Твердый или мягкий звук н: Урок обучения грамоте. Звуки [н], [н’], согласная буква Н. С.Маршак. “Цирк”
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) “Буква Н, звук [н], [н’]”. 1 класс УМК Школа России
Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Цели: познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н’]. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке. Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.
Ход урока.
1) Организационный момент.
2) Фонетическая зарядка.
– Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)
3) Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [н] и букве Н. (Показывает на «ленте букв».)
4) Усвоение новых знаний.
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] и [н’] (учебник, с. 41). (работа с картинками барабан и конь)
– Рассмотрите схему слова барабан.
– Произнесите все слово. Выделите последний звук.
– Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
– Рассмотрите схему слова конь.
– Произнесите все слово. Выделите последний звук.
– Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
– Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы.
Выделите звуки [н] и [н’], сравните их.– В слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н’] – мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).
Дидактическая игра «Твердый – мягкий».
– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку. Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
Знакомство с буквой Н.
– Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).
– На что похожа буква Н?
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко,
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол.
Физкультминутка. (на выбор учителя)
– Рассмотрите слоги.
– Какая первая буква во всех слогах? (Буква Н)
– Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?
– Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо. Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение.
5) Закрепление новых знаний.
Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, с. 40). Дифференцированное задание.
– Как называется стихотворение?
– Как вы понимаете это слово?
– Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.
– Прочитайте стихотворение.
– Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине?
Работа с пословицами (учебник, с. 40).
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»?
Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 40).
– Никита Кожемяка – славный русский богатырь. Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено.
6) Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н′], букве Н н; развивать речь, логическое мышление.
Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога, слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н’]. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке. Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Дидактическая игра «Где звук?».
а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.
б) Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).
Дидактическая игра «Найди лишнее».
На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю – согласную н. Объясняют, почему она лишняя.
3. Развитие практических умений и навыков.
Чтение слогов. (записаны на доске)
Он – но, ан – на, ун – ну, ын – ны.
На, но, ну, ны, ни, ии, иы, ун, ан.
Ан она на ана
Он оно но Ан-на
Ин они ни Ин-на
Ун уну ну Ни-на
Ын ыны ны Ина
Физкультминутка.
4. Закрепление опорных знаний.
Дидактические упражнения (учебник, с. 42).
1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. (Он – карандаш. Оно – ведро. Она – лейка. Они – ножницы)
2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый. Почему? (Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и – на мягкость [н’]).
– Прочитайте предложения, используя рисунки.
3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия. (На столе лежит тетрадь. {На – указание места.) На тетрадь. {На в значении возьми что-то).
Чтение стихотворения Ф. Бобылева (учебник, с. 42). Дифференцированное задание.
Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте букву Н, подчеркните твердый согласный Н синим цветом, мягкий – зеленым.
Физкультминутка.
Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 43).
– Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Все ли изобразил художник?
– Задайте друг другу вопросы по содержанию.
Работа с «лентой букв».
– Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква)
5. Рефлексивно- оценочный.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок.