Разное

Твердый или мягкий звук н: Урок обучения грамоте. Звуки [н], [н’], согласная буква Н. С.Маршак. “Цирк”

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) “Буква Н, звук [н], [н’]”. 1 класс УМК Школа России

Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Цели: познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; развивать речь, логическое мышление.

Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и пауза­ми в соответствии со знаками препинания.

УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н’]. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке. Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.

Ход урока.

1)      Организационный момент.

2)      Фонетическая зарядка.

– Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)

3)      Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [н] и букве Н. (Показывает на «ленте букв».)

4)      Усвоение новых знаний.

Выделение твердо­го и мягкого соглас­ных звуков [н] и [н’] (учебник, с. 41). (работа с картинками барабан и конь)

–       Рассмотрите схему слова ба­рабан.

–       Произнесите все слово. Выде­лите последний звук.

–       Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхае­мый воздух встречает преграду.

–       Рассмотрите схему слова конь.

–       Произнесите все слово. Выде­лите последний звук.

–       Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхае­мый воздух встречает преграду.

–   Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представ­ленные предметы.

Выделите звуки [н] и [н’], сравните их.

–   В слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н’] – мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

Дидактическая иг­ра «Твердый – мяг­кий».

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете си­нюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую кар­точку.   Сон, лень, сосна, встань, нит­ка, книга, Наташа, Дина, Нина.

Знакомство с буквой Н.

– Звуки [н] и [н’] на письме обо­значаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

– На что похожа буква Н?

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко,

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Физкультминутка. (на выбор учителя)

Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения (учеб­ник, с. 41).

–    Рассмотрите слоги.

–    Какая первая буква во всех слогах? (Буква Н)

–        Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мяг­кий согласный. Как же правиль­но определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?

–        Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указы­вают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произ­носить твердо. Гласная  и указывает на мяг­кость предшествующего соглас­ного звука, поэтому слог ни на­до произносить мягко, прочитайте слоги и предложе­ние.

5)      Закрепление новых знаний.

Работа над вырази­тельностью речи. Чтение стихотворе­ния И. Никитина «Русь» (учебник, с. 40). Дифференци­рованное задание.

– Как называется стихотворе­ние?

– Как вы понимаете это слово?

– Русью в давние времена назы­валось государство, в котором жили славянские народы.

– Прочитайте стихотворение.

– Автор в стихотворении выска­зал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине?

Работа с послови­цами (учебник, с. 40).

– Как вы понимаете смысл по­словицы: «Труд кормит, а лень портит»?

Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 40).

– Никита Кожемяка – славный русский богатырь. Рассмотрите картинку. Рас­скажите, что на ней изображено.

6)       Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н′], букве Н н; развивать речь, логическое мышление.

Планируемые результаты: различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога, слияний согласного с гласным в слогах. Читают предложения с интонацией и пауза­ми в соответствии со знаками препинания.

УУД: Р: удерживают цель до получения ее результата. П: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; характеризуют согласные звуки [н], [н’]. К: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке.

Л: осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.

Ход урока:

1.   Организационный момент.

2.    Речевая разминка.

Дидактическая игра «Где звук?».

а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.

б) Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).

Дидактическая игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю – согласную н. Объясняют, почему она лишняя.

3.   Развитие практических умений и навыков.

Чтение слогов. (записаны на доске)

Он – но, ан – на, ун – ну, ын – ны.

На, но, ну, ны, ни, ии, иы, ун, ан.

Ан    она   на    ана

Он    оно   но   Ан-на

Ин    они   ни  Ин-на

Ун    уну   ну  Ни-на

Ын   ыны  ны   Ина

Физкультминутка.

4.   Закрепление опорных знаний.

Дидактические уп­ражнения (учебник, с. 42).

1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нари­сованными предметами. (Он – карандаш. Оно – ведро. Она – лей­ка. Они – ножницы)

2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н  обозначает мягкий звук, а в каких – твер­дый. Почему? (Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указыва­ют на твердость [н], гласный и – на мяг­кость [н’]).

– Прочитайте предложения, ис­пользуя рисунки.

3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия. (На столе лежит тетрадь.

{На – указа­ние места.) На тет­радь. {На в значении возьми что-то).

Чтение стихотво­рения Ф. Бобылева (учебник, с. 42). Дифференцированное за­дание.

Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте букву Н, под­черкните твердый согласный Н синим цветом, мягкий – зеле­ным.

Физкультминутка.

Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным кар­тинкам (учебник, с. 43).

– Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Все ли изобразил ху­дожник?

– Задайте друг другу вопросы по содержанию.

Работа с «лентой букв».

 – Где на «ленте букв» располо­жена буква Н? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бы­вает заглавная и строчная буква)

5.    Рефлексивно- оценочный.

–  Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понрави­лось? Почему?

– Что вызвало затруднение? По­чему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *