Разное

Развитие инициативы у дошкольников: Развитие детской инициативы

Содержание

Игра как условие развития инициативности дошкольников

Ключевые слова: игра, детская инициативность, дошкольник

Одним из главных качеств личности человека является инициативность, т.е. готовность активно включиться в жизнь, преобразовать окружающую ситуацию, проявить себя в конкретном действии. Инициативность — основа любой творческой активности. Это качество формируется в дошкольном детстве, когда ребенок приобретает относительную независимость от взрослого начинает все более активно и самостоятельно действовать [8].
Между тем проявлений содержательной детской инициативности в дошкольных образовательных организациях становится все меньше.
Жесткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и школьные формы занятий не оставляют возможностей для проявления детской инициативы, самостоятельности, творческой активности. Традиционные виды детской деятельности принимают форму «обучения на занятиях», либо сами становятся предметом обучения. Особенно это касается детской игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения. Значение игры рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых знаний, умений, для формирования полезных навыков и пр. Свободная детская игра подменяется игровыми методами обучения, игровыми технологиями, игровыми занятиями и пр. Например, с буквами и цифрами знакомит кукла; дети соревнуются, кто больше придумает слов на букву «п»; дошкольники учатся правильно прыгать, «превратившись в лягушек». Все это называется игровыми средствами обучения.
Но детская игра, согласно конвенции о правах ребёнка ООН (статья 31), обладает следующими признаками [7]:

  • это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей;
  • игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее оценка или поощрение взрослого;
  • это спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, непредсказуемость.

Таким образом, игра — это свободная инициативная активность, в которой ребёнок делает то, что он сам хочет. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей, но не управлять и не нарушать её. Игра является основной формой проявления инициативности и самостоятельности дошкольников. Такая самостоятельная активность даёт возможность ребёнку почувствовать результаты своей активности, реализовать свой замысел и, наконец, почувствовать себя. Это имеет важнейшее значение для формирования самосознания и уверенности в себе [6].
Д. Б. Эльконин, вслед за Л. С. Выготским, неоднократно отмечал, что игра имеет прямое отношение к формированию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, что в игре возникает новая форма желания. В игре появляется смысловой центр действий ребёнка. Он уже не просто крутит руль, а ведет машину как шофёр, не просто делает уколы, а лечит больного, как врач. Ребёнок хочет действовать как кто-то другой — взрослый или какой-то персонаж, хочет почувствовать себя другим, пережить что-то новое.
Именно создание мнимой, воображаемой ситуации с опорой на реальные представления и переживания является главным специфическим признаком сюжетной игры, отличающим её от других видов деятельности. Не только роль, но и всякая мнимая ситуация является универсальной, общей характеристикой сюжетной игры [6].
В игре ребёнок одновременно существует как бы в двух реальностях: воспринимаемой и созданной его воображением, при этом он никогда не смешивает эти уровни, поскольку воображаемая ситуация придумана им самим («как будто», «понарошку»).
Важно подчеркнуть, что игровое действие всегда вбирает в себя личные переживания и личные смыслы ребёнка — он играет в то, что для него наиболее важно и значимо. Во что бы дошкольник ни играл, он всегда отражает наиболее важные моменты своего опыта — реального или желаемого. Даже если это игра по мотивам фильма или сказки, ребёнок изображает только то, что для него близко и понятно.
В отличие от этого игровые приёмы обучения не учитывают и не требуют личных переживаний и желаний ребёнка. Здесь инициатива исходит от взрослого, который даёт задания, контролирует действия, оценивает их и пр. Всё это никак не ведёт к развитию его инициативности, самостоятельности. Как правило, основной мотив, который реализуется и развивается на занятиях, даже игровых, это мотив достижения. И в этом ещё одно принципиальное отличие игры как деятельности и как средства обучения.
Известно, что игра как детская деятельность приносит яркие положительные эмоции, причём источником удовольствия является сам процесс игры, а не её оценка взрослым. Играющие дети испытывают удовлетворение от самой игры, а не от того, что их высоко оценят. Дети сами стремятся преодолеть импульсивные действия для того, чтобы получить большее удовлетворение от того, что получилось. Именно это оказывает влияние на формирование мотивации, на становление личностных механизмов поведения.
В случае игровых форм обучения действия ребёнка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. А занятия практически всегда предполагают оценку взрослого, стремление превзойти другого, конкурентность. Очевидно, что соревнование, стремление превзойти других — необходимая составляющая жизни и установка современного человека. Но когда эта установка становится главным мотивом уже в дошкольном возрасте, это может вызвать множество межличностных и внутри личностных проблем. Среди них демонстративность, обидчивость, агрессивность, застенчивость и пр. [5]. Рост конкурентных установок детей дошкольного возраста, который наблюдается в настоящее время, стимулируется, с одной стороны, активным продвижением всевозможных конкурсов и соревнований совсем маленьких детей, а, с другой, следствием дефицита сюжетной игры — той деятельности, где нет соревнования и конкуренции. Многими родителями эти конкурентные установки поддерживаются и одобряются. Честолюбие, эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что болезненная потребность в признании и самоутверждении чревата серьёзными личностными проблемами. Когда не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими поддерживается уже в дошкольном возрасте, она становится главным и единственным мотивом всех действий и поступков человека, им владеет страх оказаться хуже других. Отсюда тревожность, завистливость, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Всё это рано или поздно приводит к тяжёлым переживаниям, к повышенной тревожности, эгоцентризму, обиде на других и на мир в целом. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на интересе к делу, радости от процесса и на отсутствии конкурентного отношения к окружающим, которые в дошкольном детстве укрепляются в сюжетной игре.
И ещё одно существенное отличие игровой деятельности и игры как средства обучения заключается в возможности творить и создавать. Игра — это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, порождение новых ассоциаций и событий. Игра стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому она становится источником творческого воображения и общей креативности. В отличие от этого игровые методы обучения предполагают правильные действия или однозначные ответы на вопросы.
Характерно, что в современной дошкольной педагогике сама игра нередко становится не только средством, но и предметом обучения. Понимая значение игры, некоторые воспитатели стремятся научить детей «правильно играть»: распределяют роли, определяют сюжет игры, подсказывают, как нужно правильно играть, кому и что нужно говорить и т. д. Для таких воспитателей характерны уверенность в своей правоте и активное стремление передать своё представление об игре детям. Любая детская инициатива, отклоняющаяся от намеченного плана игры, воспринимается как нарушение нормы. При этом часто наблюдаются упреки в адрес детей, осуждения их за неумелость или несообразительность: «Играйте дружно, нужно делиться, ссориться нельзя», «Ты не правильно делаешь, смотри как надо» и т.д. Действия каждой роли устанавливаются заранее, выбираются предметы оперирования, строится игровое пространство и пр. Получается, что воспитатель сам играет за детей, если такое руководство можно назвать игрой. Прямое руководство игровыми действиями, предлагаемые воспитателем готовые сценарии не являются игровой деятельностью и поэтому не имеют развивающего эффекта. Педагог должен создавать условия для самостоятельной игры, он может участвовать в ней как партнер, но не руководить детски-ми действиями и не контролировать их. Игры по заранее разработанному взрослым сценарию, как и использование сказочных персонажей на занятиях, не имеют ничего общего с самостоятельной детской деятельностью. Такое руководство игрой искажает её суть, которая заключается в свободном движении в воображаемой ситуации, в отсутствии регламентации со стороны взрослого и в отсутствии готового плана действия. Свободное течение игры, спонтанное рождение образов, идей, ассоциаций является важнейшей особенностью сюжетной игры, позволяющей ребёнку творить свой мир и выражать себя [6].
Отсутствие свободной игры уже сейчас приводит к тревожным последствиям. Психологи и педагоги отмечают снижение интересов и любознательности детей: они перестали задавать вопросы (поскольку им постоянно и преждевременно дают ответы), не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим. Дошкольники все реже проявляют инициативность в создании поделок и конструкций, им стало трудно общаться — многие дошкольники не нуждаются в сверстниках и предпочитают про-водить время в одиночестве. Можно говорить о снижении общей инициативности детей — игровой, исследовательской, двигатель-ной. Дети не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.
Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников проявляется, прежде всего, в снижении уровня развития сюжетной игры. Наше исследование, в котором участвовали дошкольники пяти-шести лет из дошкольных образовательных организаций г. Москвы, показало, что низкий уровень развития игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60% детей. Средний уровень развития игры, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался почти в два раза реже (у 35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у 5% дошкольников). Таким образом, тот уровень игры, который раньше считался возрастной нормой для старших до-школьников, в настоящее время является исключением [6; 7]. Но игра может задавать зону ближайшего развития, т.е. быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития. У дошкольников с низким уровнем развития игры остаются неразвитыми произвольность, самоорганизация и мотивационная сфера личности [4], ведь игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Самостоятельная организация своих действий пре-вращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Не умея развернуто и самостоятельно играть, дети теряют способность к самоорганизации, они не могут самостоятельно содержательно и творчески занять себя. Оставшись без руководящих указаний взрослых, они не знают, что делать и буквально «теряют себя». Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.
На преодоление данных проблем направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2]. Основной его задачей является создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, а, значит, для реализации развивающих видов деятельности и, прежде всего, игры.
Необходимым условием для проявления инициативы является эмоциональный комфорт каждого ребенка, который во многом зависит от контакта с воспитателем. Способность обеспечивать эмоциональную поддержку каждого воспитанника, доброжелательность, умение создавать условия для позитивных отношений между детьми — необходимое требование к компетентностям педагога.
Право на игру предполагает время и место для реализациисвободной, инициативной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Такая деятельность дает возможность искать, пробовать себя, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность. К игре нельзя от-нести деятельность, предполагающую директивное руководство взрослого, даже если при этом используются игрушки и сказочные сюжеты. Дети, постоянно ведомые взрослыми (родителями и воспитателями), ничего не выбирают, не видят результатов своей инициативы, не придумывают самостоятельных занятий в конечном счете не чувствуют себя, своей самостоятельности независимости. Свободная, инициативная деятельность оказывает, безусловно, положительное воздействие на становление личности ребенка — его инициативности, самостоятельности и ответственности.
В отличие от этого, использование игровых средств обучения предполагает прямое руководство взрослого. Каждый момент времени педагог направляет его действия, дает готовую информацию, которую нужно запомнить и усвоить, сообщает правила, инструкции, которым нужно следовать. В такой ситуации дошкольник чувствует себя ведомым, управляемым взрослым, что никак не способствует развитию его инициативности, самостоятельности и личности в целом [5].
Особую роль в поддержке инициативности детей играет предоставление возможности выбора. Любой сознательный выбор игрушек, деятельности, партнеров, места — является проявлением детской инициативы. Очень важно предоставлять такую возможность ребенку. Это приучает его принимать решения в масштабах собственной детской жизни и брать за них ответственность. В последнее время в некоторых детских садах практикуется так называемый «клубный час», т.е. время, в течение которого каждый ребенок может выбрать помещение (группу) в здании детского сада, куда он пойдет. Такой выбор очень нравится детям и делает данное время (и детский сад в целом) особенно привлекательным.
Однако выбор сам по себе еще не определяет формирование инициативности ребёнка. Инициативность — это не выбор из готовых альтернатив (как выбор продуктов в магазине), а преобразование реальности и проявление собственных усилий (физических, умственных, волевых). Главным пространством проявления формирования инициативности является, конечно, игра.
Как отмечалось выше, детская игра по природе своей инициативная деятельность. Взрослый не должен управлять ею или контролировать ее. Но это вовсе не означает устранения педагога от детей и от детской деятельности. Педагог может и должен стимулировать самостоятельность и активность дошкольников. Не руководить, не требовать, не давать инструкции и предписания, а побуждать детей к самостоятельной свободной активности. Трудность в том, что готовых алгоритмов действий для всех ситуаций быть не может. Иногда можно начать игру с одним ребенком, взяв на себя, например, роль больного и попросив его вылечить. Другие, скорее всего, присоединятся к такой игре. Когда дети увлекутся и сформируют свой замысел, можно незаметно отойти, передав им инициативу.
Можно стимулировать инициативу, создавая проблемные ситуации. Например, нам нужно сделать домик для кукол или построить мост через реку. Кто что предложит? Главное здесь — не давать готовых решений (даже если они есть у педагога), а подталкивать детей к необходимости принять собственные. Задача воспитателя — вызвать интерес детей к какому-то занятию,а, значит, желание заниматься им. Именно желание, т.е. мотивация, стремление к самостоятельности лежит в основе всякой инициативы. То, что ребенок (впрочем, как и любой человек) сделает сам, всегда более ценно и привлекательно, чем то, что дают или навязывают другие.
Самое трудное для взрослых — понять и принять, что игра детей далеко не всегда соответствует их представлениям и ожиданиям. Дети играют не так, как хотят взрослые. Они часто переключаются с одной деятельности на другую, «застревают» на однообразных действиях, затевают странную с точки зрения взрослых игру или плохо, неумело выполняют роли. Задача педагога — не прерывать, не давать образцы, не руководить свобод-ной активностью детей, а дать возможность действовать самостоятельно (конечно, если они не причиняют вреда себе и другим).
Важным условием поддержки игры детей во всех видах детской деятельности является предметно-пространственнаясреда. Пространство для игры заслуживает особого разговора [3]. Далеко не всегда игровое оборудование способствует игровой деятельности. Например, точные копии продуктов питания (пластмассовые помидоры, яблоки, пиццы и пр.), которые часто украшают игровые уголки, препятствуют развитию сюжета. В них уже нельзя вложить новый образ, они не могут изменить свою функцию в игре. Для стимулирования инициативы ребенка игрушка должна быть максимально открытой, чтобы можно было по-разному использовать ее и придавать новые значения. Большую роль в игре имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал — шишки, каштаны, палочки и т.п.), способствующие развитию воображения, знаково-символической функции мышления.
Очень важна для игры возможность самостоятельного изменения пространства, т.е. трансформируемость среды. Такая трансформируемость обеспечивается наличием специальных предметов (ширм, модулей, легких перегородок, скамеек, больших лоскутов ткани, полок на колесах и пр.). Эти предметы могут передвигаться, образуя новые зоны и создавая укромные уголки для самостоятельной игры. Трансформируемую среду можно создать с помощью занавесок, разделяющих помещение на две или четыре части, или шатров, которые создают укромные уголки для уединения.
Важна также возможность использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. Детский стульчик может стать машиной или домиком, а стол, накрытый тканью, жилищем или норой. Использование мягких модулей ширм резко расширяет возможности игры. В тех группах, где детям позволяют использовать стулья или столы для игры, наблюдались более частые проявления детской инициативы и более развернутые формы сюжетной игры.
Нередко запрет на использование в игре мебели и полифункциональных материалов (досок, коробок, веревок) объясняется обеспечением безопасности детей. Однако стремление оградить детей от любых рисков и тотальный контроль за их активностью приводят к полному отсутствию у них инициативности и самостоятельности, что порождает дефицит самоконтроля и в конечном счете повышенную опасность травматизма.
Приоритет безопасности (т.е. «сохранения ребенка» и его охраны от всех рисков) может тормозить развитие личности и психики, которое во всех документах зафиксировано как целевой ориентир образования.
Источником развития и главной задачей дошкольного образования в контексте ценности безопасности стало обучение на занятиях, которое по замыслу создает зону ближайшего развития.
Хорошо известное теоретическое положение о том, что обучение ведёт за собой развитие, стало руководством к действию своеобразной научной основой тотального обучения детей, начиная с раннего возраста. Оно как бы оправдывает директивный дидактический стиль, который царит в современном дошкольном образовании — как в сознании родителей, так и в дошкольных образовательных учреждениях. «Обученность», т.е. объём знаний и навыков, являются синонимами развитости ребёнка.
Все способности и качества ребенка воспитатель должен формировать путем обучающих, формирующих воздействий. Активен здесь, прежде всего взрослый, которому рекомендуется постоянно направлять и управлять ребёнком. Ребенок выступает как пассивный объект воспитывающих и формирующих действий взрослых, а развитие как формирование навыков на основе научения. Педагоги, в свою очередь, не взаимодействуют и не сотрудничают с детьми, а «реализуют программу».
С точки зрения здравого смысла этот путь наиболее очевидный, простой, измеряемый и проверяемый. Воспитатели привык-ли пользоваться готовыми конспектами и отвыкли придумывать новые игры и виды деятельности. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать эффективность руководства другими видами детской деятельности. Тип отношений, описанный выше, получил название «учебно-дисциплинарная модель», которая тормозит активность ребёнка и не имеет ничего общего с развитием. Можно видеть, что обучение не просто идёт впереди, а вытесняет и подменяет развитие.
Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие. Между обучением и развитием должна стоять собственная активность или деятельность ребёнка.
Основная задача развития детской инициативности состоит в преодолении учебно-дисциплинарной модели и в возвращении известному тезису об обучении и развитии его истинного первоначального смысла.
Ребёнок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности. Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутренний, психологический пласт. Напомню, что термином «деятельность» А.Н. Леонтьев называл лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру, и которые отвечают особой, соответствующей им потребности [1]. Однако, эти положения трудно приложимы к реальности фронтального обучения детей в детском саду, которое часто лишено для них какого-либо смысла.
Следует подчеркнуть, что среди результатов дошкольного образования, которые сформулированы как целевые ориентиры, на первом месте стоит инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности. Другие характеристики, такие как коммуникативные и творческие способности, способность к произвольному поведению и к волевым усилиям, любознательность и интерес к окружающему миру также предполагают инициативность и самостоятельность детей, которые в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре. Именно эти качества, а не совокупность знаний и не умение читать и считать, обеспечивают готовность к обучению в школе. И не только к школе, но и к дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. № 265. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: Метод. пос. / Под ред. Е. О. Смирновой. М.: Русское слово, 2016.
  4. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91–103.
  5. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.
  6. Смирнова Е. О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. Учебник для академического бакалавриата. М.: ЮРАЙТ, 2016.
  7. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5–10.
  8. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб: Ленато. АСЕ, Фонд «Университетская книга», 1996.

Подход к созданию условий на прогулке для развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста. | Консультация (старшая группа):

                                     Консультация для воспитателей

Подход к созданию условий на прогулке для развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение.

Самостоятельность – есть продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. Через активную деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребёнок приобретает опыт в разных областях жизни, в том числе и социальной. Чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребёнок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых разнообразных условиях жизни.

Для развития самостоятельности и инициативы на прогулке мы придерживаемся следующих принципов:

1 Заботится о том ,чтобы ребёнок имел возможность видеть досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.

Например: Если ребёнок, выйдя  на прогулку обнаружит, что нет  игрушки, которой он обычно играет и которую он поленился прибрать за собой, не следует спешить дать ему новую . Пусть гуляет без любимой игрушки .Каждый раз, когда ребёнок со вздохом будет намекать на то, что ему хочется поиграть любимой игрушкой, в ответ высказать сомнения: вдруг и новую игрушку ты не приберёшь и она потеряется. В дальнейшем воспоминания об этом будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей, относиться к  ним бережно и самое главное понимать ,за каждое действие надо отвечать.

2.Принцип целесообразности. Не стоит просить ребёнка класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого промежутка ,то просто устанут и потеряют интерес к игре ,будучи озабоченными, не столько игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания прогулки , будет более понятна детям.

3.Конкретная и понятная формулировка просьбы. Например: «После игры игрушку нужно убрать в веранду, чтобы помочь воспитателю, а не «надо убирать за собой»

4.Объяснение ребёнку смысла и конечной цели, выполняемых им действий. Утверждение, что «все дети одеваются сами»-плохие аргументы. Ребёнок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть за сэкономленное время, если одеваться и раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: успеем застать машину с продуктами, подольше поиграть в песочнице; быстро разденемся успеем поиграть в игру, дочитать сказку.

 5.В ситуации, когда мы для чего-то организуем детей, а кто- то из них ленится и категорически отказывается покидать своё уютное местечко, можно попросить    его  рассказать о своих планах. Эта просьба  заставит ребёнка задуматься том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость,выразить радость по поводу того,что он сидит и никому не мешает.Затем попросить его посидеть там еще часика два, чтобы можно было заняться с остальными детьми(опытами,играми и.т.д).Как правило уже через несколько минут раздается вопрос:  «А можно я тоже с вами»

Для воспитания самостоятельности и инициативности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых, поэтому мы организуем целевые прогулки, во время которых наблюдаем труд взрослых. Дети видели труд дворника,воспитателя, наблюдали, как старшие дети убирают снег с дорожек зимой.

Главную роль в побуждении ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий играет предметная среда участка для прогулок.

Предметно-развивающая среда на площадке должна быть безопасной и включает доступность для воспитанников всей территории площадки. К игрушкам и играм свободный доступ. На веранде хранятся ведёрки, лопатки, совки, разные формочки, машины,мячи и т.д.

Положительные эмоции, желание идти на прогулку у детей вызывает украшенный участок, побуждает к самостоятельной деятельности. Например зимой ,родителями были сделаны постройки. Около них дети играли в прятки или просто бегали, съезжали со снежной горки. На прогулке проводятся подвижнее игры, чтобы заинтересовать детей можно подготовить яркие атрибуты. Это могут быть маски животных птиц, крупные  мягкие сюжетные игрушки.

На прогулке проводятся совместные игры воспитателя с детьми, где взрослый   является не руководителем, а участником, партнёром детей. Можно использовать многоперсональный сюжет, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Например: не просто продавец, а главный продавец, который может и к продавцу обратиться с поручением, и с покупателями  повзаимодействовать.  Можно использовать приём «параллельная игра-роль», где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребёнок.

Во время прогулки проводятся игры с правилами. Наша задача мотивировать игровые действия детей ,участвуя и эмоционально включаясь в игры детей.

Во время прогулки могут быть и самодеятельные, спонтанные игры, возникающие по инициативе детей.

На прогулке нами проводится опытно-экспериментальная деятельность. Дети- маленькие исследователи. Им интересно всё, что их окружает. Во время прогулки можно организовать с детьми интересные опыты, эксперименты с природными объектами. Дети имеют возможность активно перемещаться по участку и наблюдать за различными явлениями, сезонными изменениями в природе.

Для детей необходимо создать ситуацию выбора: выбор деятельности, выбор материала, выбор способа деятельности, выбор последовательности действий.

Инициативность и самостоятельность детей нашей группы проявляется в организации совместных игр, в создании сюжетов, в умении выполнять поручения взрослых.

Итак, инициативность и самостоятельность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательное отношение взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Существует четыре вида ответственности детей, которые даже маленький ребёнок может постичь:

  • Бережное отношение к своему здоровью(как не простудиться, не пораниться)
  • Уважение к окружающим (не шуметь, когда кто-то отдыхает и т.д)
  • Ответственность за сказанные слова (пообещал-сделай)

Существуют правила общения, которые способствуют передачи ответственности в руки ребёнка:

-не вмешиваться в дело ,которым занят ребёнок, если он не просит о помощи.

-если ребёнку трудно и он готов принять помощь, обязательно ему помочь, т.е. взять на себя только то, что он не может выполнить.

-позволять ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит – как и все в воспитании,- в форме обмена между родителем, педагогом и ребёнком.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Библиографическое описание:

Кирпач, А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / А. А. Кирпач. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13297/ (дата обращения: 21.10.2022).



В современном мире в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Именно дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующий самовыражению, самоутверждению личности. [6]

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных. [1]

В последнее время дети ограничены в получении собственного опыта, так как взрослые лишают детей свободы выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Задержка в развитии самостоятельности приводит к появлению детского непослушания, для которого нет видимых мотивов, а также вредной привычки ждать помощи от окружающих.

Что означает понятие инициативность и самостоятельность?

Самостоятельность — это положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.

[5]

Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. [5]

Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. [7]

Одна из распространенных точек зрения заключается в том, что самостоятельность рассматривается как высший уровень развития мышления, который характеризуется умением видеть объективно важную проблему и умением решить ее (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, М. И. Заболотнев и др.). [4]

Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев). [2]

По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. [3,9]

Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский) синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). В раннем дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др.). [3, 10]

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. [3, с. 104]

Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами выразительных образов. [3, с. 105]

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых.

За годы своей работы в детском саду я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Через систематические наблюдения строю свою деятельность на развитие инициативности и творчества детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие инициативной личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

В процессе творческой деятельности моя роль, как педагога, создать условия для самостоятельного экспериментирования с материалами, освоения новых способов рисования, создания образов, где делают «открытия», стремятся получить новые знания.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, многообразие изобразительного материала, которые находятся в доступном для детей месте.

Большую роль в моей работе играет применение нетрадиционных техник рисования. Также помогает детям проявлять инициативу доска выбора, на которой они самостоятельно выбирают, каким материалом они будут осуществлять свой замысел.

С целью совершенствования процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников.

Мною созданы различные тематические презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях — «Времена года», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Наш поселок», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», а также интерактивное пособие «В гостях у веселого карандаша», компьютерная игра «Смешивание красок».

Специфика моей работы с детьми — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие. При умелой помощи взрослого дети учатся самостоятельно видеть красоту в жизни, придумывать тему предстоящего изображения, выбирать материал для создания образа. Организовываю изобразительную деятельность так, чтобы занятия у детей вызывали позитивный настрой, желание творить, экспериментировать.

Развивая инициативу и самостоятельность у детей, мы развиваем воображение, фантазию, интеллектуальные способности, творческую активность.

Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы, уметь без посторонней помощи продумывать замысел и уметь его самостоятельно его осуществить, находить изобразительно-выразительные средства для его создания, последовательно воплощать задуманное, управлять своими действия в различных видах художественной деятельности, действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [8]

Я считаю, что моя роль в развитии детской самостоятельности существенна, так как моя деятельность наполнена новым содержанием, принципом, методическими идеями, направленными на развитие творческой устремленности, инициативы, вдохновения.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
  3. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»/ Т. Г. Казакова. — М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  4. http://www.dslib.net/
  5. Основы Духовной Культуры (Энциклопедический Словарь Педагога) http://didacts. ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html
  6. http://studbooks.net/1861227/pedagogika/vvedenie
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie
  8. https://infourok.ru/samostoyatelnaya-izobrazitelnaya

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, дошкольный возраст, моя работа, моя роль, самостоятельная изобразительная деятельность, совместная деятельность, творческая активность, творческая деятельность.

Коллективное творчество в изобразительной деятельности

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.

Роль творческой деятельности как фактора формирования

изобразительная

деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный… Модель развития творческих способностей детей

Условия активизации детской

самостоятельной

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа. ..

Актуальность проблемы

развития творческих способностей…

Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности.

В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы.

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Психолого-педагогические особенности

развития

изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный

Организация

самостоятельной деятельности детей

 в самостоятельной деятельности детей.  в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. .

Особенности

творческой работы детей старшего дошкольного

Самостоятельность в изобразительной деятельности детей

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная…

Творческая деятельность как основа формирования

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность. ..

4 способа научить своих детей Инициатива

Оглядываясь вокруг, замечаете ли вы то, что вам нужно заметить? Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди могут видеть то, чего другие просто не видят? Кажется, что некоторые люди просто умеют смотреть по сторонам и замечать то, чего не замечают другие. Может быть, они замечают три кривые фотографии на стене или трех человек в оранжевых рубашках. Иногда они могут даже заметить работу, которую нужно выполнить, например, пролитый стакан газировки или переполненное мусорное ведро.

Многие дети прекрасно замечают, что происходит вокруг них. Вспомните все случаи на прошлой неделе, когда вы слышали что-то вроде:

«Папа, мусор переполнен… снова. Кто-то должен его убрать».

«Мама! Моя форма все еще в стирке. Мне это нужно для сегодняшней игры!»

«Мне СКУЧНО!»

«Уф! Газон ЗАПОЛНЕН СОБАЧЬИМ КАКОМ!»

Они быстро говорят нам, что нужно что-то сделать, а затем начинают делать что-то еще, как будто наша работа всегда состоит в том, чтобы позаботиться о ситуации.

Дело не в том, что наши дети неблагодарные или ленивые. Дело даже не в том, что не хочет, чтобы помог. Возможно, их просто никогда не приглашали помочь или они не понимают, что могут проявить инициативу и сделать это сами.

Что, если бы наши дети поняли, что мой старый пастор Джефф Мэнион говорил: «Они — это вы»?

Это ты.

На первый взгляд это может показаться бессмысленным, но суть в том, что мы постоянно видим вещи, которые нужно делать. . . Но часто мы думаем, что это чья-то чужая работа, и думаем: «Они действительно должны что-то с этим сделать».

А что, если «они» на самом деле должны быть «вы»?

Интересно, с чего мы начинаем, когда учим наших детей проявлять инициативу:

Они = вы
Кто-то = вы

Честно говоря, это часто легче сказать, чем сделать. Помнишь, как я позволил сыну помочь вынести мусор? Позволить детям проявить инициативу и сделать работу самостоятельно требует времени и усилий. Легче выполнять работу самим и продолжать свой день, но это не поможет нашим детям в долгосрочной перспективе. Если наша цель состоит в том, чтобы воспитать взрослых, нам нужно приложить тяжелую работу сейчас, чтобы наши дети процветали позже.

Но если разобраться, это не должно быть так сложно. Вот четыре способа сделать «они — это вы» частью того, как ваши дети видят окружающий мир:

1. Смоделируйте это

Мы, вероятно, не будем объявлять, что мы видим переполненный мусор, а затем рассказывать всем мы собираемся вынести его в мусорное ведро. Это может быть смешно. Но когда дело доходит до детей, им часто нужна помощь в установлении связи между тем, что они видят, и тем, что они могут с этим сделать. Когда мы говорим о том, как мы проявляем инициативу, наши дети видят ее в действии и могут научиться проявлять инициативу в своей жизни.

2. Позвольте им сделать это

Дети могут больше, чем мы ожидаем. Зачастую проще или быстрее выполнить работу самостоятельно, но почему бы не дать детям возможность проявить инициативу на практике. Если они приходят к вам с проблемой, помогите им подумать, как они могли бы решить эту проблему. Тогда пусть делают. Это может быть не идеально, но, по крайней мере, они узнают, что значит видеть что-то и что-то с этим делать. Дайте своим детям понять, что у них есть все необходимое для выполнения работы. Если они чувствуют, что могут проявить инициативу, скорее всего, они это сделают.

3. Будьте готовы

Моей жене пришла в голову блестящая идея обустроить дом, чтобы наши дети могли выполнять работу, когда они видят, что это нужно сделать. В каждом санузле нашего дома есть наборы для уборки. Стиральные машины / сушилки с фронтальной загрузкой, а стиральный порошок на уровне ребенка. У каждого из детей есть своя корзина для белья. Мы ставим игры и книги для детей на нижние полки. Доступны зарядные устройства для техники. В нашем доме все продумано так, чтобы наши дети могли помочь. Они знают, что если им что-то нужно, у них есть доступ к тому, что нужно для завершения работы. Конечно, иногда им может понадобиться помощь, но они могут начать работу самостоятельно. Они могут принять участие в обеспечении бесперебойной работы нашего дома.

4. Хвалите усилия, а не результат

То, что они делают работу, не означает, что они всегда будут делать ее идеально. Если мы злимся или разочаровываемся в том, как они выполняют свою работу, они могут не захотеть рисковать и проявлять инициативу в следующий раз. Отметьте их за то, что они нашли время, чтобы попытаться сделать то, что, по их мнению, нужно было сделать. Когда дело доходит до инициативы, важно начать и закончить работу; их навыки выполнения работы с превосходством будут развиваться по мере того, как они продолжают практиковаться.

Исследования доказывают, что дети, проявляющие инициативу, более успешны в долгосрочной перспективе. Они получают более высокие оценки, сталкиваются с меньшими проблемами и проявляют повышенную устойчивость, когда сталкиваются с трудностями. Чем больше мы сможем помочь нашим детям усвоить ценные уроки инициативы, пока они маленькие, тем более подготовленными они будут к встрече с миром, когда вырастут.

Темы: Характер и ценности

Доля:


Следующая статья >


Дэн Скотт

Участник

Дэн Скотт — директор крупной группы 252 Basics Group в Orange. Он проводит большую часть своего времени, возглавляя творческую команду талантливых писателей, которые вносят новшества в среду наших больших групп. До прихода в компанию Orange Дэн работал директором по работе с детьми в библейской церкви Ада. Ему нравится путешествовать по миру, обучая лидеров детского служения и выступая перед детьми и студентами. Он ведет блог о жизни и служении на danscottblog.com. Дэн и его жена Дженна живут в Камминге, штат Джорджия, и у них четверо замечательных детей: Лиам, Эллисон, Эддисон и Тай.

Другие работы этого автора

Как дети учатся проявлять инициативу и преодолевать трудности

Умение проявлять инициативу — это поведение, которое помогает детям идти по жизни смело и с оптимизмом.

Альфред Д. Соуза делает важное замечание: «Долгое время мне казалось, что жизнь вот-вот начнется. Но на пути всегда было какое-то препятствие, что-то, что нужно было сделать в первую очередь, какие-то незаконченные дела, время, которое еще не отбыло, долг, который нужно было заплатить. Тогда начнется жизнь. Наконец до меня дошло, что эти препятствия и были моей жизнью».

Действительно, препятствия – неотъемлемая часть жизни. И часто они кажутся бесконечными, особенно детям. Дети становятся более счастливыми взрослыми, когда учатся преодолевать трудности и препятствия, проявлять инициативу и участвовать в важных для них мероприятиях.

Обычный рефрен, который я часто слышу от родителей подростков и подростков: «Мой сын не проявляет инициативы. Я не знаю, как его мотивировать». «Моя дочь не может постоять за себя».

В этой статье рассказывается о том, как дети учатся проявлять инициативу. Родители и учителя являются ключевыми наставниками в этом процессе.

Почему важно проявлять инициативу?

Проявление инициативы помогает двигаться вперед в намеченных направлениях. Инициатива направляет наше внимание к сложной цели и помогает нам преодолевать препятствия. Умение проявлять инициативу является важным аспектом позитивного развития молодежи.

Способность проявлять инициативу развивается в позднем детстве и в подростковом возрасте благодаря опыту мастерства и отношениям, которые помогают детям поверить в себя. Поскольку инициативу можно использовать для достижения добра или зла, она также включает в себя привитие в детстве положительных качеств, включая сочувствие, самосознание и честность, а также других качеств, которые являются частью Преимущества компаса. Независимо от того, учатся ли молодые люди вносить позитивные изменения в свою жизнь или в окружающий мир, проявление инициативы требует сочетания внутренней энергии и внешних действий.

Способность проявлять инициативу развивается за счет внутренних поощрений, таких как творчество, достоинство, самостоятельность, стремление изменить мир к лучшему для других и действия, которые помогают детям создавать собственное будущее. Он не развивается за счет внешних вознаграждений, таких как оценки, победы, награды и деньги.

Занятия, которые помогают детям проявить инициативу

Исследователи определили три важных элемента занятий, которые помогают детям научиться проявлять инициативу в детстве и подростковом возрасте.

  • Дети должны выбирать занятия для себя, потому что это дает им «внутренние» награды! Примеры включают музыкальные программы, обучение служению и множество других внеклассных занятий.
  • Действие должно происходить в среде, которая содержит правила, проблемы и сложности, присущие реальному миру. Дети должны сталкиваться с интеллектуальными, межличностными и внутриличностными проблемами, которые выходят за рамки оценок, побед в игре и других внешних наград.
  • Активность должна поддерживаться в течение определенного периода времени. Вместо того, чтобы выполнять множество действий, детям лучше сосредоточиться на нескольких в течение более длительных периодов времени, чтобы они научились упорствовать, несмотря на трудности.

Неопровержимые факты

  • IQ составляет менее 25% успеха в жизни. Эмоциональный интеллект, включая проявление инициативы, объясняет все остальное.
  • Скука противоположна инициативе. И отличники, и те, кто занимается правонарушениями, сообщают о самом высоком уровне скуки в США, причем многие более чем в 50% случаев.
  • Дети, которым не хватает инициативы, более склонны к депрессии.
  • Дети и подростки, которые успешно учатся проявлять инициативу, проводят в два раза больше времени за хобби и спортом, чем дети с низким уровнем, и они проводят больше времени со своими семьями.
  • Традиционные уроки и домашние задания, на которые приходится более 30% часов бодрствования детей, имеют ограниченный потенциал для обучения инициативе.

Советы по общению для родителей

  • Когда дети обвиняют, стонут или ноют, превратите это в возможность узнать, что их волнует! Раскройте скрытые убеждения, которые могут подпитывать их способность проявлять инициативу и действовать в мире.
  • Переход от языка «Призы и похвалы» к языку «Постоянное внимание» ». Вместо того, чтобы хвалить детей за все, что они «делают», выражайте признательность за то, кто они есть.
  • Помогите детям научиться решать свои собственные проблемы и преодолевать препятствия . Позвольте им потерпеть неудачу. Будьте наставником для своих детей, пока они учатся проявлять инициативу и обнаруживать интересы, которые их мотивируют.

Наставничество Способность приемных детей проявлять инициативу

  • Будьте в стороне, помогая детям учиться.
  • Поощряйте детей вставать на ноги после падения – потому что вы в них верите.
  • Будьте полезным проводником, когда дети выявляют проблемы, обдумывают свой выбор, приходят к решениям, корректируют стратегии и планируют следующие шаги. Слушайте и поощряйте.
  • Будьте образцом для подражания. Покажите им, как вы добиваетесь цели, но не делайте за них то, что они могут сделать сами.

Мне бы хотелось услышать от вас о вашем опыте родителей, педагогов и наставников молодых людей. Как вы помогли детям научиться проявлять инициативу? Какие виды деятельности приносят наибольшее внутреннее вознаграждение? Почему? Как классы поощряют инициативу?

Инфографика о проявлении инициативы

Не стесняйтесь использовать и делиться следующей инфографикой, синтезированной из этой статьи о том, как дети учатся проявлять инициативу.

Связанные статьи:

Успешные дети нуждаются в 8 основных способностях: как родитель с целью

Установки целей часто становятся пиковыми исполнителями

Обнаруживающие слова для детей, которые зажигают самопознание и рост

Adlai- Гейл, WS (1994). Изучение аутотелической личности. Диссертация, Чикагский университет.

Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии, 52 , 1-26.

Чиксентмихайи, М. (1997). В поисках потока: психология участия в повседневной жизни (1-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги.

Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект . Нью-Йорк: Bantam Books.

Хекмер, Дж. М. (1996). Изучение оптимального развития личности: лонгитюдное исследование подростков. Диссертация, Чикагский университет.

Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог, 55 (1), 170-183.

(Эта статья была первоначально опубликована 28 апреля 2011 г. Она была дополнена новыми исследованиями и материалами 20 июня 2018 г.) Теги: инициатива, позитивное развитие молодежи

Как научить детей проявлять инициативу? 5 простых способов!

Иоганн Вольфганг фон Гёте, известный немецкий романист, поэт, ученый однажды сказал: «Думать легко, действовать трудно, а претворить свои мысли в жизнь — самое трудное в мире». Кажется, давно подчеркивалась огромная важность обучения детей инициативе. В современном мире, который становится все более и более глобализированным и быстро меняющимся, родители и учителя могут задаться вопросом, как подготовить маленьких детей с набором жизненно важных навыков для достижения успеха, особенно в навыках 21-го века для детей. В этом блоге Skidos хотел бы поднять тему «проявления инициативы», которая считается одним из самых важных ключей к успеху в нашей жизни.

Ожидается, что дети научатся проявлять инициативу, а не просто следовать правилам, ждать, пока кто-то предложит варианты, а выполнять работу самостоятельно. Дети, проявляя инициативу, станут более активными, будут искать разные способы расти, учиться, преуспевать и брать на себя инициативу.

Skidos должны дать ясное объяснение того, что такое инициатива, почему это важно для юных учеников, и как научить своих детей инициативе с раннего возраста.

Что такое инициатива?

Проявление инициативы в основном означает способность видеть, что нужно сделать, и решение завершить задачу самостоятельно, не дожидаясь, пока кто-то другой попросит вас сделать это. Это можно интерпретировать как умение и акт ожидания и предложения решений до того, как вас попросят сделать. Проще говоря, инициатива означает, что нужно что-то делать, это быть ответственным, мыслить иначе, преодолевать трудности и трудности, возникающие при попытке достичь цели.

Инициативность — это навык, который мы должны освоить в детстве, когда формируется много привычек, и эти привычки станут полезными, когда мы станем взрослыми. Если ваш ребенок еще не проявлял особой инициативы, не волнуйтесь. Их мозг все еще совершенствуется, поэтому родителям и школьным учителям пора научить детей проявлять инициативу — эмоциональный навык, который будет в значительной степени способствовать успеху в жизни.

Ряд научных исследований показал, что интеллект может помочь людям достичь около 25% жизненного успеха, а остальные 75% жизненного успеха могут быть подкреплены личными чертами характера, такими как инициативность. Можно сказать, что проявление инициативы является одним из наиболее важных факторов, определяющих жизненные достижения.

Противоположностью проявления инициативы может быть пассивность и конформизм, при которых человек чувствует себя слабым и неуверенным в себе, неуверенным в своей способности распоряжаться своей жизнью.

Почему детям и учащимся так важно проявлять инициативу?

Существуют важные причины для стимулирования ваших детей к проявлению инициативы в раннем возрасте. И почему мы должны учить детей проявлять инициативу!

#1 Помогает детям жить своей жизнью для достижения целеустремленной цели

Во-первых, инициатива играет роль связующего звена между мыслями. И в действии, которое помогает детям прожить свою жизнь для достижения целеустремленной цели, чтобы все было сделано, как запланировано. Инициатива должна пролить свет на их пути к сложной задаче и стать маяком для детей, чтобы они могли преодолевать препятствия на пути к достижению своих целей. Научиться проявлять инициативу — важный навык, необходимый для того, чтобы процесс взросления детей был успешным в будущем.

Кроме того, дети будут чувствовать себя намного счастливее, когда узнают, как преодолевать трудности, проявлять инициативу и участвовать в мероприятиях, которые помогают детям создавать свое собственное будущее.

#2 Сделайте их «круче», научив детей проявлять инициативу!

Во-вторых, дети, которые умеют проявлять инициативу, очень классные дети! Например, ребенок, который готовит обед для себя, чтобы поесть в школе, вместо того, чтобы ждать, пока его или ее мать поспешит сделать это на следующее утро, проявляет заботу и поддержку. Ребенок, который мило здоровается с новеньким в классе, гораздо круче тех, кто надеется, что новый друг поздоровается первым.

Маленький ребенок, который содержит свою комнату в чистоте или убирает постель, просто великолепен! Многие люди могут иметь благие намерения, но лишь немногие берут на себя инициативу действовать и сохранять хладнокровие.

#3 Ваши дети в ответственного члена команды!

Более того, проявление инициативы в школьных проектах превратит ваших детей в ответственных членов команды, способных преуспеть в командной работе, а командная работа является одним из жизненно важных факторов, определяющих будущий успех. Позволяя им проявлять инициативу в определенной задаче. Это означает, что юные ученики уверены в себе и готовы упорно трудиться, чтобы добиться успеха как в школе, так и в реальной жизни.

| >>> Подробнее о: Навыки совместной работы у детей: как улучшить, советы [НОВИНКА]

Проявление инициативы также демонстрирует высокие лидерские качества в том смысле, что лидеры почти никогда не колеблются, чтобы действовать и что-то делать. Дети должны проявлять инициативу, чтобы стать хорошими лидерами в будущем. После этого быть активными, чтобы вести за собой других, потому что они знают, что правильно, и они готовы рисковать, чтобы что-то произошло.

Как научить детей проявлять инициативу?

Какие стратегии могут использовать родители, чтобы помочь своему ребенку проявить инициативу?

  • Будьте для них образцом для подражания
  • Пусть попробуют сами.
  • Хвалите своих детей за работой

1.

БУДЬТЕ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ подражания, ПРОЯВЛЯЯ ИНИЦИАТИВУ

Если вы не знаете, как научить своих детей проявлять инициативу, помните, что вы являетесь их образцом для подражания, и ваши дети многому у вас учатся. Родители должны быть отличным примером, чтобы всегда проявлять инициативу.

И не забудьте объяснить, почему вы делаете то, что делаете. «Я думаю, наш мусор полон, я пойду их выкинуть». Маленькие вещи, которые мы делаем, могут оказать огромное влияние, потому что дети должны видеть процесс от начала до конца и связывать причинно-следственные связи.

2. ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ ПОПРОБОВАТЬ СДЕЛАТЬ ДЕЛА САМОСТОЯТЕЛЬНО

Еще один совет, который поможет вашим детям проявлять инициативу, — это позволить им попробовать сделать что-то самостоятельно. Тем временем родители могут поощрять детей к активным действиям и знакомить их с тем, что нужно для выполнения работы.

Как у ребенка развивается готовность проявлять инициативу?

Если они приходят к вам с проблемой, спросите их, как они ее видят, каково их мнение о возможном решении, поддержите их, чтобы они придумали решение проблемы, а затем дайте им попрактиковаться. Например, если ваша дочь хочет сделать домашнюю работу своими руками, одев ее утром в школу.

| >>> Узнайте больше на соответствующую тему: Цифровая грамотность для учащихся: советы и ресурсы для улучшения! [Новое]

Она отлично справляется с подготовкой, но процесс занимает немного больше времени, чем если бы вы ей помогали. попробуй разбудить ее немного раньше. Это может быть не идеально, но, по крайней мере, они узнают, что значит видеть что-то и что-то с этим делать. Если они почувствуют, что способны проявить инициативу, они воспользуются ею в будущем.

3. ВСЕГДА ХВАТИТЕ РАБОТУ СВОИХ ДЕТЕЙ

Дети, пытаясь выполнить задачу самостоятельно, могут не очень хорошо с ней справиться. Родителям следует говорить добрые комплименты типа «Отлично», «Молодец!», «Молодец!», «Отлично!» или иногда говорят «белую ложь», чтобы восхищаться работой, проделанной их детьми, даже если эта работа может быть выполнена не идеально.

Пусть наши дети почувствуют вкус радости от выполнения задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *