3 лет

Лечение задержки речевого развития у детей 3 лет: Задержка речевого развития у детей: причины, диагностика и лечение

Содержание

Задержка речевого развития у детей: причины, диагностика и лечение

Случаи формирования задержки речевого развития (ЗРР) встречаются все чаще и имеют широкую актуальность в связи с последующим негативным влиянием на обучение ребенка. Полнота коррекции зависит от того, как рано выявлено ЗРР и насколько комплексными были логопедические мероприятия. Родители детей интересуются у врачей признаками, говорящими о том, что у ребенка задержка речи.

СодержаниеСвернуть

Определение и классификация

Задержка речевого развития − это патологическое состояние, когда у ребенка до 3 лет наблюдается более позднее овладение навыком устной речи по сравнению с возрастной нормой. Характеризуется несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у детей фраз к двухлетнему возрасту и несвязной речью к трем годам. Встречается у 3-11% детей, при этом мальчики страдают данной патологией в 4 раза чаще, чем девочки. Кроме того, задержка речи часто сопровождается медленным психическим развитием, поэтому врачи ставят диагноз «задержка психоречевого развития».

Специалисты выделяют несколько форм заболевания:

  • логопедическая задержка речи – у ребенка незначительно нарушена фонетика, при этом наблюдаются трудности с произношением звуков;
  • темповая ЗРР – невозможность произнести слова, звуки, связные фразы и др.

Вид патологии влияет на прогноз в отношении устранения недуга и выбора методов коррекции.

Причины развития патологии

ЗРР не является самостоятельным заболеванием. Она является следствием воздействия негативных факторов на центральную нервную систему. Причины могут быть следующими:

  • неблагоприятное течение беременности –  задержка развития плода, внутриутробная инфекция, хроническая интоксикация из-за вредных привычек матери, отравление лекарственными препаратами и гипоксия;
  • сложные роды: преждевременные или поздние, гипоксия в результате обвития пуповиной, травма шейного отдела позвоночника у ребенка, а также перинатальная энцефалопатия;
  • инфекции в раннем возрасте, негативно отражающиеся на состоянии нервной системы;
  • травматические повреждения ЦНС;
  • наследственные патологии, влияющие на мозг ребенка – болезнь Вильсона-Коновалова со злокачественным течением и др. ;
  • доброкачественные и злокачественные новообразования в головном мозге;
  • тяжелые формы гидроцефалии;
  • различные варианты ДЦП;
  • сосудистые патологии.

В конечном итоге данные факторы приводят к повреждению головного мозга и, следовательно, к задержке формирования речи и развитию нарушений психики. Дополнительное отрицательное влияние может быть связано с неблагоприятной обстановкой в семье или детском саду.

Когда родителям следует беспокоиться

В педиатрии существует список навыков и сроки их формирования у детей. Родители могут самостоятельно использовать его при наблюдении за своим ребенком:

  • В 1,5-2 месяца новорожденный проходит этап гуления, с 4 до 5 месяцев появляется лепет, а первые слова произносятся в 9-10 месяцев.
  • В 1 год ребенок должен знать до 10 несложных слов с повторяющимися слогами – ма-ма, па-па, дя-дя и другие. Также он может назвать бытовые предметы – например, «кошка», «ложка» и др.
  • В двухлетнем возрасте ребенок начинает использовать короткие фразы, добавляет в них прилагательные и местоимения. Словарный запас достигает 40-60 слов.
  • В возрасте 3 лет считается нормальным, если ребенок способен правильно произносить все звуки, использовать простые предложения, связанные друг с другом по смыслу.
  • В 4-летнем возрасте у детей правильно построены предложения. В них присутствуют различные части речи. Малыши способны обобщать предметы и находить среди них лишние.
  • В 5 лет ребенок использует большое количество слов и строит сложные предложения. Как правило, речь схожа с разговором взрослого.

Граница между индивидуальными особенностями и патологией укладывается в 2-3 месяца у девочек, 4-5 месяцев у мальчиков. Однако, если малыш плохо говорит в 2,5 года и не может строить фразы или предложения, необходимо обратиться к специалисту за помощью.

Не стоит самостоятельно выставлять диагноз ребенку и пытаться заставить его говорить. Специалисты советуют постоянно посещать консультации с педиатром, который следит за малышом с рождения. После проведения осмотра и дополнительных исследований станет понятно, имеет место ЗРР или это особенность развития ребенка.

Клинические проявления

После рождения дети прикреплены к педиатру, который проводит осмотры в определенные сроки. Он обсуждает с родителями развитие речи и отмечает признаки, по которым можно заподозрить патологию речи. Например: редкое гуление в 2-3 месяца, неактивный беззвучный лепет, однотипные выкрики, отсутствие реакции на звуки и речь у ребенка в 1 год, отсутствие повторений слов за взрослыми в возрасте 1-1,5 года. Кроме того, ребенок самостоятельно не произносит слова или простые фразы в 2-2,5 года. У него наблюдается отсутствие речи в три года. При этом преобладает неречевая коммуникация малыша – с помощью жестов или мимики.

Указанные признаки говорят о наличии задержки речевого и психического развития. При плохом контакте со взрослыми людьми к проявлениям ЗРР присоединяются симптомы расстройства аутистического спектра: стереотипное поведение (долгое раскачивание в одном месте, отрицательная реакция на перемены в одежде или еде), ребенок не вступает в эмоциональный контакт с родными, избегает общения, по-своему играет в игрушки.

Также поведение может сопровождаться приступами гнева или агрессии.

Диагностические мероприятия

При подозрении на заболевание следует обратиться к педиатру. После осмотра он может направить ребенка на консультацию к другим специалистам. Например, если причина задержки развития речи в хронической гипоксии из-за аденоидов, то педиатр посоветует посетить детского оториноларинголога.

Обследование проводится по специальному алгоритму:

  1. Врачи собирают жалобы родителей и анамнез заболевания. Доктор выясняет, как давно появилась задержка речи и в чем она проявляется,  как ребенок ведет себя в комфортных условиях, посещает ли детский сад, общается ли с родными и другими детьми и др.
  2. При внешнем осмотре оценивают форму черепа, рост и вес, телосложение, наличие стигм – признаков нарушения эмбрионального развития.
    Подобный осмотр позволяет заподозрить генетическое заболевание или соматические причины патологии.
  3. Проводят консультации детского психолога, оториноларинголога, невролога, психиатра и логопеда. Детский ЛОР поможет исключить аденоиды, хроническую тугоухость и отит, которые негативно влияют на развитие нервной системы.
  4. Назначают лабораторные анализы крови и мочи для выявления признаков инфекции и воспаления, нарушений обмена меди в организме, хромосомных патологий и пр.
  5. Инструментальная диагностика – дуплексное сканирование артерий головного мозга, электроэнцефалография, реография, магнитно-резонансная томография.

Специализированные методы диагностики помогут выявить непосредственную причину нарушения развития нервной системы, генетические патологии, повышенное внутричерепное давление или новообразования. Это облегчает постановку диагноза и назначение эффективного лечения.

Методы коррекции

Центр для детей с задержкой речевого развития позволяет оказать комплексное лечение, в котором участвует ряд специалистов – невролог, детский психолог, рефлексотерапевт, логопед и дефектолог. Большое значение в терапии патологии играют и родители ребенка, они берут на себя большую ответственность и должны постоянно с ним заниматься. Существует несколько методов того, как лечить ЗРР: рефлексотерапия, занятия с дефектологом и логопедом, домашняя практика, медикаментозная терапия.

Микротоковая рефлексотерапия – физиотерапевтическая манипуляция, связанная с использованием специального устройства. Она позволяет воздействовать на биологически активные точки на теле человека. При ЗРР воздействуют на области, отвечающие за понимание слов и экспрессивную речь. Рекомендуется детям с полугодовалого возраста.

Практические занятия с дефектологом и логопедом помогают развивать речевые функции, мышление и другие когнитивные навыки. Специалисты по логопедии занимаются с детьми раннего возраста, учат их правильно произносить буквы и слова, составлять короткие рассказы, истории о себе, ставить интонацию в речи. Кроме того, некоторым детям назначается логопедический массаж, стимулирующий жевательные и мимические мышцы лица, что облегчает произношение слов.

Консультации детского психолога или психотерапевта помогают ребенку адаптироваться в обществе и не избегать общения со сверстниками и взрослыми. Родители, в свою очередь, получат важные советы по уходу за детьми и их поддержке.

Медикаментозное лечение назначается детским неврологом или психиатром. Цель такой терапии – восстановление клеток головного мозга, облегчение симптоматики. Назначаются витамины группы В (Нейромультивит), успокоительные (Тенотен), улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани препараты (Церебролизин, Актовегин), ноотропные средства (Фенотропил, Пирацетам).

Дополнительные методы: дельфинотерапия, уход за животными, плавание в бассейне, арт-терапия, занятия музыкой, развитие мелкой моторики, развивающие упражнения, лечебная физкультура, собирание мозаики, детям рекомендуют делать массаж.

Профилактика

Профилактические мероприятия заключаются в следующих советах:

  • подготовка к беременности обоих родителей;
  • выполнение рекомендаций врача акушера-гинеколога и андролога;
  • контроль за течением беременности и комплексная подготовка к родам.

После рождения малыша важно постоянно уделять ему внимание, разговаривать с ним и обучать словам, читать сказки и т. д. Помимо этих мероприятий, следует следить за здоровьем ребенка и своевременно обращаться к доктору при любых симптомах патологии.

Задержка развития речи встречается у 3-11% детей. Своевременное обращение к врачу с последующей диагностикой и устранением причин патологии приводит к выздоровлению и формированию здоровой речи.

Работа логопеда и невролога при ЗРР у ребенка

Задержка речевого развития – это заболевание, при котором нарушены сроки формирования самостоятельной и осмысленной речи у ребенка. Чаще всего удается выявить это заболевание после 2,5-3-х лет. ЗРР – это одна из тех патологий, при которой медикаментозное лечение не является основным, и всегда дополняется логопедической коррекцией. Детский логопед-дефектолог необходим при лечении задержки развития речи, какой бы причиной не вызывалось это заболевание. Ход терапии контролирует невролог.

Логопедическая помощь при ЗРР

Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:

  • изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
  • выявление симптомов и определение степени нарушений;
  • изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
  • разработка диагностических методов;
  • изучение этиологии нарушений речи;
  • разработка новых методов профилактики.

Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР

Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.

На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.

  1. После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
  2. Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
  3. Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
  4. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
  5. Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
  6. Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.

Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40-60 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.

Логопедический массаж

Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:

  • восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
  • активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.

Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.

Неврологическая помощь при ЗРР

Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.

Причина ЗРР

Основной специалист

Недостаточная культура в семье ребенка

Логопед

Родовая травма, асфиксия

Невролог

Гиперопека (ребенок без слов получает все желаемое)

Логопед

Частое нахождение в стационаре, хронические стрессы

Логопед

ЧМТ, воспаления мозговых оболочек любого генеза

Невролог

ЗРР, как осложнение после вакцинации

Невролог

Если логопедия при задержке речевого развития делает основной упор на процесс обучения ребенка, неврология старается устранить причину ЗРР лекарственными средствами. Все препараты, назначаемые неврологом, оказывают преимущественное действие на ЦНС.

Все лекарственные средства назначаются только после предварительной диагностики. Из аппаратных методов нужно отметить эффективность электроэнцефалографии, КТ и МРТ. Они позволяют точно визуализировать состояние головного мозга, определить зону поражения. Только после этого невролог решает, какие именно лекарственные средства использовать для лечения.

Практически всегда логопедическая работа при задержке речевого развития ведется параллельно работе невролога. Если у ребенка ЗРР средней или тяжелой степени, обязательно подключается психолог. Задачей невролога является контроль эффективности назначенного им медикаментозного лечения, своевременный лабораторный контроль картины крови, состояния внутренних органов.

Важно! Логопед не имеет права назначать какие-либо лекарственные средства. Все они имеют противопоказания, которые можно выявить только после клинического обследования.

Среди основных групп препаратов, которые назначает невролог при задержке речевого развития нужно выделить:

Все лекарственные средства, назначаемые неврологом, способствуют устранению основной причины заболевания – снимают отек мозга, восстанавливают нормальное кровоснабжения, снимают воспаление. После этого у ребенка появляется возможность догнать своих сверстников по уровню развития.

Сроки лечения ЗРР

Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.

Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.

Видео

093


Задержка речевого развития: лечение, симптомы

Статья:

О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки.

Отставание в развитии речи не пройдет само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, социальными проблемами. В этой статье мы рассмотрим, что такое ЗРР, степени и как лечить задержку речевого развития.

Что такое синдром ЗРР

У детей с этим диагнозом скудный словарный запас, собственная речь не сформирована, она неграмотная и несвязная. Отсталое развитие речи можно заметить уже с 2-х лет: такой малыш не говорит простыми фразами. Признаки ЗРР зависят от степени нарушения.

Принято несколько классификаций форм ЗРР у детей.

Неврологическая. Нарушение связано с поражением ЦНС и мозга — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций. В классификацию входят афазия, алалия и дизартрия. А также нарушения, которые связаны с заиканием, глухонемотой или немотой, дефектами строения артикуляционного аппарата и синдром ЗРР, который развился вследствие тяжелых родов, недоношенности, социальных факторов.

Логопедическая. Включает нарушения звукопроизношения (дисфонию, брадилалию, тахилалию, заикание, дислалию, ринолалию, дизартрию) и нарушения структуры речи (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая. Задержка развития речи делится на 2 типа — нарушение средств коммуникации (искаженное восприятия родного языка на слух и общее недоразвитие речи) и неправильное использование средств коммуникации.

ЗРР: уровни нарушений

Выделяют 4 степени выраженности задержки развития речи в детском возрасте.

Первая — самая тяжелая форма ЗРР у детей. Симптомы: малыш практически не говорит или не говорит вообще.

Вторая — в активном словаре есть общеупотребительные слова, но он неправильно произносит звуки, «глотает» или меняет местами слоги.

Третья — звуки произносит не всегда корректно, часто заменяет их на другие, которое похожи по звучанию. Говорит только простыми предложениями.

Четвёртая — говорит невнятно, бывают ошибки, артикуляция нечеткая, звуки произносятся не всегда правильно, иногда малыш ошибается в словообразовании. Но мышление критическое.

Возрастные нормы развития речи

Об отставании в развитии речи свидетельствует несоответствие возрастным нормам ее усвоения. Их делят на несколько этапов.

Первый — первая минута после рождения. В этот короткий период новорожденный кричит. Громкий и модулированный крик — признак сохранной ЦНС.

Второй — доречевой период. Длится в течение первого года жизни младенца. Включает несколько этапов: в 1,5 – 2 месяца малыш гулит, в 4 – 5 — лепечет, с 7 – 8 месяцев произносит первые лепетные слова, а в 9 – 10 месяцев (девочки) и 11 – 12 месяцев (мальчики) — говорит первые слова.

Третий — этап лексического взрыва. До полутора лет у малыша преобладает активный словарь — к году он включает около 10-ти слов, а пассивный словарь состоит из 200 слов. Но к 1,5 годам слова из пассивного словаря резко переходят в активный. У некоторых деток это происходит позже — к 2-м годам.

Четвертый — переход к фразовой речи. Он возможен, если активный словарь насчитывает от 40 до 60 слов. Этого достаточно, чтобы начать говорить простыми предложениями из двух слов. Активный словарь двухлетнего ребенка насчитывает от 50 до 100 слов.

Пятый — переход к развернутым предложениям. Малыши в 2,5 года уже могут говорить фразами из 3-х – 4-х слов.

Шестой — переход к связной речи. В ней появляются прилагательные, местоимения, наречия. Этот этап начинается в 3 – 4 года. В 3 года детки уже знают около 1200 слов.

Если ребенок физически и психически развивается нормально, но его речь не вписывается в рамки нормы, это не значит, что у него синдром зрр. Дети развиваются по-разному, поэтому это может быть просто индивидуальный темп развития конкретного малыша. Но все равно лучше проконсультироваться с педиатром.

Основные признаки ЗРР

Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу еще нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если вашему сыну или дочке исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания.

Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.

Симптомы задержки речевого развития

Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:

  1. Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
  2. В возрасте 12 месяцев. Не реагирует на вербальное к нему обращение;
  3. В возрасте 1,5 лет. Не пытается повторять услышанные слова;
  4. В возрасте 1,5 – 2 лет. Не выполняет просьбы;
  5. В возрасте 24-х месяцев. Не говорит изолированные слова;
  6. В возрасте 2,5 – 3-х лет. Не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
  7. В возрасте 3-х лет. У ребенка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами.

Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причем делают это осознанно и уместно.

Причины ЗРР: факторы развития заболевания

Выделяют 2 фактора, которые провоцируют задержку речевого развития. Это биологические, или органические и социально-психологические.

Органические факторы синдрома ЗРР

Перинатальные поражения головного мозга приводят к его дисфункции. Дети с отсталым развитием речи в период внутриутробного развития часто переносят гипоксию или инфицирование, асфиксию или травмы при рождении, рождаются раньше или позже срока.

К нарушениям могут привести и черепно-мозговые травмы, менингит, энцефалит, ослабленный иммунитет и осложнения после вакцинирования.

Задержку речевого развития часто диагностируют и у деток с тугоухостью.

Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность — еще один фактор. Если папа или мама заговорили позже возрастной нормы, то и у сына или дочки выше вероятность развития ЗРР.

Социально-психологические факторы

Если родители разговаривают с чадом, не занимаются с ним, не объясняют, это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности. Затрудняет процесс и ситуация, когда родители сюсюкают, коверкают слова, говорят «детским» языком, употребляют уменьшительно-ласкательные формы («синенький», «тарелочка»).

Если в семье царит неблагоприятная речевая среда и в целом атмосфера, члены семьи ругаются, употребляют ненормативную лексику, дитя находится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие — и не только речевое.

Но и в благополучных семьях тоже может возникнуть такая проблема. Например, если папа и мама разговаривают на разных языках — детки-билингвы нередко страдают ЗРР.

Диагностика задержки развития речи

К диагностике подходят комплексно. Сначала маленького пациента осматривает педиатр. Он оценивает общее состояние здоровья, делает заключение о предполагаемой причине задержки речевого развития. Затем педиатр направляет маленького пациента к узким специалистам.

Невролог осматривает его и назначает аппаратную диагностику — ЭЭГ, ЭхоЭг, дуплексное сканирование артерий головы. Это позволит выявить, поражен ли головной мозг, и исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания.

Отоларинголог исключает тугоухость и хронические заболевания — аденоиды, отит.

Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи (фразовая, связнкая), объем словаря. На основании заключений коллег, полученной от родителей информации и осмотра маленького пациента логопед составляет коррекционную программу.

Помощь детям с задержкой речевого развития

Схему лечения подбирают, в зависимости от причин заболевания.

Если к задержке развития речи привели социально-психологические факторы, то сначала работают с окружающей средой малыша, в том числе и речевой. Для стимуляции развития речи подбирают материал для занятий, соответствующий навыкам и возрасту маленького ученика. Дают рекомендации родителям — без их участия добиться успехов невозможно.

Обязательно показывают ему примеры правильной речи и проговаривают все действия малыша — это способствует накоплению в словаре новых слов.

Если к задержке привели дисфункции мозга, то к лечению ЗРР подходят комплексно — коррекционно-педагогические занятия сочетают с неврологическим лечением. Детский невролог назначает медикаментозную терапию. Эффективны пептидные препараты — они способствуют нормальному психическому развитию, улучшают работу головного мозга, восстанавливают кортикально-субкортикальные связи. Школьнику легче учиться за счет стимуляции интеллектуальной деятельности. Вот почему медикаментозное лечение показано при к задержке речевого развития дошкольников.

