Разное

Методика обучения чтению это: Отечественные методики обучения чтению

Содержание

Обучение чтению – основные методы и этапы занятий

Рано или поздно перед каждым родителем возникает вопрос, как правильно научить ребенка читать: с чего начать, какую методику выбрать, учить самому или довериться специалисту? И такие вопросы возникают не зря, ведь обучение чтению – довольно сложный и длительный процесс, от которого во многом зависит дальнейшая учеба школьника. Мама и папа, как никто другой, знают, что лучше для их малыша. Они могут выбрать любой вариант обучения. Главное, чтобы изначально ребенок усвоил все этапы, и в дальнейшем его не пришлось переучивать. 

Обучение чтению дошкольников. С чего стоит начинать?

Взрослые с восхищением смотрят на малышей, которые уже в 3-4 года хорошо читают. Гордость вызывают не только детки, но и их родители, сумевшие в таком раннем возрасте их научить. Поэтому многие стремятся как можно скорее начать учить буквы, читать по слогам. Но опытные педагоги и психологи не рекомендуют начинать обучение чтению дошкольников до 5 лет. Считается, что именно в этом возрасте малыш уже созрел для качественных и эффективных занятий.

Есть два показателя, на которые можно опираться, чтобы начать учить ребенка читать. Если он очень интересуется буквами и текстами, которые видит, пытается их прочитать, просит научить его. Или же, если дошкольнику уже скоро отправляться в первый класс. Конечно, в школах нет жестких требований к подготовке учеников. Но будет лучше, если первоклассник овладеет первоначальными навыками чтения до того, как прозвенит его первый звонок.

В обоих случаях нужно задуматься, кто возьмет на себя роль преподавателя. Несомненно, эффективнее будет заниматься в специализированных центрах. 

Когда можно начинать учить ребенка читать?

Стремясь развить навыки ребенка как можно раньше, родители не всегда задумываются о том, как раннее обучение может повлиять на малыша. Пытаясь научить его читать в 2-3 года, взрослые забывают, что его мозг еще совершенно не готов к выполнению таких задач. Даже если ранее обучение пройдет успешно, то скорее всего в будущем возникнут проблемы со скоростью чтения или пониманием прочитанного. Это связано с тем, что малыш еще не способен эффективно пройти все этапы обучения. Поэтому лучше начать занятия около 5 лет. Также стоит обратить внимание на признаки готовности ученика. К ним можно отнести:

  • Отличное сенсорное восприятие.
  • Способность длительное время быть внимательным, делать элементарные умозаключения.
  • Умение сравнивать предметы сложной формы.
  • Развитая память и наглядно-образное мышление.
  • Самостоятельное познание.

Учитывая то, что все дети развиваются в своем собственном темпе, важно понимать готовность конкретного ребенка, а не подгонять обучение к возрасту. Ведь сложные мыслительные процессы требуют психологической зрелости человека.

Основные этапы и методы

При обучении чтению нужно принимать во внимание основные этапы, каждый из которых должен быть хорошо усвоен и закреплен учеником. Всем детям требуется разное время на освоение материала, поэтому кто-то быстрее пройдет первый этап, а кто-то следующий. Стоит не торопиться и уделить столько времени, сколько потребуется. 

Этапы:

  • Закрепление понятия «буква» и «звук»;
  • Усвоение фонетики;
  • Отличное знание алфавита;
  • Послоговое чтение;
  • Пословное;
  • Фразовое;
  • Текстовое.

При выборе методов обучения чтению можно обратить внимание на словесные, наглядные и практические. Словесный метод необходим в занятиях, он вызывает у ученика правильные ассоциации, эмоции и образы. Но он должен быть подкреплен и наглядным, и практическим. 

Наглядный метод характеризуется использованием разных дидактических материалов. Он интересен детям, ведь позволяет добавить разнообразия в учебу. Также благодаря наглядности ребята становятся более наблюдательными и внимательными. 

Когда были использованы первые два способа, можно переходить к практике. Именно практические занятия позволяют улучшить знания, повысить уровень умений и навыков.  

Методика обучения чтению. Как выбрать эффективные курсы?

Чтобы не ошибиться с выбором методики, быть уверенным, что ребенок готов учиться, а также сделать занятия интересными и эффективными, стоит обратить внимание на специальные программы, разработанные специалистами.

К таким примерам относится курсы обучения чтению Букварика и Читарика от Академии развития интеллекта SMARTUM. Благодаря качественной методике, ученики получают возможность не только правильно научиться читать, но и освоить осмысленное чтение, когда происходит полное понимание прочитанного. 

Букварика помогает ребятам освоить буквы и звуки, разобраться с азами фонетики. Читарика – это следующий этап, который непосредственно учит читать. Обучение имеет последовательный характер – малыш успевает усвоить и закрепить каждый из этапов обучения и только после этого переходит к следующему. 

За счет методики от опытных педагогов в конечном итоге ребенок сможет быстро и правильно читать, понимать прочитанный текст, самостоятельно с ним работать. Все это очень пригодится в начальной школе, ведь ребенок придет учиться уже подготовленным. Наличие навыков чтения позволит ему быстро адаптироваться к учебному процессу, более качественно усваивать материал.

Методики обучения чтению: что лучше?

Методики обучения чтению: что лучше?

Анна Шевякова
http://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/Txt/rev_read_meth.htm

Методы обучения чтению.

Фонетический метод.

Лингвистический метод

Метод «whole-language»

Метод Зайцева

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

Метод Мура

Метод Монтессори

Метод «look-say» или «phonics»?

Так ли необходим алфавит?

Существует ли методика обучения чтению, подходящая для всех языков?

Методики обучения чтению: что лучше?
Для большинства взрослых людей чтение – естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению – это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Зная все это, множество методистов пытается понять механизмы чтения, придумать методику, по которой было бы легко научиться читать. Хотя многие родители думают, что то, насколько быстро и хорошо их ребенок научится читать, не зависит от того, каким методом его обучают читать, а зависит от интеллекта, – на самом деле это не так. Два независимых исследования в 60-х и 70-х годах показали, что, в общем, способности в обучении чтению мало зависят от IQ. Более поздние исследования показали, что дети, имеющие трудности в обучении чтению, часто имеют IQ выше среднего.

Существует поверие, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу – научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это не так. К. Станович показал, что успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение – это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают, в целом, больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить важную «привычку» читать на всю жизнь.

Методы обучения чтению
XX-й век – далеко не первый, в котором придумывают новые подходы для обучения чтению. Каждый век методы обучения переоткрывают заново, говорят, какие они хорошие, естественные и логичные, потом же, когда мода на какой-то метод проходит, его забывают на несколько десятилетий, позже вновь переоткрывают.

Каждый из методов, придуманных в 20-м веке, либо целиком, либо частично, повторяет хорошо забытые старые методы. Но, как и в прошлом, каждый из них называется «новым», «естественным», «правильным» и «логичный».

Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению и к каким результатам они приводят.

Фонетический метод.
Фонетический подход состоит из системы обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе. Это система, центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв, и их произношением. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и, когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Фонетический метод подразделяется на два направления:

1. Метод систематической фонетики («systematic-phonics») – это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ – умение манипулировать фонемами. Не все программы, которые классифицируются как «systematic-phonics» удовлетворяют этим критериям. Однако, все они делают акцент на раннем и серьезном обучении звукам букв.

2. Метод внутренней фонетики («intrinsic-phonics») – это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способ идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется большее внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрах ниже, чем у метода систематической фонетики.

Различные исследователи выявили корреляцию между знанием букв и звуков и способностью читать.

И для начинающих и для продолжающих читателей знание букв и чувствительность к фонетической структуре (способность выделять фонемы) из устной речи является хорошим предсказанием будущих успехов в чтении, даже лучшим, чем, например, уровень IQ. Даже у людей, которые давно научились читать и читают, но испытывают трудности при чтении, эти трудности часто связанны с недостаточными знаниями буквенно-звуковых соответствий. Однако, наилучшие фонологические знания не обязательно переводятся в высокий уровень чтения. Напротив, и не удивительно, уровень чтения у более старших людей все больше коррелирует с уровнем IQ.

Лингвистический метод
Лингвистика – это наука о природе и о строении языка. Сейчас лингвистику используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать эти слова, особенно те, которые наиболее часто используются. Bloomfield предлагает сначала учить читать на словах, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся.

Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок научается определять соответствия между буквами и звуками.

Метод «look-say»
Другое его название – метод «whole-word» (метод целых слов).

Метод «целых слов» заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение по этому методу строится по принципу визуального распознавания целых слов. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению. Для того, чтобы научить читать, ребенку показывали целые слова и произносили их, то есть учили ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит около 50-100 слов, ему дают тексты, в которых эти слова часто встречаются.

В России этот метод известен как метод Домана – Гленн Доман все обучение чтению строит только на нем.

Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века. После 30-х годов исследователи выявили серьезные недостатки этого метода.

Метод «whole-language»
В чем-то эта методика напоминает метод whole-word, но больше полагается на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают детям прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.

Одна из целей подхода whole-language – сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода – что фонетические правила не должны объясняться обучающимся читать. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово не правильно – его не исправляют. Философский взгляд этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка – естественный процесс и дети способны сами его постичь.

Метод Зайцева
Как единицу строения языка Зайцев определил склад. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад – это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответствие – на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)
Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, то есть чтобы все слова читались так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения, буквы заменялись на обычные.

Метод Мура
Основа обучения – интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг – ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Также его программа включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.

Метод Монтессори
Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети научались соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в значащие предложения.

Метод «look-say» или «phonics»?
Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два – метод «look-say» и метод «phonics». Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.

До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. После 1930 года исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.

Был поставлен эксперимент для сравнения методов «look-say» и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода «look-say», другую – с помощью фонологического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода «look-say», быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонологического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше. Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что «фонологические» дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас чем дети, обученные читать с помощью метода «look-say».

В 80-х годах Симор и Элдер наблюдали за первоклассниками, обучающимися с помощью метода «целых слов». Исследователи обращали особое внимание на то, какие ошибки делали ученики. В одной из задач детям показывали карточки с подписанными картинками, и просили читать подписи к картинкам. Часто дети прочитывали слово, близкое по смыслу, но совершенно далекое по структуре. Например, «лев» вместо «тигр», «девочка» вместо «дети» и «колеса» вместо «машина». Исследователи сделали вывод, что эти дети обращают мало внимания на буквенно-звуковое соотношение: дети ассоциировали слово с определенным значением, но не всегда точно. За весь год обучения дети так и не научились читать новые слова без чьей-либо помощи.

Также у детей, обучающихся с помощью метода «целых слов», были большие трудности с чтением слов, в которых буквы записаны разными шрифтами (РоБиН), а «фонологические» дети испытывали большие трудности с чтением слов, в которых была изменена последовательность букв (цвиток) или некоторые буквы заменены на похожие, но другие (тслсвизор).

Возможно, что некоторые дети могут постигнуть правила фонетики самостоятельно, но большинство нуждается в явном обучении фонетике, иначе их навыки чтения пострадают. Это заключение частично основано на знании того, как хорошо читающие люди воспринимают слово на странице. Один из первых исследователей этого вопроса Джеймс Каттел показал, что если людям демонстрировать в течение короткого времени слова или ряд букв, то слова воспринимаются лучше. Поэтому кажется, что люди не читают слова по буквам. Новые исследования дали более точные знания об этом явлении. Например, исследования движения глаз во время чтения показывают, что хотя люди и замечают каждую букву как отдельный символ, они обычно воспринимают все буквы в слове одновременно.

Дольше занял ответ на вопрос: «Произносят ли хорошо читающие люди текст про себя?». Сторонники whole-language уже более 20-ти лет утверждают, что люди часто воспринимают значения слов из текста напрямую, без произнесения. Некоторые психологи и сейчас придерживаются такого взгляда, но большинство из них думает, что чтение – это процесс произнесения текста про себя, даже у хорошо читающих людей.

Самое убедительное доказательство этого последнего утверждения происходит из остроумных экспериментов Гай Ван Орден: когда испытуемого сначала спрашивали, например, «Это – цветок?», а затем показывали слово, например, «лилия» , и спрашивали, принадлежит ли это слово данной категории. Иногда испытуемому предлагали слово, которое звучит как подходящий ответ, например «лилийа», и действительно испытуемые часто идентифицировали эти слова как подходящую категорию, и эти неправильные ответы показывают, что читатель действительно преобразует последовательности символов в последовательности звуков, которые потом использует чтобы понять смысл.

Недавние исследования мозга показали, что даже у хорошо читающих людей во время чтения про себя активизируются те же области моторной коры, что и при чтении вслух. Есть и другие экспериментальные подтверждения тому, что чтение есть быстрое произнесение про себя. Например, при обучении англоязычных студентов чтению по-арабски гораздо больший успех в чтении новых слов имела группа, которой явным образом преподавали соответствия букв и звуков, по сравнению с группой, которую учили по методу «whole-word».

Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения, и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.

Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого студента, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.

Так ли необходим алфавит?
Конечно, вы можете сказать, что всем известно, что ребенок должен знать буквы, прежде чем он начнет читать слова. Но, как ни странно, можно научиться читать, не зная букв алфавита. Последователи метода «whole-word» призывают либо совсем не обучать ребенка буквам, либо обучить их буквам только после того, как они смогут прочитать около 100 слов самостоятельно.

Было проведено множество исследований и оказалось, что знание букв является очень хорошим предсказанием того, что у ребенка будут быстрые успехи в чтении. И знание букв является более сильным предсказателем, чем коэффициент интеллекта. Способность детей произносить звуки букв перед обучением чтению также предсказывает ранний успех в чтении.

Когда дети только начинают читать, корреляция между знанием букв и/или знаниями фонетики и их способностью читать очень высока. На каком бы уровне не тестировалось – от детского сада до института – знание букв и/или знание фонетики положительно ассоциируется со способностью читать (которая измеряется с помощью устного распознавания слов, связанного с чтением вслух, понимание в чтении про себя, или со скоростью чтения) и, конечно, с умением произносить слова по буквам.

Что же получится, если учить читать детей, не обучив их алфавиту?

Уиллоус, Борвик, Хэйврен провели такой эксперимент. Они учили читать детей с помощью предъявления карточек со словами. Детей разделили на две группы: первой группе показывали карточки, содержащие картинку и слово, второй группе предъявляли карточки, содержащие только слово. Каждую группу обучали одним и тем же четырем словам. Когда группы выучили эти четыре слова, т. е. правильно называли слова по карточкам, обе группы соединили вместе. Исследователи смешали карточки со словами и показывали соединенной группы и карточки со словами с картинками, и карточки, содержащие только слова. Выяснилось, что те дети, которых учили читать по карточкам с картинками, лучше читают слова на карточках с картинками и хуже – те же слова, но на карточках без картинок по сравнению с теми детьми, которых учили по карточкам без картинок. Дети, которых учили читать с помощью карточек со словами, но без картинок, лучше читали слова на карточках без картинок, по сравнению с детьми, которых учили по карточкам с картинками, но хуже читали слова на карточках с картинками.

Получается, что обратная сторона полезности картинок – это понижение внимания к напечатанному тексту (к буквам). Таким образом, если мы видим цель в том, чтобы помочь ребенку прореагировать на незнакомое слово (увидеть его образ) – то картинки помогают, а если же цель в том, чтобы привлечь внимание ребенка непосредственно к написанию слова – то картинки мешают.

Итак, теперь мы готовы ответить на вопрос: необходим ли алфавит? – Ответ: да, необходим.

Основная идея обучения алфавиту не в том, что дети должны знать все буквы, а в том, что дети должны обращать внимание на буквы. Знание букв и знание их звуков помогает обращать внимание на напечатанный текст. Известно, что интерес к буквам у маленьких детей положительно связан с успехом в чтении. Однако с возрастом важность букв и звуков для чтения меняется: в начальных классах школы знание букв и звуков важнее, чем образованность и хорошая устная речь, а в средней школе уровень читаемых текстов уже требует более высоких интеллектуальных и языковых способностей ученика (при наличии хорошего знания алфавита и соответствия букв звукам).

Знание алфавита, интерес к буквам, является следующим шагом в развитии ребенка, потому что алфавит – это абстрактный код, в отличии от реальных предметов, с которыми ребенок имел дело и раньше. Ребенок начинает использовать символьное представление информации, что является более высокой формой умственной деятельности. Возможно, что раннее введение алфавита подтолкнет развитие абстрактного мышления, так необходимое в нашем научном автоматизированном мире.

Существует ли методика обучения чтению, подходящая для всех языков?
Структуры разных языков отличаются друг от друга, какие-то больше, какие-то меньше. И методика обучения чтению должна быть подогнана под особенности той структуры языка, чтению на котором мы обучаем. Из этого следует, что не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке, но может быть наиболее подходящая методика, которая охватывает различные аспекты лингвистики какого-нибудь определенного языка. Общим может быть только подход к обучению: сейчас уже ясно, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков, но методы, какими дается фонетика, для каждого языка должны быть разными.

Метод “look-say” основан на том, что детей обучают словам, как целым единицам, и когда дети выучат около 50-100 слов, им дают тексты, в которых эти слова часто встречаются. Кажется, что этот метод лучше всего подошел бы для обучению чтению на китайском языке, однако последние 50 лет в Китае обучают детей читать слова сначала с помощью романского алфавита, и только потом с помощью китайских символов. Похожим образом детей из большинства многих других языковых групп обучают сначала отношения между буквами и звуками, которые с ними ассоциируются (фонемами).

Связь между буквами и фонемами не очень простая в языках с большим количеством слов-исключений, каким, например, является английский. Такие слова-исключения читаются не так, как пишутся. Правила чтения зависят от того, какой слог – закрытый или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой. Например, буква «b» произносится так же, как и в слове «bat». А буква «e» в конце слова не произносится, но удлиняет произношение предыдущей гласной: «pave» «save» «gave». Таким образом, в английском языке буквы могут произноситься или так, как написаны, или сами не произноситься, но влиять на произношение других букв. Именно поэтому в английском языке раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению (ITA) Джеймса Питмана, и сейчас очень популярен метод «whole-language». В данный же момент администрация Буша рассматривает проект обязательного введения фонетики в программу обучения по всем штатам Америки.

Правила чтения в русском языке гораздо проще – слова читаются так, как пишутся, исключение составляют лишь те слова, которые читаются не так, как пишутся, лишь из-за «лености» языка: безударные буквы произносятся так, как удобнее для произношения, и в безударных слогах звонкие согласные оглушаются (молоко -> малако, кров -> кроф) и некоторые буквы вообще не произносятся (солнце -> сонце). Но даже если мы будем читать слова по правилам, так, как они пишутся, – то это не будет считаться ошибкой и смысл слова от этого не изменится, как произошло бы в английском языке.

Несколько десятилетий назад в России была популярна методика: обучать сначала буквам и их названиям, их звукам, потом слиянию букв в слоги и чтению по слогам. Часто дети подолгу не могли усвоить разницу между названиями букв самими звуками, звучанием букв – их сбивали названия букв. К тому же, для первоначального чтения слоги слишком длинные, и ребенку трудно прибавлять букву к букве и удерживать это в голове, чтобы прочитать целый слог. Возможно, эффективнее было бы обучать читать по складам-фонемам, и не называть ребенку названий букв, по крайней мере, пока не научится читать. В русском языке складов не очень много, и ими удобно манипулировать, когда они записаны на кубиках. Кроме того, алфавит, буквенно-звуковое соответствие тоже легко усваивается, если обучать с помощью кубиков Зайцева – на гранях кубиков написаны и сами буквы. Из-за самой структуры русского языка, из-за того, что практически все слова читаются так, как пишутся, складовый принцип очень хорошо подходит для обучения чтению.

Итак, мы выяснили, что основное, чему надо обучать ребенка, если мы хотим научить его хорошо читать – это фонетике. Но постижение буквенно-звуковых соответствий чаще всего довольно скучное занятие, и в нем совсем не просто достичь быстрых успехов. Если обучать чтению только с помощью одной фонетики – то это, скорее всего, приведет к снижению интереса к процессу чтения у ребенка. А интерес поддерживать необходимо, чтобы не воспитать в ребенке отторжение чтения, к тому же заинтересованный человек постигает предмет обучения в несколько раз быстрее незаинтересованного. Для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, и ему интересно было бы обучаться чтению – надо дать ему импульс, показать, что учиться читать – увлекательное занятие. Интерес к чтению сформируется только в том случае, если ребенок довольно быстро достигнет успехов. Например, если научить ребенка распознавать несколько десятков слов, а этого легко можно достичь и при хорошем подходе, – это принесет ребенку радость и уверенность в собственных силах, и при этом его можно медленно но верно обучать фонетике. Для того, чтобы научить ребенка узнавать несколько десятков слов, можно подписать дома разные предметы, повесить под ними или на них таблички (стол, шкаф, диван, плита, и т. д.). Можно еще играть в «угадайку»: выбрать десяток слов и писать вместе с ребенком слова из этого десятка, просить угадывать ребенка угадывать, что написано. Такие игры обычно очень нравятся детям.

Однако, и самых маленьких детей можно готовить к обучению чтению в последующие годы: исследователи выявили, что самым важным занятием для построения знаний и навыков, которые в конце концов потребуются для чтения – это чтение детям вслух. Наивеличайший прогресс достигается, когда словарный запас и синтаксис читаемого всегда чуть-чуть выше, чем собственный языковой уровень ребенка. Для проверки этой гипотезы были выбраны пятнадцать родителей, которых научили, как правильно читать детям: активно вовлекать ребенка в чтение. Родителям предложили во время чтения задавать вопросы не на «да-нет», а требующие более развернутого ответа. Им предложили почаще делать паузы, оставлять незаконченные мысли, выслушав ответ ребенка предлагать альтернативные ответы, задавать все более и более сложные вопросы. Обучив родителей, их просили в течение месяца читать ребенку таким образом и записывать эти чтения на магнитофон. В то же время были выбраны пятнадцать необученных таким способом родителей, чьи дети были ровесниками детей из первой группы. Их тоже просили записывать свои чтения на магнитофон. Через месяц тех и других детей протестировали, и оказалось, что дети, чьи родители были обучены, перегоняли своих сверстников на 8.5 месяцев и в тесте на словесное выражение мыслей, и в словарном тесте – а это огромная разница для детей 30-ти месяцев от роду.

Общей методики для обучения чтению на любом языке не существует, однако есть важные элементы, из которых состоит чтение, и их надо освоить каждому, кто хочет научиться хорошо читать. Эти элементы оказываются одними и теми же для всех алфавитных языков – это звуко-речевой код, буквенно-звуковое соответствие. Как их осваивать – зависит от структуры языка, чтению на котором мы обучаем, но обучать этим элементам все равно надо для того, чтобы сделать процесс чтения легким, приятным и чтобы усваиваемость прочитанного материала была максимально высокой.

Метки: обучение чтению

Обучение чтению – Теория и методика обучения иностранным языкам (Разное)

Тема: Обучение чтению

План:

1. Характеристика чтения (понятие, функции, структура чтения).

2. Текст – основная учебно-методическая единица обучения чтению.

3. Виды чтения.

4. Цель и принципы обучения чтению в средней школе.

5. Методики обучения чтению.

            Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.

            При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности  занимает ведущие место по своей важности и доступности. Оно выполняет следующие функции:

6. Прививает навыки самостоятельной работы.

7. Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования.

8. Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).

9. Расширение кругозора.

10. Прививает любовь к книге.

