Разное

Радуга схема слова: «Радуга» фонетический разбор слова по составу

Содержание

Ударение. 1 класс.

Урок 3

Тема: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Проектная группа: Ширяева Г.В.

Кузина А.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: Показать словоразличительную функцию ударения, сформировать умение определять ударный слог в слове и выделять ударный гласный звук на звуковой схеме.

Результат: Учащиеся должны знать способ определения ударного слога в слове, уметь прочитать слово с разными вариантами расстановки ударения.

Вводный комментарий: Особенность этого урока состоит в одновременном введении ударения как важнейшей характеристики слова, выполняющей смыслоразличительную функцию, и введении способа нахождения места ударения в слове, опирающемся именно на эту функцию. Для того чтобы дети осознали ударение как особую организацию звуков в слове, им предлагается деформированное слово радуга – со смещением ударения на второй и третий слоги. Благодаря такому методическому ходу у детей возникает возможность услышать ударение и прочувствовать, что его место является определяющим для понимания смысла слова носителями языка. Искусственное смещение ударения позволяет первоклассникам обнаружить его и понять его значимость, а затем становится основой для определения места ударения в слове. Чтобы найти ударный слог в слове и обозначить его на звуковой модели слова (а впоследствии и на буквенной), учащимся предлагается произнести слово несколько раз: с ударением на первом слоге, затем с ударением на втором слоге, на третьем и т.д. В процессе такого «прочтения слова» (оно, как правило, осуществляется на основе имеющейся модели слова) дети осознают место ударения в слове – сопоставляют звуковой образ слова с ударением в определенном месте и ту модель, с которой они работают. В результате такой работы ученики лучше опознают ударный слог и правильно обозначают его на модели (известно, что прием «Позови слово!» часто приводит к тому, что дети «зовут» слово правильно, а знак ударения ставят неверно, т. к. звуковой образ у них не соотнесен со звуковой или буквенной моделью того же слова). Понятно, что умение определять место ударения в слове является чрезвычайно важным в отношении будущего орфографического действия младших школьников.

Проектируемый ход урока:

  1. Составление звуковой схемы к слову РАДУГА

У. Отгадайте загадку: (Учитель выбирает одну из загадок в зависимости от особенностей класса. На данном уроке была выбрана последняя загадка.)

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид, огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Ещё никто не восходил.

Идёшь к нему – он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он роднится

И вместе исчезает с ним.

В.А. Жуковский

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни, въехать ни войти.

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Кто мне может подсказать?

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Д. Радуга!

У. Откройте тетрадь и составьте звуковую схему к слову РАДУГА.

Ребята делят слово на слоги и фиксируют в тетрадь звуки каждого слога. Один учащийся фиксирует звуковой состав слова у доски.



  1. Соотнесение звуковой и слоговой схемы к слову

У. Авосик с Машей и Алёшей тоже составляли схему к слову РАДУГА. Вот что у них получилось.



Д. Они составляли слоговую схему. Верно составила Маша, потому что слово на её схеме состоит из трёх слогов.

На доске остаётся только Машина схема.

  1. Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА

У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?

Д. Они выделяли голосом разные слоги.

У. Какой слог надо было выделить голосом, чтобы произнести слово по-русски правильно?

Д. Первый.

  1. Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме

У. Подумайте, как показать на схеме, что в слове РАДУГА правильно выделять голосом первый слог.

Ребята обсуждают варианты ответа.

У. В русском языке слог, который произносится с наибольшей силой, называется ударным. На схеме его отмечают специальным значком, ударением.

  1. Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова

У. Мы теперь знаем, как поставить ударение в слоговой схеме. А как отметить ударение на звуковой схеме?

Д. Поставить значок ударения над слогом, над звуком.

У. Над каким звуком?

Д. Над гласным, потому что в слове гласные звуки образуют слог, они особенно сильно произносятся голосом.

  1. Определение ударного слога в слове

У. Червячок пришёл в гости к улитке. Выглянет ли улитка из домика, если червячок позовёт её так:



У. А вот так:



У. А так:



Д. Ударение в слове УЛИТКА должно падать на второй слог.

Анализ проекта и его реализации:

Этапы 1 и 2. Составление звуковой схемы к слову РАДУГА. Соотнесение звуковой и слоговой схемы к слову

В проекте урока было запланировано составление звуковой схемы слова радуга (в учебнике предлагается работать на этапе введения ударения сразу на слоговой модели) с целью рефлексивного возврата к ней: предполагалось, что в конце урока дети могут обсудить на основе этой же звуковой модели над каким звуком надо ставить знак ударения. Однако в реализации само составление довольно несложной модели этого слова заняло колоссальную часть времени.

Следующий же этап, посвященный соотнесению звуковой модели и слоговой модели одного и того же слова стал фактически кульминационным моментом урока, но, как известно, по проекту этот этап должен был выполнять лишь функцию «мостика» от повторения изученного – составления звуковой модели, где отражается последовательность гласных и согласных звуков, к новой теме – обнаружению ударения. Определенную сложность в реализации урока вызвало еще и то, что визуально предложенная слоговая модель была очень похожа на звуковую: модель слога и модель звука в звуковой схеме слова были фактически одинакового размера. Чрезвычайно затянутые и неэффективные первые два этапа урока привели к преждевременному утомлению детей, рассеиванию их внимания.

Этап 3. Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА

Очевидно, что причина неуспеха реализации этого этапа в недостаточной проработанности его в проекте. Приведем этот фрагмент:

У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?

Д. Они выделяли голосом разные слоги.

У. Какой слог надо было выделить голосом, чтобы произнести слово по-русски правильно?

Д. Первый.

Конечно, рассчитывать, что дети на вопрос учителя «Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?» ответят: «Они выделяли голосом разные слоги», не стоило. Важно было продумать заранее, как подвести детей к такому непростому выводу. Наверное, для этого учащиеся, как минимум, должны были сами многократно произнести слово радуга как первый иностранец, затем как второй, затем как третий, произносить и слушать друг друга, наблюдать. Безусловно, одного учительского вопроса учительского произнесения трех вариантов слова, недостаточно. Вместе с тем, важно было убедиться, что слово радуга во всех трех вариантах имеет один и тот же состав, тогда и возникает вопрос, в чем же разница. Не очень удачным (хотя и привлекательным) следует признать прием с произнесением слова по слогам по цепочке (разными учащимися) – при таком «кусочном» произнесении ударение нивелируется.

Этапы 4 и 5. Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме. Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова

Вероятно, было бы намного эффективней предложить детям самим попробовать отметить ударение на слоговой модели слова. Кто-то, возможно уже знает знак ударения и использовал бы его, а кто-то, может быть, придумал бы что-то другое – например, закрасил бы ударный слог или отметил его как-то иначе. Смысл этой работы заключается в том, что каждый учащийся, выполняя такое задание, еще раз осознает сам предмет работы – ударение, новую для него характеристику слова.

Этап 6. Определение ударного слога в слове

Этот этап был проведен учителем на уроке несколько иначе. По проекту дети должны были просто определить место ударения в слове улитка – применить уже имеющийся способ нахождения места ударения в слове на данном новом слове. Однако на самом уроке учитель задает детям следующий вопрос: «Подойдёт ли слоговая схема слова РАДУГА к слову УЛИТКА?». Понятно, что таким образом учитель хочет «убить» двух зайцев: фактически ввести способ определения ударения в слове и найти его место в еще одном слове. Но ответ на этот вопрос предполагает, что дети должны определить сначала ударный слог в слове радуга, произнеся его три раза, и затем сравнить его место с местом ударения в слове улитка, как бы удерживая все эти операции «в уме». Реализация этапа урока показала, что задание было заведомо сложным для первоклассников. Оно, наверное, возможно, но только уже на этапе освоения учащимися постановкой ударения в словах, а не в момент его введения.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

  1. Составление слоговой схемы к слову РАДУГА

У. Отгадайте загадку:

***

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

Д. Радуга!

У. Да, посмотрите, она действительно похожа на коромысло. (Показывает картинку) А на что ещё похожа радуга?

Дети высказывают свои предположения.

У. Послушайте, какие ещё загадки есть про радугу:

***

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни, въехать ни войти.

***

Приказало солнце: стой,

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –

Рухнул мост, и щепок нет.

У. На что похожа радуга у авторов этих загадок?

Д. На ворота и мост.

У. Молодцы! На уроке русского языка мы будем наблюдать за словом РАДУГА. Откройте тетрадь и составьте слоговую схему к слову РАДУГА.

Ребята чертят схему к слову и отмечают на ней слоги. Один учащийся работает у доски.


  1. Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА

У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Давайте тоже попробуем произнести это слово как иностранцы.

Учитель вместе с ребятами произносит слово РАДУГА, выделяя голосом разные слоги.

У. Может быть эти слова состоят из разных слогов?

Ребята сравнивают сначала первый, потом второй и третий слоги в словах РАдуга, раДУга, радуГА.

Д. Все слоги одинаковые!

У. Давайте произнесём слово раДУга. Какой слог мы произносим с большей силой?

Д. Второй.

У. А в слове радуГА?

Д. Третий.

У. А в слове РА дуга?

Д. Первый!

У. Кто может ответить на вопрос, почему одно слово иностранцы произнесли по-разному?

Д. Они выделяли голосом разные слоги.

  1. Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме

У. Помогите иностранцам. Выделите на схеме слова тот слог, который надо произносить с большей силой, чтобы получилось слово РАдуга.

Каждая пара получает схему слова на большом листе и преобразовывает её. Все варианты выносятся на доску и обсуждаются.

У. Давайте посмотрим, как принято отмечать такой слог в учебнике.

Ребята открывают учебники и знакомятся с новым значком.

У. В русском языке слог, который произносится с наибольшей силой, называется ударным. На схеме его отмечают специальным значком, ударением.

  1. Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова

У. Мы теперь знаем, как поставить ударение в слоговой схеме. А как отметить ударение на звуковой схеме?

Д. Поставить значок ударения над слогом, над звуком.

У. Давайте составим звуковую схему к слову РАДУГА и подумаем, как отметить ударный слог.

Ребята составляют звуковую схему в тетрадях. Можно сыграть в игру «Регулировщик». Один из ребят становится регулировщиком. Ребята показывают схему к первому звуку, если она подходит, регулировщик пропускает одного из ребят к доске, чтобы он начертил схему на доске. Игра продолжается до тех пор, пока все звуки не будут записаны.


У. В слове РАДУГА ударение падает на первый слог. Но в нём два звука, какой из них считать ударным?

Д. Гласный, потому что в слове гласные звуки образуют слог, они особенно сильно произносятся голосом.



  1. Способ определение ударного слога в слове

У. Червячок пришёл в гости к улитке. Выглянет ли улитка из домика, если червячок позовёт её так:



У. А вот так:



У. А так:



Д. Ударение в слове УЛИТКА должно падать на второй слог.

  1. Определение ударного слога в словах.

У. У вас на листочках и у меня на доске схемы к словам из двух слогов. Наша задача -найти и выделить ударный слог.

Ребята определяют ударный слог в словах: ВАЗА, РАМА, ЛЮДИ, ТРАВА, ГОРА, РЕКА. Каждое слово произносится дважды, сначала с ударением на первый слог, а потом на второй. Только после этого ставится знак ударения. Ребята по очереди выполняют задание у доски.

6


Дисперсия света. Цветовой диск Ньютона – внеурочная деятельность (конкурсная работа) – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

  • Участник: Ворошнин Данил Александрович
  • Руководитель: Базыльникова Марина Александровна

Введение

Мы живем в мире разнообразных световых явлений – радуга, полярные сияния, голубое небо. Тем, кто не знаком с причинами их возникновения, эти световые явления кажутся необыкновенными и загадочными.

В повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями, но обычно не задумываемся над ними – насколько они привычны для нас, а вот объяснить их часто затрудняемся. Например, чайная ложка, опущенная в стакан с водой, кажется нам надломленной или сломанной, в зависимости от того, с какой стороны мы смотрим на ложку. Мы видим окружающие нас предметы многоцветными при освещении Солнцем или яркой лампой, но с наступлением сумерек или при ослаблении света цветность предметов блекнет.

Все эти явления связаны с понятием «свет». В обыденной речи «свет» мы используем в самых разных значениях: ученье – свет, а неученье – тьма, свет мой, солнышко, скажи … В физике термин «свет» имеет гораздо более определенное значение. Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которое падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Мы также знаем, что одним из видов теплопередачи является излучение, следовательно, Свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом и вызывающее зрительные ощущения. Свет обладает множественными свойствами, одним таким свойством света является – дисперсия. Мы всегда сталкиваемся с этим явлением в жизни, но не всегда замечаем этого. Но если быть внимательным, то явление дисперсии всегда нас окружает.

Одно из таких явлений это обычная радуга. На первый взгляд радуга это что-то простое, на самом деле при возникновении радуги происходят сложные физические процессы. Поэтому мы выбрали тему дисперсия света для того, чтобы глубже понять физические процессы и явления, происходящие в природе. Это очень интересная тема и мы постараемся в своем проекте представить все моменты, происходящие в истории развития науки о свете и показать опыты по демонстрации дисперсии света, а так же свою экспериментальную установку, разработанную специально для наблюдения дисперсии света, которая впоследствии может быть использована на уроках физики при изучении данной темы.

Цель проекта – изучение понятия «Дисперсия света» и изготовление экспериментальной установки «Цветовой диск Ньютона».

Задачи:

  1. Изучить историю открытия И. Ньютоном явления Дисперсия света.
  2. Рассмотреть спектральный состав света.
  3. Дать понятие о дисперсии света.
  4. Подготовить эксперименты по наблюдению дисперсии света.
  5. Рассмотреть природное явление радуга.
  6. Изготовить экспериментальную установку «Цветовой диск Ньютона».

I. Теоритическая часть

1.1. Открытие Исаака Ньютона

В 1665–1667 годах Исаак Ньютон – английский физик и математик занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено, данное наблюдение его очень заинтересовало, и он решил разгадать природу возникновения цветных полос. В это время в Англии свирепствовала эпидемия чумы, и молодой Исаак Ньютон решил укрыться от неё в своём родном Вулсторпе. Перед отъездом в деревню он приобрёл стеклянные призмы, чтобы «произвести опыты со знаменитыми явлениями цветов». Исследуя природу цветов, Ньютон придумал и выполнил целый комплекс различных оптических экспериментов. Некоторые из них без существенных изменений в методике, используются в физических лабораториях до сих пор.

Главный опыт был традиционным. Проделав небольшое отверстие в ставне окна затемнённой комнаты, Ньютон поставил на пути пучка лучей, проходивших через это отверстие, стеклянную призму. На противоположной стене он получил изображение в виде полоски чередующихся цветов (рис. 1).


Рисунок 1. Эксперимент И. Ньютона

1.2. Спектральный состав света

Полученную таким образом цветную полоску солнечного света Ньютон разделил на семь цветов радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (рис. 2).


Рисунок 2. Разложение белого пучка света на спектр

Спектр – (от латинского «spectrum» – видение) непрерывный ряд цветных полос, получается путем разложения луча белого света на составные части (рис. 3).


Рисунок 3. Спектр

Если же рассматривать спектр без подобного предубеждения, то полоса спектра распадается на три главные части – красную, желто-зелёную и сине-фиолетовую. Остальные цвета занимают сравнительно узкие области между этими основными.

Все цвета спектра содержатся в самом солнечном свете, а стеклянная призма лишь разделяет их, так как различные цвета по-разному преломляются стеклом. Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, слабее всего – красные.

1.3. Дисперсия света

Проходя через призму, луч солнечного света не только преломляется, но и разлагается на различные цвета.

Дисперсией называется явление разложения света на цвета при прохождении света через вещество.

Прежде чем разобраться в сути этого явления, необходимо рассмотреть преломлении световых волн. Изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую называется преломлением.

Положим на дно пустого не прозрачного стакана монету или другой небольшой предмет. Подвинем стакан так, чтобы центр монеты, край стакана и глаз находились на одной прямой. Не меняя положения головы, будем наливать в стакан воду. По мере повышения уровня воды дно стакана с монетой как бы приподнимается. Монета, которая ранее была видна лишь частично, теперь будет видна полностью. Эти явления объясняются изменением направления лучей на границе двух сред —

преломлением света (рис. 4).


Рисунок 4. Преломление светового луча

Закон преломления света: падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

sinα  = n21
sinβ

где n21 – относительный показатель преломления второй среды относительно первой.

При изменении угла падения α меняется и угол преломления β, но при любом угле падения отношения синусов этих углов остается постоянным для данных двух сред.

sinα  = n.
sinβ

Если луч переходит в какую-либо среду из вакуума, то

sinα  = n,
sinβ

где n – абсолютный показатель преломления второй среды.

Абсолютный показатель преломления – физическая величина, равная отношению синуса угла падения луча к синусу угла преломления при переходе луча из вакуума в эту среду.

Чем больше у вещества показатель преломления, тем более оптически плотным считается это вещество. Например, рубин – среда оптически более плотная, чем лёд.

Преломление света при переходе из одной среды в другую вызвано различием в скоростях распространения света в той и другой среде.

Это было доказано французским математиком Пьером Ферма и голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Они доказали, что

Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред, равная отношению скоростей света в этих средах:

sinα  = n21 =  V1
sinβ V2

Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света. Среду с меньшим абсолютным показателем преломления принято называть оптически менее плотной средой.

Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т. е. от температуры вещества его плотности. Показатель преломления зависит также и от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого – меньше, чем для фиолетового.

Таким образом,

Дисперсия света – зависимость показателя преломления и скорости света от частоты световой волны.

Абсолютный показатель преломления стекла

n, из которого изготовлена призма, зависит не только от свойств стекла, но и от частоты (от цвета) проходящего через него света. В опыте Ньютона при разложении в спектр пучка белого света, лучи фиолетового цвета, имеющие большую частоту, чем красные, преломились сильнее красных, поэтому на экране можно наблюдать цветную полосу – спектр (рис. 5).


Рисунок 5. Преломление светового луча при прохождении через более оптически-плотную среду – стеклянную призму

1.4. Радуга

Дисперсией света объясняются многие явления природы, например Радуга. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга – радуга (рис. 6).


Рисунок 6. Природное явление радуга

Радуга — это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.

Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом в 42 градуса, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета (рис. 7).


Рисунок 7. Преломления света в капле дождя

Прежде всего, заметим, что радуга может наблюдаться только в стороне, противоположной Солнцу. Если встать лицом к радуге, то Солнце окажется сзади. Наблюдаемые в радуге цвета чередуются в такой же последовательности, как и в спектре, получаемом при пропускании пучка солнечных лучей через призму. При этом внутренняя (обращенная к поверхности Земли) крайняя область радуги окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя крайняя область — в красный.

Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем (рис. 8).


Рисунок 8. Схема образования радуги относительно наблюдателя

Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы (рис.  9).


Рисунок 9. Радуга с борта самолета

II. Практическая часть

2.1. Демонстрация экспериментов по наблюдению дисперсии света

Изучив историю открытия дисперсии света, и процесс образования спектра, мы решили опытным путем пронаблюдать дисперсию света. Для этого подготовили и провели видео эксперименты, которые можно использовать на уроках физики при изучении темы Дисперсия света.

Эксперимент №1. Получение радужного спектра на мыльных пленках

Для проведения эксперимента понадобится: ёмкость с мыльным раствором, проволочная рамка.

Ход эксперимента: наливаем мыльный раствор в ёмкость, опускаем рамку в раствор, образуется мыльная плёнка. На плёнке появляется радужные полосы.


Эксперимент №2. Дисперсия света – разложение в радужный спектр пучка белого света при прохождении сквозь стеклянную призму

Для проведения эксперимента понадобится: призма, источник света (фонарик телефона), экран (лист белой бумаги).


Ход эксперимента: устанавливаем призму на экспериментальном столике. С одной стороны столика устанавливаем экран. Свет направляем на призму и на экране наблюдаем радужные полосы.



Эксперимент № 3. Дисперсия света – разложение в радужный спектр пучка белого света при прохождении через воду

Для проведения эксперимента понадобится: зеркало, источник света (фонарик телефона), экран (лист белой бумаги), ёмкость с водой.



Ход эксперимента: в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет, чтобы отраженный свет попадал на экран.



1.2. Цветовой диск Ньютона

Ньютон провел обычный опыт со стеклянной призмой и заметил разложение света на спектр. Направив луч дневного света на призму, он увидел на экране различные цвета радуги. После увиденного он выделил из них семь основных цветов. Это были такие цвета как: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Ньютон выбрал лишь семь цветов по той причине, что были наиболее яркие, он также говорил, что в музыке всего семь нот, но сочетание их, различные вариации позволяют получить совершенно различные мелодии. Проведя обратный опыт, т.е. полученный спектр он направил на грань другой призмы и в результате опыта Ньютон снова получил белый свет (рис.10).


Рисунок 10. Первая призма разлагает белый свет в спектр, вторая вновь собирает спектр в белый свет

 

На основе этих простых опытов Ньютону пришла в голову мысль о создании круга состоящего из семи секторов и закрашенных определенными цветами в результате вращения, которого произойдет их смешение и мы получим белую раскраску этого круга. В последствии этот круг стали называть Цветной диск Ньютона (рис.  11).


Рисунок 11. Цветной диск Ньютона

Попробуем повторить опыт Ньютона. Для этого создадим экспериментальную установку, которая состоит из компьютерного кулера и прикрепленного к нему цветового диска, также блока питания (рис. 12).


Рисунок 12. Экспериментальная установка по получению белого света из спектра

Кулер создает большой проток воздуха, и служит для того что бы привести во вращение цветной диск. Так как наша установка подключается в сеть с напряжением 220 В, а кулер рассчитан на 12 В, поэтому к кулеру подключили блок питания для понижения напряжения с 220 В на 12 В. Для безопасности установка изолирована в пластмассовом боксе.

В результате при включении установки в розетку сети питания цветной круг, закрепленный на кулере, начнет вращаться, и мы увидим желтовато-белую окраску круга (рис. 13).


Рисунок 13. Результат вращения цветового диск Ньютона

Окраска круга при вращении желтовато-белая по двум причинам:

  1. Скорость вращения круга очень низкая по сравнению со скоростью света;
  2. Круг окрашен с резкими цветовыми переходами, если сравнивать со спектром разложения белого света.

Таким образом, нам удалось повторить эксперименты Ньютона по разделению белого света на спектр и наоборот получение белого света из спектра.

Заключение

Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная дуга радуги. В своем проекте мы попытались ответить на вопрос – как можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. В целом поставленная цель об изучении такого явления как дисперсия света в итоге достигнута. Для того чтобы глубже понять такое свойство света как дисперсия, была изучена дополнительная литература по световым явлениям, были проведены эксперименты по наблюдению явления, была изготовлена установка для вращения цветового круга Ньютона с некоторой скоростью.

В результате проведенных опытов и экспериментов нами были сделаны следующие выводы:

  1. Дисперсия – явление разложения белого света в спектр.
  2. Белый цвет имеет сложную структуру, состоящий из нескольких цветов.
  3. При падении света на границу раздела двух прозрачных сред световые лучи различной цветности преломляются по разному (наиболее сильно-фиолетовые лучи, менее других- красные).
  4. Призма не изменяет цвет, а лишь разлагает его на составные части.

Таким образом, посредством теоретического изучения данной темы и ее практического подтверждения и была достигнута основная цель проекта.


Цвета радуги: принципы работы с цветом для дизайнеров

Говорят: «Занимайтесь любовью, а не войной!» Цвета радуги — это вдохновляющий символ гордости геев и детей-цветов. Современные знаки отличия «Ричард Йоркский дал битву напрасно» (мнемоника для красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового) образуют химеру мира и человечности. Но когда они не завершаются влиятельными идеологиями, эти цвета — не просто путь лепрекона к горшку с золотом. С давних времен радуга снова и снова перетасовывалась, образуя шедевры. Оттенки радуги сегодня формируют палитры художников и графических дизайнеров в каждом творении.

И это еще не все Skittles и M&Ms. Цвета должны сочетаться друг с другом, как кусочки мозаики, и течь, как шестеренки в колесе. Несмотря на жизнь в радуге хаоса, столкновение неприятных комбинаций раскрывает создателя, летящего вслепую в полете своей фантазии. Независимо от того, являетесь ли вы дизайнером интерьеров, графическим дизайнером, бренд-менеджером или художником, мы здесь, чтобы дать несколько советов о том, как вы можете эффективно продемонстрировать истинные цвета вашей концепции.

 

Открытие цветов радуги

Теория цвета создает принцип визуальной гармонии. Греческий философ Аристотель был первым человеком, обнаружившим круговое преломление света радуги. Именно его революционная теория питала призму сэра Исаака Ньютона в отношении цветовых отношений в 17 веке. Метеорологическое явление, радужная дуга образуется, когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды. Отражение, преломление и рассеивание света приводят к спектру семи цветов, с которыми мы отождествляем себя сегодня. Но вот забавный факт. Знаете ли вы, что если смотреть с самолета, радуга появляется только в виде полного круга?

 

Цвета радуги и эмоции

Сегодня мы думаем об анониме «ROYGBIV» при любом упоминании радуги. Естественный солнечный свет белый, и при разделении на разные длины волн образуются семь цветов радуги. Точно так же и наоборот, при сочетании этих цветов образуется белый свет.

На сегодняшний день многие великие умы пытались классифицировать и представлять цвета с помощью различных моделей. Среди цветовых кругов и треугольников лежит логика и сопутствующая психология человека. Цвета, которые дизайнеры выбирают сегодня, могут повлиять на поведение потребителей, поскольку на цвета на протяжении веков сильно влияла культура. Таким образом, влияние цветов на каждого человека разное, но есть определенные общие предостережения и рекомендации, которым дизайнеры могут следовать, чтобы вызывать разные эмоции. Мы начнем с изучения семи цветов радуги, представленных ниже.

 

Красный

Красный цвет является основным цветом и имеет наибольшую длину волны. Поэтому он наиболее заметен в цветовом спектре. Он вызывает сильнейшие эмоции, которые можно связать со страстью, желанием и любовью. С другой стороны, красный также указывает на опасность и агрессию и поэтому часто используется для предупреждения людей о надвигающейся опасности. Исследования показывают, что цвет также оказывает физиологическое воздействие на людей. К ним относятся повышенное кровяное давление, обмен веществ, частота сердечных сокращений, частота дыхания и общий уровень энергии.

 

Оранжевый

Несмотря на общий оттенок оранжевого цвета в одежде заключенных в США, этот цвет часто ассоциируется с позитивом, волнением, мотивацией, теплотой и энергией. Оранжевый — это вторичный цвет, что означает, что его можно получить, смешав два основных цвета — красный и желтый.

 

Желтый

Желтый — пятый цвет радуги и основной цвет, который часто ассоциируется со счастьем, оптимизмом, общением и просветлением. Известно, что этот оттенок пробуждает нервную систему и является наиболее распространенным выбором, используемым для обозначения гендерного нейтралитета в детских комнатах.

 

Зеленый

Зеленый ассоциируется с природой, а значит, со спокойствием, благополучием и здоровьем. Исследования показали, что зеленый цвет может улучшить способность к чтению, скорость и понимание. Вторичный цвет может быть получен путем комбинирования основных цветов синего и желтого.

 

Синий

Основной цвет, синий, часто предпочитают мужчины. Психологически он вселяет чувство спокойствия, умиротворения, порядка, стабильности и надежности. Исследования показывают, что люди могут быть более продуктивными в комнатах, окрашенных в синий цвет, хотя этот цвет также вызывает чувство меланхолии, отчужденности и снижение аппетита.

 

Индиго

Сочетание синего с оттенком фиолетового — модный цвет индиго, который способствует глубокой концентрации, внутреннему созерцанию и самоанализу. При использовании в брендинге он олицетворяет честность, дружелюбие, целостность, разумность и надежность. Indigo создает элегантную среду нового века и вдохновляет, когда вплетается в дизайн интерьера.

 

Фиолетовый

С точки зрения психологии фиолетовый часто ассоциируется с чувствительностью, творчеством, тайной и гармонией. Цвет обеспечивает бегство от реальности, поскольку он часто ассоциируется с миром фантазий. Фиолетовый — это вторичный цвет, который можно получить, смешав синий с красным.

 

Технические цветовые системы, используемые графическими дизайнерами

Теперь, когда мы поговорили об основных цветах радуги и их влиянии на психологию, давайте углубимся в некоторые определения цветов графическими дизайнерами. Если вы использовали какое-либо программное обеспечение для графического дизайна, такое как Adobe Photoshop, InDesign или Illustrator, следующее может быть вам знакомо. В противном случае, не волнуйтесь. Потому что удивительно, но многие дизайнеры не знают разницы между каждой системой и как использовать их в своих интересах.

 

Цветовая система RGB

RGB означает красный, зеленый и синий. Система полагается на сочетание интенсивностей каждого из этих оттенков для воспроизведения спектра цветов. 3 числа, значения от 0 до 255 представляют каждую интенсивность красного, зеленого и синего. 0 создает самый темный цвет — черный, а 255 — белый. Чтобы воспроизвести цвет, вам нужно ввести 3 значения. Например: RGB(0, 0, 0) создает черный цвет, а RGB(255, 255, 255) создает белый цвет.

Система RGB обычно используется для цифрового дизайна, например, для веб-сайтов, телевизоров и мобильных экранов. Технологии, которые отображают систему RGB, включают ЖК-дисплеи, плазменные панели, OLED и ЭЛТ. Каждый пиксель экрана снабжен источником света RGB для отображения полного изображения с обычного расстояния просмотра.

 

Цветовая система CMYK

CMYK означает голубой, пурпурный, желтый и черный. «K» представляет собой черный цвет, так как черный является основным цветом во всех принтерах. Чтобы не путать с RGB, цветовой режим CMYK лучше всего использовать для достижения точности цветопередачи при печати. Четыре оттенка являются основными цветами чернил, которые можно найти в принтерах. Для воспроизведения цвета требуется 4 значения в процентах (т.е. значения от 0 до 100). Чем выше процент, тем темнее интенсивность цвета. Например, желтый можно воспроизвести с помощью CMYK (0, 0, 100, 0).

Руководство по использованию бренда часто включает значения CMYK для логотипа бренда и цветовых схем. Это помогает сохранить единообразие и согласованность цветов бренда, чтобы повысить узнаваемость и узнаваемость бренда. Точность цветопередачи CMYK помогает не полагаться на зрительное восприятие, а учитывать любые несоответствия между изображениями, отображаемыми на экране, и результатами печати. Это особенно полезно при печати визитных карточек, плакатов и логотипов как в больших, так и в малых масштабах.

 

Цветовая система HEX

Как и RGB, цифровые дисплеи, такие как телевизоры и мобильные устройства, также используют систему цветового кодирования HEX. HEX означает шестнадцатеричный. Это короткий код, который представляет цветопередачу вместо трехзначной системы RGB. Комбинация из шести символов, включая буквы и цифры, составляет цвет. Первые 2 символа обозначают красный цвет, вторые 2 — зеленый, а последние 2 — синий. Цветовая система HEX обычно используется в веб-дизайне, и создатели могут легко преобразовывать значения RGB в код HEX с помощью таких простых инструментов, как этот.

 

Цветовая система Pantone

Существует также система цветового кодирования Pantone (PMS-Pantone Matching System). Эта цветовая модель является стандартным языком для цветов печати и особенно полезна, когда ваш дизайн переводится в печать на текстиле и шелке. Цветовое кодирование PMS важно для дизайна высокого уровня, потому что не каждый цвет можно создать с помощью значений CMYK. Вместо того, чтобы использовать процент значений CMYK, Pantone воссоздает цвета из 18-цветной палитры. Здесь вы можете узнать, как получить точные плашечные цвета для точной цветопередачи.

 

Выбор цвета: руководство для графического дизайнера

Когда речь идет о дизайне, речь идет не только об эстетике. Во всяком случае, цвета несут определенное значение и, следовательно, могут влиять на настроение, мотивировать призыв к действию и создавать индивидуальность. Например, зеленый — это не просто зеленый. Он олицетворяет биофилию, экологичность и корпоративную ответственность. Значит, волшебство передачи эмоций и общения без слов — суперсила графического дизайнера! Если вы только начинаете свое путешествие по цветам, вот несколько быстрых и полезных советов, которые помогут вам в этом.

 

Выбор между теплыми и холодными цветами

Знаете ли вы, что климат вашей демографической среды может влиять на эффективность цветов вашего дизайна? В целом зрители, живущие в теплом климате, более позитивно реагируют на холодные цвета, такие как зеленый и синий. Напротив, те, кто живет в холодном климате, предпочитают теплые цвета, такие как желтый, красный и оранжевый. Таким образом, важно понимать контекст атрибутов, личности, предпочтений и культурных нюансов вашего выбора цвета. Теплые цвета нравятся экстравертам, а интроверты предпочитают холодные цвета. Другой пример контекстной адаптации — использование красного цвета. Хотя в некоторых культурах это привлекающий внимание цвет предупреждения, в китайской культуре красный и оранжевый символизируют процветание, удачу и счастье.

 

Создание цветовой схемы

Если вы графический дизайнер и хотите изобрести бренд, создание цветовых схем входит в пакет услуг. Профессиональные цветовые схемы включают в себя цветовые комбинации, излучающие гармонию. Одним из способов сделать это является монохроматическая техника. Это означает, что вы используете только один цвет, но с разной насыщенностью. Например, сочетая темно-красный с пастельно-розовыми работами, потому что они принадлежат к одному цветовому семейству. Если вы хотите использовать больше цветов, выбирайте цвета, которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге. Например, различные оттенки зеленого сочетаются с синими оттенками. Вы также можете выбрать цвета, которые находятся прямо напротив друг друга на цветовом круге, поскольку они, как правило, дополняют друг друга.

 

Как избежать конфликтов цветов

Рассмотрим пары цветов: красный с фиолетовым и розовый с бронзовым. Не совсем привлекательные они? Помимо выбора правильных цветов с базовой символикой, существуют определенные рекомендации, которым вы можете следовать, чтобы ваша цветовая схема не конфликтовала. Прежде всего, удобочитаемость является важным элементом при создании всех элементов дизайна. Если у вас есть текст, убедитесь, что вы не используете резкий цвет (например, ярко-красный) на резком фоне (например, ярко-синий). Естественно, выбор правильного шрифта и понимание иерархии типографики также важны. Еще один совет — используйте нейтральные или пастельные тона, чтобы сбалансировать дизайн. Потому что имейте в виду, что если вы попытаетесь выделить все ярким цветом, ничего не получится. Вместо этого вы можете просто вызвать у публики сильную мигрень!

 

Использование цветов радуги в качестве схемы

Использование цветовой схемы радуги в правильном контексте может оказать огромное влияние, но это не совсем корпоративный или профессиональный подход. Как бы модно это ни было, вы бы не наняли юридическую фирму цвета радуги, чтобы защитить вас. Если, конечно, вы не хотите подать в суд на основании прав ЛГБТК! Тем не менее, разноцветные элементы стали очень популярными в дизайне логотипов, поскольку они излучают яркость и свежесть, которые мотивируют к действию. Таким образом, логотипы радужного цвета стали очень полезными в дизайне для более молодых людей, таких как дети или подростки. Тем не менее, есть несколько способов добавить цвета радуги в более профессиональную корпоративную атмосферу. Советы включают сочетание ярких цветов с естественными оттенками для создания баланса, включая текстуры и использование градиентов.

 

Радужный бант

Цвета говорят громче слов! Независимо от того, хотите ли вы объединить все это в схему или поэкспериментировать с различной насыщенностью, цвета радуги являются частью набора инструментов каждого графического дизайнера. Тем не менее, создание цветовых схем может показаться забавным, но это не совсем здравый смысл. Нередко вы сталкиваетесь с трудностями при выборе оттенка или иссякаете от вдохновения. В подобных случаях вы можете рассмотреть возможность аутсорсинга вашего логотипа или анимационного видео надежному и опытному дизайнеру. Потому что, хотя слова приходят и уходят на разных языках, визуальное впечатление, которое производит ваш бренд, остается в сознании ваших потребителей надолго!

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Всегда будьте на шаг впереди. Получайте ежемесячные обновления новостей о последних тенденциях в творческой индустрии.

Вы также можете запросить демонстрацию, чтобы увидеть, как работает Bunny Studio!

Рэйчел Вайс

Рэйчел Вайс в настоящее время работает старшим маркетологом в Bunny Studio. Она имеет более чем 10-летний опыт работы в сфере коммуникаций, специализируясь на связях с общественностью и стратегии цифрового контента. Настоящая профессиональная писательница Банни с 2018 года, ее портфолио охватывает США, Великобританию, Европу, Ближний Восток и Азию. Рэйчел имеет степень бакалавра в области биомедицинских наук в Великобритании и сертифицирована в области творческого письма, питания и SEO. Она утоляет свою страсть к путешествиям, превращая мир в свой офис.

Поделись! 👇🏼

Вам также может понравиться

Обзор Q: выпуск с января по март 2023 г.

27 апреля 2023 г.

«The Q Review» предлагает больше преимуществ Мы слышим вас во время знамений времени! В этом квартале наши новые выпуски, обновления и функции

The Q Review: выпуск с октября по декабрь 2022 г.

6 декабря 2022 г.

Что такое «Q Review»? Инновация – это применение технологий для решения проблем. Время от времени новая технология, старая проблема,

Неделя паузы разума в Bunny Studio: как предотвратить выгорание изнутри

28 июля 2022 г.

В 2020 году COVID-19 в мгновение ока перевернул нашу жизнь с ног на голову. Мало того, что мы потеряли миллионы людей

Сколько стоит дубляж? Последняя формула ценообразования

25 июля 2022 г.

В 1982 году вам приходилось платить 200 долларов США в день за самый простой проект дубляжа. Сколько стоит дубляж почти 40 лет спустя? Реально

Другие статьи Bunny Studio

Беретесь за проект?

Доверьте нам управление вашим проектом от начала до конца. У нас есть более 50 творческих услуг для удовлетворения ваших потребностей.