Разное

Стих про буквы и звуки: Азбука для детей 3-4 лет. Стихотворения для изучения звуков и букв. | Методическая разработка по теме:

Содержание

Азбука для детей 3-4 лет. Стихотворения для изучения звуков и букв. | Методическая разработка по теме:

Азбука для детей 3-4 лет.

Стихотворения для изучения звуков и букв.

Составитель Коцарева Г. В.

Аа

Звукоподражание:  гав-гав,  ква-ква,   кар.

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Деткам подавала.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок.

К нам пришли два белых гуся:    Га-га-га! Га-га-га!

Прилетели попугаи:    Да-да-да! Да-да-да!

Прискакали два зайчонка:   Тра-та-та! Тра-та-та!

И запели лягушата:   Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Буква «А»

 Всем известна буква «А» –

 Буква очень славная.

 Да к тому же буква «А»

 В алфавите главная.

АнАнАсом  кАждый рАз

 В прАздник мАмА кормит нАс.

 Любит слАдкий  АнАнАс

 ДАже  кАждый пАпуАс.

Скакалка.        Л. Мезинов.

Лежала скакалка,

Хозяйку ждала, –

А девочка Алка

Какао пила.

Скакалка терпела,

Скакалка ждала,

Скучала скакалка,

Хозяйку звала…

Гулять без хозяйки

Скакалка  ушла.

Бб

Звукоподражание:  барабан – бум-бум-бум,   машина – би-би,  

чайник кипит, крышка стучит – б-б-б-б-б-б.

Был у бабушки баран,

Бил он громко в барабан,

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Бабочка

                                                                        И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг проснулся,                Руки через стороны вверх – вдох.

Больше спать не захотел.                            Руки через стороны вниз – выдох.

Шевельнулся, потянулся,                            Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.                            Плавные движения руками.

Солнце утром лишь проснётся,               Вверх поднимаем «круглые» руки.

Бабочка кружит и вьется.                            Плавные взмахи руками.

Буква «Б»

Веселый, толстый клоун

 Играет на трубе.

 На этого пузатого

 Похожа буква «Б».

Белка в БуБен Бойко Била,

 БараБанить так люБила.

 БоБр к ней Быстро приБежал,

 БуБен Браво отоБрал.

Облако.             В. Степанов.

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое, далекое

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывёт и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой.

Вв

Звукоподражание:  ветер воет: в-в-в-в-в-в.

Скачет в парке воробей

То правее, то левее,

То назад, то вперёд,

Всюду зёрнышки клюёт.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Водичка

Водичка, водичка,                      (двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико                       (ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,            (дотрагиваться до глазок по очереди)

Чтобы щечки краснели,            (тереть щечки)

Улыбался роток                         (улыбаться)

И кусался зубок.                        (стучать зубками)

Буква «В»

«В» – буква очень важная,

Воображала страшная.

 Грудь колесом, живот надут,

 Как будто нет важнее тут.

Волк  Вошел с утра Во дВор,

 Испугался Волка Вор.

 Во Всю пасть Волк зарычал,

 Вора Весело Встречал.

У Вали – вафли,

У Светы – конфеты.

Воробей! Воробей!

Начирикай нам вестей!

«Чик-чирик, весна идет!

Вон вокруг вода течет,

Верба в поле расцвела,

Чик-чирик весна пришла!»

Жадный Вова.                    И. Демьянов

Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит он с пруда:

— Выпьет воду всю корова,

 Где купаться мне тогда?

Гг

Звукоподражание:  гав-гав, га-га-га, и-го-го.

Гусь

— Га-га-га! — гогочет гусь.

— Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

                                                                     Н. Коётарев

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Гуси

Шлёпают гуськом

 Гусак с гусаком.                             Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей.

Смотрят свысока

 Гусак на гусака.                            Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

 Гусак у гусака.                            Щиплем поочерёдно тыльные стороны кистей.

Гришка шёл, шёл, шёл,

И грибок нашёл.

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок.

Положил их в кузовок.

Буква «Г»

Аист на одной ноге

 Напоминает букву «Г».

Гуси Громко ГоГотали,

 Гром  Гремучий напуГали.

 ПриГрозил им строГо Гром

 Грозным Градом и дождем.

Галстук гусь себе купил

 Модный, заграничный.

 И на шею нацепил

 В городе столичном.

Гордо голову задрав,

Гусь стоит нарядный:

 «Га-га-га, теперь я граф

 В галстуке парадном!»

Галка

– Галки, вороны,

Все ли вы здоровы?

– Одна галка не здорова.

Себе ножку наколола.

Мы поедем на торжок,

Купим галке сапожок.

Дд

Звукоподражание:  дятел стучит: д-д-д-д-д-д, дудочка: ду-ду-ду, колокольчик: динь-динь.

Ду-ду

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую!

— Ду-ду-ду да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Дождик.

Лейся, дождик, веселей,                Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.                            Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать

 Босиком по лужам.                             Бег.

Как зелёные лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.               Присели и прыгаем, как лягушки.

Всё!                                                       Руки прямые вверх.

Напрыгались,                                         Руки вниз.

Устали.                                         Голова, плечи, руки  опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.               Бег на месте.

Буква «Д»

 «Д» – словно домик аккуратный

 С высокой крышею двускатной.

 Дятел в Дубе Долбит Дом,

 Долбит Дом с большим труДом.

 Дрозд на Дереве сиДит,

 И на ДуДочке ДуДит.

Дятел

Дятел дом свой конопатил.

Целый день на то потратил:

– Нынче мне не до веселья,

Завтра – все на новоселье!

(Н.Майер, “Лесные смешинки”)

Ее  Ёё

Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту ёж:

-Ты мне спинку не потрёшь?

Логоритмика , пальчиковые и жестовые игры.

Ежиха с ежатами.

Под цветком                                            Фигура из пальцев «Цветок».

                  Ежиха – мать                 Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.                 Плавные движения руками перед собой.

Кап- кап, капает роса                              Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли.

На мордашку,                                           Погладить себя по щекам.

                   на глаза.                              Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха – мать,                 Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?                 Потираем ладошки.

Буквы «Е» и «Ё»

«Е» и «Ё» – родные сёстры.

Различить сестёр – не просто,

Но у буквы «Ё» две точки,

Словно в лесенке – гвоздочки.

ЕжЕвику Лена  Ела,

 ЛЕнЕ  грЕчка надоЕла.

 А ЕщЕ кило конфЕт,

 ЛЕна съЕла на обЕд.

Ёжик Ёршик достаЁт,

 Ёмкость жЁлтую скребЁт.

 Тут пришЁл весЁлый пЁс,

 Ёлку из лесу принЁс.

Ежевику ел енот,

Широко разинув рот.

Вдруг из ягоды червяк

Показал ему кулак.

Ёж

Ёж колючий торопился

На обед и – заблудился!

Влез на кочку еле-еле:

-Вон мой домик, возле ели!

Жж

Звукоподражание: жук: ж-ж-ж-ж-ж .

Жук.

Я увидела жука                                              Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.                                             Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,                                             Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.                                             Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук                                Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.                                             Вытираем носик.

Посажу его на сук,                                             Подняться на носки, руки вверх.

Пусть расправит крылья.                                 Плавные взмахи руками.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Жираф

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

                                                       (Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

           (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

Буква «Ж»

 «Ж» имеет столько ножек,

 Будто буква ползать может.

 Буква «Ж», наверняка,

 На бумаге – тень жука.

Жук Живет у береЖка,

 БезмятеЖна Жизнь Жука.

 То на солнышке леЖит,

 То круЖится и ЖуЖЖит.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот,

Может, миска подползет?

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-ж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-ж-жин».

Зз

Звукоподражание:  комарики поют: з-з-з-з-з, зь-зь-зь-зь.

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Я морковку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Зарядка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.                                             Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:                                            Руки в стороны: согнуть, выпрямить.

Весело шагать,                                            Ходьба на месте.

Руки поднимать,                                            Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,                                            Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.                                            Прыжки 5 раз.

Зайчики

Жили-были зайчики                                  (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.                                    (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики                                  (показывать на голове заячьи ушки)

В беленькой избушке.                               (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,                                       (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.                                  (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,                                 (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны)

Надевали тапочки.                                     (поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Буква «З»

На эту букву посмотри!

 Она совсем как цифра 3.

«З» не просто завитушка,

«З» – пружина, крендель, стружка.

«Зимним днем не ЗамерЗай-ка»-,

 Говорит Зайчишке Зайка.

 Отчего же Злой мороЗ

 ЗамороЗил Зайке нос?

Не будь козой

Идёт коза… Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

— Не для меня ли это?

Спешит коза — трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза —

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

                         П. Воронъко.

Зайка, зайка, дорогой!

 Ты зачем бежишь домой?

 – Там зайчиха у меня,

 Не видал ее три дня.

 И к зайчатам тороплюсь,

 Только я волков боюсь!

Ии     Йй

Звукоподражание: лошадка: и-го-го; цыплята: пи-пи-пи; часы: тик-так; машина: би-би; колокольчик: динь-динь.   Ай! Ой!

Улитка, улитка,

Покажи рога.

Дам кусочек пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки.

– ОЙ-ой-ой! – сказал ОЙ-ОЙ. –

Я, мой друг, совсем больной!

– Ты пойди-ка погуляй!

Все пройдет! – сказал АЙ-АЙ.

                            Г. Виеру.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Заиграли мы на скрипке:

 Ди-ли-ли, ди-ли-ли!

 Зайки танец свой под липкой

 Завели, завели!

 А теперь – на балалайке:

 Динь-ди-лень, динь-ди-лень!

 Пляшут зайки на лужайке

 Целый день, целый день!

Буквы  «И», «Й».

«И» похожа на гармошку,

 На испуганную кошку.

«И» – меж двух прямых дорог

 Одна легла наискосок.

 А дальше по порядку

 Я назову «Й» – и краткое.

Индюшата И утяткИ

 Целый день ИгралИ в пряткИ.

 ВеселИлИсь, песнИ пелИ,

 Им ИгрушкИ надоелИ.

Йогурт вкусныЙ с ежевикоЙ,

 С вишнеЙ, с дынеЙ и клубникоЙ.

 Только самыЙ моЙ любимыЙ

 Йогурт розовыЙ с малиноЙ.

Иголки есть у ёлки,

 И у ежа иголки.

 И у дикобраза –

Торчат все иглы разом.

 А людям без иголок,

 Нельзя нашить футболок!

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты : «Ой-ой-ой!»  –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжёт,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

                     В. Лунин.

Кк

Звукоподражание: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, кря-кря, ква-ква, ку-ку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые!

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 На болоте две подружки,

 Две зеленые лягушки

 Утром рано умывались,                     (имитировать умывание)

Полотенцем растирались.                  (имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,                                 (имитировать движения, указанные в тексте)

Ручками хлопали.

 Вправо-влево наклонялись

 И обратно возвращались.

Карандаш

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

Во время чтения загадки указательным пальцем «рисуйте» на столе.

Расскажите малышу, что указательным пальчиком — волшебным карандашом — можно «начертить» самые разные невидимые фигуры.

Проведу вокруг — нарисую круг.       (рисуем пальцем круг)

                                Затем начертите в воздухе квадрат, говоря при этом:

Вот                    (проводим пальцем прямую линию слева направо)

Так,                    (проводим пальцем прямую линию сверху вниз)

Вот                    (проводим пальцем прямую линию справа налево)

Так,                     (проводим пальцем прямую линию снизу вверх )

Получается Квадрат.

                            Можно «начертить» таким же способом равнобедренный треугольник: 

Раз, Два, Три:

Треугольник начерти.

Буква «К»

 «К» одною лапкой пляшет,

 А другою лапкой машет.

 И при этом буква «К»

 Будто усики жука.

Кот Катал Кругом КлубочеК,

 Красный КругленьКий КомочеК.

 КаК проКазниК ,КаК чертеноК,

 КувырКался  наш КотеноК.

Коза                              

Козонька рогатая,                                                      

Козонька бодатая                                                          

Убежала за плетень,                                                      

Проплясала целый день.                              

Ножками коза:                                              

Топ-топ!

Глазками коза:

Хлоп-хлоп!

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

(Б. Заходер)

Лл

Звукоподражание: Алло!

Сел медведь на бревнышко,

Стал глядеть на солнышко.

Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Корабль

Вёз корабль карамель,         Волнообразные движения перед собой сначала правой,

                                                    потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.        Прыжок вперёд.

И матросы три недели                     Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски.

Карамель на мели ели.                     Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения

                                                    кистью сначала одной, потом другой руки.

Буква «Л»

Алфавит продолжит наш

 Буква «Л» – лесной шалаш.

Львенок выпиЛ моЛоко,

 Спит он сЛадко и Легко.

 В ЛюЛьке Львенок засопеЛ,

 Сны воЛшебные смотреЛ.

Лебедь

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

              (народная потешка)

Лисичка

Четыре лисички сестрички

Нашли на пеньке рукавички,

Но, как делить, не решили

И зайчику их подарили.

(Н.Майер, “Лесные смешинки”)

Помощница.

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел –

Брату утром помогала:

Он с утра конфету ел.

Обещала вымыть ложки,

Пролила столярный клей,

Отворила двери кошке,

Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!

Таня ела, чай пила,

Села с мамой, посидела,

Встала – к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

 «Вы меня разденьте сами,

я устала, не могу,

я вам завтра помогу».

А. Барто.

Мм

Звукоподражание: корова: му-у-у; кошка: мяу, мур-мур; коза: ме-е-е .

Среди елок и сосенок,

Маму потерял теленок:

– Где же мама, не поймууу? –

«Здесь я, мой хороший, мууууууу!»

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Мяч.

Это мяч, круглый мяч,                     «Рисовать» руками круг

Красный мяч, гладкий мяч.             Двумя руками «рисовать» полукруг

Любит мячик прыгать вскачь.        Четыре прыжка на двух ногах

Вот так мяч, круглый мяч!              «Рисовать» руками круг

Буква «М»

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква «М».

МаМа Мыла Мишку МылоМ,

 Мишку МаМа утоМила.

 Скушал Мишка МиМоходоМ

 Миску Маленькую с МёдоМ.

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому что снег и лед –

не малина и не мед!

(В.Орлов)

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

(народная потешка)

Ну-ка, М, дай руку А,

Ну-ка, МА, дай руку МА.

МА и МА, а вместе – МАМА.

Это я пишу сама.

Надо знать, как писать

Букву М и букву А.

Испишу я всю тетрадь:

М и А, МА и МА,

МАМА, МАМА, МАМА, МАМА –

Тихо перышком скриплю.

Посмотри скорее, мама,

Вот как  я тебя люблю!

                       Г. Виеру.

Нн

Звукоподражание: лошадке говорим: Н-но! На!

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня –

Я поехал к маме!

Тили-тень, тили-тень!

Село солнце на плетень,

Рядом с ним сел петух,

Кукарекнул – день потух!

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Бабушка Ненила

 По воду ходила.                          Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала                         Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.                         Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.            Руки прямые перед собой, движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,            Круговые горизонтальные движения руками перед собой:

                                                       «мешаем кашу».

Пол в избе подмела                        Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону.

И присела у окна.                        Присесть.

Буква «Н»

У меня про букву «Н»

Вдруг сложилась песенка:

Н-н-н-н-н-н-н –

Получилась лесенка.

 НожНиц  мНого купят НиНе,

 В деНь рождеНья в магазиНе.

 Будет НиНа у камиНа,

 Резать длиННые штаНиНы.

Неваляшка              В. Степанов

Наклонилась Неваляшка,

Но упасть – не упадёт,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнёт.

В бок толкнёт игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у Неваляшки? 

Оо

Звукоподражание: кукла удивляется: О-о-о-о-о!

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Новый дом

Ох, ох, что за гром!                         Руки к щекам, наклоны в стороны.

Муха строит                                      Фигура из пальцев «Муха».

                  новый дом.                        Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.                        Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.                        Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног.

Буква «О»

Буква «О» – луна и солнце,

 В доме круглое оконце.

 И часы, и колесо,

 И это, кажется, не всё.

Огуречек мОлОдОй,

 Я пОлью егО вОдОй.

 В ОгОрОде Он растёт,

 МнОгО пОльзы принесёт.

Около дома овечка стоит,

 В окна она одиноко глядит.

 В доме ее заперся домовой

 И не пускает овечку домой.

Одуванчик

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Скок – скок  — поскок,

 Молодой дроздок,

 По водичку пошел,

 Молодичку нашел.

 Молодиченька –

 Невеличенька:

 Сама с вершок,

 Голова с горшок.

Пп

Звукоподражание:  ёжик пыхтит: пых – пых; мышка пищит: пи-пи.

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

                                 (народная потешка)

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Топ-топ-топотушки!

Пляшет зайка на опушке,                              

Пляшет ежик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха на песке.

Топ-топ-топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

Перед нами – ёлочка!                               Руки вверх, в стороны.

Шишечки, иголочки,                                Показать кулачки, потом – напрячь, развести пальцы

Шарики, фонарики,                                    Фигура из рук «Шар»; фигура «Фонарики»

Зайчики и свечки,                                      Двумя пальцами показать ушки;  сложить ладони

Звёзды, человечки.                                     Сложить ладони с разведёнными пальцами; два пальчика

                                                                 «бегут» по столу.

Буква «П»

Говорил недавно кто-то:

«П» похожа на ворота,

 Возражать мне было лень,

 Я-то знал, что «П» – как пень.

Пестрый Птенчик ПоПугай,

 Петь нам Песню Помогай.

 Про Пустыни, Про Поля,

 Про Простые тоПоля.

***

-Ну и Петя-петушок!-

Удивились хрюшки.

– Почему ты гребешок

Носишь на макушке?

Говорит петух в ответ:

-У меня карманов нет!

                               (В.Орлов)

Прятки                          В.Берестов

Солнце с тучкою опять

В прядки начали играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется-

В небе радуга смеется!

Рр

Звукоподражание: лев рычит: р-р-р-р-р-р.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.    

                                                С. Маршак.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Семейная зарядка.

Осенью, весною,  летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьёй.                                 Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,

Каждый делает зарядку:                                        Встали прямо, спина прямая, свели лопатки.

Мама руки поднимает,                                        Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,                                        Приседания.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.                                        Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою                                                     Бег на месте.

И качаю головою.                                                     Наклоны головой в стороны.

Мыши водят хоровод,

У печурки дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Вот проснулся Васька-кот –

Разбежался хоровод.

Буква «Р»

Как запомнить букву «Р»?

 Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

 И друг другу «Р» представить.

 Рыбки утРом Расшалились,

 Раки сРазу РассеРдились.

 И РаскРылись вдРуг Ракушки,

 РазвоРчались, как стаРушки.

Рябинка

-Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла?

Когда выросла?

– Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

***

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

Но дружба не кончается,

Ура! Ура! Ура!

Сс

Звукоподражание:  насосом накачиваем шину: с-с-с-с-с-с.

Слонёнок удивил ребят,

Слонёнок стал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

                                       Г. Сапгир.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Хвастуны

Тень- тень, потетень,                                Хлопки руками.

Выше города плетень.                               Руки вверх, встать на носки, потянуться.

Сели звери под плетень,                  Присесть.

Похвалялися весь день.                  Руки к щекам, наклоны головой в стороны.

Похвалялася лиса:                               Фигура из пальцев «Лиса».

-Всему свету я краса!                               Наклон вперёд, развести руки в стороны.

Похвалялся зайка:                              Фигура из пальцев «Заяц».

-Поди, догоняй-ка!                              Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:                              Фигура из пальцев «Ёж».

-У нас шубы хороши!                              Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:

 Могу песни я петь!                              Имитация походки медведя.

Буква «С»

В небе таял лунный серп,

Cерп склонялся на ущерб.

 И поэтому с небес

 Нам светила буква «С».

Слон раССелСя за Столом,

 Съел Салат С большим трудом.

 Вдруг достал он СакСофон,

 Стал играть Сонату Слон.

Светлячок

Зеленый жучок-светлячок,

Свой яркий фонарик зажег.

Как искорка в небе летает

И ночью всем путь освещает.

      (Н.Майер, “Лесные смешинки”)

Самокат

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез.

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню.

Ну а если сам сломаю,

Сам его и починю.

                                  И. Лопухина.

Собака

-Почему собака злая

Ходит, хвостиком виляя?

– То ли хвостик так обучен,

То ли плохо он прикручен!

                   (В.Орлов)

Тт

Звукоподражание: молоток: тук-тук, часы: тик-так, поезд: ту-ту .

Тень – тень – потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи –

Хлопни им в ладошки.

Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

 Тик-так, тик-так – так часы стучат.

 Тук-так, тук-так  – так колёса стучат.

 Тук-ток, тук-ток – так стучит молоток.

Так-чок, так-чок – так стучит каблучок.

Буква «Т»

На антенну «Т» похожа,

 И на зонт, как будто, тоже.

Таракан на ТабуреТке,

 Обнаружил  Три ТаблеТки.

 Таракан их расТопТал,

 ЕсТь ТаблеТки он не сТал.

Скучный дом.    

Кубик с кубиком не дружит,

В уголке скакалка тужит,

По квартире ходит кот

И зевает во весь рот.

Целый день грустит в сторонке

Кукла в платье мятом…

Брат поссорился с сестренкой,

А сестренка – с братом.

Головой качает гном:

До чего же скучный дом!

                             В. Левановский.

Две синицы.

Две синицы прилетели на сосну,

Две сестрицы засвистели про весну

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

                     Я. Суслов

Уу

Звукоподражание: корова: му-у-у-у; поезд: ту-ту-у-у.

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит.

– Тороплюсь, – гудит, –

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-у-сь!

У-у-у! Ту-ту-у-у-у!

                                                        (Э. Мошковская)

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

В руки дудочку беру,

 Туру- туру- туру!                                  Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,                                 Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!                                 Имитация игры на дудочке.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!                                 Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,                    Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!                                 Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

 Бам-бам-бам!                                              Имитация игры на барабане.

В страхе зайки

Разбежались по кустам!                    Бег на месте.

Тук-тук

– Тук-тук-тук.                                           Три удара кулаками друг о друга

– Да-да-да.                                                 Три хлопка в ладоши

– Можно к вам?                                        Три удара кулаками друг о друга

– Рад всегда!                                             Три хлопка в ладоши

Буква «У»

Буква «У» напоминает ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

 Так на букву «У» похожи.

Утка Утром У калитки,

 Увидала, как Улитки

 От Ушастых  кенгУрУ

 Уползали в конУрУ

 На одной ноге непрытко

 Под дождем ползет улитка.

 Не намокнет под дождем –

У неё с собою дом.

-Почему не выходят

Из дома улитки?

– В их домике нет

Ни дверей, ни калитки.

(В.Орлов)

Фф

Звукоподражание: ёжик фыркает: ф-ф-ф-ф.

Федя полез

За конфетой в буфет.

Значит, не будет

В буфете конфет.

                                                                В. Лунин.

Логоритмика, пальчиковые и жестовые игры.

Ёжик Федя в лес пошёл                       Показать ладонь с прямыми пальцами

И огромный гриб нашёл                      Ладонь левой руки сложить ковшиком – «шляпка»,      

                                                                 указательный палец правой – «ножка»

На иголки нацепил                               «Шляпку» надеть на ладонь с прямыми пальцами

Запыхтел и потащил:

Ф-ф-ф-ф.  

Буква «Ф»

Буква «Ф» надула щеки

 Или встала руки в боки.

Филин любит яркость Фар,

 Звуки Флейты и ФанФар,

 И Фонтаны и ФарФор,

 Он ФилосоФ-Фантазер.

Это-филин. Днем он спит.

У него усталый вид.

ночью спать не хочется –

Ночью он охотится!

(Э. Мошковская )

Стихи про буквы алфавита.

А

Буква А известна всем,

Она не важная совсем.

Но у нее солидный вид,

Возглавляет алфавит.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Б

Б похожа на трубу,

Что гудит «Бу-бу, бу-бу»!

«И немного на утюг», —

Говорит мой лучший друг.

Б за А шагает смело

И бурчит: «Ну что за дело!

Первой я хочу стоять,

Алфавит наш возглавлять!»

В

В — буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Похожа В, сомнений нет,

На крендельки, велосипед.

Вот палочка, две дужки,

Как очки у моей подружки.

Г

Она словно кочерга,

У нее одна нога.

Гнутый гвоздь и клюшка тоже

На букву «Г» очень похожи

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Д

Д — словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Буква Д смотрите, вот

Словно корабликом плывет.

А в домике давно живет

Ласковый, пушистый кот.

Е

«Е» похожа на расчёску,

СдЕлать можЕт всЕм причёску…

Учим, учим букву «Е» —

Вот и выучили всЕ.

Лежат грабли во дворе,

В них рассмотрели букву Е.

И на гребень Е похожа,

Если присмотреться, тоже.

Ё

Ёлка то же, что и ель,

А над ёлочкой капель.

Капли-точки добавляем,

Ё — мы букву так читаем.

Отдохнуть решила «Е»

И присела во дворе.

Два птенца уселись на нее,

Вот вам, пожалуйста, и буква Ё!

Ж

Буква Ж совсем как жук

Примостилася на сук.

И раскинув ножек шесть

Вниз никак не может слезть.

У буквы Ж шесть чудных ножек,

Она по книжке ползать может.

Видим мы наверняка,

Что буква Ж — то тень жука!

З

Буква «З» на цифру три

Похожа очень, посмотри!

Извивается, как змейка,

Написать ее сумей-ка!

З похожа на замочек,

Душка, будто бы крючочек.

И

Молоточек раздобыл,

Букву новую я сбил.

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула —

К правой ножке пристегнула.

Й

На букву И, так, между делом,

Сверху галочка присела.

И теперь в твоей тетрадке

Вместо И стало «И краткое».

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверх галочку пиши.

К

Капитан отставил ногу,

Руку вытянул немного.

Приглядись, наверняка

И ты увидишь букву К.

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:»Кыш!»

Это всё на К, малыш.

Л

Два столба столкнулись лбами

И застыли перед нами.

Букву «Л» нам представляют,

Ту, что шалаш напоминает.

Буква Л такая соня,

Да известная фасоня,

Всем знакомо слово «лень»,

Ходит, бродит, словно тень,

На людей сон напускает,

Да глаза всем закрывает.

М

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

На скамейке мы сидели,

И по сторонам глядели.

Вдруг скамейка проломилась,

Что за буква получилась?

Н

Буква Н как лесенка,

Все движемся вперёд,

Как лесенка-чудесенка,

В мир знаний нас зовёт!

Вот лесенка, но что случилось?

Ступеньки в ней вдруг обломились.

Одна из них только осталась,

Так буква Н образовалась.

О

Буква О — луна и солнце,

В доме круглое оконце.

И часы, и колесо,

И это, кажется, не всё.

Удивительно кругла,

Нет ни одного угла.

И солнышко, и колесо,

Напоминают букву О.

Буква О кольцо и сушка,

Бублик, бубен, погремушка.

Засмотревшись на дупло,

В нем узнали букву О.

П

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали. —

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

Букву П с вами найдем,

Заглянув в дверной проем.

На турник взглянув внимательно

П узнаем обязательно.

Похожа П на табурет,

Вам скажем точно, спору нет.

Повис на букве озорник,

Он вдруг решил, что П — турник.

Р

Буква Р – Рычательная,

ПРосто замечательная.

С этой буквой тРели

Любят свиРистели.

Буква Р рычательная,

Просто замечательная.

Рысь, река, трактор и гром,

В этих словах Р найдем. (В них мы букву Р найдем)

На бочок поставив руку

Букву Р покажешь другу.

С

Словно месяц буква С,

Улыбается с небес!

Мышка бублик притащила,

И уселась в уголок.

Буква С вдруг получилась,

Когда съела та кусок.

Солнце светит ясно —

Всё у нас прекрасно!

Солнце спряталось за лес,

Месяц светит… буквой С.

Т

Посмотрите-ка повыше,

Буква Т стоит на крыше!

То антенна примостилась

Буквой Т оборотилась.

Тыква, танк, тормоз, тетрадь,

Букву Т всем надо знать!

Вниз черту проводим снова.

Сверху шляпка и — готово.

То ли зонтик, то ли гвоздь,

Буква Т — наш новый гость.

Бокова Т.

У

Буква У прохладным Утром

УлыбнУлась пёстрым Уткам,

И Утятам, дрУжно крякавшим,

И Улитке в крУглой ракУшке.

Найдешь сучок в любом лесу

И ты увидишь букву У.

А у зайчишки на макушке,

Как У торчат забавно ушки.

У — рогатка, все тут ясно,

Из нее стрелять опасно!

Ф

Буква Ф надула щёки,

Нос задрала, руки — в боки!

Ничего себе! Однако!

Эта Буква — задавака!

У филина два огромных глаза

Нам букву Ф напомнят сразу.

Вася обиделся слегка,

И руки он упер в бока.

На букву Ф похож он стал,

И важный, словно генерал!

Х

Похожа Х на ножницы,

Когда они в работе.

И в крыльях мельничных, друзья,

Х без труда найдете.

Ха-ха-ха, чепуха!

Буква вовсе не плоха-

Ухватила хвост стиха

И хвалилась… буква Х.

Ц

Вот два старых сапога

Кто-то поставил у очага.

Присмотрелись к ним получше

Букву Ц теперь изучим.

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

Ч

Если стул перевернем,

Букву Ч тогда найдем.

На четверочку похожа,

Но она не цифра все же.

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш

Ш — большая шалунишка,

Ее редко встретишь в книжке.

На забор похожа, вот,

Но тот забор — наоборот!

Присмотритесь к букве Ш

Очень она хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Щ

Буква Щ – зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

Разыгрался наш щенок

Кверху лапками он лег.

Стал на Щ похож он сразу

Терпим мы его проказы.

ь

Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Если Р, как в цирке, ловко,

Встанет прямо на головку

И молчать научится, —

То мягкий знак получится!

ы

Буква «Ы» — у нас в улыбке,

В мыле, сыре, даже в рыбке.

Мягкий знак возьмем, а рядом

Палочку добавить надо.

Буква Ы перед нами готова,

Ее не встретишь в начале слова.

Мы узнали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

ъ

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Козырек оденет если

Мягкий знак, то нам известен

Будет он как твердый знак,

Не произносится никак.

Э

Это буква, буква Э,

Нам она нужна везде,

Эй, эй, эй! Ты нас встречай,

Эхо нам скорее отдай.

«С» немного встрепенулась,

И тотчас перевернулась.

Язычок нам показала

И на Э похожа стала.

Ю

На арене укротитель —

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

Изогнулась буква Ю

Держит палочку свою.

Вот и выглядит такой

Бабкой старою с клюкой.

Я

Всем известно, буква Я

Самая последняя.

В конце скромненько стоит,

Завершает алфавит.

Я — бродяга с рюкзаком,

Что путешествует пешком.

Остаётся буква Я —

Самая последняя.

Наедимся с нею на год

Спелых Яблок,

Сладких Ягод.

Стихи на автоматизацию звука Р в картинках для детей

Стихи на автоматизацию звука Р в картинках будут полезны учителям-дефектологам и родителям детей с нарушениями речи.

После того, как поставлен звук «Р» начинается его автоматизация. Сначала звук автоматизируется изолированно, например, тигр рычит: Р-Р-Р…, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках…

Но для того, чтобы автоматизируемый звук прочно вошел в речь ребенка, рекомендуется заучивать стихотворения с этим звуком. Малышу кроме того, что надо выучить стихотворение, так еще надо контролировать правильное произношение звуков. Это приводит к сознательности и более быстрому введению необходимого звука в речь.

Уважаемые читатели, чтобы стихотворения учились веселее и легче запоминались, весь речевой материал представлен в наглядности. Рассматриваете с малышом картинку , читаете стихотворение и заучиваете его. В последующем при воспроизведении картинки малышу легче будет вспомнить речевой материал.

Стиха на автоматизацию звука Р в картинках следует заучивать после проведения речевой разминки — комплекс упражнений для звуков Р, РЬ.

Помните:

  • каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики;
  • далее переходим к автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях;
  • если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р

Про страусов

Страусы строят гнёзда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста.

Радуга

В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
С. Маршак.

Верочка с Егоркой

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», —
Рады Вера и Егор.

Ворона

Кар! – кричит ворона. – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.

Находка

Смелый и робкий по городу шли,
на тротуаре коробку нашли:
«Белая береста, сосчитаешь до ста
и откроешь просто».
— Брось её! — воскликнул робкий,
— Может быть змея в коробке!
Лучше в руки не бери!
Но пугаться храбрецу,
как известно, не к лицу.
Нет, не стал считать он до ста,
он открыл коробку просто.


А в коробке той — пирог,—
не пирог, а городок.
Город праздничный, нарядный,
пряничный и шоколадный.
Вот и подпись у ворот:
«Смелость города берёт».
Г. Сапгир.

Барабан

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
А. Барто

Через прозрачный шарик

Прозрачный красный шарик
на нитке я держу,
через прозрачный шарик
на всё вокруг гляжу.
Я вижу речку красную,
и красный солнца шар,
и много, много красного,
как будто всё — пожар.
Н. Сидельникова.

Егор и мухомор

Шёл Егор через бор,
Видит, вырос мухомор.
— Хоть красив, а не беру,—
вслух сказал Егор в бору.
— Верно ты сказал, Егор! —
так ему ответил бор.
А. Прокофьев

Кто же первый

— Первый!

— Первый!
— Я! — Нет, я! —
петушки заспорили.
Расшумелись — не унять,
застучали шпорами.
Каждый быть желает первым.
Бьются, бьются петушки.
Полетели пух и перья,
затрещали гребешки…
Бьются, глупые, напрасно.
Лучше кончить спор игрой.
Даже маленькому ясно:
первый тот, кто не второй!
Г. Ладонщиков.

Дворняга

Вышла дворняга
Под дождь из сарая.
Стала дворняга
Сырая-сырая.
Долго дворняга
Сушилась, вздыхая.
Стала дворняга
Сухая-сухая.
Вышла дворняга
Опять из сарая.
Снова дворняга
Сырая-сырая.
И тяжело рассказать на бумаге,
Как не везло этой бедной дворняге!
Н. Слепакова.

Далекие страны

Мне вчера донесли обезьяны,
Что ты ездил в далекие страны,
Где растут на деревьях игрушки
И сыплются с неба ватрушки.
Вот и пришел я сюда
О чудесных игрушках послушать

И небесных ватрушек покушать.
К. Чуковский

Буква Р

Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:

Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
В. Творогова.

Переполох

Слушай…
Слушай…
— КРАжа!
— КРажа!
— Грабят, братцы,
— Где же стРАжа?
— Что укРАли?
— Два пеРА.
— Безобразие!
— С утРА?
— Вы укРАли?
— Мы не бРАли.
— БРАли! БРАли!
— КРАли! КРАли!
Это я грачиный крик
перевёл на наш язык.
А. Шибаев.

Радость

Рады, рады, рады светлые берёзы,
и на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады тёмные осины,
И на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака и не град,
то посыпался из облака виноград.
К. Чуковский.

Кружок

На стекле узоры —
реки и озёра.
А вокруг дозором —
голубые горы.
И вплотную там и тут
папоротники растут,
На стекло подуй разок —
будет маленький кружок.
Реки затуманятся,
горы поломаются,
А в кружке увидишь двор,
горку, санки и забор.
Н. Поляков

Крот

Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.

Крот

Дни и ночи напролёт
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.
А. Кондратьев

Беда

У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился,
Он рычанью научился.

И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?
Н. Тимчак

Гром

Трах-трах-тарарах!
Раскатился гром в горах.
Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей,
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
С. Погореловский

Ружье

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
Г. Сапгир.

Червячок

Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В. Лунин.

Наоборот

Рыба плавает в море.
Кот сидит на заборе.
Под землёю роется крот.
Ну, а если наоборот?
Чтобы рыба была на заборе,
чтобы крот очутился в море,

чтобы в землю зарылся кот?
Не получится наоборот!
Рыба вниз полетит и убьётся,
крот утонет, кот задохнётся.
Потому что к добру не ведёт
это самое «наоборот».
М. Кудинов .

Драка

В реке большая драка:
поссорились два рака.
Рак пятится от рака
четвёртый час подряд.
Хотят другие раки
Подраться в этой драке,
но тоже почему-то
все пятятся назад.
Зелёная рачиха
Сказала очень тихо,
взяв за клешню усатого
сынишку своего.
Она сказала: «Раки
Не могут жить без драки!
Но с этим не поделать,
как видно, ни-че-го».
Р. Сэф.

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли,
в прятки весело играли.
Но однажды буква А
в гости к рыбкам приплыла…
и сейчас же у реки
появились рыбаки!
Рыбкам сразу стало ясно:
с буквой А дружить опасно!
А. Шибаев

Экскаватор

К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.

Краб

Крабу невежливым кажется тот,
Кто подойти не отважится.
Краб с удовольствием руку пожмёт
И от ноги не откажется.
А. Кондратьев

Бобры

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители
Бобры – речные жители.
В. Лившиц.

Носорог

Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
С. Маршак

Небылицы

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

Насыпал Парамошка
Горошка на дорожку.
Зовёт теперь к порожку
Дорожка из горошка.
До порожка – дорожка,
У порожка – рогожка.
Не просыпь, Парамошка,
На рогожку горошка!

Норка у норки

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
может, норка — возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка — здесь, а норки — нет!
А. Шибаев

На уроке

У доски стояла Вера,
не могла решить примера.
В потолок она глядела
и в руках вертела мел.
Вижу я, что плохо дело,—
и помочь ей захотел.
Хоть решён пример теперь,
только я — попал за дверь.
А разве я подсказывал?
Конечно, нет.
На пальцах я показывал
правильный ответ.
М. Пляцковский.

Катер

Из букв собрал я слово КАТЕР.
Нам покататься можно, кстати:
ведь в слове КАТЕР есть РЕКА.
Я отправляюсь в путь: «Пока!»
Куда поедем? Добрый КАТЕР
мне подсказал, что к тёте Кате.
Но разве слов других в нём нет?
Мчит КАТЕР мой быстрей РАКЕТ.
И подсказал опять мне КАТЕР

избрать себе маршрут по КАРТЕ.
Выходим в море. Хватит РЕК.
Ура! Причалили. «АРТЕК».
В. Шумилин.

Метро

Нам проехать нехитро
Через город на метро:
Нет машин и пешеходов,
Перекрёстков, переходов –
Путь проложен под землёй
Самый быстрый и прямой.
И. Лопухина.

Трамвай

Трамвай гремит,
Трамвай звонит,
По рельсам быстро мчится.
В любую сторону домчит.
Кто хочет прокатиться?
И. Лопухина

Вертолет

Вот готовится в полет
Винтокрылый вертолёт.
Ни разгона, ни разбега:
Раскрутили винт –
И в небо!
И. Лопухина

Грузовик

Грузовик огромный,
Труженик большой,
Грузы многотонные
Возит день-деньской.
Кирпичи – на стройку,
Трубы – на завод.
В детский сад игрушки
Грузовик везёт.
И. Лопухина

Троллейбус

Затормозил у тротуара
Синий троллейбус,
Круглые фары.
Вошли пешеходы,
Лишь двери открылись,
И в пассажиров
Все превратились.
И. Лопухина

Корабль

Посмотри: корабль старинный
С парусами, с мачтой длинной,
У штурвала – рулевой,
Ветер парус надувал,
По морям кораблик гнал.
И. Лопухина.

Сороконожки

На рассвете по дорожке
В класс бегут сороконожки.
Раньше всех они проснулись,
Раньше всех они обулись,
Натянув на сорок ног
Сорок маленьких сапог.
И теперь бегут из норок
Раньше всех минут на сорок.
В. Орлов.

Мышь

Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку –
Велика для норки корка.

Комар

Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!

Стихи на автоматизацию звука Р в картинках станут веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте стихи у нас на сайте и занимайтесь с удовольствием.

Вам также будет интересно:
  1. Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Занятия по автоматизации звука Р
  5. Раскраски со звуками Р, РЬ
  6. Раскраски для автоматизации звука Р в обратных слогах
  7. Автоматизация звука Р в чистоговорках
  8. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Буква Я – Заходер Б. Стихотворение про буквы в алфавите.

  • Мифы и легенды