Мягкие согласные звуки в русском языке 1: Твёрдые и мягкие согласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.
Билет № 1.
1. Система гласных и согласных звуков русского языка. Сильные и слабые позиции звуков.
Наша речь представляет собой поток звуков. Когда человек говорит, то возникают звуковые колебания, звуковые волны, которые слушающий воспринимает с помощью органов слуха.
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой. Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки состоят из голоса: воздушная струя проходит через ротовую полость, не встречая преграды. В русском языке существует 6 гласных звуков: И, Э, А, О, У, Ы. Нельзя смешивать гласные звуки и буквы Е, Ё, Ю, Я, которые могут передавать разные звуки. В одних случаях эти буквы обозначают два звука: Е – ЙЭ, Ё – ЙО, Ю – ЙУ, Я – ЙА ( в начале слова, после гласных, после Ь и Ъ), в других случаях они обозначают один звук Э, О, У, А и мягкость предшествующего согласного.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях. Сильная позиция
Под ударением различаются все 6 гласных звуков. В безударном положении вместо А, О, Э в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Вместо О – звук А, вместо Э – И.
В русском языке 36 согласных звуков. Согласные звуки русского языка – это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в ротовой полости какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума. В первом случае образуются звонкие согласные, во втором – глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С. Однако некоторые согласные являются непарными: сонорные Л, М, Н, Р, Й и только глухие Х, Ц, Ч, Щ.
Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары. Не имеют парных звуков твердые согласные Ж, Ш, Ц и мягкие согласные Й, Ч, Щ.
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, то есть месторасположение звука среди других звуков в слове. Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слаБЫй), перед сонорным (ПРавда), перед В (СВить).
Все остальные позиции являются для согласных слабыми. При этом согласный звук изменятся:
звонкий перед глухим становится глухим ( поДШить – паТШыт,),
глухой перед звонким становится звонким ( проСЬБа – проЗ,Ба),
звонкий в конце слова оглушается (дуБ – дуП),
твердый перед мягким может стать мягким (влаСТЬ – влаС,Т,).
Билет № 2.
1. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (приставка, суффикс, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
Значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) называется морфемой.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными: зима, зимовка, зимовать, зимний.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов: лес – лесной, дом – домишко. В слове может быть не один, а несколько суффиксов: читатель, расчетливость.
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать – убежать – прибежать. В слове могут быть две и более приставки небезынтересный.
В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: ответить, обожать, исчезать.
Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь – улететь).
Словообразовательные морфемы – это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к целому слову или к части слова. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способа словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный.
Приставочный – удача – неудача, готовить – приготовить.
Суффиксальный – белый – белизна, туман – туманный.
Приставочно-суффиксальный – море – приморский, окно – подоконник.
Бессуффиксный – выходить – выход, зеленый – зелень.
Слова русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В изменяемых самостоятельный частях речи выделяют основу и окончание (береза, водянистый), в неизменяемых – только основу (припевая, быстро).
Основа – это часть слова без окончания, которая выражает его лексическое значение (рисующая – рисующий – рисующие). Основа может состоять из одного корня (белый). Такая основа называется непроизводной.
Кроме корня, основа может включать в себя приставку и суффикс (прибрежный, беловатый). Такая основа называется производной.
Окончание – это словоизменительная морфема, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Чтобы выделить окончание в слове, надо его изменить (по родам, числам, падежам, лицам): зимний-зимняя-зимнее; пишу-пишет.Неизменямые слова окончаний не имеют. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь-коня-конем.
Окончание служит для выражения разных грамматических значений: у существительных, числительных и личных местоимений – падежа и числа; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падежа, рода и числа; у глаголов в настоящем и будущем времени – лица и числа, а в прошедшем времени – рода и сила.
Кроме окончания, к словоизменительным служебным морфемам относят формообразовательные суффиксы. Например, суффикс Л глаголов прошедшего времени (писать – писал), суффиксы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных ( высокий – высочайший).
Научитесь читать по-русски | Amazing Russian
Вы уже знаете русский алфавит? Как вы думаете, каким будет ваш следующий шаг?
Я предлагаю вам начать изучать правила произношения и читать родственные слова, фразы и простые предложения, которые легко понять. Эти видео помогут вам сделать первые шаги в чтении.
Чтение первых слов и предложений
Начальный русский язык. Русская Звуковая Система: Стресс. Ударные и безударные гласные
Это видео для студентов, которые только начали изучать русский язык. Знакомит с основными аспектами русской звуковой системы: ударением и произношением гласных. В нем подробно объясняется, как произносить ударные и безударные гласные. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начинающий русский язык. Звуковая система русского языка: звонкие и глухие согласные
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он знакомит с существенными аспектами русского звукового строя: звонкими и глухими согласными. Он дает подробное объяснение правил произношения, влияющих на согласные: окончательное озвучивание и ассимиляция согласных. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начинающий русский язык. Звуковая система русского языка: твердые и мягкие согласные
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он знакомит с основными аспектами русской звуковой системы: мягкими (палатализованными) и твердыми (непалатализованными) согласными. В нем подробно объясняется, как определять и произносить твердые и мягкие согласные. Он включает в себя несколько фонетических упражнений. Рекомендуется для начального уровня. Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://4213297653016850.sellfy.store/p/duMD/
Начальный русский язык. Давайте прочитаем-1: Чтение первых слов
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения первых слов – однокоренных. Рекомендуется для начального уровня. Смотреть дальше: Начало рус. Давайте прочитаем-2: Чтение первых слов https://youtu.be/sdVwklJ3rOA Начало рус. Давайте прочитаем-3: Чтение простых предложений https://youtu.be/D7CRgt-d_V0 Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://www.amazingrussian.com/buy-kupit
Начало русского языка: Читаем-2.
Reading First WordsЭто видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения родственных слов. Рекомендуется для начального уровня. Предыдущее видео: Читаем-1: Чтение первых слов https://youtu.be/5_4nMpSdY_k Смотрите дальше: Давайте прочитаем-3: Чтение простых предложений https://youtu.be/D7CRgt-d_V0 Если вам нравится мой канал и вы цените мою работу, пожалуйста, помогите мне сделать больше и лучше видео для вас, чтобы выучить русский язык. Поддержите мой канал и сайт здесь: http://paypal.me/OlgaJarrell Купить мои загрузки здесь: https://www.amazingrussian.com/buy-kupit
Начальный русский язык. Let’s Read-3: Чтение простых предложений
Это видео предназначено для учащихся, которые только начали изучать русский язык. Он обеспечивает практику чтения простых предложений с однокоренными словами. Рекомендуется для начального уровня.