Разное

Методы сенсорного воспитания дошкольников: Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста» | Методическая разработка (младшая группа):

Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста» | Методическая разработка (младшая группа):

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8» ФИЛИАЛ

«Методика воспитания обучения детей дошкольного возраста.»

Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста»

                                                        

Автор: воспитатель

Григорьва Наталья Михайловна

                                                        Ачинск 2020                                                           

Оглавление:

1& Сущность и задачи сенсорного воспитания

2& Содержание сенсорного воспитания

3&. Методика сенсорного воспитания

 Заключение

 Библиографический список

 

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания детей раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).


Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.


 Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно – ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее . Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания.

&1. Сущность и задачи сенсорного воспитания

 Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др . 
В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования,труда в природе.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет две задачи :
1) представление о разнообразных свойствах предметов и явлений;
2) полное и объемное восприятие окружающего мира. 
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.
 Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

1.  Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.

3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

6.  Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

&2. Содержание сенсорного воспитания

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.  В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева). Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт. Существуют  основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотрев тот или иной предметно, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции.

Первый год жизни

 В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности – своя сенсорная основа.


Второй год жизни.

В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость. Ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром. В этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат. Учёные считают, что наибольшее влияние на развитие мышления ребёнка оказывают соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствие с другим (либо одну часть предмета в соответствие с другой). Например, чтобы закрыть коробочку, следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т.д.). Таким образом   ребёнок должен соотнести предметы по размеру (величине) и форме.  Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, сачок, карандаш и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.  Держит два предмета в 1 одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от двух до шести кубиков. Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге, наклоняется, может встать с коленей. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, перешагивает через палку, лежащую на полу; крутит педали трехколесного велосипеда. Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий.

Третий год жизни

Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств  предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. Руки ребёнка в постоянном движении, в работе. При этом он всё время говорит сам с собой, думает вслух. Детские психологи считают: переход от пробы к умению – важнейшее достижение этого возрастного этапа. Сотрудники лаборатории Л.А. Венгера провели следующий эксперимент: дали детям полутора, двух и трёх лет в качестве теста и диагностического материала доску с тремя вырезами (круглым, квадратным и треугольным) и три соответствующие деревянные фигуры – вкладыша. Показали, как вкладыши вставляются. Исследователи заметили, что полуторагодовалый ребёнок, пытаясь подражать взрослому, упорно суёт любую фигуру в любое отверстие, не считаясь с формой. Двухлетний ребёнок начинает действовать так же: прикладывает круг к квадратному отверстию – не лезет. Он не останавливается на этом. Переносит вкладыш к треугольному отверстию – опять неудача. И, наконец, прикладывает к круглому. Через несколько минут при помощи проб вставлены все фигуры. Это и есть мышление в действии. Ребёнок трёх лет решает задачу сразу, правильно размещая фигуры, потому что «пробы» выполнил в уме – ведь рука уже два года «учила» мозг. Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Ведь для названия признака надо отвлечься от самого важного в предмете – его функции, выраженной в названии предмета. Важно,  чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.

Четвёртый год жизни

Рука маленького труженика на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т. д.; с купанием и одеванием куклы – голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет готовить руку к письму. Руками ребёнок начнёт осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, вкус, структуру поверхности и многое другое. От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию. Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли». В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно – моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельности дополняли одна другую.  Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Держит карандаши пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит из  кубиков. Копирует круг, рисует человека без туловища).  Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.  Постепенно хаотичные восприятия ребёнка, накопленные за предыдущие три года жизни, начнут систематизироваться и упорядочиваться. Дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного  труда, конструирование, лепка).


         

 Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребенка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.  Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины. Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению. 
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

        

& 3. Методика сенсорного  воспитания

  Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает :
1) обучение детей обследованию предметов;
2) формирование представлений о сенсорных эталонах.
Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться спредстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
 Правила, общие для многих видов обследования :
· восприятие облика предмета ;
· мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др . ) ;
·  пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т. д. ) ;
· вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям ;
·  повторное целостное восприятие предмета.
 Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. 
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве. Во время  занятий развивается не только рука, но и речь ребёнка . повышается концетрация внимания, ведь ребенок знакомится предметами разного цвета, формы , величины.

Диагностические карты (отслеживаем навыки ребёнка):

 Рисование

Ф.И. ребенка

Умения

Держать правильно карандаш, кисть

Проводить прямые горизонтальные линии

Проводить прямые вертикальные линии

Рисовать предметы округлой формы

Ритмично наносить мазки

Называть изображенное

1

2

Лепка

Ф. И.ребенка

Умения

Раскатывать между ладонями прямыми движениями

Раскатывать круговыми движениями ладоней

Сплющивать комочек между ладонями

Отщипывать маленькие кусочки от большого куска (глины, пластилина)

1

2

3

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.


  Число занимающихся может быть разным — от 3—4 до 6—8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2—4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6—8 детей. 
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
 На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.  На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. 
 Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях. 
 Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. 
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов.
 Итак, основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам, для обогащения сенсорного опыта используют дидактические игры и пособия. 
Задачи, которые решаются с помощью таких игр и пособий, должны быть тесно связаны с теми сенсорно-познавательными процессами, которые осуществляются на занятиях, в труде, в детских играх, в быту. Задача дидактической игры – в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.

         

Заключение
Итак, сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития. В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Библиографический список

1.. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.

3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – с.76-78.

4. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4. – с. 3-9.

5 Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
6. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.

7. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста (программа,конспектызанятий) авт.-сост. Т.П.Высткова- Волгоград: Учитель , 2011

Детский сад № 19 Василеостровского района СПб

Меню сайта
Block title
Block content
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие включает в себя:

 -развитие органов чувств;

 -овладение сенсорными эталонами;

 -усвоения способов обследования предмета.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

-является основой для интеллектуального развития.

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

-развивает наблюдательность.

-готовит к реальной жизни.

-позитивно влияет на эстетическое чувство.

-является основой для развития воображения, внимания.

-дает овладеть ребенку новыми способами предметно-познавательной деятельности.

-обеспечивает усвоение сенсорными эталонами.

-обеспечивает усвоение навыков учебной деятельности.

-влияет на расширение словарного запаса ребенка.

-влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.

М. Монтессори – итальянский врач и педагог впервые начала применять свою систему сенсорного воспитания с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже дети с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали в развитии своим беспроблемным ровесникам. Принцип Монтессори – «Помоги мне сделать самому». Учитель является помощником детей. Все пространство принадлежит детям. Задача воспитателя: научить правильно работать с  материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей психических  процессов – ощущения, восприятия, представления.

В качестве эталонов выступают выделенные на протяжении истории человечества определенные системы, закономерные ряды форм, величин, цветов и.т.д., которые получили определенные речевое обозначение.

Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.

Ощущение – это простейшая форма познания отдельных свойств предметов.

Восприятие – осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, полученных от целостного предмета или от сложных, воспринимаемых, как единое целое явлений.

Ребенок овладевает способами обследования предметов, ориентирования, выделения определенных свойств -рассматривание, выслушивание, ощупывание, а также усваивает системы сенсорных эталонов и приобретает сенсорный опыт. Для детей организуются специальные занятия, дидактические игры по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных впечатлений. Затем сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.

Детей учат определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения: учат понимать и использовать слова-названия сенсорных эталонов. Основной метод-многократное повторение упражнений, сначала совместно с педагогом, а затем по подражанию. У детей с отклонением в умственном развитии имеются предпосылки сенсорного развития, так как сохранны все анализаторы, но внимание они фиксируют лишь на отдельных особенностях воспринимаемого объекта. Нерасчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводит к затруднениям восприятия, не только усложненного, но и простого материала. «Ребенок слушает, но не слышит, смотрит, но не видит» Е. Сеген. Поэтому необходима разработка определенной системы занятий, чтобы помочь детям легче усвоить задание, научить обследованию предмета. В обследовании предметов можно выделить основные моменты: 

1. восприятие целостного облика предмета.

2. вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств – цвет, форма, величина.

3. определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга-выше, ниже…

4. вычленение более мелких частей предмета.

5. повторное целостное восприятие предмета.               

Индивидуальное общение взрослого с ребенком является совершенно обязательным условием возникновения положительных эмоций и своевременного психического развития детей. Если эта потребность не удовлетворяется, то у ребенка резко снижается эмоциональное состояние. Игрушки сами по себе не могут обеспечить постоянное разнообразие и усложнение деятельности. Одни игрушки без соответствующих показов обучения могут своим внешним видом натолкнуть ребенка лишь на незначительный объем элементарных действий, например, шар прокатить, колечко надеть на палочку, вложить или вынуть из коробочки предметы и т.п. Многие впечатления останутся непонятными и даже незамеченными, а поэтому также не окажут положительного влияния на содержание деятельности ребенка до тех пор, пока педагог не привлечет внимание ребенка к ним, не расскажет о них, не установит через слово связь с предыдущим опытом ребенка.

Проблема возможностей развития сенсорно-перцептивной сферы у детей с выраженной умственной отсталостью является мало разработанной. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики. Следовательно, относительная сохранность сенсорно-перцептивной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по совершенствованию этой сферы, что в свою очередь позволит успешно решать задачи по социально-бытовой адаптации, а, следовательно, и наметить подступы к формированию таких личностных черт, как, самостоятельность, независимость и пр.

Недоразвитие сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью обусловлено не только органической неполноценностью центральной нервной системы, но и отсутствием ранней целенаправленной работы по сенсорному воспитанию. Формирование всех компонентов сенсорно-перцептивной деятельности, как мотивационно-потребностного,  так и операционно-технического, способствует более успешной реализации  потенциальных возможностей психического развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в целом.

Выделяют основные сенсорные эталоны, в каждом из которых определяют основные критерии , соответствующие возрасту ребенка по программе, которые ребенок должен усвоить.

Вход на сайт
Календарь

«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6
7
89101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
Кадровые технологи
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2023

Значение сенсорных ресурсов в образовании ребенка

Органы чувств. Взгляд. Запах. Звук. Трогать. Вкус. Пять маленьких слов, которые лежат в основе всего, что делают люди. Присутствует каждую секунду каждого дня, помогая нам собирать и обрабатывать информацию. Поэтому поощрение и развитие детских чувств является неотъемлемой частью обучения детей.

Более того, в современном мире дети подвергаются большему количеству раздражителей, чем когда-либо прежде. Например, исследование, проведенное в 2017 году в Америке, показало, что люди видят до 10 000 рекламных объявлений в день. Поэтому никогда не было так важно помочь детям развить механизмы выживания.

В нашем последнем блоге мы обсуждаем сенсорные игры, их важность в обучении детей и то, как наши ресурсы могут помочь детям расти и развиваться.

Что такое сенсорная игра?

Сенсорная игра включает любую деятельность, которая стимулирует органы чувств ребенка. Возьмите маленького ребенка, который исследует предметы в своем непосредственном окружении, кладя их в рот. Этот процесс, также известный как оральное исследование, является ключевой стадией детского развития, помогая детям исследовать вкус и текстуру объекта.

Давний аргумент заключается в том, что чем больше дети исследуют, тем больше они узнают. Следовательно, сенсорная игра — это всего лишь способ показать детям как можно больше различных чувств. Это стимулирует их разум, помогает им открывать окружающий мир и обрабатывать информацию, которую собирают их органы чувств.

Наука, стоящая за сенсорной игрой

По словам Джоанны Грейс, специалиста по сенсорному взаимодействию и интеграции и известного спикера TEDx, «s сенсорная стимуляция необходима для нашего когнитивного развития, а сенсорный мир помогает предотвратить стресс и тревогу у людей, независимо от способностей, инвалидности или нейродивергенции».

Не заходя слишком глубоко, по мере нашего роста у нас развиваются нервные пути. Эти пути строятся с использованием информации, полученной от наших органов чувств. Ярким примером этого является то, что ребенок кладет предметы в рот. По мере того, как мы повторяем этот опыт с течением времени, мы создаем более прочные и долговечные связи. Все это помогает лучше понять мир, в котором мы живем.

Важность введения сенсорной игры

Итак, мы рассказали, что такое сенсорная игра и как она может помочь развитию детей. Но почему сенсорная игра так важна?

Проще говоря, сенсорная игра помогает детям понять, кто они на самом деле. Это помогает развивать их воображение, креативность и чувство независимого исследования. Сенсорную игру также можно использовать, чтобы помочь детям исследовать свои эмоции, тревоги и разочарования.

Возьмем сенсорную комнату, которая часто заполнена различными ресурсами, материалами и машинами, и все они сосредоточены на различных сенсорных результатах или целях. Может быть пузырьковая трубка со светодиодами, меняющими цвет. Виброплита с различной интенсивностью. Или беспроводной динамик, воспроизводящий крики тропических птиц в далеком тропическом лесу. Каждый описанный предмет стимулирует разные чувства и вызывает разные реакции у каждого ребенка, который их испытывает.

Ресурсы, которые помогут доставить захватывающий и стимулирующий сенсорный опыт

Сенсорные ресурсы бывают разных форм и размеров, от книг и карточек с заданиями до сенсорных комнат и пространств на заказ. Каждый продукт имеет свою цель и чувство или чувства, которые он пытается стимулировать.

Тесно сотрудничая с отраслевыми экспертами, мы разработали ряд продуктов, специально предназначенных для стимулирования сенсорных ощущений. Вот лишь несколько примеров…

  • Сборник книг сенсорных историй , опубликованный в сотрудничестве с Джоанной Грейс, представляет собой удивительный и инклюзивный способ поделиться историей с помощью слов и чувственного опыта. Ими можно поделиться с кем угодно, и это отличный способ использовать чувства, чтобы оживить истории.
  • Сенсорная перетасовка
    — это забавный и увлекательный набор карточек с заданиями, которые побуждают детей всех возрастов участвовать в сенсорных исследованиях. Все занятия включают сенсорную стимуляцию и идеально подходят для обучения и развития. Карточки можно использовать в качестве учебного пособия как индивидуально, так и в групповой деятельности. Более того, они также подходят для использования дома, в школьных группах или на более структурированных сеансах терапии.
  • Отправляйтесь на природу, чтобы стимулировать чувства с помощью кругов сенсорных цепей . Идеально подходящие для проведения сенсорных исследований на улице, коврики для занятий помогут предупредить, организовать и успокоить сенсорную систему ребенка при подготовке к обучению.
  • Радужные факелы от Hope Education выводят игру с портативным светом на новый уровень. Набор из 6 фонариков идеально подходит для использования в классе и за его пределами для изучения и понимания мира. Их яркие светодиоды можно использовать в темных притонах, для игры с тенями и для исследования окружающего мира. Более того, различные режимы смены цвета помогают поднять создание логова на новый уровень и побуждают детей развивать навыки решения проблем и творческого мышления.
  • Сенсорный чемодан от LDA — идеальный ресурс для людей, которые хотят создать мультисенсорную среду обучения без необходимости выделения специального места. Сенсорный чемодан, вошедший в шорт-лист премии Bett Awards 2020, содержит ряд мультисенсорных предметов, которые можно разместить в небольшом углу комнаты, но при этом предлагая все те же преимущества, что и более крупные сенсорные ресурсы. Он поставляется в комплекте с высокой стойкой для изменения света с 15 различными режимами, включая свет, звуки и вибрацию.

Чтобы узнать больше о нашем ассортименте сенсорных ресурсов или добавить их к вашему выбору продуктов сегодня, свяжитесь с нашим торговым отделом сегодня.

Сенсорное обучение. Использование трех органов чувств для усвоения уроков

Эзра Гастин,

Мир полон возможностей, особенно когда речь идет об обучении детей. В рамках процесса обучения дети получают так много опыта через свои чувства, прежде чем переходят к дополнительному концептуальному мышлению. Младшие дети исследуют окружающий мир с помощью своих пяти органов чувств. Взаимодействуя с ним, они приобретают знания и понимание благодаря информации, которую предоставляют их органы чувств.

Сенсорное обучение — это метод обучения, при котором дети используют любое из своих пяти чувств, чтобы узнавать и понимать окружающую их среду. Со временем, когда дети постоянно сталкиваются с сенсорными входными данными в связи с повседневной деятельностью, они лучше знакомятся с этими входными данными и могут декодировать их более сложными способами.

Это мастерство приводит к улучшению навыков понимания, когда они начинают учиться в школе и учатся читать и писать слова на бумаге или на доске. Когда эти навыки учитываются в образовании ребенка, ему будет легче наверстать упущенное в навыках чтения и письма.

Как три чувства способствуют обучению 

Сенсорное обучение — это форма экспериментального обучения. Это способствует естественному любопытству детей к окружающей их среде по сравнению с другими формами обучения. Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Я никогда не учу своих учеников. Я лишь создаю условия, в которых они могут учиться».

Когда вы предоставляете ребенку возможности обучения, включающие сенсорное обучение в классе, ему предлагается использовать свои чувства для исследования своего окружения.

Этот подход поощряет естественную жажду детей к исследованиям и помогает им в их общем развитии, не навязывая им методы обучения.

С помощью трех органов чувств ребенок может исследовать окружающий мир со всем его богатством.

Зрение (визуальное обучение)

Из всей информации, которую мы получаем от наших пяти органов чувств, за большую ее часть отвечает наше зрение. Визуальная информация, которую ребенок получает на разных этапах своего взросления, отвечает за важные навыки, такие как выполнение повседневных задач, рисование, раскрашивание, чтение, письмо, копирование с доски и вырезание.

Такие игрушки, как пробирки и кубики слизи, лабиринты Magna и блестки (палочки, гель, подушечки и лампы) могут способствовать развитию зрения и зрительного восприятия.

Другие формы сенсорного обучения — слуховое или слуховое, а также тактильное или осязательное — также вносят важный вклад в сенсорную среду, стимулирующую ребенка к физическому и когнитивному обучению.

Осязание (тактильная система)

Когда дети исследуют осязание в своем окружении, хватая родителей за руки или игрушки, они ощущают форму, текстуру и размер. То, чему дети учатся через прикосновения на ранних стадиях развития, закладывает основу для таких навыков, как пользоваться расческой для волос, застегивать рубашку, держать карандаш или столовые приборы, печатать и так далее. Игры с песком, строительные блоки из пенопласта, терапевтическая замазка и мячики для объятий — вот некоторые из игрушек, полезных для развития в этой области.

Слух (слуховой)

Младенцы сначала узнают о звуке, слушая различные звуки в своем окружении, такие как голоса людей, музыка и звуки, исходящие от игрушек, таких как погремушки. Они также учатся сами издавать звуки, например, ворковать или плакать. Эти аспекты помогают развивать язык наряду с голосом и речью, которые влияют на общение, слушание, чтобы учиться, и восприятие музыки.

Важность мультисенсорного обучения

Одновременное использование зрительных, слуховых и кинестетико-тактильных путей и установление связей между ними составляют мультисенсорное обучение. Улучшает память и способствует обучению чтению и письму. По сути, «мультисенсорное обучение» основано на теории о том, что использование более чем одного чувства более эффективно для учащихся, и существует множество исследований, подтверждающих эту теорию.

Многолетние исследования показали, что человеческий мозг естественным образом приспособился к обработке мультисенсорных сигналов лучше, чем односенсорных. Более того, также выяснилось, что когерентность в повседневной жизни обеспечивается обработкой информации из мультисенсорных источников. Некоторые исследования также указывают на преимущества мультисенсорного обучения за счет одновременного задействования нескольких органов чувств.

Педагоги работают над тем, чтобы включить в свое обучение несколько чувств, чтобы дать учащимся более богатый опыт и лучшее понимание концепций.

Использование мультисенсорных методов может помочь учащимся лучше усвоить материал, а также повысить их когнитивные способности в таких областях, как рассуждение, решение проблем и критическое мышление.

Различные смыслы должны быть явно включены в учебную программу, чтобы обеспечить максимальную пользу, поскольку мультимодальные методы демонстрируют большие перспективы по сравнению с традиционными методами языка и аудирования. Кроме того, одновременное использование нескольких источников стимулов может по-разному вовлекать учащихся с течением времени и повышает уровень удержания.

Сенсорные уроки для детей с особыми потребностями

Мультисенсорное обучение может быть полезным подходом к обучению детей с особыми потребностями. Международная ассоциация дислексии (IDA) и Национальный институт детского здоровья и развития человека поддерживают мультисенсорное обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *