Разное

Твердый согласный и мягкий: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Твердые и мягкие согласные перед гласными «О-Е» в словах и сочетаниях

Цели занятия.

Образовательные.

  • Закреплять знания детей о гласных звуках и буквах.

  • Учить дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы перед гласными О-Ё в словах и словосочетаниях.

  • Развитие навыка программирования и лексико-грамматического оформления в самостоятельной речи.

Коррекционные.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

  • Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Развитие навыка звукобуквенного анализа.

  • Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы.

  • Активизация и расширение словарного запаса.

  • Развитие графомоторных навыков.

  • Развитие психологической базы речи:

— активизация мыслительной деятельности;
— развитие зрительной памяти, восприятия;
— развитие слуховой памяти и внимания.

Воспитательные:

  • Формирование учебно-познавательной деятельности.

  • Воспитание навыка самоконтроля за устной и письменной речью.

  • Развитие навыка самооценки.

  • Развитие умения оценивать работу своих одноклассников.

Этапы работы (деятельность учителя)

I. Орг. момент

1. Речёвка (проводит учащийся):

“Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем проговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно”.

2. Артикуляционная гимнастика: “Окошко”, “Качели”, “Часики”, “Варенье”, “Дудочка – Улыбка – Заборчик”, “Иголочка”, “Чашечка”.

3. Развитие мелкой моторики:

— мячики-ёжики;

— “Ладошки”;

— “Крючки”;

— “Здоровый пальчик”.

II. Основная часть

1. Работа по карточкам. Повторение пройденного материала.

2. Сообщение темы занятия:

— Обратите внимание на картинки (ёжик, обруч, ёлка, Оля).

Определите первую букву в названии картинок и запишите под каждой картинкой.

— Правильно. Скажите, о каких гласных мы будем говорить на занятии?

— Тема занятия будет звучать так: “Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о – ё”.

3. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Игра с мячом “Скажи правильно”

— Я называю слог с твёрдым согласным, а вы меняете на слог с мягким согласным: по, ло, ко и т.д.

4. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха. Дифференциация мягкий и твёрдых согласных в словах. Активизация и расширение словарного запаса. Развитие смыслоразличительной функции фонематической системы. Развитие навыков ЗБА.

Игра с мячом “Поменяй слово”

— Слушаем слово и меняем первый твёрдый согласный звук на первый мягкий согласный звук: нос-нёс, воз-вёз, вол-вёл (с ответом дети объясняют значение слов).

— Слова по значению разные, а звучат почти одинаково. Возьмём звуковые схемы и разберём первую пару слов: нос-нёс. А теперь напишем над схемами буквы. Смотрите, в слове “нос” — первая буква Н, и в слове “нёс” — тоже первая буква Н, но слова получились разные. Что нам делать?

— Делаем вывод – гласная буква О указывает на твёрдый предыдущий согласный, а гласная буква Ё указывает на мягкий предыдущий согласный (открыть на доске заранее приготовленные схемы-пособия).

5. Физпауза:

Бедный ёжик ёжится,

Всё ему не можется,

Посинела кожица,

Бедный ёжик ёжится.

6. Работа по карточкам. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.

Упражнение “Заполни таблицу правильно”

— Я скажу слово, а вы выделите первый слог и запишите его в нужное окошко таблицы: Сёма, пёс, дорога, лёгкий, роща, борода, тёмный, кошка, вёсла, молоко (ответы уч-ся по выбору логопеда).

— Какая гласная буква из этих слов указывает на твёрдую предыдущую согласную букву? (Ответ уч-ся по руке). Какая гласная буква из этих слов указывает на мягкую предыдущую согласную буквы? (Ответ уч-ся по руке)

Игра “Крестики-нолики” (карточки)

— Заполните таблицу крестиками и ноликами.

Крестиками обозначаем слова с мягкими согласными, т.е. с гласным О. Ноликами обозначаем слова с мягкими согласными, т.е. с гласным Ё (логопед произносит слова-дети заполняют таблицу): дом, ком, мёд, нос, нёс, лёд, лот, рот, пёс (проверка у доски, каждому по три слова).

7. Работа в альбоме. Написание букв О-Ё в словах. (Мазанова Е.В., альбом №1, стр. 9, задание 4 )

8. Работа в альбоме. Написание и дифференциация гласных О-Ё в словах. (Мазанова Е.В.,альбом №1, стр.10, задание 6)

9. Физ. минутка “Ёлочка” — по показу учащегося.

10. Работа на доске по карточке.

Упражнение “Найди и соедини правильно”

Упражнение “Исправь ошибки”

III. Итог

— Назовите тему нашего занятия.

— Какая гласная указывает на твёрдый предыдущий согласный?

— Какая гласная указывает на мягкий предыдущий согласный?

— Какое задание вам понравилось?

— Какое задание было самым трудным?

— Мы со всеми заданиями справились?

— Кто из вас отвечал лучше?

— Какую бы вы себе поставили оценку?

— Молодцы! Вы все справились с заданиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *