Твердые и мягкие гласные и согласные звуки: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Занятие “гласные и согласные звуки” Гласные и согласные буквы задания для дошкольников
Евгения Акопова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки»
Цели занятия :
Закрепить понятие о гласных звуках и буквах ; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой , развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение
Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других;
Ход занятия:
1. Организационный момент
Учащиеся готовятся к уроку.
Логопед задает вопросы : Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т. д.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Физминутка :
Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз) . Хорошо. А теперь немного потанцуем.
Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги.
Поворачиваем круги
и в ладоши хлопаем вот так.
Публикации по теме:
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» – гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Образовательная область: «Коммуникация».Игра: «Гласные – прекрасные» Игра для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Цель: закрепить знаний о шести гласных звуках.
Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки» План-конспект к занятию «Гласные звуки» в подготовительной группе по формированию речи (Развитие звуковой культуры речи) Задачи:.
Тема: “Гласные и согласные звуки”. Игра в слова. Сказка “Куроч ка-Ряба”. цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; “Гласные и согласные звуки”. Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.
Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: “Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка “Курочка – Ряба”. цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.
Тема: Гласные и согласные звуки
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине односложных слов; учить образовывать приставочные глаголы; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:
– У меня синяя… рубашка, черные… брюки, красное… пальто.
2. Артикуляционная гимнастика
«Маляр»
Язычок наш- кисточка, нёбо- потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем- привет!
«Пароход»
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
«Пупь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы-Ы
3. Знакомство с гласными звуками
Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозначить их красным кружком.
«Узнай звук».
Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у…
Логопед просит показать, как дует ветер
«Продолжи слово».
Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а…рбуз, у…тка, о…сень, и...грушки, э…таж, о…блако, у…тюг, э…кскаватор и т.д.
«Отгадай звук».
По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит. ..
4. Знакомство с согласными звуками
Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твердыми и мягкими.
«Наоборот» – по рядам дети называют твердые и мягкие звуки и слоги:
[м], [м”], [п], [п”], [н], [н”], [б], [б”], [в], [в”], [д], [д”], ма-мя, пу-пю, ны-ни, бо-бе, ва-ви, ды-ди…
«Где звук живет?».
Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произносят название, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):
пирамидка, мяч, Незнайка…
волк, баран, матрешка, паровоз…
«Звуковые бусы».
У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.
5. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел. (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
6. Работа в тетради
В тетради у каждого ребенка – контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одновременно рисует в тетради:
К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуговицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом обшить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рисуют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)
Ход урока
I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности .
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока.
II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Повторение изученного
На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд 2.
Давайте с вами вспомним и расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? А чем устная речь отличается от письменной? (Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной . Устная речь – это любая звучащая речь . Устная речь передается звуками, письменная речь – графическими знаками .)
– Приведите примеры устной и письменной речи.
– Из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Послушайте мою речь и определите, что я скажу:
Листья тополя пожелтели .
Что я сказала? (предложение)
А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. Приготовили ладошки, считаем.
– Сколько слов в этом предложении? (3)
– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? А в письменной речи?
– Кто может составить схему этого предложения?
\______ _____ _____ .
Проверяем Слайд 4
– Что вы услышали, когда произносили слова?
– Из чего же они состоят?
Какие бывают звуки? (не знаем)
III. Постановка учебной задачи
Звуковой анализ слова
Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему..
Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.
Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Слайд 5.
Произнесите еще раз это слово – АИСТ. Запишем звуковой состав. На прошлом занятии я вам говорила, что звук обозначаем квадратиком. Но прежде, чем записать схему, посчитаем кол-во звуков. Приготовили пальчики и произносим четко каждый звук.: (схема)
Сколько звуков в слове АИСТ? (4), обведем четыре клеточки.
Какие звуки мы слышим?
Физкульминутка Слайд 6
Прежде чем мы про это узнаем, нам надо немножко отдохнуть и набраться сил. Повторяем движения.
IV. «Открытие» нового знания
1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.
Звуковой анализ. (групповая работа). Слайд 7
1.Итак, отдохнули, продолжаем. Вернемся к нашему слову АИСТ. Хором назовите первый звук в этом слове,
а теперь – последний.
Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? (по-разному)
Давайте понаблюдаем – еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…
Теперь громче, еще громче.
Что происходит со ртом? (открывается)
Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
Получилось?
Почему?
– Нам помогает произносить звуки воздух и голос.
2. – Когда мы говорим звук , воздух проходит свободно, не встречая преград.
А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.
Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.
Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.
Знакомство с согласными звуками.
1 – А теперь произнесите последний звук в слове АИСТ.
Посмотрите ротик в зеркало.
Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?
Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!
Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.
Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.
Физкульминутка
Встаньте. Покажите. Слайд 8
Как ходит курица? А как она кричит? (ко-ко)
Как ходит петух? А как он кричит? (ку-ка-ре-ку)
Как ходит утка? А как она кричит? (Кря! Кря)
Как прыгает лягушка? А как она кричит (ква-ква)
Какая картинка лишняя? Почему? (лягушка не птица)
Какой звук одинаковый вы услышали?
Произнесите его! (К)
Воздух проходит свободно? Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!А как называется этот звук?
V. Первичное закрепление
А, представляете, пока мы с вами разбирали новую тему,Маша провертелась, проиграла, а сейчас не может выполнить задание. Поможете Маше выполнить задание?
1. Игра «Доскажи словечко»
Слайд 9
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Звук получается…
Отгадай
Слайд 10
А какие звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… – змеиный слышен свист.
Шшш… – шуршит опавший лист.
Жжж… – шмели в саду жужжат.
Ррр… – моторы тарахтят.
Так, как отличить гласный звук от согласного? Слайд 11
– Сайд 12 Когда я готовилась к нашему занятию, нашла такую интересную иллюстрацию. Посмотрите. Звуки бегут на перегонки. Какие звуки приходят к финишу первыми?
VI. Включение в систему знаний и повторение.
1.-Устали, отдохнем??? Тогда, встаем.
Игра «Поймай звук» (стоя) Слайд 13
– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, прыгаете и хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.
(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка ). Миша вас проверяет.
2. -Рассмотрите рисунки и схемы к ним. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Слайд 14
На какие группы можно разделить схемы слов?
Какая схема лишняя?
Маша не поняла. Почему?
Проверяем.
III. Рефлкесия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
О чем вы узнали сегодня на занятии?
Возникали у вас затруднения?
Вы смогли их преодолеть?
3.Самооценка
Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.
Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.
Так, кому было интересно на занятии, все понятно, Кто выбирает зеленый кружок – поднимите руку. И т.д.
Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.
Ольга Дмитриева
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки»
Гласные и согласные звуки
Тема : Обобщающее занятие : «Гласные звуки[а] , [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область : «Коммуникация»
Цель :
Обобщение пройденного материала по гласным звукам[а] , [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи :
Образовательные :
Закреплять знания детей о гласных звуках .
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове .
Продолжать учить определять количество слогов в слов
Обучать звуковому анализу слова роза .
Познакомить со слогообразующей функцией слова.
Развивающие :
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы :
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение) .
Наглядный (картинки, слайды презентации) .
Игровой (Д/и «Найди пару» , «Узнай звук » , «Найди звук » , «Чудесный мешочек» ).
Практический (упражнения) .
Наблюдение за работой детей, советы.
Материал : Демонстрационный : картинки-схемы слов мак, дом, лук, лес, кит, роза, фишки красного и серого цвета, презентация «Гласные и согласные звуки » . Раздаточный : картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цвета.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте . И они, наверно хотят с вами познакомиться.
Сейчас мы с вами вспомним звуки . И попробуем их найти в ваших именах.
Сейчас сядет тот, у кого в имени есть
Звук И (Инна, Миша, Кирилл, Карина, Тимур) ;
Звук Э (Семён, Сеня) ;
Звук О (Соня)
Звук А (Аня, Даша)
Молодцы, вот наши гости с вами познакомились, а мы с вами вспомнили звуки .
Скажите, а как называются звуки , которые мы искали в ваших именах?
Совершенно правильно. Это гласные звуки . А почему они так называются?
Давайте посмотри на доску. И попробуем найти в этих словах волшебные, гласные звуки и отметить их красным квадратиками.
(Дети рассматривают картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит) .
Назовите гласный звук , сколько всего звуков ?
Молодцы. Ребята сегодня мы с вами попробуем разобрать слово роза.
(Дети вместе с воспитателем делают звуковой разбор слова роза ).
В слове роза сколько звуков ? А сколько гласных ? Совершенно верно. А теперь я открою вам маленький секрет : сколько в слове гласных , столько в слове и слогов.
Ребята скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
А какие приметы осени вы знаете?
Правильно падают листья, птицы улетают на юг, часто идут дожди, дуют холодные ветры.
Налетел холодный ветер, и полетели наши звуки в разные стороны , а мы сейчас попробуем их поймать.
Поиграем в игру «Поймай звук » .
Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова , необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук , пруд, укроп, рука) .
А теперь будем ловить звук [а] , вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла) . Молодцы!
Сильный ветер нагнал тучи и пошёл дождик.
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика» )
А сейчас садитесь по удобнее, я вам расскажу сказку.
Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а , о-о-о, у-у-у, и-и-и.
Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки , которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки .
Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.
Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.
Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки , но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.
Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.
Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им : «Вы хотите научиться петь?» , «Да» – ответили синие. «Хорошо!» – сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны ?». «Да мы согласны , ответили синие» – с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ .
И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки : Мааа, Нооо, Сууу! .
Вот так гласные и согласные стали дружить . Они стали складываться в слоги, а слоги в слова.
Сколько бывает в словах слогов?
Правильно.
А теперь мы с вами поиграем и попробуем отличить гласные и согласные звуки .
Просмотр презентации «Гласные и согласные звуки
Для того, чтобы вы лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками я хочу прочитать вам стихотворение :
Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.