Разное

Можно ли креститься при месячных: Можно ли стать крестной во время месячных?

можно ли во время месячных крестить ребенка

Содержание

  1. Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты
  2. Новый Завет о ритуальной чистоте
  3. Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте
  4. Взгляд современной Церкви
  5. Индивидуальный подход
  6. Настроение
  7. Настоящие препятствия

Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.

То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.

Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм. Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами — «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням. Откуда взялись такие мнения?

Таинство крещения имеет определенные правила

Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты

Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным». Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины. Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.

Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом Завете

С тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.

Новый Завет о ритуальной чистоте

В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.

Самый яркий эпизод, подтверждающий это — исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь. Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление — осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» — нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим. В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.

Иисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».

В Новом Завете об этом ничего не сказано

Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой. Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь. Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.

Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте

Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.

В нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.

Святой Афанасий Великий – мозаика

В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация — не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит. Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения. Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.

Взгляд современной Церкви

Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.

Но, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.

Посещение церкви в критические дни не запрещено

Подобного мнения придерживается один из современных богословов — Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой. Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить). Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.

Индивидуальный подход

Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах. Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос. Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.

Крестильные вещи должна подготовить крестная мама

Если во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.

Настроение

Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило. Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме. Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.

Настоящие препятствия

Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.

Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостережения

Скверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.

Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих. Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один — два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.

Можно ли крестить ребенка во время месячных?

Крещение для младенца, его родителей и крестных – это значимое событие в жизни. Малыш, таким образом, становиться на путь божий, а крестные берут на себя ответственность за его дальнейшее воспитание. Поэтому вполне логично, что родные и крестные родители хотят, чтоб обряд крещения прошел по всем правилам и канонам церкви. Но непредвиденных ситуаций порой не избежать, например, у крестной мамы могут внезапно начаться месячные, что делать в таких случаях, давайте попробуем разобраться.

Можно ли крестить ребенка с месячными?

Споров и дискуссий по этому поводу не перечесть, и в наши дни каждый волен поступать на свое усмотрение. Однако, если хоть как-то упорядочить информацию, полученную с разных источников, то вариантов получается несколько.

  1. Итак, часто с вопросом, можно ли, и как крестить ребенка, если у крестной внезапно начались месячные, родители обращаются к священнослужителям. На что не всегда получают однозначный ответ. Одни священники категорически запрещают женщинам с менструацией заходить в церковь, и тем более участвовать в таинстве. Другие относятся к этому снисходительно и предлагают крестной маме просто постоять в стороне, в то время как кто-то другой примет младенца из купели. Также встречаются однозначно положительные ответы на вопрос, можно ли крестить ребенка во время месячных. Но в любом случае, поинтересоваться мнением батюшки по этому поводу нужно обязательно.
  2. Отдельно, хочется остановится на том, почему нельзя крестить маленького ребенка во время месячных. Это очень давняя традиция. Ранее считалось, что женщина с менструацией якобы «грязная» и не должна заходить в храм божий и прикасаться к святыням. Вопрос, конечно спорный, и здесь четко прослеживается разница между такими понятиями, как «вера» и «религия».

Почему в дни естественного очищения женского организма, даже посещение церкви считается грехом, не всем понятно. Ведь менструацию можно расценивать, как подготовительный этап к зачатию и рождению ребенка, и ничего плохого и греховного в этом нет. К тому же если женщина обращается к Богу с чистыми помыслами. Может это связано с тем, что раньше представительницы слабого пола не носили нижнее белье, и менструальная кровь пачкала полы в церкви. В таком случае, современные средства личной гигиены давно уже решили эту проблему.

Словом, однозначного ответа на вопрос можно ли крестить ребенка с первого по последний день месячных на сегодняшний день нет. Но дабы не нарушать прочно укоренившиеся традиции, дату крещения лучше заранее согласовать с крестной мамой. А если уж менструация началась внезапно, тогда необходимо спросить совета у священника.

 

Статьи по теме:

Можно ли мастурбировать во время месячных?

Женщина, как никто другой, всегда точно знает, как доставить себе удовольствие. Поэтому иногда девушки любят себя «побаловать» сами, особенно в дни, когда с партнером сексуальные контакты временно недоступны, например, при месячных. Но тогда возникает вопрос, не вредно ли заниматься мастурбацией в это время?

Обильные месячные со сгустками

Женщины часто наблюдают во время месячных, особенно после ночи или долгого пребывания в одной позе, например сидя, что после у них появляются сгустки в менструальных выделениях. Однако иногда эти сгустки могут быть очень большими. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Почему нельзя заниматься сексом во время месячных?

Большинство пар даже не задумываются над вопросом, можно ли заниматься сексом во время месячных. Однако много и таких, которые не видят преграды на пути к достижению удовольствия. Если вас не пугают “красные дни” календаря, необходимо все же учесть некоторые нюансы.

Можно ли сдавать мочу во время месячных?

Иногда нам приходиться сдавать анализы в срочном порядке.

Но что делать, если женщине необходимо сдать мочу, а у нее в это время идут месячные? Можно ли во время менструации собирать материал для анализа, и если да, то каким способом лучше это сделать? Эти вопросы волнуют многих женщин.

 

Ритуал

– Считаются ли менструирующие женщины ритуально нечистыми в христианстве?

Предыдущий ответ несколько неполный.

В то время как в католической церкви и большинстве протестантских церквей нет никаких правил относительно менструации и ритуальной чистоты, эта концепция довольно распространена в православных церквях, особенно в русской и греческой православных церквях.

Женщине во время менструации не разрешается участвовать в некоторых аспектах богослужебной жизни:

Когда я поступила в монастырь Русской Православной Церкви Заграницей во Франции, меня ознакомили с ограничениями, налагаемыми на монахиню во время [месячных] месячных. Хотя ей разрешили ходить в церковь и молиться, она не должна была причащаться; она не могла ни приложиться к иконам, ни прикоснуться к Антидору; она не могла ни печь просфоры, ни обращаться с ними, ни помогать убирать церковь; она не могла даже зажечь лампаду или лампаду, которые висели перед иконами в ее собственной келье […] мы просто предполагали, что менструация была формой «нечистоты», и мы должны были держаться подальше от святынь, чтобы как-то не осквернить их .

Эта цитата взята из статьи православной монахини, критикующей эту практику. В этой статье также подробно описывается история этого запрета. Поскольку вас интересует библейская основа этого запрета, я не буду подробно описывать его церковную историю. Важно отметить, что в раннем христианстве некоторые группы оставались близкими к еврейской духовности и, следовательно, находились под влиянием левитских правил, касающихся менструации. Другие христианские группы, например в Антиохии, открыто пытались отделить себя от еврейского населения и запрещали своим членам следовать левитским законам:

“…Ты не должен отделять тех, у кого есть месячные, ибо даже женщина с кровотечением не получила порицания, когда она коснулась края одежды нашего Спасителя, а скорее удостоилась получить прощение всех своих грехов.” (из Дидаскалии)

Здесь библейская ссылка относится к эпизоду, который появляется в трех евангелиях, где женщина, которая двенадцать лет страдала от кровотечения, исцеляется, когда она прикасается к плащу Иисуса. Когда Иисус замечает ее, он благословляет ее и не заботится о ритуальной нечистоте, которая обычно затрагивает еврея, прикоснувшегося к истекающей кровью женщине. Это согласуется со многими текстами Нового Завета, которые подчеркивают важность веры и любви над ритуальными законами.

Однако некоторые церковные авторитеты прочитали историю истекающей кровью женщины и пришли к выводу, что ее нежелание приблизиться к Иисусу должно быть образцом для христианских женщин, которым не следует ходить в церковь во время менструации. Таким образом, аргументы в пользу запрета менструирующим женщинам участвовать в литургической жизни сосуществовали с аргументами, поощряющими их участие с самых первых веков христианства. В православных церквах в основном побеждали первые.

Исторически сложилось так, что менструирующим женщинам также иногда запрещалось посещать католические церкви. Однако это было гораздо реже, и свидетельства таких запретов в католической церкви вообще нельзя найти после 17 века. Папа Римский VI века св. Григорий придерживался такого мнения:

Женщине нельзя запрещать ходить в церковь. Ведь она терпит это невольно. […] Ей также не запрещается причащаться в это время. Если же женщина не осмеливается принять, то из-за великого трепета ее следует похвалить. Но если она получает, ее не следует судить. […] Менструальный период — это не грех; на самом деле это чисто естественный процесс. Но то, что природа так возмущается, что она оказывается запятнанной даже против воли человека, — это есть следствие греха… Итак, если благочестивая женщина размышляет о таких вещах и не желает приближаться к причащению, она достойна хвалы. Но опять же, если она хочет жить религиозно и причащаться по любви, ее не следует останавливать.

Это намекает на другое понимание, что менструация у женщины есть епитимья за грехи Адама и Евы, и поэтому, как и всякая епитимья, она может не захотеть причащаться, пока она идет. Но нет упоминания о ритуальной чистоте и тем более запрета.

В заключение, хотя некоторые христианские церкви считают менструирующих женщин нечистыми, большинство христиан так не считает. Даже в православных церквях понимание постепенно меняется, и многие общины, особенно в западных странах, больше не запрещают менструирующим женщинам участвовать в литургической жизни. Библейская основа состоит из трех аспектов:

  1. Левитский закон, которому в некоторых отношениях пытаются следовать некоторые христиане, определенно считает менструирующих женщин ритуально нечистыми.
  2. История об Иисусе, исцеляющем истекающую кровью женщину, интерпретируется как в пользу, так и против участия менструирующих женщин в литургии.
  3. В Новом Завете есть упоминания о том, что христиане раз и навсегда очистились своим крещением и, следовательно, не могут стать нечистыми в результате нарушения Моисеева закона или других обстоятельств.

Дальнейшее чтение:
Все цитаты в этом ответе взяты из этой статьи: Ритуальная нечистота
Вот ответ на статью с дополнительными (небиблейскими) причинами запрета: О «Ритуальной нечистоте»: Ответ Сестре Васса (Ларин)

А вот статья, посвященная «нечистоте» женщины после родов, с теологическим подтекстом: Очисти ее нечистоту

Делает ли менструация женщину нечистой?

Многие женщины-католички все еще беспокоятся о своих месячных. Они задают такие вопросы:

Является ли менструация грехом?
Истечение крови делает женщину нечистой?
Разве Библия не учит, что женщина не должна ходить в церковь, если у нее менструальный цикл?
Могу ли я причащаться во время месячных?
Когда у меня будут «менструации», могу ли я войти в святилище и читать с кафедры?
Можно ли креститься во время менструации?
Перед лицом стольких длительных недоразумений позвольте четко заявить, что, согласно нашей католической вере, менструация является значимой телесной функцией, которая никоим образом не связана с грехом. Женщина, находящаяся в месячном периоде, в глазах Бога свята и священна, как всегда, и менструальный цикл никоим образом не должен мешать ей посещать церковь, посещать мессы, причащаться или принимать какие-либо другие таинства.

Сейчас я объясню, почему это так.

 Почему в прошлом ежемесячный “прилив крови” считался проблемой?

Древнее культурное невежество.


Когда люди еще были охотниками-собирателями, менструации оставались практически незамеченными. Однако в оседлых, земледельческих обществах ежемесячный «приток крови» стал проблемой. Из-за отсутствия в то время надлежащей защитной одежды в домах людей было бы «грязно». Люди не понимали причины этого. Таким образом, женщины были отделены от семейного жилища, пока период не закончился. Менструальная кровь стала табу.

«Соприкосновение с ежемесячным потоком женщин портит молодое вино, увядает посевы, губит прививки, сушит семена в садах, заставляет опадать плоды деревьев, затемняет блестящую поверхность зеркал, тускнеет кромка стали и блеск слоновой кости, убивает пчел, ржавеет железо и бронзу и вызывает ужасный запах, наполняющий воздух. Собаки, попробовав кровь, сходят с ума, а их укус становится ядовитым, как при бешенстве. Мертвое море, густое от соли, не может быть разорвано, кроме как нитью, пропитанной ядовитой жидкостью менструальной крови. Достаточно нитки от зараженного платья. Белье, к которому прикасается женщина при кипячении и стирке в воде, чернеет. Настолько волшебна сила женщин во время их месячных, что они говорят, что град и вихри отгоняются, если менструальная жидкость подвергается воздействию вспышек молнии» из Плиния Старшего (23-79).нашей эры), Естествознание, книга 28, гл. 23, 78-80; книга 7, гл. 65.

Еврейские запреты

Такое же табу переняли евреи в Ветхом Завете. Книга Левит (15,19-30) содержала подробные предписания по отделению и «очищению» менструирующих женщин.

Христианская традиция

(примечание: ссылки в этом абзаце ведут на наш дочерний сайт)

Хотя были исключения, такие как прекрасный текст в Дидаскалии 3-го века и руководство Папы Григория I, в 601 году нашей эры христиане соскользнули обратно к старым языческим предрассудкам. Из-за менструации женщинам запрещалось посещать церковные службы, принимать святое причастие или допускать к священническому служению. Обширная документация здесь. См. также статью Уте Ранке-Хайнеманн о женской крови.
Эти предубеждения были вызваны отсутствием адекватных условий для личной гигиены и ужасающим незнанием человеческого тела.

Итак, как мы должны судить о менструации?

1. Физические факты

Менструация – это нормальная функция женского организма. Каждый месяц матка выстилается питательной тканью для выхода яйцеклетки и подготовки к оплодотворению яйцеклетки мужской спермой. Когда этого не происходит, подкладка отбрасывается, что приводит к потоку материала, богатого кровью. Это часть чудесной системы, с помощью которой женское тело способно зачать детей и родить их.

Вывод:
Как и любые другие выделения организма, пренебрежение может привести к проблемам. Мы должны тщательно умыться и принять другие профилактические меры. Это просто вопрос физической гигиены.
С моральной точки зрения не может быть и речи о том, чтобы менструальные выделения крови делали женщину «нечистой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *