.
Чрезмерная активность и возбуждение свойственны и здоровым младенцам, но у них такое поведение наблюдается только периодически. В то же время при гиперактивности подобное состояние является нормой и ребенок ведет себя беспокойно практически все время.
Дети с психическими нарушениями такого характера не дают себя пеленать, всячески сопротивляясь при этом. Даже если и удалось поместить малыша в пеленки, то совсем не надолго. Тесная и сковывающая одежда также мешает, и ребенок пытается от нее избавиться. При этом выражает протест, сильное беспокойство и возбуждение, сопровождаемое криком и плачем.
Гиперактивность у новорожденных проявляется в их повышенной чувствительности к различным раздражающим факторам: звукам, освещению, переменам температурного режима. Даже при незначительных изменениях обстановки младенцы начинают сильно плакать и капризничать.
Диагностика гиперактивности
Определить наличие синдрома гиперактивности у новорожденного может только опытный педиатр, который неоднократно сталкивался с подобными явлениями. Помочь исправить ситуацию и корректировать проблему способен квалифицированный остеопат, который применяя специальные краниальные ручные техники, помогает улучшить состояние малыша и снизить степень проявления гиперактивности. Важно то, что подобная методика позволяет справиться с недугом без применения медикаментозных препаратов, которые являются очень вредными для еще несформировавшегося организма.
В более старшем возрасте, детям проводят специальное тестирование на предмет выявления синдрома гиперактивности. Эффективные тесты, которые были разработаны американскими специалистами, предоставляют врачам достоверную информацию, на основании которой можно изучить психическое состояние каждого ребенка.
stress-faq.ru
Гиперактивный ребенок. Что делать и кто виноват?
Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.
Кто из них прав, какой он гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.
Из этой статьи вы узнаете:
Разбираемся в терминах
Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.
Гиперактивность, или двигательная расторможенность
– это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.
Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3—4 летнего возраста.
Гиперактивный и активный: в чем разница
Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.
Гиперактивные груднички – какие они?
Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.
Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.
Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2—3 месячные малыши могут бодрствовать по 4—5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.
Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.
Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.
Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.
Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.
Как не ошибиться?
Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:
- много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
- хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
- спокойно спят ночью;
- хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
- легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
- рано начинают осознавать слово «нельзя»;
- во время капризов неагрессивны;
- имеют темпераментных маму или папу.
Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».
Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.
Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.
Кто виноват?
Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:
- малыш родился через кесарево сечение;
- роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
- ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
- произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
- имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.
Вылечить нельзя, можно помочь
Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.
Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:
- Психологическая подготовка родителей;
- Воспитательные подходы к малышу;
- Режим дня.
Психологическая подготовка родителей
Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.
Родителям необходимо твердо усвоить:
- гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
- ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
- в случившемся нет ничьей вины;
- необходимо принять ребенка таким, какой он есть — озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
- гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
- малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.
Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.
Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.
Воспитательные подходы к малышу
Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.
Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.
Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.
Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».
Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.
Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.
Режим дня
Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня. Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.
Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.
Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна—колыбельная—сон у груди—переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму—колыбельная—грудное кормление или бутылочка со смесью—сон в собственной кроватке».
Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.
Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.
В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.
Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.
Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.
Заключительное слово
Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!moy-kroha.info
признаки, причины состояния и что делать?
Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.
Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.
Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?
Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.
Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:
- Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
- Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
- Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.
Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.
Признаки гиперактивности у новорожденного
Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.
- Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
- Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
- Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
- Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
- Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.
Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.
- Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.
Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.
Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше
Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.
Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:
- В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
- Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
- Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
- Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
- Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
- Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
- Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.
- Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
- Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
- Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
- Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
- Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
- Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.
Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.
В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?
Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):
- Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
- Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
- Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
- У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
- Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
- Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
- Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
- Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
- Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
- Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.
Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.
Советы родителям гиперактивного малыша
Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:
- Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
- В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
- Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
- Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
- Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.
Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.
therebenok.ru
Гиперактивность у младенцев
С первыми шагами в своей жизни ребёнок познаёт окружающий мир, будучи активным и подвижным – такова природная закономерность их развития. Малыши 3-4 лет являются особенно большими непоседами. Им хочется всё увидеть, пощупать, подержать в руках и даже поломать. Главное – не стоит ограничивать естественную подвижность ребёнка. Но что делать когда, активность и подвижность становятся чрезмерными? И что считать чрезмерным? Определить норму поведения для всех детей трудно, так как многое зависит от индивидуальных особенностей организма, темперамента, характера и воспитания. И всё же существуют дети, которых врачи называют гиперактивными.
Гиперактивность – состояние, при котором эмоциональная возбудимость, активность и подвижность превышает норму. Если такое поведение становится проблемой для окружающих людей, то его можно трактовать как психическое расстройство.
Жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с первых дней внутриутробного существования. Гиперактивность новорождённого возникает из-за особенностей протекания беременности и родов матери. Сильный токсикоз, нервные стрессы и заболевания внутренних органов – все эти факторы не очень благоприятно влияют на будущее поведение малыша. Все девять месяцев организм ребёнка тесно связан с организмом матери и потому очень важно какой режим отдыха, труда и питания придерживается будущая мама.
Стоит заметить, что определить гиперактовность у грудничка очень сложно. Как правило, на первые признаки родители или воспитатели в детском саду обращают внимание в 2-3 года. Но всё же на гиперактивность у детей до года могут указывать следующие симптомы:
- ранее психомоторное развитие. Такие детки очень рано начинают садиться, поворачиваться, вставать и ходить. И при этом наблюдается некая неуклюжесть в движениях по сравнению с другими детьми;
- плохой сон и частый плач;
- неловкие движения – хождение «нога за ногу», переступания с ноги на ногу и чрезмерное болтание ногами во время сидения.
Только опытный педиатр в состоянии поставить диагноз «гиперактивность» в раннем возрасте и приступить к лечению не прибегая к медикаментам.
На сегодняшний день существует много теорий относительно того, что вызывает синдром гиперактивности или дефицит внимания. Проанализировав сотни тысяч больных, врачи смогли выделить основные причины гиперактивности у детей:
- 1.Наследственность. По статистическим данным, 58% родителей, чьи дети страдают данным заболеванием, в детском возрасте отличались таким же поведением.
- 2. Употребление алкоголя, никотина, наличие различных нервных расстройств и аллергических заболеваний у будущей матери (астма, экзема и сенная лихорадка).
- 3.Беременность и роды. Причиной является кислородное голодание во время беременности, родовые травмы, патологии головного мозга и тяжёлые инфекционные заболевания матери или ребёнка.
- 4. Дефицит витаминов. Исследования показали, что большинство гиперактивных детей страдают от нехватки определенных витаминов, жирных кислот и микроэлементов.
- 5. Питание. С первых дней жизни малыш должен получать хорошее питание. Сначала это материнское молоко, затем продукты, которые не содержат консерванты, искусственные наполнители, ароматизаторы и пищевые красители.
Как лечить гиперактивность?
Решение о лечение данного синдрома принимается после того, как установлена причина и изучены индивидуальные особенности пациента. Одним требуется приём лекарственных препаратов, чтобы устранить повышенную нервозность и тревожность, а другие нуждаются в психокоррекции гиперактивности. Если гиперактивность у младенца является следствием механических нарушений структур мозга, то данные методы устраняют только последствия. Идеальным и эффективным лечением будет взаимодействие нескольких врачей (остеопатов), которые благодаря специальным комплексным методикам помогут организму восстановиться.
К подростковому возрасту гиперактивность, как правило, проходит, но важно чтобы ребёнок приблизился к этому возрасту без отрицательных эмоций.
Поделитесь с друзьями:
Оценка статьи:
Loading…Советуем почитать:
Оставить комментарий
lecheniedepressii.ru
Признаки гиперактивного ребенка | Психология на psychology-s.ru
Наверное, каждая мама, которая не спит две-три ночи напролет, может с уверенностью сказать, что ее ребенок гиперактивный. Но активность, любознательность не всегда является гиперактивностью. Надо понимать, что это состояние (требующее специального лечения и отношения к ребенку), а не черта характера. Самостоятельно определить какой у вас ребенок, могут не все родители, поэтому со своими подозрениями надо поделиться с педиатром. Он подберет лечение и поможет найти подход к маленькому человечку, если диагноз подтвердится.
Гиперактивность у грудничков. Признаки
Если обычный здоровый ребенок устал, заболел или перевозбудился, у него могут проявляться признаки этого диагноза (по мнению родителей). Но дети, действительно имеющие такую болезнь, всегда имеют состояние перевозбудимости, беспокойства.
Поставить диагноз гиперактивность деткам, которым не исполнился годик, очень непросто, хотя заметить нарушения развития можно даже у грудничка (если внимательная мама и опытный специалист).
Если:
- У вашего малыша плохой и непродолжительный сон, часто происходят сбои биоритмов (днем спит, а ночью играет).
- После кормления случаются приступы рвоты (частые и обильные).
- Ребенок очень не любит пеленания и неудобной, тесной одежды.
- Ваше чадо очень активно. Ручки и ножки постоянно находятся в движении.
Любопытным фактом является то, что такие детки начинают ходить очень рано, пропустив этап ползания.Эти признаки должны насторожить родителей и стать поводом для консультации с детским невропатологом.
Как обращаться с таким новорожденным?
В первую очередь надо обратиться к специалисту. Он назначит специальный массаж, нужные лекарства. Рекомендации надо выполнять, от них зависит здоровье ребенка.Сильно укутывать, тесно пеленать не стоит, если малыш хочет свободы, ее надо предоставить.
Признаки гиперактивности у детей старше года и школьников
Четкие симптомы заболевания проявляются при начале посещения детсада. Причиной становятся довольно жесткие рамки поведения, правила, неведомые раньше. И непоседливому ребенку надо подчиняться, выполнять определенные требования, и просто жить в среде, где существует не только он один. Для деток, имеющих такой диагноз, эти требования часто бывают просто невыполнимыми.
У ребенка-дошкольника признаки заболевания проявляются еще сильней. Он не может спокойно сидеть на одном месте даже несколько минут (не говоря уже о целом уроке), постоянно движется и ерзает, ищет себе занятие по сторонам, играет руками, теребит волосы, стучит ногами.
Таких детей невозможно чем-либо заинтересовать (любопытства хватает на минут пять, а дальше поиск непонятно чего). Они не могут дослушать сказку, досмотреть мультик (даже самый интересный). Конструктор, пазлы, мозаика – ничего не заинтересует его надолго.
Имея хорошую память и отличную интуицию, заниматься учебой школьник не будет. Это просто придумано не для него. А еще настоящим мучением для такого ребенка станет завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Для сохранения спокойствия надо покупать одежду и обувь на липучках.
Со стороны выглядит, что это не дети, а «вечные двигатели», хотя определенной цели их движение не имеет (лишь бы не сидеть на месте).
Естественно, при постоянном движении возможны разные неприятности (разбитая тарелка, перевернутый чай, разорванные новые джинсы). Можно подумать, что все это сделано специально, но ребенок не может предвидеть последствия своего поступка. Он не знает, почему все делает именно так, просто не понимает.
Очень тяжело таким детям находить общий язык с ровесниками. Ведь гиперактивные ребята не умеют нормально вести разговор и слушать собеседника, могут причинить вред, ударить, не имея на то причины. Зачастую детский коллектив не принимает к себе такого ребенка, с ним тяжело общаться и детям и учителю.Но бывают случаи, когда в группе или классе гиперактивный ребенок становиться лидером, а это чревато непредсказуемыми и опасными последствиями. Ведь продумать последствия своего поступка он не может. Так появляются игры на дорогах, таскания за хвост дворовых собак, и это еще не полный список экстремальных игр, на которые способен такой ребенок.
Еще одним из признаков заболевания является неумение ездить на велосипеде, и нежелание научиться. Все игры, которые требуют координацию движений не для него.
Нервная система у таких деток имеет свою особенность – плохая переносимость любых нагрузок. Аппетит у этих детей меняется от очень плохого до отличного, чувство насыщения отсутствует, нарушается работа ЖКТ.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Часто гиперактивность бывает особенной «изюминкой» характера ребенка, но в чаще всего это признак СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей). Для постановки такого диагноза понадобится наблюдение за ребенком не менее 6-7 месяцев.
Как утверждают специалисты, девочки гиперактивны в 5-6 раз реже, чем мальчики. Притом мальчишки со светлыми волосами и голубыми глазами.
Что делать, если ваш ребенок действительно гиперактивен?
Если установлен такой диагноз, надо заводить дружбу с хорошим специалистом-невропатологом, который будет назначать процедуры и лекарства. Если тщательно все исполнять, то шансы избавиться от болезни (перерасти) очень велики.
Родители должны помнить, что общаться с ребенком надо спокойно (даже если это крайне трудно), домашняя атмосфера должна быть благоприятной.
Не надо переутомлять сына или дочку, лишняя нагрузка на нервную систему не нужна. Важно соблюдение режима, своевременного сна, питания.
Активность ребенка направить в нужное русло (спасением станет любимый вид спорта).
Уроки делайте в спокойном месте, без отвлекающих факторов.
Важным моментом в общении с ребенком будет повышение его самооценки, уверенности в себе.
И наверное, самое главное. Просто любите своего малыша (даже повзрослевшего, гиперактивного, с кучей комплексов). Именно любви и внимания очень не хватает таким деткам. Любовь папы и мамы может сотворить чудо, и поставленный диагноз останется далеко в прошлом.
Вам должно быть так-же интересно:
psychology-s.ru