Разное

Мягкие согласные буквы в русском языке 1 класс таблица: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему “Твердые и мягкие согласные звуки”

                                                   Урок № 18 русского языка

Дата: 17.04.2019г.

Класс: 1-б

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Цели:

    Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

   Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

   Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике  в устной и письменной речи

Оборудование: картинки «Добрые волшебники Города Звуков – Тим и Том», таблица, картинка подушка и кирпичи, карточки.

                                                             Ход урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Садитесь сначала те учащиеся, чье имя начинается на гласный звук, а теперь садитесь те, чье имя начинается на согласный звук.

Какое у вас настроение, ребята, в начале урока? (Хорошее).

Давайте и начнем наш урок с таким хорошим настроением!

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Открываем тетради, записываем число, классная работа (17 апреля).

Минутка чистописания

Рр Рр Рр Рр (Дети дают характеристику звуку р)

Ребята (Дети составляют предложения со словом ребята).

Ребята весело играли в мяч на улице. (Запись предложения под диктовку, 1 ученик у доски).

·  1 ученик делит в предложении слова на слоги, 2 – ставит ударение, 3 – подчеркивает гласные)

– Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

– Произнесите каждое имя. Что заметили?

Какими звуками различаются?

– Одинаковые или разные звуки в этих именах?

– Назовите первые звуки в имени Том.

– А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т  и –ть).

        – Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

– Давайте вместе скажем  т.

– Какой он?

(Твёрдый).

– Скажем звук  Т. Какой он?

(Мягкий).

·  Игра «Твердый – мягкий»

1 ученик работает у доски.

    На доске все гласные перемешались, нужно правильно распределить гласные в 2 группы: 1) которые придают твердость предшествующему согласному; 2) которые придают мягкость предшествующему согласному.

3. Постановка учебной задачи.

– Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

– Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

– Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

– Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

– Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

4. Обобщение и систематизация знаний.

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

         – Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

– А мы с вами можем помочь    нашим братьям?

– Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

Согласные твердые после                             Согласные мягкие после

а, о, у, ы, э, ъ                                                             я, ё, е, и, ю, ь

Всегда твёрдые                                                          Всегда мягкие

ж, ш, ц                                                                        й, ч, щ

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

– Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

– Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

3). Работа с правилом в учебнике.

Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?

– Прочитаем правило на с. 82.

– Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные?

(Ь – мягкий знак).

5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение» (Устно).

         Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово  – Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

– Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Работа в парах

 Игра «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Слова: репа, рядом, вишня, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы, сено.

1 парта

Репа, рядом, вишня

Дед посадил репку.

2 парта

Ветка, кино, шляпка

Мы сегодня ходили в кино.

3 парта

Крыша, грибы, сено.

Дети собрали грибы.

Упр. 3 (письменно у доски)

Игра «Кирпич – подушка».

     Если первый звук в слове звучит мягко, запиши  слово под подушкой. Если звук

твёрдый, запиши слово под кирпичом.

Сон, лиса, мир, поле, дом, лето, зима, рыба, кино, мышка, петух

 

 Сон, поле, дом, рыба, мышка

 

 

 

 

Лиса, мир, лето, зима, кино, петух

 

7. Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

– Отгадайте загадки.

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.            (Воробей).

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.          (Заяц).

 – Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

– Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

[вараб’эй]

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

[зай’ац]

– Составьте предложение со словом воробей.

8. Итог урока. Рефлексия.

– Над какой темой мы сегодня работали?

– С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

– Оцените своё настроение.

Кто доволен своей работой на уроке, тот нарисует на полях солнышко, а кто считает, что ему еще нужно поработать, тот нарисует тучу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1 парта 

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Репа, рядом, вишня

Дед посадил репку.

2 парта

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Ветка, кино, шляпка

Мы сегодня ходили в кино.

3 парта

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Крыша, грибы, сено.

Дети собрали грибы.

  1 парта 

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Репа, рядом, вишня

Дед посадил репку.

2 парта

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Ветка, кино, шляпка

Мы сегодня ходили в кино.

3 парта

    Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. 

Крыша, грибы, сено.

Дети собрали грибы.

 

Алфавит русский только согласные. Буквы гласные и согласные и фонетический разбор слова


На начальном этапе изучения русского языка в 1 классе необходимо выучить гласные и согласные буквы алфавита. К согласным буквам относятся: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ . Обратите внимание, Й — согласная буква. К гласным буквам относятся А,Е,Ё,И,О,У,Ы,Э,Ю,Я . Буквы Ь и Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным. Гласные буквы произносятся с участием голоса, их можно пропеть. Согласные состоят только из шума, пропеть их нельзя. (При заучивании гласных и согласных букв можно попытаться их пропеть).

Предлагаем вам онлайн игру, которая поможет в игровой форме выучить гласные и согласные буквы русского алфавита. Она создана по типу онлайн раскрасок, и может быть использована не только первоклассниками, но и для подготовки к школе. В игре нужно раскрасить гласные буквы красным цветом, а согласные — синим. Чтобы раскрасить букву, нажмите на неё. При каждом нажатии цвет меняется.

Онлайн игра «Гласные и согласные буквы»

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!

Категория

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Знакомство ребенка с русским алфавитом – это всегда встреча с неизвестным, но загадочным миром, в котором столько интересных вещей.

Буквы русского алфавита составляют целую семью, в которой 33 жителя!

И всех нужно запомнить на своих местах. Но этим изучение букв не заканчивается. Приходится еще делить их на гласные и согласные, ударные и безударные, мягкие и твердые, глухие и звонкие . И это еще далеко не полная классификация. Разберемся, как правильно разделить по группам буквы алфавита.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Сколько всего гласных букв в русском языке? – 10 букв.Гласные звуков значительно меньше: всего 6: А,О,У,Ы,И,Э. Такая разница объясняется тем, что 4 гласные буквы образуются путем слияния двух звуков: Ё=Й+О; Е=Й+Э; Ю=Й+У; Я=Й+А.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласных букв всего 21, но звуков насчитывается 37.

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Таблицы

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили – поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» – твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно… Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют… Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает… А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!

В русском языке гласных букв – 10, гласных звуков – 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] – лёд [’о], лес [’э] – мэр [э], бур [у] – люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе – [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией – второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное – на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й”олка], Яна [й”ана], енот [й”инот];
  2. после гласного: заяц [зай”иц], баян [бай”ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч”й”и], подъём [падй”ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й”и], е → [й”и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Значение согласных. Твердые и мягкие согласные

Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласная?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных букв и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласных . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.

Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.

Многие согласные образуют пар по голосу- глухота : [б] [п], [к] [ф], [г] [к], [д] [т], [с] [с], [ф] [ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: « У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных. СТЕПКА, ХОЧЕШЬ ЦЫПКУ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

B , AT , G , D , F , W , Y , To , L , M , H , P , р , с , т , ф , кс , к , х , в ,

с 3 КХ.

Всего в русском языке 21 согласных.

Согласные бывают твердыми и мягкими.

Твердые и тихие звуки отличаются положением языка при произношении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.

Большинство согласных образуют пары по твердости-мягкости:

Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пар по твердости-мягкости:

Твердые [ф] [ж] [с]
Мягкий [ч❜] [н❜] [й❜]

Таблица «Согласные: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твердые согласные отмечены синим цветом, мягкие согласные зеленым цветом, а гласные в красном.

Твердость согласные обозначаются на письме гласными НО , О , В , С , Э .

Мягкость согласный звук обозначается на письме гласными Е, Ё, И, Ю, И , а также буква б (мягкий знак).

Сравните: нос [нос] – нес [н❜ос], нагнетание [нагнетание] – уголь [угал❜].

Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , которые означает «звонкий» на латыни.

Звуки [ж], [ж], [ч❜], [у❜] называются шипящими . Они получили такое название, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ш], [ш] — непарные сплошные шипящие звуки.
Звуки [h❜] и [u❜] — непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [ц], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный не может быть ударным или безударным.

В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜ ].

Внимание! Согласная может образовать слог только с

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Не секрет, что все звуки в русском языке делятся на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твердые. Эта классификация основана на способе произношения звуков и особенностях работы нашего артикуляционного аппарата. Итак, как вы можете отличить их всех друг от друга?

А в чем, собственно, смысл?

Мягкие и твердые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но для того, чтобы отличить одну фонему от другой, нужно сначала понять, чем они отличаются от гласных.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно петь, продлевать — так объясняют учителям малышам в школе. Когда воздух на выходе из легких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно использовать губы, зубы и язык — все они, так сказать, участвуют в процессе.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как сказано выше, звучат только одним голосом, то в согласных еще присутствует шум, создаваемый помехой, с которой приходится встречаться воздуху при произнесении их. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких звуках к нему добавляется еще и голос. Сравните, например, произношение слов «грот» и «крот» или «дом» и «том». В обоих случаях первые буквы твердые согласные, звонкие и глухие соответственно.

“Вернемся к нашим овцам!”

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях согласных, давайте перейдем к нашей основной теме.

Лучший способ учиться на примере, верно? И снова обратимся к сравнению: скажем следующие пары слов:

Ракетка-грабли, колобок-бюро, мать-мяч, лоза-лед, башня-вид.

Есть некоторая разница в том, как мы произносим согласные. А это не? Это вызвано гласными, которые следуют после согласных. Слова специально подобраны так, чтобы нужные нам звуки были в одном и том же положении во всех примерах. В этом случае они показывают все свое разнообразие. Скажи еще раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а как бы расслабляется, становится плоским? Это можно считать основной особенностью, которой обладают наши твердые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь давайте перейдем к конкретной теории. Твердые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Прежде всего, нужно помнить, что твердость или мягкость звука обусловлена ​​соседней с ним гласной. Когда после буквы а,о,у,с , то звук, который он обозначает, обязательно будет твердым (рукавицы, топтание, губы, играл), а если есть е, йо, ю, я и согласный будет звучать мягче (метель, песик, мята, Киев). Таким образом, можно сказать, что нет смысла запоминать все твердые согласные. Почти все они парные. Это свойство проявлялось в первом ряду слов, где мы учились различать твердые и мягкие звуки. Поэтому все зависит от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос, как быть с непарными согласными. На русском их очень мало: w, w, c . Как бы вы ни старались, вы не сможете произнести их мягко. Даже если за ними следуют те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шорох – шик, жутко – жидкость – олово, цена – цирк – король. Противостоят этим согласным непарные ч, ш, у , что во всех случаях будет звучать мягко: чурка – чаща – чистка, щеки – косоглазие – щебень, иот – кефир .

Сломай систему!

В этой ситуации нужно понимать, что правило последующей гласной с ними не распространяется на непарные твердые согласные. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей — парной, эквивалент которой всегда можно найти, изменяя гласную, и непарной, живущей по своим правилам.

Помним

Теперь перейдем к методам обучения и запоминания. Твердые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы, даже с таким теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Давайте сделаем несколько открыток. Вам понадобится два листа цветной бумаги или цветного картона. Главное, чтобы они были контрастными. Вырезаем одинаковые облака, шары, фигурки – все, что придет вам в голову. Затем две фигурки соединяем клеем так, чтобы эти самые контрастные стороны оказались снаружи. А затем при участии вашего маленького помощника с одной стороны пишем гласные, которые дружат с мягкими, а с другой – с твердыми согласными. Чтобы совсем ничего не забыть, можно также расположить рядом непарные и парные соответственно. Когда все под рукой, это намного проще.

Затем нарисуйте что-нибудь, что поможет создать ассоциацию: кирпичик на картоне, на котором написаны твердые звуки, и перо, на котором написаны мягкие фонемы. Или что-то еще в этом роде. Имея перед глазами конкретный пример, ученик наверняка лучше усвоит информацию. Позже, для закрепления, вы можете попросить своего ученика выделять твердые и мягкие звуки разными цветами в письменных словах – красным и синим, например, чтобы вы могли легко проверить его домашнюю работу.

подручный материал

Для приготовления таблеток, о которых говорилось чуть выше, нужно еще иметь какой-то материал. Твердые согласные – таблица, на которую можно положиться, чтобы не запутаться. Для удобства он содержит парные и непарные звуки по твердости и мягкости. Кстати, если мы хотим указать на мягкость звука, то в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху сплошные. Ниже представлены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда звук не имеет пары. Это значит, что он не мягкий.

Дальше помним

Продолжаем тренироваться? Приведем еще примеры слов, где один и тот же согласный звучит в твердой или мягкой позиции. Еще один нюанс. Помимо тех самых гласных, которые воздействуют на согласную, она может быть смягчена или затвердевает мягким и твердым знаком соответственно. Не забудем об этом в нашем следующем задании.

Бобр – белый, метель – вратарь, город – гелий, вход – приказчик, жираф, зима – зубы, кит-кот, конь – лимонад, жатва-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, киносъемка, халва – схема, курица, шляпка.

Определите слова из представленной пары, которые демонстрируют мягкие или твердые согласные. Как видите, буквы для их обозначения используются все те же. Обратите внимание, что в некоторых словах на твердость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, можно также попросить ребенка придумать примеры на непарные согласные, чтобы он сам убедился, что они только твердые. Все-таки собственный опыт — гораздо более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Еще одна игра

Для изучения темы мягкие и твердые согласные можно предложить ученику вот такую ​​игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твердые согласные. А потом, вставляя в них гласные, придумывать слово. Например, есть ряд слов: рассол — лакей — ножи . Выпишите согласные: с, л, н, добавить гласные. И первое, что приходит на ум, это короткое, но емкое слово «слон». Продолжим?

  1. Правка – будет – лом (выдан пр,в,л ).
  2. Помидор – роль – болото (выдан т, р, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выдано в,с,н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить, что ни в коем случае нельзя говорить «твердые согласные». Это только звуки. А по своим обозначениям они абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из таблицы выше). Теперь, когда весь материал у вас на руках, осталось только потренироваться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно же, вы можете еще несколько раз перечитать материал по теме «Твердые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. С ней будет намного легче повторить.

Не забудьте дать новые примеры на каждый парный и непарный звук, чтобы наш ученик сам научился сравнивать разные звуки согласных фонем. Он зависит иногда не только от последующего гласного или мягкого и твердого знака, но и от соседних согласных, которые в зависимости от их твердости или мягкости также могут влиять на исходное звучание. Все не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и все обязательно получится.

Что такое звук? Это минимальный компонент человеческой речи. Показано буквами. На письме звуки отличаются от букв наличием первых квадратных скобок, используемых в фонетической транскрипции. Буква о, звук [о]. Транскрипция показывает различия в написании и произношении. Апостроф [ ] указывает на мягкость произношения.

В контакте с

Звуки делятся на:

  • Гласные. Их можно легко потянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звук создается за счет изменения положения языка, губ, различных колебаний голосовых связок и силы подачи воздуха. длина гласного – основа вокального искусства (пение, “поющий ровный”).
  • Согласные а произносятся при участии языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шума в ротовой полости. На выходе они преобразуются в звук. Также губы, закрывающиеся и открывающиеся во время речи, препятствуют свободному прохождению воздуха.

Согласные делятся на:

  • глухие и звонкие. Глухота и звучность звука зависят от работы речевого аппарата;
  • твердый и мягкий. Звук определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные

Глухие

Глухие в русском языке: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Легче всего запомнить фразу, а не набор букв «Степька, капусту хочешь? Фи!» содержащие их все.

Пример, в котором все согласные глухие: петух, соты, булавка.

звонкий

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные создают активные колебания связок. вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта поступает не чистый поток воздуха, а звук. В дальнейшем дополнительно трансформируется язык и губы.

К звонким согласным относятся: б, в, д, э, г, з, д, л, м, н, р.

При их выражении отчетливо ощущается напряжение в гортани. К тому же, произнести их внятно шепотом практически невозможно.

Слово, в котором звонкие все согласные: Рим, гордость, пепел, лиман.

Сводная таблица согласных (звонких и звонких).

Именно за счет изменения звучания русская речь обогащается различными словами, близкими по написанию и произношению, но совершенно разными по значению . Например: дом – объем, двор – зуд, код – год.

Парные согласные

Что означает четность? Две похожие по звучанию буквы, в произношении которых язык занимает сходные позиции, называются парными согласными звуками. Произношение согласных можно условно разделить на одноступенчатое (в их создании участвуют губы и язык) и двухступенчатое – сначала подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произнесении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи принято не произносить каждую букву, а «съедать» ее. Это не исключение только для русской речи. Это встречается практически во всех языках мира и особенно заметно в английском. В русском языке этот эффект подчиняется правилу: парные согласные замещают (на слух) друг друга во время речи. Например: любовь – [л’у б о ф’].

Но не у всех есть своя пара. По произношению не похожи ни на какие другие – это непарных согласных . Техника воспроизведения отличается от произношения других звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Второй не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные делятся на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [ п ‘]. Когда они произносятся, поток воздуха ударяет в верхнее небо, как купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

В русском языке есть буквы, которые трудно понять в контексте. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучи эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [с] глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Пишутся одинаково, но звучат по-разному. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [б] был – [б`] бить; [t]текущий – [t`]текущий.

