Разное

Описание фруктов и овощей для детей: Описание овощей | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:

Содержание

Описание овощей | План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:

«Описание овощей»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Задачи:

Образовательные: учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представление об овощах; учить выделять в овощах определенное свойство. Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. Формировать обобщающие понятия «овощи». Расширить и активизировать словарный запас по данной теме. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Развивающие: развивать внимательность, мелкую моторику пальцев. Развивать тактильное восприятие, артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, создать положительный эмоциональный фон.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу высказывать свою точку зрения, выражает положительные эмоции, с интересом участвует в подвижно-речевых играх.

Словарная работа: активный словарь – овощи.

Индивидуальная работа: упражнять в образовании прилагательных от сущ-х- Ясирия, Марсель.

Демонстрационный материал: мешочек с овощами: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, картофель, сырая морковь и капуста, вареная свекла картофель, схема описания овощей, мяч.

Предварительная работа: наблюдение за работой в огороде д/с, рассматривание овощей, описание овощей по схеме Ткаченко.

Ход ООД:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в полукруге около стола, на котором лежит мешочек с овощами).

Воспитатель:ребята посмотрите какой необычный мешочек. Хотите узнать что там внутри.

Дети : да 

Сейчас сядет тот, кто назовет что достал из мешочка.

Дети, называя овощ, садятся на стулья.

II. Основная часть.

Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами, затем дают их описание. На доске вывешивается схема. Дети по схеме описывают овощи

Воспитатель: Как одним словом можно назвать то, что у нас лежит на блюде?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Что это?

Дети: Огурец.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Какой он по форме?

Дети: продолговатый.

Воспитатель: Какой еще огурец?

Дети: Сочный, хрустящий.

Воспитатель: Огурец большой или маленький?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Что из него можно приготовить?

Дети: Салат.

Воспитатель: Это огурец зеленый, продолговатый, сочный,хрустящий, маленький. Из огурца можно приготовить салат, засолить.

Дети рассматривают помидор, морковь, лук, капусту и рассказывают примерно так: «Капуста – белая, твердая, большая, хрупкая. Можно приготовить салат, сварить щи». «Лук– золотистого цвета, круглый, горький, маленький, коричневый. Можно положить его в суп».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем солить капусту.

Мы капусту рубим, рубим (Движения прямыми ладонями по столу)

Мы морковку трем, трем (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим, (Имитация посыпки солью пальцами)

Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулачок)

Воспитатель: Ребята, что мы сделали с капустой и морковкой?

Дети: Капусту и морковку мы засоли.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково»

Дети встают в круг воспитатель бросает мяч называет овощь, ребёнок называет ласково и бросает мяч обратно

Помидор-помидорчик

Морковь-морковочка

Огурец-огурчик

Лук-лучок

Чеснок-чесночек

Свёкла-свёклочка

Тыква-тыквочка

Молодцы

Игра «один-много»

Воспитатель называет один овощь, а дети много овощей

Помидор-помидоры

Огурец-огурцы

Тыква-тыквы

Баклажан-баклажаны

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай на вкус».

Воспитатель зовет к себе 1 ребенка. Ребенок закрывает глаза, и воспитатель дает кусочек моркови. Ребенок ест, а воспитатель уточняет что это, свойства моркови: твердая, хрустящая, сладкая. Зовет 2-го ребенка, предлагает угадать на вкус вареную свеклу, воспитатель уточняет что это, свойства свеклы: свекла мягкая, сладкая.

Воспитатель: А теперь послушайте чистоговорки про овощи и назовите недостающее слово .(Дети проговаривают чистоговорки)

Ец-ец-ец – созрел зеленый …… огурец.

Ор-ор-ор – вырос крупный……. помидор.

Ук-ук-ук – очень горький…………. лук.

Овь-овь-овь – съел я сладкую … морковь

III Итог занятия.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Молодцы.

– О чем мы сегодня говорили?

-Что больше понравилось на занятии?

– Какая игра больше понравилась_

ТЕМА: “ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ” | План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему:

                        КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

                                                                    ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

                                                           ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                «ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»

                                                                                                                                 

                                                                                                                               Воспитатель: Каменская  Л. Н.

                                                                       Май 2014

Цель:

Закрепить знания  детей о таких понятиях  как «Овощи и фрукты». Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах. Учить составлять описание предмета.

Задачи:

Область «Познание»

Развивать умение узнавать и называть овощи и фрукты, выделять характерные признаки и качества (яблоко круглое, красное; огурец  длинный, зеленый и т.д).

Способствовать развитию любознательности, мышления.

