Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми: Развитие общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте
Чем отличается общение со сверстником от общения со взрослым? Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния – от ярко выраженного негодования (“Ты чего берешь?!”) до бурной радости (“Смотри, что получилось!”). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом. Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов “как надо” и когда можно, не стесняясь, попробовать себя – на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала – игра, фантазирование и т. д.,- значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.Третья отличительная особенность заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Совсем по-другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы Партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что-либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу; а ты?). Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться (т. е. делать вид), выражать обиду (нарочно не отвечать, не замечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное). Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Таким образом, и взрослый, и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить. |
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: один происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет.
Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре.
Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он неменее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками.
Первая из них — эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2- 4 годы жизни). В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения занят прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают.
Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Дети сознательно предпочитают общество сверстника одиночной игре и ли взаимодействию с взрослым. Напомним, что этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, то есть существующих за пределами разыгрываемого сюжета. С одной стороны, дети общаются от лица взятых ролей (врач — больной, продавец — покупатель, мама — дочка и пр.), а с другой, они распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр. В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой — переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации и пр. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру.
Таким образом, в середине дошкольного возраста общение сосверстниками становится содержательным, и главным содержанием общения детей является общее дело — игра. Деловое сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляет ся конкурентное, соревновательное начало.
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые — дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в сфере общения со взрослым в этом возрасте уже возникают внеситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно- деловой. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтения ми, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредствованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятель ности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. На первый план в них выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответственно, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинает занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов детей осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше — на уровне ролевых.
Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и пр. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2- 3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
Таким образом, развитие внеситуативное™ в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой — сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает понимать и чувствовать внутреннее состояние другого, которое хотя и не представлено в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимым для ребенка.
Отношения со сверстниками: влияние на развитие детей
Дейл Ф. Хэй, доктор философии
Кардиффский университет, Великобритания
Введение
Исследователи детского развития всегда обращали внимание на важность сверстников, особенно в подростковом возрасте, когда сверстники могут способствовать антиобщественному поведению друг друга. Часто предполагалось, что сверстники менее важны в раннем детстве, когда более влиятельны отношения с членами семьи. Однако недавние исследования ясно показывают, что даже младенцы проводят время со сверстниками, и что некоторые трех- и четырехлетние дети уже испытывают трудности с принятием сверстниками. Ранние проблемы со сверстниками имеют негативные последствия для последующего социального и эмоционального развития ребенка. Чтобы понять, почему некоторым детям трудно общаться со сверстниками, важно изучить раннее развитие отношений со сверстниками.
Тема
Тема ранних отношений со сверстниками актуальна для политиков и поставщиков услуг в сфере образования, социальных услуг и психического здоровья. В западном обществе практически все дети учатся в компании своих сверстников; в некоторых странах, например в Великобритании, обязательное образование начинается уже в возрасте четырех лет. Проблемные отношения со сверстниками могут иметь неблагоприятные последствия для перехода в школу с последующими последствиями для успеваемости.
Проблемы
Необходимо решить несколько важных проблем, которые можно сформулировать в виде следующих исследовательских вопросов:
- 1. Когда у детей впервые появляется способность общаться с другими детьми своего возраста?
- 2. Какие навыки способствуют раннему развитию отношений со сверстниками?
- 3. Почему некоторые маленькие дети с меньшей вероятностью будут приняты своими сверстниками?
- 4. Оказывают ли ранние отношения со сверстниками долгосрочное влияние на развитие ребенка?
Контекст исследования
Информация поступает из различных групп исследований. К ним относятся экспериментальные и наблюдательные исследования взаимодействия младенцев и детей ясельного возраста со сверстниками; лонгитюдные исследования социального развития детей; педагогические и психологические исследования адаптации детей к уходу за детьми и занятиям в детских садах; социальные, психологические, социометрические и этологические исследования социальных сетей и отношений доминирования детей младшего возраста.
Последние результаты, касающиеся ключевых вопросов исследования
- Когда у детей развивается способность общаться со сверстниками? Большинство младенцев и малышей регулярно встречаются со сверстниками, а некоторые из них имеют длительные отношения с определенными сверстниками, которые начинаются с рождения. 1 К шести месяцам младенцы могут общаться с другими младенцами, улыбаясь, прикасаясь и бормоча. На втором году жизни они проявляют как просоциальное, так и агрессивное поведение по отношению к сверстникам, причем некоторые малыши явно более агрессивны, чем другие. 1-4
- Какие навыки способствуют раннему развитию отношений со сверстниками? Хотя многие исследователи описывали ранние отношения со сверстниками, относительно мало внимания уделялось эмоциональным, когнитивным и поведенческим навыкам, которые лежат в основе способности гармонично взаимодействовать со сверстниками. Я предположил, что ранние отношения со сверстниками зависят от следующих навыков, которые развиваются в течение первых двух лет жизни: (а) управление совместным вниманием; (б) регулирование эмоций; в) тормозные импульсы; (г) подражание чужим действиям; (д) понимание причинно-следственных связей; и (f) лингвистическая компетентность. 5 Недостаток этих навыков может быть компенсирован, когда дети общаются с компетентными взрослыми, такими как их родители или учителя, или с толерантными старшими братьями и сестрами; однако сверстники, которые также только постепенно развивают эти навыки, могут быть менее снисходительными, и поэтому среда сверстников может быть особенно сложной.
- Почему маленькие дети принимают одних сверстников и отвергают других? Во многих исследованиях отношений со сверстниками в раннем детстве использовались социометрические методы, в которых дети называют сверстников, которые им нравятся и (иногда) не нравятся. Эти методы показывают, что некоторые дети принимаются своими сверстниками, тогда как другие либо активно отвергаются, либо игнорируются. На принятие сверстниками влияют многие факторы в жизни ребенка, такие как его отношения дома с родителями, братьями и сестрами, собственные отношения родителей и уровень социальной поддержки семьи. 5 Однако на признание сверстников самым непосредственным образом влияет собственное поведение детей. Исследования показывают, что очень агрессивных детей не принимают сверстники 9 , но это может зависеть от пола. 10 Кроме того, на самом деле отсутствие просоциального поведения, а не наличие агрессии, может способствовать неприятию сверстников. 11,12 При некоторых обстоятельствах агрессивное поведение положительно связано с социальной компетентностью. 13 Застенчивые дети также испытывают трудности с получением признания в группах сверстников. Застенчивость в раннем детстве была связана с темпераментом ребенка и более ранними эмоциональными реакциями на новые ситуации и отношения привязанности; у застенчивых дошкольников чаще, чем у других детей, матери страдают социальными фобиями. 14-16
- Оказывают ли ранние отношения со сверстниками долгосрочное влияние на развитие детей? Существуют четкие связи между очень ранними отношениями со сверстниками и теми, которые возникают в более позднем детстве. Например, малыши, которые могли участвовать в сложной игре со сверстниками, были более компетентны в общении с другими детьми в дошкольном возрасте и в среднем детстве. 17 Принятие сверстников в раннем детстве является предиктором более поздних отношений со сверстниками. Дети, у которых в детском саду не было друзей, в 10 лет по-прежнему испытывали трудности в общении со сверстниками9.0052 18 Однако неясно, действительно ли ранние проблемы со сверстниками вызывают более поздние проблемы, или и то, и другое вызвано другими факторами риска дома и в школе, а также поведенческими тенденциями и дефицитом навыков, из-за которых трудно добиться признания со стороны сверстники. Однако корни неприятия сверстниками лежат в самых ранних годах детства, а неприятие сверстниками связано с неуспеваемостью в учебе, даже если принять во внимание множество других причинных влияний. 19 Иными словами, наличие друзей в раннем детстве защищает детей от развития психологических проблем в более позднем детстве. 19
Выводы
Сверстники играют важную роль в жизни детей на гораздо более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух или трех лет жизни имеет значение для принятия детей их одноклассниками в детском саду и в более поздние школьные годы. Дети, которые хорошо ладят со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто демонстрирует просоциальное поведение, с большей вероятностью будут приняты своими сверстниками. Агрессивных детей часто отвергают сверстники, хотя агрессия не всегда исключает принятие сверстниками. Понятно, что отношения со сверстниками создают особые трудности для детей с расстройствами и других детей, у которых отсутствуют эмоциональные, когнитивные и поведенческие навыки, лежащие в основе гармоничного взаимодействия. Риск для детей с ранними поведенческими и эмоциональными проблемами усугубляется отвержением сверстников, которое они испытывают. И наоборот, ранняя дружба и позитивные отношения со сверстниками защищают детей от последующих психологических проблем.
Последствия для разработчиков политики и поставщиков услуг
Только что рассмотренные данные бросают вызов давним убеждениям о важности сверстников в раннем развитии. В то время как когда-то мы, возможно, думали, что сверстники начали оказывать влияние на детей в начальные школьные годы и в подростковом возрасте, теперь кажется возможным, что очень раннее взаимодействие со сверстниками дома и в детских учреждениях может подготовить почву для более поздних проблем. В то же время эти данные свидетельствуют о том, что можно действовать на ранней стадии, чтобы предотвратить последующие проблемы. Поскольку принятие сверстников связано с лучшей психологической адаптацией и образовательными достижениями, программы, которые поддерживают раннюю компетентность со сверстниками, будут иметь значение для политики в области образования и психического здоровья. Полученные данные также поднимают сложные вопросы об «учете» политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы, которые были отмечены в обычных дошкольных классах, могут быть связаны с глубинными недостатками, которые можно решить напрямую. Поэтому важно, чтобы разработчики политики и поставщики услуг рассмотрели способы содействия позитивным отношениям маленьких детей со сверстниками.
Ссылки
- Hay DF, Castle J, Davies L, Demetriou H, Stimson CA. Просоциальное действие в очень раннем детстве. Журнал детской психологии и психиатрии 1999;40(6):906-916.
- Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Perusse D. Физическая агрессия и экспрессивная лексика у 19-месячных близнецов. Психология развития 2003;39(2):261-273.
- Хэй Д.Ф., Касл Дж., Дэвис Л. Применение силы малышами в отношении знакомых сверстников: предвестник серьезной агрессии? Развитие ребенка 2000;71(2):457-467.
- Рубин К.Х., Берджесс К.Б., Дуайер К.М., Гастингс, Полицейский. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Психология развития 2003;39(1):164-176.
- Хэй Д. Ф., Пейн А., Чедвик А. Отношения со сверстниками в детстве. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2004;45(1):84-108.
- Чарман Т., Светтенхэм Дж., Барон-Коэн С., Кокс А., Бэрд Г., Дрю А. Младенцы с аутизмом: исследование эмпатии, ролевой игры, совместного внимания и подражания. Психология развития 1997;33(5):781-789.
- Роджерс С.Дж., Хепберн С.Л., Стакхаус Т., Венер Э. Имитация у детей ясельного возраста с аутизмом и другими нарушениями развития. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2003;44(5):763-781.
- Гуральник М.Дж., Пол-Браун Д., Грум Дж.М., Бут С.Л., Хаммонд М.А., Таппер Д.Б., Гелентер А. Модели разрешения конфликтов дошкольников с задержкой развития и без нее в разнородных игровых группах. Раннее образование и развитие 1998;9(1):49-77.
- Крик Н.Р., Касас Дж.Ф., Мошер М. Реляционная и открытая агрессия в дошкольном возрасте. Психология развития 1997;33(4):579-588.
- Остров Ю.М., Китинг С.Ф. Гендерные различия в дошкольной агрессии во время свободной игры и структурированных взаимодействий: обсервационное исследование. Социальное развитие 2004;13(2):255-277.
- Denham SA, McKinley M, Couchoud EA, Holt R. Эмоциональные и поведенческие предикторы дошкольных рейтингов сверстников. Развитие ребенка 1990;61(4):1145-1152.
- Витаро Ф., Ганьон С., Тремблей Р.Э. Прогнозирование стойкого отвержения сверстников от детского сада до первого класса. Журнал клинической детской психологии 1990;19(3):257-264.
- Вон Б.Э., Волленвейдер М., Бост К.К., Азриа-Эванс М.Р., Снайдер Дж.Б. Негативные взаимодействия и социальная компетентность детей дошкольного возраста в двух выборках: Переосмысление интерпретации агрессивного поведения детей младшего возраста. Меррилл-Палмер Ежеквартально 2003;49(3):245-278.
- Рубин К.Х., Берджесс К.Б., Коплан Р.Дж. Социальная изоляция и застенчивость. В: Smith PK, Hart CH, ред. Справочник Блэквелла по социальному развитию детей . Малден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers; 2002:330-352.
- Купер П. Дж., Эке М. Детская застенчивость и материнская социофобия: исследование сообщества. Британский журнал психиатрии 1999; 174:439-443.
- Howes C, Phillipsen L. Преемственность в отношениях детей со сверстниками. Социальное развитие 1998;7(3):340-349.
- Ladd GW, Troop-Gordon W. Роль хронических трудностей со сверстниками в развитии проблем психологической адаптации у детей. Развитие ребенка 2003;74(5):1344-1367.
- Woodward LJ, Fergusson DM. Проблемы в отношениях со сверстниками в детстве и более поздние риски неуспеваемости и безработицы. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2000;41(2):191-201.
- Крисс М.М., Петтит Г.С., Бейтс Д.Е., Додж К.А., Лапп А.Л. Семейные невзгоды, позитивные отношения со сверстниками и внешнее поведение детей: лонгитюдный взгляд на риск и устойчивость. Развитие ребенка 2002;73(4):1220-1237.
Как цитировать эту статью:
Hay DF. Ранние отношения со сверстниками и их влияние на развитие детей. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Бойвин М., тема изд. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/peer-relations/according-experts/early-peer-relations-and-their-impact-childrens-development. Опубликовано: март 2005 г. По состоянию на 20 марта 2023 г.
Текст скопирован в буфер обмена ✓
Ребенок, не взаимодействующий со сверстниками: причины и что делать
Что такое общение в детстве?
Взаимодействие в детстве — это способность делиться, чередоваться и общаться со сверстниками.
По мере взросления детей мы ожидаем, что они будут играть более активную роль в развитии отношений с другими людьми. Например, они учатся наблюдать за тем, что любят делать другие люди, и делиться с ними идеями.
Мы хотим, чтобы дошкольники взаимодействовали на игровой площадке, играя в погоню или по очереди катаясь на горке.
Мы хотим, чтобы дети в начальной школе начали болтать с друзьями об общих интересах и приглашать их на игровые встречи.
К концу начальной школы мы ожидаем, что дети начнут делиться откровениями, проявлять заботу о друзьях, попавших в беду, и поддерживать прочные дружеские отношения.
Нужна немедленная помощь? Задайте вопрос на HelpMe Cadey, нашем бесплатном способе быстрого получения рекомендаций с использованием искусственного интеллекта.
Симптомы ограниченного социального взаимодействия в детстве
- Нехороший вид спорта: вашему ребенку трудно проиграть, сохранить счет, играть по правилам или пропустить кого-то другого
- Занимает позицию «по-моему или по шоссе»: ваш ребенок скорее будет играть сам, чем играть в игру, которую кто-то предложит, или играть в нее по-другому. Они очень расстраиваются, если изменить игру или изменить правила
- Отказывается помогать другим: ваш ребенок изо всех сил пытается позволить другим людям играть с его игрушкой, быть персонажем в игре или делиться чем-то ценным для него
- Милый и наивный: ваш ребенок не знает о мотивах и намерениях людей, и другим детям легко ими воспользоваться
- Не взаимно: ваш ребенок изо всех сил пытается понять социальные правила, необходимые для эффективного взаимодействия взад-вперед, туда-сюда
- Играет роль «последователя»: ваш ребенок склонен почти всегда соглашаться с тем, что хочет делать другой ребенок, независимо от его собственных предпочтений или интересов
- В своем собственном мире: ваш ребенок сосредоточен только на своих интересах и игнорирует мысли, идеи и точку зрения других
Причины ограниченного социального взаимодействия в детстве
- Дефицит или задержка социальных навыков: когда у детей наблюдается задержка социальных навыков, им может быть трудно ладить с другими детьми или проявлять интерес к игре с ними
- Проблемы с концентрацией внимания: когда детям трудно обращать внимание в целом, им может быть трудно сосредоточиться на интересах других или взаимодействовать с ними в обществе
- Задержки развития: когда дети имеют задержки развития, они могут не достигать социальных вех в том же темпе, что и другие дети. Хотя мы хотим, чтобы в дошкольном возрасте происходил определенный уровень взаимодействия, некоторые дети не начинают играть с другими детьми до детсадовского возраста или старше 9 лет.0030
- Неврологические различия: у детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются различия в связях белого вещества головного мозга. Проблемы с общением могут быть ранним признаком аутизма. В этом случае дети могут избегать общения со сверстниками или бороться за установление социальных связей со сверстниками. Другие неврологические различия, такие как СДВГ, также могут лежать в основе проблем с некоторыми типами социального взаимодействия. В этом случае ребенок может быть чрезмерно шумным, напористым или навязчивым в своем стиле общения. Хотите знать, являются ли проблемы вашего ребенка признаком расстройства аутистического спектра? Курсы Cadey проводятся лицензированными психологами и знакомят вас с симптомами аутизма и с тем, как они могут проявляться у вашего ребенка. Зарегистрироваться Сегодня.
- Когнитивное развитие: когда у детей наблюдаются задержки или дефицит когнитивных способностей, они могут медленнее развивать социальные навыки. Таким образом, вы можете заметить, что такие навыки, как социальное взаимодействие, развиваются медленнее 90 030
Что делать при ограниченном социальном взаимодействии в детстве
- Научите ребенка следующим навыкам: вместе с ребенком рисуйте картинки, разыгрывайте сценарии и демонстрируйте, как выглядит здоровое взаимное социальное взаимодействие
- Планируйте социальные взаимодействия в соответствии с интересами вашего ребенка: предложите вашему ребенку записаться в кружок лего или робототехники, заняться плаванием или записаться на занятия по верховой езде. Найдите для ребенка способы вовлечения в социальную жизнь, которые могут быть успешными
- Попросите вашего ребенка записаться в группу социальных навыков: для вашего ребенка, изучите и найдите качественную группу социальных навыков, где вашему ребенку будет предоставлена возможность изучать и практиковать социальные навыки
- Избегайте больших групповых занятий: для вашего ребенка ищите занятия в небольших группах с индивидуальным компонентом. Когда занятия структурированы и чередуются, можно моделировать взаимное взаимодействие, и ваш ребенок может улучшить свои социальные навыки. Например, вы можете избегать футбольных или бейсбольных команд, которые требуют большого сотрудничества. Вместо этого вы можете посетить уроки кулинарии, книжный клуб или клуб лего, в котором меньше людей и где можно побыть в одиночестве
- Поддержите зарождающуюся дружбу: Если ваш ребенок любит Minecraft и нашел еще одного страстного поклонника, постарайтесь чаще собирать детей вместе и научите их поддерживать дружеские отношения, а не только болтать в школе.
Когда обращаться за помощью при ограниченном социальном взаимодействии в детстве
При рассмотрении вопроса о том, как обратиться за помощью в отношении социальных навыков вашего ребенка, вы должны подумать о нормальном прогрессе и сравнить, где находится ваш ребенок в настоящее время. Если ваш ребенок немного отстает, но чувствует себя хорошо с точки зрения счастья и благополучия, повода для беспокойства может не быть. Если ваш ребенок просто немного борется, вы можете попытаться поддержать его с помощью некоторых мягких вмешательств. В случае, когда вашему ребенку действительно трудно общаться, вы можете обратиться за помощью к профессионалу, например к психологу, школьному психологу или социальному работнику, который является экспертом в области социального развития ребенка.
Типичное трехэтапное развитие социальных взаимодействий
Типичное развитие социальных взаимодействий проходит через три этапа. Если ваш ребенок начинает действительно бороться с прогрессированием, упомянутым здесь, возможно, пришло время проконсультироваться со специалистом в области психического здоровья. В большинстве школ есть консультант или школьный психолог, которые могут помочь вам определить, какая поддержка может понадобиться вашему ребенку для развития более здоровых социальных взаимодействий.
Во-первых, физические взаимодействия
Мы ожидаем, что в раннем возрасте, от малыша до дошкольного возраста, дети будут больше взаимодействовать физически и меньше словесно. Дети в дошкольном возрасте могут даже участвовать в «параллельной игре», что вполне нормально в этом возрасте. Параллельная игра означает, что ваш ребенок играет в рядом с сверстником, но в не с сверстником.
Благодаря физическому взаимодействию ваш ребенок может делиться друг с другом, чередоваться и обмениваться социальными взаимодействиями. Это требует определенной когнитивной гибкости. Например, они должны были бы понять, что их друг не хочет играть в головоломки, а вместо этого любит грузовики. Ваш ребенок находит время, чтобы поиграть с грузовиками со своим другом, потому что это важно для него.
Типы физического взаимодействия включают игру в пятнашки, совместное использование игрового оборудования, строительство из кубиков и совместное перекусывание.
Во-вторых, разговорное взаимодействие
По мере того, как ваш ребенок приближается к начальной школе, мы ожидаем, что в социальном общении будет использоваться больше языка. Например, ваш ребенок и его сверстник могут выбрать персонажей для игры. Взаимодействие на основе языка включает вежливые приветствия, например: «Привет. Ты хочешь поиграть?” Эти взаимодействия также включают общие интересы. Ваш ребенок может сказать: «Я люблю пиццу. Что вам нравится?”
Разговоры в детском саду и первом классе обычно довольно простые и короткие. По мере того как ребенок переходит в среднюю школу или в старшие классы начальной школы, мы ожидаем, что разговоры будут выходить за рамки нескольких обменов мнениями и будут естественным образом течь туда-сюда. К концу начальной школы и в средней школе разговоры могут продолжаться более часа и более и могут быть глубокими и сложными.
Типы разговорного взаимодействия включают вежливые приветствия, такие как представление себя, участие в школьном проекте, разговор с другом об общих интересах и рассказ о том, что произошло на выходных.
В-третьих, эмоциональные взаимодействия
По мере взросления вашего ребенка вы замечаете, что у него улучшаются навыки принятия социальной точки зрения. Социальная активность продолжает становиться все более изощренной по мере того, как ваш ребенок становится старше. Ваш ребенок может читать невербальные сигналы других детей и осознавать, что может задеть чьи-то чувства.
У вашего ребенка есть близкие друзья, с которыми они играют и имеют общие интересы. Однако ваш ребенок может отличить близких друзей от одноклассников. В этих эмоциональных взаимодействиях ваш ребенок должен быть в состоянии идентифицировать свои собственные чувства и чувства других. Ребенок должен не только знать, что чувствует другой ребенок, но и как правильно на него реагировать.
Например, у ребенка младшего возраста, если сверстник опечален плохой оценкой, ваш ребенок может сказать: “О, какой облом” и обнять. У ребенка старшего возраста, если другой ребенок плачет из-за смерти его бабушки, ваш ребенок может сказать: «О, мне так жаль это слышать. Я здесь для тебя.”
Типы эмоционального взаимодействия включают внимательное слушание друга, попавшего в беду, рассказ о собственных расстройствах и разочарованиях, проявление сочувствия и заботы о друге, смех над внутренней шуткой и заслуживающий доверия с точки зрения сохранения конфиденциальности и явки запланированные мероприятия с друзьями.
Профессиональные ресурсы по проблемам отсутствия взаимодействия в детстве
Если ваш ребенок борется с этим симптомом до такой степени, что он мешает его обучению, отношениям или счастью, вам могут помочь следующие специалисты; они могут предложить диагностику, лечение или и то, и другое.
- Психолог или нейропсихолог: для рассмотрения вопроса о проведении обследования для уточнения диагноза.
- Психотерапевт: для лечения социальных навыков и эмоциональной регуляции. Было показано, что вмешательства КПТ эффективны, помогая детям с РАС добиться успехов в распознавании и понимании эмоций, улучшении восприятия перспективы и социальных навыков, а также в управлении сопутствующими депрессией и тревогой.
- АВА-терапевт: для обучения функциональному поведению. Прикладной анализ поведения использует принципы подкрепления, чтобы повысить желаемое поведение, такое как общение и язык, и уменьшить нежелательное поведение, такое как удары или истерики. Для детей старшего возраста ABA может быть хорошим способом развить социальные навыки, очередность и восприятие социальной перспективы.
- Логопед: для обучения языковым навыкам, необходимым для эффективного общения в социальной среде. SLP является важным членом вашей лечебной бригады, если у вашего ребенка задержка речи. Лечение работает лучше всего, если все члены команды могут общаться друг с другом, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает комплексные услуги.
Состояния, сходные с проблемами взаимодействия в детстве
Если ваш ребенок борется с похожей проблемой, не рассматриваемой напрямую в этом разделе, см. список ниже для получения информации о других связанных симптомах с .
- Прагматический язык : дети, у которых есть проблемы с социальным взаимодействием, также могут иметь плохую социальную коммуникацию
- Внимание : дети, которые борются с социальными проблемами, могут иметь проблемы со вниманием
- Ограниченные модели поведения или интересы : Дети, которым трудно взаимодействовать, могут также иметь жесткие модели поведения или интересы. Эта комбинация часто наблюдается при аутизме
- Восприимчивая речь : дети, которым трудно общаться со сверстниками, могут испытывать трудности с пониманием разговорной речи
Ресурсы для ограниченного социального взаимодействия в детстве
Kroncke, Willard, & Huckabee (2016). Оценка расстройства аутистического спектра: критические вопросы в условиях клинической судебной экспертизы и школы. Спрингер, Сан-Франциско.
Бейкер, Джед. (Проверено 2017 г.). Книги и ресурсы по социальным навыкам для людей с РАС.
Озонофф, Салли и Доусон, Джеральдин и МакПартленд, Джеймс С. (2014). Руководство для родителей по высокофункциональному расстройству аутистического спектра: как справиться с трудностями и помочь вашему ребенку развиваться.
Бернс, Роберта М. (2010). Ребенок, семья, школа, сообщество: Социализация и поддержка.
Травик-Смит, Джеффри (2013). Раннее развитие детей: поликультурная перспектива.
Мадригал, С., и Виннер, М.Г. (2008). Суперфлекс. Учебная программа по социальному мышлению супергероев.
Клиника UCLA PEERS https://www.semel.ucla.edu/peers
Barton, Erin. Обучение детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра.
Гилер, Джанет З. (2000). Socially ADDept: руководство для родителей детей с СДВГ и/или нарушениями обучаемости.
Гилер, Джанет З. (2011). Socially ADDept: Обучение социальным навыкам детей с СДВГ, LD и синдромом Аспергера.
Книги для детей
Eastman, P.D. (2003) Большая собака… Маленькая собака.
Браун, Лори Красны и Браун, Марк (2001). Как быть другом: руководство, как заводить друзей и сохранять их (путеводители по жизни динозавров для семей).
Купер, Скотт (2005). Говори и лади !: изучите могучую мощь, отбивную мысль и другие инструменты, чтобы подружиться, перестать дразнить и чувствовать себя хорошо.
Кук, Юлия (2012). Заводить друзей — это искусство!: Детская книга о том, как заводить друзей (Счастливы быть, ты и я).