Запиши словарное слово в начальной форме футбол: запиши словарное слова в начальной форме и сделай его звукобуквенный разбор. слово футбол
запиши словарное слова в начальной форме и сделай его звукобуквенный разбор. слово футбол
Почему ученые и психологи проверяют людей на совместимость?
Прочитайте предложения. Определите вид односоставных предло-жений. Найдите в таблице букву (буквы), соответствующие номерупредложения и виду однососта … вного предложения. «Соберите»буквы в слово. Какое слово у вас получилось?1) Деревья в зимнем одеянии. 2) Горящими листьями пахнет в саду.3) Лесок проехали, видели синиц, слышали дятла. 4) К птичьему при-слушиваюсь крику. 5) Береги платье снову, а честь -смолоду. 6) в га-зетах пишут о выборах. 7) Приучайте себя к дисциплинированности.8) За ночь сильно подморозило. 9) А вот мой дом. 10) От добра добране ищут.
Упражнение 450 помогитеее ответ
347. Прочитай песенку, называя пра-вильно буквы.ПЕСЕНКА-АЗБУКА.А, Б, В, Г, Д, Е, Ж-Прикатили на еже.З, И, К, Л, М, Н, О-Дружно вылезли в окно.П, Р, С, … Т, У, Ф, Х-Оседлали петуха.Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —Все теперь мои друзья!Пять сестрёнокопоздали -Заигрались в прятки,А теперь все буквы всталиВ äзбучном порядке.
что такое материальный уровень
Подскажите пожалуйста как это сделать ???
УМОЛЯЮ ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ МНЕ УМОЛЯЮ ПОЖАЛУЙСТА
русский язык 4Б: Подготовка к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка ” Добрый день, ребята! Сегодня мы будем учиться писать сочинение- описание “Моя … любимая игрушка ” Для того, чтобы начать работу, нам необходимо получить “билет” на урок. Правильный ответ на вопрос позволит нам продолжить работу. • Какие типы речи вы знаете?( описание, повествование, рассуждение). • Что такое описание?( описание – это тип речи, основа которого перечень признаков предмета, явления). • Какова композиция описания?( общее впечатление, описание деталей, оценка). – Какое слово главное в названии нашего сочинения ? (Любимая) – Что означает это слово? Обратимся к словарю.
(Любимый – пользующийся наибольшей любовью) – Подберите синонимы к этому слову. (Дорогой, обожаемый, симпатичный, бесценный.) – Какие чувства, эмоции несет это слово? ( Положительные, позитивные) – А слово “моя” о чем говорит? (О личной оценке, должна чувствоваться личность владельца, проявляться эмоции и чувства владельца). – В каком стиле , как вы думаете, должно быть выдержано описание? – Сравним два текста. Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 см., высота – 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, без механического завода. Перед вами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета, лишь животик беленький. Из-под шерстки ласково поблескивают черные бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка. – Какой текст соответствует нашей теме и почему? (Текст №2, т. к. в первом тексте идет разговор о игрушке вообще, а не о любимой вещи, нет авторского отношения, а второй текст больше подходит, т.От данных прилагательных образуй наречия. Подбери к наречиям антонимы. Прежний- пустой- Весёлый- редкий- крутой- частый- верный- тугой- строги … й- крепкий- нежданный- безнадежный- левый- интересный-
Описать свой ЛТС будущего (Летающее транспортное Средство)
Памятка для родителей Словарные слова | Консультация (3 класс):
СПИСОК СЛОВАРНЫХ СЛОВ,
предлагаемых для запоминания в начальной школе.
А абрикос август автобус автомобиль агроном адрес аккуратно активный аллея альбом ананас антенна апельсин аппетит апрель аптека арбуз аромат Б багаж баклажан баран бегемот берег берёза беседа библиотека биография билет блюдце богатство болото борозда ботинки бульдозер быстро | В вагон валенки василёк вдруг вежливый везде весело ветер викторина вместе вокзал вокруг волшебник воробей ворона восемь воскресенье восток вторник впереди вчера Г газета галерея герой гореть горизонт город горох горячий готов гражданин Д двадцать двенадцать девочка дежурный | декабрь деревня диалог диван диктант директор доверие дорога до свидания дятел Е едкий ежевика ездить Ж жаворонок желать железо желтеть жёлтый женщина живопись животное жилище жимолость жужжит З забава завод завтра завтрак запад заповедник засеять заяц здесь здравствуй(те) | земледелие земляника И издалека изложение изображение имя иней инженер интересный июль июнь К кабачок календарь канава капуста карандаш карман картина картофель кастрюля квартира кефир килограмм километр класс коллектив колокольчик комбайн комбайнёр комната компот коньки концерт корабль коридор корова | космонавт космос костёр Краснаяплощадь Кремль крестьяне коллекция кровать крыжовник Л лагерь ладонь легко лестница лисица лопата М магазин малина мальчик маляр машина мебель медведица медведь медленно месяц металл метро молоко молоток морковь мороз Москва Мякоть Н назад |
налево направо народ незабудка ноябрь О обед облако оборона овёс овощи овраг овца огород огурец одежда одиннадцать однажды одуванчик около октябрь орех орнамент осина отец отечество отчество П пальто пароль памятник пассажир пенал песок пейзаж петух платок пловец пловчиха | Победа погода полотенце полдник помидор понедельник портрет портфель посуда потом правительство праздник председатель прекрасный привет природа проспект профессия путешествие пшеница пятница Р работа рабочий равнина радио ракета рассказ расстояние ребята революция решать рисунок родина ромашка Россия русский рябина | С салат салют самолет сапоги сахар сверкать сверху свобода север сегодня секрет сентябрь сейчас семена сеялка синица сковорода скоро слева слышать собака совет солдат соловей солома солнце сорока снизу спасибо справа стакан столица суббота субботник Т табурет тарелка телеграмма телевизор телефон | Теперь тепловоз тетрадь товарищ тополь топор трактор трамвай троллейбус туннель У увидеть ужин улица ураган урожай ученик ученица учитель Ф фабрика факел фамилия февраль фиолетовый фонарь футбол Х хлебороб хозяйство хоккеист хоккей хороший хорошо Ц цирк циркач циркуль | Ч человек черепаха честно четверг чёрный чувство Ш шестнадцать шоссе шофер шёл Э экипаж экскаватор экскурсия экспресс электричество электровоз электростанция эскалатор Я яблоко яблоня ягода язык январь |
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в его конце нужный знак.
Пример: Москва – столица нашей Родины.
2. Слог.
Раздели слово на слоги. Запомни ! Сколько в слове гласных букв, столько и
слогов.
Пример: мо-ло-ко.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Помни правила переноса !
Пример: ко-ро-ва, учи-тель, май-ка, маль-чик, объ-езд, груп-па.
4. Мягкий знак на конце слова и в середине слова:
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную
перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило.
Пример: ель, тень, мать, мальчик, деньки, коньки.
5. Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Запиши еще 2 слова на это
правило.
Пример: машина, жизнь, часы, щавель, щука, чудо, ручка, ночной.
6. Ударение в слове.
Выпиши слово. Поставь знак ударения.
Пример: курица.
7. Искажение слова, пропуск букв, замена одних букв другими.
Выпиши слово правильно, в котором допущена ошибка. Раздели его на слоги.
Подчеркни гласные.
Пример: кра-си-вый.
8. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Подбери однокоренное
проверочное слово. Подчеркни гласные.
Запомни ! Безударные гласные в однокоренных словах пишутся так же, как
ударные.
Пример: моряк – море
9. Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением (словарные
слова).
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка. Поставь знак ударения.
Подчеркни безударную гласную. Напиши его 3 раза. Запомни как оно
пишется.
Пример: ребята, ребята, ребята.
10. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное проверочное слово.
Подчеркни согласные.
Запомни ! Парные согласные в корне слова пишутся так же, как в однокоренных
проверочных словах перед гласными.
Пример: мороз – заморозить, дубки – дубовый.
11. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Напиши еще 2 слова на это правило.
Подчеркни большую букву.
Пример: Таня, Маршак, Мурка, Москва, Юпитер, Волга.
12. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Запомни ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед
гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Пример: вьются, соловьи, листья, варенье, шьёт.
13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Напиши еще 2 слова на это правило.
Подчеркни удвоенные согласные.
Пример: группа, масса, Алла.
14. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Запомни ! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок,
которые оканчиваются на согласную букву, и перед гласными е, ё, ю, я.
Пример: съезд, подъём, объявление, предъюбилейный.
15. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены. Выпиши
словосочетания с вопросами. Сделай схему этого предложения.
Запомни ! Слова в предложении связаны парами по смыслу.
Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
какие? что? что делают? к каким? куда? к чему?
Пример: Седые туманы плывут к белым облакам.
туманы плывут
туманы (какие ?) седые
плывут (куда ? к чему ?) к облакам
к облакам (каким ?) белым
что ? что делают ?
какие ? куда ? к чему ?
каким ?
16. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его правильно по составу.
Пример: поездка.
17. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово. Подбери к нему однокоренные проверочные слова
Пример: звёздный – звезда – звёздочка.
18. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку.
Пример: полетел, сделал, подписал, расспросил.
19. Правописание предлогов со словами.
Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог.
Между предлогом и словом вставь вопрос и другое слово.
Запомни ! Предлог – это отдельное слово, которое пишется раздельно с другими
словами.
Пример: к берегу
к (какому ?) берегу, к крутому берегу.
20. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род существительного.
Напиши еще 2 слова на это правило.
Пример: м. р. луч, плащ, шалаш, нож.
ж. р. ночь, мышь, мощь, рожь.
21. Не с глаголами.
Выпиши правильно глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило.
Запомни ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
Пример: не был, не выучил, не знал.
22. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь какой частью речи является каждое слово.
сущ. пр. сущ. гл. прил. сущ.
Пример: Весной на деревьях появляются первые листочки.
23. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму.
Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Пример: На опушке – опушка, сущ., I скл., П. п.
24. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на
окончание вопроса.
Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Пример: к лесу (какому ?) дальнему – м. р., ед. ч., Д. п.
25. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 местоимения
на это правило.
Запомни ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
Пример: у нас, ко мне, с тобой.
26. Мягкий знак на конце глаголов 2 лица, единственного числа, настоящего
времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.
Запомни ! На конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени
пишется мягкий знак (ь).
Пример: пишешь, читаешь, сидишь.
27. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри
на гласную перед ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует
написать в окончании глагола. Запиши еще 2 глагола на это правило.
Пример: пишет – писать, I спр., (-е-, -ут-, -ют-).
ставит – ставить, II спр., (-и-, -ат-, -ят-).
слышит – слышать, глагол-исключение, II спр., (-и-, -ат-, -ят).
28. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на
гласную в конце слова.
Запомни ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов.
Наречия часто оканчиваются на буквы А, О.
Пример: справа, справа, справа.
налево, налево, налево.
29. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они
зависят. Вспомни о знаках между однородными членами предложений.
Пример: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Фонетический (звуко – буквенный) разбор слова.
1. Выпиши слово, раздели его на слоги, поставь ударение, напиши, сколько в слове слогов,гласных, согласных.
2. Какими буквами обозначены звуки? (выписываются столбиком все буквы, рядом втранскрипции пишутся звуки).
3. Гласные звуки: ударные или безударные.
4. Согласные звуки: твёрдые или мягкие, парные или непарные, звонкие или глухие.
5. Подводится итог: подсчитывается количество букв и звуков.
ОБРАЗЕЦ:
МорIковь – 2 слога, 2 гл., 4 согл.
м [м] – согл., тв., непарн., звон.
о [а] – гласн., безуд.
р [р] – согл., тв., непарн., звон.
к [к] – согл., тв., парн., глух.
о [о] – гласн., ударн.
в [ф’] – согл., мягк., парн., глух.
ь [-]
7 букв, 6 звуков.
З А П О М Н И:
Буквы служат для записи звуков на письме (буквы мы пишем и читаем, звуки мы слышим ипроизносим).
Г Л А С Н Ы Е
Обозначают твёрдость Обозначают мягкость согласных
согласных звуков: а, о, у, ы, э звуков: я, е, ё, ю, и
Обозначают два звука в начале слова, в начале слога или
после разделительных Ъ и Ь знаков: я, е, ё, ю
С О Г Л А С Н Ы Е:
Непарные звуки: парные звуки:
л, м, н, р, й (звонкие) Звонкие: б, в, г, д, ж, з
х, ц, ч, щ (глухие) Глухие: п, ф, к, т, ш, с
Всегда твёрдые: ж, ш, ц
Всегда мягкие: й, ч, щ
Буквы Ъ и Ь – не обозначают никаких звуков.
Система работы над правописанием словарных слов
на уроках русского языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым» Работа над словом на уроках русского языка учитель начальных классов Григорчук Елена
ПодробнееРабота над словарными словами
Работа над словарными словами Из опыта работы учителей начальных классов МОУ «Андреевская СОШ» Шильцова Ф. И.,Галиней Е.И. «Словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная,
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Цель: Выть достаточно прочные навыки грамотного письма. Задачи : 1. Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания одновременно с умственным и речевым развитием. 2. Выть
ПодробнееТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
18 1 класс (50 ч) 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Темы, входящие в разделы примерной программы Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Различение предложения,
ПодробнееКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа 21 г. Краснодара КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс 4 количество часов: всего – 102,
ПодробнееТекст. Общее понятие.
Тема: Цель: Текст. Общее понятие. организовать деятельность учащихся по формированию общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков; формировать умения различать текст и отдельные предложения;
ПодробнееДОМИНО «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА»
ДОМИНО «СЛОВАРНЫЕ СЛОВА» Предназначено для игр с детьми от 7 до 10 лет, при обучении правильному написанию «словарных» слов, по программе начальной школы. Битно Г.М. Разрежьте листы на карты по выделенным
Подробнее1.Консультации логопеда
1.Консультации логопеда В помощь учителям и родителям В русской орфографии существует три принципа письма: фонематический морфологический традиционный. Остановимся на последнем. Традиционный принцип написания
Подробнееучебный год Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА письмо и развитие речи Программа по грамматике, правописанию включает следующие разделы: повторение, звуки и буквы, слово, предложение. На каждом году обучения по всем разделам программы
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учётом требований Федерального
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка 1. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы для Специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой, Просвещение, 2013г. 2. Рабочая
ПодробнееУМК «Школа России» 2 класс Русский язык
Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения
ПодробнееРусский язык – 3 класс, VIII вид
Русский язык – 3 класс, VIII вид I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предметa «Русский язык» В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. В процессе изучения грамматики и правописания у обучающегося с ОВЗ развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,
ПодробнееРУССКИЙ ЯЗЫК И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4 КЛАСС
РУССКИЙ ЯЗЫК И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции
Подробнее«Русский язык» (экстернат)
«Русский язык» (экстернат) Программа: на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.Г. Рамзаевой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004), в соответствии с требованиями федерального
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Обучение письменной речи один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения.
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы
ПодробнееРАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Приказ минобрнауки России от 19 декабря 2014г. 1599 «Об
ПодробнееКонспект открытого урока.
Конспект открытого урока. Технологическая карта урока Учитель начальных классов Пятницына Светлана Юрьевна Учебный предмет: русский язык Класс: 2 Дата проведения: 16 апреля 2015 года Автор и название УМК:
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Грамотей-ка» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир
ПодробнееПособие по русскому языку “Словарные слова в загадках”
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
РОО Бородулихинского района КГУ «Основная средняя школа
с. Сахновка»
Пособие по русскому языку
«Словарные слова
в загадках»
Составитель:
Учитель начальных классов
Шнайдер Т. С.
2014 – 2015 учебный год
Введение
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как, воробей, ворона, сорока, и др., запоминают правописание слов собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Использование лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями является средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также средством развития культуры речи и воспитания любви к родному слову. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.
Методические рекомендации к проведению словарной работы
Слово – важнейшая единица языка. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем точнее и оригинальнее он может высказать свои мысли. Поэтому работа со словарными словами является одним из главных направлений при изучении русского языка, а также для развития речи. Методика проведения словарной работы предполагает четыре основных направления:
1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных слов. Для успешного овладения богатством родного языка учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8-10 словарных единиц и значений. Обогащению словаря способствуют задания на ссылку учеников к различным словарям в процессе обучения. Очень важно научить детей пользоваться словарями.
2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности через усвоение иносказательности значений слов, их многозначности, оттенков смысловых значений слов.
3. Активизация словаря – перенос слов из пассивного словаря в активный через применение приёмов, способствующих развитию грамотной устной речи.
4. Устранение нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных)
В Государственной программе начального образования обозначен список обязательных слов, написание которых должны запомнить ученики второго класса.
В данном пособии слова для запоминания распределены в удобной для работы форме. Во-первых: каждая группа слов рассчитана на их изучение и запоминание в течение одной недели; из 34 учебных недель за первые 26 недель изучаются и закрепляются все изучаемые слова. Последние 8 недель учебного года рассчитаны на полное повторение всех изученных слов. Во-вторых: слова распределены на смысловые группы по определённым темам и по схожести запоминаемых орфограмм. В-третьих: слова распределены в соответствии с темами уроков в календарно-тематическом планировании, что также удобно для работы. Это поможет учителю гармонично использовать слова, связав их с темой урока.
1) Алматы, Астана, Казахстан, Родина
2) Город, завод, Усть-Каменогорск
3) Сентябрь, октябрь, жёлтый
4) Машина, автомобиль, тротуар
5) Пальто, медведь
6) Сорока, ворона, воробей
7) Быстро, скоро, весело, хорошо
8) Ребята, фамилия
9) Урожай, ягода, помидор
10) Ноябрь, декабрь
11) Стакан, пиала, тарелка, посуда
12) Деревня
13) Капуста, заяц
14) Спасибо, карандаш
15) Берёза, осина, тополь, ветер, вдруг
16) Январь, февраль
17) Корова, молоко
18) Учитель, ученик, тетрадь, пенал
19) Одежда, платок
20) Собака
21) Русский язык, казахский язык
22) Мороз, коньки, иней
23) Суббота, лопата
24) Класс, дежурный
25) Работа, народ, лучше
26) Девочка, ромашка
Работа над словами с непроверяемым написанием проводится в несколько этапов:
1. Введение нового слова.
2. Применение заданий для успешного запоминания нового слова. Закрепление материала.
3. Контроль и проверка качества усвоенного материала.
1. Введение новых слов для запоминания рекомендуется проводить через использование частичных проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Это даёт возможность ученикам самим добывать знания и совершать открытия, а не принимать готовые знания от учителя. Таким образом, осуществляется деятельностный подход к обучению:
Составь и запиши новое словарное слово из «рассыпанных» букв. Проверь правильность полученного слова по орфографическому словарю. Например, О,А,Б,К,С,О (собака)
Проверь по орфографическому словарю, какое из слов записано верно. Например, мидведь, медветь, медведь.
Отгадать кроссворд, в котором отгадкой будет новое словарное слово.
Из данных слов нужно взять по одному слогу и получить новое слово. Например: депо, Дюймовочка, калина. (новое слово – девочка)
Записать новое слово под диктовку учителя с пропуском орфограммы. Проверить написание по словарю и заполнить пропуск в слове.
Узнай новое словарное слово: воспальточосмрмедведьвтим
2. После «открытия» учениками новых слов можно провести приведённые ниже задания для дальнейшего запоминания и более полного усвоения этих слов. Эти задания способствуют активизации, обогащению и уточнению словаря. Также данные задания способствуют развитию речи, основных мыслительных операций, познавательной и творческой активности учащихся. Упражнения развивают у младших школьников желание учиться, повышают мотивацию, что в свою очередь, положительно отражается на качестве знаний.
3. Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Контроль и проверка усвоения новых слов может проходить в различных видах. Это повышает интерес учеников к предмету. Диктанты могут носить как обучающий, так и контролирующий вид работы над трудными словами.
Списывание с определённым заданием.
Картинный диктант (найти на картинке и записать слова из словаря)
Предупредительный диктант (ученики объясняют, как напишут слово и почему)
Объяснительный диктант (коллективная проверка написанного. Ученики подчёркивают орфограммы, а после записи контролируют правильность выполненной работы)
Выборочный диктант включает картинный, слуховой и зрительный. (требует выписать определённые слова, в данном случае словарные)
Самодиктант, или письмо по памяти (ученики записывают по памяти несколько слов из словаря)
Проверочный, или контрольный диктант (ставит целью выяснить уровень владения изученными словами)
Зрительный диктант (слова записаны на доске, затем они закрываются, но не стираются, т.к. они понадобятся ученикам для самопроверки и анализа)
Диктант по памяти. Записать по памяти слова с безударной гласной Е.
Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом. Часто применяется в кроссвордах.
Диктант и использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают отгадку.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
1 класс: 3-5 слов
2 класс: 6-8 слов
3 класс: 9-12 слов
4 класс: 12-15 слов
Загадки
А
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй …
(алфавит)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
(арбуз)
Б
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
(банан)
Шерстяная его шуба
Сострижём и тётя Люба
Из неё спрядёт нам пряжу
Кофту и носки мне свяжет
У него рога, крутые
Словно в кольца завитые
Сколько у него кудряшек
Кто же это? Наш …
(баран)
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(берег)
Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Берёза)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки .
(Берёзы)
Клейкие почки
Зелёные листочки .
С белой корой
Стоит над горой .
(Берёза )
В
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся –
Обнимает и дерётся.
(Ветер)
Вот он деревце качает
и разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
и кружит его, кружит.
(Ветер)
Без рук без ног, а ворота открывает.
(Ветер)
В серой латаной жилетке
Он сидит один на ветке.
На ветле качается.
Холода кончаются.
Зимний холод пережив,
Он кричит: «Я жив! Я жив!»
(Воробей)
Маленький мальчишка
в сером армячишке
по дворам шныряет,
крохи собирает.
(Воробей)
На дереве сидит, кар-кар кричит.
(Ворона)
Г
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох)
Д
Мы порядок соблюдаем,
Нарушителей ругаем.
Нынче класс у нас нешумный,
Потому что класс…
(дежурный)
Ж
Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это – …….
(жёлтенький цыпленок)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут —
Береток не найдут.
(Жёлуди)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь)
З
Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык.
(Заяц)
Угадайте, что за шапка:
меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
у ствола грызёт кору.
(Заяц)
Что за зверь такой лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы
уши больше головы. (Заяц)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
(Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой
по двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
а в шубке серой летом.
(Заяц)
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк деожит алый огонёк,
Разгребаем стебельки – собираем огоньки.
(земляника)
И
Слышишь? Вьюги говорят:
“У зимы – хозяйки нашей, –
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше”.
(Иней)
Й
Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы
(йод)
К
Толстовата, форсиста,
сорочек надела триста, а нога одна
(Капуста)
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста, если я …
(Капуста)
Тоненькое, кругленькое,
сердце тёмненькое,
кто его видит, мысли знает.
(Карандаш)
По бумаге я бегу,
всё умею, всё смогу.
Хочешь – домик нарисую,
хочешь – ёлочку в снегу.
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребёнок рад.
(Карандаши)
Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
там заметку кладёт.
(Карандаш)
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(Коньки)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)
Среди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
Ранее утро…
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись.
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малышам ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
«Му-у! – мычит теленок,
– му-у!» Очень грустно одному.
«Му-у!» – охрип малыш от рева.
«Му-у» – нашла его …
(Корова).
Рыжий молоковоз
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!
Дважды, трижды в день завод
Молоко нам выдает
Из особо мешка ¬
Из мешка для молока.
(Корова)
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)
Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! – кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко …
(курица)
Л
Железный нос в землю врос,
копает, землю разрыхляет. (Лопата)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(лебедь)
Скачет в траве, –
Глаза на голове,
Скользкая и мокрая,
Зеленая квакушка,
А зовут ее -…
(лягушка)
М
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
По улице везут.
(Машины)
Летом наедается,
зимой отсыпается.
(Медведь)
Кто в лесу в глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь)
Зимой спит, летом ульи ворошит.
(Медведь)
В яме спит зимой длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
(Медведь).
Ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу.
Лето гуляет,
А зимой спит, отдыхает.
(Медведь)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (Медведь)
Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
Старик-шутник
на улице стоять не велит,
а нос домой тянет.
(М ороз)
Сам не бежит,
А другим стоять не дозволяет.
(Мороз)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
(Мороз)
Без рук, без топорища
Выстроил мостище.
(Мороз)
Схватил за щёки, кончик носа.
Разрисовал окно без спроса.
Но кто же это? Вот вопрос.
Всё это делает…
(Мороз)
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
Н
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(неделя)
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(носовой платок)
О
Раскудрявые овечки
Ходят в летний день
Над речкой.
(Облака)
От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
И зовут его …
(Овраг)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
(огурец)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок.
Чок-чок-чок-чок!
(орех)
П
Портфель у меня
не велик и не мал,
Лежит в нём задачник,
букварь и …
(Пенал)
Как на нашей грядке
выросли загадки –
Сочные, да крупные,
вот такие круглые.
Летом зеленеют,
осенью краснеют.
(Помидоры)
Р
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки ,
Белые реснички .
( Ромашки)
Шёл я утром по тропинке
Видел солнце на травинке ,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи .
(Ромашка)
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Крыльев нет,
Но эта птица
Полетит –
И прилунится.
(ракета)
На поле боя
Сошлись воины,
День и ночь бьются,
То в битве сольются,
То врозь опять,
То очи не смыкают.
То ложатся спать.
(Ресницы)
С
С хозяином дружит,
домик сторожит.
Живёт под крылечком,
хвостик колечком.
(Собака)
Гладишь – ласкается,
дразнишь – кусается
На цепи сидит, дом сторожит.
(Собака)
Днем молчит,
ночью ворчит.
Кто к хозяину идет,
ему знать даёт.
(Собака)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек
(Собака)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
(Собака)
Не разнять никак щенков:
Каждый – забияка,
усмирить таких сынков
Может лишь…
(Собака)
Жил-был маленький щенок
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок
А взрослая …
(Собака)
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая
Самая болтливая.
(Сорока)
Как снег бела,
как сажа черна,
Вертлява как бес,
повертелась, да в лес.
(Сорока)
Вертится, стрекочет,
весь день хлопочет.
(Сорока)
Т
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
что такое я … (Тетрадь)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я?..
(Тетрадь)
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)
У
Должен он пораньше встать,
чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить всё ль в порядке
В ранце ль книжки и тетрадки
А вопрос такой возник, кто он?
Это …. (Ученик)
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(улица)
Ф
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь)
Х
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Веселая игра …
( Хоккей)
Ч
Белая, пушистая,
Густая и душистая,
Завесила село —
Как будто подморозило,
Как будто сад и озеро
Метелью занесло.
(Черёмуха)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит ….
(Черепаха)
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ….
(Черепаха)
Ш
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я – …
(шофёр)
Щ
Щи люблю я из капусты.
Но и с Ним бывает вкусно!
Витаминов — прямо клад!
Я бываю очень рад,
Скушать кисленький листок.
Я б, конечно, больше смог!
(щавель)
Э
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо)
Я
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
(Язык)
По пригорочку бежит,
Хвостиком – рулём рулит.
Схватишь хвостик, только – ах!-
Убежала!…Хвост в руках.
(ящерица)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственный стандарт образования Республики Казахстан
2. Учебная программа «Русский язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с.
3. М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева / Методика обучения русскому языку в начальных классах // Москва «Просвещение», 1987
4. Е.В.Сливко / Времена года // Алма-Ата, 1990
5. Н.А.Пшеницына / Времена года // Москва, 2003
6. В.П.Фелицына, В.М.Мокиенко / Русские фразеологизмы // Москва, 1990
7. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова / Толковый словарь русского языка. 800000слов и фразеологических выражений // Азбуковник, 1999
футбольных слов – Словарь: Vocabulary.
com Американский футболигра, в которую играют две команды по 11 игроков на прямоугольном поле длиной 100 ярдов; команды пытаются завладеть мячом и продвинуть его через линию ворот соперника в серии игр (бег или пас)
игрок с мячомигрок, владеющий мячом при атаке
блицстремительное военное наступление с интенсивной бомбардировкой с воздуха
низменностьв сторону или в конце игрового поля защищающейся команды
дополнительный баллв американском футболе очко, присуждаемое за успешный удар с места после приземления
лицевая маскамаска, обеспечивающая защитное покрытие лица в таких видах спорта, как бейсбол, футбол или хоккей
полевая цельрезультат в американском футболе
Футбольная игралюбая из различных игр с мячом (круглыми или овальными), в которых две команды пытаются ударить, нести или толкнуть мяч в ворота друг друга
футболистспортсмен, играющий в американский футбол
футбольная командафутбольная команда
пас впередпас на нападающего от нападающего
шаритьчувствовать неуверенно или слепо
линия воротлиния, обозначающая каждый конец игрового поля или поля
стойки воротодна из пары стоек (обычно соединенных перекладиной), которые устанавливаются как ворота на каждом конце игрового поля
сеткапосуда из металлических брусьев
перерыв, включая половину стандартного или обычного времени для деятельности
руки прочьигра, в которой один игрок передает мяч товарищу по команде
сбиваться в кучунеорганизованная и плотная толпа
музыкальный автоматнебольшое придорожное заведение на юге США
кикеригрок, который играет в футбол
подать мяч(футбол) удар с центра поля для начала футбольного матча или возобновления его после счета
боковой проходпас на нападающего на поле от нападающего
линия схваткилиния, параллельная линиям ворот, на которой лайнсмены выстраиваются в линию перед началом каждой игры в американском футболе
полузащитникобороняющийся футболист рядом с линейными игроками
лайнсменыфутболистов, выстраивающихся на линию розыгрыша
полузащитасредняя часть игрового поля
проходящая игра(американский футбол) игра, в которой один игрок бросает мяч товарищу по команде
свиная кожаКожа из шкуры свиньи
Placekicker(футбол) Игрок, выполняющий удар с места, забивает
плоскодонкаОткрытая лодка с плоским дном, используемая на мелководье
защитникфутболист, который руководит атакой команды
по пути назад(футбол) защитник нападающей команды (защитник или полузащитник), который пытается продвигать мяч, проводя его в играх с линии схватки
беговая игра(Американский футбол) игра, в которой игрок пытается пронести мяч через или мимо противоположной команды
порывдействовать или двигаться с высокой скоростью
безопасностьбудучи уверенным в том, что неблагоприятных последствий не будет
схваткатренировочная игра между двумя командами
сигнал звонящего(Американский футбол) позиция футболиста на заднем поле, который руководит атакующей игрой своей команды
раздвоенный конец(футбол) атакующий конец, который выстраивается на расстоянии от других лайнменов
взятьсясхватить и бросить соперника, несущего мяч
ловецфутболист, схвативший игрока с мячом
жесткий конец(футбол) атакующий конец, который выстраивается рядом с отбором
прикоснуться к футболувариант американского футбола, в котором игрока с мячом касаются, а не захватывают
обратный контакт(Американский футбол) – игра, в которой противоположная команда отправляет мяч ногой в вашу зачетную зону.
приземлениегол приносит шесть очков в американском футболе