Психология детского воспитания: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога
детская психология и советы родителям
Содержание
- Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов
- Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы
- Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его
- Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
- 10 золотых правил воспитания детей от психолога Найджела Латта
- Не пытайтесь победить хаос
- Не зацикливайтесь на плохом поведении
- Никогда не отказывайте ребёнку во внимании
- Создавайте ребёнку границы
- Будьте последовательными
- Относитесь к капризам серьёзно
- Разрешите ребёнку спорить с вами
- Действуйте осмысленно
- Научитесь слушать ребёнка
- Создаём атмосферу игры
- Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
- Воспитательные сказки. Как говорить о чувствах с ребенком
- Рыжая кошка, которая не умела мурлыкать
- Какие бывают слова
Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.
Родители должны знать основы детской психологииВажную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.
Доверительные отношения между родителями и детьмиНиже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.
Что такое детская психология – определениеБольшинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.
Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.
Что делать при конфликте? Сохранять спокойствиеВ таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.
Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.
На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.
Детский негативизм – явление временноеЧтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:
- Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
- Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
- Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.
Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы
Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.
Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.
Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.
Причины детских капризовВ воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.
Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.
Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.
Как реагировать на капризы детей – советыВ то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.
Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.
Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его
Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.
Как поощрять ребенка – советыБольшинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.
Виды поощрений в семьеФормирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.
Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.
О поощрении и наказании – когда и как применятьХвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.
Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.
Надо баловать детей10 золотых правил воспитания детей от психолога Найджела Латта
Речь пойдёт о 10 правилах Найджела Латта — новозеландского психолога, отца двух детей и автора книги «Прежде чем ваш ребенок сведёт вас с ума». Его можно назвать специалистом по особенно безнадежным случаям. Ведь свою карьеру Найджел посвятил именно трудным детям и подросткам. При этом психолог уверяет, что принципы воспитания для всех детей одинаковы. Мы вкратце расскажем об этих основных правилах.
Не пытайтесь победить хаос
Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.
«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».
Не зацикливайтесь на плохом поведении
Вместо постоянных упрёков, обратите внимание на хорошее. Хвалите своего ребёнка и объясняйте ему, за что именно вы его поощрили. Этот способ действует эффективнее, чем замечания и недовольства.
«Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле».
Никогда не отказывайте ребёнку во внимании
Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого. Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон.
«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. <…> Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»
Создавайте ребёнку границы
Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.
«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».
Будьте последовательными
Возможно, у вас не всегда будет получаться действовать логично и правильно. Поэтому, принимая то или иное решение относительно его жизни, просто постарайтесь держать себя в руках.
«Для меня последовательность означает, что я последовательно избегаю желания выбросить детей в окно, и это при относительно хорошем настроении. Всё остальное относительно. Всё, даже последовательность — в особенности последовательность».
Авторитарное воспитание выращивает инфантильных людейОтноситесь к капризам серьёзно
Обращайте внимание на поведение и капризы ребёнка. Таким образом он выражает то, что ещё пока не способен рассказать словами. Каждый жест, гримаса и выходка вашего ребёнка — это обращение к вам или протест. Просто будьте внимательны.
«Поведение — это просто форма общения. Вылезти ночью из окна и сбежать из дому — это своего рода высказывание. Дети гораздо охотнее выражают свои мысли и чувства поведением, чем словами. Главная причина состоит в том, что слов у них ещё немного. У них много чувств, но они ещё не умеют подбирать нужные слова и выражения для выражения этих чувств».
Разрешите ребёнку спорить с вами
Спорить и отстаивать своё мнение — это нормально. Научите ребёнка на своём примере вести конструктивный диалог и дискуссию. Тогда у вас не вырастет типичный спорщик с пеной у рта.
«При этом вовсе не нужно быть диктатором, который подавляет малейшие признаки несогласия. Не соглашаться и спорить — это естественно. Проявлять неуважение — это другое дело. Споры доказывают, что вы выполняете свою работу как родители. Они свидетельствуют о том, что дети растут и что у них появляется собственное мнение обо всём».
Действуйте осмысленно
Постарайтесь спланировать наперёд, как вы будете воспитывать своего ребёнка. Какие действия и решения могут от вас потребоваться в будущем. На что вы гипотетически готовы пойти, а с чем совершенно не согласны.
«Единственное, что случается неожиданно, — это неожиданности. Вряд ли вы захотите в воспитании детей полагаться на волю случая. Я видел, как родители полагались на волю случая, — вам этого лучше не повторять. Гораздо лучше подходить к воспитанию целенаправленно, имея определённый план действий».
Научитесь слушать ребёнка
Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком. Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.
«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».
Создаём атмосферу игры
Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.
«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».
Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.
Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.
- Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
- Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания.
Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.
Воспитание сказкой очень популярно в последнее время. Мамы придумывают сказки для своих детей в зависимости от ситуации и делятся друг с другом в соцсетях. Сказки-воспиталки помогают говорить о чувствах с ребенком, прививать ему полезные привычки и вместе находить выход из сложных ситуаций.
Рыжая кошка, которая не умела мурлыкать
Рыжая кошка была ничья. Другие кошки спешили вечером домой в свои мягкие уютные кресла, а эта никогда никуда не спешила. У нее не было кресла, не было дома и не было хозяев. Конечно, рыжей кошке очень хотелось, чтобы все это у нее было. Но она не осмеливалась даже мечтать о таком. Дело в том, что эта кошка совсем не умела мурлыкать.
“Я, наверное, поломанная, — думала кошка, — или бракованная. Никто не возьмет меня домой. Каждый человек хочет, чтобы ему мурлыкали. Кому нужна кошка, которая никогда этого не делает?”.
Кошка так стеснялась этого, что никому-никому не признавалась. И гордо говорила всем, что живет сама по себе потому, что ей так нравится.
Однажды рыжую кошку увидела девочка.
— Кис-кис-кис! — позвала она. — Идем ко мне жить? У меня в комнате есть мягкий диванчик с подушками, тебе будет там тепло и уютно!
Кошка подпрыгнула от радости, но тут же вспомнила о своем недостатке. “Как только она узнает, что я не могу мурлыкать, тут же выгонит меня обратно на улицу”, — решила она. И ответила, равнодушно виляя хвостиком:
— Нет, спасибо! Я люблю спать на твердой скамейке!
— Не может быть! — не поверила девочка. — Ну же, идем! У меня в холодильнике есть куриный паштет! Очень вкусный! Я тебя угощу!
— Нет, спасибо! — сказала кошка, облизываясь. — Мне не нужен никакой холодильник! Я люблю охотиться!
Но девочка все равно ей не верила.
— Я буду гладить тебя по спинке и чесать за ушком! — пообещала она.
Никто никогда не гладил рыжую кошку.
— Гладить? — удивилась она. — А как это?
— Это вот так! — девочка взяла кошку на руки и ласково провела по спинке рукой. И тут с кошкой что-то произошло. Ей самой показалось, что внутри у нее завелся моторчик.
— Как ты замечательно мурлычешь! — сказала девочка. “Мурлычу? Я? — удивилась кошка. — Я мурлычу!”. И тут же обняла девочку за шею:
— Я очень хочу к тебе жить! — сказала кошка. — Ты будешь меня гладить, а я тебе — мурлыкать!
Какие бывают слова
— Мам! — Лисёна забежала в кухню всего на минутку. — Дай печенья!
— Ты забыла волшебное слово! — напомнила мама.
Но Лисёна очень торопилась. Она не хотела вспоминать волшебное слово. Она хотела печенья.
— У! — Лисёна рассердилась и даже топнула ножкой. — Ты плохая!
И тут же почувствовала, как во рту у неё стало горько. От этого Лисёна рассердилась ещё сильнее.
— Плохая, плохая мама! — закричала она. — Уходи!
“Брр. Надо же, — удивилась малышка, — я будто сосульку откусила. Даже язычок примёрз!”
Она посмотрела на маму и увидела, что та съёжилась, как от холода. Лисёне стало жаль маму.
— Прости меня! — бросилась к ней малышка. И тут же сосулька во рту растаяла. Лисёне вдруг стало тепло и приятно.
— Конечно, моя хорошая! — обняла дочку мама. Она больше не ёжилась, как будто тоже согрелась.
— А почему так происходит? — спросила Лисёна.
— Это всё слова, — пояснила мама. — Они ведь очень разные бывают. Одни злые, другие добрые, одни грустные, другие весёлые, одни ледяные, а другие тёплые. Словом и ранить можно, и обогреть.
— Как здорово! — восхитилась Лисёна. — Интересно, какие ещё слова бывают? И тут же вспомнила волшебное слово, про которое говорила мама: “Пожалуйста!”. Это слово было пушистым и немного щекотным. Лисёна даже рассмеялась. А слово “спасибо” оказалось светлым, солнечным.
Лисёне очень понравилось играть в слова. До самого вечера они вместе с мамой перебирали их. Слово “хороший” — было мягким, как плед. Слово “помогать” — надёжным, как большой диван. Слово “обида” оказалась кислым на вкус, а “ссора” — ужасно солёным. Зато “радость” переливалась яркими цветами, как радуга, а “игра” была похожа на горсть леденцов. Замечательный получился день.
— Спокойной ночи, доченька, — обняла её мама перед сном, — я люблю тебя!
— И я тебя люблю! — сказала Лисёна, закрывая глазки. И улыбнулась: до чего же сладкое слово! Самое лучшее! Нужно его почаще говорить!
12 полезных книг для родителей: о воспитании, психологии и любви
Зачем родителям вообще что-то читать о воспитании? Если вы задаете другим этот вопрос, то дальше можно не читать. А вот для тех, кому интересно и важно узнать что-то больше интуитивного и бытового знания, журналист Лена Калашникова составила подборку незаменимых для родителей книг о воспитании и жизни с детьми.
1. «Тайная опора», Людмила ПетрановскаяЛюдмила Петрановская — один из самых известных современных российских психологов-педагогов. Она работает с родителями и детьми, а свой опыт вкладывает в книги, которые пишет простым понятным языком.
Одна из них — и чуть ли не самая известная — «Тайная опора», в которой автор рассматривает такую сторону отношений как привязанность. Наверняка вам приходилось слышать «он у вас с рук не слезает, приучили к рукам». Так вот из этой книги вы можете узнать, насколько важно для ребенка «с рук не слезать» и как ведут себя взрослые «не приученные к рукам».
2. «Общаться с ребенком. Как?», Юлия ГиппенрейтерЕсли вы хоть чуть-чуть интересуетесь детской психологией, то вероятно слышали про Юлию Гиппенрейтер. Она занимается научной работой, проводит тренинги, консультирует в области детских и семейных проблем и, конечно, пишет книги для родителей и педагогов. Ее труды очень популярны, неоднократно переиздавались и во многих семьях стали настольными книгами по воспитанию. Чем же они заслужили такую популярность?
Как часто можно услышать про детей, что они «проблемные», «непослушные», «невозможные», «закомплексованные». Но не менее часто все эти проблемы у детей появляются от неправильных взаимоотношений в семье.
Книга «Общаться с ребенком. Как?» написана в форме уроков с небольшой теоретической частью, примерами и письмами реальных родителей, вопросами и заданиями. Из нее вы узнаете, как развить принятие, научитесь не раздражаться, если ребенок делает что-то не то и поймете, что для самостоятельности ребенка важен и негативный опыт.
3. «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой», Анна БыковаОднажды детский и семейный психолог Анна Быкова написала в своем блоге статью «Почему я ленивая мама». Прошло несколько лет, а статью всё еще можно встретить в родительских сообществах и она всегда вызывает горячее обсуждение. Что же такое «ленивая мама» и легко ли ей быть? Секрет вот в чем — для того чтобы ребенок стал самостоятельным… иногда маме нужно просто ничего не делать.
Анна Быкова посвятила теме самостоятельности детей несколько книг. И «Самостоятельный ребенок» — одна из них. Как научить ребенка засыпать в своей кроватке, убирать игрушки и одеваться? Когда стоит помочь ребенку, а когда лучше от этого воздержаться? Чем опасна гиперопека и как ее избежать?
Автор советует иногда включать режим «ленивой мамы», осознавая, что это делается в интересах ребенка. Ведь если всегда подсказывать, помогать и советовать, он так и не научится ничего делать сам.
4. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», Евгений КомаровскийГоворя о литературе для родителей, нельзя не упомянуть и книги о здоровье детей. Доктор Евгений Комаровский назвал парадоксом то, что большинство из нас знает, как создавать детей, но почти такое же большинство из нас не знает, что с этими детьми дальше делать. Детский врач и известный телеведущий взялся за важную миссию — заполнять знаниями это парадокс. И он делает это, применяя свой большой опыт и с юмором.
«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — это не учебник, не энциклопедия, не сборник инструкций и не руководство по диагностике и лечению. Автор называет книгу путеводителем, который должен помочь родителям избежать многих проблем. Комаровский настаивает на том, чтобы о здоровье детей заботились без паники и со спокойствием, со здравым смыслом и логическим мышлением.
5. «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье», Валентина ПаевскаяБольшинство родителей, конечно же, хотят вырастить братьев и сестер, которые будут дружить, любить друг друга и поддерживать в сложных ситуациях. Но суровая реальность дает о себе знать и порой это кажется непосильным трудом, особенно когда слышишь вопли из детской комнаты или разнимаешь драку. Если в вашей семье больше одного ребенка, вы, скорее всего, уже знакомы с явлением детской ревности, о которой идет речь в книге Валентины Паевской.
Из книги «Детская ревность: особенности воспитания нескольких детей в семье» вы узнаете, как выстроить личностные границы детей, чтобы каждый из них комфортно чувствовал себя и понимал, что мама любит его не меньше, чем братика или сестричку. Если вы только планируете второго ребенка, эта книга поможет вам избежать большинства ошибок родителей и подготовить старшего ребенка к появлению младшего.
com/embed/YQZmDC7dJ9s”> 6. «Как роман», Даниэль ПеннакКнига «Как роман» стоит особняком в нашей подборке. Она не о здоровье, не о психологии и не о хороших манерах. Эту книгу французский писатель Даниэль Пеннак написал о том, как сделать так, чтобы ребенок читал. Не заставить, не принудить, не приучить, а так привязать, чтобы эта любовь осталась на многие годы. Автор, работая в школе, на практике выявил свои правила чтения и теперь щедро делится ими с нами в этой книге.
Право не дочитывать и перечитывать, право читать что попало, право читать вслух и молчать о прочитанном. Эти правила чтения Пеннак выводит как заповеди и размышляет над каждым из них.
Но главную мысль автор проносит через всё эссе — любви по принуждению не бывает! Детское нежелание читать — это не следствие плохих способностей или излишней тяги к телевизору. Всё дело в страхе: быть осуждённым за непонимание или получить плохую оценку.
7. «Ваш непонятный ребенок: психологические прописи для родителей», Екатерина МурашоваЕкатерина Мурашова — известный семейный и возрастной психолог, писатель и преподаватель. Ее книга «Ваш непонятный ребенок» посвящена проблемам воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возраста.
Гиперактивность, агрессивность, застенчивость, трудности школьной адаптации, неуспеваемость. Автор рассказывает много маленьких историй о разных детях и их сложностях. И о том, как родителям находить общий язык в самых сложных ситуациях.
В одном из интервью Екатерина Мурашова поделилась наблюдением: «Нет никакого критерия, сколько времени нужно проводить с ребенком. Нигде не сказано, что столько-то времени уделять — нормально, столько-то — мало, а столько-то — много. Поэтому идея, что можно не волноваться, что я уделяю ему мало времени или наоборот — стоит волноваться, что я уделяю ему мало времени, все это находится исключительно в голове отдельно взятого родителя».
8. «Ступеньки творчества или развивающие игры», Борис НикитинВ 80-е годы вышла книга «Ступеньки творчества» Бориса Никитина. В ней были подробно описаны новаторские игры для развития творческих способностей ребенка. Тогда книга стала настоящим хитом, сейчас она пережила несколько переизданий и дополнений автора. Наверняка вы в детстве занимались «умственной гимнастикой» по методу Никитиных, попробуйте теперь этим заняться и со своими детьми!
В книге вы найдете подробное описание того, как самим сделать игры и как правильно ими играть. Это увлекательное занятие не только для детей, но и для родителей. «Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка».
9. «Тыжемать», Надя ПапудоглоКогда у вас только появляется ребенок, к вам привязывается новый негласный статус «ты же мать». «Тыжемать» должна сразу всё знать о здоровье, воспитании и развитии ребенка, принимать и отметать многочисленные советы и каждый день отвечать на миллион новых вызовов. Книга Нади Папудогло без назиданий и правил рассказывает об одном опыте материнства и просто говорит читательницам — «в этой ситуации ты не одна».
Книга «#тыжемать» ценна именно этим — от страницы к странице здесь утверждается право оставаться собой, не тратя силы на погоню за мнимым совершенством. «Я писала эту книгу только затем, чтобы однажды ее прочитала женщина, недавно ставшая мамой. Она с чем-то не справляется, у нее что-то не получается с ребенком, она очень устала. Прочитала и почувствовала, что кто-то рядом такой же, как она».
10. «Семья. Нам здорово быть вместе», Лариса СурковаСчастливые дети растут тогда, когда их воспитывают счастливые родители. Книга «Семья. Нам здорово быть вместе» как раз об этом. Ее автор Лариса Суркова — практикующий семейный психолог. Она популяризует психологию и в инстаграм — у нее более двух миллионов подписчиков и каждый день она дает советы о том, как сделать отношения в семье здоровыми и комфортными. А еще она мама пятерых детей и пишет книги не только для взрослых, но и для детей.
В книгах Сурковой семья — это фундамент, безопасность, поддержка, якорь, к которому всегда можно вернуться. Но автор уверена, что над гармонией в доме надо работать, чувства между супругами необходимо поддерживать, а взаимоотношения с детьми и родственниками — аккуратно строить. В книге «Семья. Нам здорово быть вместе» вы найдете ответы на вопросы об эмоциональном выгорании, конфликтах и понимании.
11. «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки», Лариса СурковаЕще одна книга Ларисы Сурковой «Психология для самых маленьких: #дунины_сказки» для чтения взрослыми детям. Истории из книги всем знакомы — они о детях, которые любят сладкое и отказываются от супа, гуляют по лужам без резиновых сапог, не хотят делиться своими вещами со сверстниками. Через волшебный текст сказки ребенок начнет знакомиться с миром и будет учиться взаимодействовать с ним.
В этой книге Лариса Суркова описывает те ситуации, которые, пусть один раз, но бывали в каждой семье. Эти рассказы помогут в игровой форме объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо; почему родители иногда устают; зачем нужно уступать своим друзьям и как важно слушаться маму и папу. По аналогии с рассказами из книги вы научитесь сочинять свои собственные сказки о повседневных вещах.
12. «Как любить ребенка: книга о воспитании», Януш КорчакИ не можем не вспомнить в нашей подборке классика педагогики — Януша Корчака. Он известен своими гуманистическими идеями и печальной судьбой. В годы войны он создал Дом сирот, в котором практиковалась система детского самоуправления, а у детей формировались навыки самопознания и самоконтроля. Позже более двухсот воспитанников и их учитель были уничтожены в газовой камере концлагеря Треблинка.
В книге «Как любить ребенка» Корчак выводит несколько принципов воспитания детей. И один из главных состоит в том, что — родитель, воспитатель, учитель должен любить детей. Также он ведет речь о том, насколько важно предъявлять ребенку реально выполнимые требования, о том, что нужно общаться с ребенком, учитывая его возраст, о том, что нужно уважать ребенка, но и не забывать о правах и возможностях воспитателя.
На самом деле не так уж и важно, сколько книжек о воспитании вы прочитаете. Гораздо важнее применять любой книжный опыт с осторожностью, вниманием и огромной любовью к своему ребенку.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Новая эра детского образования
Группа членов АРА, заинтересованных в дошкольном образовании, объединилась с одной целью: создать мир, в котором каждый маленький ребенок будет иметь равный доступ к недорогому, высококачественному дошкольному образованию и уходу.
И они знают, что предстоит пройти долгий путь, прежде чем это станет реальностью.
Как члены Рабочей группы APA по психологии в дошкольном образовании и уходе, они работают над тем, чтобы психология занимала место за столом в формировании растущей области дошкольного образования и ухода, а также над тем, чтобы многие организации APA, которые иметь дело с маленькими детьми работать вместе и с другими национальными организациями.
«Мы знаем, что психологи имеют долгую историю работы с маленькими детьми, но совпадение ряда событий увеличило потребность в этой области, а также увеличило возможности и проблемы», — говорит Барбара Ханна Васик, доктор философии, работающая председатель группы и председатель Совета по вопросам образования APA.
Резкие демографические изменения в Америке привели к тому, что о большем количестве детей заботятся вне дома. Важнейшим фактором является то, что постоянно растущий процент матерей выходит на рынок труда, особенно после принятия законодательства о социальном обеспечении для работы. В то время как спрос на дошкольные программы продолжает расти, существует острая нехватка качественных программ, использующих методы, соответствующие развитию.
В ответ на растущую озабоченность родителей, правозащитных организаций и школ по поводу нехватки и дороговизны хороших программ, «в большинстве штатов теперь есть какие-то инициативы дошкольного образования для детей младшего возраста, и количество этих программ быстро растет», — говорит Донна Брайант. , доктор философии, старший научный сотрудник Центра развития детей Фрэнка Портера Грэма при Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Обоснование этих государственных инициатив, по словам Васика, «основано на важности предоставления детям из групп риска качественной дошкольной среды, которая может повысить их компетентность и снизить риск неуспеваемости в школе».
И по мере увеличения числа программ «многие ищут совета в том, как максимально эффективно использовать скудные доллары», — говорит Шэрон Линн Каган, доктор философии, непосредственный бывший президент Национальной ассоциации воспитателей детей младшего возраста ( NAEYC) и профессор политики в области раннего детства и семьи в Колумбийском университете.
Рабочая группа считает, что для психологов настало подходящее время предоставить руководство, основанное на надежных научных исследованиях и теориях.
«Очень тщательное лонгитюдное исследование всех аспектов развития ребенка пришло к выводу, что то, что происходит в течение первых пяти лет жизни, действительно имеет решающее значение для будущей успеваемости и успеха», — говорит Руби Таканиши, доктор философии, президент Фонда детского развития и член рабочей группы. «А поскольку более 50 процентов детей с младенчества находятся под какой-либо опекой вне дома, качество этого опыта и людей, которые заботятся о них и воспитывают их, — это целая область социального кризиса».
Продвижение качественных программ
Недавние результаты «Исследования стоимости, качества и результатов» — лонгитюдного исследования качества детских садов, проведенного ведущими исследователями, показывают, что дети, которые посещали дошкольные программы более высокого качества, оценивались по их учителей, у которых меньше проблемного поведения, более позитивные отношения со сверстниками и лучшие когнитивные навыки и внимание во втором классе. И положительное влияние качественной программы было еще более выраженным для детей из групп повышенного риска.
Тем не менее, то же исследование ранее показало, что около 80 процентов дошкольных программ были низкого или посредственного качества. А для младенцев и детей ясельного возраста цифры еще выше.
Поскольку доступных качественных программ так мало, доступ к ним неизбежно будет неравным. Таканиши описывает ситуацию как U-образную кривую: богатые могут финансировать уход за детьми и образование в частном порядке, а бедные получают государственную поддержку; в то время как те, кто находится чуть выше черты бедности и принадлежит к среднему классу, с трудом находят доступные и качественные условия для своих детей.
«Это ставит их в невыгодное положение с детьми, у которых был хороший дошкольный опыт», — говорит Таканиши.
И она добавляет, что стремление к стандартам подотчетности и тестированию в государственных школах «делает еще более важным для равных условий, когда они приходят в школу».
Например, в Законе «Цели 2000: образование в Америке», принятом Конгрессом в 1994 году, поставлена цель, согласно которой к прошлому году каждый ребенок должен был пойти в школу готовым к обучению.
«Эти цели не были достигнуты», — говорит Лора Барбанел, доктор медицинских наук, член рабочей группы и совета директоров APA. «Если мы хотим дать нашим детям хорошее образование, они должны быть готовы пойти в школу. Чтобы быть готовыми пойти в школу, они должны получить хорошее раннее образование».
Где может помочь психология
Безусловно, психология играет важную роль в обеспечении качественного образования и ухода за детьми младшего возраста.
«Вся эта область представляет собой замечательную смесь различных течений психологии, представленных управлениями APA», — говорит Барбанель. «Это вопрос практики, вопрос рынка, вопрос науки, вопрос образования и вопрос общественного интереса».
Эти члены АПА и их коллеги (см. вставку) предлагают множество областей, в которых психологи могут внести свой вклад:
Определение качества. Вместе со специалистами по раннему развитию психологи должны четко определить компоненты качественной программы. В то время как структурные аспекты, такие как соотношение учителей и детей, пространство на одного ребенка в классе и доступные туалеты, важны, программный процесс — то, как учителя и дети взаимодействуют друг с другом, — не менее важен и его гораздо труднее измерить.
«И здесь на помощь может прийти психология, — говорит член рабочей группы Флоренс Рубинсон, доктор философии, — чтобы определить и измерить те переменные, которые труднее измерить». Например, отношения между дошкольниками и их учителями отличаются от отношений детей старшего возраста. Очень маленькие дети нуждаются в большей поддержке, и качество этих отношений связано с их успеваемостью.
Разработка соответствующих программ. Психологи должны продолжать помогать в разработке программ дневного ухода, профилактики и вмешательства, соответствующих уровню развития ребенка. И по мере того, как все больше школ охватывают 3- и 4-летних детей, школьные психологи могут гарантировать, что эти усилия по обучению детей младшего возраста будут не просто нисходящим расширением программ начальной школы, но и прочно основаны на психологических исследованиях и теории, чтобы отразить уникальные потребности детей младшего возраста. .
Совершенствование инструментов оценки. По мере того, как все больше детей будут получать дошкольное образование и уход, будет возрастать потребность в оценке детей на предмет задержки развития и потребности в психическом здоровье.
«Оценка очень специализирована в отношении детей, потому что, хотя многие понимают, что их оценивают, они еще не приобрели поведения, необходимого для соблюдения», — говорит Рубинсон. «Мы должны быть осторожны, поскольку развитие может происходить спорадически, — предостерегает она, — мы не начинаем вешать ярлыки на этих детей так рано и наблюдаем за детьми на постоянной основе».
Профессионалы должны быть осведомлены о различных видах инструментов и их ограничениях, используемых с детьми дошкольного возраста. В качестве руководства Каган выделяет набор рекомендаций по оценке для детей младшего возраста, предложенных Национальной группой по целям в области образования, «которые заслуживают пристального внимания».
Удовлетворение потребностей психического здоровья детей. Многие педагоги и персонал дошкольного образования плохо подготовлены к работе с детьми с социальными и эмоциональными проблемами. Дети с поведенческими проблемами часто исключаются из детских садов и попадают в некачественные учреждения, где их потребности до сих пор не удовлетворяются.
Работа с семьями. Поскольку детей направляют к психологам, психологи также будут работать с их семьями. По словам Васик, они могут даже оказывать семейные услуги на дому, когда обращаются к семьям, которым может быть некомфортно в других условиях.
Психологи имеют опыт работы со сложной семейной динамикой, и они особенно необходимы для работы с семьями, отличающимися культурным и языковым разнообразием, отмечает Рубинсон. Психологи также могут помочь персоналу лучше понять эту сложную семейную динамику, добавляет Каган.
«У маленьких детей должна быть определенная преемственность между домом и школой с точки зрения культуры», — говорит Рубинсон. «Дошкольные учреждения и центры раннего детства должны быть очень осведомлены о культурах, из которых происходят дети, и должны сделать переход как можно более непрерывным в культурном отношении».
Исследования и применение результатов. «Последние 40 лет или около того исследования психологов о последствиях и влиянии раннего опыта и программ раннего вмешательства действительно внесли очень значительный вклад в государственную политику и государственные инвестиции в программы Head Start и дошкольные программы», — говорит Таканиши.
Но необходимы дополнительные исследования. В недавнем отчете Национальной академии наук «Стремление к обучению: обучение наших дошкольников» содержится призыв к исследованию, в котором тщательно изучаются характеристики программ, которые приносят пользу всем детям; исследование, в котором изучается, как программы могут предоставить более полезные структуры, учебные планы и методы для детей с высоким риском трудностей в обучении; и исследования по оценке как детей, так и программ.
Просто опубликовать исследование недостаточно. «Если оно не войдет в реальную педагогическую практику в программах для детей младшего возраста, — говорит Каган из Колумбийского университета, — исследование не поможет детям». Это может означать небольшую дополнительную работу по переводу результатов психологических исследований на язык, понятный непсихологам.
Поддержка профессионального развития преподавателей и сотрудников. Все эксперты по дошкольному воспитанию согласны с тем, что существует серьезный разрыв между состоянием педагогического образования и оплаты труда и тем, что необходимо для создания высококачественной среды. Например, в нескольких штатах требуется даже среднее образование для воспитателей дошкольных учреждений. В отчете «Жажда учиться» рекомендуется, чтобы каждая группа молодежи имела доступ к учителю со степенью бакалавра.
Но рабочая группа APA предупреждает, что лица, определяющие политику, и администраторы должны будут тщательно продумать шаги, необходимые для выполнения требования о степени. Работники по уходу за детьми являются одними из самых низкооплачиваемых работников в Америке, из-за чего многим будет трудно получить высшее образование даже при финансовой поддержке. Такая низкая заработная плата приводит к высокой текучести кадров и, в конечном счете, к нехватке хороших учителей. Тем временем психологи могут выступать за расширение возможностей профессионального развития для сотрудников дошкольных учреждений и педагогов.
Руководство для роста
Рабочая группа также предлагает APA подумать о руководстве для растущего числа специалистов, работающих с маленькими детьми, их учителями и семьями. Такие рекомендации, скорее всего, касались бы специальных знаний и навыков, необходимых психологам для работы в этой области, — подготовки, которую большинство психологов не получали бы, если бы они не специализировались на раннем развитии детей.
Психологи также должны признать, что «модель работы в дошкольных учреждениях отличается от работы в классах», — говорит Барбанель. Психологи должны тесно сотрудничать с учителями и персоналом, чтобы интегрировать свою работу, и, возможно, им придется использовать методы, нетипичные для детей школьного возраста.
Также необходимо, чтобы психологи работали с различными терапевтами и специалистами по вмешательству, которые окружают ребенка, от учителей до логопедов и эрготерапевтов. Психологи обладают навыками посредничества и групповой динамики, чтобы объединить этих профессионалов и продуктивно работать с родителями.
«Мы много на словах говорим о сотрудничестве и участии семьи, но я хотел бы, чтобы больше профессионалов сотрудничали друг с другом», — говорит Рубинсон. «Цели, которые мы ставим перед детьми, должны быть более интегрированными. Это дает представление о ребенке в целом и о том, что этому ребенку нужно».
Рабочая группа также предупреждает, что хотя маленькие дети получают большую пользу от высококачественного ухода, он не защищает их от последствий плохих начальных и средних школ, районов с ограниченными ресурсами и других социально-экономических трудностей.
«Важно иметь высококачественный уход и образование в раннем возрасте, — говорит Рубинсон, — но это не единственное, что нам нужно делать».
Как педагогическая психология помогает обучению детей?
Служба детской психологии и школьной психологии Мельбурна, Порт Мельбурн
Когда вы упоминаете психологию, большинство людей думают о консультировании как о лечении эмоциональных проблем, таких как тревога или депрессия…
И хотя все психологи имеют подготовку в этих областях, наша команда имеет специальное последипломное обучение по направлению Психология образования и развития , которая является отраслью психологии, ориентированной на обучение и развитие.
Педагогическая психология опирается на другие области, такие как неврология, и часто включает стандартизированное тестирование для получения информации об учебных навыках и способностях детей.
Эта информация позволяет нам понять, как дети учатся и обрабатывают информацию, а также каков их потенциал обучения.
И это позволяет нам рекомендовать конкретные стратегии обучения и поддержки для дома и школы, чтобы помочь им реализовать этот потенциал.
Так что же это на самом деле включает в себя и как это может помочь детям в обучении?«Психологи-педагоги стремятся понять, как дети учатся, и найти способы улучшить результаты обучения», объясняет Джессика Леветан.
«Мы работаем с детьми и подростками, чтобы выявить сильные и слабые стороны, помочь им использовать имеющиеся у них ресурсы и разработать стратегии для преодоления трудностей и повышения производительности.
«И это часто распространяется не только на классную комнату, но и на другие аспекты повседневной жизни, такие как управление стрессом и повышение устойчивости и уверенности в себе».
Психологи-педагоги работают с детьми, чтобы выяснить, КАК они изучают и обрабатывают информацию, и ищут способы улучшить свои результаты.
На результаты обучения влияет не только интеллект…
Эмоциональные проблемы, установки, мотивация, саморегуляция, поведение и самооценка способствуют обучению.
Оценка обучения часто является первым шагом в этом процессе.
Это необходимо не только для выявления каких-либо нарушений или трудностей в обучении…
Полная оценка обучения (или оценка уровня образования) также выявит:
- Конкретные сильные и слабые стороны основных навыков обучения
- Успеваемость в сравнении с тем, что ожидается для возраста и уровня образования ребенка
- Положительные и отрицательные стимулы
- Проблемы окружающей среды
- И другие факторы, влияющие на процесс обучения
как память — или эмоциональные факторы, влияющие на обучение, такие как тревога.
С этого момента мы даем такие рекомендации, как:
- Программы раннего вмешательства
- Специальные стратегии обучения дома и в школе
- Как справляться с любыми эмоциональными или экологическими проблемами
Но не только результаты тестов влияют на результаты обучения детей.
«Мы тратим много времени на обдумывание и обсуждение профилей обучения друг с другом и уделяем большое внимание написанию четких отчетов и полезных рекомендаций, основанных на данных текущих исследований», — объясняет Дебора Джепсен, .
Этот совместный процесс приводит к практическим выводам родителей, учителей и детей.
Действия — единственный способ значительно улучшить результаты обучения.
Щелкните здесь для получения дополнительной информации об оценке сложности обучения
Чем мы можем помочь?Запишитесь на первичную консультацию для родителей, чтобы получить правильный совет для нужд вашего ребенка.
Нажмите здесь, чтобы заказать телефонный звонок, и психолог позвонит вам в удобное время (только для потенциальных клиентов). Пожалуйста, имейте в виду, что мы часто заняты с клиентами, но мы делаем все возможное, чтобы ответить на все запросы в течение одного рабочего дня. 🙂Почему нас выбрали 2866* родителей?
(*по состоянию на 24 июля 2019 г.)
- Конфиденциально и конфиденциально: Мы являемся частной службой, поэтому вы получите 100% независимый и конфиденциальный совет.
- Детские и подростковые специалисты: Мы работаем только с детьми школьного возраста, подростками и родителями.
- Эксперты в области образования и школы: Мы поможем вам сориентироваться в школьной системе, чтобы добиться наилучших результатов для вашего ребенка.
- Квалифицированный и опытный: У нас работают только психологи со степенью магистра или выше и опытом работы в школах.