Область «Коммуникация»

Развивать у детей инициативную речь, умение поддержать диалог с  взрослыми и детьми, знакомить  их с правилами элементарного культурного поведения.

Активизировать в речи ребенка пространственные предлоги (на, под, за, около).

Область «Социализация»

Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство взаимопомощи.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленные задачи, воспитывать усидчивость.

Область «Игровая» социализация

Развивать игровой опыт каждого ребенка, побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Оборудование и материал:

игрушечный зайчонок; морковь , огурец, яблоко, помидор, мешочек; полянка, цветы, елочка , воробей, ворона. Иллюстрации: овощи и фрукты,  звуковое   сопровождение .                                                              

                                                                                      Ход занятия

1. Воспитатель.  Ребята, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила зайчонка, он тоже шел в детский сад. Вот он. Как можно назвать зайчонка ласково?

 Дети . Зайчик, зайчишка, зайка, зайка-побегайка.

Воспитатель.   Что это у зайчонка?

Дети. Уши.

Воспитатель.  Какие у него уши?

Дети.  Длинные.

Воспитатель.   Правильно, уши у зайчонка длинные. А это что ?

Дети. Хвост.

Воспитатель.   Какой хвост  у зайки?

Дети. Короткий.

 Воспитатель.   У зайчика длинные уши и короткий хвост.

Что умеет делать зайчонок?

Дети. Прыгать, скакать, бегать,  грызть морковку.

2.Воспитатель.   Зайка- побегайка , у тебя был мешок. Где он?

Зайка достает мешок.

Вот какой мешок у зайки. А в мешке что- то есть. Интересно, что в мешке? (Достаю морковь.)

Что это ?

Дети отвечают.

Какая морковь?

Дети.  Длинная , красная.

Воспитатель.    Она длинная , красная. Повторим еще раз.

Кладу морковь  на стол, показываю остальные овощи и фрукты.

А это что ?

Дети.   Огурец.

Воспитатель. Какой огурец?

Дети. Длинный, зеленый.

Воспитатель. Правильно, он длинный, зеленый. Какой помидор?

Дети. Круглый, красный, большой.

Воспитатель. Он круглый, большой, красный. Что это?

Дети.    Яблоко.

Воспитатель. Какое яблоко?

Дети.    Красное, круглое, большое.

 Воспитатель. Оно круглое, большое , красное.

Дети повторяют.

Морковь, огурец, помидор-это….овощи. Яблоко ,апельсин , виноград-это…фрукты.

3. Подвижная  игра «Собираем урожай»

Воспитатель . молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?

 У зайчонка на столе овощи перемешались с фруктами, давайте поможем  ему разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее.

Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили!

4. Дидактическое упражнение

 Молодцы ребята! А теперь , покажем  зайчонку, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду медленно произносить слова, и если вы услышите, что в слове есть звук (З-),то хлопните в ладоши.

З-з-зайка. Есть в слове звук (З)?

Дети отвечают.

Давайте хлопнем в ладоши. Вот так. Кот. Есть в этом  слове звук (З)?

Дети отвечают.

Правильно, в  этом слове звука (З) нет, хлопать не нужно.

Далее я произношу слова:  рыба , замок, машина, лопата, зонт, чайник, забор.

5. игра с мячом »Скажи ласково»

Я вам буду кидать мяч в руки, называя слово, вы кидаете мяч мне,  при этом проговаривая, это же слово ласково. Начали: яблоко-яблочко,морковь-морковка,капуста-капустка,огурец-огурчик,помидор-помидорчик,апельсин-апельсинчик,лук-лучок.

 Звучит музыка

Воспитатель: А теперь ,ребята , зайчонок зовет нас на прогулку в лес.  Посмотрите  какая полянка. Сколько здесь много цветов. Давайте понюхаем их аромат.

6.Дыхательная  гимнастика  ”Аромат цветов” – через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А-ах!”

Воспитатель. Ребята кто это у нас тут.

Посмотрите, кто это сидит? (воробей)

А где он сидит? (на елке)

Как чирикает воробей?(чик-чирик)

А это кто?(ворона)

А ворона где сидит?(под елкой)

Как она каркает ?(кар-кар)

7.Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Программное  содержание:

Расширить представление об овощах и фруктах. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей.

8.Ребята зайчонку пора, давайте поблагодарим его и скажем до свидания.

До свидания дети! Мне было очень интересно с вами. До новых встреч.

Детский рацион – фрукты и овощи

Действия для этой страницы

Резюме

Читать полный информационный бюллетень
  • Не забывайте каждый день предлагать детям разнообразные фрукты и овощи.
  • Разнообразие употребляемых фруктов и овощей важнее их количества.
  • Детские порции могут быть небольшими и зависят от возраста, аппетита и уровня активности.

Красочные и хрустящие фрукты и овощи — важная и приятная часть рациона вашего ребенка. И овощи, и фрукты содержат необходимые питательные вещества, которые важны для их здоровья, роста и развития. Если вы каждый день едите и наслаждаетесь фруктами и овощами вместе со своими детьми, они, как правило, следуют вашему примеру.

Дети учатся на примере

Большинство детей едят фрукты и овощи в качестве первого прикорма. После первого года вы можете заметить, что ваш ребенок более разборчив в еде, поскольку он становится более независимым в еде. Часто эта суета с едой включает в себя фрукты и овощи.

Родители могут переживать, если их ребенок время от времени начинает есть меньше фруктов и овощей, но обычно это не приносит вреда. Невозможно заставить детей есть больше фруктов и овощей. Лучше всего, если родители будут наслаждаться фруктами и овощами как частью ежедневного рациона всей семьи. Это может занять время, но именно так дети учатся лучше всего. Так что продолжайте пытаться.

Польза фруктов и овощей

Есть много причин, по которым каждый может наслаждаться разнообразными овощами и фруктами. Овощи и фрукты содержат важные витамины, такие как витамин С и фолиевая кислота. Они также содержат другие растительные вещества, которые считаются важными для снижения риска некоторых видов рака и сердечных заболеваний.

Любое количество лучше, чем ничего

Всем австралийцам рекомендуется есть два фрукта и пять овощей в день, но многие дети и взрослые этого не делают. Иногда вместо этого дети могут ожидать более «вкусных» закусок с высоким содержанием жира и сахара. Возможно, родители перестают предлагать овощи или фрукты, потому что дети часто оставляют их на тарелке или в коробке для завтрака.

Продолжайте предлагать ребенку разнообразные фрукты и овощи каждый день, а не только те, которые ему нравятся. Размер порции для детей может быть небольшим и зависит от их возраста, аппетита и уровня активности. Помните, что любое количество лучше, чем ничего, и всегда старайтесь найти способы включить больше.

Поощряйте вашего ребенка есть больше фруктов и овощей

Если вы придерживаетесь здоровых привычек питания, ваш ребенок может в конечном итоге последовать вашему примеру. Продолжайте предлагать фрукты и овощи разными способами, так как дети с большей вероятностью будут есть то, что им знакомо. Никогда не предполагайте, что вашему ребенку не нравятся определенные фрукты или овощи. В следующий раз, когда вы предложите это, может быть, в тот день, когда они решат попробовать это. Детские вкусы меняются с возрастом.

Пять шагов к успеху включают:

  • Вовлечение вашего ребенка в приготовление пищи и планирование еды
  • Наслаждение фруктами и овощами
  • Презентация
  • Включайте фрукты и овощи везде, где это возможно
  • Продолжайте пробовать.

Вовлеките вашего ребенка в приготовление пищи и планирование еды

Возможные варианты:

  • Вовлеките вашего ребенка в выбор фруктов или овощей, которые ему нравятся.
  • Возьмите с собой ребенка в магазин за фруктами и овощами и позвольте ему увидеть, понюхать и потрогать фрукты и овощи вместе с вами.
  • Попросите ребенка нарисовать и описать вам еду.
  • Пусть ваш ребенок помогает мыть и готовить фрукты и овощи. Используйте эту возможность, чтобы исследовать новые цвета и формы.
  • Поощряйте их навыки, позволяя им приготовить простой салат для себя.
  • Пересчитайте виноград или ягоды вместе в миску.
  • Вырастите овощи или травы в саду или в горшке. Позвольте ребенку поливать и ухаживать за растением.

Наслаждайтесь фруктами и овощами

Возможные варианты:

  • По возможности не забывайте есть вместе с ребенком. Если ваш ребенок увидит, что вы едите и наслаждаетесь разнообразными фруктами и овощами, он с большей вероятностью присоединится к вам.
  • Иногда ребенок предпочитает овощи в сыром виде, а не в вареном виде.
  • Ребенок может отказаться от новых продуктов, если время приема пищи вызывает стресс, поэтому постарайтесь сосредоточиться на положительных моментах еды и избегать споров.

Презентация

Предложения включают:

  • Держите под рукой вазу со свежими фруктами. Держите некоторые овощи, такие как горох, помидоры черри, морковь и грибы, в холодильнике, чтобы быстро перекусить.
  • Сделайте так, чтобы овощи и фрукты выглядели великолепно на тарелке. Подавайте разноцветные фрукты и овощи, нарежьте их для разнообразия или подавайте на специальной тарелке.
  • Для тех, кто неохотно ест, пробуйте новые фрукты и овощи раз в неделю.

По возможности включайте фрукты и овощи

Возможные варианты:

  • Включайте овощи и фрукты различными способами и с большинством блюд и закусок.
  • Вместо того, чтобы искать новые рецепты, попробуйте увеличить разнообразие или количество овощей, добавляемых в ваши любимые семейные рецепты, такие как соусы для пасты, супы или жаркое.

Предложения по закускам

Включите овощи и фрукты в закуски. Попробуйте следующие варианты закусок:

  • Кукуруза в початках
  • Картофель в мундире
  • Тыквенный суп или минестроне
  • Домашний попкорн без добавок
  • Нарезанные овощи с сальсой или йогуртовыми соусами
  • Кексы, пикеты или пироги с добавлением фруктов или овощей
  • Замороженные кусочки фруктов или овощей
  • Тушеные фрукты фрукты
  • Фруктовая крошка
  • Консервированные фрукты в соке
  • Фруктовый салат или фруктовая тарелка.

Продолжайте пробовать

Возможные варианты:

  • Дети должны иметь возможность учиться, а иногда и заново учиться есть фрукты и овощи. Ваша роль заключается в том, чтобы сделать их доступными. Помните, что вашему ребенку может понадобиться увидеть фрукт или овощ 10 или более раз, прежде чем он будет готов его попробовать!
  • Всегда добавляйте в тарелку ребенка небольшую порцию овощей. Поощряйте их пробовать, но пусть они решают, есть их или нет.
  • Предлагайте хрустящие сырые овощи перед основным приемом пищи, когда дети чаще всего голодны.
  • Старайтесь не готовить альтернативные варианты еды, которую вы приготовили. Ваш ребенок может решить отказаться от определенных продуктов, но научится принимать предложенную еду, если не будет предложено ничего другого.

Здоровый выбор

Все овощи и фрукты полезны. Фрукты и овощи могут быть любого цвета, формы, текстуры или разнообразия. Они могут быть свежими, замороженными, консервированными или сушеными. Они могут быть сырыми, приготовленными, приготовленными на пару, вареными, приготовленными в микроволновой печи, жареными или жареными.

Разнообразие важно. Старайтесь выбирать фрукты и овощи разных цветов, особенно оранжевые, зеленые и красные. Некоторые примеры: дыня, косточковые фрукты, брокколи, шпинат, листовая зелень, помидоры, морковь и тыква. Иногда овощи и фрукты могут показаться дорогими. Чтобы снизить стоимость, выбирайте те, что по сезону, а также используйте замороженные или консервированные сорта.

Другие вопросы

Общие вопросы, связанные с фруктами и овощами, включают:

  • Фруктовые соки не нужны – вместо этого лучше есть фрукты и пить стакан воды, утоляющий жажду. Фруктовые соки могут быть хорошим источником некоторых витаминов, но их недостатком является высокое содержание натуральных сахаров и мало клетчатки. Если вы включаете фруктовый сок в рацион вашего ребенка, ограничьте его до одного маленького стакана в день.
  • Картофельные чипсы — не лучший способ есть картофель – чипсы и чипсы изготавливаются из картофеля, но обжариваются в масле. В них много жира и соли, и их лучше оставить для особых случаев.
  • Фруктовые батончики и фруктовые полоски с высоким содержанием сахара – хотя они обычно содержат немного фруктов, в них мало клетчатки и они прилипают к зубам детей, поэтому их лучше избегать. Детям понравится тарелка со свежими фруктами или кусочки замороженных фруктов, если они будут предложены вместо них.
  • Мойте все фрукты и овощи – исследования показывают, что количество пестицидов в свежих овощах и фруктах очень мало и не вызывает беспокойства даже у очень маленьких детей и кормящих матерей. Тем не менее, овощи и фрукты всегда следует мыть перед едой, чтобы снизить риск любого микробного загрязнения.
  • Следите за сезонами – когда овощи и фрукты не по сезону и стоят дороже, сэкономьте деньги, используя замороженные, консервированные или сушеные овощи и фрукты. Они имеют содержание витаминов и питательных веществ, подобное свежим продуктам.
  • Присматривайте за маленькими детьми – чтобы снизить риск удушья, малыши и дети младшего возраста должны всегда находиться в сидячем положении и находиться под присмотром во время употребления любых продуктов, включая нарезанные сырые фрукты, овощи и все «твердые» продукты.

Где получить помощь

  • Ассоциация диетологов Австралии Тел. 1800 812 942
  • Медсестра по охране материнства и детства
  • Ваш врач

Что нужно помнить

  • Не забывайте каждый день предлагать детям разнообразные фрукты и овощи.
  • Разнообразие употребляемых фруктов и овощей важнее их количества.
  • Детские порции могут быть небольшими и зависят от возраста, аппетита и уровня активности.

  • Лок К., Померло Дж., Каузер Л., Альтманн Д.Р. и Макки М., 2005 г., Глобальное бремя болезней, связанных с низким потреблением фруктов и овощей: последствия для глобальной стратегии в области питания, Бюллетень Всемирной организации здравоохранения.

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Эта страница была подготовлена ​​в консультации с и одобрена к:

Оставить отзыв об этой странице

Была ли эта страница полезной?

Дополнительная информация

Заявление об отказе от ответственности

Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях. Информация о терапии, услуге, продукте или лечении никоим образом не одобряет и не поддерживает такую ​​терапию, услугу, продукт или лечение и не предназначена для замены рекомендаций вашего врача или другого зарегистрированного медицинского работника. Информация и материалы, содержащиеся на этом веб-сайте, не предназначены для использования в качестве исчерпывающего руководства по всем аспектам терапии, продукта или лечения, описанным на веб-сайте. Всем пользователям настоятельно рекомендуется всегда обращаться за советом к зарегистрированному специалисту в области здравоохранения для диагностики и ответов на свои медицинские вопросы, а также для выяснения того, подходит ли конкретная терапия, услуга, продукт или лечение, описанные на веб-сайте, в их обстоятельствах. Штат Виктория и Министерство здравоохранения не несут никакой ответственности за использование любым пользователем материалов, содержащихся на этом веб-сайте.

Отзыв от: 31-08-2011

Фрукты и овощи для детей

Фрукты и овощи для детей | Беременность Рождение и ребенок начало содержания

2-минутное чтение

Слушать

Фрукты и овощи очень важны для детей. Они являются отличным источником витаминов, и многие из них содержат важные минералы, такие как калий, кальций и железо. Они также содержат клетчатку для поддержания здоровья пищеварительной системы.

Фрукты и овощи обычно содержат мало жира (за исключением авокадо), много воды и содержат значительное количество углеводов, антиоксидантов и клетчатки. Тем не менее, авокадо богат полезными мононенасыщенными жирами, поэтому они по-прежнему полезны для ваших детей.

Вы можете сохранить питательные вещества фруктов и овощей, подготовив их непосредственно перед подачей на стол.

Замороженные и консервированные фрукты и овощи также очень питательны и являются отличной заменой, если свежие фрукты и овощи недоступны.

Различные текстуры, вкусы и цвета фруктов и овощей делают рацион вашего ребенка разнообразным и интересным. При таком огромном ассортименте овощей ваш ребенок, скорее всего, найдет среди них несколько любимых.

Сколько фруктов и овощей должен есть мой ребенок?

Примерно в 6-месячном возрасте следует знакомить ребенка с фруктами и протертыми овощами в небольших количествах. Сначала делайте это просто, а затем добавляйте разнообразие.

К 1 году ребенку нужно предлагать много разных фруктов и овощей. К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 2 года, он должен съедать около 2 ½ порций овощей и 1 порцию фруктов каждый день.

К 9 годам это количество увеличивается до 5 порций овощей и 2 порций фруктов в день.

Что делать, если мой ребенок отказывается есть фрукты и овощи?

Не беспокойтесь — просто продолжайте предлагать их. Возможно, вам придется предлагать новую еду до 10–15 раз, прежде чем ваш ребенок начнет ее есть. Всегда поощряйте детей пробовать новые фрукты или овощи и экспериментировать с различными способами приготовления или подачи знакомых фруктов и овощей. Настойчивость в конце концов окупится.

Узнайте больше о еде без истерик.

Источники:
Национальный совет по здравоохранению и медицинским исследованиям (Рекомендуемый номер для детей, подростков и малышей) , Сеть «Воспитание детей» (Овощи: советы, как побудить ребенка есть больше) , Здоровые дети (Ешьте больше фруктов и овощей) , Ассоциация диетологов Австралии
(Как заставить ребенка есть больше фруктов и овощей?)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: май 2021 г.


Наверх

Связанные страницы

  • Здоровое питание для вашего ребенка
  • Руководство по вегетарианскому и веганскому питанию для детей

Нужна дополнительная информация?

Аллергия – Аллергия на фрукты и овощи | Сеть детских больниц Сиднея

Что такое аллергия на фрукты и овощи? Аллергия на фрукты и овощи — это реакция, возникающая вскоре после контакта с фруктами и овощами