Стихи для детей старшего возраста про осень: Стихи про осень для детей в детском саду и в школе
Развлечение “Осень в стихах” для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» поселка Островское Островского района Костромской области
Развлечение «Осень в стихах»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Батова Марина Александровна
Развлечение «Осень в стихах»
Задачи:
1) Воспитывать у детей любовь к родной природе;
2) Развивать умение детей выразительно читать стихи;
3) формировать у детей устойчивый интерес к поэзии.
Оборудование и материал: декорации осеннего леса, музыкальное сопровождение; осенние листочки; шапочки грибов; корзинка с фруктами.
Звучит произведение А. Вивальди «Осень». Дети проходят в зал, где их встречает ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада встрече с вами и приготовила для вас одну из своих загадок. Вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте загадку.
Солнышко не хочет землю согревать.
Листья пожелтели, стали опадать
Часто дождик льётся, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле убирают.
Отгадайте, дети, когда это бывает? (осенью)
Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в осенний лес. В этом году осень тёплая, много было солнечных дней, деревья оделись в яркий праздничный наряд. На лесных полянках мы увидим много интересного и, конечно, почитаем стихи об одном из самых красивых и любимом многими поэтами времени года – осени.
Звучит произведение А. Вивальди «Осень». Дети гуляют по залу, затем рассаживаются на стулья.
Ведущий: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! По лесным тропинкам ходит, бродит осень…
Появляется Осень (в красивом наряде)
Осень:
На гроздья рябины дождинка упала
Листочек кленовый кружит над землёй.
Вас, думаю, Осень врасплох не застала.
Я снова надела наряд золотой.
С собой принесу я печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал.
Но вас я сегодня встречаю с улыбкой
И очень хочу, чтоб никто не скучал!
Ведущий: Какая красивая осень! Какой у нее золотистый наряд!
Осенью вся природа одевается в золотой наряд, она грустит по уходящему лету. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», – так сказал о золотой осени А. С. Пушкин. Послушайте это красивое стихотворение.
А. С. Пушкин
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий: Об осени написано еще очень много красивых стихов. Кто из вас хочет прочитать стихотворение? (Дети читают 2-3 стихотворения)
Осень:
Спасибо, ребята! Я с удовольствие слушала стихи в вашем исполнении!
Мой дружок осенний ветер
Листьями играет
И частенько листья
С веток обрывает.
Листья жёлтые летят
Прямо на руки ребят.
Предлагаю вам потанцевать с осенними листьями.
(Музыкально-ритмическая композиция с листьями)
Ведущий: Осень! Самое лирическое время года! Как хочется, чтобы эта красота была вечной. Осень вызывает желание побродить по лесу, почувствовать его простор. Стихи А. С. Пушкина проникают в наши сердца и остаются там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.
Пушкин А. С.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А дети нам прочитают стихи об осени других замечательных поэтов.
Дети читают стихи (2-3 ребенка)
Ведущий.
Жёлтый коврик под ногами –
Это осень между нами ходит, золотая,
Тихо на полянке листьями играя.
Осень. Ребята, а вы хотите поиграть с листочками? (Игра «Собери листочки»)
Ведущий: Природа осенью выглядит восхитительно и трогательно. Стихотворение Н. Некрасова «Славная осень…» прочитает…
Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Осень. Ребята, а я предлагаю поиграть в игру «Да – Нет» и вспомнить приметы осени. Я буду читать вопросы, если ответ «да» – хлопайте в ладошки, если «нет» – топайте ножками.
Осенью
цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Дети: Куртки, шапки надевать.
Ведущий.
Тёплый луч ласкает щёчки,
Приглашает нас в лесок.
Там под елкою, в тенёчке
Вырос маленький грибок!
(Выбегают дети в шапочках грибов и читают стихи о грибах)
Белый гриб.
Я – грибочек белый,
Я – грибочек смелый,
Где хочу, там покажусь.
Подосиновик.
Хоть не белый гриб, но всё же
Я грибок хороший тоже.
«Подосиновик», друзья.
Называют так меня.
Опёнок.
На берёзовом бревне
Выросли опята,
У дороги, в стороне,
За мостом горбатым
Я опёнок молодой,
Вся семья моя со мной.
Мухомор.
Я стою на белой ножке,
В красной шапочке в горошек.
Хоть красив я на вид,
Но ужасно ядовит.
Не разбойник я, не вор,
А просто мухомор.
Лисичка.
Я – рыжий маленький грибок,
Сам я лезу в кузовок.
Жарить ты меня возьми
И друзей всех угости!
(Танец грибов)
Осень. Какие вы, ребята, молодцы! Столько красивых стихов рассказали про осень. Вы мне очень понравились.
Но пришла пора прощаться.
Жалко с вами расставаться.
На прощанье буду рада
Вам, друзья, вручить награду.
За доброе к природе отношение,
К Осени внимание и уважение.
Есть для общего стола
Угощенье у меня!
(Осень дарит детям корзину с фруктами.)
Ведущий. Спасибо за угощение, дорогая Осень! Нам очень понравилась у тебя в осеннем лесу!
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Нам пора возвращаться в детский сад. До новых встреч!
(Дети под музыку покидают зал)
Праздничное развлечение для детей старшего возраста «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ»
Праздничное развлечение для детей старшего возраста «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ»
Цели и задачи: Создавать хорошее настроение, положительный эмоциональный отклик, радовать детей и удивлять. Развивать творческие способности детей, умение презентовать себя в исполнительской деятельности, умение вслушиваться в музыку и проявлять фантазию. Учить детей выразительно и эмоционально передавать настроение осенней природы. Воспитывать умение общаться через музыку. Дети заходят под музыку
Ребёнок: Рыжая осень надела наряд. Всюду осенние листья горят,
Бусы рябины сверкают, Своей красотой удивляют.
Ребёнок: Краской яркою малину разукрасила в садах,
Брызги алые калины, разбросала на кустах,
Серой краской дождик льётся, солнце золотом смеётся.
Ребёнок: Разноцветный клён стоит, И, как будто, говорит.
Ребёнок: Осень, не скупилась,
Красками своими и с нами поделилась.
Эта модница лесная часто свой наряд меняет!
Песня «Модница Осень»
Воспитатель: Что это????
Скачать статью
(воспитатель обращает внимание на холст, с осенним пейзажем)
Пока мы с вами пели, танцевали, все осенние краски пропали.
Ребёнок: Где же осенние краски прекрасные
Жёлто – зелёные, коричнево — красные?
Воспитатель: Интересно, вот письмо, посмотрите, от кого оно?
Ребёнок: (комментирует письмо) С ветром и дождями Осень подружилась,
Из-за этой дружбы всей красы лишилась.
Слышите, хохочет, краски нам вернуть не хочет.
Смех Непогодушки (звучит гром)
Воспитатель: Осенние краски сможем вернуть?
Дети: Да! Воспитатель: Тогда отправляемся с вами мы в путь!
Ребёнок: А отправимся мы в лес, где много сказочных чудес.
Непогодушку найдем, и краски осенние вернём. (Волшебные слова)
Дети: «Дорожка, дороженька, нас вперёд веди,
Помоги осенние краски нам найти!»
Песня «В лес пойдём…» (поют с движениями.)
Дети: Мы по сказочному лесу, по тропиночке идём,
Краски очень разные, постараемся, найдём! (дети садятся на стульчики) Музыка (выходит девочка – ягодка)
Девочка – ягодка-рябинка
Непогодушка мимо нас проходила, красный цвет она уронила.
Ребёнок: В руки мы возьмём корзинки, на поляну мы пойдём,
На опушке у дорожки, ягод красных наберём.
Девочка – ягодка: Ягодки – подружки, покажитесь на опушке!
танец Ягодки — кокетки
Девочка – ягодка: Вот рябина — ягодка, вкусная, душистая,
После дождичка она, яркая и чистая! Ягодки возьмите, красный цвет примите. (отдают ягодки-прикрепляют на панно)
Воспитатель: Вот какие ягодки осенью растут,
И простуда и ангина, сразу убегут.
По лесочку мы гуляли и листочки собирали
Ах, какая красота, в танце кружится листва.
Танец «Листик –листопад» Гремит гром и звуки дождя
Голос: Кто в лесу моём гуляет и все краски собирает?
Песня Непогодушки Входит непогодушка
1к: Я могу прийти всегда, в двери постучаться,
Очень мокрая всегда, все меня боятся.
Припев: То я с ветром, то с дождём, прихожу внезапно я,
Непогодушка ведь я, Дама импозантная. 3
2к: Почему – то все со мной встречи избегают,
Я бываю не цветной, разной я бываю.
Непогодушка: Я бываю хмурая, бываю грозовая!
Веселиться не люблю, дождем холодным всех залью!
Воспитатель: Что за гостья такая, вся холодная, сырая???
Непогодушка: Неужели не узнали? Я Тётушка-Непогодушка.
Воспитатель: Ты зачем пришла?
Непогодушка: Если только захочу, я дожди на вас пущу.
Если только захочу, я грозу на вас пущу
Дети: А дождя мы не боимся, и с грозою мы сразимся.
Непогодушка: Правил вы, моих не знаете? Вы чего здесь развлекаетесь?! Всем скучать! Меня бояться! И не петь! И не смеяться! Музыка Звуки грома Дождик позову сейчас, чтобы намочил он вас.
Воспитатель: Солнце спряталось за тучи,
Дождь сейчас польёт колючий!
Дождик с самого утра зарядил, как из ведра.
Видно, кто — то, против правил, в небе тучку продырявил.
Сквозь дырявый тучкин бок водяной бежит поток.
(воспитатель прикрепляет тучки) непогодушка, а ребята умеют загадывать загадки. Вот отгадай.
Ребёнок: Шляпка большая На ноге сидит,
В дождик вырастает, Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой, Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой, Если дождь закапал. (Зонтик)
Девочки исполняют танец «Зонтики»
Непогодушка: А я тоже загадки загадаю, сможете их разгадать?
1. Очень странное на вид, На одной ноге стоит,
Птицы все его боятся И на грядки не садятся! (Пугало)
2. Незаменимая для щей, Крупнее многих овощей, 4
Когда вы на базар придете, Вмиг кочан ее найдете (капуста)
3. Очень длинным вырастает И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят. (кабачок)
Исполняют хоровод- игру «Урожай»
Осень: Вот ещё одна загадка: По городу дождик осенний гулял. Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует — оно задрожит. (лужа)
Зонтики сейчас возьмём. И все лужи обойдём.
Игра «Обойди лужи» Проводит осень
Жестовая игра
Дождик тихо кап, кап, кап! Руки поочерёдно перед собой ладошками вверх Меж еловых мягких лап Поочередно руки выставляют в стороны Где сучок давно засох, Стоят опущенными, прижатыми к корпусу руками Вырос серый мох, мох, мох! Руки в стороны отведены, пальчики вверх
Где листок к листку прилип, Ладошки сомкнуть
Появился гриб, гриб, гриб! Держась за голову как за шляпку
Кто нашел его, друзья? Стоят прямо, пожимая плечами
Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой Под музыку появляются мухоморы.
Осень: Справа бор и слева бор, на опушке мухомор.
В зеркало осенней лужи, смотрит на себя в упор.
Мухомор 1: Я – нарядный мухомор, украшаю темный бор!
Я заметный, я красивый, самый лучший, самый милый,
Всех грибов важнее я, уж поверьте мне, друзья!
Мухомор 2: Моё жабо — берёз белее, стройный стан, какой тут спор. Все должны узнать скорее, как прекрасен мухомор!
Девочка: Ох, и хваста Мухомор – «украшаю темный бор!» (передразнивает) Знаем, знаем мы тебя, ведь тебя варить нельзя!
Хоть красивый ты на вид, но на вкус ты ядовит!
Мухомор 1: — Да, хорош… Чего сказать? Себя могу я показать!
Мухоморчик: Эй, ребятки озорные, мухоморчики лесные,
Выбегайте поскорей, спойте – ка повеселей! 5
Покажите — ка все дружно, как же веселиться нужно!
«Мухоморы — пареньки» песня.
(инсценировка песни мухоморы пареньки)
Осень: Вот грибочки на полянке Дружно, весело растут.
Это вовсе на поганки, Мухоморов нет уж тут!
Здесь опята и маслята На грибочки урожай!
Подходи скорей, ребята, И корзинки набирай!
Мы с грибами поиграем, Ловчее кто из вас узнаем!
Игра «Кто быстрее соберёт грибы»
Ребёнок: У осенних грибов различные краски –
Пусть будет радостным мир, словно в сказке!
(прикрепляют грибы, ёжика)
Воспитатель: Новое задание ждёт нас впереди. Какой же цвет нам надо у осени найти? ОСЕНЬ: С чем еще пришли, ребята?
Удивите чем меня?
Ведущая: Про тебя стихи мы знаем, Их сейчас тебе подарим.
- ребёнок: Осень наступает незаметно, Осторожным шагом к нам идёт. Разрисует листики на ветках, Птичек перелётных соберёт.
- ребёнок: Ветерок тропинки заметает
И шуршит опавшею листвой. Ты пришла к нам, Осень, золотая,
Снова рады встретиться с тобой!
3 ребёнок: Осень, осень за окошком, Дождик сыплется горошком, Листья падают, шурша…Как ты, Осень хороша!
4 ребёнок: Листья золотом расшиты. Тропки дождиком умыты,
В ярких шапочках грибы. Всё нам, Осень, даришь ты!
Закружился надо мной дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош! Где такой еще найдешь?
Осень: Листочки хочу вам показать, помогите их собрать
Листочки на выбор – любой пригодится. 6
Вот рядом с багровым лиловый кружится.
В руки листик вы возьмите в игру сыграть мне помогите!
Игра «Собери листочки парами»
Ребёнок: Стали листики цветными: Розовыми, золотыми,
Бурыми и красными – Разными-преразными!
(дети прикрепляют листья на панно)
Музыка: Непогодушка: В лесу всё не так просто, вижу, хотят помочь ГОСТИ!? Проверим, на что же они способны?
Музыкальная игра «Ну – кА гости не зевайте, яблочко передавайте,
(Играют родители, а дети прикрепляют яблоки на деревья)
Непогодушка: Честно, я не ожидала!?
Воспитатель: Ты уже добрее стала?
Непогодушка: Не дождётесь нет, нет, нет, Вот такой вам мой ответ!
Ребёнок: Непогодушка, не злись, лучше с нами помирись,
Тебя мы в хоровод зовём и станцуем и споём!
Осенняя Хороводная
Непогодушка: После песни подобрела, и сказать я вам хотела,
(обращает внимание на панно)
Осень бывает разная! Зелёная, жёлтая, красная.
И всем обязательно нужно, в лес по грибы и по лужам!
А если на вас по дороге дождик внезапно пойдет?
Дети: Зонтик цветной мы раскроем, дождь нас под ним не найдёт!
Воспитатель: Пели песни, танцевали, в игры разные играли.
В группу всем уже пора, пожелаем всем добра.
Непогодушка: А вот и подарки вам Осень несет
Всех угощает и в гости зовет. (осень дает корзину с угощением)
Воспитатель: Закончился праздник осенний, надеюсь всем он, поднял настроение. Музыка «Разноцветная осень»
СЦЕНАРИЙ СОСТАВИЛА
Соколова Наталья Владимировна
Муз. рук. МБДОУ ДЕТ САД № 38
Город Кузнецк Пензенской области
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Поэзия Хопкинса «Весна и осень» (1880 г.) Сводка и анализ
Полный текст
Маленькому ребенкуМаргарет, ты скорбишь
О том, что Голденгроув уходит?
Листья, как вещи человека, ты
Своими свежими мыслями заботишься, можешь?
Ах! по мере того, как сердце стареет
К таким взглядам оно приходит холоднее
Мало-помалу, не жалея вздоха
Хотя лежат миры муки листьев блеклого дерева;
И все же вы будете плакать сами знаете почему.
Теперь неважно, дитя, имя:
Пружины Печали такие же.
Ни уста, ни разум не выразили
О чем сердце слышало, призрак угадал:
Это увядание, для которого рожден человек,
Это Маргарет ты оплакиваешь.
Резюме
Стихотворение начинается с вопроса к ребенку: «Маргарет, ты скорбишь / О расставании с Золотой рощей?» «Золотая роща», место, название которого предполагает идиллический игровой мир, «распускается» или сбрасывает листья с приближением зимы. А ребенок с ее «свежими мыслями» заботится о листьях не меньше, чем о «человеческих вещах». Оратор размышляет, что возраст изменит этот невинный ответ, и что позже целые «миры» леса будут лежать в безлистном беспорядке («листовая мука», как «кусочки»), не вызывая сочувствия Маргарет. Тогда ребенок тоже будет плакать, но по более сознательной причине. Однако источник этой понимающей печали будет тот же, что и у ее детской печали — ибо «источники печали те же». То есть, хотя ни ее рот, ни ее разум еще не могут сформулировать этот факт так ясно, как воля ее взрослой личности, Маргарет уже оплакивала собственную смертность.
Форма
Лирический ритм этого стихотворения соответствует обращению к ребенку. Фактически, похоже, что Хопкинс начал сочинять музыкальное сопровождение к стиху, хотя его копии не сохранилось. Строки образуют куплеты, и каждая строка имеет четыре доли, как характерная строка баллады, хотя они содержат нерегулярное количество слогов. Эффект распевания, который создается в первых восьми строках, усложняется в нечто более непростое в последних семи; рифмованная тройка в центре стихотворения создает точку опоры для этого изменения. Измеритель «пружинного ритма» Хопкинса (см. раздел «Анализ» этой SparkNote для получения дополнительной информации о «пружинном ритме») позволяет ему необычным образом организовать сопоставление ударений. Он иногда включает паузы, как музыкальные паузы, в местах, где мы ожидаем, что слог разделит два ударения (например, после «Маргарет» в первой строке и «Листья» в третьей). В других случаях он позволяет ударениям стоять вместе для акцента, например, «будет плакать» и «призрак догадался»; аллитерация здесь способствует подчеркнутому замедлению ритма в этих самых серьезных и драматических местах стихотворения.
Комментарий
Название стихотворения предлагает нам связать молодую девушку Маргарет в ее свежести, невинности и прямоте эмоций с весной. Хопкинс выбрал американское слово «осень», а не британское «осень» намеренно; он связывает идею осеннего упадка или разложения с библейским грехопадением человека от благодати. Этот изначальный эпизод утраты положил начало человеческой смертности и страданиям; Напротив, жизнь маленького ребенка, как предполагает Хопкинс (и как это делали многие поэты до него, особенно романтики), приближается к Эдемскому состоянию человека до грехопадения. Маргарет живет в состоянии гармонии с природой, что позволяет ей относиться к своей райской «Золотой роще» с той же симпатией, которую она питает к людям или, говоря более цинично, к «человеческим вещам».
Маргарет переживает эмоциональный кризис, когда сталкивается с фактом смерти и разложения, которые представляют падающие листья. Что интересует говорящего о ее горе, так это то, что оно представляет собой исключительную (и драгоценную) фазу в развитии человеческого понимания смерти и утраты; только потому, что Маргарет уже достигла определенного уровня зрелости, она может печалиться о наступлении осени. Говорящая знает то, чего она не знает, а именно, что по мере взросления она будет продолжать испытывать то же самое горе, но с большим самосознанием его истинного смысла («будешь плакать, и знаешь почему»), и без того же опосредующее (и, по общему признанию, вызывающее симпатию) сочувствие к неодушевленным предметам («ни вздохнуть, / Хотя лежат миры муки из листьев желтого дерева»). Эта восьмая строка, пожалуй, одна из самых прекрасных во всем творчестве Хопкинса: слово «миры» предполагает опустошение и упадок, которые распространяются без конца, далеко за пределы маленькой «Золотой рощи», которая кажется такой огромной и значимой детскому восприятию. восприятие. Потеря является основой человеческого опыта, она абсолютна и всепоглощающа. «Wanwood» несет в себе намек на бледность и болезнь в слове «wan», а также дает хорошее описание увядающих цветов земли по мере приближения зимнего сна. Слово «листовая мука», введенное Хопкинсом по аналогии со словом «по частям», остро выражает ощущение всеобщего опустошения, которое вид разбросанных опавших листьев может поразить наивный и чувствительный ум.
В последней и самой тяжелой части стихотворения Хопкинс продолжает определять, что это за печаль, которую Маргарет чувствует и, как он уверяет нас, будет продолжать чувствовать, хотя и по-разному. Утверждение в строке 11 о том, что «Источники печали одинаковы», предполагает не только то, что все печали имеют один и тот же источник, но также и то, что Маргарет, связанная с весной, представляет собой этап, через который проходят все люди, приходя к пониманию смертности и утраты. Что особенно примечательно в этой стадии, так это то, что, хотя «рот» не может сказать, из-за чего скорбь, а разум даже не может сформулировать это без слов, тем не менее материализуется своего рода понимание. Это шепот в сердце, что-то «угаданное» «призраком» или духом — чисто интуитивное представление о том, что всякая скорбь указывает на самого себя: на собственное страдание потерь и, в конечном счете, на собственную смертность. .
Хотя тон рассказчика по отношению к ребенку нежный и сочувствующий, он не пытается ее утешить.