Пословицы придумать самим: Как самим научиться составлять пословицы
«Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»
УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МАОУ «ГИМНАЗИЯ №34»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»
Выполнила
ученица 2 «А» класса
Светова Ксения
Научный руководитель:
Ефремова Татьяна
Александровна,
учитель начальных классов
Ульяновск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Описание исследовательской работы……………….…………………….5
- Создание копилки «Всё о пословицах»……………………………5
- Создание картотеки пословиц………………………………………8
- Деление пословиц на группы по форме их написания…………..8
- Создание продукта – алгоритма составления пословиц………….9
Заключение …………………………………………………………..……10
Список литературы………………………………………..……………..…
Приложение
Введение
Не только я, но и все окружающие, наверное, очень часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка знает очень много разных пословиц, а моя прабабушка говорит даже такие, значения которых мне не всегда понятны. И однажды я задумалась, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. Ведь, когда бабушка в своем рассказе использует пословицы и поговорки, ее речь приобретает какой-то необыкновенно сказочный оттенок. Оказалось, что пословиц я знаю немного. И тут я решила узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
Так же на этапе постановки проблемы я решила выяснить, а что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того чтобы это узнать, я решила провести в классе анкетирование, где попросила ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах: Что такое пословица? Как ты можешь объяснить пословицу? Применяешь ли ты в своей речи пословицы? Сочиняешь ли ты сам(а) пословицы?
В анкетировании участвовало 21 человек. Результаты тестирования я занесла в таблицу, вот что у меня получилось:
1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 17 человек, 4 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство учеников класса.
2. Найти пословицу среди загадки и скороговорки смогли все учащиеся кроме одного человека.
3. Выбрали правильное объяснение пословицы 16 человек, 5 указали на неверное объяснение.
4. Применяют в своей речи пословицы 7 человек, 10 не применяют, а 4 человека не знают: используют они их в речи или нет.
5.Ну и на самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» трое ответили положительно, 18 – отрицательно.
6. В последнем задании анкеты нужно было написать пословицы, которые знаешь, 6 человек написали по 2-3 пословицы, 9 человек смогли привести в пример только по одной пословице и 6 ребят не написали ни одной пословицы.
Это анкетирование помогло мне представить четкую картину «Что знают о пословицах ребята моего класса». В результате анкетирования, я узнала, что большая часть класса знают пословицы, имеют представление о них, но не используют их в речи и тем более не составляют их сами. Я очень надеюсь, что с помощью исследования «Пословица – всем делам помощница» ситуация в классе изменится и ребята будут говорить пословицы, ведь это очень интересно.
Итак, цель моего исследования: изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы.
Перед собой я поставила такие задачи:
1. Исследовать пословицы.
2. Систематизировать знания о пословицах.
3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.
4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.
5. Выделить основные формы сочинения пословиц.
6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.
Гипотеза: предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.
Объект исследования – пословицы.
Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.
Методы исследовательской работы:
– изучение литературных источников о пословицах
– социологический опрос сверстников
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
- Создание копилки «Всё о пословицах».
Первым источником информации, стали, конечно, мои мама и бабушка, от которых я узнала, что пословиц и поговорок очень много. К каждому определенному случаю подходит своя пословица, и все они пришли к нам еще с древних времен и передаются из поколения в поколения и актуальны до сих пор. Узнать много о пословицах и создать свою копилку, мне помог интернет, литературные энциклопедии и книги, которые мне предложили в библиотеке, а также рассказы моих родных и учителей. Таким образом, в своей копилке я собрала: всевозможные пословицы, книги о пословицах, информацию об их появлении и значении в современной жизни. И вот, что я узнала из истории возникновения пословиц:
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.
Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.
В толковом словаре Ожегова термин пословица означает – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Термин «пословица» – русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее ярко проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение и имеет явный моральный аспект.
Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности. Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа…» Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей. Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их.
В пословицах, которые создавались предыдущими поколениями, благодаря личным наблюдениям и опыту, очень ярко и четко выражаются такие чувства, как горе, радость, печаль, восторг, гнев, ненависть, любовь, юмор или ирония. В каждой пословице в любом случае присутствует определенный толк. Такой народный жанр был призван обобщать любые природные явления, из взятой окружающей нас действительности. Благодаря таким вещам, можно постараться понять историю нашего родного народа. Пословицы в своих текстах приобретают свое индивидуальное значение. Дело в том, что они не только могут усилить выразительность обыденной речи, но и соответственно могут придать ей остроты, содержания более глубокого и емкого.
Пословица по своей сути – это краткое изречение, которое прекрасно было организовано с точки зрения ритмичности. Это, прежде всего, образное высказывание, которое основано на опыте народа. В ней заключаются различного рода суждения, и даже конкретные наставления, которыми можно воспользоваться фактически на все случаи жизни.
По своей форме пословицы очень легки для запоминания, прочно откладываются в долговременной памяти и, являясь формой сохранения и распространения народной мудрости, формируют поведение человека.
Пословица, возможно, это краткая форма мудрости передающаяся из поколений в поколения. Залог успеха «незабываемой мудрости» русского народа был заложен в произношении и звучание, как легко запоминающиеся выражения. Вместе с тем накопленная мудрость в «крылатых» выражениях носит характер общеизвестных истин правильного или рационального поведения человека в той или иной ситуации. Одним выражением можно объяснить заветную истину заложенной в поговорке так, как не объяснит целая книга. Пословица способна в разговоре точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных, продолжительных и сложных пояснений. Еще не маловажная причина сохранения пословиц в речи русского народа на протяжении всех времен – это повод ее применить. Никто не вспоминает их без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к нужному случаю. Несмотря на общеизвестные истины накопленные и сложившееся веками люди все равно дают повод применить пословицы по назначению, делая их еще актуальнее. Поэтому фольклор и живет по сей день в русской речи.
Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», плакать, есть и веселиться».
Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль. Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)
- Создание картотеки пословиц.
На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц очень много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
- Пословицы о труде
- Пословицы о здоровье и гигиене
- Пословицы о временах года и природных явлениях
- Пословицы об учении
- Пословицы о войне и мире
- Пословицы, в содержании которых используются числа
- Пословицы о добре и зле
- Пословицы о любви и дружбе
- Деление пословиц на группы по форме их написания.
После того, как картотека пословиц была создана, я решила разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это я сделала для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались.
Так я разделила пословицы на три большие группы:
1.Рифмованные пословицы «Без труда не выловить и рыбку из пруда»
2. Пословицы, в которых нет рифмы «У семи нянек дитя без глазу»
3. Пословицы, в которых есть противопоставление «Одна голова хорошо – а две лучше»
На этом мои исследования о пословицах не закончились. Ведь главной моей целью является попытка на основе сделанных выводов попробовать придумать свои пословицы, чтобы они могли так же точно высказать какую-то мысль или поучение, и были бы понятны всем. Так я подошла к следующему этапу моей работы – это создание алгоритма составления пословиц.
- Создание продукта – алгоритма составления пословиц.
Разделив пословицы на группы по форме их написания, я попробовала составить алгоритм составления пословиц. За основу я решила взять пословицы, основанные на противопоставлениях. Для этого я взяла какое-то свойство характера человека, т.е. признак объекта, например добрый, и записала это в первую графу, во второй графе должно быть действие этого объекта, но сначала, я заполнила третью графу при помощи антонимов, у слова добрый, антоним – злой, далее во 2й и 4й графе я придумывала действие для первого объекта и для второго так, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Например:
Признак объекта 1 | Действие или свойство объекта 1 | Признак объекта2 (антоним) | Действие или свойство объекта 2 |
добрый | любит | злой | губит |
А для того, чтобы пословица была более выразительной и законченной, в середину я вставила союз а, благодаря которому и получается противопоставление и поучительный оттенок.
Алгоритм составления пословиц:
- Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
- Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
- К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
- Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
- Поставить в середину союз «а».
Тем самым в своем алгоритме я объединила 2 вида пословиц: рифмованные и те, в которых есть противопоставление.
Голодный хочет есть, а сытый лечь.
Весёлый улыбается, а грустный мается.
Щедрый даёт, а жадный берет.
Красивый наряжается, а страшный обижается.
Добрый любит, а злой губит.
Вот такие пословицы у меня получились. С помощью этого алгоритма и картотеки антонимов такие пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.
Заключение.
Работая над этим исследованием, я поняла, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и
нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. Эта работа помогла мне узнать много нового о пословицах, создать картотеку и даже алгоритм их сочинения. Таким образом, моё предположение оказалось верным: основываясь на знаниях о пословицах можно научиться сочинять их самой.
А о том, как у меня это получилось, судить вам. На этом моя работа над проектом не заканчивается, я хочу рассказать о своей идеи ребятам нашего класса, и попробовать вместе с ними сочинить много новых интересных пословиц, постараюсь, чтобы ребята стали чаще и больше пословиц использовать в своей речи. Следующим этапом, я думаю, будет создание книги « Современные пословицы от учеников 2А класса».
sykeruk придумать рассказ на пословицу не хвались пока люди не похвалят
Ссылка:
http://adekaz.sabemo.ru/3/64/pridumat-rasskaz-na-poslovitsu-ne-hvalis-poka-lyudi-ne-pohvalyat
придумать рассказ на пословицу не хвались пока люди не похвалят Однако, мало самому не хвалиться перед людьми, крайне нежелательно, когда кто-то слишком рьяно нахваливает вас… .
Как составить свои собственные пословицы
Конечно, все любят пословицы. Если вы пойдете в любой книжный магазин, вы легко найдете множество книг с пословицами, которые помогут вам усвоить жизненные уроки и пережить трудные времена. Что такое пословица, спросите вы? Что ж, даже исследователи пословиц неохотно признают, что нет единого мнения об определении пословицы.
«Где есть воля, есть и способ».
Это легко узнаваемая поговорка.
«Где говядина?»
Это явно не пословица. Пословицы отличаются от клише, максим и лозунгов. В конце концов, определение пословицы обычно сводится к краткому утверждению, содержащему некоторую мудрость, истину или урок.
Но знаете ли вы, что можете сочинять свои собственные пословицы? На самом деле, это довольно легко. Я покажу вам, как это сделать.
Во-первых, давайте попробуем составить пословицу из проблемы, которую вы научились преодолевать. Можете ли вы придумать один? Теперь возьмите то, что вы узнали, и сформулируйте это красочно, иллюстративно. Помните, что это не должно быть слишком длинным. У меня есть урок, который я усвоил, и вот пословица, которую я из него сочинил:
«Не забывайте читать этикетки на одежде. Это единственный голос, который они должны удерживать, чтобы он не съежился и не истек кровью».
Как дела? Хороший! Теперь давайте возьмем то, о чем вы беспокоитесь, и придумаем пословицу, которая поможет вам преодолеть это. Давай помогу. У меня есть беспокойство, которое, я уверен, есть у всех. Я смущаюсь, когда люди на обложках журналов, которые я держу возле туалета, смотрят в мою сторону. Итак, вот что я придумал:
«Держите журналы в ванной лицевой стороной вниз, чтобы люди на обложке не подглядывали».
Вот это весело! Конечно, у меня есть и другие заботы, с которыми я использую пословицы. Я не стесняюсь этого. У всех есть заботы. На самом деле, лучший способ преодолеть их, как мне слишком много раз говорили, — это быть откровенным и признаться в них. Вот еще одна пословица, которая мне помогла:
«Выключите и обесточьте кофеварку, если в ее схеме живет черт и хочет сжечь вашу квартиру».
Я не особо верю, что дьявол существует, по крайней мере, не в том виде, в каком он живет в моей кофеварке. Я не такой глупый.
Как насчет пословицы:
«Часы на стене не отсчитывают время в соответствии с биением вашего сердца».
Я знаю, это всем понятно! А как насчет:
«Все дверные замки нужно проверять каждую ночь на случай, если их коварные ленивые пути заставят их отпустить, и тогда почти каждый сможет войти и сесть на ваш удобный диван».
Видишь, как пословицы могут помочь тебе в жизни? И это не только для того, чтобы помочь вам с вашими надоедливыми маленькими заботами. Нет, вы можете использовать пословицы, чтобы учить будущие поколения, чтобы они могли усвоить то, чему научились вы, быстрее, чем вам понадобилось для этого. Но в основном я использую их, чтобы держать голову прямо:
«Кот, на самом деле, кот».
Не то чтобы я слишком часто путаю это… в основном. А как насчет:
«Плохие чеки не звонят в дверь в 3 часа ночи и не прячутся в кустах — они приходят в красивых белых конвертах из дружественного банка».
И мой нынешний фаворит, который мой друг Дейв напечатал на наклейках на бампер, чтобы я мог продать их на базаре, чтобы оплатить аренду:
«Белки на чердаке не грызут потолок и воровать твои грязные носки, чтобы согреться».
Удачи и получайте удовольствие от пословиц!
Создание собственных пословиц
Создание собственных пословиц
Одна из лучших вещей в обучении — это то, что дети говорят, что вас просто поражает. Иногда обсуждения и разговоры с детьми могут просто сразить вас наповал. Не поймите меня неправильно, они часто заставляют вас хихикать и смеяться, но когда я сталкиваюсь с более серьезным разговором, я всегда поражаюсь глубине, которую демонстрируют некоторые дети.
Сегодня у меня было замечательное утро, когда 2-й класс изучал пословицы.
Я представил идею пословицы как – Пословица — это простое и конкретное изречение, широко известное и повторяемое, выражающее истину, основанную на здравом смысле или опыте. Часто они метафоричны.
Мы также обсудили несколько примеров, в том числе:
Не считайте цыплят, пока они не вылупились.
Мы обсудили значение этого за пределами буквального и примеров – Болельщики из Англии, которые думают, что мы выиграем чемпионат мира, потому что мы выиграли первую игру .
Затем я поделился этим документом, в котором были примеры известных пословиц, но только их первая часть. Вы можете скачать это здесь:
Затем детям была предоставлена возможность дополнить пословицу своими идеями. Дети знали о некоторых, но задача состояла в том, чтобы убедиться, что поговорка несет в себе смысл. Я был поражен некоторыми их идеями, но больше их значениями. Возьмем, к примеру:
Возьмем, к примеру, первое на верхней картинке:
Красота в глазах смерти.
Это может показаться мрачным, но когда я расспросил студентку, она объяснила, что когда кто-то умирает, мы обычно помним о нем только прекрасное.
УДИВИТЕЛЬНО!!!!
После того, как дети создали свои пословицы, им было предложено создать видео в Adobe Spark Video, где они могли бы устно объяснить значение своих пословиц.
Вот пример:
Затем мы посмотрели на настоящие пословицы и сравнили их с нашими собственными. Этот веб-сайт был действительно полезен – https://www.engvid.com/english-resource/50-common-proverbs-sayings/
Я бы порекомендовал попробовать это занятие со своими учениками, это не только удивит вас, но и восстановит вашу веру. в человечестве с их взглядами на жизнь.
Популярные посты из этого блога
Прекрасная поэма для собрания выпускников
Меня всегда просят снять небольшое видео для шоу 6-го класса и собрания в конце года. Каждый год я всегда включаю особое стихотворение, которым заканчиваю видео в конце года. Она называется «Покидая школу» Джейд Хьюз, и она прекрасна: Мы закончили школу, Так заканчивается история, Слезы счастья — это то, что мы рекомендуем, Это то, что мы говорим, Но всегда есть немного боли, Потому что когда-то ты Вы ушли, Это не то же самое, Вы могли бы пройти через школу, и вы бы увидели, Ваши друзья, которые невероятно выросли, Но теперь вы ушли, Это не то же самое, Так как вы можете никогда больше их не увидеть, Ваши друзья, которые Выросшие рядом с вами, Кто помог вам в ваших ежедневных невзгодах, Уйдет вперед и оставит их позади, Вы, кто хочет той же прежней жизни, Но вы не можете прожить свою жизнь в прошлом, Надеясь, что те же воспоминания будут длиться, Вы должны двигаться дальше и просто радоваться, что уход сделал вас таким грустным, так как это просто показывает, что
Продолжай читать
Обучение пунктуации прямой речи с помощью текстовых сообщений iPhone!
Обучение прямой речи всегда сложный аспект, так много нужно запомнить и очень мало полезных визуальных изображений, которые четко помогают детям понять, что и как правильно использовать в речи. Давайте посмотрим на некоторые из советов, которые следует запомнить: произносимые слова должны находиться в пределах речевых знаков. Любые знаки препинания также должны находиться внутри речевых знаков. Пункт отчетности, кто и как сказал, может идти до, в середине или в конце. Запятая следует за предложением отчета в начале. Вам нужно начинать новую строку, когда говорит новый персонаж. Я думаю, что большинство из них?? Я слышал о бесконечных способах заставить детей запомнить эти советы – держать овец в загоне или сэндвич с речевым знаком, которые являются парой примеров, однако у них нет никакой визуальной помощи для таких советов, как начало с новой строки. , что некоторым из моих детей труднее всего запомнить. Я решил использовать другой подход, чтобы охватить аспекты правильных
Продолжай читать
Изучение возбудимого Эдгара
Раньше я писал в блоге о рождественской рекламе, в частности, о рекламе Джона Льюиса, и было неизбежно, что я сделаю то же самое с их последним усилием: на моем новом веб-сайте – MrPICT.