Разное

Про детей воспитание: Воспитание детей: как воспитать ребенка, чтобы он вырос счастливым и успешным

Содержание

Воспитание детей: как воспитать ребенка, чтобы он вырос счастливым и успешным

Едва ли во всем мире можно найти родителя, который никогда не ставил под сомнение воспитание своих детей. В любой точке планеты взрослые непрерывно ищут безупречную формулу счастливого и гармоничного детства. Они, точнее, мы сомневаемся, очаровываемся и разочаровываемся в бесчисленных системах и подходах, снова ищем, находим, теряем и так много раз по кругу.

Тема воспитания успешных и счастливых людей для меня — бесконечная территория открытий и исследований. Мои близкие знают, что в отношениях с детьми я привыкла больше полагаться на собственную интуицию, слушать сердце и всегда учитывать индивидуальность ребенка. Формат родительства по книгам и жесткое следование набору предписанных правил мне не подходит. 

Но недавно мне в руки попала необычная книга о воспитании, которую я могу рекомендовать читателям Vogue. Ее автор, Эстер Войджицки, не только блестящий преподаватель журналистики в одной из лучших школ Кремниевой долины, но и мама троих уже взрослых успешных дочерей. Она написала очень живую, полную личных воспоминаний и многолетнего опыта преподавания, книгу, в которой рассказала о своей системе воспитания под названием 5С. 

Метод воспитания 5С

Полагаясь на многолетний опыт работы педагогом, будучи мамой и бабушкой, Эстер сформулировала пять основополагающих ценностей, благодаря которым человек достигает успеха — 5С: самодоверие, самоуважение, самостоятельность, сотрудничество и сердечность. 

5C — это не просто способ вырастить счастливого и успешного человека, это залог реализации лучших человеческих качеств в любом возрасте. А еще на эту систему никогда не поздно перейти. Родитель, уже наломавший дров, может все исправить, помочь и себе, и ребенку. Если подойти к 5С с точки зрения реализованности в карьере, то сегодня любому успешному работнику нужны пять ключевых навыков: умение решать проблемы, острый и гибкий ум, командная работа, стремление к достижениям и новаторству, а также навыки общения. Именно эти навыки помогает сформировать система 5С. В своей книге Эстер подробно рассказывает о каждом элементе системы и дает советы, как именно можно их взращивать. 

Популярное

Самодоверие 

Родители бояться сделать что-то не так, и страх передается детям. Часто мы не решаемся быть собой, идти на риски, противостоять несправедливости. А еще родители начинают сомневаться в себе, если дети не развиваются по намеченному пути. Все это приводит к утрате веры в себя как в компетентного родителя и неизбежно ведет к потере веры в ребенка. 

По мнению Эстер, существует только один способ обрести веру в свои силы: нужно, чтобы кто-то другой поверил в тебя. Поэтому окружайте себя друзьями, которые бы поддерживали и верили в вас, а сами станьте таким другом для вашего ребенка. Исследования доказали: фундаментальное ощущение собственной безопасности и уверенности в себе зиждется на родительском доверии. Именно поэтому дети чутко подстраиваются под окружение. Они словно запрограммированы найти того, кому можно доверять, и так реализовывать свои потребности. Доверие и самодоверие проявляются по-разному в зависимости от возраста. Например, в пять лет дочери Эстер могли ответить на вопрос, голодны ли они, а она доверяла их ответам. Доверительные отношения в подростковом возрасте строятся на постепенном увеличении свободы: освоить поход по магазинам, вернуться вовремя домой, позвонить, если задерживаешься. Главное — не сдаваться, если ребенок не сразу подружится со временем. Этого часто не достает и взрослым. 

Помните: если ребенок не ощущает себя надежным, стоящим доверия, ему будет сложно стать самостоятельным

На этом пути будут взлеты и падения. Ведь без этого не обходится ни одна семейная история. Но все-таки постарайтесь, чтобы доверие к действиям ребенка стало частью вашей базовой родительской прошивки.

Популярное

Самоуважение 

Уважение к себе и другим — наиважнейшее качество родителя, когда речь заходит о самостоятельности и индивидуальности ребенка. Уважать, по мнению автора, значит задавать высокую планку. Родитель, нянчащийся с детьми, не уважает их. Но заставлять добиваться успеха в неинтересной для ребенка сфере ничуть не лучше. Высокая планка имеет смысл только в сочетании с собственным энтузиазмом чада.

Эстер уверена, что родители обязаны взрастить способности ребенка, какими бы они ни были. При таком подходе мама с папой не указывают, кем быть и как вообще жить, а поддерживают ребенка в его начинаниях, в попытках достичь его собственных целей. 

Дети слушают родителей, чтобы сохранить хорошие отношения, но родителям важно помнить, что счастлив тот, кто в первую очередь слушает самого себя

Самостоятельность 

Эта «С» стоит на прочном фундаменте из доверия и уважения. Ребенок, с детства приученный держать себя в руках и нести ответственность за поступки, сможет гораздо лучше справляться со сложностями и вызовами взрослой жизни. 

Популярное

По-настоящему самостоятельные дети могут справляться со всеми невзгодами, неудачами, скукой. Они контролируют ситуацию, даже когда кажется, будто вокруг хаос. Эстер выделяет несколько важных шагов для формирования самостоятельности:

  • Поощряйте ошибки. «Ошибаться быстрее, выше, сильнее» — девиз Кремниевой долины. Пусть ребенок «косячит» в детстве, и он будет меньше ошибаться, когда вырастет.
  • Не вмешивайтесь — по возможности, конечно. Эстер никогда не проверяла уроки у своих детей и не помогала им с заданиями. Кстати, ее подруга, диетолог и успешная модель Мэй Маск и по совместительству мама Илона Маска, придерживалась таких же взглядов.

Сотрудничество 

Поощряйте помощь и сотрудничество в семье, в классе, в любом месте. Родители обязаны побуждать детей участвовать в дискуссии, принятии решений, в обеспечении дисциплины. В ХХ веке важнейшим навыком было умение подчинятся и следовать правилам, поэтому родители контрастировали своих отпрысков. В ХХI веке так дела не делаются. Нельзя просто указывать детям, важно интересоваться их мыслями и чувствами, помогать отыскивать решения. Сотрудничая с ребенком, мы показываем лучший пример уважительных и плодотворных отношений, к которым он невольно будет стремиться, когда повзрослеет. 

Популярное

Сердечность 

Порой к самым дорогим людям мы относимся без сострадания, доброты, сердечности и внимания, достающимся посторонним. Конечно, каждый родитель любит своих детей, но вот о том, чтобы показать на своем примере хорошее отношение к окружающему миру за пределами семьи, речи не идет. Настоящая доброта — это благодарность и умение прощать, желание и готовность помогать другим, а также осознание: мир не ограничивается одним тобой. Важно показать детям, насколько интересно и полезно помогать другим, хорошо к ним относиться. 

Эмпатия в принципе свойственна детям. Нужно лишь дать пример — и ребенок ему последует. Заведите питомца, читайте вместе книги о доброте и сопереживании, чтобы и ваше сердце, и сердца ваших детей стали еще более добрыми и чуткими. Ведь именно это поможет сделать наш мир более счастливым и гармоничным местом для жизни сегодня, завтра и еще многие годы.  

А еще для того, чтобы воспитание детей опиралось на принципы 5С, не важны возраст, культура и обстоятельства. Он работает всегда и везде. Но самое главное — никогда не поздно дать шанс самодоверию, самоуважению, самостоятельности, встать на путь сотрудничества и еще большей сердечности!

Популярное

10 лучших книг для родителей по воспитанию детей

  • ForbesLife
Фото Getty Images

В этой подборке лучшие книги по воспитанию детей от российских и зарубежных авторов — психологов и родителей. Полезные советы и рекомендации, ответы на многочисленные вопросы, с которыми сталкивается каждая молодая семья с рождением ребенка

Людмила Петрановская «Тайная опора»

Зачем читать: чтобы понимать, как воспитывают детей современные родители.

Это, наверное, одна из главных книг для родителей в первые годы жизни ребенка, а имя Людмилы Петрановской знают даже те, кто очень далек от мира детей. Советские воспитательные установки все еще достаточно сильны в нашем обществе, поэтому молодые родители часто слышат «не бери на руки, ребенок привыкнет к рукам», «поплачет и перестанет», «не иди у него на поводу». Психолог Людмила Петрановская подробно объясняет, почему наличие в жизни ребенка значимого взрослого, который всегда придет на помощь, которому можно доверять, который пожалеет и возьмет на ручки — это залог счастливого не только детства, но и всей жизни. Если вы хотя бы раз слышали термин «теория привязанности» — знайте, это все она.

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Зачем читать: чтобы уменьшить число конфликтов не только с ребенком, но и с партнером, а заодно и со всеми окружающими.

Многолетний бестселлер среди книг о воспитании и психологии детей, который рассчитан на родителей детей постарше. Юлию Гиппенрейтер смело можно назвать российским гуру воспитания, хотя ее книги полезны не только для молодых родителей. В них она рассказывает в первую очередь о том, как важно слышать друг друга, не обесценивать эмоции и мысли собеседника. Именно из ее книг можно узнать, что такое «я-сообщение» и «активное слушание», почему важно опуститься на уровень глаз ребенка для доверительной беседы с ним и почерпнуть много других знаний, которые помогут воспитывать детей без криков и агрессии.

Во второй части «Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер приводит реальную и личную историю — она публикует письма, которые писала внуку Федору, достаточно типичному проблемному подростку.

Здесь шаг за шагом можно увидеть, как она применяет собственные методы для общения с ним.

Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»

Зачем читать: чтобы знать, как вести себя с ребенком в том или ином конкретном случае.

Книгу этих педагогов-психологов часто противопоставляют произведениям Юлии Гиппенрейтер как пример иного подхода к написанию. Адель Фабер и Элейн Мазлиш работали вместе несколько десятилетий подряд, они обе матери троих детей. Сейчас в живых, к сожалению, осталась только Адель Фабер, ей 94 года. Книги американских психологов больше похожи на четкие инструкции о том, как вести себя в конкретных ситуациях, в них меньше теории и лирики, но в целом идеи похожи: внимательно слушать детей, давать им больше самостоятельности, принимать их чувства. Нельзя сказать, что чья-то книга лучше, наверное, сказывается разница в американском и российском подходах.

Мария Монтессори «Дети — другие. Уникальная методика раннего развития»

Зачем читать: чтобы дать ребенку самостоятельность.

Итальянский педагог умерла раньше, чем родилось большинство других авторов из этого списка. При этом ее методика оказалась единственной, которая выдержала испытание временем и остается популярной спустя более ста лет после рождения Марии Монтессори (например, в этом списке нет популярной книги «После трех уже поздно» Масару Ибуки, но его идеи давно и много критикуют, да и сама концепция насильственного «раннего развития» перестала находить поддержку у специалистов). Насколько стоит следовать всем советам — решать читателю, однако многие идеи педагога уже прочно вошли в нашу жизнь. Например, создание доступной среды для ребенка, где он легко может дотянуться до игрушки и взять то, что ему хочется — вроде бы простая идея, но популярной ее сделала Мария Монтессори. То же можно сказать и об игрушках из натуральных материалов, погремушках из фасоли и пустой бутылки и сосредоточенности на развитии мелкой моторики в целом.

Евгений Комаровский «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Зачем читать: чтобы перестать бояться сквозняков и других вещей, о которых предупреждала бабушка.

В стране, где детям в +25℃ все еще надевают шапочку, педиатр и неутомимый проповедник здравого смысла Евгений Комаровский — заслуженно популярный автор. Его книга была впервые издана в начале 2000-х и с тех пор неизменно входит в топ всех списков самых важных книг про детей. Написанная в ироничной, иногда даже жесткой манере, она просто и доступно рассказывает молодым родителям, сколько градусов должно быть в комнате новорожденного, почему не нужно заставлять его есть, лечить сопли, пугаться слова рахит и многое другое. За 20 лет в рунете появилось достаточное число врачей, которые популяризуют доказательную медицину и спасают детей от залечивания, но именно Евгений Комаровский был первым. У педиатра также есть собственный сайт, где он отвечает на вопросы, публикует фрагменты книг, а также выпуски собственной передачи о детском здоровье.

Федор Катасонов «Федиатрия»

Зачем читать: чтобы знать, на чем стоит современная педиатрия.

Если манера изложения Комаровского кажется вам избыточной и вы ищете единственную книгу на медицинскую тему для вашей детской библиотеки, — это хороший выбор. Популярный педиатр Федор Катасонов написал исчерпывающую книгу о первых годах жизни ребенка, в которой затронул все волнующие родителей вопросы: что влияет на организм во время беременности, какие прививки нужно делать (спойлер: все, которые предложат в городской поликлинике, и даже больше), как найти правильного педиатра и в какой момент вообще нужно вызывать врача. Идея, что делать это не стоит в большинстве случаев, для России революционна, но аргументы у Катасонова очень убедительные, а нынешняя ситуация с коронавирусом, когда система здравоохранения перегружена и люди все чаще пользуются телемедициной, доказывает его правоту. Также в конце книги есть список литературы, которую Катасонов рекомендует прочитать всем родителям.

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Зачем читать: чтобы знать, в какой момент действительно стоит включать ребенку Моцарта.

Молекулярный биолог-эволюционист, бывший консультант при Комитете по вопросам образования и труда США Джон Медина не позиционирует себя как эксперт в воспитании. Его книга посвящена тому, как научные знания о мозге могут помочь выявить то, что необходимо для правильного развития ребенка. Медина опирается на научные данные, и все они совпадают с тем, что советуют психологи и эксперты по воспитанию. Например, он объясняет, почему каждой маме необходимо время на себя и зачем родителям мириться на глазах у ребенка, если они все-таки поссорились. А еще в книге Медины много примеров из жизни и рассказов о его опыте отцовства.

Росс В. Грин «Взрывной ребенок»

Зачем читать: чтобы найти подход даже к сложным детям.

Если вы все делали по книгам, перечисленным выше, изучили море литературы, а ребенок все равно отказывается прибирать в комнате и кричит в ответ на просьбу одеться, то, возможно, дело не в вас. Росс Грин много лет преподавал на факультете психиатрии Гарвардской медицинской школы, и в своей книге (ее, кстати, рекомендует и Федор Катасонов в своем списке дополнительной литературы) он рассказывает о детях с определенным — взрывным — темпераментом, но полезно ее будет прочитать всем родителям. Его главный посыл: дети ведут себя хорошо, если могут. Грин предлагает рассматривать плохо развитые навыки в области самоконтроля и адаптивности как сложности с изучением математики, например. Она ведь не дается всем в равной степени легко. Так же и способность быть гибким появляется не сразу и для некоторых детей требует больше усилий. Получается, что даже для самого сложного ребенка реально создать условия, когда он сможет гораздо меньше конфликтовать с родителями и окружающими.

И это свет в конце тоннеля, который иногда нужен любым маме и папе.

Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать»

Зачем читать: чтобы научиться уважать детей (а заодно и других взрослых).

У Димы Зицера, доктора педагогических наук, огромное число поклонников. Но и противников у него не меньше. Принять точку зрения, что подросток и любой ребенок вообще — это отдельный человек, который всегда заслуживает уважения, в нашей стране тяжело многим. На самом деле, рекомендовать можно любую книгу Зицера, но в этом сборнике, во-первых, хорошо раскрываются его позиции (часто очень интересная) по большому кругу вопросов, а во-вторых, книга говорит с родителями о вещах, актуальных здесь и сейчас. Это не абстрактные рассуждения о воспитании, а вполне конкретные проблемы, которые приходится решать семьям в XXI веке.

Наталья Ремиш «Просто о важном. Про Миру и Гошу»

Зачем читать: чтобы в вашей семье умели разговаривать.

Говорить с мальчиками и девочками — такими, как 6-летняя Мира и 10-летний Гоша — бывает нелегко. Многодетная мама Наталья Ремиш не рассказывает, как правильно воспитывать детей. Зато на простых примерах объясняет, как отвечать на сложные детские вопросы, решать семейные конфликты и учить ребенка жить в мире, который не всегда справедлив. Если долгие рассуждения о воспитании претят вам, то можно просто почитать вместе с детьми истории о Мире и Гоше и обсудить их за вечерним чаем. У книги есть продолжение, а еще по сценариям Натальи выходит мультфильм «Просто о важном».

  • Екатерина Алеева

    Автор

#книга #дети #литература #воспитание

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

экспертные советы, консультации и интересные статьи для родителей по воспитанию детей.

Вопрос специалисту

психологуюриступо подростковой профориентации

РегионАлтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская автономная областьЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМосковская областьМурманская областьНенецкий автономный округНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика СахаРеспублика Северная ОсетияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский автономный округЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЯрославская область

Согласен(на) с условиями

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Как развеять детскую печаль

Теги: Рекомендации специалистов воспитание в семье эмоции Виктория Шиманская печаль техники

16. 09.2022 09:34

Печаль — одна из самых продолжительных эмоций – может длиться несколько дней. Она многолика: это и молчаливый протест, и смирение, и беспомощность. Как разобраться с этим негативом?

Как составить режим дня ребенка с учетом его темперамента

Теги: Рекомендации специалистов дошкольники школьники темперамент воспитание в семье ребенок в обществе

12.09.2022 09:42

Учитывая темперамент ребенка при составлении режима дня, можно уберечься от ненужных ссор, недопонимания, раздражения.  

Книги для детей и родителей

Все книги

Как учиться с интересом

Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер — один из самых известных в России детских психологов. Ее книги помогли сотням родителей.

Коля рисует

«Коля рисует» – сборник небольших рассказов о ценности детского творчества.

О правилах и строгости

Теги: Рекомендации специалистов воспитание в семье строгость правила запреты

09.09.2022 09:43

Опыт показывает: чем мягче родитель к ребенку, тем больше проблем возникает между ними в подростковом возрасте.

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Теги: Рекомендации специалистов воспитание в семье ребенок в обществе 7-10 лет школьники сказкотерапия

05. 09.2022 09:59

Дети в этом возрасте во многом подражают взрослым. Ребенку нетрудно будет приучиться здороваться и прощаться при встрече, благодарить, тихо закрывать за собой дверь, если всё это он видит и слышит в своей семье.

Дорога в жизнь начинается в школе…

Теги: Рекомендации специалистов первый класс ребенок в обществе обязанности школа напутствие

02.09.2022 09:54

После громкого праздника нужно не просто ввести первоклассника в школьные будни, а дать понять, что взрослая жизнь начинается здесь – в школе

Многодетная семья — ценности и традиции

Теги: Рекомендации специалистов

31. 08.2022 17:05

Семья, сознательно ставшая многодетной, имеет, как правило, крепкие семейные ценности и традиции.

Профилактика вовлечения подростков в неформальные группы

Теги: Рекомендации специалистов ребенок в обществе безопасность ребенка отношения в семье организация досуга

29.08.2022 10:41

Молодёжь объединяется в разнообразные группы, надеясь найти понимание и поддержку в обществе себе подобных, но неуправляемое общение нередко перерождается в асоциальные объединения.

Мама и няня: как оставаться главным человеком в жизни ребенка

Теги: Рекомендации специалистов воспитание в семье няня главный человек безопасность ребенка

26. 08.2022 09:29

Для того, чтобы ребенок ощущал, что мама – главный человек в его жизни, надо уделять ему как можно больше времени: играть с ним, укладывать спать, заботиться, читать ему книги.

Подросток зависим от компьютерных игр. Что делать?

Теги: Рекомендации специалистов

22.08.2022 09:51

Причинами зависимости подростка от компьютерных игр является желание укрыться от мира, оказаться там, где ты сильнее, и где возможностей больше.  Что в этом случае следует делать родителям?

Полезные развлечения для детей

Теги: Рекомендации специалистов дети подростки развлечения вместе игры семья

19. 08.2022 09:21

Развлекаться можно по-разному, в том числе играть в телефоне или общаться в соцсетях, смотреть клипы в тик-токе, чем дети сейчас и занимаются, но ведь хочется, чтобы развлечения наших дорогих ребят были полезными!

Читать онлайн «Воспитание детей. Православный взгляд. Советы современных пастырей и святых отцов» – ЛитРес

От издателя

Если у вас есть ребёнок, а может, двое, трое или семеро, эта книга – для вас. Если вы готовитесь стать родителями – эта книга точно вам пригодится. И даже если родительство у вас пока только в планах, эта книжка сослужит вам добрую службу. Ведь родить ребёнка на свет – это ещё даже не полдела. Самое главное и ответственное дело – это воспитать его. А этому нужно учиться.

В наше время даже в православной среде существует множество разных теорий воспитания, зачастую противоречащих одна другой. За церковной оградой этих теорий ещё больше. И так трудно разобраться, как же всё-таки «правильно», – а ребёночек растёт не по дням, а по часам, и вовсе не собирается ждать, пока мы во всём разберёмся и всё усвоим.

Но у родителей есть верный ориентир – предание Православной Церкви. Мысли о том, как воспитывать детей, как верно расставлять приоритеты в многосложных родительских трудах, щедро рассыпаны и по книгам Священного Писания, и по святоотеческим творениям; вновь и вновь звучат они в пастырских беседах и проповедях. Мы постарались собрать эти мысли воедино. Так и сложилась эта книга.

Может показаться, что и православные авторы не во всём сходятся друг с другом. Одни призывают растить детей в строгости и при необходимости наказывать; другие советуют, наоборот, не скупиться на ласку и похвалу. Одни настаивают на том, что ребёнок должен с ранних лет знать молитвы и по возможности чаще бывать в храме; другие говорят: это вы, родители, больше молитесь Богу о детях…

Мы не пытались привести все эти точки зрения к «единому знаменателю». Нам кажется, что это и не нужно: собранные вместе, высказывания святых отцов и современных нам пастырей неким парадоксальным образом образуют единое целое и взаимно дополняют друг друга, доказывая справедливость известного изречения, приписываемого не то блаженному Августину, не то Викентию Лиринскому: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, и во всём – любовь».

Все высказывания мы распределили по ключевым темам, а внутри тематических разделов – по принципу: от Священного Писания к святоотеческой мудрости, от святых отцов – к современной пастырской литературе. Но точно соблюсти этот принцип оказалось не всегда возможно. Так что искренне рекомендуем вам прочесть всю книгу от начала до конца.

Мы надеемся, что эта книга поможет вам устроить своё сердце так, чтобы успешно исполнить главное дело христианских родителей – приблизиться ко Христу и указать путь к Нему для своих детей.

1. О воспитании и его целях

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Книга притчей Соломоновых 22: 6

Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 22: 3

Заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо, не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, рождай души и воспитывай детей духовно.

Святитель Василий Великий

Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он – своего, а тот – своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперёд, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.

Святитель Иоанн Златоуст

Главное, чтобы ребёнок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого всё доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

Преподобный Амвросий Оптинский

Не велика заслуга человека пред Богом родить подобного себе или самому родиться. Это дело Божие, дело естества или природы, свойственное и всем животным. Есть много таких родившихся, которым бы лучше не родиться, – таковы все злодеи, нераскаянные богоотступники, еретики, убийцы, самоубийцы, пьяницы, прелюбодеи, каковым был и царь Ирод, сребролюбцы, лихоимцы, изменники правой вере, цареубийцы, ненавистники и ругатели своих родителей и прочие. Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться. А заслуга перед Богом – воспитать ребёнка и сделать добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым верующим христианином.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Мы употребляем всевозможные усилия для того, чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадёжному человеку, и погонщика ослов и мулов, и надзирателя, и поверенного мы отыскиваем самого искусного, а на то, что для нас всего дороже, именно – чтобы поручить сына человеку, который мог бы сохранить его в целомудрии, не обращаем внимания, несмотря на то что это сокровище ценнее всех прочих… Об имуществе для них мы заботимся, а о них самих – нет.

Видишь ли, какое безумие? Прежде образуй душу сына твоего, а имущество он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег, и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым? Научи его быть добрым.

‹…› Для детей, не получивших правильного воспитания, бедность лучше богатства, потому что первая, даже помимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем, последнее, хотя бы даже кто и желал того, не позволяет вести жизни целомудренной.

Святитель Иоанн Златоуст

Не заботься, чтобы сын твой здесь прожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. ‹…› Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрствовать. ‹…› Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность, а не сила речи, дела, а не слова – вот что доставляет Царство, дарует действительные блага.

‹…› И если тебе угодно, знай, что он с таким образованием и в свете будет самым приятным человеком. Все станут уважать его за такие речи, когда увидят, что он не вспыльчив и не домогается власти; впрочем, он получит власть и не домогаясь её… Ведь такому нельзя укрыться: здоровый среди множества здоровых может остаться незамеченным, но если между множеством больных найдётся один здоровый, то слух о нём скоро достигнет ушей царских и ему будет поручено начальство над многими народами.

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения. Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делает природа, без подвига и почти без ведома человека, где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных[1] примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть ещё высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда её возвышает соединённое с ней самоотвержение и самопожертвование. Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви.

Святитель Филарет (Дроздов)

Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю дитяти. Не говорите никогда, что дети – тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика или тяжела. Доставляйте им всё, что должны доставлять, охотно и с радостью. Если родители с упрёком и ропотом бросают дитяти своему кусок хлеба, как в дитяти может держаться любовь к ним?

Епископ Ириней (Орда)

Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?.. Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.

Святитель Феофан Затворник

Начинать воспитывать надо с пелёнок, ибо с младенчества дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатывается всё, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и всё самое светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона Задонского о душе ребёнка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого ребёнка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать перед людьми, будут радостью и утешением для вас.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живёшь.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведёт себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни. Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, – и не насыщаются любовью.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Некоторые родители, ходящие в церковь, стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнует спасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей… Их больше беспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их дети могут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость. ‹…› Если родители закручивают своим детям гайки, будучи понуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает и ребёнок получает помощь. Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдают от родительской гордости.

Преподобный Паисий Святогорец

Слово образование происходит от слова образ. Некогда задачей образования было образовать в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, видеть отблески образа Божия в Его чудесах, творениях, в Его законе любви. Человек образованный считался носителем определённых нравственных и этических принципов. Образование имело самодовлеющую ценность независимо от того, что оно приносило человеку материально. ‹…› В христианских семьях надо помнить о первоначальном смысле слова образование. Это, конечно, не исключает приобретения специальных трудовых, теоретических и практических знаний, необходимых для жизни. Мало того, эти знания и навыки должны служить развитию представлений о Боге и Его мире, о Его славе и чудесах, способствовать приобщению ребёнка, подростка и взрослого человека к красоте Божиего мира, к радости созидания и творения добра, должны быть средством служения людям. ‹…› Эти знания и навыки должны усиливать возможности человека творить добро, а не увеличивать зло в мире.

‹…› Современная средняя и высшая школа не в состоянии создать гармонии между двумя образованиями (светским специализированным и общим христианским. – Прим. ред.)… Она может быть заложена только семейным воспитанием.

Протоиерей Глеб Каледа

Поскольку человек есть трёхчастное существо, то его образование должно касаться тела, души и духа. ‹…› Бездуховность, безрелигиозность – унавоженная почва для произрастания безнравственности во всех её проявлениях.

Протоиерей Глеб Каледа

Один преподаватель говорил: «Чему я могу научить детей? Я же хуже их, они лучше меня». Он говорил это совершенно искренне и отказывался при этом принимать какие-то волевые решения, применять к детям наказание. Конечно, речь идёт не о таком смирении, а об осознании того, что если нам не поможет Бог, если мы не будем обращены к Нему, то решить проблемы, которые встают перед нами, мы не сможем. И всякий учитель должен быть учителем по образу Христа, всякий отец должен быть отцом по образу Отца Небесного, и всякий наставник должен брать образ Христа для себя как идеал, которому он должен следовать в своей педагогической деятельности.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Главная задача родителей не в том, чтобы дать ребёнку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нём образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

Протоиерей Павел Гумеров

Хорошее с нравственными идеями секулярное воспитание готовит детей к до́лжному бытию в этом мире, к их до́лжным отношениям с родителями, с окружающими, с государством, с обществом, но не к вечности. А для христианина главное – прожить земную жизнь так, чтобы не лишиться блаженной вечности, чтобы там быть с Богом и с теми, кто в Боге. Отсюда возникают различные посылы и целевые установки. Отсюда возникает различность оценок и желательность тех или иных социальных статусов и материальных приобретений. Ведь то, что хорошо для христианина, всегда для мира было и будет юродством и безумием. Так что в иных случаях родители-христиане стараются уберечь своих детей от излишней образованности, если она связана с непременным вращением в греховной среде, от слишком высокого социального статуса, если он связан с компромиссами для совести. И от многого другого, что для светского общества непонятно и неприемлемо. И вот это взирание на Небо, это памятование о бесконечности Небесного – главный посыл христианского воспитания и главная его особенность.

Протоиерей Максим Козлов

В процессе воспитания участвуют все члены семьи, включая собаку и кота. Для всех воспитание детей должно быть главным делом жизни, остальное второстепенно.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Педагогика – это понижение очень высокой планки, чтобы детям было куда расти. Это выставление параметров, к которым должен тянуться ребёнок. Мы можем в каких-то случаях пойти навстречу, понизить планку, но она всё равно останется высокой.

Протоиерей Алексий Уминский

С детьми нужна деликатность: ничего не надо навязывать, делать против. Чтобы их воля не надламывалась. Потому что один раз сломав волю ребёнка в духовной жизни, мы можем ему навредить. Это может на многие годы отбросить его от храма и от веры.

Игумен Киприан (Ященко)

Мы живём в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку. Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребёнок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо», не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу.

Протоиерей Павел Гумеров

Нельзя быть человеком. Человеком сначала нужно стать ‹…› Были учёные-филологи, которые пытались сделать такой фокус: изолировать новорождённого ребёнка от языковой среды, чтобы он несколько лет не слышал никакой человеческой речи. Потому что они прекрасно понимали, что если ты будешь жить в англоязычной среде, – ты будешь разговаривать по-английски. Будешь слышать «хинди», или «урду», или арабский язык, – будешь говорить на этом языке. ‹…› И вот они думали изолировать человека от любой языковой среды. С какой целью? С целью узнать, на каком же языке заговорит человек, который никогда не слышал человеческой речи. ‹…› Они надеялись, что таким образом мы услышим речь Адама и Евы. А в результате получилось, что ребёнок, не слышавший несколько лет никакого человеческого языка, ни на каком языке не разговаривает. ‹…› Мало того, если он до двух-трёх лет не слышал человеческой речи, – он уже больше никогда ничего не скажет, сколько ты возле него ни говори! Речевые навыки будут навсегда утрачены, и уже не разработается речевой аппарат, не свяжется работа мозга с работой языка и так далее. Всё! Конец! Это уже «не человек».

‹…› За какой-то гранью человек уже необучаем. И есть люди, которых уже никогда не научишь чему-то. Даже чему-то элементарному: например, здороваться, или вставать перед старшим, или что-то подобное делать.

‹…› Воспитание или педагогика имеют перед собой такую задачу: помочь человеку стать человеком. ‹…› Любое движение вперёд, любое осмысленное действие предполагает некую конечную цель – идеал. Нам нужно иметь некий идеал человека и помогать себе самому и другим двигаться к нему.

Идеалом человечества является Господь Иисус Христос.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Самое большое творчество – воспитывать детей, оно требует всего образования, всех духовных приобретений, всего ума, всех прочитанных книг, всё должно обязательно пойти в эту печь, тогда будет хороший пирог. ‹…› Идеально, конечно, когда папа не только в курсе домашних дел, но и руководит процессом.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Есть радости лёгкие и радости трудные. Рожать и воспитывать детей – трудная, но самая главная радость для женщины, заповеданная Богом. И мы знаем, что, если женщина родит, Бог ей будет помогать.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

2. Родительская ответственность

Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

Второзаконие 6: 6-9

[Господь] постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям.

Псалтирь 77: 5-6

Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного.

1-е Послание к Тимофею святого апостола Павла, 5: 8

Подлинно, немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога. Если [родители] положат под здание твёрдые опоры и основания, то будут иметь великую награду, тогда как, наоборот, за нерадение подвергнутся наказанию. Так и Илий погиб через своих детей, потому что ему надлежало вразумлять их; он, правда, и вразумлял, но не так, как следовало бы (1 Цар. 2:22-25). Ему не хотелось огорчать их, и он и их, и себя погубил.

Слушайте это, отцы. Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. ‹…› Не позволим же им делать того, что приятно и вместе с тем вредно, не будем угождать им, потому что они дети. Преимущественно будем их сохранять в целомудрии: тут более всего возможен вред юности.

Святитель Иоанн Златоуст

Отцы, учите детей своих о Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господнем, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам. ‹…› Если [ваши дети] сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них.

Св. Климент Римский

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. ‹…› Не природа, а добродетель делает отцами.

Святитель Иоанн Златоуст

Нерадящие о детях, хотя бы они во всём другом были исправны, за этот грех подвергнутся крайней ответственности. ‹…› Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я.

Святитель Иоанн Златоуст

Чем ты в конце концов оправдаешься? Не предоставил ли Я, сказано будет тебе (Богом), дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним (дитятей) в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника – всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать? Какое же ты получишь оправдание, если с беспечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим? Но тебе нужно было глядеть на все это сначала – обуздывать его, когда он был молод и доступен узде; тщательно его приучать, направлять к должному, укрощать его душевные порывы, когда он был восприимчивее к воздействию; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче, – вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми.

Святитель Иоанн Златоуст

Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нём крайняя степень нечестия.

Святитель Феофан Затворник

Детей вразумлять есть долг родителей, – стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит.

Святитель Феофан Затворник

Нельзя возлагать на Бога свои родительские обязанности и заботы по воспитанию детей. Если слуга не радеет о своём деле и ждёт, чтобы его исполнил господин, разве тот станет работать за него, разве не разгневается на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, елико возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Родители должны быть внимательны к самому слабому ребёнку и дать ему больше материальных, а ещё больше моральных, нравственных благ. ‹…› Но с рассуждением и любовью родители должны позаботиться обо всех своих детях, чтобы в их отношениях не появилось холода.

Преподобный Паисий Святогорец

Если родители материально обеспечены, то они ответственны за будущее своих детей. Конечно, главное, чтобы они воспитали их хорошими людьми, потом помогли им получить образование или выучиться профессии, чтобы дети могли зарабатывать себе на хлеб. Потом родители должны приобрести им какой-то домик и так далее.

 

Преподобный Паисий Святогорец

Женщина-христианка, по Божию повелению, должна воспитать своих детей в вере и благочестии и детей от своих детей.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного (1 Тим 5: 8). Вот так жёстко. Не пишет, например: «кто плохо молится и не радеет о своём деле», а – «кто о своих домашних не печётся». И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своём доме, семье. ‹…› На любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

Протоиерей Павел Гумеров

Нас часто несёт совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, – а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Протоиерей Павел Гумеров

Воспитание детей

На сайте 4brain мы не раз рассказывали о том, как можно научиться полезным навыкам: самообразованию, скорочтению и работе с информацией, здоровому образу жизни и многим другим. В этом курсе задачей будет не самим научиться этим навыкам, а постараться привить их подрастающему поколению во время воспитательного процесса.

Таким образом задача усложняется, с одной стороны, вам нужно понимать, что представляют собой эти навыки, а с другой стороны, вам нужно научиться «воспитывать», или другими словами, передавать эти навыки.

Содержание:

  • Что такое воспитание?
  • Уроки по воспитанию детей
  • Тест на проверку знаний
  • Цитаты известных людей о воспитании

Данный курс посвящен теме воспитания детей, а уроки раскрывают различные аспекты этого процесса: физический, нравственный, духовный и патриотический, социальный, умственный и образовательный. Кроме того, в курсе разобраны многочисленные программы и методики, которые могут применяться как в семье, так и в школьных и дошкольных учреждениях. Мы постарались раскрыть проблему детского воспитания с разных сторон и показать многочисленные подходы, объективно описав их преимущества и недостатки. В этом уроке мы коротко расскажем про то, что представляется собой воспитание детей и опишем цели, задачи и структуру курса.

Что такое воспитание?

Определение воспитанию ребенка можно дать в широком (общественно-культурном) и узком (педагогическом) смыслах.

Воспитание (в широком смысле) — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции (по И. П. Павлову). С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ культуры, одобряемых и неодобряемых другими людьми поступков, знаний, традиций и обычаев.

Этот процесс осуществляется не только семьей и школой, как это об этом принято думать, но и всеми институтами государства: общественными, религиозными и культурными организациями, средствами массовой информации. Однако, роль семьи и школы, где воспитание осуществляется как целенаправленное действие, конечно, является главенствующей.

Воспитание (в узком смысле) – это комплекс специальных действий, направленных на формирование личности ребенка. В узком смысле воспитание является целенаправленным процессом, который осуществляют родители и педагоги.

Именно о воспитании в узком смысле мы и будем говорить в данном курсе. Ведь воспитанию не только можно, но и нужно учиться.

Цель курса: дать папам, мамам, воспитателям и учителям широкий воспитательный инструментарий. Или другими словами «воспитать родителей».

Задача же каждого урока состоит в том, чтобы разобрать различные аспекты воспитания по наиболее востребованным направлениям.

 

Уроки по воспитанию детей

Далее предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого урока курса, чтобы иметь представление о том, что вы будете изучать.

Урок 1. Средства, методы и проблемы воспитания детей

Конечно, исчерпывающего перечня методов не существует, равно как и универсальной методики воспитания. Общим моментом, необходимым в воспитании всех без исключения детей является любовь и внимание, а все средства – это их проявления (в идеале). В деле воспитания детей (дома, в садике, школе) требуется личностно-ориентированный подход и готовность работать над собой. В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются. В этом уроке мы постарались структурировать всю эту информацию.

Урок 2. Физическое и трудовое воспитание

В этом уроке речь пойдет про трудовое и физическое воспитание. Гармоничное развитие предполагает заботу о душе и о теле воспитанника. Существует прямая связь между подвижностью и интеллектом ребёнка. В большей степени в уроке затронуты оздоровительные аспекты физического воспитания, такие как осанка, здоровое питание и закаливание. Трудовое воспитание так или иначе присутствует во всех формах воспитания. Умение трудиться (готовность принять и преодолеть трудности) – это метанавык, необходимый во всех аспектах жизни (от общения с другими людьми до организации отдыха). Кроме того, умение трудиться это добродетель, это средство, которое помогает преодолеть лень и цинизм, позволяет человеку развиваться.

Урок 3. Воспитание и образование. Умственное воспитание

Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее в третьем уроке.

Урок 4. Социальное воспитание

Тема «личность и общество» актуальна не только для поэзии и психологии – она касается каждого, особенно родителя и педагога. Сегодня нас интересует социализация детей, как необходимое условие для счастливой и успешной жизни. Воспитание нужно, чтобы уметь общаться, а обществу нужны воспитанные люди. Слово «дикий» значит «невоспитанный», «лишённый культуры», «выбивающийся из строя», «невозделанный и бессмысленный». Связь воспитания и социализации отражена в законе об образовании: «Воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося …в интересах человека, семьи, общества и государства». Как ни странно, социализация это одновременно аргумент и за, и против садика и школы. В уроке мы разберёмся, как там проходит социализация, вспомним несколько крылатых фраз и посмотрим, каких ролей и как следует избегать.

Урок 5. Нравственное, духовное и патриотическое воспитание

Кто-то из великих учёных сказал, что образование это то, что остается, когда все выученное забыто. Если это правда, то образование в нашей стране почти везде пущено на самотёк. Целенаправленно формированием характера занимается только семья и редкие вузы в силу традиций. Тема воспитания духовности и нравственности довольно парадоксальна и экстремальна. Худшими вещами в воспитании являются самообман и лицемерие. А ключевыми понятиями в этой теме будут самопожертвование и дисциплина. В этом уроке вы также узнаете, как правильно «заставить» ребёнка полюбить Родину, надо ли это вообще, и что о нравственности думал Зигмунд Фрейд. Мы отметим роль экологического и эстетического воспитания и постараемся разобраться, почему нигде в Евангелии Иисус Христос ни разу не осудил явных грешников.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.