Очень полезны физиопроцедуры, массажи, ЛФК — все это способствует психическому развитию, в том числе и речевому.

Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом. Большую роль играет и семейное воспитание.

Направления логопедической помощи при ЗРР

Логопед ставит перед собой ряд задач.

Во-первых, развить у маленького пациента речевое внимание, научить его понимать, что говорят другие люди.

Во-вторых, научить его высказывать свои желания, потребности, мысли вербально и вести диалог. То есть логопед работает над развитием у малыша его собственной речи.

В-третьих, привлечь внимание малыша к словам — их звуковой и слоговой структуре.

В-четвертых, закрепить и совершенствовать навыки вербального общения детей дошкольного возраста во время игры и учебы.

Логопед в работе с маленькими пациентами опирается на особенности развития их познавательных процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики. Занятия развивают не только вербальные навыки, но и воображение, восприятие, память и мышление.

Методы логопедической помощи при ЗРР

Поскольку деткам с этим диагнозом не хватает коммуникативных навыков, логопед занимается с ними индивидуально, а не в группах.

При коррекции задержки речевого развития эффективны логоритмические и релаксационные упражнения, распевки, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, задания на понимание речи и классификацию. Все занятия проходят в форме игры.

Хорошо зарекомендовали себя и техники психотерапии — музыкальной и игровой.

Важную роль отводят и родителям. Они должны создать для чада насыщенную языковую среду. Буквально проговаривать каждое действие — свое и его, называть окружающие предметы, читать книги, озвучивать игры с игрушками — всячески стимулировать дитя говорить.

Прогноз и профилактика задержки развития речи

Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжелой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу. Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их чадо может все равно отставать. Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.

Тем не менее, при своевременной помощь детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причем достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ваша дочка или сын может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.

Для профилактики заболевания создайте чаду активную речевую среду, разговаривайте с ним, посещайте педиатра — это поможет своевременно выявить проблемные зоны и откорректировать их.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР): симптомы, лечение, занятия

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях

В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.

Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:


Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

симптомы, причины, лечение и прогноз. Блог Лого-Эксперт

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 – 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным.  Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет

Каждый ребенок индивидуален в своем росте и становлении, это касается и процесса становления речи. Несмотря на различия одного малыша от другого, существуют определенные возрастные нормы формирования словарного запаса, четкое несоответствие которым должно насторожить родителей. Задержка речевого развития у детей 3 лет, также как и 5 лет, может появиться по многим причинам, и очень важно вовремя начать работать на этой проблемой.

Правильное устное выражение мыслей у детей раннего возраста, свидетельствует о нормальном интеллектуальном уровне, поэтому многие родители гордятся своими чадами, когда те начинают рано говорить. Важно знать, что нарушения в становлении устной речи могут быть полностью излечимы только в раннем возрасте от 2х до 7ми лет.

Задержка речевого развития у детей 3 лет

Задержка речевого развития характеризуется медлительным освоением методов построения предложений и фраз на родном языке, когда дети младше 3х лет плохо строят отдельные фразы из-а недостатка лексикона, а ребята старшего возраста не могут сформировать полные предложения. Отставание в скорости осваивания правил языка складывается из нескольких факторов: насыщенность лексикона;

  1. грамматика;
  2. состояние связанности речи;
  3. умение строить фразы.

Задержка речевого развития в 3 года в процентном соотношении встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Отставание в формировании языковых процессов ведет к психическим отклонениям, поэтому диагнозы: задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР), в большинстве случаев, следуют друг за другом.

Важнейшие этапы становления речи у ребенка с рождения:

  • 2 месяца – реакция на обращение родителей к малышу в виде улыбки или первых проявлений звуков;
  • 4-6 месяцев – младенец проявляет восторг смехом или визгом, начинает копировать движения губ взрослых;
  • 6-9 месяцев – речь еще не имеет смысловой нагрузки, но уже наблюдается проявление отдельных слогов, четкие сочетания знакомых звуков;
  • 10 месяцев – возраст появления первых слов, мелодичных интонаций в звуках;
  • 1,5 года – осмысленное понимание того, что говорят окружающие;
  • 3 года – понимание грамматики родного языка, формирование четких предложений со смыслом.

Становление речи, появление первых слов происходит в возрасте от 10 месяцев до 3х лет, чаще всего мальчики значительно позже начинают разговаривать, чем девочки.

Внимание! Трехлетний ребенок, развитие которого соответствует нормам, должен выдавать разборчивую речь. То есть смысл сказанного им должны понимать не только родители и родственники, но и совершенно чужие люди, которые слышат его в первый раз. Словарный запас детей данного возраста должен составлять около 1000 слов.

Признаки и проявления

Основные признаки отклонений в речевом развитии:

  1. аномальное становление доречевого этапа: младенец в возрасте до года издает мало звуков и они однотипные;
  2. малыш, возрастом старше 1го года не реагирует на обращенную к нему речь;
  3. в возрасте старше 1,5 лет малыш не повторяет фразы и звуки за взрослым или делает это неактивно;
  4. в 2 года чадо не произносит отдельных слов самостоятельно;
  5. ребенок в 3 года не воспроизводит простейшие фразы, отсутствует самостоятельная понятная речь;
  6. чрезмерная мимика и жестикуляция, как помощь в объяснении мыслей.

Родители должны быть внимательны к своему чаду, уделять ему достаточное количество внимания. Только в постоянном контакте с детьми можно увидеть ранние признаки отставания и исправить это без последствий.

Причины

Факторами появления такой патологии может быть комплекс причин, которые имеют свои симптомы и проявления у детей в раннем возрасте, которые нельзя не заметить.

Причины задержки речевого развития у детей 3 лет делятся на две группы:

  • Социальные, обусловленные средой воспитания:
    • отсутствие внимания со стороны родителей, долгих разговоров с малышом;
    • родители, при разговоре с малышом, не контролируют темп речи, говорят неразборчиво и слишком быстро;
    • отношения взрослых выясняются на повышенных тонах, с помощью скандалов, при детях;
    • слишком навязчивая опека малыша, предугадывание его желаний, в такой обстановке малыш ленится учиться говорить, так как его и так понимают без слов;
    • в семье многоязычных родителей, где они пытаются научить малыша с пеленок разговаривать на двух или более языках. Этот момент нельзя назвать отрицательным, но иногда такой подход лишает ребенка полноценных знаний о построении речи на одном из языков;
    • отсутствие контакта с ровесниками.
  • Биологические:
    • инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания плода;
    • травмы головы при прохождении по родовым путям;
    • патологические роды;
    • недоношенность;
    • асфиксия плода при родах;
    • курение женщины во время беременности;
    • наследственность;
    • при тугоухости или нарушениях зрения малышу сложнее воспринимать чужую речь, а соответственно, учиться разговаривать самому;
    • частые простудные заболевания в младенческом возрасте;
    • синдром Дауна;
    • слабое развитие артикуляции;
    • отоларингологические заболевания.

Очень часто специалисты затрудняются назвать причину отклонения, каждый третий диагноз остается без выясненной этимологии. Задержка речевого развития у детей 3х летнего возраста, причинами которой являются проблемы с воспитанием, корректируются гораздо легче, чем патология, вызванная физиологическими сбоями.

Способы устранения

В первую очередь, для правильного лечения нужно выяснить причину появления заболевания. После этого уже решается, какие специалисты будут принимать участие в коррекции.

Патология освоения речи у детей требует комплексного подхода в устранении:

  1. терапия медикаментами и массажем, назначенными врачом неврологом – такие методы часто применяются для решения проблемы, вызванной дисфункцией мозговой деятельности;
  2. для детей, развитие которых задержано по социальной причине, требуется наладить организацию благоприятной среды для усваивания речи;
  3. занятие с логопедом – специалисты рекомендуют подключать логопеда в возрасте старше 3х лет. Логопед не занимается лечением патологий речевого аппарата, он всего лишь ставит у ребенка правильное произношение звуков и берет в работу детей от 4х лет;
  4. консультации детского психолога.

Отдельное внимание рекомендуется уделить становлению мелкой моторики, родителям следует играть с чадом в пальчиковые развивающие игры, занимать его лепкой и рисованием, сбором мозаики и конструктора.

Важно! Задержка речи хорошо поддается корректировке, пока у ребенка не успел сформироваться артикуляционный аппарат, то есть в 3-4х летнем возрасте. Поэтому, чтобы без последствий помочь своему чаду справиться с данной проблемой, нужно быть внимательнее к процессу становления речи и, при малейших подозрениях появления отклонений, сразу обращаться к специалистам.

Методика корректировки всегда подбирается в соответствии с индивидуальными факторами развития детей. Невролог может назначить ноотроптые препараты для улучшения кровообращения в мозге, если это потребуется, или направить малыша на магнитотерапию. Массаж может применяться, как дополнительное средство к комплексному лечению, но ни в коем случае нельзя уповать на него, как на самостоятельную терапию патологии.

Специалист, работающий с ребенком должен предоставить родителям протокол лечения, где будет четко отслеживаться план дальнейших действий. Победить заболевание можно только при слаженном действии педагогов, врачей и родителей.

Профилактика

Нельзя упускать драгоценное время посещения специалистов при задержке речи. Дети позднее 7ми летнего возраста, страдающие от такого заболевания, могут уже никогда не вернуться к нормальной полноценной жизни и общению с ровесниками. Чем раньше начаты занятия с малышом, тем более положительные прогнозы лечения могут быть поставлены специалистами.

Меры профилактики задержки развития речи у маленьких детей:

  • предупреждение инфицирование матери и плода во время беременности;
  • создание благоприятных для обучения условий: общение и полноценное внимание родителей, контакт со сверстниками;
  • полноценное развитие малыша с помощью игр и развивающих методик.

Для профилактического осмотра детей в возрасте 2х лет необходимо показывать логопеду.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

причин, симптомов и методов лечения

Развитие и формирование речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от многих факторов. Необязательно сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении срабатываний сигнализации задержка речи у ребенка может потребоваться помощь специалистов, если самостоятельно не справиться с проблемой.

Каковы признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? А когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

Нормы речевого развития ребенка

Изначально каждый здоровый ребенок рождается не говорящим. Все общение с родителями происходит через разную интонацию плача. И только со временем и с должной тщательностью происходит формирование и развитие речи, которое состоит из ряда этапов. Каждый из них важен, и, не выполнив одного, ребенок не сможет освоить следующий. Основная задача родителей – вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникнут трудности.

Нормальным считается речевое развитие, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает ходить. С трех до пяти он учится произносить отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2–3 лет ребенок умеет строить первые простые предложения. С трехлетнего возраста ребенок умеет складывать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать короткие стихи.

Формирование речи на первом году жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса развития речи ребенка.В этот период у него активно развиваются мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих компонентов позволяет говорить о здоровье малыша. Услышав чужую речь, он пытается сначала скопировать интонацию говорящего, а потом издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки бессознательно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки в пении-песне, выйдя на сцену прогулки.С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, а к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые комбинации. К 9 месяцам ребенок лепет. В этот период у него развивается артикуляция, он старается повторять определенные слова для взрослых. Улучшаются речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже способен повторять отдельные слова. Его словарный запас состоит примерно из 10 слов, состоящих из одинаковых слогов.Круг узнаваемых предметов расширился. Узнает по именам близких людей, умеет различать, кто изображен на картинке.

Развитие речи от года до трех

С года ребенок начинает активно двигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не сказаться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, при этом в обобщенном виде. Пассивный словарный запас шире, постепенно слова из него становятся активными.Обобщать их ребенок учится с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами.

Через полтора года в речи ребенка появляются первые простые предложения, обычно состоящие из двух-трех слов. Затем малыш выучивает множественное число, и уже к двум годам уже использует падежные формы. Задержка речевого развития у детей от 3 лет диагностируется, если ребенок не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отказа

Почему у детей задерживается речевое развитие? Причины могут быть разными. Чтобы эффективно исправить проблемы в речи ребенка, необходимо четко обозначить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии в пренатальном периоде.
  • Родовая травма.
  • Травма головы в раннем возрасте.
  • Psycholo

Физическое развитие детей и подростков

Возраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию ребенка Подробное руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка от рождения до 10 лет Написано в увлекательном и практичном стиле «Возраст и этапы» предлагает вам преимущества последних исследований в области развития ребенка с полезными советами и методами, способствующими взрослению вашего ребенка.Чарльз Шефер и Тереза ​​Фой ДиГеронимо рассказывают вам, какого поведения вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития. Они включают множество примеров, рассказов и заданий, которые вы можете сразу использовать, чтобы положительно повлиять на развитие вашего ребенка.

Веселая книга для семейного фитнеса: Здоровый образ жизни для всей семьи Ваши детские воспоминания полны приключений и занятий с друзьями, семьей и соседями, но в этом мире, управляемом технологиями, ваши дети проводят больше времени внутри, чем снаружи.Если вы пытаетесь придумать, как снова развлечься на свежем воздухе и познакомить своих детей с классическими играми, которые вы помните, The Family Fitness Fun Book для вас!

Пришло время провести это драгоценное время с семьей – весело и весело. Веселая книга для семейного фитнеса содержит занятия для всех возрастов и групп в любую погоду, чтобы ваши субботы (и каждый день) всегда были активными и захватывающими!

Верните эти веселые дни, будь то лето или зима, дождь или солнце! Веселая книга для семейного фитнеса разработана так, чтобы быть простой и удобной в использовании, и включает:

· Таблица с возможностью поиска, которая поможет вам выбрать идеальную игру для школьной вечеринки или семейного пикника
· Полезные значки, которые помогут вам найти подходящее занятие для любой возрастной группы любого возраста.
· Разделы разделены по погодным условиям, пространству и условиям окружающей среды.

Руководство гордых родителей по воспитанию спортивных, уравновешенных и скоординированных детей: полезные результаты всего за 10 минут в день. Обладатель 34 различных наград за публикации, эта комплексная программа продолжительностью 10 минут в день помогает детям в возрасте от 0 до 6 лет развивать координацию.

Профессиональный теннисист и главный тренер Карен Ронни предлагает пошаговое руководство с более чем 200 играми для родителей, которые хотят развить фундаментальные навыки, уверенность в себе и спортивный потенциал своего ребенка, создавая при этом образ жизни семейного фитнеса. Она предлагает подробное объяснение развития детей, их стилей обучения с учетом физической анатомии и анатомии мозга и фактов роста, а также того, как простые и увлекательные занятия могут быть ключом к раскрытию их способностей во всех сферах жизни. Включает в себя последние научные и академические исследования, графики успеваемости, информацию о том, как включить целенаправленную игру, и даже помощь семьям с детьми с особыми потребностями.

Серия Gymboree, посвященная занятиям для детей Мы настоятельно рекомендуем эту серию родителям, потому что в книгах содержится множество игровых заданий «как это сделать», которые помогают развивать ребенка (обеспечивают основу). От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти занятия не только будут стимулировать развитие, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям.

Воспитание двуязычного ребенка: пять основных мифов

Существует множество мифов о воспитании ребенка, говорящего на нескольких языках.Иногда родители не хотят этого делать. Им говорят, что это может привести к путанице и задержке речи, или что они упустили возможность. Вот самые распространенные мифы и реальная история того, как вырастили двуязычного ребенка.

1. Дети сбиваются с толку, когда они растут на нескольких языках.

Это, безусловно, самое распространенное из всех заблуждений. Некоторые родители думают, что если ребенок одновременно говорит на двух языках, он может запутаться и не сможет различать их.

«Уже через несколько дней после рождения все младенцы могут различать многие языки», – говорит Барбара Зурер Пирсон, автор книги Как воспитывать двуязычного ребенка . Она говорит, что это особенно верно, когда языки сильно отличаются друг от друга – например, такие разные, как французский и арабский.

«В таком юном возрасте младенцы, как правило, все еще не умеют говорить на двух очень похожих языках, как английский и голландский. Но примерно к 6 месяцам они могут это делать», – говорит она.

Миф о заблуждении, вероятно, является результатом более ранних исследований, в которых рассматривались плохо спланированные исследования и был сделан вывод о том, что раннее знакомство с двумя языками ставит детей в невыгодное положение. Это исследование побудило некоторых родителей-иммигрантов отказаться от своего родного языка и сделать упор на знание английского языка.

2. Повышение двуязычия в ребенке приводит к задержке речи.

Некоторым детям, выросшим на двух языках, требуется немного больше времени, чтобы начать говорить, чем детям, выросшим в одноязычных семьях.Однако задержка носит временный характер и, по мнению экспертов, не является общим правилом.

К сожалению, родителям, которые выражают озабоченность по поводу речевого развития своего двуязычного ребенка, часто советуют придерживаться одного языка. Это происходит потому, что в прошлом двуязычие считалось виновником проблем с языковым развитием.

«Исследования показывают, что двуязычие не вызывает задержек ни в речи, ни в овладении языком», – говорит Эллен Стуббе Кестер, президент компании Bilinguistics, которая предлагает услуги двуязычного речевого общения в Остине, штат Техас.

Даже если вашему ребенку уже поставили диагноз «задержка речи», воспитание его двуязычным не приведет к задержке речи.

«Исследования показали, что дети с задержкой речевого развития в двуязычной среде овладевают языком с той же скоростью, что и дети, живущие в одноязычной среде», – говорит Кестер.

3. Двуязычные дети в конечном итоге смешивают два языка.

Смешивание языков неизбежно и безвредно. Но для тех, кто не знаком с двуязычием, это доказательство того, что ребенок действительно не может различать языки.

Большинство двуязычных детей прибегают к смешиванию, поскольку они разбирают оба языка. Кроме того, один из языков часто оказывает на ребенка большее влияние, чем другой. Дети, у которых меньший словарный запас на языке меньшинства, могут при необходимости использовать слова из языка большинства.

Эксперты сходятся во мнении, что перемешивание носит временный характер. В конце концов, это уходит, поскольку словарный запас ребенка развивается на обоих языках, и он больше знакомится с каждым из них.

На самом деле двуязычные носители всех возрастов смешивают свои языки (также известное как переключение кода).Прекрасным примером является широкое использование спанглиша (смешение английского и испанского) латиноамериканцами в Соединенных Штатах.

«Иногда люди делают это, потому что не знают нужного слова на языке, на котором они говорят», – говорит Пирсон. «Некоторые люди смешивают специально, потому что им больше нравится слово или фраза на другом языке».

Дети моделируют то, что они видят и слышат, поэтому, если ваш ребенок живет в среде, в которой смешивание языков является нормой, ожидать от нее , а не , будет нереально.

4. Уже поздно воспитывать ребенка двуязычным.

Это Никогда не слишком поздно – или рано – познакомить ребенка со вторым языком.

«Детям до 10 лет изучать второй язык легче, а детям до 5 лет – еще проще, по сравнению с гораздо большими усилиями, которые требуются взрослым», – говорит Пирсон.

Оптимальным сроком, по мнению экспертов, является от рождения до 3 лет – именно тогда, когда ребенок изучает свой родной язык, а его ум остается открытым и гибким.

В следующий раз лучше всего изучать второй язык, когда детям от 4 до 7 лет, потому что они все еще могут изучать несколько языков параллельно. Другими словами, они создают вторую языковую систему наряду с первой и учатся говорить на обоих языках как на родном.

Если вашему ребенку больше 7 лет, и вы думали о том, чтобы вырастить его двуязычным, еще не поздно. Третье лучшее время для изучения второго языка – от 8 лет до полового созревания.Исследования показывают, что после полового созревания новые языки сохраняются в отдельной области мозга, поэтому детям приходится переводить или изучать свой родной язык, чтобы освоить новый язык.

«Мы так много слышим об особом« окне возможностей »для маленьких детей выучить два языка, что это может расстраивать старшего ребенка», – говорит Пирсон. «Это правда, что легче начать раньше, но люди могут выучить второй язык даже после того, как окно закрылось».

5.Дети подобны губкам, и они быстро и без усилий станут двуязычными.

Хотя детям легче выучить новый язык, чем раньше они знакомятся с ним, даже в этом случае это происходит не за счет осмоса. Нереально ожидать, что ваш ребенок выучит испанский язык, просматривая бесчисленные серии сериала Dora the Explorer по телевизору.

Изучение языка не должно быть рутинной работой. Но для того, чтобы познакомить ваших детей со вторым языком, требуется некая структура и, самое главное, последовательность, будь то повседневная беседа или формальное обучение.Идея состоит в том, чтобы познакомить их с изучением языка осмысленным и интересным способом, связанным с реальной жизнью.

Найдите идеи и стратегии для воспитания двуязычного ребенка в разделе «Воспитание двуязычного ребенка: развлечения, музыка и игры».

Двуязычный журналист-фрилансер Роксана А. Сото – соучредитель и соредактор SpanglishBaby, веб-сайта для родителей, воспитывающих двуязычных и двуязычных детей.

Развитие зубов у детей – Better Health Channel

Развитие молочных зубов начинается, когда ребенок находится в утробе матери.Примерно на пяти неделе беременности в челюстях ребенка появляются первые зачатки молочных зубов. При рождении у ребенка есть полный набор из 20 молочных зубов (10 в верхней челюсти, 10 в нижней челюсти), скрытых в деснах. Молочные зубы также известны как молочные зубы, молочные зубы или молочные зубы.

Типы зубьев

Названия различных типов зубов:

  • резцы – передние зубы, расположенные в верхней и нижней челюсти. Каждый резец имеет тонкий режущий край.Верхние и нижние резцы соединяются вместе, как ножницы, чтобы разрезать пищу
  • клыки – острые зубы по обеим сторонам резцов верхней и нижней челюстей; рвет пищу
  • премоляры – с плоской поверхностью для измельчения пищи
  • моляры – они больше, чем премоляры, с широкими плоскими поверхностями, измельчающими пищу.

Прорезывание зубов

«Прорезывание» означает разрыв зуба по линии десен. У младенцев прорезывание зубов еще называют прорезыванием зубов.Время прорезывания зубов у разных детей разное. Например, один ребенок может прорезать свой первый зуб, когда ему всего несколько месяцев, а другой может не прорезаться до 12 месяцев или старше.

Хотя время может варьироваться, порядок прорезывания зубов следующий:

  • Два передних зуба (центральные резцы) нижней челюсти обычно прорезываются первыми. Это происходит где-то в возрасте от шести до 10 месяцев.
  • Два передних зуба (центральные резцы) верхней челюсти прорезываются в возрасте от восьми до 13 месяцев.
  • Боковые резцы, которые представляют собой зубы по обе стороны от центральных резцов, прорезываются как на верхней, так и на нижней челюсти в возрасте от восьми до 16 месяцев. Нижний набор обычно извергается раньше, чем верхний.
  • Первые верхние и нижние моляры (задние зубы с плоской поверхностью) прорезываются в возрасте от 13 до 19 месяцев.
  • Клыки или «глазные» зубы располагаются рядом с боковыми резцами и прорезываются как на верхней, так и на нижней челюстях в возрасте от 16 до 23 месяцев.
  • Второй набор верхних и нижних моляров прорезывается в возрасте от 25 до 33 месяцев.

Как правило, к трем годам средний ребенок имеет полный набор из 20 молочных зубов.

Управление процессом прорезывания зубов

Когда младенцам исполняется около шести месяцев, уровень антител, передаваемых от матери, начинает падать, что меняет их иммунную систему. Наряду со склонностью класть вещи в рот, это делает их более склонными к заболеваниям.

Симптомы распространенных детских болезней, такие как изменение режима сна и питания, суетливость, сыпь, слюнотечение, насморк и диарея, часто ошибочно связываются с прорезыванием зубов. Если у вашего ребенка есть эти симптомы, убедитесь, что он не страдает от других возможных причин, таких как бактериальные, вирусные инфекции или инфекции среднего уха.

Прорезывание зубов длится около восьми дней, включая четыре дня до и три дня после прохождения зуба через десну. (Вы можете увидеть голубовато-серый пузырь на десне, где вот-вот появится зуб.Это называется эруптивной кистой и обычно проходит без лечения.) В это время может быть сложно обеспечить детям комфорт.

Некоторые подсказки включают:

  • массаж – нежно помассируйте десну чистыми пальцами или мягкой влажной тканью
  • охлажденные (не замороженные) зубные кольца или сухарики – давление холодного предмета может уменьшить дискомфорт при прорезывании зубов. Не стерилизуйте пластмассовые кольца для зубов в кипящей или посудомоечной воде, если это не указано производителем.Обязательно ознакомьтесь с информацией о продукте перед покупкой зубных колец. Избегайте тех, в которых используется кондиционер для пластика под названием «диизононилфталат»
  • .
  • несладкие сухари для прорезывания зубов или печенье для прорезывания зубов без сахара – их можно давать детям старше шести месяцев, которые начали есть твердую пищу
  • обезболивающее – для детей эффективен парацетамол. Ибупрофен также может быть эффективным, но он вызывает более частые побочные реакции у детей
  • высушите слюни – кожа вокруг рта, особенно в области подбородка, может раздражаться.Осторожно протирайте его мягкой тканью в течение дня.

Некоторые методы лечения следует использовать с осторожностью или вообще не использовать. К ним относятся:

  • ожерелья для прорезывания зубов – некоторые люди считают, что янтарь выделяет лечебное масло при контакте с теплой кожей. Считается, что масло оказывает успокаивающее или болеутоляющее действие. Хотя янтарные цепочки для прорезывания зубов или ожерелья предназначены для ношения на шее, запястьях или лодыжках, их неправильно использовали для жевания.

ACCC недавно выпустил заявление о безопасности продукции, касающееся янтарных ожерелий для прорезывания зубов, предупреждая о возможной опасности удушения и удушения. Он посоветовал родителям подумать о других, менее рискованных методах облегчения прорезывания зубов.

  • гели для прорезывания зубов – обычные составы гелей для прорезывания зубов содержат 8,7–9,0% ингредиента холина салицилата. Салицилат относится к аспирину. Не рекомендуется использовать аспирин для детей младше 16 лет, потому что у некоторых детей он вызывает синдром Рея – редкое, но потенциально смертельное заболевание, которое может вызвать повреждение печени и мозга.

Хотя не было зарегистрировано случаев синдрома Рея, связанного с использованием гелей для прорезывания зубов, в Великобритании по общему мнению, это риск, на который не стоит идти, когда есть альтернативы.

Гели для прорезывания зубов, содержащие бензокаин, также не рекомендуются для детей.

Исследования также показывают, что гели для прорезывания зубов не могут облегчить боль при прорезывании зубов, а скорее массирование десен приносит облегчение.

Уход за молочными зубами

Некоторым родителям может казаться, что уход за молочными (молочными) зубами не так важен, как уход за взрослыми (постоянными) зубами, просто потому, что молочные зубы в любом случае предназначены для выпадения.

Однако молочные зубы очень важны. Они позволяют детям пережевывать пищу и правильно говорить, а также оставляют места в тканях десен для будущих взрослых зубов.

Разрушение зубов можно предотвратить. Соблюдение правил гигиены полости рта и правильного питания на раннем этапе значительно снижает риск развития кариеса.

Советы по уходу за молочными зубами и формированию хороших привычек гигиены полости рта включают:

  • от рождения – протирайте ротовую полость и десны ребенка мягкой тканью
  • первый зуб – чистите два раза в день мягкой зубной щеткой и простой водой
  • 12 месяцев – возьмите ребенка на первое посещение стоматолога
  • 18 месяцев – добавьте в щетку немного зубной пасты с низким содержанием фтора или детской зубной пасты размером с горошину и поощряйте ребенка выплевывать пасту (а не глотать и не смывать)
  • два с половиной года – начать чистку зубной нитью между касающимися зубами
  • от четырех до пяти лет – начните учить ребенка чистить зубы
  • шесть лет – переходите на зубную пасту для взрослых и продолжайте призывать ребенка выплевывать ее, а не полоскать.Начните учить ребенка чистить зубы зубной нитью
  • восемь лет – разрешите ребенку чистить зубы щеткой и нитью без присмотра. Продолжайте регулярные стоматологические осмотры.

Разрушенные молочные зубы нуждаются в профессиональном стоматологическом лечении, а в некоторых случаях – в специализированном лечении в больнице под общим наркозом. При пренебрежении кариес молочных зубов может вызвать боль во рту, зубной абсцесс и проблемы с окружающими зубами. Сильный кариес молочных зубов может повлиять на прием пищи и сон, что может замедлить рост.

Если молочный коренной зуб преждевременно выпадает (из-за тяжелого кариеса), молочные зубы рядом с отсутствующим зубом могут смещаться в щель и создавать проблемы с зазором для взрослого зуба, когда он прорезается.

Потеря молочных зубов

Примерно с шести лет молочные зубы начинают шататься и выпадать, уступая место взрослым. Совершенно нормально, когда ребенок теряет свой первый зуб на год или два раньше или позже шести лет. Девочки обычно теряют зубы раньше мальчиков.Первый выпавший зуб обычно находится в передней части нижней челюсти.

Потеря молочных зубов может быть тревожной и болезненной для маленьких детей. Предложения для родителей включают:

  • Убедите ребенка, что выпадение молочных зубов – это естественный процесс, и на их месте появятся новые взрослые зубы.
  • Используйте холодные компрессы или безрецептурные противовоспалительные или обезболивающие, чтобы облегчить шатающуюся зубную боль. Попросите вашего стоматолога или фармацевта порекомендовать подходящие лекарства для вашего ребенка.
  • Ободритесь – это нормально, когда десны становятся болезненными и немного кровоточат, хотя некоторые дети не испытывают дискомфорта при потере зубов или не испытывают его вовсе.
  • Воспользуйтесь Зубной феей. Эта мифология существует не зря. Если идея получить монету в обмен на зуб смягчает идею потери зуба для вашего ребенка, тогда используйте ее.

Прорезывание постоянных зубов

Постоянные зубы также называют взрослыми зубами или вторичными зубами.Постоянные зубы на челюстях начинают развиваться при рождении и сохраняются после рождения ребенка. Примерно к 21 году средний человек имеет 32 постоянных зуба, в том числе 16 в верхней челюсти и 16 в нижней челюсти. (В некоторых случаях третьи моляры – обычно называемые зубами мудрости – не развиваются или не прорезываются. Следовательно, набор из 28 постоянных зубов также считается нормальным.)

Примерно в возрасте шести лет прорезываются первые постоянные коренные зубы. Эти четыре коренных зуба (по два в каждой челюсти) появляются за существующими молочными зубами ребенка.Другие постоянные зубы, такие как резцы, клыки и премоляры, прорезываются в промежутках в деснах, оставшихся после выпадения молочных зубов.

Как и молочные зубы, время прорезывания постоянных зубов отличается от ребенка к ребенку. Как правило, порядок прорезывания и приблизительный график для каждого типа постоянного зуба:

  • первые моляры – от шести до семи лет
  • центральные резцы – от шести до восьми лет
  • боковые резцы – от семи до восьми лет
  • клыки – от девяти до 13 лет
  • премоляры – от девяти до 13 лет
  • вторые моляры – от 11 до 13 лет
  • третьи моляры (зубы мудрости) – в возрасте от 17 до 21 года, если есть.

Капы для защиты детских зубов

Каппы помогают защитить зубы и свести к минимуму травмы зубов, особенно во время игр и тренировок в контактных видах спорта. Все дети, занимающиеся контактными видами спорта, должны носить капу, даже дети младшего школьного возраста. Профессионально подогнанные капы удобны, позволяют говорить и не ограничивают дыхание.

Рекомендации для родителей и опекунов:

  • Избегайте каппы, сделанной своими руками – вряд ли они обеспечат эффективную защиту.Обратитесь к стоматологу вашего ребенка, чтобы он установил индивидуальную каппу.
  • Убедитесь, что ваш ребенок носит капу на тренировке и во время игры. Возможно, будет полезно поговорить об этом со своим тренером, так как всем спортивным клубам рекомендуется иметь обязательную политику капп.
  • Обновляйте капу вашего ребенка каждые 12–18 месяцев, чтобы она по-прежнему сидела и была полностью эффективной. Возьмите его с собой на регулярный визит к стоматологу, чтобы проверить его на износ.
  • Следите за чистотой капы.
  • Храните капу, когда она не используется, в жестком контейнере вдали от источников тепла, чтобы убедиться, что она сохраняет свою форму.

Куда обратиться за помощью

Контент-партнер

Эта страница была подготовлена ​​после консультаций и одобрена: Викторианское отделение Австралийской стоматологической ассоциации

Последнее обновление: Октябрь 2018 г.

Контент на этом веб-сайте предоставляется только в информационных целях.Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не поддерживает и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанных на веб-сайте. Всем пользователям рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для постановки диагноза и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах.Штат Виктория и Департамент здравоохранения и социальных служб не несут ответственности за использование любыми пользователями материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *