Парные по мягкости твердости согласные звуки: Подберите пары слов которые начинаются с парного по твердости мягкости согласного звука
Конспект урока “Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки” 1 класс Русский язык | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.
1. Орг. момент
– Здравствуйте, ребята, меня зовут …, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Динь-динь-динь,
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
– Давайте проверим рабочее место, всё ли у вас на столах. Сядем прямо, ножки вместе, локоточки на парте.
2. Актуализация знаний
– Давайте начнём наш урок со слов великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, его слова и будут девизом нашего урока:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
– Прочитай, пожалуйста. Как вы понимаете эти слова?
– Хорошо, я с вами соглашусь.
– Итак, мы с вами на прошлом уроке начали работать над темой твёрдые и мягкие согласные звуки. Я вам сейчас предлагаю разделиться по группам. Напомните правила работы в группах и работать вы будете у доски, напомните правила работы с доской, выходите. Прочитайте задание: перенесите вправо буквы, которые обозначают мягкость согласного звука, а влево буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.
-Понятно задание?
– Приступайте к работе, желаю удачи.
– Молодцы, вы верно выполнили задание, а значит, хорошо усвоили материал, присаживайтесь по местам.
3. Самоопределение к деятельности
– Сегодня мы с вами продолжаем говорить о согласных звуках.
– Посмотрите на слайд, здесь зашифрованы слова. Подумайте, как прочитать.
Прочитав, вы узнаете тему нашего урока.
– Как ты расшифровала? (по треугольникам)
– Как можно объединить согласные по парности? (звонкость-глухость, мягкость-твердость).
– Мы сегодня будем говорить о твёрдости и мягкости
– Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.)
– Хорошо, а какую поставим цель перед собой. (Знакомство с парными и непарными по твёрдости-мягкости согласными звуками)
– Также у нас есть задачи урока, но нам нужно выбрать только те, которые подходят нам. Прочитаем:
– ругаться;
– познакомиться с парными согласными звуками по твёрдости-мягкости;
– научиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки;
– уметь обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука;
– шуметь.
– Мы будем работать по плану. Выйди, пожалуйста, к доске переверни карточки и прочитай пункты нашего плана:
1 . познакомиться с парными согласными звуками по твёрдости-мягкости;
2. научиться правильно их произносить;
3. выполнять задания;
4. подвести итоги.
4. Открытие нового знания
– Давайте откроем стр. 83 и прочитаем парные твёрдые и мягкие согласные звуки.
– Одинаково ли звучат эти звуки? (Нет)
– Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме? (Нет)
– В чём отличие? (когда звук мягкий ставим соответствующий знак мягкости)
– Все ли звуки имеют пару? (Нет)
– Произнесите непарные мягкие согласные звуки. (й, ч, щ)
– А теперь непарные твёрдые согласные звуки. (ж, ш, ц)
– Хорошо, молодцы. Закройте учебники, отложите их в сторону, они вам пока не понадобятся.
– Сейчас вы выполните задание в парах. Напомните правила работы в паре.
– У вас на столах лежат карточки, на которых написано два слова, ваша задача записать их звуковое обозначение.
У каждой пары свои слова. Приступайте, если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.
—реки, мороз. (Р,ЭКА), (марос)
– почка, печка (поч.та), (п,эчка)
– нос, нёс (нос), (н,ос)
– Не забывайте, что сидим мы ровно, спинка прямая, ножки вместе, локоточки на парте.
– Давайте обменяемся карточками и сверим с эталоном на доске. Поднимите руку у кого верно, хорошо, молодцы, обменяйтесь карточками обратно.
— Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости в вашей паре слов? (Спросить у каждой группы) (Р, П, Н)
– Хорошо, молодцы, отложите карточки в сторону.
5. Первичное закрепление
– Теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задание на планшетах. Как мы работаем с планшетом. Хорошо, молодцы. Ваша задача соединить согласные звуки по твёрдости мягкости. Приступайте, если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.
– Не забиваем про посадку.
– У всех всё получилось? Молодцы, заблокируйте планшеты, отложите их в сторону.
ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ
– Давайте запишем пару слова и найдём пару согласных звуков по мягкости и твёрдости: лампа-билет, сон-сено, парта-пирог.
– Хорошо, молодцы
6. Итог урока
– О чём мы говорили сегодня на уроке?
– Давайте вспомним, какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? (е, ё, ю, я, и, ь)
– А твёрдость? (а, о, у, ы, э)
– Мы с вами выполнили все пункты нашего плана?
– А задачи урока выполнили?
– А значит, достигли цели урока?
– Хорошо, мы с вами большие молодцы.
7. Рефлексия
– Я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.
– Если вы всё усвоили, вам было понятно и интересно, то поднимите карточку с весёлый смайлик.
– Если вы не усвоили материал, вам было не понятно, то поднимите карточку с грустный смайлик.
– Покажите мне, покажите друг другу. Спасибо, мне было приятно с вами работать, урок окончен.
Соответствие согласных звуков – Русский язык без проблем
Найти:вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор»
Соответствие согласных звуков и обозначающих их букв
По твердости — мягкости
парные (15 пар)
б б’, в в’, г г’, д д’, з з’, к к’, л л’, м м’, н н’, п п’, р р’, с с’, т т’, ф ф’, х х’
Мягкость обозначается:
- перед буквами я, е, ё, ю, и: [м‘эл],
- ь – в конце слова: [кон‘];
-в середине слова у [л’] перед любым согласным: [бол‘на];
-после мягкого согласного перед твёрдым: весьма [в‘эс‘ма];
-после мягкого согласного перед мягким: серьги [с‘эр‘г‘и
непарные тверд. : ж, ш, ц дрожь [дрош]; мягк. ч’, щ’ , й’ ключ [кл’уч’]
По звонкости — глухости
парные (11 пар)
звонкие б б’; в в’; г г’; д д’; ж; з з’
глухие п п’; ф ф’; к к’; т т’; ш ; с с’
Остаются звонкими:
- перед гласными: зал [зал];
- перед другими звонкими: где [гд‘э], брак [брак].
Меняются на глухие:
- в абсолютном конце слова: пруд [прут];
- перед глухими:будка
[бутка], в поля [фпал’а].
Остаются глухими:
- перед гласными: факт [факт];
- перед другими глухими: кто [кто],
- перед непарными звонкими: к рукам [крукам],
- перед [в]: свет [св‘эт]
Меняются на звонкие:
- перед парными звонкими (кроме [в]): афганец [авган‘иц], с другом [здругам]
непарные
звонкие л л’; м м’; н н’; р р’; й’
глухие х х’; ц; ч’; щ’;
Согласные звуки различаются по ряду признаков, но наиболее четко противопоставлены друг другу по признакам звонкости/глухости и твердости/ мягкости, что важно при различении слов на слух: пруд — прут; мел — мель.
Для обозначения 36 согласных звуков на письме — 21 согласная буква. Причина такого несоответствия в том, что мягкость парных согласных звуков обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (Е, Ё, Ю, Я, И ) или Ь .
В сильных позициях (перед гласными, перед звонкими согласными, перед [в]) как слышим, так и пишем. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове, может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные согласные меняются на соответствующие парные глухие (оглушаются), а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Соответствие согласных звуков и букв
Тест на тему Фонетика
Тесты на тему Фонетический разбор
Тест на тему Транскрипция
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Фонетика в таблицах» «Таблицы«, «Фонетический разбор«
Какие звонкие.
Согласные звуки В русском языке 21 согласная и 36 согласных. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [ц], д – [д], д – [д], г – [ж], д – [д], ч – [ч] , к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], н – [н], р – [р], с – [с], т – [т], ж – [ж], х – [х], с – [ц], ч – [ч], ш – [ж], ю – [щ].
Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Они бывают парными и непарными. Всего насчитывается 36 различных сочетаний твердых и мягких, глухих и звонких согласных для парно-непарных: глухих – 16 (8 мягких и 8 твердых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твердых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твердые и мягкие согласные
Твердые и мягкие согласные. Они делятся на парные и непарные. Парные твердые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].
Для понимания объясним “на пальцах”. Если согласная буква в разных словах обозначает либо мягкий, либо твердый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кошка буква к обозначает твердый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [k] – [k’] образуют жесткую-мягкую пару. Звуки для разных согласных нельзя отнести к паре, например [в] и [к’] не составляют пару по твердости-мягкости, а составляют пару [в] – [в’]. Если согласный звук всегда твердый или всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ш] всегда твердый. В русском языке нет слов, где было бы мягкое [ф’]. Так как пары [ш]-[ш’] нет, оно относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: мяч – тепло, кол – гол, дом – объем. Глухие согласные произносятся с закрытым ртом; при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют сходное звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или громко.
Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара глухих и звонких согласных.- парные согласные: б-р, ш-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарных согласных: л, м, н, р, у, в, х, ч, сч.
Звонкие, шумные и шипящие согласные
Звонкие – звонкие непарные согласные. Сонорных звуков 9: [’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные (16): [к], [к”], [н], [н”], [с], [с”], [т], [ т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ж], [щ’];
- Шумные звонкие согласные (11): [б], [б’], [в], [в’], [ж], [г’], [д], [д’], [г], [з ] ], [ч’].
Шипящие согласные (4): [ш], [ч’], [ш], [ш’].
Парные и непарные согласные
Согласные звуки (мягкие и твердые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. В приведенных выше таблицах показано разделение. Обобщим все схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные.
Чтобы уметь делать фонетический анализ, помимо согласных, нужно знать
В чем разница между гласными, согласными и звуками? Каким правилам они подчиняются? Как обозначаются твердость и мягкость звуков и букв? Ответы на все эти вопросы вы получите в представленной статье.
Общие сведения о гласных и согласных
Гласные и согласные – основа всего русского языка. Ведь с помощью их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и т. д. Именно поэтому этой теме в старших классах посвящено довольно много часов.
и звуки в русском языке
О том, что такое гласные и согласные буквы в русском алфавите, человек узнает с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту этой темы, она считается одной из самых сложных для учащихся.
Итак, в русском языке десять гласных, а именно: о, и, а, ы, ю, я, е, е, ю, е. Во время их прямого произношения можно почувствовать, как воздух беспрепятственно проходит через полость рта. При этом мы достаточно отчетливо слышим собственный голос. Также следует отметить, что гласные звуки могут тянуться (а-а-а-а, э-э-э-э-э, у-у-у-у-у, у-у-у-у-у и так далее).
Черты и буквы
Гласные составляют основу слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько слогов, сколько самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и т. д. Есть даже слова, состоящие только из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!
Окончания, суффиксы и приставки – очень важные темы в дисциплине русский язык. Ведь не зная, как пишутся такие буквы в том или ином слове, написать грамотное письмо достаточно проблематично.
Согласные и звуки в русском языке
Гласные и согласные значительно различаются. И если первые легко дергаются, то вторые произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно дергать).
Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв равно 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, д, к, л, м, н, р, р, с, т , ж, х, в, ч, ш, сч.
Таким образом, практически все делятся на две разные категории:
- звонкие – б, в, г, д, ж, з, д, л, м, н, р;
- глухие – к, р, с, т, ж, х, в, ч, ш.
Мягкость и твердость согласных
Не все знают, но гласные и согласные бывают твердыми и мягкими. Это второй по значимости признак в русском языке (после звонкости и глухоты).
Отличительной чертой мягких согласных является то, что при их произношении человеческий язык занимает особое положение. Как правило, он немного выдвигается вперед, а вся его средняя часть немного приподнимается. Что касается того, что при их произнесении язык оттягивается назад. Вы сами можете сравнить положение своего речевого органа: [н] – [н’], [т] – [т’]. Также следует отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, чем твердые.
В русском языке почти все согласные имеют пары по мягкости и твердости. Однако есть и те, у кого их просто нет. К ним относятся твердые – [ш], [ш] и [ц] и мягкие – [д”], [ч”] и [ш”].
Мягкость и твердость гласных звуков
Наверняка мало кто слышал, что в русском языке есть мягкие гласные.Мягкие согласные звуки для нас вполне привычные, чего нельзя сказать о вышеизложенном.Отчасти это связано с тем,что в общеобразовательной школе эта тема практически не дается.Ведь с ней понятно при каких гласных согласные становятся мягкими.Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.
Итак, мягкими считаются те буквы, которые способны смягчать стоящие перед ними согласные. К ним относятся следующие: u, e, i, e, u. Что касается таких букв, как а, ю, ы, е, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают стоящие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом, приведем несколько примеров:
Обозначение мягкости согласных при фонетическом разборе слова
Фонетика изучает звуки и буквы русского языка. Наверняка, в старших классах вас не раз просили составить слово. При таком анализе обязательно нужно указать, рассматривается ли он отдельно или нет. Если да, то его нужно обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [р’]. То есть вверху справа, рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, нужно поставить своеобразное тире. Подобным значком отмечены следующие мягкие звуки – [й”], [ч”] и [ш”].
В русском языке есть звонкие и глухие согласные. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук глухой, а какой звонкий.
Для чего?
Дело в том, что в русском языке не обязательно, чтобы буквы, обозначающие звонкие согласные, во всех падежах читались громко. Бывают также случаи, когда буквы, обозначающие приглушенные звуки, читаются громко. Правильное соотношение буквы и звука очень поможет в изучении правил правописания слов.
Разберемся подробнее, что означают понятия глухота и звонкость. Образование звонких согласных происходит за счет шума и голоса: воздушная струя не только преодолевает препятствие в ротовой полости, но и вызывает вибрацию голосовых связок.
- Озвучены следующие звуки: б, в, д, д, г, з, л, м, н, р, д.
- Однако в фонетике из этого ряда звуков выделяют и так называемые сонорные звуки, максимально приближенные по своим характеристикам к гласным звукам: они могут быть пропевными, протяжными в речи. К таким звукам относятся д, п, л, н, м.
Глухие согласные произносятся без участия голоса, только с помощью шума, при этом голосовые связки расслаблены.
- К этим буквам и звукам относятся следующие: к, р, с, т, ф, х, с, ч, ш, сч. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, нужно выучить фразу: «Стёпка, щёць хочешь?» – “Фи!” Все согласные в нем глухие.
Пары звонких и глухих согласных
Звонкие и глухие звуки и буквы, их обозначающие, в русском языке противопоставлены и образуют пары:
- б-р,
- в-ф,
- г-к,
- д-т,
- ш-с,
- 3 с-с.
Если учесть, что согласные в этих парах тоже могут быть мягкими (кроме ш-ш), то всего будет 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, в, ч, сч. Таблица согласных, представленная на нашем сайте, поможет вам более детально изучить эти звуки.
Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными
Каким образом буквы русского алфавита могут обозначать несколько звуков?
Произношение звука часто предопределено его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такое положение звука называется «слабым». Оглушение может возникать и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Звонкие согласные пишем, а произносим: прутик, да ка.
И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если за ним следует звонкий звук: молотьба, но мы произносим малад ба. Зная эту особенность русской фонетики, проверяем правописание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молоток – молотить, пруд-пруды, будка – будка. Подбираем проверочное слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный.
Чтобы вспомнить, что такое звук по своим характеристикам, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звуком. Например, звук ш похож на шелест листьев, а звук ш на жужжание пчел. Ассоциация поможет вам сориентироваться во времени. Другой способ — создать фразу с определенным набором звуков.
Таким образом, знание соотношения букв и звуков чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучать и правильно воспринимать мелодию языка.
Видеоурок про звонкие и глухие согласные:
Тралик и Валик про звонкие и глухие согласные
Очередной видеоурок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные
Многие согласные русского языка образуют пары по твердости-мягкости: -, – и другие. Звуки, соответствующие ударным и после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твердых согласных и согласные перед гласными: погода.
Ведущая Василиса попросила повторить все, что узнали ученики о согласных. Друзья из Шишкин Леса многое запомнили: согласных больше, чем гласных. Согласные нельзя петь. Произносятся с шумом и голосом: Б, Ф, З. Или только с шумом: Р, Т, Ф. Согласные непарные звонкие, глухие, парные.
§6. Твердые и мягкие согласные
Дело в том, что вы пропустили предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, – пояснила Василиса. Звонкая «W» будет сочетаться с глухой «W». Например: тепло – это шар. – Я понимаю, – сказал Зубок. Глухой звук – это то же самое, что и звонкий звук, но произносимый тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятной согласной стояла гласная. Однако не все согласные являются парными.
Парные согласные будут жить в одном, а непарные в другом. Парные Непарные Ж – Ш М, Н З – С Х, С К – Г Р, Л А теперь составим рассказ из слов, в которых есть только непарные согласные. Хоть эти согласные и парные, Но все же они очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее отчетливо и звучат с меньшей продолжительностью (т. е. редуцированы).
Сколько пар глухих согласных образовано?
Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции в конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким согласным иногда становятся звонкими. Когда буквы, обычно обозначающие глухие согласные, при озвучивании обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам транскрипции. В задачах, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «подводные камни», провоцирующие ошибки.
Слова, которые могут состоять только из гласных, возможны, но согласные также необходимы. В русском языке гораздо больше согласных, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие. В русском языке есть два вида барьеров: щель и дужка — это два основных способа образования согласных.
Смычок, второй тип артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Воздушный поток резко преодолевает это препятствие, звуки короткие и энергичные. Давайте сравним слова: дом и кошка. В каждом слове 1 гласный звук и 2 согласные.
2) перед ними звонкости парных глухих согласных не происходит (т. е. позиция перед ними сильная по глухости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет жестко-мягкой пары. В школьных учебниках сказано, что и непарны по твердости и мягкости. Как же так? Ведь мы слышим, что звук — это мягкий аналог звука. Когда я сам учился в школе, я не мог понять, почему?
Согласные звуки парные по звонкости-глухости
Путаница возникает из-за того, что в школьных учебниках не учтено, что звук тоже протяжный, но не твердый. Пары – это звуки, отличающиеся только одним признаком. И и – два. Следовательно, они не являются парами. Во-первых, ребята часто сначала смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст почву для такой путаницы, спровоцирует ошибку.
Нужно понять, осмыслить, а потом вспомнить, что на самом деле звуки и пара не образуют твердость-мягкость. Важны условия, в которых встречается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, позиция перед гласной, позиция перед согласной — все это разные позиции.
В безударных слогах гласные претерпевают изменения: они укорачиваются и произносятся не так отчетливо, как под ударением. Как при ударении, так и в безударном положении мы отчетливо слышим: , и пишем буквы, которыми принято обозначать эти звуки. Упрощенный. Но многие дети с хорошим слухом, отчетливо слыша, что звуки в следующих примерах разные, не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что это одни и те же звуки.
Происходит уточнение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях возможно позиционное смягчение согласных в слабой позиции. Естественно, в школьной традиции не принято во всех подробностях излагать характеристики звуков и происходящие с ними позиционные изменения. Поэтому ниже приводится перечень позиционных изменений согласных по особенностям способа и места образования.
Буква может обозначать качество предыдущего звука, например, в словах тень, пень, стрельба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от других согласных. В речи замена звуков может происходить под влиянием соседних звуков в слове. Знать сильные и слабые позиции согласных в слове важно для их правильного написания.
Классификация согласных.
Если человек произносит согласные, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить приглушенные звуки, а на втором – звонкие.
Звуки не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые. Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные. Звуки второго дома еще называют звонкими, потому что они образуются с помощью голоса и почти без шума, они очень звонкие. В первую ставим те, в названиях которых можно услышать любые мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные твердые.
Чтобы не путать твердые и мягкие звуки при чтении транскрипции, ученые договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставить его сверху.
И тогда мы поймем, какую именно букву писать. Давайте вместе найдем этих одиночек в русском алфавите. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошел его верный рыцарь. И он спугнул муху. Отличная работа! То звонкий, то тише, Кот – кот, год – год. Разбирается без труда. И в конце напишем письмо правильно. Гласные без ударения обычно сохраняют свое звучание. Буквы е, е, ю, я играют двоякую роль в русской графике. Звук – это наименьшая единица звучащей речи. Каждое слово имеет звуковую оболочку, состоящую из звуков.
Звуки делятся на гласные и согласные и имеют разную природу. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Икота считается нормативным произношением. неразличение Е и А в безударной позиции после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Одним словом, гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.
На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные и обозначать их на письме согласными буквами. Выясним, какие согласные называются парными и непарными по звонкости – глухими, сонорными и шипящими.
Звонкие и глухие согласные
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, он выдыхает воздух из легких. Она проходит по дыхательному горлу в узкую гортань, где расположены специальные мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные, то он закрывает (хотя бы немного) рот, из-за этого получается шум. Но согласные шумят по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [н], а затем звук [б]. Когда мы произносили звук [б], связки туго натягивались и начинали дрожать. Эта дрожь превратилась в голос. У меня немного зазвенело в ушах.
Аналогичный эксперимент можно провести, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится значительно громче, звонче. Ученые назвали такие звуки , звонкие , а звуки, состоящие только из шума — 9.0219 глухой.
Согласные звуки, парные по звонкости-глухости
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения.
Эти согласные называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные ()
Они очень похожи друг на друга – настоящие “близнецы”, произносятся почти одинаково: губы сложены одинаково, язык двигается одинаково. Но есть у них и пары по мягкости – жесткости. Давайте добавим их в дом.
Звуки [ш] и [ш] не имеют парных мягких звуков, они всегда твердые … И их еще называют шипящие звуков.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные
Но не все согласные и буквы образуют пары. Те согласные, которые не имеют пар, называются непарными. Поселим в своих домах непарные согласные.
Ко второму дому – непарных звонких согласных звуков:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем доме он будет жить один. Эти звуки обозначаются на письме буквами:
Звуки второго дома также называются звонкий потому что они образуются с помощью голоса и почти без шума, они очень звонкие. Слово «звонкий» в переводе с латинского «sonorus» означает звонкий.
Непарные глухие согласные
Поселимся в третьем доме непарные глухие согласные звуков:
Запомним, что звук [ц] всегда твердый , а [ч’] и [щ’] – всегда мягкий. Непарные глухие согласные на письме обозначаются буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуков.
Вот и заселили мы наш город согласными и буквами. Теперь сразу понятно, почему согласных 21, а звуков 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные ()
Закрепление знаний на практике
Выполним задания.
1. Рассмотри картинки и преврати одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: давайте вспомним пары согласных.
д точка – точка
б точек – почки
ш ар – тепло
удочка – утка
2. Есть загадки, смысл которых заключается в знании согласных, они называются шарадами. Попробуйте их угадать:
1) Сливаюсь в поле с глухим согласным,
Звонком – я сам звоню в открытую . (Ухо это голос )
2) С глухой – траву косит,
Со звонкой – листья грызет. (Коса-коза)
3) С “ух” – приятный, золотистый, очень сладкий и ароматный.
Зимой бывает с буквой “эл”, а весной исчезает . (Мед-лед)
С целью развития умения произносить некоторые звуки, особенно шипящие, обучают скороговоркам. Скороговорка сначала рассказывается медленно, а потом ускоряется. Попробуем выучить скороговорки:
- Шесть мышей шуршат в камышах.
- У ежа есть еж, у ужа есть коряга.
- Два щенка грызут щетку в углу, щека к щеке.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные бывают звонкими и глухими и как эти звуки обозначаются на письме.
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Учебник / Учебник.
- Fictionbook.ru ().
- Deafnet.ru ().
- Samouchka.com.ua ().
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. С. 38, упражнения. 2; стр. 39, упражнение. 6; стр. 43, упражнение. 4.
- Подсчитайте, сколько звонких и глухих согласных в слове неудовлетворительно ? ( Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Ы, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.) .
- Прочтите пословицу: « Уметь вовремя сказать, вовремя промолчать. Какие буквы обозначают звонкие согласные? (Звонкие согласные в пословице обозначают буквы М, Ы, Б, Р, З, Л.)
- 4 * Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных».
Уголок Ученика
Традиционно /g/ и /k/ учили вместе, поскольку они являются парами согласных. В этой паре /g/ — звонкий согласный звук, а /k/ — нет. Мы включили здесь букву «C», так как обычно буква «C» также дает звук /k/. Есть исключения, о которых мы поговорим в следующих уроках. Однако, пока ваш ребенок изучает базовый алфавит, все, что ему нужно знать, это то, что буквы «С» и «К» произносят один и тот же звук.
Если вам нужна дополнительная помощь, посетите нашу домашнюю страницу о гласных и согласных, чтобы просмотреть дополнительные статьи и уроки.
Велярные согласныеИтак, мы узнали о двугубных и альвеолярных согласных. Сегодня мы познакомимся с «Велярными согласными». Велярные согласные звучат, когда задняя часть языка соприкасается с мягким небом, расположенным в задней части нёба. Если вы не уверены, где они находятся, посмотрите здесь, чтобы увидеть помеченную схему рта. Буквы «G», «K» и «C» считаются велярными согласными в английском произношении.
Как произносится GЗвук /g/ тесно связан со звуками /c/ и /k/, так как они оба имеют одинаковое положение рта. Мы произносим этот звук, прикасаясь задней частью языка к задней части мягкого неба, это должно перекрыть весь поток воздуха. Начните создавать давление с помощью воздуха, а затем отпустите уплотнение, расслабив язык, чтобы издать гортанный звук /г/. Помните, что звук /g/ звонкий, поэтому ваши голосовые связки должны вибрировать, когда вы выдыхаете воздух.
Совет учителя: в некоторых случаях буква «G» не дает звука /g/, а вместо этого дает звук /j/ (как в словах gem или gym). Для детей, которые только начинают изучать английское произношение, я думаю, лучше не путать их, но если вы хотите узнать больше о том, когда «G» произносит звук /j/, вы можете взглянуть на этот замечательный пост.
Символ IPA для /g/ — это g.
Common words with g:
- G reen
- G rape
- G orilla
- G o
- Fo g
- Le g
У большинства детей нет проблем с обучением произношению звука /k/, и если ваш ребенок уже освоил звук /g/, то это не должно быть проблемой. Положение рта должно быть одинаковым. Начните с перекрытия потока воздуха, прижав заднюю часть языка к мягкому небу. Затем выпустите струйку воздуха. Звук /k/ глухой, поэтому не напрягайте голосовые связки.
Символ IPA для /k/ — k.
Common words with /k/:
- K angaroo
- K ick
- S k in
- K ind
- K ite
Буква «С» немного забавная, так как состоит из двух основных фонем (звуков), но обе они уже состоят из других букв! Первый и наиболее распространенный звук, который дает буква «К», — это звук /k/, который вы здесь произносите с буквой «K». Это называется жесткая буква «С». Во многих словах «C» и «K» соединяются вместе, образуя один звук /k/ (например, лизать). Если вы хотите научиться произносить этот звук, мы изложили выше инструкции о том, как произнести звук /k/.
Второй звук, издаваемый буквой «C», такой же, как и буква «S», звук /s/. Этот тип «до» часто называют «мягким до». Это делается, когда «C» сочетается с «E», например, «лед» или «приятно». Для юных учеников, которые только начинают изучать алфавит, вероятно, лучше оставить этот урок фонетики на потом и просто придерживаться звука /k/, когда речь идет о букве «C».
Символ IPA для /c/ — k.
Общие слова с /c/:
- C по адресу
- C AR
- C AN
- C ALL
- C OOL
, ARLEN
. , O и UСогласные: G, K и C
Согласные: M и N
Согласные: B и P
Согласные: V и F
Согласные: W, Y, R и L
Согласные: th, ch, sh и ng
Как научить ребенка произносить гласные и согласные- Распечатайте наши карточки или сделайте свои собственные. Убедитесь, что на одной стороне карточки есть буква, а на другой — картинка, чтобы ребенок мог ассоциировать ее со звуком.
- Научите ребенка называть эту букву и звук, который она произносит. Если вы не уверены в правильном воспроизведении звука самостоятельно, вы можете использовать видеоролики, которые мы предоставили в нашем разделе для участников.
- Научите ребенка слову, которое ассоциируется с этой буквой (A означает яблоко, /a/ /a/ яблоко). Если возможно, попросите их нарисовать слово, с которым оно связано.
- Если ваш ребенок достаточно взрослый, научите его писать буквы (как маленькие, так и большие). Не забудьте подчеркнуть имя и звук, который издает буква, пока ваш ребенок пишет.
- Уточните у учителя или носителя английского языка, правильно ли ваш ребенок произносит звук
Практика должна продолжаться некоторое время, но когда вы хотите научить чему-то новому, вы можете начать смотреть другой урок фонетики. Ссылки на все это можно найти выше. Кроме того, вы можете проверить их прогресс в произношении английского языка с помощью некоторых из наших оценочных тестов в нашем разделе для участников.
У меня есть дополнительные вопросыЕсли у вас есть еще вопросы об этом уроке фонетики, отработке этих звуков или о том, что делать дальше, у нас есть несколько ресурсов для вас здесь, в Учебном уголке.