При твердом произношении кончик языка прижат к небу. Мягкие образуются прижатием к верхнему небу средней части языка .

В речи звук определяется буквой, следующей за согласной.

Гласные образуют пары: а-и, у-у, е-е, с-и, о-е.

Двугласные гласные (и, ё, ю, э) произносятся в одном из двух сочетаний: звук [й] и парная гласная из Е, О, У, А или мягкий знак и парная гласная. Например, слово Юнг. Произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, С не имеют двойного звука, поэтому не влияют на произношение ведущего согласного .

Пример разницы:

Ложка – люк, мед – море, домик – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[ложка а] – [лук], [м’о д] – [мор’э], [д’о м] – [д’а тел].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Е, Ю. Нарыв, бок, бук, бентли, бывший;
  • мягкие произносятся перед И, Йо, Ю, Э, И. Месть, мед, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если за ними следует еще одна согласная: смерть. После согласной [с] следует согласная [м]. Независимо от того, является ли М мягким, звонким или твердым, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква последняя в слове : класс, дом;
  • согласных перед гласной [э] в заимствованных словах произносятся твердо, как и перед [э]. Например: платок – [к] [а] [ж] [н] [э];
  • всегда мягкий перед б: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые F, W, C: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкий J, Ch, W: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает один и тот же звук. Это зависит от позиции в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

В русском языке есть понятие оглушение – это звонких звуков, похожих на глухие согласных звуков из пары.

Это не дефект речи, а наоборот, считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. Например, [р] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], близкий к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Его употребление в русской речи некорректно. Исключением является слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква последняя в слове: зуб – [зуп], дырка в дырке – [пр о р у н’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [сыр сыр Шк а].

Есть обратный процесс – озвучивание. означает, что в речи глухие произносятся как парные звонкие . Звонкость оправдана, когда они стоят перед звонкими согласными: дэл – [з д ‘эл к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, при этом количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) также не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой, но мягкие и твердые звуки считаются разными, отчего согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.

Звонкие и глухие согласные

Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.

Звонкие согласные: [б] [б”] [в] [в”] [ж] [ж”] [д] [д”] [ч] [ч”] [г] [л] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухие согласные: [н] [н”] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ж] [х] [х”] [ч”] [у”]

Парные и непарные согласные

Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных:

Звонкий [б] [б”] [в] [в”] [ж] [ж”] [д] [д”] [с] [с”] [г]

Глухой [н] [н” ] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ш]

Следующие звонкие и глухие согласные не образуют пары:

Звонкий [л ] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]

Глухой [х] [х”] [ч”] [щ”]

Мягкий и твердые согласные

Согласные также делятся на твердые и мягкие. Они различаются положением языка при произношении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнята к твердому небу.

Большинство согласных образуют пары твердых и мягких согласных:

Твердые [b] [c] [g] [d] [h] [k] [l] [m] [n] [p] [r] [s ] [т] [ф] [х]

Мягкий [б”] [в”] [г”] [д”] [ч”] [к”] [л”] [м”] [н”] [ п”] [р”] [с”] [т”] [ф”] [х”]





Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары:

Твердые [ш] [ш] [с]

Мягкие [ч”] [у”] [й”]

Шипящие согласные

Звуки [ш], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.

[ш] [ш] [ч”] [щ”]

Свистящие согласные

[с] [с”] [с] [с”] [ц]

Свистящие звуки с-с, с-з переднеязычный, щелевой. При артикуляции твердых с-з зубы обнажаются, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка искривлена, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середина. Воздух проходит через эту канавку, создавая фрикционный шум.

При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому небу. При произнесении звуков связки z-z смыкаются и вибрируют. Небный занавес поднят.

В русском языке больше согласных звуков, чем букв: если 21 согласная буква, то и 37 согласных звуков. Они классифицируются по множеству параметров: глухости и звучности, твердости и мягкости, а также на категории по способу произношения. В отличие от гласных, согласные, кроме шипящих звуков, произносятся очень кратко.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим признакам делятся на пары, но есть и непарные. Таблица поможет вам понять общую картину:

Звук

глухой/звонкий

жесткий/мягкий

Парный/непарный

двойной

озвученный

твердый

непарный

озвученный

непарный

непарный

непарный

непарный

непарный

Стоит более подробно разобраться в характеристиках, которые она описывает.

Так что же такое звонкие и глухие согласные? Это характеристика тональности, которая указывает на то, задействованы ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет, то звук глухой. Если да – озвучил.

Твердость и мягкость также являются произносительными характеристиками. Мягкие звуки образуются при подъеме средней спинки языка к мягкому небу.

Соответственно согласные могут иметь пару твердость/мягкость и глухота/звонкость, и тогда они будут называться парными. Те, у кого такой пары нет, непарные.

Другие характеристики согласных

Все согласные делятся на три категории – звонкие (их еще называют носовыми – так понятнее, как они произносятся), шумные (образуются при сближении органов произношения) и шипящие (произносятся через межзубная щель). Согласные делятся следующим образом.

2.5 Морфолексические чередования

82 Справочная грамматика русского языка

‘пекарня’, ghƒxtxyfz ‘прачечная’, в то время как более молодые носители используют [c˛n]. (Некоторые слова имеют

согласованный [c˛n]: rbhg∫xysq ‘кирпич’.) Сохранение [sn] является особенностью Старомосковского

произношение, известное говорящим. Лидия Чуковская, говоря о слове gjlcd†xybrb «подсвечники», восклицала, что Анна Ахматова «так великолепно

произносит ≤gjlcdtiybrb≥ [= [sn˛], AT]. Я обожаю тот почтенный русский i, который

не сменился в ее устах современным x». Связанные формы слова или родственные слова имеют большинство одинаковых звуков, но не все. Тогда можно привести примеры соответствий звуков одного слова или словоформы другому, которые можно назвать морфолексическими (или «морфофонемными») чередованиями.

2.5.2 Оценки согласных

Помимо автоматических чередований, связанных с озвучиванием, чередования согласных восходят к палатализации славянского и восточнославянского языков. Согласные степени — различные формы, которые могут принимать согласные — приведены в таблице 2.10. Мы можем определить форму согласных, не затронутую каким-либо чередованием (в частности, палатализацией), как основную степень, или С0.

Есть две основные модели чередования. Во-первых, чередование C0 с Cj, отражающее историческую первую палатализацию велярных перед j и йотирование зубных и губных, встречается в глаголах типа {CVC-a : CVCj-|e|}, среди которых C0 встречается в прошедшем времени. -инфинитивная основа, Cj в настоящей основе: gbcƒnm ‘писать’, 1sg gbié, 2sg g∫itim и gkƒrfnm ‘плакать’, 1sg gkƒxe, 2sg gkƒxtim. Во-вторых, C0 чередуется с Ci, что отражает первую палатализацию велярных и «голую» палатализацию других согласных перед гласными переднего ряда в «средних» формах настоящего времени глухих основ: ср. [s] в 1sg ytcé ‘я ношу’ против [s˛] в 2sg ytc=im или

[k] в 1sg gtré ‘я пеку’ vs. [c˛] в 2sg gtx=im. В глаголах i-спряжения Cj в первом

единственного числа и пассивном причастии прошедшего времени чередуется с Ci в другом месте: 1sg vjkjxé ‘молотить’, пассивное причастие -vjkj´xty против vjkjn∫nm, 2sg vjkj´nbim. Можно отметить, что Cj и Ci имеют одинаковые значения для веларов. Кластеры фрикативных и

стоповых (= ST) образовали уникальные звуки [s˛z˛] (или [ˇz]: §2.3.7): uhecn∫nm ‘be

‹ ‹

sad’, 1sg uheoé , gjkjcrƒnm ‘полоскать’, 1sg gjkjoé, †plbnm ‘ехать’, 1sg †p;e.

Ci претерпел изменения, которые привели к развитию вторичных паттернов. Многие словообразовательные суффиксы, которые теперь начинаются с согласных, первоначально

96 Лидия Чуковская, Записки об Анне Ахматовой, т. 1, с. II (Москва, 1997), 437.

Ci

Звуки 83

 

 

 

Сидж

 

 

Си

Си

Ci

С

 

или

= {п б ж в м}

Плата

 

или

 

или

ПО

 

ПО

Р

 

To={t d s z}

 

{c‹‹‹‹z s z}

Т˛

Т

Т˛

Т˛

Ко

= {кг х}

 

ˇ

 

 

ˇ

ˇ

ˇ

 

C = {c‹‹‹s z}

C={c‹‹‹s z}

C={c‹‹‹s z}

C={c‹‹‹s z}

Р

= {nrl}

 

R˛={n˛r˛l}˛

R˛={n˛r˛l}˛ {n r l}˛

R˛={n˛r˛l}˛

R˛={n˛r˛l}˛

СТ

 

(ст ск зд

 

ˇˇ

 

˛ ˛ ˛

 

 

 

 

 

 

 

=

 

}

 

= {с…‹с…‹з…‹}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начинался с m. В качестве гласной переднего ряда m обуславливает палатализацию (отсюда Ci) согласного, предшествующего суффиксу, прежде чем он исчезнет, ​​оставив группу согласных. Палатализация была ограничена для согласных, стоящих перед другими согласными, что привело к уменьшению объема Ci и привело к альтернативному образцу, обозначенному как Ci в Таблице 2.10. Так, перед прилагательным {-n-} согласные не палатализируются в hß,ysq «рыба», v†cnysq «местный», e,ßnjxysq «неприбыльный», ldthyj´q «относящийся к двери». (Исключение составляет [l˛], который сохраняется: jnl†kmysq ‘отдельный’.) Как вариация на Ci , помеченная

в Таблице 2.10, палатализация может сохраняться в дентальных зубах перед лабиальными и велярными, но утрачиваться в дентальных перед зубными и теряться в губных: rjymrƒ (nom sg rjy=r ‘лошадка’), dim z´,kjymrf ‘яблоня’ , [jlm,ƒ ‘идти’, htpm,ƒ ‘вырезать’, ujym,ƒ ‘преследовать’. В другом второстепенном варианте Ci (очень ограниченном и поэтому не указанном в Таблице 2.10) суффикс {-sk-}, который обусловливает Ci в согласном, предшествующем суффиксу, позволяет зубным сонорам сверх и выше [l˛] быть палатализованные: b÷ymcrbq ‘июня’, jrnz´,hmcrbq ‘октября’, а также gjhneuƒkmcrbq

«Португальский». Этот второстепенный паттерн будет выглядеть так: {Po, To, {c s z}, R¸}.

‹‹‹

Эти вариации Ci включают в себя изменение того, насколько хорошо сохраняется палатализация перед суффиксами, начинающимися с согласных. Первоначальный сорт Ci также развивался в другом направлении. Класс Ci велярных, исторически небных согласных, уступал место палатализованным велярным по аналогии с палатализованными зубными и губными в определенных контекстах: обратите внимание на нестандартный dee, thtuz´ ‘защищающий’, стандартный 2sg nr=im ‘вы плетете’, нестандартный ;u =im ‘горишь’, gtr=im ‘печешь’, аналогично ytcz´, ytc=im, uht,z´, uht,=im. Эта вариация на Ci, в которой {K¸} re-

ˇ

я

сохраняется для зубов и губ, образец используется в

места {C} в то время как C

 

прилагательные, продуктивно образованные суффиксами {-icesk-} и {-icn-}. Эти суффиксы

‹ ‹

вызывают скорее палатализованные веляры, чем палаталии: gcb[∫xtcrbq ‘психологический’, pjjkju∫xtcrbq ‘зоологический’, gtlfuju∫xysq ‘педагогический’, fyfh[∫xysq’.

Кроме Cj, как указано, существует особый вариант с церковнославянскими рефлексами tj и dj, образец, не записанный в табл. 2.10.

.

Тогда третья строка будет

быть {ˇs˛zd‹}

(или {[ˇs˛zd‹¸]}): djpdhfn∫nm/djpdhfoƒnm

‘возврат’, gj,tl∫nm/gj,t;lƒnm

«победа».

Ведомость изменений в

84A Справочник по грамматике русского языка

В табл. 2.10 не учтены рефлексы славянской второй и третьей палатализации велярных: если бы сохранялось чередование согласных, происходящее от этих изменений, то имелся бы синхронный ряд {c z (z˛) s (s˛)}, соответствующие {k x}, но возможные чередования, возникающие в результате этой палатализации, были устранены.

2.5.3 Типы мягкости

Многое в русской фонологии зависит от того, палатализованы согласные или нет. Понятие мягкости (если использовать неформальный термин) актуально на разных уровнях. Может быть полезно рассмотреть роль мягкости на разных уровнях.

Понятие в первую очередь фонетическое. Фонетически мягкие согласные – это согласные с определенной артикуляционной конфигурацией. Эта конфигурация одинаково влияет на соседние гласные посредством соартикуляции в разных согласных, и в этом эффекте все фонетически мягкие согласные равны. По этому критерию [T¸], [P¸ ],

и [R¸] фонетически мягкие, как и [c˛], [s:],˛ [z˛] и [j]. Напротив, обычные

‹ ‹ ‹

[To], [Po], [Ko] и [c s z] твердые.

‹‹

Пары [To] и [T¸] и [Po] и [P¸] могут встречаться в одном и том же синтагматическом окружении и способны различать слова. В этом отношении [T¸] и [P¸ ] фонематически мягкие. Пара [K¸] vs. [Ko] движется в этом направлении. Более того, именно эти наборы согласных являются парными в том смысле, что твердые звуки заменяются мягкими перед {-e} местного падежа единственного числа склонения и склонения (и дательного падежа единственного числа склонения< II>): ;ty† ‘жене’ [n˛†], j xtkjd†rt [k˛ì].

Детали ударного вокализма зависят от фонетической мягкости согласных. Безударный вокализм также чувствителен к фонетической мягкости, но картина здесь более сложная. В претонической позиции в корнях [c] ведет себя как обычный твердый согласный

по отношению к {a} (gen sg wfhz´ [c]). После непарных твердых согласных [s z],

‹‹

, следует варьирование между унаследованным [ï] (;fk†nm [zï‹] ‘жалость’) и новаторским

[ ] (;ƒh ‘тепло’ , ;fhƒ [z]). Инновационный [ ] — это то, чего ожидаешь после тяжелого испытания.0010

сонант. Высокое качество [ï], а не более низкое [ ], является просто обратной версией

[ì]. Благодаря выявлению этого высокого варианта [ï], [s z] морфофонемически

‹‹

«мягкие».

Различные критерии определения мягкости приведены в таблице 2.11. Мягкость дополнительно актуальна в двух других местах. Во-первых, большинство существительных склонения

используют одно из двух явных окончаний в родительном падеже множественного числа. Основы, оканчивающиеся на парные твердые согласные, включая велярные, принимают {-ov}, а основы, оканчивающиеся на парные мягкие согласные, принимают {-ej}. Исходя из этого, можно определить любой согласный в конце основы, который принимает {-ov}, как морфологически твердый, а любой, который принимает {-ej}

как морфологически мягкие. Фонематически непарные согласные [c˛], [s…˛], [s z]

‹ ‹

‹‹

 

 

 

 

 

Звуки 85

Таблица 2.11 Типы «мягкости»

 

 

 

 

 

 

 

 

фонетически независимый морфофонемный морфофонемный морфофонемный

 

мягкость

(фонематический)

мягкость {а} > [ì]

мягкость gen pl

мягкость

 

[C¸]

мягкость

([ï])

{-ej}

{ Ci {† ì}}

[Т]

[п]

¸

±

 

 

[К¸]

н. д.

н.д.

[к]

 

 

[с]

 

 

 

 

[c¸]

 

н.д.

[s˛z‹ ‹(z˛‹)]

 

н.д.

[с з]

 

 

±

н.д.

‹‹

 

 

 

 

√ = считается мягким

= не считается мягким

н. д. = не применимо, неопределенное

± = частичное, в какой-то степени мягкое

принять {-ej}, и в этом отношении являются морфологически мягкими. Любопытно, что [j] и [c] принимают {-ov}, что делает их по этому критерию морфологически трудными.97

В некоторых словоформах гласные чередуются с отсутствием гласных. Под ударением явная гласная может принимать разные формы. Один вариант (обозначенный {º Ci{† ì}}: §2.5.5) постоянно встречается перед следующими парными палатализованными согласными: ptv†km ‘земля [gen pl]’, htv†ym ‘пояс’. Оно также встречается перед [j] (cdby†q ‘свиньи [gen pl]’, hex†q ‘ручей’ и [c] (jn†w ‘отец’, rjy†w ‘конец’), которые согласно этому тесту будет оценен как морфофонемически мягкий (чередование гласных делает

не встречается перед [c˛s˛s z].)98

‹‹ ‹‹

Таким образом, каждый процесс определяет набор согласных как мягкий, но определения не полностью согласованы для разных процессов. Согласный может вести себя как морфофонемически мягкий, даже если он не является фонетически или фонематически мягким в синхроническом плане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *