Разное

Слова мягкие и твердые: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Мягкие и твердые слова | kaz-tili.kz

 Кирил 
 Latyn

Автор: Татьяна Валяева
Озвучила:   Айдана Қойшығұл

Слово твёрдое, если в нём присутствуют гласные буквы:  ‘а, о, ұ, ы’.
Также в твёрдости слова вы можете быть уверены, если в нём присутствуют согласные буквы ‘қ’ и ‘ғ’.
Примеры:

жұмыс – работа,   дос – друг  
аялдама – остановка,   айлық – зарплата  
қоян – заяц,   табыс – успех  
субұрқақ – фонтан,   тамақ – еда  
қайық – лодка,   шығарма – сочинение  
сұрақ – вопрос,   сағат – часы  
жаңбыр – дождь,   аяз – мороз  
ұйым – организация,   тыйым – запрет  
таяқ – палка,   жазушы – писатель  
балықшы – рыбак,   аңшы – охотник  

Слово мягкое, если в нём гласные буквы:  ‘ә, ө, ү, і, е, э’.
Согласные буквы ‘к’ и ‘г’ присутствуют только в мягких словах (исключая некоторые твёрдые, заимствованные с русского языка слова – карта, гараж)
Примеры:

өмір – жизнь,   есік – дверь  
жүрек – сердце,   сүлгі – полотенце  
тіл – язык,   жігіт – парень,  
әже – бабушка,   пәтер – квартира  
дәрігер – врач,   көше – улица  
дүкен – магазин,   сөз – слово  
шешім – решение,   тізім – список  
сүзбе – творог,   өлім – смерть  
көрме – выставка,   емші – лекарь  
теңізші – моряк,   есепші – бухгалтер  

Гласные буквы ‘и’ и ‘у’ встречаются как в мягких, так и твёрдых словах. Но! Если в слове присутствует только буква ‘и’, то слово мягкое (исключая слово ‘ми – мозг’, к нему добавляются твёрдые окончания), а если в слове присутствует только гласная буква ‘у’ – слово твёрдое.

Твёрдые слова:

ту – флаг,   су – вода,  
аққу – лебедь,   саусақ – палец  
жауап – ответ,   тауық – курица,  
туыс – родственник,   дауыс – голос  
тау – гора,   бояу – краска,  
оқиға – событие,   сиыр – корова  
жиналыс – собрание,   ғимарат – здание,  
қияр – огурец  

Мягкие слова:

ит – собака,   би – танец,  
жидек – ягода,   шие – вишня  
әдебиет – литература,   киім – одежда,  
ине – игла,   иіс – запах  
игілік – благо,   жиен – племянник,  
әуес – хобби,   кереует – кровать  
кездесу – встреча,   күйеу – муж,  
уәде – обещание  

В казахском языке звуков [я], [ё], [ю] нет, есть [йа], [йо], [йу]. В этих тонкостях мы разбираться не будем. Наша цель – определить, какие добавлять окончания, если в словах присутствуют данные буквы.
Буква ‘я’ практически всегда твёрдая, за редким исключением, например, в слове ‘Әлия’ имеет мягкий звук [йә], но даже в этом случае после неё добавляются твёрдые падежные окончания и твёрдые окончания множественного числа. Поэтому смело относим её к буквам, присутствие которых в слове означает добавление твёрдого окончания.
Буква ‘ё’ твёрдая, встречается в казахском языке очень редко.
Буква ‘ю’ имеет звук [йу]. Как и буква ‘у’, она может быть и мягкой, и твёрдой, поэтому смотрим на другие гласные в слове.

Твёрдые слова:
ою – орнамент,   қою – ставить, размещение  

аю – медведь,   жаю – расстилать, расстилание  

Мягкие слова:
сүю – целовать, целование,   тию – касаться, касание  
көркею – процветать, процветание  

Итоговый рисунок:

Теперь переходим к правилу добавления окончаний. Запомните:

       После твёрдого слога следует твёрдое окончание, после мягкого слога следует мягкое окончание (Закон сингармонизма – Үндестік заңы).

В окончаниях казахского языка встречаются только четыре гласные – ‘а, е’ и ‘ы, і’:
С гласными ‘а, е’  –  окончания  да/де, та/те, нда/нде, дар/дер, лар/лер, ға/ге и т.д.
С гласными ‘ы, і’  –  окончания  ды/ді, ты/ті, ны/ні, дың/дің, тың/тің, ның/нің и т.д.

Если добавляются окончания, содержащие гласные буквы ‘а’ или ‘е’, то окончание с буквой ‘а’ добавляется к твёрдому слову, а окончание с буквой ‘е’ – к мягкому. Примеры (пока на согласные внимание не обращаем, о них подробно позже):

адам – человек,   адам-да > – у человека,   адам-дар – люди  
қасық – ложка,   қасық-та – на ложке,   қасық-тар – ложки  
әже – бабушка,   әже-де – у бабушки,   әже-лер – бабушки  
дүкен – магазин,   дүкен-де – в магазине,   дүкен-дер – магазины  

Если же в окончаниях, которые присоединяются к слову, используются гласные буквы ‘ы, і’, то к твёрдому слову добавляется твёрдое окончание с буквой ‘ы’, а к мягкому – окончание с буквой ‘і’. Примеры (опять же на согласные пока внимание не обращаем):

адам-ның – человека,   адам-ды – человека  
қасық-тың – ложки,   қасық-ты – ложку  
әже-нің – бабушки,   әже-ні – бабушку  
дүкен-нің – магазина,   дүкен-ді – магазин  

Если в одном слове есть и твёрдые, и мягкие гласные, то при добавлении окончаний смотрим на последний слог слова:

кітап – книга,   кітап-тар – книги  
емтихан – экзамен,   емтихан-дар – экзамены  
заңгер – юрист,   заңгер-лер – юристы  
мұғалім – учитель,   мұғалiм-дер – учителя  
әуежай – аэропорт,   әуежай-да – в аэропорту  
театр – театр,   театр-ға – в театр  
жолсерік – проводник,   жолсерік-тiң – проводника  
әнұран – гимн,   әнұран-ды – гимн  
каратэ – каратэ,   каратэ-ден – от каратэ  
секция – секция,   секция-лар – секции  

Большинство исключений (или просто особенностей) связано с заимствованными из русского языка словами (начинающим рекомендую пропустить эту информацию, вернётесь к ней позже):

1)   Если слово оканчивается на согласные ‘лл, мм, сс, тт, ст’, то при добавлении окончаний последняя буква выпадает:
металл – метал-дар,   грамм – грам-дар,   кросс – крос-қа
киловатт – киловат-тар,   атеист – атеис-тер,   турист – турис-тер
2)   Если слово оканчивается на мягкий знак, то при добавлении падежных окончаний мягкий знак сохраняется, а при добавлении притяжательных окончаний (моё, твоё, наше и т. д.) опускается:
табель-ге – табел-і,   дуэль-ге – дуэл-i,   тушь-қа – туш-ы
3)   Если слово оканчивается на ‘ль’, то добавляются мягкие окончания:
ансамбль-ге – ансамбл-і,   роль-ге – рол-і,   дирижабль-ге – дирижабл-і
спектакль-ге – спектакл-і,   модуль-ге – модул-і,   руль-ге – рул-і
4)   Если слово оканчивается на ‘рк, рг, кс, лк, кл, нк’, то присоединяются мягкие окончания:
парк-тен,   пункт-тер,   драматург-і,   бокс-ке,   комикс-тер
5)   Если слово оканчивается на ‘кт, нк, нг, ск, фт, пт’, то не только присоединяются мягкие окончания, но и добавляется гласная ‘і’ (кроме банк – банк-те):
факт-i-лер,   контакт-і-ге,   танк-і-ге,   акваланг-і-сі,   диск-і-лер,   лифт-і-cі
6)   Если слово оканчивается на ‘ог, уг’, присоединяются мягкие окончания (кроме йог – йог-қа):
педагог-тер,   округ-ке,   диалог-тер,   герцог-і,   биолог-і,   филолог-ке
7)   Если слово оканчивается на ‘х’, то присоединяется твёрдое окончание:
цех-та
8)   В заимствованных из русского языка словах буквы ‘ё’ и ‘ю’ в последнем слоге смягчаются и к словам добавляются мягкие окончания:
актёр-дің,   костюм-ді,   абсолют-ке,   блюз-дің

При присоединении притяжательных окончаний в некоторых словах выпадает гласная в корне слова (ауыз, аузы), смотрите исключения в разделе Беглые гласные.

Порядок следования окончаний

1. Первым окончанием всегда идёт множественное число (на сайте тёмно-коричневым цветом):

адам-дар – люди,   дүкен-дер – магазины  
ойыншық-тар – игрушки,   шелек-тер – вёдра  

2. Вторым – притяжательное окончание (твоё, моё, наше и т.д., на сайте голубым цветом). Примеры с притяжательными окончаниями в словах в единственном и множественном числе:

адам-дар-ы – их люди,   дүкен-дер-іміз – наши магазины  
ойыншық-тар-ың – твои игрушки,   шелек-тер-і – их вёдра  
дос-ың – твой друг,   бөлме-ңіз – Ваша комната  
сағат-ым – мои часы,   үстел-і – его стол,   айна-сы – её зеркало  

3. И только третьим следует окончание какого-либо падежа.

сағат-тар-ың-нан – от твоих часов,   дүкен-дер-iмiз-ден – от наших магазинов  
бөлме-лер-і-нде – в их комнатах  

Ещё примеры:

әже – бабушка,   әже-де – у бабушки,   әже-лер-де – у бабушек  
қала – город,   қала-да – в городе,   қала-лар-да – в городах  
әже-де – у бабушки,   әже-м-де – у моей бабушки,   әже-лер-ім-де – у моих бабушек  
қала-да – в городе,   қала-мыз-да – в нашем городе,   қала-лар-ымыз-да – в наших городах  
По данной теме:
  Видео. 06-сабақ. Дыбыстар
  Грамматика детям. Две страны
  Упражнения. Слова, ассимиляция

© Татьяна Валяева,  2007–2023

Фонетический разбор слов от А до Я!

В данной статье мы научимся делать фонетический разбор слов. Узнаем все существующие буквы и звуки, изучим основные правила фонетического или звуко-буквенного разбора слов.
Для начала рекомендуется посмотреть видео по теме ФОНЕТИКА, в нем освещаются базовые правила и формируется представление о фонетическом разборе слов.

Вводное видео о фонетическом разборе

При этом в алфавите 10 гласных букв. Это буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Я, Ё, Ю, Е.
Но гласных звуков, как ни странно меньше.
Всего 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И].

Почему так? Все потому, что гласные буквы Я, Ё, Ю, и Е не дают отдельных гласных звуков.
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут после согласных, то чаще всего дают звуки [А], [О], [У] и [Э].
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут в начале слов, после гласных, мягкого или твердого знака, то они, как правило, дают сочетания звуков, которые записываются, как [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э], соответственно.

В алфавите еще 2 интересных буквы: Ь и Ъ. Мягкий и твердый знак не дают самостоятельных звуков, но для чего они тогда нужны, и где еще 36 звуков…
В алфавите осталась еще 21-на согласная буква:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Вот они-то, в сочетании с гласными буквами и мягким знаком и дают оставшиеся 36 звуков — это [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

То есть, к примеру, буква Б в словах может давать твердый звук, записывается, как [б]. К примеру, в слове “бочка”.
Также Б может давать мягкий звук, который записывается почти также, но с маленькой кавычкой(апострофом) – [б’]. К примеру, мягкий звук [б’] в словах: берег, обязан, особь.
Мягкий знак, кстати, в последнем слове вместе с буквой Б и дал необходимый мягкий звук. Собственно для этого он и используется. Твердый знак в свою очередь используется для разделения звуков в слове, к примеру, в словах подъезд, съел, разъединить.

Правила фонетического разбора.

