Буква ч всегда мягкая – Звук “ч” – твердый или мягкий?
Буква ч мягкая или твердая
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической письменностью. В русской фонетической транскрипции для сочетания звуков / t?? / традиционно использовался символ [ч], хотя в литературе встречаются и обозначения [т’ш’] и даже [тьщ].
Сочетания букв «сч», «зч», «шч», «жч», «здч», «стч» в русском языке принято произносить как долгий звук [ш?’] (/ ?? /) (аналогично букве «щ»).
Сочетание букв «чн» традиционно произносилось как [шн] (/ ?n /), но в настоящее время такое произношение сохранилось лишь в немногих словах (например, нарочно), в то время как в других словах (например, точно) утвердилось произношение [чн] (/ t?n /). На произношение буквосочетания «чн» влияют диалектные различия: [шн] чаще встречается в московской речи и было нормативным в старомосковской речи; для петербургского произношения более типично [чн].
Словарной нормой считается произношение [шн] в словах яичница, скучный (и скучно), нарочно (но [чн] в нарочный «посыльный»), конечно (но [чн] в производных от «конечный»: время жизни мюона конечно, алгоритм будет работать конечно), очечник, скворечник, девичник, в происходящих от личных мужских имён I склонения (Фома, Кузьма, Илья, Никита и т. д.) женских отчествах на -ична: Никитична, Кузьминична, Ильинична. Необязательно, но допускается произношение [шн] в словах: сливочный, молочный, порядочный (при этом возможны колебания в зависимости от семантики: этот человек порядо[чн]ый, а вон тот — порядо[шн]ая сволочь), копеечный, шапочный, шуточный, бутылочный, гречневый, горчичный (и горчичник), булочная, прачечная, двоечник, троечник, лавочник, собачник. В остальных случаях предпочтительным является произношение [чн].
Сочетание букв «чт» в местоимении что и производных от него (чтобы, ничто и других, кроме нечто) произносится как [шт] (/ ?t /), в остальных словах (включая нечто) произносится как [чт] (/ t?t /).
Удвоенная буква «чч» (встречающаяся в заимствованных словах, например, каприччо) произносится одинарно, то есть правильным произношением будет не / t?t? /, а / t?? /, при этом в звуке / t? / появляется пауза между смыканием и размыканием, и в целом произношение может быть более медленным и отчётливым. Аналогично произносится и сочетание букв «тч»: отчество, отчизна.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. В сложных словах после числительных двух- , трёх- , четырёх- , например: трёхъярусный. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб- , ад- , диз- , ин- , интер- , кон- , контр- , об- , суб- , транс- и после начальной составной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.§ 7.
Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ё, ю, я, например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный, лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью. Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.§ 7. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. Для обозначения мягкости согласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях: Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная соscriptserver2.ruаняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик. Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.§ 7. Буква ь пишется также в следующих случаях: В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.
2) Ударение в слове: мя`ч я и ч. Буква м является твердой согласной буквой, но поскольку за ней следует я, она ее Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть Если согласная последняя — то твердая. Если ж, щ, ц В остальных случаях согласная — мягкая. 2) Ударение в слове: мя`ч. я и ч. Буква м является твердой согласной буквой
, но поскольку за ней следует я, она ее. Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть А еще я слышал, что согласная мягкая перед другой мягкой согласной, например, в слове банщик. Звук «н".
В формах твор. пад. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед — ся и — те, например: пить — напиться; исправь — исправиться, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.§ 7. Буква ь не пишется: В прилагательных с суффиксом — ск- , образованных от существительных на — ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день- деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на — нь, например: юньнаньский (от Юньнань). В род. пад. множ. После шипящих (х, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях: На конце существительных женского рода в им. В окончании 2- го лица ед. На конце глагола в ед.
Во множ. ч. повелительного наклонения перед — те, — тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед — ся, например: стричь, стричься.
Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь. Не нашли нужного правила? Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме! Получить справку немедленно.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный,
http://informsystema.weebly.com/blog/bukva-ch-myagkaya-ili-tvyordaya
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
- Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
- Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
- Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
- Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
- Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источник:
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков…
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
mamaznaetvse.ru
Буква ч мягкая или твердая
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической письменностью. В русской фонетической транскрипции для сочетания звуков / t?? / традиционно использовался символ [ч], хотя в литературе встречаются и обозначения [т’ш’] и даже [тьщ].
Сочетания букв «сч», «зч», «шч», «жч», «здч», «стч» в русском языке принято произносить как долгий звук [ш?’] (/ ?? /) (аналогично букве «щ»).
Сочетание букв «чн» традиционно произносилось как [шн] (/ ?n /), но в настоящее время такое произношение сохранилось лишь в немногих словах (например, нарочно), в то время как в других словах (например, точно) утвердилось произношение [чн] (/ t?n /). На произношение буквосочетания «чн» влияют диалектные различия: [шн] чаще встречается в московской речи и было нормативным в старомосковской речи; для петербургского произношения более типично [чн].
Словарной нормой считается произношение [шн] в словах яичница, скучный (и скучно), нарочно (но [чн] в нарочный «посыльный»), конечно (но [чн] в производных от «конечный»: время жизни мюона конечно, алгоритм будет работать конечно), очечник, скворечник, девичник, в происходящих от личных мужских имён I склонения (Фома, Кузьма, Илья, Никита и т. д.) женских отчествах на -ична: Никитична, Кузьминична, Ильинична. Необязательно, но допускается произношение [шн] в словах: сливочный, молочный, порядочный (при этом возможны колебания в зависимости от семантики: этот человек порядо[чн]ый, а вон тот — порядо[шн]ая сволочь), копеечный, шапочный, шуточный, бутылочный, гречневый, горчичный (и горчичник), булочная, прачечная, двоечник, троечник, лавочник, собачник. В остальных случаях предпочтительным является произношение [чн].
Сочетание букв «чт» в местоимении что и производных от него (чтобы, ничто и других, кроме нечто) произносится как [шт] (/ ?t /), в остальных словах (включая нечто) произносится как [чт] (/ t?t /).
Удвоенная буква «чч» (встречающаяся в заимствованных словах, например, каприччо) произносится одинарно, то есть правильным произношением будет не / t?t? /, а / t?? /, при этом в звуке / t? / появляется пауза между смыканием и размыканием, и в целом произношение может быть более медленным и отчётливым. Аналогично произносится и сочетание букв «тч»: отчество, отчизна.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. В сложных словах после числительных двух- , трёх- , четырёх- , например: трёхъярусный. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб- , ад- , диз- , ин- , интер- , кон- , контр- , об- , суб- , транс- и после начальной составной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.§ 7.
Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ё, ю, я, например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный, лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью. Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.§ 7. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. Для обозначения мягкости согласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях: Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная соscriptserver2.ruаняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик. Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.§ 7. Буква ь пишется также в следующих случаях: В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.
2) Ударение в слове: мя`ч я и ч. Буква м является твердой согласной буквой, но поскольку за ней следует я, она ее Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть Если согласная последняя — то твердая. Если ж, щ, ц В остальных случаях согласная — мягкая. 2) Ударение в слове: мя`ч. я и ч. Буква м является твердой согласной буквой
, но поскольку за ней следует я, она ее. Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть А еще я слышал, что согласная мягкая перед другой мягкой согласной, например, в слове банщик. Звук «н".
В формах твор. пад. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед — ся и — те, например: пить — напиться; исправь — исправиться, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.§ 7. Буква ь не пишется: В прилагательных с суффиксом — ск- , образованных от существительных на — ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день- деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на — нь, например: юньнаньский (от Юньнань). В род. пад. множ. После шипящих (х, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях: На конце существительных женского рода в им. В окончании 2- го лица ед. На конце глагола в ед.
Во множ. ч. повелительного наклонения перед — те, — тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед — ся, например: стричь, стричься.
Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь. Не нашли нужного правила? Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме! Получить справку немедленно.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный,
http://informsystema.weebly.com/blog/bukva-ch-myagkaya-ili-tvyordaya
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
- Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
- Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
- Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
- Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
- Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источник:
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков…
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
you-master.ru
Буква ч мягкая или твердая
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической письменностью. В русской фонетической транскрипции для сочетания звуков / t?? / традиционно использовался символ [ч], хотя в литературе встречаются и обозначения [т’ш’] и даже [тьщ].
Сочетания букв «сч», «зч», «шч», «жч», «здч», «стч» в русском языке принято произносить как долгий звук [ш?’] (/ ?? /) (аналогично букве «щ»).
Сочетание букв «чн» традиционно произносилось как [шн] (/ ?n /), но в настоящее время такое произношение сохранилось лишь в немногих словах (например, нарочно), в то время как в других словах (например, точно) утвердилось произношение [чн] (/ t?n /). На произношение буквосочетания «чн» влияют диалектные различия: [шн] чаще встречается в московской речи и было нормативным в старомосковской речи; для петербургского произношения более типично [чн].
Словарной нормой считается произношение [шн] в словах яичница, скучный (и скучно), нарочно (но [чн] в нарочный «посыльный»), конечно (но [чн] в производных от «конечный»: время жизни мюона конечно, алгоритм будет работать конечно), очечник, скворечник, девичник, в происходящих от личных мужских имён I склонения (Фома, Кузьма, Илья, Никита и т. д.) женских отчествах на -ична: Никитична, Кузьминична, Ильинична. Необязательно, но допускается произношение [шн] в словах: сливочный, молочный, порядочный (при этом возможны колебания в зависимости от семантики: этот человек порядо[чн]ый, а вон тот — порядо[шн]ая сволочь), копеечный, шапочный, шуточный, бутылочный, гречневый, горчичный (и горчичник), булочная, прачечная, двоечник, троечник, лавочник, собачник. В остальных случаях предпочтительным является произношение [чн].
Сочетание букв «чт» в местоимении что и производных от него (чтобы, ничто и других, кроме нечто) произносится как [шт] (/ ?t /), в остальных словах (включая нечто) произносится как [чт] (/ t?t /).
Удвоенная буква «чч» (встречающаяся в заимствованных словах, например, каприччо) произносится одинарно, то есть правильным произношением будет не / t?t? /, а / t?? /, при этом в звуке / t? / появляется пауза между смыканием и размыканием, и в целом произношение может быть более медленным и отчётливым. Аналогично произносится и сочетание букв «тч»: отчество, отчизна.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Произношение буквы Ч — глухая аффриката: всегда мягкая / t?? / в русском языке, но обычно или вообще всегда твёрдая / t?? / в большинстве других славянских языков с кириллической
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. В сложных словах после числительных двух- , трёх- , четырёх- , например: трёхъярусный. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб- , ад- , диз- , ин- , интер- , кон- , контр- , об- , суб- , транс- и после начальной составной частицы пан- , например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.§ 7.
Буква ь пишется внутри слова не после приставок для отделения в произношении согласной от следующих за нею и, е, ё, ю, я, например: карьер, вьюн, бурьян, подьячий, семья, ружьё, ночью, рожью, воробьиный, курьёзный, лисье, лисью, лисьи, чья, чьё, чью, пью, шью. Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон.§ 7. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной, кроме ч, щ (см. Для обозначения мягкости согласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях: Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная соscriptserver2.ruаняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
Для обозначения мягкости л, например: сельдь, льстить, мельче, пальчик. Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч, щ, буква ь не пишется, например: кости, ранний, нянчить, кончик, каменщик.
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется, например: иллюзия, гулливый.§ 7. Буква ь пишется также в следующих случаях: В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.
2) Ударение в слове: мя`ч я и ч. Буква м является твердой согласной буквой, но поскольку за ней следует я, она ее Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть Если согласная последняя — то твердая. Если ж, щ, ц В остальных случаях согласная — мягкая. 2) Ударение в слове: мя`ч. я и ч. Буква м является твердой согласной буквой
, но поскольку за ней следует я, она ее. Буква ч — согласная мягкая буква. Буквы ч, щ, й всегда мягкие. А еще есть А еще я слышал, что согласная мягкая перед другой мягкой согласной, например, в слове банщик. Звук «н".
В формах твор. пад. В неопределённой форме перед — ся и в повелительном наклонении перед — ся и — те, например: пить — напиться; исправь — исправиться, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.§ 7. Буква ь не пишется: В прилагательных с суффиксом — ск- , образованных от существительных на — ь, например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день- деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на — нь, например: юньнаньский (от Юньнань). В род. пад. множ. После шипящих (х, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях: На конце существительных женского рода в им. В окончании 2- го лица ед. На конце глагола в ед.
Во множ. ч. повелительного наклонения перед — те, — тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед — ся, например: стричь, стричься.
Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь. Не нашли нужного правила? Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме! Получить справку немедленно.
Источник:
Буква ч мягкая или твердая
Пользовательского поиска. Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях: При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный,
http://informsystema.weebly.com/blog/bukva-ch-myagkaya-ili-tvyordaya
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
- Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
- Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
- Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
- Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
- Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.
Источник:
Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков…
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
(Visited 1 times, 1 visits today)
medtechdom.ru
Каким звуком является «ч» – твердым или мягким?
Просто невозможно представить в современном мире человека, не знающего хотя бы базовые принципы фонетики. Именно фонетика изучает звуковой состав слова, все особенности и тонкости произношения.
В русском языке выделяют гласные и согласные звуки. Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные-непарные, сонанты, свистящие, переднеязычные, шипящие и другие.
Давайте более детально остановимся на особенностях шипящих звуков. К ним относят ш, ж, ч, щ.
Особую роль в фонетике этих звуков играет их артикуляция.
Все они, исходя из места образования, относятся к переднеязычным, а по способу к щелевым. Исключением является только ч. Он принадлежит к смычно-щелевым. Это означает, что когда мы его произносим, происходит смыкание передней части языка с альвеолами, и образование щели. Также происходит дополнительное поднятие языковой спинки к небу.
Например: ночь, дочь, печь, спичка, почка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, мальчик, пончик, печенье, качели.
Давайте подробнее разберемся относится ли «ч» к мягким или твердым согласным звукам.
Большинство согласных русского языка формируют пары по признаку твердость-мягкость. Например: [д] [д’]: подарок дерево; [л] [л’] ларец линька; [т] [т’] торс тело.
Однако, как в любом правиле есть исключения. Три звука всегда только мягкие, к ним относят: [й’], [ч’], [щ’].
Звук [ч’] глухой, мягкий и не имеет пары. При написании транскрипции его мягкость обозначается апострофом. Независимо от того, какая гласная следует за ним, и «ч» всегда звучит мягко: чомга ч’ о м г а], чернь [ч’ э р н чижик [ч’ и ж ы к], чудо [ч’ у д а].
Именно из этой особенности и сформировалось следующие правила правописания: ча, ща пишется с буквой «а», а чу, щу с буквой «у»
Этот звук придает мягкости предыдущим согласным в сочетаниях нч, рч: венчик [в’ э н’ ч’ и к], кончик [к о н’ ч’ и к], корчить [к о р’ ч’ и т’]. В следующих сочетаниях букв нч, рч, чк, чн, мягкий знак не пишется. Например: клянчить, одуванчик; солнечный, земляничка, ворчун.
Соблюдайте правила русского языка и помните об исключениях. Ваша речь будет грамотной, а правописание безукоризненным.
www.reright.ru
Буква “ц” – мягкая или твердая? Правила русского языка :: SYL.ru
В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе – к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.
Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву “Ц”. Почему, например, пишется “ЕльцИн”, но “СолженицЫн”, если, согласно правилу, после “Ц” следует “И”, за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать “ЦЫ”, а в России – “ЦИ”. Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.
Звук и шум
Количество согласных букв в русском языке – 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая – только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, – к глухим.
Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость – мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.
- Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: “Степка, хочешь щец? Фи!”, в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
- А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это – звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.
В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить – шить; гол – кол; день – тень, однако их значения не совпадают.
Все подружки по парам
Звонкие и глухие согласные образуют пары: б – п; в – ф; г – к; д – т; ж – ш; з – с. Эти сочетания являются парными как по принципу глухости-звонкости, так и по принципу мягкости-твердости.
Как вы заметили, некоторым согласным пары не досталось: й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р. Для некоторых из них также не нашлось пары в русском языке и по принципу мягкости-твердости.
Пары и “непары”
Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква “ц” твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это – й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.
Это согласные, называемые в русском языке сонорами: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. В их произношении принимает участие верхнее небо.
Среди них буквы “ц” нет.
Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]. Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими – “ч” и “щ”, а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.
Вопрос о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой решен: шипящая буква “ц” в русском языке может быть только твердой.
Буква “Ц” и ее произношение
Итак, буква “Ц” не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы “ц”, то выяснится, что она состоит из двух звуков: [т] и [с], что в сумме звучит как [тс]. В русском языке “ц” существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву “ц” в случаях ее сочетания с гласными [а],[о],[у], стоящими позади нее, и с гласными [э], [и]. В слогах ца, цо, цу буква “ц” звучит твердо, а в слогах цэ, ци – несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква “ц”, однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна “ц”. Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву “ц” звуке [т]. Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, “пиццикато”: его следует произносить не [пи,тс,тсикато], а [пи,т.сикато].
Произношение слов с сочетанием букв “т” и “ц” (святцы) происходит по такому же принципу.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква “ц” всегда твердая, вопрос парности буквы “ц” в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква “ц” может быть, как в “мягком”, так и в “твердом” варианте. Мягкое произношение “ц” в словах “перец” или “птица” звучит как “перець” и “птиця”. Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква “ц”, состоящая из звуков [тс,] (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков [т,с,] все чаще трансформируется в один звук [т,]. Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква “ц” произносится как [т,].
Твердые согласные
Вопрос о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы “ж”, “ш” и “ц” могут быть только твердыми.
Влияние соседствующих с ними гласных букв не имеет значения: птица [птитса], царь [тсар,], цель [тсэл,]. В словах на букву “ц” звук [тс] остается твердым и при сочетании с гласными, являющимися “смягчителями” для согласных, имеющих “мягкую” пару: я, е, е, ю, и.
В отношение буквы “и”, составляющей слог с буквой “ц”, находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо “и” звук [ы], пишется такой слог как “ци”: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.
Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.
Сочетания гласных с “Ц”
К вопросу о том, является ли буква “ц” мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.
В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы “ц” с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий “ц” и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).
Правописание сложных слов также возможно с включением слогов “ця”, “це”, “цю”, “цэ”, однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец∨электрод.
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква “ц” мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной “ы”.
Слог “цы” пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс “ын”, стоящий после корня, оканчивающегося на “ц”: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание “ый”, следующее за основой, завершающейся буквой “ц”: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву “ц”, находится окончание “ы”: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида “сцать”: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой “ц” пишется гласная буква “и”.
В каждой букве есть загадка
Итак, как оказалось, буква “ц” не так проста.
Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как “цэ”. В церковной литературе и в старославянском языке она называлась “цы”, а иногда “ци”.
Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы “ц” можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.
www.syl.ru
буква Ч
МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р. Абросимова»
Открытый урок грамоты по теме:
Знакомство с буквой «Ч»
1-й класс
от 15.11.2006 г.
Подготовила: Гончарова В. Ф.,
учитель начальных классов.
Верхопенье – 2006 г.
Тема урока: Знакомство с буквой «Ч».
Цели:
1. Создать условия для знакомства с новой согласной буквой.
2. Способствовать выявлению, что звук [ч] – всегда мягкий.
3. Воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: демонстрационные карточки, раздаточный материал, тетради, учебники,
таблицы к уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
– Откройте учебник на стр. 167. Какая буква пришла к нам сегодня на урок? (Ч.)
– Прочитайте выразительно стихотворение «Часы» В. Орлова.
– В каком случае говорят: «Часы стоят»? (Не тикают, их не завели.)
– В каком случае говорят: «Часы спешат»? (Стрелки показывают больше времени, чем есть на самом деле.)
– В каком случае говорят: «Часы идут, но немножко отстают»? (Стрелки часов показывают меньшее время.)
– Какие вы знаете виды часов? (Настенные, настольные, наручные, карманные.)
– Что изображено на картинках? (Чайник, спички.)
– Напечатайте слова в схемах. Сделайте звукобуквенный анализ.
– Произнесите выделенные звуки. Что вы о них можете сказать? ([ч] – согласный, мягкий.)
– Какая гласная в слове «чайник» стоит за буквой Ч? (а)
– Мы знаем, что буква А дает твердую команду. Как быть в этом случае? ([ч] – всегда мягкий)
– Найдите схему на странице 168. Обведите зеленый квадратик и запомните.
– Прочитайте слоги вверху страницы.
– Соедините слоги в слова и прочитайте их.
– Заполните таблицу с зашифрованными словами внизу страницы.
– Прочитайте цепочку слов. (Точка → тачка → пачка → почка → печка → речка → ручка.)
На доске:
– Выясним лексическое значение слова «ручка» (1. Человеческая. 2. Дверная. 3. Авторучка.)
– Соедините линиями подходящие по смыслу слова. Какие словосочетания у вас получились?
(Ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
– Откройте рабочую тетрадь по грамоте на странице 49.
– Сравните буквы на верхней строке. Выявите их сходства и различия.
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(Показ учителем на доске. Письмо в воздухе.)
– Напишите заглавную и строчную букву Ч.
– Рассмотрите письменную строчную букву ч. Второй элемент мы писали уже много раз, а вот с первым познакомимся впервые.
(Показ учителем на доске.)
– Допишите элемент у буквы ч.
– Напечатайте слоги на узкой строчке.
– Прочитайте предложение.
– Напишите его печатными буквами на пустой строке.
– Разгадайте слова внизу страницы. (Часы, чудо.)
– Напишите их.
– Придумайте предложение со словом «часы». Запишите его под диктовку на последней строке.
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушки покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
– Откройте рабочую тетрадь по письму на стр. 56.
(Звучит песенка из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»)
– Раскрасьте картинку. Кто получился? (Чебурашка.)
– Из какого произведения этот герой?
– Кто был лучшим другом Чебурашки?
– Вставьте пропущенные буквы в словах.
(Работа в парах)
– Слова колючка, ученик, червяк, грач разделите на слоги и поставьте ударение.
III. Итог урока.
Игра «Подберите пару».
На доске:
черника черная
чай чистый
чайник честный
человек чудесный
чертёж червивый
чернослив четкий
– С какой буквой познакомились? (Ч.)
– Что вы о ней узнали?
– Что узнали о звуке [ч]? (Он всегда мягкий.)
__________________ /Гончарова В. Ф./
15.12.2006 г.
vrhpschool.narod.ru
Какие буквы всегда мягкие, твердые, звонкие, глухие?
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’].
1 ь, ч, щ й 2 ш ж ц 3а б в г д е ё ж з й и к л м н о у ы ю б д ж э я м и 4к ц ш щ х a g с т ч
Всегда мягкие: ч, щ, й всегда твердые: ж, ш, ц всегда звонкие: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р всегда глухие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш
Это звуки. В ЕГЭ теперь нет задания по Фонетике. Готовьтесь здесь <a href=”/” rel=”nofollow” title=”14543590:##:” target=”_blank” >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Звуки: мягкие непарные: Й. Ч, Щ твердые непарные: Ж, Ш, Ц звонкие непарные: Й, Л, М, Н, Р глухие непарные: Х, Ц, Ч, Щ
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
Звуки: мягкие непарные: Й. Ч, Щ твердые непарные: Ж, Ш, Ц звонкие непарные: Й, Л, М, Н, Р глухие непарные: Х, Ц, Ч, Щ
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
Звуки: мягкие непарные: Й. Ч, Щ твердые непарные: Ж, Ш, Ц звонкие непарные: Й, Л, М, Н, Р глухие непарные: Х, Ц, Ч, Щ
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
ха-ха-ха, детский сад всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’].Ты что в школе не учил
1 класс! всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
твёрдые ж ш ц ъ мягкие ч щ ь
всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
ха-ха-ха, детский сад всегда твёрдые: [ж] , [ш] , [ц] . всегда мягкие: [ч’], [щ’], [ч’] всегда глухие: [х] , [х’], [ц] , [ч’], [щ’]. всегда звонкие (сонорные) : [л] , [л’], [м] , [м’], [н] , [н’], [р] [р’], [й’]
touch.otvet.mail.ru