Разное

Задание на состав числа 5: Состав числа 5 — разные задания — Kid-mama

Содержание

Состав числа 5. – математика, уроки

Тема: Состав числа 5.

Цели урока: познакомить учащихся с составом числа 5; учить выполнять сложение и вычитание с опорой на натуральный ряд чисел; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход урока

I. Организация класса.

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране Цифирии. Отправимся мы не одни. Угадайте, кто будет с нами.

II. Загадка.

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А не подскажете имя её?

Да, это Красная Шапочка, героиня одноимённой сказки Ш.Перро она вместе с нами будет путешествовать. Шла, шла Красная Шапочка, устала и решила передохнуть

III. Остановка “Чистописание”

– Отправилась Красная Шапочка к бабушке через лес. Остановилась на полянке “Чистописание”. Встретила число 16.Что вы о нём можете сказать?

– Какое это число? (двузначное, записываем его двумя цифрами)

– Назовите его соседей? (15, 17)

– Молодцы, с заданием справились хорошо. Отправляемся дальше.

Смотрите, а впереди новая остановка.

IV. Остановка “Счёт”

Нас ждут новые задания. Сейчас мы с вами напишем математический диктант. Я диктую задания, а вы через запятую записываете только ответы.

– Число, предшествующее числу 3?

– Число, находящееся между числами 7 и 5?

– Число, которое на 1 больше 6?

– Чему равна разность чисел 6 и 3?

– Уменьшаемое 8, вычитаемое3.Найдите разность.

– Первое слагаемое 7, второе 2.Чему равна сумма?

– Какое число меньше 5 на 1?

– Чему равна сумма чисел 1 и 7?

– На сколько число 6 больше 5?

– Найдите сумму чисел 9 и 1.

– Давайте проверим, как справились с заданием

2, 6, 7, 3, 5, 9, 4, 8,1, 10

Какое число здесь лишнее? Почему?

– Запишите эти числа в порядке возрастания.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

– Согласны ли вы со мной, что мы записали натуральный ряд чисел? (Числа стоят по порядку, начиная с 1.) Каждое следующее больше предыдущего на 1, но у нас нет многоточия. (Это отрезок натурального ряда чисел)

– А теперь немного поиграем.

Игра “Называй не зевай”

– Кто быстрее покажет числа в порядке возрастания.

– В порядке убывания.

V. Остановка “Состав числа”

Пришла Красная Шапочка на полянку, а там столько цветов и решила она для бабушки собрать букет. Давайте поможем ей. Повторим состав числа 5.

– Рассмотрите рисунки и скажите, чем они похожи?

А чем отличаются?

Запишем к рисункам суммы, в которых первое слагаемое обозначает число бутонов в букете, а второе-число роз.

Как записать действием число цветов на первом букете? Запишите.

Проверим (1+4=5)К остальным рисункам запишите суммы самостоятельно.

– Какие суммы вы записали? (Дети читают)

2+3=5; 3+2=5; 4+1=5.

– Молодцы, ребята. Хорошо поработали, а теперь Красная Шапочка предлагает записать неравенства к каждому рисунку.

– Мы повторили с вами состав числа 5.

VI. Остановка “Физминутка”

Присела Красная Шапочка на пенёк, и мы отдохнём.

– Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
– Сколько здесь у нас кружков
Столько сделаем прыжков.
– Сколько палочек до точки
Столько встанем на носочки.

VII. Остановка “Нарисуй сам”

Следующую остановку сделаем у ручья.

Какое интересное задание приготовила для вас Красная Шапочка. Вы должны соединить числа в порядке возрастания. Если выполните задание правильно, узнаете, с кем подружилась Красная Шапочка на полянке, где собирала цветы для бабушки.

– Молодцы! Красная Шапочка довольна вашей работой. Продолжим наше путешествие. Приближаемся к следующей остановке.

VIII. Остановка “Весёлые задачи”

А) Еж спросил ежа соседа

Ребята, как хорошо вы решаете задачи устно. Но Красной Шапочке хочется узнать, умеете ли вы решать задачи, записывая их в тетрадь. Она решила сделать остановку.

IX. Остановка “Сообразилия”

Задача.

На пути Красной Шапочки встретился волк. Он решил проверить умеет ли Красной Шапочка решать задачи

Красной Шапочка нашла 5 грибов, один из них мухомор, его пришлось выкинуть. Сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?

– Сколько нашла грибов? (рисуем)

– Сколько нашла мухоморов? (зачеркнем)

– Как узнать, сколько белых грибов нашла Красная Шапочка?

– Запишите. Приближаемся к следующей остановке

X. Остановка “Геометрическая”.

– На этой остановке вам понадобятся линейка и карандаш. Красная Шапочка предлагает вам начертить два отрезка. Первый отрезок длиной 5см. Второй отрезок на 1см. меньше.

XI. Итог.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Что вам понравилось на уроке?

Чему хотела научить вас Красная Шапочка?

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

Цель урока: изучить число 5, его состав, написание цифры 5; развивать мыслительные операции, математические способности, логическое мышление, внимание, память, речь.

Оборудование: бумажный самолётик-послание, портреты героев сказки  «Приключения Буратино», золотые ключики- молодчинки для каждого ребенка, индивидуальные веера цифр, Таблица состава чисел 2,3,4,5 (в виде божьей коровки)

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.
Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, к нам пришли гости, поприветствуйте их. Подарите гостям и друг другу улыбку. Тихо сели и друг друга не задели. Настроились на урок математики.

(На доске висит портрет Буратино.)
– Ребята, посмотрите на доску, кто к нам пришёл?   (Буратино.)
(В класс влетает бумажный  самолётик с посланием.)
Учитель:- Ой, что это?  Самолётик! Откуда?
– Кто мог его нам отправить? Давайте посмотрим, здесь что – то написано. Это письмо  от Мальвины. Что  она пишет?    Здесь не только письмо, здесь еще какие – то задания. (учитель читает послание)
«Дорогой Буратино, злой Карабас Барабас заточил меня и моих друзей в темницу. Освободить ты нас сможешь, выполнив трудные испытания. Мальвина.»
– Ребята, поможем Буратино? (Да!)
– За каждое выполненное нами задание злой Карабас Барабас освободит по одному сказочному герою. Но прежде, чем приступить к заданиям Карабаса Барабаса, давайте потренируемся и проверим свои силы в счете.

  2. Актуализация опорных знаний.


1) Учитель: Давайте поиграем в игру «Ритмический счет», от 1 до 10 (прямой и обратный). (1ученик – прямой счет, 1 ученик – обратный счет, по  1 разу  дети считают цепочкой прямой и обратный порядок.)
2) Учитель: А теперь – Гимнастика ума:
Какое число при счёте называют между числами 2 и 4? 1 и 3? (3, 2)
Назовите соседей числа 2, числа 4,  числа 7?  (1,3; 3,5; 6,8).
Какое число стоит справа от 7? (8).
Какое число стоит слева от 4? (3)
Назовите самое маленькое число до 10 (1), самое большое число до 10? –(10)
Молодцы! А теперь давайте начнём выполнять задания злого Карабаса Барабаса. И так читаю его первое задание:
1. Решите задачи в стихах, а ответы покажите с помощью числового веера. Затем один ученик объясняет, как получил ответ.

На плетень взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
(1+2=3)

Шёл мышонок – сладкоежка,
Нёс сестрёнке три орешка.
Правда, сам не утерпел, –
Два орешка всё же съел.
Задает сестра вопрос:
– Сколько ты всего принёс?
(3-2=1)

Четыре спелых груши на веточках качалось.
Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось?
(4-2=2)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(1+1+1+1=4)

– Молодцы, с первым заданием мы справились и освободили  лучшего друга Мальвины – Пьеро.
(На доску вывешивается портрет Пьеро.)

3. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: – Чтобы освободить второго героя, нам нужно поработать у доски.

Посмотрите на доску: Сколько одуванчиков вы видите на рисунке?(4). Сколько одуванчиков станет, если расцветёт ещё один? (5, если к  4+1 получим 5).
– Молодцы и с этим заданием вы справились. Вы освободили ещё одного героя –  верного пса  Мальвины – Артемона.(на доску вывешивается портрет Артемона). И так, кто скажет, как мы получили число 5? (если к 4 прибавить 1, то получим следующее число 5. Если к  любому числу прибавить  один, получим следующее число.)
– Мы так трудились, наверно, очень устали. Давайте немного отдохнём, проведём физминутку про Буратино.
(проводится физминутка)

4. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх)
Раз нагнулся, (наклоны вперёд)
Два нагнулся. (наклоны назад)
Руки в стороны развел, (

развести руки в стороны)
Видно ключик не нашёл. (показать удивление)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.  (дети встают на носочки)
Учитель:  Садимся правильно; раз, два, три, четыре, пять:
Дети: Мы работаем опять!

5. Самоопределение к деятельности.
Учитель: За выполнение заданий, Мальвина ставит вам всем  пять. Это самая высокая оценка.

– Кто знает, как выглядит пятёрка? Покажите её на веере. (дети показывают цифру 5). Давайте научимся её правильно писать.
(на доске образец цифры 5)
1) Учитель: Начинаю писать: отступаю больше половины верхней линии клетки. Пишу прямую наклонную, не доходя до середины клетки, пишу полуовал, затем в верхней части делаю ямочку.
2) Работа в тетради с  печатной основой.
Учитель:Откроем тетради на странице 11. Если вы правильно напишите цифру 5, то Карабас Барабас отпустит следующего героя. (

дети пишут в тетради по образцу).
Учитель: обратите внимание на закономерность написания цифры.
Дети: Пишем пять пятёрок, пропускаем одну клеточку, снова пять пятёрок и т.д.
Учитель: под правильно написанной пятёркой зажигаем огонёк- ставим точку. У кого всех больше огоньков, тот научился писать цифру 5.(учитель контролирует записи)
– Молодцы! И с этим заданием вы справились! Карабас Барабас отпустил мудрую  черепаху (учитель вывешивает портрет черепахи).
А теперь давайте отдохнём. Проведём физминутку.

6. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы писать. (дети в воздухе пишут пятёрку)
Отдыхать умеем тоже (руки в сторону)
Руки за спину положим. (руки за спиной)
Голову поднимем выше (поднимают голову вверх)
И свободнее подышим.  (дети делают глубокий вдох и выдох)
Раз, два, три, четыре, пять-
Топаем ногами.  (Дети топают ногами)
Раз, два, три, четыре, пять-
Хлопаем руками. (дети хлопают руками)
Раз, два, три, четыре, пять-
Не будем отвлекаться. (дети встают смирно)
Раз, два, три, четыре, пять-
Сядем заниматься. (дети садятся)
Учитель: Пока мы с вами отдыхали, наши герои томились в темнице. Надо хорошо работать, чтобы их освободить.
Слушайте следующее задание:

7. Первичное закрепление. Работа в учебнике.
Учитель: откройте учебник  на станице 34. На картинке в учебнике вы видите четыре красных кружка и ещё один синий кружок. Сколько кружков вы видите на рисунке? (5). Как получили число 5?
Дети: К четырём  прибавили один, получится пять.
Учитель: как записать выражение?
Дети: 4+1 = 5. (Ученик записывает на доске)
Учитель правильно! Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись.
– Какие равенства можно записать к  следующим рисункам?
Дети: 4+1 =5 четыре красных кружка да ещё один синий, всего пять кружков. Проверяем, считая 5- 1=4 всего пять кружков, один из них синий. Сколько красных? Красных кружков 4
Мы с вами выполнили нелёгкое задание , и Карабас Барабас отдал нам ключик от дверцы, где заперта Мальвина. (учитель показывает ключ) Но откроется дверца, когда мы пройдём  последнее испытание.
– Вспомните состав чисел: 2, 3,4. (На доске домики с составом чисел- окошки закрыты. При верных ответах, учитель открывает   окошки )
Дети: – Два это один да один (1+1)
-Три это два да один, один да два. (1+2;  2+1)
-Четыре- это один да три, три да один, два да два
(1+3; 3+1; 2+2).
Учитель: Правильно! Ребята,  давайте попробуем составить таблицу состава числа 5.(Дети предлагают варианты, учитель записывает правильные варианты на доске: 5 это-1+4, 2 + 3, 3 + 2, 4 + 1)
(На доску вывешивается плакат с изображением божьей коровки, на которой  состав числа 5).
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Ура! Мальвина на свободе! (на доску вывешивается портрет Мальвины). Она так благодарна вам. Мальвина  пришла  не с пустыми руками.  Сейчас она посмотрит, как вы научились решать примеры, а затем приготовит сюрприз.
( На доске примеры, дети решают, говорят ответы, затем записывают их на доске )
2+1 =    4-2 =     3+2=          5-1 =
3+1 =    3-1 =      4+1 =     2+2 =
Учитель: Молодцы! Вы порадовали Мальвину и её друзей.
За их спасение , вы получаете  золотые ключики- молодчинки.( детям раздаются ключики- молодчинки вырезанные из картона).

8.  Рефлексия.(выполняется задание в тетради на печатной основе).
Учитель: Посмотрите на нижнюю картинку в тетради, выполните задание, которое вам дано .Соотнесите данные примеры с нужной картинкой.
Кто выполнил задание, поднимите руки! Оцените свою работу при помощи «светофора».(дети показывают сигнальные карточки)

9. Подведение итогов урока.

– Назовите состав числа 4
– Назовите состав числа 5.
– Послушайте стихотворение:

У ладошки пять детишек,
Пять весёлых шалунишек.
Всё подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать-
На руке их ровно пять.

– Про каких пять братьев вы знаете? (5 братьев это5 пальцев )
– Почему я прочитала вам именно это стихотворение? (  Потому, что  на ладошке  пять пальцев. И  мы познакомились с числом 5)).
-Вспомните их имена. (большой, указательный, безымянный, средний, мизинец).
– Посмотрите на свою ладошку. Посчитайте пальцы. Теперь приложите ладошку к листу, обведите каждый палец. Их пять. Дома  с помощью взрослых, на выполненных вами  рисунках напишите на каждом пальце его имя.
Подведём итоги:
– Что мы нового узнали на уроке? (узнали,  как получить число 5)
-Чему научились? ( определять состав числа 5, научились писать цифру 5)
– Понравилось спасать героев? (да)
– Запомнили состав числа5? Кому нужна помощь и объяснение подробней, подойдите на перемене.
Спасибо за хорошую работу!
(звонок)

«Состав числа 5» для группы детей 5-6 лет

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит сигнал теплохода

Физминутка:

3. Основной этап.

1)Изучение состава числа 5

Открывается доска и появляется изображение двух пингвинов на льдине

2) Закрепление знаний состава числа 5.

Работа с наборами «Учись считать»

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап. Закрепление.

1) Закрепление вычислительных навыков

 

 

2) Логическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Графическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Створки доски закрываются.

 

 

5 этап. Рефлексия.

– Сегодня мы отправимся в путешествие на южный полюс Земли – в Антарктиду (показать Антарктиду на глобусе). Несмотря на то, что это южный полюс Земли, там очень холодно, все покрыто льдами. Путь нам предстоит долгий, трудный, но я думаю, что вы с легкостью справитесь со всеми трудностями.

– Добираться до Антарктиды нам придется на корабле (демонстрация изображения).

– Давайте посчитаем, сколько человек в нашей команде. Посчитаем всех детей в группе.

(Выходят все дети, считаем по цепочке).

– Теперь посчитаем, сколько девочек в нашей команде. (Один из мальчиков считает девочек и находит цифру, соответствующую количеству девочек.)

– Посчитаем, сколько мальчиков у нас в команде. (Одна из девочек считает мальчиков и находит цифру, соответствующую количеству мальчиков, отдает ее одному из мальчиков.)

– Кого сегодня больше: мальчиков или девочек? Какой знак мы можем поставить:>, <или =. (Определяют знак, читают получившееся неравенство).

– Итак, мы можем подняться на корабль. Мальчики, пропустите девочек. (Дети садятся на свои места).

Задание в тетради: поставить нужный знак.

2…4

5…3

8…8

9…6

– Постойте, но ведь мы не знаем, как называется наш корабль. Мы не можем отправиться в путь, пока не узнаем его название. Помогут нам числа, которые записаны на доске. Если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда появятся буквы, и мы сможем прочитать название нашего корабля. (Дети отвечают на вопросы и открываются буквы, из которых получается слово «Звезда»).

Задания детям:

  • назовите соседей числа 4; (3 и 5)
  • назовите число, которое показывает, сколько солнышек на небе; (1)
  • назовите число, которое показывает, сколько сторон у квадрата; (4)
  • какое число предыдущее 7? (6)
  • какое число идет за числом 1? (2)

– Молодцы, вы справились со всеми заданиями, мы можем отправляться. Путь у нас не близкий. Смотрите, мы уже приближаемся. Здесь очень холодно. Температура ниже 0. Давайте погреемся.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

– Посмотрите, мы добрались до Антарктиды. А кто же нас здесь встречает? Это же пингвины! (изображение пингвинов).

– Пингвины очень любят рыбку. Однажды они пошли на рыбалку и выловили 5 рыбок: желтого и зеленого цвета. Как вы думаете, сколько могло быть зеленых рыбок, а сколько желтых рыбок? (Дети предлагают свои варианты. В ходе обсуждения на доске появляется наглядное изображение случаев состава числа 5).

– Положите 1 желтый квадратик. Добавьте столько зеленых квадратиков, чтобы всего получилось 5 квадратиков. Сколько добавили? (4)

-Сколько теперь положим желтых квадратов? (2) А сколько зеленых? (3) и т.д.

Жили – были два пингвина, (хлопки)

Хорошо и дружно жили, (ладошка «моет» ладошку)

Как – то утром на рыбалку (хлопки)

Зашагали вперевалку, (ладошки «шагают» по столу)

Наловили много рыбы, (вращение кистей рук к себе)

И еще поймать могли бы. (вращение кистей рук от себя)

Съели дружно все до крошки (хлопки)

Кроме маленькой рыбешки. (удары по столу)

Решить примеры в тетрадях:

4+1=

5-1=

3+2=

5-2=

– Наши пингвины очень любят играть с разноцветными льдинками. Такие льдинки нарисованы у вас в тетрадях. Каких льдинок не хватает?

– Соедините точки по порядку, у вас получится рисунок.

                     3

1         2                   4        5

        7                          6

– Что получилось? (кораблик) Этот кораблик останется вам на память о нашем путешествии. Нам пора возвращаться домой.

Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие? Вы молодцы, хорошо сегодня работали, справились со всеми заданиями. Мы с вами сегодня и посчитали, и сравнили числа, и ловили рыбок разными способами. спасибо всем за занятие. До свидания.

Урок по математике Отличное число. Состав числа 5

Муниципальное образовательное учреждение

« Шатковская ОШ»

УРОК МАТЕМАТИКИ

1 КЛАСС

Тема урока: « Отличное число. Состав числа 5»

Разработала: учитель начальных классов

Орешкина Наталья Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта « Планета

знаний», образовательной системы « Планета знаний», по учебнику

« Математика» 1 класс, часть 1 авт. М.И. Башмакова, М.Г Нефедовой.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Урок по теме: « Отличное число. Состав числа 5» проводится пятым в

разделе « Учимся складывать и вычитать»

На уроке использованы технологии проблемного обучения, технология

перспективно – опережающего обучения, игровые технологии.

Методы: элементы деятельностного метода, исследовательского,

проблемного изложения, репродуктивного, наблюдения, самоконтроля,

самооценки.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах,

самостоятельная, работа с книгой, индивидуальная дифференцированная

работа ( задания по выбору), практическая работа.

ТЕМА: « ОТЛИЧНОЕ ЧИСЛО. СОСТАВ ЧИСЛА 5»

Дидактическая цель:

– познакомить с составом числа 5 из двух слагаемых;

– формировать умение выполнять сложение чисел на основе знания

состава числа 5;

– пропедевтика переместительного свойства сложения;

– пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел;

– закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счета

в изученном концентре;

– воспитание интереса к научной деятельности, трудолюбия, уважения к

ученым- исследователям;

Планируемые результаты:

Личностные УУД: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание, оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез, как составление целого из частей, сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, вступать в диалог; уметь оформлять свои мысли в устной речи; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка своих действий.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учащихся: учебник « Математика» часть 1, тетрадь №1, раздаточный материал ( геометрические фигуры), сигнальные карточки;

Учителя: проектор, компьютер, презентация, диск электронного учебника.

ХОД УРОКА

Этапы урока, содержание учебного материала

УУД

Организационный

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок!

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

– Ребята! Создадим хорошее дружелюбное настроение.

– Пожелаем удачи друг другу

( хлопки в ладони друг друга с соседом по парте)

Девиз урока: « С малой удачи начинается большой успех» Слайд 2

Личностные

Коммуникативные

Актуализация знаний ( подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока)

Урок будет посвящен открытию нового знания

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

(« Что я не знаю?», « Сам найду способ»)

– Ребята! Сегодня у нас урок – исследование.

– А что такое исследование? ( Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, « идти по следу»)

– Итак, мы, как настоящие ученые – математики должны

заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

– Сначала мы повторим состав чисел 2,3,4; поработаем с геометрическим материалом, затем познакомимся с составом следующего числа.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

– За работу! Первый этап работы « Разминка для ума»

1) Работа с отрезком натурального ряда чисел.

Игра « Помоги числам занять свои места » Какие карточки перевернуты?

-Назови числа в порядке уменьшения.

– Назовите числа, которые больше 9.

– Назовите числа, которые меньше 3.

– Какое число имеет соседей числа 4 и 6? ( 5) Слайд 3

2)Работа с составом чисел до 4-х.Игра « Распредели числа в домики» Слайды 4.5,6.

– С составом следующего числа мы знакомы? ( нет)

3) Работа с раздаточным геометрическим материалом

Приложение

– Возьмите геометрические фигуры.

– Назовите их.

– Какие задания мы можем выполнить с ними? ( Мы их можем объединить по цвету, размеру, по форме)

– Выполните.

– На какие две группы мы разделим по форме?

( Треугольники и круги)

– Сколько треугольников? (2)

– Сколько кругов? (3)

– Сколько всего фигур? (5)

– На какие две группы мы разделим по размеру? ( Большие и маленькие)

– Сколько больших фигур? (1)

– Сколько маленьких? ( 4)

Сколько всего? (5)

– На какие две группы мы разделим по цвету? ( Синие икрасные)

– Сколько красных? (4)

-Сколько синих? (1)

– Сколько всего? (5)

– С каким числом мы встретились при выполнении этого задания? ( С числом 5)

Сформулируйте тему урока.( Число 5 . Состав числа 5)

– Чем отличается число от цифры? ( Число обозначает количество предметов. Цифра – знак для записи числа)

– Прежде, чем перейти к следующему этапу нашего действия, отдохнем.

7. Закрепление и обобщение знаний

Исследование продолжается. Следующий этап

« Закрепление и обобщение знаний»

Самостоятельная работа № 4 с. 46 в тетради

Взаимопроверка в парах. Повторяем правила дружной работы.

Говорить так, чтобы тебя слышал только твой сосед.

Быть вежливым и терпеливым.

Уметь договориться об очередности.

Рабочее место содержи в порядке.

Поблагодари партнера за совместную работу.

( Поощрять те пары, которые доброжелательны)

Результаты проверки показывают сигнальными карточками.

– Молодцы! Все сделали без ошибок.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

2) Задание №1 в тетради с объяснением.

В букете синие и желтые цветы. Сколько может быть синих и сколько желтых цветов. Раскрась рисунки и запиши числа.

Познавательные

Коммуникативные

8. Вариативная часть урока

Задания по выбору. Индивидуальная дифференцированная работа в учебнике с.79 № 6

Решение и самопроверка на Слайдах 8, 9

Регулятивные

9. Подведение итогов. Рефлексия.

– Мы подошли к последнему этапу исследования.

– Состав какого числа мы сегодня изучили? ( 5)

Какие суммы мы можем составить, опираясь на знание состава числа?

– Попробуйте составить разности, опираясь на знание состава числа 5. ( 5 – это 4 и 1, поэтому 5- 4= 1 и 5- 1 =4; 5 –это 2 и 3, поэтому 5 – 2 = 3, 5 – 3 = 2)

– Молодцы!

– Скажите, ребята, исследование – это полезно или бесполезно?

– Исследование – это интересно или скучно?

– Как вы думаете, трудно быть математиком – исследователем и почему? ( Беседа: уважение к ученым – исследователям)

– Какое число мы исследовали?

– ПОСМОТРИТЕ НА ЦИФРУ 5. НАЛИТАЯ, СИМПАТИЧНАЯ, ЦИФРА САМАЯ ОТЛИЧНАЯ!

Ученик

Сколько пальцев на руке

И копеек в пятаке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Лопастей у листьев клена

И углов у бастиона

Про все это рассказать

Нам поможет цифра … ( пять)

Оцените свою деятельность на уроке. Сигнальными карточками показываем.

– Кому на уроке все было понятно? ( +)

– Что на уроке, вам показалось самым интересным?

-У кого были трудности? (?)

– Какое настроение у вас ? ( сигнальные карточки)

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! МОЛОДЦЫ!

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.

1-4классы. Учебно- методический комплект « Планета знаний»: русский язык,

литературное чтение, математика, окружающий мир: – М.: АСТ: Астрель,

2011

М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Математика. 1 класс. Учебник. 1 часть – М., АСТ, Астрель, 2011

М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М., АСТ, Астрель, 2011.

Тема. Состав числа 5. | План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:

Тема. Состав числа 5.

Цели урока: показать учащимся, как можно получить число 5; учить детей различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными терминами; продолжать работу по соотнесению числа с соответствующей цифрой.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Повторение пройденного о числах 1–5. Соотнесение чисел с цифрами, их обозначающими.

1. Выполнение задания.

– Соедините рисунок с цифрой, показывающей число предметов.

– Какая цифра написана? (5.)

– Обведите по контурам и закрасьте такое число треугольников, которое соответствует записанной цифре.

– Запишите в столбик следующие цифры: 4, 2, 3, 1.

– Около цифры 4 нарисуйте такое количество яблок, которое соответствует записанной цифре.  

– Около цифры 2 нарисуйте соответствующее число грибов.

– Около цифры 3 – соответствующее число слив.

– Около цифры 1 – соответствующее число морковок.

Физкультминутка.

III. Изучение нового материала.

1. Формирование восприятия состава числа 5.

Работу можно провести по рисунку 1 (стр. 36 учебника, часть 1) или с использованием наборного полотна.

– Рассмотрите внимательно рисунок.

– Что заметили? (На двух лавочках сидят пять девочек.)

– Как девочки расположились на лавочках? (Сначала на одной лавочке сидели четыре девочки, а на другой – одна девочка.)

– Потом на одной лавочке осталось три девочки, а на другой стало – две. 

– Потом на первой лавочке осталось сидеть две девочки, а на второй стало три девочки.

– Затем ещё одна девочка пересела на вторую лавочку, и на первой лавочке осталась одна девочка, а на второй их стало четыре. 

– Посмотрите на записи, сделанные на доске.

– Пользуясь записями, расскажите, как можно получить число 5.

Пять – это четыре и один.

Пять – это три и два.

Пять – это два и три.

Пять – это один и четыре.

2. Упражнение в получении числа 5 разными способами.

*Игра «Заселяем домик».

Можно использовать «домик», помещённый на полях учебника (стр. 36, часть 1), но лучше, чтобы «домик» был на доске и дети «заселяли» его магнитными цифрами.

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний учащихся о составе числа 5.

1. Подготовка к восприятию темы «Связь сложения и вычитания».

– Рассмотрите рисунок в задании 2 (стр. 34 учебника, часть 1).

– Что хотите сказать? (С помощью бусинок показан состав числа 5.) 

– Запишите на доске или на наборном полотне: 4 + 1 = 5.

– Если от 5 бусинок убрать одну, сколько бусинок останется? (Четыре). 5 – 1 = 4.  

– Посмотрите на запись:

                                                               4 + 1 = 5                 5 – 1 = 4

3 + 2 = 5                 5 – 2 = 3

2 + 3 = 5                 5 – 3 = 2

1 + 4 = 5                 5 – 4 = 1

– Какой вывод можно сделать?

В заключение урока учащиеся выполняют задание 1 (стр. 37  учебника, часть 1): сравнивают числа (устно). Задание выполняется фронтально.

V. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чему научились?

– Оцените свою работу.

У р о к 21. СОСТАВ ЧИСЛА 5 | Поурочные планы по математике 1 класс

У р о к 21. СОСТАВ ЧИСЛА 5