Со всеми буквами и звуками разобрались. Давайте перейдем к непосредственно правилам фонетического разбора.
Как мы поняли, по определению звуки могут быть гласными и согласными.

Фонетический разбор гласных

В зависимости от ударения в слове гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Как Вы уже поняли, звуков [я], [ё], [ю], [е] НЕ существует.
Буквы Я, Ё, Ю, и Е после согласных дают звуки [А], [О], [У] и [Э], соответственно.
Когда Я, Ё, Ю, и Е после гласных, мягкого, твердого знака или в начале слова, то дают звуки [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э].
Для Я и Е есть исключение, когда они безударные, тогда дают звук [И] после всех согласных, кроме Ж, Ш и Ц. К примеру, ряби́на [р’иб’ина], степно́й [ст❜ипной❜].
После Ж, Ш и Ц безударные Е и Я дают вместо [И] звук [Ы]. К примеру, в слове за́йцев [зай’цыф].
В других случаях безударные Я и Е дают [Й’][И]. К примеру, в слове язы́к [й’изык].

Все остальные гласные буквы А, О, У, Ы, Э и И дают соответствующие звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением случая, когда буква О без ударения, тогда она дает звук [А], к примеру в слове окно [акно].

Как запомнить фонетику гласных звуков?
С гласными всё довольно просто. Необходимо запомнить 4 буквы не дающие самостоятельных звуков Я, Ё, Ю, и Е. Они дают соответствующие звуки [А], [О], [У] и [Э] после согласных, смягчая их. В других ситуациях при фонетическом разборе Я, Ё, Ю, и Е перед [А], [О], [У] и [Э] добавляется [Й’].
Исключение, когда Я и Е без ударения, то дают [И] после согласных, иногда [Ы](после Ж, Ш и Ц), и [Й’][И] в остальных случаях.
Оставшиеся 6 гласных букв А, О, У, Ы, Э и И дают такие же звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением безударной О, которое дает звук [А].

Фонетический разбор согласных

Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие/парные и непарные.
Звонкие и глухие парные звуки это соответственно:
[б]-[п]
[в]-[ф]
[г]-[к]
[д]-[т]
[ж]-[ш]
[з]-[с]
и их мягкие «аналоги» [б’]-[п’],[в’]-[ф’] и т.д.

Звонкие непарные звуки(они же сонорные): [Й’], твердые [Л],[М],[Н] [Р] и мягкие [Л’],[М’],[Н’] [Р’].
Глухие непарные: [Х],[Х’],[Ц],[Ч’] и [Щ’].

Согласные также в словах могут быть твердыми или мягкими.
По общему правилу фонетики перед буквами А, О, У, Ы, Э и Ъ согласные буквы дают твердые звуки, кроме букв Ч, Щ и Й они дают всегда мягкие звуки, вне зависимости от того, какая буква за ними следует.
Перед И, Я, Ё, Ю, Е и Ь согласные буквы дают мягкие звуки, кроме Ж, Ш и Ц, они дают всегда твердые звуки.
Помним также, что Я, Ё, Ю, Е после согласных дают звуки [а],[о],[у],[э] без [Й’].
В отдельных словах Е может слышится, как [Э], без смягчения предшествующей согласной и без добавления [Й’], когда предыдущая буква не согласная. К примеру слово тест слышится, как [тэст], кафе [кафэ], проект [проэкт].

Также по фонетического разбору согласных важно знать:
1. Звонкая согласная буква может давать глухой звук, и наоборот глухая может давать звонкий. Если в слове буква, дающая парный звонкий звук, последняя или за ней следует буква, дающая глухой звук, то звонкий звук “приглушается”, то есть вместо звонкого в транскрипции записывается его глухая пара.
К примеру, слово когти, дает в транскрипции [кокт’и], ров в транскрипции [роф].
И наоборот. Глухие согласные буквы перед звонкими звуками (кроме [в]) “озвончаются”, то есть дают звонкие звуки. То есть вместо [С] слышится [З], вместо Т — Д, на месте К — Г и так далее.
К примеру, в фонетическом разборе слова сделать транскрипция (звучание слова) [з’д’э́лат’]
2. Сочетания согласных букв могут давать другие звуки. СЧ, ЗЧ произносятся как [Щ]. Сочетание ТЬС, ТС, ДС дают [Ц]. ЧН и ЧТ в некоторых словах могут давать звуки [ШН] и [ШТ].
К примеру, в слове счётный транскрипция [щ’отный’], учи́ться [уч’и́ца], подска́зка [пацка́ска], конечно [кан’э́шна], что [што].

3. Отдельные согласные в словах могут НЕ давать звуков в ряде случаев.
3.1 Когда в слове друг за другом идут буквы СТН и СТЛ, согласный [Т], как правило, не произносится. К примеру, постный транскрипция [посный], страстный [страсный’] , счастливый [щ’асл’ивый’].
3.2. Когда одинаковые согласные идут друг за другом. К примеру, в слове класс, транскрипция [клас]. Или к примеру, в слове коленный транскрипция [кол’эн:ый’]. НН в данном случаев в транскрипции помечается двоеточием, что означает, что звук продленный, то есть немного тянется при произношении.
3.3. Также в ряде случаев, когда две и более согласные буквы идут друг за другом, одна из них не произноситься. К примеру, в слове отдохну́ть транскрипция [ад:ахну́т’], ле́тчик [л’о́ч’ик], солнце [сонцэ], поздно [по́зна], се́рдце [с’э́рц:э], сши́ть [шыт’], сже́чь [жэч’].
На практике проблем с фонетическим разбором таких случаев, как правило не возникает, так как пропадание звуков естественным образом слышится при произношении слова.

Как легко запомнить фонетические характеристики согласных звуков?
Запомнить основные характеристики согласных звуков на самом деле несложно.
Звонкий звук или глухой легко определить по звучанию. Глухие звуки произносятся как бы «выдыханием» или «шумом», произносить глухие звуки немного легче, чем звонкие. Перебирая произношение глухих и звонких звуков, вы быстро уловите разницу и научитесь без труда их отличать.
Также не сложно запомнить парные звуки. Всего 6 основных пар звуков, перепутать их между собой довольно сложно. Причем все 6 звонких звуков из пар – это звуки первых 6 согласных букв алфавита друг за другом.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З
Твердость и мягкость в большинстве случаев легко понять, просто произнеся слово. К примеру, просто сравните звучание буквы д в словах дом и дети.

Это основные знания, которые важно усвоить для фонетического разбора. Осталось только освоить сам разбор на практике. Из-за большого количества особенностей и исключений, у вас вряд ли получиться сразу разбирать слова без ошибок, но чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.

Фонетический разбор слов по шагам.

1. Запишите слово, поставьте ударение.
Если вы потерялись и не можете точно поставить ударение, попробуйте, перенося ударение между слогами, выбрать самый благозвучный для вас вариант. К примеру, большинство людей из вариантов ударения: мОлоко, молОко, молокО, естественно, выберут последний, как наиболее понятный и правильный.

2. Внизу распишите буквы и звуки, которые они дают, каждый звук с новой строки.
Если на этапе разложения по звукам вы не знаете, как правильно произносится слово, записывайте звуки так, как слышите, полагаясь на свое собственное произношение конкретного слова.

3. Отметьте гласные звуки, обозначьте ударный и безударные.
С гласными буквами по-проще, поэтому их мы описываем в первую очередь, чтобы не отвлекаться потом, анализируя согласные. Частые ошибки связаны с безударными гласными буквами Я, Е после согласных, которые дают звук [И], а также с безударной О, дающей звук [А].

4. Отметьте оставшиеся согласные звуки, укажите звонкие они или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие.
Если вы забыли, какие есть звонкие и глухие звуки, то попробуйте понять интуитивно, звонкий звук или глухой по произношению. Самостоятельно попробуйте подобрать пару, вспомните первых 6 согласных букв алфавита, если парного звука на ум не приходит, значит скорее всего звук непарный. Твердость или мягкость также можно отчетливо различить по произношению, даже не помня правил.

5. Посчитайте итоговое количество звуков и букв.
Звуков может быть может быть меньше, больше или столько же, сколько букв в слове. Будьте внимательны на финишном этапе фонетического разбора!

Фонетический разбор, на примере слова ЗВОНИТ

1. Записываем слово, ставим ударение
звонИт (ударение на второй слог верное)

2. Расписываем буквы и звуки
звонИт (обращаем внимание, что в слове безударное О, дающее звук [А])
з [з]
в [в]
о [а]
н [н’]
и [и]
т [т]

3. Отмечаем гласные, ударные и безударные.
звонИт
з [з]
в [в]
о [а] гласный, безударный
н [н’]
и [и] гласный, ударный
т [т]

4. Отмечаем согласные, звонки и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие.
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый

5. Считаем количество букв и звуков
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый
6 букв, 6 звуков.

Больше примеров разборов по ссылкам: язык, русский, класс, день, солнце, щука, выполнить, обед, схема, дне, листьев, листья, звук, крючок, осень, чайка, щуку, ключ, ночь, слез, век, съем, съел, честь, ель, кольцо, яблоко, вьюга, деревья, роса, уши, елка, буквенно, жизни, поля, вдруг, юг, друзья, пять, предложения, улыбка, семья, счастье, транскрипция, ежик, ягода, слышится, дождь, земля, мороз, безделья, якорь, поем, поешь, яркий, мяч, чай, буква, правила, маяк, певец, лес, поет, лоб, береза, подъезд, выделяет, яма, белый, люлька, выделить, морозов, таблица, полный, комок, багаж, бывшего, юла, еж, такси, ружье, зайцев, заяц, чашка, произведите, гляжу, работа, веки, легкий, звуки, жирный, ручьи, другом, снег, мягкий, праздник, как, какой, цветок, образец, ясный, объявит, урок, согласных, ветер, школа, медведь, течет, цирк, сердце, лей, вьюн, время, вода, стоящей, стоит, стояла, гриб, лил, льет, сделайте, большой, слоги, птичьим, задания, воробьев, памятка, бьет, воробьи, берег, будете, путем, тетрадь, нашел, тема, близко, мышь, ел, люди, очень, гласных, текста, ответ, октябрь, гуашь, желтый, поздний, жил, жить, жило, жили, живете, цвет, калач, зяблик, найти, ярмарка, звезды, коньки, глаз, дуб, вновь, черных, черный, водой, бела, лишь, анализом, юбка, линия, мед, скользят, дети, клен, объявление, осенний, букву, идите, шел, бил, лиса, лис, крылья, грустно, белка, белок, анализ, контрольная, весна, лесной, края, съесть, морковь, компьютер, правит, обсуждали, стоять, стоящий, стоял, русском, литая, синтаксический, аллея, какие, сознание, березка, река, книга, россия, слог, пила, согласными, степью, любовь

Обязательно отработайте предложенный алгоритм на практике. Для хорошего усвоения навыка фонетического разбора слов, рекомендуется произвести самостоятельный разбор хотя бы 10 слов разной длины и структуры. При этом мы рекомендуем на начальных этапах делать это, имея под рукой описанные выше правила разбора.
Зная правила, которые мы изложили, и изучив примеры в нашем онлайн сервисе фонетического разбора, вы быстро научитесь без ошибок делать это самостоятельно с минимальным числом ошибок.

Удачных вам фонетических разборов!


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Word Study List – Hard and Soft C Words

Google Slide, PDF | 1 страница | Оценки: 1 – 2

Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие твердый и мягкий c, с помощью этого обширного списка слов.

40 жестких и мягких слов C Готовы к изучению!

В английском языке есть множество букв, которые могут издавать более одного звука. Одним из таких примеров является буква C. Буква C может издавать звук /k/, как в слове «кошка». Он также может издавать звук /с/, как в слове «сельдерей». Эти звуки часто называют «твердым и мягким звуком с».

Этот список из 40 слов с твердой и мягкой буквой C был составлен, чтобы помочь вам реализовать программу фонетики в классе. Он включает в себя ряд односложных и двусложных слов. Вот некоторые из слов, включенных в список:

  • Hard c: спокойный, верблюд, замок, кривая, конус.
  • Софт c: сотовый, город, рис, карандаш, специи.

Многочисленные приложения для этого списка сложных и мягких слов C

Этот список твердых и мягких слов C можно использовать различными способами для удовлетворения разнообразных потребностей ваших учащихся во время занятий по обучению грамоте. Вот некоторые из наших предложений:

Teach the Rule

Знаете ли вы, что существует правило, помогающее учащимся определить, когда буква C говорит /k/ и когда она говорит /s/? Правило «C говорит /s/ перед e, i и y» можно использовать в качестве руководства, чтобы помочь учащимся запомнить, какой звук произносит буква C в конкретном слове. Спроецируйте список слов на интерактивную доску, а затем попросите учеников определить слова, соответствующие этому правилу. Есть ли среди слов списка нарушители правил?

Индивидуальная практика

Отправьте списки домой, чтобы ваши учащиеся могли повторить расшифровку (чтение) и кодирование (написание) слов с твердым и мягким c в списке. Не забудьте включить только слова, содержащие буквенно-звуковые соответствия, которые вы уже обсуждали в классе.

Игры на прослушивание для фонематического восприятия

Прочитайте слова из списка и попросите учащихся прослушать твердый или мягкий звук c. Попросите их указать, какой звук они слышат в слове, например, положить руки на голову, если они слышат твердый звук «с», или на живот, если они слышат мягкий звук «с». Это позволяет учителю определить учащихся, которым может понадобиться дополнительная поддержка с концепцией.

Простая загрузка этого ресурса для учащихся

Используйте кнопку «Загрузить», чтобы получить доступ к PDF-версии или редактируемой версии Google Slides этого ресурса.

  • учебный ресурс

    Сопоставление хитрых слов — карточки с заданиями

    Потренируйтесь определять сложные части в часто встречающихся словах с помощью этих дифференцированных наборов карточек с заданиями на сопоставление сложных слов.

    22 страницы К – 1
  • учебный ресурс

    Рабочий лист префикса: Im- и Non-

    Закрепите понимание учащимися префиксов im- и non- с помощью рабочего листа с префиксами, который можно распечатать.

    1 страница 3 – 6
  • учебное пособие

    Стратегии правописания — плакаты

    Напомните своим учащимся о различных стратегиях правописания, показав набор из 10 плакатов о стратегиях правописания.

    1 страница 2 – 5
  • учебное пособие

    Переработка письменных подсказок – Рабочие листы Дня Земли

    Дифференцируйте обучение письму в начальных классах информационными письменными подсказками о переработке и консервации.

    15 страниц К – 2
  • учебное пособие

    Морфологическое знание – Сопоставление деятельности

    Повторите понятия, изученные на уроках по префиксам и суффиксам, убедившись, что учащиеся понимают части слова с помощью задания на сопоставление.

    8 страниц 3 – 6
  • учебное пособие

    Центры цифровой математики и грамотности

    Используйте это занятие в центре цифровой математики и грамотности в качестве спирального обзора в вашем детском саду или классе 1-го класса.

    1 страница К – 1
  • учебное пособие

    Словарь Word Wall Word в день инаугурации

    Познакомьте своих учеников с Днем инаугурации с помощью набора из 48 настенных карточек со словами «Инаугурация».

    12 страниц 3 – 6
  • учебное пособие

    Сортировка слов с фонемой от 3 до 5 — деятельность по сегментации

    Практикуйте сегментацию 3–5 фонем в словах в этом упражнении по сортировке

    12 страниц К – 1
  • учебное пособие

    Сегментирование 4-х фонем. Упражнение – Smash It!

    Потренируйтесь разбивать слова на четыре фонемы с помощью этого набора карточек с заданиями из пластилина.

    7 страниц К – 1
  • учебное пособие

    Земля, Солнце и Луна – рабочий лист для понимания

    Прочтите и сравните физические характеристики Земли, Солнца и Луны с помощью этого листа для понимания прочитанного.

    4 страницы 5

Hard and Soft C – Learn71

Знакомство с Hard and Soft C

Это правило определяет, когда учащиеся должны использовать твердые или мягкие c и g при чтении и правописании. Читатели смогут решить, какой звук использовать, взглянув на букву, которая следует за c. Хотя это правило предсказуемо для твердого и мягкого c, оно менее предсказуемо для твердого и мягкого g.

Правило:

  • Буква c говорит /s/, когда за ней следует e, i или y
  • Для всех остальных букв c говорит /k/

Предварительные навыки

Учащиеся понимают длинные и короткие гласные

Учащиеся знают большинство или все названия букв и звуков

Учащиеся знают и понимают использование магии e

  • Список слов и проекционный лист для твердых и мягких слов c
  • Карточки с картинками для начинающих читателей
  • Карточные игры (2 копии двух разных цветов)
  • Списки слов

    Soft c

    цент               город                лед                век        золь                         карандаш

    возбуждает           центр           раса               причудливый             танец            кислотный                           карандаш

    Hard c

    кукуруза, булыжник, переноска,

    Фонематическая осведомленность Упражнение

    Попросите учащихся произносить звук /k/ и царапающее движение, когда они слышат слово с твердой буквой c, и движение змеи, а также звук /s/ для слова с мягкой буквой c.

    вставка видео действий

    кукуруза              цент               город                булыжник           век                     

    Практика с гидом:

    Разучите песню и спойте:

    Эта песня поется на мелодию БИНГО:

    Есть три буквы, которые смягчаются c    e,ie,I,y

    Те же три часто смягчаются g   e,i,e,i,y

    Хоровое чтение:

    Составьте список слов с твердыми и soft c на интерактивной доске или с помощью документ-камеры.

    • Попросите учащихся подойти и подчеркнуть слова ce, ci, cy
    • Произнесите и прочитайте список всем классом. Повторяйте или перечитывайте сложные слова
    • Включите новую лексику, чтобы учащиеся могли остановиться и выяснить произношение, используя правило солдата (например, киста). Обсудите значение новых слов.

    Это упражнение также можно выполнить с помощью бумаги и маркеров.

    Независимая практика

    Сортировка с заботой:

    Объедините учащихся в пары для сортировки карточек. При объединении учащихся в пары учащиеся со схожими навыками должны быть в партнерстве.

    Группа 1 – для начинающих читателей с картинками –

    1. Определите, используются ли в слове твердые и мягкие слова с буквой «с»
    2. Обведите все слова, содержащие «ce», «ci» и «cy»
    3. Определите, где в каждом слове находится мягкая «с» (начало, середина и конец)

    Группа 2 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам с твердыми и мягкими буквами c

    Группа 3 – сортировка по карточкам – сортировка слов по стопкам, буква которых следует за c (e,i,y)

    Все учащиеся могут выполнять одно задание, или половина учеников может выполнять одно задание, а другая половина — другое. Поменяйте сортировку в середине урока.

    Леса:

    Если вы обучаете учащихся среднего уровня, ученики с отстающими навыками могут пройти первичную сортировку.

    Расширение:

    Если у вас есть дополнительное время, задайте вопросы партнеру о словах в следующем порядке:

    • Какой из них вы можете съесть?
    • Можете ли вы найти две рифмующиеся?
    • Можете ли вы найти что-нибудь, чем можно писать?

    Флоридский центр исследований чтения

    Жирафы, козы, кошки и многоножки

    Практические тексты

    Чтение от A до Z

    Декодируемый 23 Поездка в город

     

    Западная Виригения 0002 Прокрутите урок до конца, чтобы найти текст.

    Hard and Soft c

    Hard and Soft g

    Номер истории: 1
    Маленькие пирожные
    Кэл и Карл любят торт. Кэл пьет молоко со своим пирогом. Карл чувствует
    запах пирожных, когда они готовятся. Кэл и Карл поют песню о
    пирожные. Они покрывают торты взбитыми сливками.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *