Разное

Семейное воспитание: Семейное воспитание

Содержание

Родители и дети, права и обязанности в семейном воспитании

Появление на свет малыша – событие, имеющее важность не только для каждой конкретной семьи, но и для всего государства. Ведь родился новый гражданин, имеющий такие же права и обязанности, как и другие члены общества.

Родители и дети связаны безусловным родством, поэтому с первого дня жизни ребенка взрослые несут ответственность за его жизнь и здоровье, развитие и воспитание. Более того, они обладают первоочередным правом воздействия на подрастающую личность и несут гражданскую, социальную и уголовную ответственность за невыполнение своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют права и обязанности родителей по воспитанию детей. Рассмотрим их основные положения, а также механизмы, которые регулируют их соблюдение.

Воспитание

Права и обязанности родителей или других взрослых, которые на законодательном уровне наделены таким статусом, вступают в силу с момента рождения дитя и заканчиваются в день наступления совершеннолетия (18 лет).

И мать, и отец обладают одинаковыми правами и обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, независимо от того, зарегистрированы ли их отношения официально.

Взрослые члены семьи обязаны обеспечить правильное воспитание своих детей, которое заключается в привитии нравственных, духовных, гражданственных и трудовых ценностей. Родители готовят ребёнка к социально активной жизни, прививают стремление участвовать в политической жизни своей страны.

Обязанность родителей по воспитанию и содержанию детей является первостепенной задачей государственного характера.

Обязанности взрослого состоят в постоянном надзоре за детьми с целью предотвращения противоправных действий и ситуаций, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья.

Воспитание предусматривает привитие правильных навыков поведения в обществе, развитие интеллектуального и физического здоровья. К тому же важно развивать определенные черты характера, которые помогут ребенку ориентироваться в сложных общественных отношениях.

Неотъемлемым правом ребенка является его нравственное и физическое развитие, благодаря которому он становится полноправным членом социума.

Образование

Права и обязанности родителей по воспитанию детей распространяются и на обязательное получение образования. Согласно 67 статьи Семейного кодекса взрослые члены семьи должны обеспечить условия, при которых несовершеннолетний получит общее среднее образование.

Родители имеют ряд прав в сфере обеспечения образования своим детям:

  • Выбирать ту форму обучения, которая подходит индивидуальным, возрастным и физическим возможностям малыша;
  • Выбирать учреждение образования в соответствии с личными предпочтениями;
  • В том случае, если выявлены нарушения прав и интересов несовершеннолетнего, защищать их;
  • Участвовать в общественной жизни учреждения образования, а также в управлении его содержанием.

В период обучения родители не только обладают правами: должно продолжаться семейное воспитание дитя, ведь взрослые ответственны за правонарушения, совершенные несовершеннолетними. К ним относится и нарушение устава учреждения образования.

Государство обеспечило на законодательном уровне обязательное бесплатное получение начального и общего среднего образования. При этом администрация образовательных учреждений обязана предоставлять законным представителям сведения об успеваемости, поведении и содержательном ходе учебного процесса. Она также должна следить за тем, чтобы дисциплина поддерживалась с помощью педагогических средств, основанных на уважении и сохранении достоинства личности.

Законодательство предусматривает возможность несовершеннолетнему, которому исполнилось 15 лет, прекратить обучение в учреждениях образования. Однако сделать это он может только с согласия родителей или лиц, выполняющих их обязанности. К тому же соответствующие органы обязаны совместно с родителями в течение месяца обеспечить трудоустройство ребенка и продолжение им обучения, но уже по другой форме.

Ненадлежащее исполнение обязанностей

Большинство родителей по-своему воспринимают свои обязанности по содержанию, образованию и воспитанию детей. Именно поэтому часто можно наблюдать нарушение законных прав несовершеннолетних.

Считается, что обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей не выполнены или исполняются не в полном объеме в следующих случаях:

  • Ребенок систематически не посещает учреждение образования или делает это нерегулярно;
  • Нецензурно выражается, вызывающе ведет себя в общественных местах, нарушая общественный порядок;
  • Совершает противоправные действия, бродяжничает;
  • Пристрастился к алкоголю, табаку, наркотикам.

Неисполнение родителями своих обязанностей приводит к таким наказаниям:

  1. Те родители, которые впервые подвергаются наказанию за ненадлежащее воспитание ребенка, получают предупреждение или штраф.
  2. Если пренебрежение обязанностью родителей сопряжено с особой жестокостью, то законодательство предусматривает уголовное наказание. Оно зависит от тяжести нарушения и определяется в виде штрафа или принудительных работ.
  3. В том случае, если нарушение родительских обязанностей неоднократное и доказаны факты опасности для жизни и здоровья ребенка в период проживания в семье, взрослые лишаются родительских прав.
    1. 4. Судебными органами может быть вынесено решение о том, чтобы ограничить права взрослых на дитя в том случае, если доказано негативное влияние, исходящее от взрослых.

Ошибки родительского воспитания и попустительское отношение взрослых выявляют в первую очередь работники учреждений образований, которые сигнализируют в органы опеки о пропусках занятий, возможном физическом насилии и других злостных фактах нарушений прав детей.

К тому же общественное окружение, которое наблюдает за жизнью соседей, родителей одноклассников своих детей, всегда выявляет скрытое и явное неблагополучие таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем или принимают наркотические средства. Особого внимания требует физическое насилие над несовершеннолетними. Если ребенок систематически появляется на улице или в школе с явными признаками избиения, нужно срочно сообщить об этом в специальные органы.

Правоохранительные органы выявляют неблагополучные семьи, где воспитываются несовершеннолетние и направляют данные в органы опеки. Именно эти государственные организации занимаются вопросами наказания родителей за невыполнения ими своих обязанностей перед детьми.

На сотрудниках опеки лежит сложная и ответственная государственная функция, ведь они обладают рядом полномочий по отношению к несознательным родителям:

  • Во время вынесения судебных решений отстаивают права и интересы ребенка;
  • Обладают решающим правом голоса при решении вопроса о лишении родительских прав и определении места жительства несовершеннолетнего;
  • Выносят решение об изъятии малыша из неблагополучной семьи и помещении его в специальное учреждение.

Особый возраст

Сухие статистические данные свидетельствуют о том, что под термин «неблагополучные» все больше попадает детей из вполне обеспеченных и порядочных семей. Причем происходит это чаще всего в подростковом возрасте.

С чем это связано? Почему дети, родители которых прилаживали максимум усилий к их воспитанию и развитию, вдруг становятся неуправляемыми, начинаю нецензурно выражаться, хамить, вызывающе вести себя в общественных местах? Нередки случаи, когда вполне обеспеченное дитя начинает бродяжничать, постоянно сбегая из дома.

Всем известно о физических изменениях, которые происходят в подростковом возрасте, и об их влиянии на формирование личности и ее поведение. То, как будет переживать подросток это непростое время, является отражением отношений ребенка и родителей в раннем детстве.

Данная взаимосвязь не случайна. Ведь степень доверия и уважения ко всем членам семьи является индикатором мироощущения подростка. Оно, в свою очередь, зависит от стиля воспитания, который был выбран родителями с самого рождения малыша. При авторитарном или попустительском отношении воспитывать свободную, мыслящую личность, которая живет в гармонии с собой и окружением, невозможно.

Стили воспитания и их влияние на развитие личности в подростковом возрасте играют важную роль. Даже если родителями были выбраны жесткие рамки контроля или, наоборот, они были слишком заняты собой или своим карьерными достижениями, воспитание подростка требует коренных изменений тактики. В обратном случае взрослым грозит обвинение в неисполнении своих родительских обязанностей.

Исправляем ошибки

Типичные ошибки при воспитании подростков родители допускают часто. И это вовсе не значит, что взрослые не любят своих подрастающих сыновей или дочерей или уклоняются от обязанностей по их воспитанию. В данном случае речь идет о том, что, столкнувшись с резким изменением в поведении подростков, взрослые просто не знают, как правильно себя вести с ними.

Психологи и педагоги, опираясь на опыт предшествующих поколений, а также современные реалии, составили ряд советов родителям, которые столкнулись с трудностями в воспитании подростков.

  1. Помните о том, что ваш вчерашний малыш, еще не став взрослым человеком, стремится получить самостоятельность. Дайте ему возможность проявить себя.
  2. Когда подросток грубит и не подчиняется вашим указаниям, покажите, что вы любите его несмотря ни на что. Вы удивитесь, как быстро у него пропадет желание вступать в конфликт.
  3. Время указаний и диктата прошло. Только конструктивный диалог и взаимное уважение помогут наладить отношений с сыном или дочерью.
  4. Такой взрослый юноша и не терпящая возражений дочь очень хотят, чтобы их обнимали, целовали и постоянно говорили о том, что их любят, гордятся и нуждаются.
  5. Относитесь с уважением к интересам, увлечениям и друзьям своих наследников. Ведь вы вложили все силы на развитие ребенка в детстве. Сейчас пришло время довериться его выбору. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку.
  6. Помните о том, что лучшее воспитание – это личный пример.

Показывая свою искреннюю заинтересованность, любовь и заботу к подрастающему родному человеку, вы можете быть уверены, что с честью выполняете свои родительские обязанности.

Специфика методов воспитания детей в семье: пути взаимодействия с ребенком

Сразу после рождения ребенок начинает исследовать окружающий мир. Для него все ново, неизведанно и интересно. Родители помогают крохе делать первые шаги, учат самостоятельно кушать, говорить первые слова. Уже в этот период взрослые, часто неосознанно, используют определенные методы воспитания детей. То есть ищут такие пути взаимодействия с малышом, которые эффективны при передаче жизненного опыта и нравственных ценностей.

В семье закладываются главные, фундаментальные представления о нормах морали, трудовой деятельности, правил поведения и т. д.

Именно от семейных отношений зависит, сможет ли самореализоваться маленький человек или его природные таланты не найдут применения и будут безвозвратно утеряны.

Маленькие дети – наблюдатели, которые чутко реагируют на поведение взрослых, перенимая их привычки, манеру поведения, способы взаимодействия с другими людьми.

Особенность семейного воспитания состоит в том, что родители, имея тесный и постоянный контакт с раннего детства, влияют на развитие и воспитания больше, чем любые учреждения образования.

Разные семьи – разные методы

Полученные в детстве образцы поведения чаще всего остаются с маленьким человеком на всю жизнь. Такие факторы, как наследственность и социальное окружение тоже сыграют определенную роль в развитии ребенка, однако семья обладает самым сильным влиянием на него.

В каждой семье свои стили воспитания детей. Именно от них будет зависеть развитие самооценки, успеваемость, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Склонность к вредным привычкам, подверженность депрессиям тоже зависят от того, какими были взаимоотношения в семье.

Стиль воспитания – поведение родителей, направленное на развитие детей.

Сразу следует отметить, что чаще всего встречаются смешанные стили воспитания. Чтобы понять, какие ошибки допускают родители, рассмотрим каждый из них, укажем на их достоинства и недостатки.

Авторитарный стиль

Если ребенок растет в семье с авторитарным стилем воспитания, то ему придется столкнуться с жесткими требованиями и подавлением малейшей инициативы. В такой семье не знают просьб, есть только четкие и конкретные указания, выполнять которые нужно неукоснительно.

За малейшее непослушание малыши строго наказываются. Чаще всего используется наказание физического характера. Нередко ребенок подвергается унижениям и оскорблением за выражение собственного мнения или нежелание подчиняться.

Каждое действие требует отчета. Родители правы всегда – вот основное правило воспитания в таких семьях. Причем обосновывать правильность своих суждений матери и отцы не считают нужным.

Кроха не имеет права оспаривать установленные правила или пренебрежительно относится к семейным традициям.
Малыши, выросшие в таких семьях, могут стать замкнутыми, неуверенными в себе, чуждаясь сверстников. Или же, наоборот, выйдя из-под родительской опеки, станут вести себя агрессивно, пытаясь утвердиться в обществе.

Попустительский стиль

С самого раннего детства ребенок растет в атмосфере вседозволенности. Родители или слишком заняты своими проблемами, или считают, что таким образом их малыш сможет развить свои лучшие качества. Любое начинание крохи поощряется, даже если оно неправильное. Наказание отсутствует или используется непоследовательно.

Кроха учится использовать свое влияние на родителей для достижения целей. Подобный тип поведения дети используют в общении со сверстниками и другими взрослыми.

У таких малышей часто возникают проблемы и недопонимание в школе. Они отказываются выполнять требования педагогов, нарушая дисциплину. Их не интересует учеба. Родители не пытаются его остановить, а обвиняют школу в неумении работать с их ребенком.

В подростковом возрасте, не научившись определять границу дозволенного, отпрыски часто вступают на тропу преступлений, начинают употреблять спиртные напитки или наркотики.

Как ни странно, именно такие дети чаще всего подвержены депрессиям и фобиям, склонны к насилию. Не зная, что такое дисциплина, они пытаются контролировать других людей, манипулируя ими. Однако не учитывают при этом их интересы, встречают отторжение и остаются в одиночестве.

Выросшие в семьях, где было дозволено все, подростки воспринимают отстраненное поведение родителей как полное равнодушие, чувствуют себя глубоко несчастными.

Демократический стиль

Новым подходом в воспитании детей является демократический стиль.

Родители пытаются наладить тесный контакт с отпрысками, вовлекая их в совместную деятельность. Они последовательны и тверды в требованиях, поощряют самостоятельность и ответственность.

Дисциплина является неотъемлемой частью воспитания. Дети четко понимают, что можно делать, а что нельзя. Справедливость – высшая ценность в таких семьях. Не допускаются физические наказания. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии.

Крохам предоставляется право выбора: или делать то, что советуют родители, или принимать самостоятельные решения. Во втором случае придется брать ответственность за свое решение.

Дети вовлечены в семейную жизнь и принимают в ней непосредственное участие. Разумная инициатива, которая подкрепляется доводами, поощряется.

В таких семьях вырастают ответственные, инициативные, способные ответить за свои поступки люди.

Рассматривая типы воспитания детей, отметим, что воспитывать нужно, используя различные способы воздействия. Ведь не существует идеальных советов или правил.

Однако нужно помнить, что поведение взрослого человека является отражением той модели отношений, которую он видел в детстве.

Как воспитывать?

Можно стать малышу другом, советчиком и авторитетом, используя основные правила воспитания детей.

Чтобы правила воспитания детей раннего возраста помогли родителям, нужно выполнить одно необходимое условие: малыша нужно любить и хвалить. Причем хвалить за каждый хороший поступок, за мелочь, которая, на первый взгляд, может показаться несущественной.

Для совершения хороших дел малышам нужен стимул. Постоянные окрики и наказания не смогут выработать желание совершенствоваться.

Итак, расскажем об основных педагогических правилах, которые помогут родителям из разных типов семей.

  • Приучайте к строгому распорядку дня;
  • Соблюдайте элементарные правила безопасности, сохраняя жизнь и здоровье крохи;
  • Станьте примером для подражания;
  • Проводите с малышом все свободное время;
  • Прививайте навыки трудовой деятельности;
  • Дайте возможность самостоятельно развиваться, делая ошибки;
  • Укажите границы дозволенного;
  • Приучайте к послушанию;
  • Не ждите от крохи больших свершений, лучше позвольте развиться его лучшим природным качествам.
  • Любите своего долгожданного и неповторимого малыша таким, какой он есть.

Специфика воспитания заключается в том, что оно не прекращается никогда. Из года в год мы воспитываем детей, а они воспитывают нас. Это очень сложное дело, выполнить которое отлично практически невозможно.

Однако искренняя любовь, уважение, желание понять и принять своего ребенка способны на настоящее воспитательное чудо.

Статья “Принципы и методы семейного воспитания”

Принципы и методы семейного воспитания.

Понятие семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.1

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. 
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Особенность семейного воспитания – органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

– неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

– бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

– авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

– безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

– отсутствие нормального психологического климата в семье;

– фанатизм в любых его проявлениях;

– безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.2

Еще раз повторю, что среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспи­тание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, дру­гие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоя­тельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существова­нию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители ис­пользуют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) по­тенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно не­давно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жиз­недеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные пред­посылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успеш­ное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик). Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во мно­гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно.

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредст­венно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких лю­дей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкиваю­щим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспи­тание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребно­стей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможно­сти семьи материально содержать детей, обеспечивать их полно­ценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудо­ванности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания – это не дополнительное ук­рашение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ре­бенка.

По воспитательным возможностям различаются сельские и го­родские семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. 3

Принципы семейного воспитания

Принципы воспитания  практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

– дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

– родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

– воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

– диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

– личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

– воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

– все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

– оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании. Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула… Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.4

Методы семейного воспитания

Методы  семейного  воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятель­ную детскую жизнедеятельность, полноценное мо­ральное и духовное развитие.

Выбор методов.

В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:

  • от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;

  • отношения в семье и образа жизни;

  • числа детей в семье;

  • родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

  • личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

  • опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Наблюдения, анализ письменных и устных ответов детей показывают, что один и тот же метод многими родителями используется по-разному. Наибольшее количество вариантов наблюдается при применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания. Одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования

Непосредственное(прямое) родительское требование

Опосредованное(косвенное) родительское требование

Основные условия действенности родительского требования

  1. Положительный пример родителей

  2. Благожелательность

  3. Последовательность

  4. Учет возрастных особенностей детей

  5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников

  6. Уважение личности ребенка

  7. Справедливость

  8. Посильность

  9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей

  10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)5

3 Куликова Т.А.

Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

Воспитание детей в семье или в чем ошибки современных родителей?


Воспитание детей в семье на современном этапе развития человеческого общества по-прежнему остается одним из актуальных вопросов.

Не нравится мне повторять заезженные в сети фразы, но как не скажи — семья остается по-прежнему тем главным университетом воспитания, с окончанием обучения в котором человек, хоть и маленький, получает звание «индивида». А каким получится этот индивид, зависит от стараний и умений самих родителей. Они же в лице ребенка и его первые педагоги.

Каждая семья хочет для своего ребенка самого лучшего. Однако, зачастую все сводится лишь к тому, чтобы вкусно покормить, красиво одеть и научить некоторым манерам поведения.

Но проблемы воспитания в семье маленького ребенка так не решаются. Детям нужно нечто большее, чем средства для роста и существования. Ребенок нуждается в воспитании, а это означает, что ребенок сможет вскоре применять полученные навыки в самостоятельной деятельности — среди сверстников и других¸ взрослых, отличных от его родителей по статусу, характеру и т.п.

Влияние семьи на воспитание ребенка, таким образом, очень велико. Только в семье малыш получает необходимые ему для социализации навыки поведения.

Сегодня мы рассмотрим все основные вопросы, касающиеся семейного воспитания ребенка, касательно дошкольного возраста.

Особенности семейного воспитания

Итак, каковы же особенности воспитания ребенка в семье?

Казалось бы ничего особенного — то в этом и нет. Ребенок родился и растет себе с мамой и папой в кругу братьев и сестер. Родители уходят на работу. Ребенка оставляют с бабушками и дедушками, или приводят в дом чужую тетю, которая будет на протяжении некоторого времени присматривать за малышом.

Или же оформляют ребенка в детское заведение на весь день. А некоторые даже на круглосуточное проживание с тем, чтобы забрать малыша в семью лишь на выходные дни.

Такое воспитание детей дошкольного возраста в семье и воспитанием — то назвать сложно. Даже не знаю, какую цель преследовали родители, когда планировали рождение ребенка.

Конечно, ситуаций бывает в жизни много. Иногда ребенок рождается «нечаянно». Но во многих семьях дети желанны по-настоящему. И тем не менее и про такие семьи можно говорить, что «родили и сдали».

Воспитание детей в семье должно стать главной задачей в оспитании детей молодых родителей, да и не молодых тоже, которые получили самый драгоценный дар в виде малыша.

Особенности воспитания ребенка в семье в том и состоят, что родителям следует относиться к данному процессу как к подарку. Воспитание детей дошкольного возраста в семье ответственное дело, и каждая семья подходит к этому по-разному.

Как же воспитывают детей в разных семьях?

Принципы семейного воспитания

Фактором, влияющим на ребенка как положительно, так и отрицательно в плане воспитания, является семья. Если родители придерживаются определенных принципов, то у них может получиться стать для малыша настоящими воспитателями. Если же воспитание проходит как-нибудь, ничего хорошо из ребенка обычно не вырастает.

Принципы воспитания не сложны для понимания. Рассмотрим их на наглядных примерах.

Принцип первый. Ребенка надо принимать таким, какой он есть. Какого сделали, такого и получайте — ваша работа. Даже если что-то вам не нравится в малыше, не стоит дергать его по всякому поводу. Это еще тот возраст, когда можно его подредактировать. В умелых руках и камень — глина.

Допустим, ваш малыш привык капризничать при посторонних. Вам это неприятно, и вы перестаете ходить с ним на разные мероприятия, на прогулку. Дескать, пусть в детском саду гуляет с другими детьми и воспитателем.

Но это не выход. Когда малыш подрастет, он будет привычен гулять только с чужими людьми, без вас.

Чтобы исправить такую ситуацию, педагоги и психологи считают нужным обсудить с ребенком цель прогулки, чем вы будете заниматься, куда пойдете. Возможно, предложите после улицы нарисовать, что вы там встретится на пути.

А если у вас запланирована встреча с кем-то, и ребенок должен быть при вас, можно договориться прийти с детьми всем, кто будет на встрече. Чтобы малышам было чем заняться, можно подготовить какие-то несложные игры. Это увлечет каждого ребенка, и дети не будут капризничать, привлекая внимание взрослых к себе. Они будут заняты друг другом и совместными играми.

Принцип второй. Ребенку нужно сопереживать, смотреть на детские проблемы серьезно, разделяя взгляды малыша.

Если у мальчика сломалась машинка, не нужно бежать в магазин за новой, чтобы унять горе у ребенка. Лучше посмотреть это как на возможность вместе отремонтировать игрушку. Не думаю, что поломка очень сложная.

В этом возрасте еще не умеют ломать по-серьезному. Зато совместная ремо-деятельность сблизит с сыном, даст ему понимание того, что взрослый рядом и всегда готов прийти на помощь.

Принцип третий — не улюлюкать, а адекватно беседовать. Даже самые маленькие дети очень хорошо понимают, серьезен ли с ним взрослый и правдив, или же считает его за несмышленыша, которому готов отдать весь мир.

И это очень нравится малышам. Они схватывают идею — поманипулировать родителями. Эта черта очень крепко укореняется в детской головке. В будущем такие малыши стать недостаточно отзывчивыми членами общества, зато замечательными потребителями. В очень прямом смысле слова.

По-разному родители воспитывают, но принципы воспитания, которыми мне хотелось поделиться, очень неплохо соблюдать, но при этом будет не лишним выбрать наиболее эффективные методы воспитания.

Методы воспитания детей в семье

У каждого есть свои методы воспитания детей в семье. Им придерживаются традиционно из поколения в поколение. «Как воспитывали нас, так и мы будет воспитывать» — это нормальный ответ современных родителей. Ведь, как они считают, не так важна сама система воспитания детей, как результат, с которым мы столкнемся или не столкнемся в будущем.

Несмотря на многие различия в применении методов воспитания, каждый родитель хоть изредка но беседует с малышом. Чаще, конечно, убеждает и внушает, вместо того, чтобы советовать.

Немаловажен личный пример взрослого. Ребенок — зеркало. Замечали, как малыши копируют движения нас, родителей — то встряхнет волосами, как папа, то грозит пальчиком кукле, как мама.

Другие взрослые могут применять метод поощрения своими достижениями. Это не плохо, но надо знать меру. Ведь малыш может легко привыкнуть быть хорошим за похвалу.

И уж совсем негоже наказывать ребенка, который еще и выводы — то делать не умеет из наказаний. Наказания и угрозы — не лучшие методы воспитания детей в семье.

А у вас какие методы воспитания в семье?

И все же главным в семейных отношениях часто считается здоровое развитие малыша, о формировании его как личности семья часто не задумывается. А ведь семья — основа становления индивида. И от воздействия семьи на ребенка развиваются те или иные черты его характера.

В разных семьях взаимоотношения между взрослыми и детьми нельзя назвать правильными с точки зрения педагогики и тем более психологии. Частые наказания ребенка приводят к его отторжению от методов такого воспитания. Малыш отдаляется от родителей, уходит в себя.

И тогда уже до него будет сложно или даже невозможно достучаться. И воспитывать его будут уже не родители, а его обиженные чувства. От таких состояний малыша зависит, как он будет относиться к родителям, повзрослев.

Стили семейного воспитания

Если методы воспитания у каждой семьи могут быть совершенно отличными от других семей, то стиль воспитания ребенка в семье можно отнести к той или иной классификации.

Существуют следующие стили воспитания:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустический.

Первый стиль воспитания ребенка в семье — демократический — наиболее приемлем в воспитании ребенка. Семьи с данным стилем воспитания учитывают интересы своего малыша, идут на компромиссы с ребенком, всегда находят выход из любой сложной и капризной ситуации.

Авторитарному стилю воспитания я бы сказала резкое «нет». Ведь взрослый сильнее, при этом стиле, навязывая свое мнение, он конечно же «победит». Но стоит ли делать так, чтобы малыш уже с раннего детства плясал под вашу дудочку. Самим такой стиль на себя примерить не хотели бы?

Есть еще один стиль с явно негативной направленностью — попустительский. Тут уж взрослым до своего ребенка совсем никакого дела нет. Каждый в семье сам по себе. Но малыш еще так нуждается не только в понимании, но и в активном участии в его развитии и обучении.

Стоит отметить, значение семьи в оспитании ребенка зависит от выбора или самопроизвольно организованного стиля.

Выбранный стиль воспитания — залог хороших взаимоотношений между родителями и детьми. Если хотите, чтобы малыш доверял вам, не будьте к нему слишком требовательны. Больше эмоционального тепла и совместных дел — вот основа ваших доверительных отношений.

Роль семьи в воспитании ребенка

Хочу поделиться историей одной семьи, в которой ребенок стал желанным подарком.

В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.

Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах. Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе. Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.

Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.

Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.

Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.

Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.

Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.

Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».

Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.

Роль отца в воспитании ребенка

Отцовское влияние на ребенка неоценимо. Даже не важно — мальчик это или девочка. Каждый малыш интуитивно ищет защиты со стороны «сильного папы». Хотя можно наблюдать и некоторые различия в отношении детей разного пола к главе семейства.

Например, мальчики тянутся к отцу за тем, чтобы научиться у него поступать по-мужски в любой ситуации. Мальчишки смотрят на то, как папа поступает, как он говорит и даже, какие у него движения рук. Все папины привычки становятся желаемыми, а временами интуитивными для мальчишки.

Девочки же ищут в папе укрытие от любого негативного воздействия. Девочки по натуре более трусливые, а папа для них олицетворение крепости, которую ничто не сломит. Рядом с отцом маленькие девочки чувствуют себя в полной безопасности.

Что касается воспитательного эффекта на ребенка со стороны отца, то тут можно констатировать факт — большинство детей не требуют так уж много времени со стороны взрослого. Им достаточно недолгого общения с папой, чтобы понять, что тыл на месте. А дальше уже можно и своими делами детско-игрушечными позаниматься.

Исподтишка мальчишки будут наблюдать за делами отца, при этом занимаясь своими. А девочки могут порой даже и покапризничать, привлекая внимание большого папы. Им требуется для отцовского внимания гораздо больше времени.

Дочки готовы сидеть на ручках у папы весь день. Им всегда уютно в объятиях папы. Большого эффекта от такого сидения на ручках у папы дочки не получают, зато эмоциональное состояние у них при этом формируется благоприятно.

Как для сына, так и для дочери общение с отцом сказывается весьма положительно. Поэтому, дорогие мамочки маленьких и не очень маленьких детей, прежде чем разрывать связь с отцами своих малышей, подумайте, как будет чувствовать и как будет расти ребенок без отцовского плеча.

Советы родителям по воспитанию детей

Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.

  1. Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.
  2. Планируйте малыша вместе.
  3. Будьте с ребенком с самой первой секунды его жизни.
  4. Разговаривайте с малышом, когда он бодрствует и когда он или она засыпает.
  5. Позволяйте сынишке или дочке задавать вам любые вопросы и не смущайтесь отвечать на них честно.
  6. Будьте правдивы с детьми.
  7. Не заставляйте ребенка делать выбор, с кем идти гулять — идите всей семьей.
  8. Проводите как можно больше времени в совместной деятельности.

И, наконец, дорожите друг другом в глазах ребенка и никогда не расставайтесь.

Семья — это не надолго. Семья — это НАВСЕГДА!

Семейное воспитание – типы, стили, принципы, особенности, видео

Цель каждого родителя — привить ребенку качества, которые позволят ему приспособиться к взрослой жизни. Семейное воспитание нацелено на формирование в детях нравственных добродетелей. Оно включает в себя хорошо продуманную систему образования, направленную на развитие чувства собственного достоинства. Благодаря такой методике, ребенок получает ценные навыки, а также правильные жизненные ориентиры.

Семейное воспитание с позиции нравственности

Формирование личности во многом зависит от условий, в которых растут дети. Уклад жизни и социально-финансовое положение семьи определяет образ мышления ребенка.

В связи с этим принципы семейного воспитания строятся на:

  • гуманности;
  • открытом общении;
  • милосердии;
  • последовательности действий родителей;
  • доверительных отношениях;
  • взаимопонимании;
  • сотрудничестве.

При этом родители должны вовлекать детей в семейные дела, проблемы и потребности. Взрослым нужно относиться к ним как равноправным членам общества. К тому же семейное воспитание предполагает живой обмен мыслями между несколькими поколениями. Для этого родителям необходимо всегда уделять достаточно времени, чтобы отвечать на специфические вопросы детей.

Основой семейного воспитания является любовь. Однако она должна быть целесообразной и служить на благо ребенку. Исполнение всех его желаний разовьет в нем эгоизм и жадность.

Заботливые родители будут избегать физического наказания, деспотизма, чрезмерной требовательности и потакания всем прихотям ребенка.

Психологи считают такую методику наилучшей, поскольку она позволяет воспитывать нравственные качества будущего взрослого:

  • честность;
  • трудолюбие;
  • сострадание;
  • доброту;
  • внимание к окружающим;
  • хорошие манеры.

Взращивание таких добродетелей в ребенке во многом зависит от стиля воспитания.

В семье нужно создавать такую атмосферу, которая способствовала бы интеллектуальному, физическому, трудовому, эстетическому и экономическому развитию личности.

Особую роль в этом процессе играет личный пример родителей. Ребенок не сможет быть щедрым или сдержанным, если его папа или мама не такие.

Методы семейного воспитания — основа сильного характера ребенка

Семья для детей — институт высшей инстанции. Часто ее традиции, а также нормы они воспринимают как должное. Именно семейные устои являются эталоном, на который ребенок будет ровняться всю жизнь.

В связи с этим супружеской паре необходимо использовать эффективные методы семейного воспитания:

  1. Убеждение. Беседы проводят в дружеской и спокойной обстановке. Родители четко объясняют суть вещей, используя логические доводы и внушения. Вдобавок они дают ребенку только конструктивные советы.
  2. Поощрение. Похвала, вознаграждения и подарки развивают в детях чувство удовлетворения своим трудом. К тому же они побуждают ребенка всегда качественно выполнять свою работу.
  3. Сотрудничество. Это одна из уникальных особенностей семейного воспитания. Родители и дети должны стать друзьями, у которых общие цели. Для этого им необходимо вместе проводить время. Это может быть как совместный труд, так и развлечения.
  4. Наказание. Цель — показать корень проблемы, указав конкретно на ошибки ребенка.
  5. Личный пример. Поступки родителей должны соответствовать их словам. В противном случае дети не будут воспринимать наставления всерьез.

Выполнить этот фронт работ поможет четкое понимание основных задач семейного воспитания. Супружеской паре важно создать благоприятную атмосферу в доме, которая способствует любви. Вдобавок они должны трудиться вместе с детьми, чтобы передавать им жизненно важные навыки, а также опыт. Все это сплачивает семью.

Родители должны поставить перед собой цель — прививать детям жажду к знаниям. Постоянное желание учиться сыграет важную роль в жизни, а также карьере ребенка.

Обзор 5 типов семейного воспитание

Здесь речь пойдет о характеристике взаимоотношений в семье, которые базируются на ценностях и убеждениях взрослых. Зачастую именно родители позиционируют себя по отношению к ребенку с определенной стороны.

Психологи выделяют несколько основных типов семейного воспитания:

  1. Диктатура. Последнее слово всегда за папой или мамой. При этом они постоянно диктуют детям как себя вести, что говорить, как думать.
  2. Чрезмерная опека. Родители стремятся защитить ребенка от всевозможных опасностей. Из-за этого он становится неприспособленным к жизни.
  3. Анархия. Взрослые абсолютно не вмешиваются в дела детей. Результат такого безразличия — отчужденность от семьи и мира в целом.
  4. Противоборство. Дом превращается в поле боя. Между сторонами ведутся постоянные конфликты, выяснения отношений и споры. Как следствие, дети становятся грубыми, скандальными и агрессивными.
  5. Одна команда. Слаженное сотрудничество родителей и детей — самый успешный, а также надежный тип семейного воспитания. Благодаря такому взаимодействию, у них развивается взаимное уважение друг к другу.

Воспитание определенного качества в своем ребенке начинается с осознания его важности. Если он не поймет, что эта добродетель ему нужна, то не сможет ее развить.

Как видно, семейное воспитание должно быть тщательно продуманным и спланированным. При этом родителям необходимо распределить между собой роли и обязанности. Только в таком случае можно стремиться к общей цели, успешно преодолевая все препятствия.

Семейное воспитание и его типичные ошибки — видео

Школа и обучение | Помогите обучить вашего ребенка

  • Ресурсный центр по коронавирусу

    8 причин, по которым я планирую посещать домашнее обучение даже после пандемии

    Я обучаю свою дочь на дому с тех пор, как ее школа закрылась в середине марта, и я решил, что буду продолжать обучать ее сам, даже когда школы в конечном итоге снова откроются. Она преуспевает в нашей нынешней настройке, и я знаю, что ее продолжит …

    Elisa Cinelli

  • Ресурсы по коронавирусу для родителей

    Исследование школьных предметов и участия родителей

    Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо учились в школе, но из-за закрытия школ COVID-19 по всей стране многие родители стали учителями.Тем не менее, в типичном сценарии, какую роль родители должны играть в образовании своих детей? Какой су …

    Кайла Бреннан

  • Мобильные приложения

    21 бесплатное образовательное приложение для детей

    Образовательные приложения – отличный и увлекательный способ помочь вашим детям учиться вне школы, но стоимость всех этих приложений может быстро возрасти. К счастью, есть множество бесплатных приложений для детей, которые и познавательны, и увлекательны, но никуда не денутся…

    Коллин Хьюз

  • Ресурсный центр по коронавирусу

    Домашние учебные ресурсы для вспышки COVID-19

    У каждого работающего родителя есть проблемы с управлением временем. У большинства из нас есть системы, на которые мы полагаемся, чтобы управлять своими семейными и рабочими обязанностями (спасибо Google Calendar и Wunderlist!). Одна из таких систем – наши школы. Тысячи школьников …

  • Школа и обучение

    8 предметов первой необходимости в рюкзаке, которые нужны каждому ребенку в этом учебном году

    В воздухе витает гул, когда приближается новый учебный год.Чистый лист и обещание новых начинаний, смешанных с волнением от встречи с друзьями и рассказа о летних историях. Отличный способ способствовать этому …

    Jennifer Caffelle

  • Школа и обучение

    Что учителя хотят, чтобы родители знали о первой неделе в школе

    Время снова в школе приближается. Вероятно, вы запасаетесь рюкзаками, карандашами и другими школьными принадлежностями для своих детей.Всего через несколько недель вы передадите их учителю, который будет проводить больше часов каждую неделю …

    Тара Душко

  • Страх темноты

    Фобия Quiz

    Узнайте все свои фобии с помощью этой веселой викторины! …

    Дэвид Джонсон

  • Школа и обучение

    5 вопросов, которые каждый родитель должен задать своим детям в первую неделю в школе

    Пришло время прощаться с летом и вернуться в ритм жизни с наступлением нового учебного года.Смесь эмоций, связанных с началом нового года, обязательно появится на поверхности, и как родителям, общаться с вашим ребенком обязательно …

    Jennifer Caffelle

  • Школа и обучение

    5 положительных фраз, которые можно сказать тревожному ребенку о школе

    Есть ли у вас маленький человек, который очень хочет вернуться в школу? Дрожь в первый день обычна и совершенно нормальна. Каждый родитель хочет сгладить ситуацию и утешить своих детей, но выбирайте слова с умом. Подробнее: 8 успокаивающих фраз …

    Элиза Чинелли

  • Школа и обучение

    3 совета по утреннему распорядку в школе без стресса

    Наступает сезон снова в школе. Если кому-то еще интересно, куда ушло лето, я полностью понимаю. Кажется, только вчера мы составляли наш летний список желаний и дважды проверяли его, а теперь вычеркиваем пункты из списка, который нам нужно еще до школы. Si …

    Бриттани МакКейб

  • Лучшие игрушки

    Лучшие 10 новых летних игрушек для улицы

    Пора запастись летними игрушками для детей! Ознакомьтесь с этими забавными новыми летними игрушками и играми, которые обязательно понравятся во дворе и на пляже. Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно. Вот почему мы посвятили себя созданию …

    Erin Dower

  • Школа и обучение

    10 Обратно в школу традиции, чтобы начать с семьи прямо сейчас

    Вернуться в школу не обязательно! Сделайте это увлекательным, включив в него забавные идеи и традиции, которые помогут сохранить память на долгие годы, когда наступит первый день в школе. Помимо фотографирования o…

    Жаклин Вайс

  • Дети

    10 фотографий первого дня школы, которые являются родительскими целями

    Первый день в школе – знаменательное событие для любой семьи. Хотя многие родители счастливы, если они могут просто получить достойную фотографию, другие родители хотят отмечать этот день каждый год более творчески. Instagram известен тем, что в нем есть …

    Miranda Altice

  • Дети

    Исследование говорит, что хулиганы могут не иметь чувства принадлежности к школе

    В условиях растущего насилия и стрельбы в школах кажется, что сейчас самое важное время понять корни издевательств.Как родители, мы беспокоимся о травле на нескольких уровнях. Мы хотим уберечь наших детей от издевательств, …

    Charise Rohm Nulsen

  • Занятия на природе

    11 Практических занятий на природе для детей

    Выйти на улицу – отличный способ узнать больше об окружающей среде. От охоты на насекомых до изготовления магнитов из ракушек – эти замечательные практические занятия – отличный способ для вашего ребенка стать немного ближе к природе….

    Линдси Хаттон

  • Школа и обучение

    Как проводить встречи родителей с учителями после развода

    Ваша первая встреча родителей с учителем после развода или разлуки может быть неудобной и вызывать стресс, особенно когда вы не знаете, чего ожидать. Вы не только беспокоитесь о проблемах, которые может решить учитель, но и увидеть своего бывшего может …

  • Школа и обучение

    Что делать, если у вашего ребенка проблемы в школе

    Даже у самых воспитанных детей бывают проблемы в школе.Независимо от того, 5 или 15 лет вашему ребенку, что вы делаете, когда узнаете, что ваш ребенок сделал что-то неправильно в школе? Как вы, как родитель, справляетесь с ситуацией и обсуждаете ее с д …

    Рэйчел Сокол

  • Школа и обучение

    3 причины, почему создательница Fancy Nancy Джейн О’Коннор продвигает грамотность

    В этом году любимая детская писательница Джейн О’Коннор, создательница популярного литературного сериала «Фэнси Нэнси», предложила Нэнси – ее розовому, любящему удаву персонажу маленькой девочки с прекрасным воображением – «прощай».Написав более 50 картинок и ч …

    Рэйчел Сокол

  • Дети | Советы для родителей и стратегии развития

  • Дети

    Ключевые признаки избирательного слуха у вашего ребенка и что с этим делать

    Обеспокоены потерей слуха? Это могло быть выборочное слушание. Избирательное слушание – это естественный процесс, с помощью которого мы отфильтровываем фоновый шум, собирая слуховую информацию, которая важна для нас.Избирательный слух – полезное явление, …

    Elisa Cinelli

  • Детские кроватки

    8 лучших трансформируемых детских кроваток в 2020 году

    Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно. Вот почему мы стремимся облегчить вашу жизнь с помощью новейших и лучших советов и продуктов для родителей. Мы хотели сообщить вам, что если вы решили приобрести один из i …

    Elisa Cinelli

  • Изменения в период полового созревания

    Мне нужна помощь! Мой пенис слишком мал для моего возраста?

    14-летний подросток задается вопросом, слишком ли мал его пенис для его возраста и не слишком ли медленно он развивается.Наш специалист отвечает на его вопросы. …

  • Ресурсы по коронавирусу для родителей

    Помощь детям справиться с тревогой, связанной с коронавирусом

    Взрослые – не единственные, кто сталкивается с тревогой и проблемами психического здоровья из-за пандемии коронавируса. Дети сталкиваются с большим количеством проблем, чем когда-либо прежде, поскольку они учатся справляться с дистанционным обучением, страшными новостями и почти постоянным чувством …

    Charise Rohm Nulsen

  • Kids

    8 лучших ноутбуков для детей в 2020 году

    Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно.Вот почему мы стремимся облегчить вашу жизнь с помощью новейших и лучших советов и продуктов для родителей. Мы хотели сообщить вам, что если вы решили приобрести один из i …

    Charise Rohm Nulsen

  • Kids

    10 подкастов для детей Подкасты

    – отличная альтернатива, чтобы сэкономить экранное время и дать возможность развить старые добрые навыки слушания. Подкасты можно легко интегрировать в ваш существующий план домашнего обучения – дети могут использовать навыки аудирования и понимания…

    Бриттани МакКейб

  • Кража

    Почему дети воруют (и что с этим делать)

    Почему дети воруют – и что с этим делать Пункт 1: Дети воруют. Маленькие дети много воруют – из-за плохого контроля над своими импульсами. Это этап развития; они хотят этого, они это берут. Дети постарше тоже часто воруют. Ваш ребенок, вероятно, не злой и не предназначенный …

  • Ресурсы по коронавирусу для родителей

    8 жизненных навыков, которым вы можете научить своих детей дома во время карантина

    Хотя это время карантина наполнено проблемами и тяжелыми эмоциями, мы, как родители, можем максимально использовать его, используя время, чтобы научить детей жизненным навыкам, которым они, возможно, не усвоят в школе.Хотя для этого может потребоваться немного дополнительной работы …

    Charise Rohm Nulsen

  • Ресурсный центр по коронавирусу

    Обучение доброте дома во время пандемии коронавируса

    Сила доброты сейчас важнее, чем когда-либо. Поскольку мы сталкиваемся с глобальной пандемией и временем страха и беспокойства, наша жизнь буквально зависит от доброты и героических усилий незнакомцев. Пришло время вспомнить о силе доброты…

    Charise Rohm Nulsen

  • Ресурсы по коронавирусу для родителей

    5 способов, которыми дети могут оставаться на связи и общаться в условиях социального дистанцирования

    В эти беспрецедентные времена мы все имеем дело с последствиями социального дистанцирования. Хотя мы знаем, что во время этой глобальной пандемии абсолютно необходимо по возможности оставаться дома, физическая удаленность от друзей и близких может быть …

    Charise Rohm Nulsen

  • Индивидуальность

    Я все сделал сам! Возрастное руководство по обучению вашего ребенка жизненным навыкам

    Готовите ли вы своего ребенка к самостоятельности? Обучение вашего ребенка жизненным навыкам важно не только для самообслуживания и достаточности – это также позволяет ему чувствовать себя сильным, работать над социализацией и рассуждением, а также помогает развить здоровую самооценку…

    Линдси Хаттон

  • Дети

    5 предупреждающих знаков экранной зависимости

    Многие родители сегодня не меньше озабочены тем, сколько времени их дети проводят за экранами, как и тем, как часто бывает трудно оторвать их от экрана. Хотя многие эксперты в этой области расходятся во мнениях относительно того, является ли цифра цифрой …

    Жаклин Вайс

  • Темы для дня рождения

    10 гендерно-нейтральных тем для вечеринок по случаю дня рождения для детей

    Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно.Вот почему мы стремимся облегчить вашу жизнь с помощью новейших и лучших советов и продуктов для родителей. Мы хотели сообщить вам, что если вы решили приобрести один из i …

    Jennifer Caffelle

  • Социальное и эмоциональное развитие

    Важность решения проблем и как научить этому детей

    Научите своих детей блестяще решать проблемы, чтобы они сияли. Как родители мы теряемся со всеми требованиями делать больше для наших детей – получать более высокие оценки, преуспевать во внеклассных занятиях, иметь хорошие отношения – что, возможно, нам конец…

    Тами Грин

  • Стратегии дисциплины

    Как обращаться с детьми, ищущими внимания

    Как заботиться о ребенке, ищущем внимания «Мамочка, иди сюда и посмотри на мою фотографию». «Это очень мило, Сара». «Я не могу найти синий карандаш». “Это прямо здесь.” «Я не могу найти зеленую». “Вот.” «Я не хочу красить. Я хочу рисовать». “Я принесу …

  • Kids

    Полный список подарков для 10-летних девочек”

    Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно.Вот почему мы стремимся облегчить вашу жизнь с помощью новейших и лучших советов и продуктов для родителей. Мы хотели сообщить вам, что если вы решите приобрести одну из …

    Elisa Cinelli

  • Kids

    Полный список подарков для 10-летних мальчиков

    Примечание редактора: мы знаем, что воспитывать детей может быть сложно. Вот почему мы стремимся облегчить вашу жизнь с помощью новейших и лучших советов и продуктов для родителей.Мы хотели сообщить вам, что если вы решили приобрести один из …

    Jennifer Caffelle

  • Дети

    Помощь детям с большими эмоциями

    «Они так быстро переходят от 0 до 60!» «Такое поведение возникает из ниоткуда!» Я слышу эти выражения каждый день почти в каждой школе, в которую поступаю, от многих взрослых, с которыми я общаюсь. Им нужно быстрое решение проблемы и быстрые ответы на все вопросы. Они хотят, чтобы я помахал …

    Мегг Томпсон

  • Виды семейного воспитания и методы воспитания детей.Семейное воспитание и семейная педагогика

    Воспитание ребенка – не такое простое задание, как может показаться на первый взгляд. Существуют разные типы и стили семейного воспитания. Как их понять? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

    Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители воспринимают и контролируют ребенка эмоционально, различают следующие стили влияния:

    • авторитарный,
    • авторитарный,
    • либеральный,
    • безразличный.

    Авторитарный и авторитарный стили

    При авторитетном воспитании мать и жир эмоционально тепло относятся к детям, но контроль над ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют независимость ребенка. Для этого стиля характерна готовность по мере взросления ребенка пересматривать требования и правила для него.

    Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше похоже на диктат, когда все просьбы произносятся в виде приказов, а требования, запреты и правила не меняются ни под каким предлогом.

    Либеральный и безразличный стили

    В семье, где детей эмоционально тепло принимают, а контроль над ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требования и правила практически отсутствуют, а уровень лидерства оставляет желать лучшего.

    При равнодушном стиле родители очень мало участвуют в образовании, ребенок воспринимается эмоционально холодным, его потребности и интересы просто игнорируются.Практически никакого контроля со стороны отца и матери.

    Конечно, каждый из описанных стилей определенным образом влияет на ребенка. Но основную роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Мы рассмотрим их подробно.

    Гармонический тип

    Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничные и дисгармоничные. Первый предполагает:

    • взаимную эмоциональную поддержку;
    • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
    • признание того, что ребенок – личность, и он может выбирать свой путь развития;
    • поощрение детской автономии.

    Кроме того, в сложных ситуациях взаимное уважение и равные права родителей и ребенка на принятие решений. Система требований к ребенку здесь всегда оправдана его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самообладанию. Поощрение и наказание всегда заслуживают и разумны. Родители обладают настойчивостью и непротиворечивостью в вопросах воспитания, но при этом каждый сохраняет право на свой взгляд на ситуацию.Мать или отец могут вносить изменения в систему образования в соответствии с возрастом детей.

    Дисгармоничные типы семейного воспитания

    Они очень разнообразны, но есть общие признаки разной степени, соответствующие каждой семье данной категории. Прежде всего, дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем усыновления ребенка и даже возможностью эмоционального отторжения. Конечно, здесь нет взаимности.Родители практически разлучены и не имеют единого мнения по вопросам воспитания. В отношениях с детьми они часто бывают непоследовательными и противоречивыми.

    Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизни родители ограничивают ребенка, зачастую без надобности. По требованиям может быть две полярные позиции: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где он нужен, и его недостаточно.Штрафы незаслуженные и слишком частые или, наоборот, отсутствуют.

    Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в повседневном общении с дочерью или сыном нарастает конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее распространены следующие типы:

    • гипопротекция,
    • гиперзащита,
    • противоречивое воспитание,
    • воспитание по типу повышенной моральной ответственности,
    • гипер-социализирующее образование,
    • жестокое обращение с детьми,
    • культ болезни.

    Рассмотрим подробнее эти виды семейного воспитания и детско-родительских отношений.

    Гипопротекция и гиперзащита

    Это два полярных варианта, когда забота, внимание, контроль, интерес к ребенку и его потребностям либо недостаточны (гипопротекция), либо слишком велики (гиперзащита).

    Противоречивый тип

    Предполагается, что у родителей разные взгляды на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но образовательные стратегии исключают друг друга и несовместимы.

    Повышенная моральная ответственность

    К детям предъявляются высокие требования, зачастую не соответствующие возрасту и индивидуальности.

    Гиперсоциализирующее образование

    При этом на первое место ставятся успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственности, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

    Жестокое обращение

    При таком образовании наказание более суровое, чем проступок, и нет никаких стимулов.

    Культ болезней

    К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая вокруг него особую атмосферу. Это приводит к развитию эгоизма и ощущению своей исключительности.

    Кроме стилей и видов существуют методы семейного воспитания. О них и пойдет речь ниже.

    Методы воздействия на детей

    Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, демонстрация, обсуждение, сочувствие, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение. , наказание, традиции, симпатия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *