В месяц что должен уметь новорожденный: Ребенку 1 месяц: что умеет, развитие, вес, режим дня, уход за малышом
Что должен уметь малыш в 1 месяц – что умеет ребенок в 1 месяц развитие
За первый месяц жизни малыш меняется: набирает в весе около 700 гр., прибавляет несколько сантиметров в росте, грудная клетка и голова увеличиваются в объеме. За то, что должен уметь ребенок в 1 месяц, пока отвечают инстинкты и рефлексы, однако развитие навыков движется полным ходом.
Что должны уметь месячные груднички
Развитие каждого ребенка индивидуально, однако наличие некоторых умений к этому возрасту обязательно. Среди них несколько способностей.
- Держать голову. Заметнее всего этот навык во время лежания на животе. Лицо ребенка не утыкается в пеленку, голова слегка приподнята. В таком положении малыш может находиться несколько секунд.
- Узнавать маму. Когда она берет его на руки и говорит с ним, малыш успокаивается, затихает и перестает плакать.
- Смотреть на предмет или неподвижного человека. Первая фиксация взгляда длится секунду, но с каждым днем становится все увереннее. Ближе к двум месяцам малыш уже уверенно следит за хождением мамы по комнате и двигающимися игрушками.
- Произносить горловые звуки, похожие на бульканье. Это начало гуления, когда грудничок впервые осознанно испытывает речевой аппарат. И пока до первых слов еще далеко, первые попытки происходят уже в месячном возрасте.
- Прислушиваться к звукам. Реакция становится более осознанной, малыш реже пугается резких звуков, различает интонации речи. Мамин голос успокаивает грудничка, а голоса незнакомцев пугают и настораживают.
- Улыбаться. До месяца улыбка ребенка неосознанна, и в основном ее было заметно только во сне. Теперь он может улыбаться маме и папе в ответ на улыбку или ласковые слова.
- Реагировать на прикосновения. Когда малыша касается близкий человек, он радуется и даже прекращает плакать. Однако прикосновения незнакомца могут сильно испугать его. Поэтому давать ребенка чужим людям в руки пока не рекомендуется.
- Просыпаться и есть в одно и то же время. В этом возрасте у детей уже формируется режим дня. Мама может корректировать его, но делать это необходимо очень мягко, без стресса для ребенка.
- Спокойно лежать. Мышечный гипертонус в это время спадает, и большинство детей уже умеют расслабленно лежать. Некоторые больше не нуждаются в пеленании во время сна.
- Кричать и плакать. Месячный малыш плачет порядка трех часов в сутки. Это считается нормой, так как именно этим способом он может сообщить маме о проблемах. Плач различается в зависимости от раздражающего фактора — голода, грязного подгузника, желания побывать на руках, поспать и т.д.
от 590 ₽ 354 ₽
68 см / 4-6 мес
Комбинезон на кнопкахот 1190 ₽ 536 ₽
62-86 см / 2-18 мес
Ползункиот 490 ₽ 245 ₽
56-86 см / 1-18 мес
Рефлексы малыша к одному месяцу жизни
К 1 месяцу рефлексы новорожденных не угасают, и при определенных манипуляциях тело ребенка реагирует. Это не всегда нравится малышу, но стимуляция которых рефлексов помогает развитию мышц и нервной системы. В этом возрасте остаются восемь рефлексов.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладони ребенка, он ухватит ее и крепко сожмет.
- Поисковый. При прикосновении к левой щеке новорожденный поворачивает голову влево, при касании правой — вправо. Если коснуться подбородка, он опустит голову. Этот рефлекс помогает отыскивать грудь или бутылку с питанием.
- Сосательный, если обвести кончиком пальца вокруг рта малыша, он начнет сосать его, как соску. Сосательный рефлекс тоже помогает ребенку находить пищу.
- Рефлекс Моро. Он срабатывает, если хлопнуть по поверхности, на которой лежит грудничок, в 20-25 сантиметрах от его головы с обеих сторон. Младенец разведет руки и сразу прижмет к себе, как будто обнимает маленький предмет. Примерно также он сделает, если резко убрать одну из рук, которая его поддерживает.
- Рефлекс Бабинского. Пальцы ног ребенка расходятся веером, если погладить свод стопы с внешней стороны. При этом сама стопа немного отводится в сторону.
- Рефлекс Бабкина. Малыш поворачивает голову и открывает рот при надавливании на бугор ладони сразу под большим пальцем. Если нажать на правую ладонь, он поворачивается вправо, если на левую, то влево.
- Рефлекторное ползание. Малыша кладут на живот, поджимают его ноги и кладут на подошвы ладонь. Опираясь на них, он оттолкнется и проползет несколько сантиметров.
- Автоматическая походка. Ребенка держат за подмышки вертикально так, чтобы ногами он опирался на стол или пол. Когда его слегка наклоняются вперед, младенец перебирает ногами, делая шаги.
Что должно насторожить маму
Обратиться к педиатру и неврологу необходимо в ситуациях, когда малыш не умеет:
- держать голову в положении на животе;
- кричать;
- реагировать на свет, прикосновения и звуки;
- улыбаться;
- фокусировать взгляд.
Особое внимание врачей требуется детям, рефлексы которых угасли до срока или не проявились вовсе. Это может свидетельствовать о серьезных поражениях центральной нервной системы, требующих немедленного лечения. В большинстве случаев педиатры обнаруживают этот дефект сами — в роддоме или на плановом осмотре.
Распорядок дня месячного ребенка
Сон месячного грудничка длится 16-20 часов в сутки. Большинство детей спят беспокойно и просыпаются через каждые 2-4 часа. Возможные причины пробуждений во время ночного и дневного сна указаны в таблице.
Причина пробуждения | Что делать |
Голод | Груднички в этом возрасте всегда просыпаются на ночные кормления. Дайте ребенку бутылочку или грудь, и он мирно заснет снова. |
Колики | Подержите грудничка вертикально 5-7 минут, положите на спину и помассируйте животик круговыми движениями. |
Мокрый подгузник | Снимите подгузник, подмойте ребенка под теплой проточной водой и наденьте на него чистый памперс. |
Изменение звукового фона | Груднички просыпаются не только от появления звуков, но и от их резкого прекращения. Включите тихую музыку или радио в комнате малыша, чтобы шум с улицы не мешал ему спать. Постарайтесь сделать так, чтобы музыка не прекратилась в течение всей ночи. |
Движения конечностей | Пеленайте малыша на время сна. |
Холод | Пеленайте или прикрепляйте его одеяло безопасными прищепками к матрасу. |
Режим кормления определяется индивидуально. У детей на грудном вскармливании количество кормлений в день может доходить до 10-12. Особенно это заметно, когда у мамы немного молока, и ребенку приходится питаться дробно. Искусственники едят в среднем раз в три часа, что составляет 8 кормлений в день. В любом случае недостатка в пище грудничок не испытывает, так как отлично умеет заявлять о голоде.
Режим прогулок непостоянен и зависит от погоды. В теплое время года, при отсутствии сильной жары и дождя, гулять можно два часа в день и больше. В холодный сезон месячному ребенку достаточно дышать свежим воздухом 10-15 минут. В дождь и сильный мороз прогулки лучше исключить, заменив сном при открытой форточке в теплой одежде и пребыванием на балконе несколько минут в сутки.
Как развивать малыша в месяц
Если малыш не хочет держать голову, простимулируйте этот навык. Положите его на живот и медленно приподнимайте. Внимательно следите за головой, если она не поднимается вместе с телом, опустите ребенка на поверхность. Большинство детей приподнимают голову, чтобы осмотреться с новой позиции.
С 1 месяца можно закаливать ребенка и укреплять его мышечную систему. Для этого ежедневно проводите такие процедуры:
- Оставьте малыша на 2-3 минуты в легкой распашонке или разденьте полностью и прикройте тонкой пеленкой.
- Делайте поглаживающие движения по его рукам и ногам, животу и груди.
Постепенно увеличивайте время массажа до 5-7, затем до 10-15 минут.
Что нужно для комфортного развития
У детей до года терморегуляционная система работает плохо — малыши сильно потеют и нуждаются в частых сменах одежды. Купить вещи для мальчиков и девочек можно, не выходя из дома в удобное время суток. Интернет-магазин Loloclo предлагает одежду для самых маленьких с доставкой по Москве, Подмосковью и городам России. В ассортименте – ползунки, рубашки, футболки, боди и многое другое. Все вещи соответствуют стандартам качества.
2 месяц →
Развитие малыша в 1 месяц
Структура статьи
Что же умеет ребенок в этом возрасте?
Согласно современным рекомендации ААП (Американской академии педиатрии), наиболее подходящим и безопасным для малыша является положение на спине во время сна, которое снижает риск СВСН (синдрома внезапной смерти новорожденных).
Диета мамы при грудном вскармливании должна быть разнообразной и вкусной, содержать молочные продукты, мясо, фрукты и овощи, больше жидкости.
Физиологическая желтуха новорожденных
Появляется с 2–3-го дня жизни (лицо, туловище) и должна уменьшиться и постепенно исчезнуть до 10–14-го дня, если малыш родился в срок. Общее состояние малыша при этом не нарушено, он активно сосет грудь и хорошо набирает вес. Однако следует обратиться к педиатру, если малыш вялый, плохо набирает массу тела, желтуха распространяется на ручки и ножки, интенсивность окраски увеличивается, моча приобретает насыщенный цвет, а кал светлеет.
Плач ребенка
Является единственным способом общения с вами, поэтому мама очень быстро начинает понимать, что означают разные интонации, интенсивность и продолжительность. Таким образом, если нет видимых причин (голод, жара или холод, мокрая или неудобная одежда, полный подгузник), однообразный, громкий, продолжительный плач, возможно, сопровождаемый рвотой, должен насторожить и стать поводом для немедленного обращения к врачу.
Колики
Таким плач может быть при коликах. Что же это такое? Итак, колики — это тоже транзиторная (преходящая) функциональная реакция пищеварительной системы малыша, незрелость которой приводит к повышенному газообразованию и спазму кишечника. Это сопровождается сильным плачем малыша, напряжением живота, как правило, примерно в одни и те же часы вечером, начиная с трехнедельного возраста.
Следует знать, что колики не угрожают здоровью малыша (разве что спокойствию родителей), исчезают по мере созревания пищеварительной системы (в среднем до трехмесячного возраста или раньше). Помогут малышу пережить этот период ваши любовь и терпение: носите ребенка на руках — тепло вашего тела поможет успокоиться и снять спазм кишечника, положите малышу теплую пеленку. Лекарства следует использовать только по назначению врача.
Покраснение
В первые две-три недели на коже малыша могут быть покраснения (так называемая транзиторная эритема), шелушение, высыпания преимущественно на коже лица — акне или милиа (закупорка сальных желез) новорожденных. Если изменения на коже не вызывают беспокойства малыша, он хорошо набирает вес, имеет нормальную температуру тела, сохранен сон — волноваться нет оснований.
Затрудненное дыхание
Может быть глубокий вдох с медленным выдохом, «тяжелое» дыхание — в первые 5 дней. Но хрипы, свисты, очень частое или наоборот редкое дыхание (норма 30–60 дыхательных движений в минуту), длительные остановки дыхания (10–20 с) требуют обращения к врачу.
Половой криз
Родителей может испугать своими проявлениями такое преходящее функциональное состояние, как половой криз. Он обусловлен действием эстрогенов — гормонов, которые ребенок получает от мамы перед родами. Проявления этого кризиса максимально развиваются на 7–8-й день и окончательно проходят в течение 2–3 недель. Набухание молочных желез, возможное у обоих полов на 7–8-й день, проходит к концу 1-го месяца жизни. Могут наблюдаться повышение пигментации наружных половых органов, выделения из влагалища у девочек.
Температура тела
Температура тела новорожденного находится в пределах 36,5–37,5 °С. Малыш имеет несовершенную терморегуляцию, поэтому легко переохлаждается или перегревается. Именно поэтому следует следить за температурой в комнате — 22 °С (доношенные), 24 °С (недоношенные, дети с малым весом) — и обязательно увлажнять воздух.
Потеря веса
Физиологическая потеря массы тела за первые 10 дней — 10% массы при рождении (потеря жидкости с испарением с поверхности тела, отхождение мекония). Что делать? Продолжать адекватное грудное вскармливание, то есть по требованию.
Рефлексы малыша
Рефлексы малыша должны быть симметричными, то есть одинаковыми справа и слева. Они постепенно исчезают к 3–4 месяцам. Наличие этих рефлексов, их симметричность и своевременное постепенное исчезновение являются важными признаками соответствующего развития нервной системы ребенка.
Развитие малыша происходит постоянно: физическое – прогулки, гимнастика, массаж; эмоциональное – ношение на руках, грудное вскармливание, реакция на плач; сенсорное – общение, купание, массаж. Наверняка вы заметили, как все взаимосвязано.
Источники
Назад к разделу ПродолжитьПопулярные
публикации
Вехи развития ребенка | March of Dimes
В течение первого года жизни ваш малыш будет расти и развиваться с невероятной скоростью.
Ее вес удвоится к 5-6 месяцам и утроится к ее первому дню рождения. И она постоянно учится.
Основные достижения, называемые вехами развития, включают переворачивание, сидение, стояние и, возможно, ходьбу. И ваше сердце, скорее всего, растает при звуке ее первого «мама» или «папа».
Нет двух одинаковых младенцев. Ваш ребенок будет развиваться в своем собственном темпе. Большинство детей достигают определенных вех в одинаковом возрасте. Тем не менее, здоровый, «нормальный» ребенок нередко отстает в одних областях или опережает в других.
Следующие вехи являются только рекомендациями. Лечащий врач вашего ребенка будет оценивать развитие вашего ребенка при каждом визите для осмотра ребенка. Помните: всегда говорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вы считаете, что ваш ребенок отстает в развитии.
Если ваш ребенок родился преждевременно (до 37 недель беременности), вам нужно немного по-другому взглянуть на основные этапы. Ожидается, что возраст, в котором ваш ребенок достигнет различных этапов, зависит от даты родов, а не от дня его рождения. Таким образом, если ваш ребенок родился на два месяца раньше срока, он, скорее всего, достигнет вех на два месяца позже, чем предсказывают приведенные ниже рекомендации.
К концу первого месяца жизни большинство младенцев:
- Делают резкие, дрожащие движения руками
- Поднести руки к лицу
- Держите руки в кулаках
- Движения головой из стороны в сторону, лежа на животе
- Фокусировка на объектах на расстоянии от 8 до 12 дюймов
- Предпочитать человеческие лица другим формам
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные рисунки
- Очень хорошо слышу
- Распознавать некоторые звуки, включая голоса родителей
К концу третьего месяца жизни большинство младенцев:
- Поднимать голову и грудь в положении лежа на животе
- Поддержка верхней части туловища руками в положении лежа на животе
- Вытянуть ноги и ударить ногой, лежа на животе или на спине
- Нажимайте на ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Открыть и закрыть руки
- Поднести руки ко рту
- Игрушки для захвата и рукопожатия
- Следить глазами за движущимся объектом
- Циферблаты близко
- Узнавать знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начать использовать руки и глаза в координации
- Начать лепетать и имитировать некоторые звуки
- Улыбнись под звуки голосов родителей
- Наслаждайтесь игрой с другими людьми
- Может плакать, когда игра останавливается
К концу седьмого месяца большинство младенцев:
- Переворачиваются в обе стороны (животом на спину и спиной на живот)
- Сядьте
- Дотянуться рукой до предмета
- Перекладывать предметы из одной руки в другую
- Удерживать весь вес на ногах в вертикальном положении
- Развитие полноцветного зрения и зрелого зрения вдаль
- Используйте голос, чтобы выразить радость и неудовольствие
- Ответить на свое имя
- Цепочки лепетов согласных (ба-ба-ба-ба)
- Различать эмоции по тону голоса
- Исследуйте объекты руками и ртом
- Борьба за предметы, которые находятся вне досягаемости
- Наслаждайтесь игрой в прятки
- Проявите интерес к зеркальным изображениям
К своему первому дню рождения большинство детей:
- Сидят без посторонней помощи
- Встаньте на четвереньки
- Сканирование
- Подтянуться, чтобы встать
- Прогулка, держась за мебель, и, возможно, несколько шагов без опоры
- Используйте пинцетный захват (большой и указательный пальцы)
- Скажи «папа» и «мама»
- Используйте восклицательные знаки, такие как «о-о-о!»
- Попробуйте имитировать слова
- Отвечать на «нет» и простые словесные просьбы
- Используйте простые жесты, например, покачивайте головой «нет» и машите рукой на прощание
- Исследуйте объекты различными способами (встряхивание, удары, бросание, падение)
- Начать правильно пользоваться предметами (пить из чашки, расчесывать волосы)
- Легко найти спрятанные предметы
- Посмотрите на правильное изображение, когда изображение названо
К своему второму дню рождения большинство детей:
- Ходить в одиночестве
- Тянуть игрушки за собой во время ходьбы
- Переносить большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
- Начать работу
- Удар по мячу
- Залезать на мебель и слезать с нее без посторонней помощи
- Ходить вверх и вниз по лестнице, держась за опору
- Каракули карандашом
- Построить башню из четырех или более блоков
- Узнавать имена знакомых людей, предметов и частей тела
- Сказать несколько отдельных слов (в возрасте от 15 до 18 месяцев)
- Использование простых фраз (в возрасте от 18 до 24 месяцев)
- Используйте предложения из двух-четырех слов («хочу перекусить»)
- Следуйте простым инструкциям
- Начать сортировать предметы по форме и цвету
- Начать играть понарошку
- Имитировать поведение других
- Показать растущую независимость
Обучение, игра и ваш новорожденный (для родителей)
en español: Aprendizaje, juego y su recién nacido
Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
Игра — это основной способ, с помощью которого младенцы учатся двигаться, общаться, общаться и понимать свое окружение. В течение первого месяца жизни ваш ребенок будет учиться, общаясь с вами.
Первое, чему научится ваш ребенок, — это ассоциировать вас с удовлетворением его потребностей. Итак, ощущение вашего прикосновения, звук вашего голоса и вид вашего лица начнут означать питание, тепло и комфорт.
Даже в этом юном возрасте дети готовы познавать окружающий мир. Ваш новорожденный любит смотреть на ваше лицо. Новорожденные могут распознавать голос родителей (или другие интересные звуки) и реагировать на них, выглядя бдительным и становясь менее активными. Младенцы могут пытаться выяснить, откуда исходит звук, оглядываясь по сторонам.
Когда мой ребенок готов играть и учиться?В течение первого месяца жизни ваш новорожденный будет проводить большую часть дня во сне или казаться сонным. В течение следующих нескольких недель или месяцев ваш ребенок начнет бодрствовать и бодрствовать в течение более длительных периодов времени. Вы научитесь распознавать, когда ваш ребенок готов учиться и играть:
- Тихий и бдительный ребенок будет внимательным, отзывчивым и заинтересованным в своем окружении. Поощряйте обучение улыбками, успокаивающими звуками и нежными ласками.
- Ребенок, который бодрствует, но активен (извивается, машет руками или пинает ножками) или суетится, в меньшей степени способен сосредоточиться на вас. Ребенок может казаться расстроенным или плакать, когда вы пытаетесь привлечь его внимание. Это признаки того, что ваш ребенок может проголодаться, устать или перевозбудиться.
Ухаживая за новорожденным, разговаривайте, улыбайтесь и взаимодействуйте с ним. Будьте внимательны и реагируйте на сигналы вашего ребенка. Например, понаблюдайте, как ваш ребенок двигается или начинает издавать звуки в ответ, когда вы говорите. По очереди «разговаривайте» друг с другом. Так ваш ребенок учится общаться.
В первые несколько недель вы, возможно, захотите ввести несколько простых, соответствующих возрасту игрушек, которые воздействуют на органы зрения, слуха и осязания, например:
- погремушки
- Текстурированные игрушки
- музыкальные игрушки
- небьющиеся зеркала для детской кроватки
Выбирайте игрушки и мобильные телефоны контрастных цветов и рисунков. Сильные контрасты (например, красный, белый и черный), кривые и симметрия стимулируют развитие зрения младенца. По мере того, как зрение улучшается, и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут больше взаимодействовать с окружающей средой.
Как я могу помочь своему новорожденному играть?Вот еще несколько идей, как побудить вашего новорожденного учиться и играть:
- Улыбайтесь, высуньте язык и произносите другие выражения, чтобы ваш ребенок учился, учился и подражал.
- Используйте любимую игрушку новорожденного, чтобы сосредоточиться на ней и следить за ней, или встряхните погремушку, чтобы малыш нашел ее.
- Пусть ваш ребенок некоторое время бодрствует, лежа на животе, чтобы укрепить шею и плечи. Всегда контролируйте своего ребенка, когда он «лежит на животе», и будьте готовы помочь, если он устанет или расстроится в этом положении. Никогда не укладывайте ребенка спать на живот — дети должны спать на спине, чтобы снизить риск СВДС (синдрома внезапной детской смерти).
- Разговаривайте и читайте своему малышу.
- Включите успокаивающую музыку и держите ребенка на руках, мягко покачивая в такт музыке.
- Выберите успокаивающую песенку или колыбельную и почаще пойте ее малышу. Знакомые звуки и слова будут иметь успокаивающий эффект, особенно в суетливые времена.
Существует широкий диапазон нормального развития, поэтому некоторые дети могут овладеть навыками раньше или позже, чем другие.