            Для достижения поставленных целей необходимо приобщать к чтению художественной, публицистической, научной и специальной литературы на иностранном языке.

            Предметом чтения является чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию при зрительном восприятии текста.

            Продуктом – умозаключение, понимание смыслового содержания.

            Результат – воздействие на читающего и его собственное речевое или неречевое поведение.

            Единица этого вида речевой деятельности – смысловое решение, принятое на основе переработки извлекаемой информации и ее присвоения.

            В основу обучения чтению положены следующие принципы, выделенные С.К.Фоломкиной:

11. обучение чтению – это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;

12. обучение чтению должно строиться как познавательный процесс;

13. обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся;

14. обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.

            Как и всякая человеческая деятельность, чтение имеет трехфазовую структуру. А именно:

15. Мотивационно-побудительная фаза этой деятельности, т.е. зарождение потребности, желания, заинтересованности в ее осуществлении. Она приводится в действие специальной коммуникативной задачей, создающей установку на чтение. Ориентирует  на извлечение всей или основной, определенной информации. Это определяет замысел и стратегию чтения.

16. Аналитико-синтетическая часть чтения протекает либо только во внутреннем плане (понимание при чтении про себя),  либо во внутреннем и внешнем плане (понимание при чтении вслух) и включает психические процессы: от зрительного восприятия графических знаков, известного и частично неизвестного языкового материала и его узнавание к его осознанию и принятию смыслового решения, т. е. к пониманию смысла.Следовательно, при чтении аналитико-синтетическая часть включает в себя исполнительную.

17. Контроль и самоконтроль составляют третью фазу чтения как вида речевой деятельности, обеспечивающую вынесение понимания во внешний план. Это может осуществляться с помощью других видов речевой деятельности – говорение и письма. А также невербально, например, с помощью сигнализации или поступочной реакции.

             Все сказанное выше позволяет уточнить характеристику чтения как сложного вида речевой деятельности. Имеющей внутренний и внешний план, протекающий в двух формах (вслух и про себя), осуществляющейся в тесном взаимодействии с другими видами речевой деятельности.

            Основной учебно-методической единицей обучения чтению является текст. Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную прагматическую установку его создателя. Как единице тексту, помимо воспроизводимости в разных условиях, свойственна целостность, социальная обусловленность, смысловая законченность, проявляющаяся в структурно-смысловой организации речевого произведения, интеграция частей которого обеспечивается семантико-тематическими связями, а также формально-грамматическими и лексическими средствами.

            В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. К. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

            Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в текст для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные  средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.

            Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.

            Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации.

            Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.

            По функции чтения выделяют следующие виды:

            Познавательное – чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально.

            Ценностно-ориентационное – чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности.

            Регулятивное – чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте [26].

            В двух последних случаях чтение выступает уже одновременно как средство обучения.

            Целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений чтение как вида речевой деятельности, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.

            Принципы обучения чтению:

18. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой действительности. Соблюдение этого принципа важно для правильной ориентировки мотивации учащихся. Часто тексты нужны только для ознакомления. Чтение должно выступать и целью. Это достигается, если текст рассматривается как материал для практической деятельности. Чтение текста всегда включает в себя понимание и вербальную и невербальную коммуникацию.

19. Чтение должно строится как познавательный процесс. Важное значение имеет содержание текста. Содержание предопределяет будут ли учащиеся относится к чтению на иностранном языке, как способу получения информации. Все тексты должны представлять интерес и быть значимыми.

20. Принципы опоры на имеющиеся у учащихся опыт чтения на родном языке.

21. При обучении пониманию текста следует опираться на овладение учащимися структурой языка. Связь текста с лексикой и грамматикой.

22. Включение не только рецептивной, но и репродуктивной деятельности.

23. Принцип автоматизации приемов чтения. Необходимо развивать технику чтения.

            На сегодняшний день существует множество методик для обучения чтению.

            Методика И.Л. Бим базируется на поэтапной организации обучения чтению: от ориентировки в отдельных действиях на разных уровнях организации материала (слово, словосочетание, отдельное предложение, связанный текст) к исполнению этих действий и осуществления чтения в целом, причем сначала в форме громкого чтения и, затем через специально организованный переход – обучение чтению про себя и дальнейшего формирование в его русле действий по распознаванию текста.

            И.Л. Бим выделяет четыре типа упражнений:

1. ориентировочные упражнения

2. исполнительные упражнения первого уровня

3. исполнительные упражнения второго уровня

4. контрольные упражнения.

            I тип упражнений:

А – ориентирующие в осуществлении данной деятельности упражнений, направляющие внимание учащихся на отдельные стороны техники чтения вслух и на развитие отдельных механизмов чтения: на уровне слова на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне связанного текста.

Б – упражнения, ориентирующие в технике чтения про себя. Они, как правило, осуществляются на уровне предложения и связанного текста.

            II тип упражнений – исполнительские на уровне тренировки в чтении как опосредованном общении. Они осуществляются на связанном тексте, предполагают многократное возвращение к нему и фиксируют внимание школьников как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех, т.е. на том как читать, чтобы добиваться понимания: с опорой ли на догадку или с использованием словаря. Они могут содержать различные опоры: изобразительные (рисунки, шрифт), вербальные (сноски с комментарием, переводом, синонимами).

            III тип упражнений – контролирующие, специально используются для определения сформированности умения читать. Это практически могут быть те же упражнения, но нацеленные именно на контроль, а также специальные тесты: на множественный выбор, на восстановление пропущенных слов и другие. Контролирующие упражнения могут как бы входить в программу действий с текстом, а могут выступать и в качестве самоцели, например, при итоговом контроле чтения в конце работы над параграфом.

            Методика Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской основана на поэтапной работе с текстом. Они выделяют три этапа работы над текстом:

24. Предтекстовый – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовки и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.

25. Текстовый – чтение текста отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения.

26. Послетекстовый – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.

            Для формирования навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах Е. А. Маслыко и П.К. Бабинская  предлагают разработанную систему упражнений. [26].

            Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста.

            Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и  интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем поблеем.

            Цель третьей группы упражнений – развить умения продуктивного характере, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение, и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица » .

            С.Ф. Шатилов дает рекомендации по работе с текстом. Он предлагает работать с текстом через его форму.

            Для обучения чтению более сложных текстов с полным пониманием, проводимое в старших классах, необходимо формировать у учащихся умение самостоятельно преодолевать трудности при извлечении информации с помощью аналитических действий, что делает необходимым анализ непонятных мест.

            Трудности понимания немецких текстов часто связаны с флективно-аналитической особенностью немецкого языка. Это связано с явлением грамматической омонимии, особо опасной при чисто формальном подходе к анализу.

            С.Ф. Шатилов в своем подходе два вида аналитических упражнений на распознавание сходных элементов:

 – Частичное семантически-формальное аналитическое действие, целью которого является уточнение неточно понятных грамматических явлений при понимании контекста в целом. Ученик идет от смысла контекста к анализу грамматической формы.

 – Формально-смысловое аналитическое действие – преследует цель выяснить значение непонятных грамматических явлений при непонимании микротекста. В этом случае ученик вынужден исходить из формальных признаков грамматического явления и выявлять его функцию (значение) в данном контексте.

            При работе над лексической стороной чтения С.Ф. Шатилов уделяет особое внимание упражнениям, развивающим у учащихся контекстуальную догадку с опорой на структуру слов.

  Пристального внимания заслуживают и упражнения в связи со словарем:

– на ориентировку учащихся в алфавите на основе знания последовательности букв алфавита;

– на освоение общепринятых условных обозначений и на их дешифровку;

–  упражнения на формирование умения трансформировать любую грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте;

– упражнения в нахождении в словаре нужного для данного контекста значения многозначного слова, устойчивых фразеологических словосочетаний;

– упражнения на определение значения сложного слова по его элементам. [49].  

            Г.В. Рогова считает, что необходимо обучать чтению в два этапа:

– обучение чтению вслух,

– обучение чтению про себя.

   При обучении чтению вслух используются следующие режимы:

            I режим. Чтение вслух на основе эталона.

Эталон может исходить от учителя, он может быть дан в записи. В обоих случаях чтению вслух предшествует определенная аналитическая стадия, которая заключается в звуко-буквенном анализе трудных явлений и в разметке текста. Эталон звучит дважды: выразительно, сплошным текстом, затем с паузами, во время которых учащиеся читают, стараясь подражать эталону («паузированное чтение » ). В заключении наступает сплошное чтение текста учащимися, сначала шепотом, затем – вслух. Показателем правильности выступает интонация и решение элементарных смысловых задач.

            Однако злоупотреблять чтением вслух на основе эталона не следует, так как большой удельный вес имитации может привести к пассивности восприятия, что замедлит обучение чтению. Поэтому этот режим необходимо сочетать с самостоятельным чтением без эталона.

            II режим. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени.

Этот режим максимально активизирует восприятие графической материи учащимися, повышает их ответственность. Последовательность работы при этом такая:

27. «Рецепция » в виде чтения про себя с последующей разметкой текста. Здесь чтение выступает как средство нахождения интонации, то есть как стадия чтения вслух

28. «Взаимное чтение » . В ходе парной работы учащиеся сначала проверяют разметку текста друг у друга, затем по очереди читают друг другу текст. Взаимное чтение усиливает обращенность и общую выразительность чтения.

            III режим. Чтение без эталона и предварительной подготовки.

Здесь различают две последовательных стадии: чтение без эталонов и предварительной подготовки проработанных ранее текстов и новых.

            Чтение вслух ранее проработанных текстов направлено прежде всего на развитие беглости и выразительности чтения. Его следует проводить периодически в конце работы над темой , когда накапливается 3-4 текста. Такое чтение нужно устраивать как своеобразный «смотр сил » , его можно организовать в виде «конкурса на лучшего чтеца » .

            Чтение новых текстов также производится без подготовки во времени. Такое чтение максимально приближается к естественным условиям чтения на иностранном языке, при которых учащиеся выделяют незнакомый языковой материал, распознают потенциальный словарь, в целом приобщаются к восприятию и пониманию незнакомых частей текста. Этот режим чтения вслух предполагает активизацию мыслительных процессов.

            Все названные режимы обучения чтению вслух должны использоваться в совокупности.

            Обучение чтению про себя также имеет большое значение. Приобщение к чтению про себя начинается уже на начальном этапе, являясь подчиненной формой чтения вслух. Иногда оно используется как определенная стадия обучения чтению вслух, когда процессы восприятия и понимания еще не стали симультанными; учащиеся глазами пробегают текст. Схватывая его общее содержание, отыскивая адекватную интонацию. Затем чтение про себя начинает «пробиваться » как самостоятельная деятельность сначала в небольшом объеме, а потом расширяясь от класса к классу.

            При работе с текстом учащиеся должны соблюдать следующие правила:

29. читать текст на ИЯ – не значит переводить каждое слово;

30. для понимания любого текста важную роль играет жизненный опыт;

31. для того чтобы понять текст или спрогнозировать, о чем будет идти в нем речь, необходимо обратиться к заголовку, рисункам, схемам, таблицам;

В лекции “Важнейшие функции и свойства упаковки” также много полезной информации.

32. при чтении текста важно опираться на то, что известно в нем (известные слова и выражения) и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении слов;

33. обращаться к словарям лишь в тех случаях, когда другие средства исчерпаны.

Пересказ текста: за или против

            Различают коммуникативный и некоммуникативный пересказ.

            Некоммуникативный – сплошной пересказ без учебной коммуникативной задачи. Он в школе не нужен, так как учащиеся запоминают языковую форму текста без осмысления информации, работает механическая память.  В результате учащиеся не запоминают ни лексику, ни грамматику, ни саму информацию.

            Коммуникативный – предполагает решение коммуникативной речевой задачи. Это заставляет учащихся осуществлять содержательную и языковую реконструкцию текста и отбирать важную информацию, интересные детали и устанавливать между ними связи.

Методы чтения для учащихся с LD

Автор: Американская ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения

Для лиц с ограниченными способностями к обучению процесс обучения чтению может прерваться из-за механики чтения или понимания, а также на любом из конкретных уровней навыков.

Также важно отметить, что дети с ограниченными возможностями обучения не всегда приобретают навыки в нормальной последовательности развития. Если человек не развивает адекватную фонематическую осведомленность в период, предшествующий чтению, эффективное декодирование может оказаться невозможным, что влияет на развитие навыков беглого чтения и понимания.

Также дети с ограниченными возможностями обучения часто приходят на задание по чтению с проблемами понимания устной речи. При оценке и планировании обучения рассмотрение этих проблем с пониманием устной речи может облегчить приобретение понимания прочитанного.

Ни один метод чтения не будет эффективным для всех учащихся с ограниченными возможностями обучения. Большинство людей с ограниченными возможностями обучения выиграют от применения различных методов. Преподаватели нуждаются в репертуаре методов обучения.

Учителя должны уметь соответствующим образом и систематически модифицировать или комбинировать методы, а также использовать различные методы для удовлетворения меняющихся потребностей человека. Выбор подходящей программы для учащегося – непростая задача, требующая тщательной оценки того, на каком этапе развития находится учащийся.

Нередко, например, можно наблюдать человека со всеми навыками, предшествующими чтению, многочисленными навыками понимания и простыми навыками декодирования, приобретенными в ходе обучения учащегося механическому чтению. Из-за того, что может отсутствовать понимание сложных навыков декодирования, страдает беглое чтение.

Учащиеся с ограниченными возможностями обучения должны быть обеспечены надежными стратегическими подходами, расширяющими их возможности как читателей, а не позволять учиться и усваивать неверные методы.

Выбор подходящего метода

Важной частью выбора подходящего подхода к обучению является понимание индивидуального профиля обучения. Диагностическая программа необходима для выявления учащихся с трудностями в обучении. Когнитивный профиль также необходим для точного определения потребностей учащихся, их сильных и слабых сторон, наличия у них проблем с оперативной памятью, неадекватных языковых навыков и т. д.

Учащихся с ограниченными возможностями обучения необходимо подробно обучать стратегическим подходам. Им нужно, чтобы идеи были явно ясны для них.

Лица с ограниченными возможностями обучения, которым необходимо работать над механикой чтения, часто реагируют на специально обученные методы развивающего чтения с акцентом на код, такие как фонетические, лингвистические или мультисенсорные подходы. Некоторые из наиболее популярных подходов кратко описаны ниже.

  • Фонический подход

    Фонический подход обучает распознаванию слов посредством изучения ассоциаций графема-фонема (буква-звук). Учащийся изучает гласные, согласные и их сочетания, а также учится произносить слова, комбинируя звуки и смешивая их в слова. Связывая звуки речи с буквами, ученик учится распознавать новые и незнакомые слова.

  • Лингвистический метод

    В этом методе используется метод “целого слова”. Слова изучаются в семействах слов или аналогичных образцах правописания и только как целые слова. Учащегося не учат напрямую отношениям между буквами и звуками, а учат их через минимальные различия слов. По мере того, как ребенок прогрессирует, слова с неправильным написанием вводятся как слова-зрители.

  • Мультисенсорный подход

    Этот метод предполагает, что некоторые дети лучше учатся, когда контент представлен в нескольких модальностях. Мультисенсорные подходы, которые используют отслеживание, слух, письмо и зрение, часто называют методами VAKT (визуальные, слуховые, кинестетические, тактильные). Мультисенсорные методы могут использоваться как с фоническими, так и с лингвистическими подходами.

  • Техника неврологического отпечатка

    Это техника быстрого чтения. Инструктор читает отрывок в довольно быстром темпе, при этом голос инструктора направлен в ухо студенту. Учитель начинает как доминирующий голос чтения, но постепенно ученик тратит больше времени на руководство этими занятиями.

    Учащиеся, которые изучали механику без надлежащего обучения беглому чтению, часто выигрывают от этого, как и учащиеся, которые читают медленно или колеблются в отношении ряда слов, но могут идентифицировать большинство слов в предложении. Студенту предлагается прочитать отрывок без ошибок. Этот метод работает наиболее эффективно, когда он практикуется в течение коротких периодов времени каждый день.

  • Подход с языковым опытом

    Подход с языковым опытом использует разговорную речь детей для разработки материала для чтения. Этот подход использует уровень устной речи каждого учащегося и личный опыт. Материал пишется ребенком и учителем для чтения с использованием опыта каждого ребенка. Это можно делать в малых группах и индивидуально.

    Знакомство с содержанием и словарным запасом облегчает чтение этих рассказов. Каждый ребенок может разработать книгу для чтения и перечитывания. Такой подход помогает детям узнать, что такое чтение, и что мысли и опыт могут быть переданы в печатном виде.

  • Поддержка понимания прочитанного

    Лица с ограниченными возможностями обучения, которым необходимо работать над пониманием прочитанного, часто реагируют на специально обученные стратегии, которые способствуют пониманию, такие как беглый просмотр, сканирование и методы обучения. Эти методы помогают уловить суть, а затем внимание обращается на детали текста с помощью процедуры закрытия.

    Процедура закрытия основывается на стремлении учащегося заполнить недостающие элементы и основана на гештальт-принципе закрытия. С помощью этого метода каждое пятое-восьмое слово в отрывке удаляется случайным образом. Затем учащийся должен вставить пропущенные слова. Эта методика развивает навыки чтения и понимание не только значения слов, но и структуры самого языка.

Выводы

Людям с ограниченными возможностями обучения обычно требуются различные подходы к обучению, чтобы сделать их образовательный опыт более продуктивным. Не существует одного наилучшего подхода к обучению чтению учащихся с ограниченными возможностями обучения. Существует множество доступных методов чтения, и продолжаются споры о том, какой из них предпочтительнее.

Крайне важно, чтобы преподаватели понимали как учащегося, так и различные доступные методы чтения, если учащийся хочет получить наилучший возможный опыт обучения. Нельзя переоценить важность комплексной оценки, которая приведет к назначению вмешательства.

Не менее важным является представление о том, что учителя должны иметь возможность эффективно и систематически изменять различные методы для удовлетворения потребностей отдельных детей с ограниченными возможностями обучения.

По материалам: LDA Newsbriefs Education Committee. (март/апрель 1998 г.). Методы чтения и нарушения обучаемости. Сводки новостей LDA. Американская ассоциация инвалидов по обучению.

Перепечатки

Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.

Связанные темы

Учебный план и инструкция

Неспособность к обучению

Трудные читатели

Новые и популярные

100 детских авторов и иллюстраторов, которые должен знать каждый

Новая модель обучения высокочастотным словам к созданию инклюзивных праздников грамотности для детей с проблемами обучения и внимания

Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

Наши блоги по грамотности

Обучение учащихся использованию контекста

Дети и образовательные средства массовой информации

Познакомьтесь с Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторами книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You

Get Widget |

 Подписаться

Обучение чтению: стратегии и методы

Различные исследования показывают, что популяризация чтения может оказать большое влияние на детей и их будущее. В этой статье мы рассмотрим стратегии и методы поддержки обучения чтению и пониманию в начальной школе и за ее пределами.

Существует несколько способов научить детей читать. Поэтому важно иметь ряд различных стратегий и методов для поощрения обучения у разных учащихся.

Обучение чтению: стратегии и методы

  1. Чтение вслух учащимся
  2. Предоставление учащимся возможности читать, писать и говорить о текстах
  3. Повторное чтение текстов для поддержания беглости
  4. Обучите детей инструментам для определения слов, которых они не знают
  5. Предоставить время для изучения разговорного языка, включая словарный запас и правописание
  6. Использовать предварительные знания для создания соединений
  7. Предсказать
  8. Визуализация
  9. Суммировать
  10. Обучение навыкам критического мышления

Ранние годы: стратегии обучения чтению

Преподавание и обучение грамоте являются основной обязанностью учителей и школ. Вместе с тем обучение чтению и письму является сложной и высококвалифицированной профессиональной деятельностью. Многие учащиеся начинают ходить в школу с небольшими знаниями о том, как читать и писать. Перед учителями стоит задача помочь детям преодолеть значительный разрыв между их письменной и устной речью. Научиться читать очень важно: исследования показывают, что чтение для удовольствия может:

  • Способствовать улучшению здоровья и благополучия
  • Помогите построить социальные связи и отношения
  • Увеличьте шансы на социальную мобильность.

Развитие грамотности — это развивающийся и нелинейный процесс, который включает в себя базовые навыки (фонематическая осведомленность), распознавание слов, беглость чтения, словарный запас и понимание прочитанного (Simms & Marzano, 2018).

Для достижения максимальных успехов учащегося учителя должны:

  • Понимать, как учащиеся осваивают эти навыки, и
  • Внедряйте лучшие практики при обучении этим навыкам.

Обучение чтению должно включать знакомство с широким спектром увлекательных книг разных жанров. Студенты также должны иметь опыт чтения с помощью различных средств, таких как интерактивные приложения и веб-контент.

Вот 10 стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь своим ученикам развить навыки чтения и улучшить понимание.

1. Читайте вслух учащимся

Регулярно читайте вслух в классе и поощряйте родителей делать то же самое дома. Чтение вслух имеет много преимуществ для учащихся, включая улучшение понимания, развитие навыков аудирования и расширение их словарного запаса.

2. Предоставьте учащимся возможность читать, писать и говорить о текстах

Регулярно предоставляя учащимся время для чтения, письма и разговоров о текстах, вы можете улучшить развитие их навыков во многих областях. Например, если вы будете больше читать, вы станете лучше писать. Говоря о текстах и ​​слушая точки зрения одноклассников, маленькие дети также имеют возможность углубить свое понимание. Поощряйте родителей и дальше вовлекать юных читателей, предлагая им помочь своему ребенку находить сложные слова и задавать вопросы по тексту, которые будут способствовать обсуждению.

3. Повторное чтение текстов для поддержания беглости речи

Разрешить учащимся читать одни и те же тексты несколько раз. Делая это, они не только развивают беглость речи, но и укрепляют уверенность в себе. Чем увереннее они станут в своих навыках чтения, тем больше вероятность того, что им понравится чтение.

4. Научите детей приемам определения слов, которых они не знают

Обучение учащихся чтению для достижения конечной цели — самостоятельного чтения начинается с явного обучения коду мы используем для расшифровки слов. Это начинается с обучения фонематическому слуху.

Вот некоторые другие стратегии, поддерживающие обучение фонетике:

  • Для начинающих читателей выбирайте слова, которые можно расшифровать. Это обычные варианты написания с обычными звуками. (Напр. такой – /s/ /u/ /ch/ не ушел )
  • Озвучивайте каждую фонему и смешивайте по мере продвижения, возвращаясь к первому звуку каждый раз, когда добавляется звук. Удерживайте звук (пойте), затем добавьте следующий звук. Бывший. /g/, /r/, gr—, /ow/, расти.

Примечание: учащиеся могут посмотреть на картинки для понимания контекста, но это не поможет им расшифровать слова. Поскольку мы призываем учащихся читать более сложные тексты, у них не будет иллюстраций, на которые они могли бы положиться, поэтому поощряйте их не использовать картинки для расшифровки сложных слов.

Это может включать в себя комбинирование стратегий, таких как:

  • Произношение слова с помощью звуковых знаний
  • Глядя на картинки
  • Пропустить слово и вернуться к нему после прочтения остальной части предложения
  • Думая о том, что имело бы смысл.

Как учитель начальных классов, вы можете поддерживать семьи своих юных учеников, делясь фоническими ресурсами. Предоставляя родителям практические ресурсы, вы настраиваете их на продуктивное и позитивное чтение с ребенком.

5. Предоставьте время для изучения разговорной речи, включая словарный запас и правописание

Комплексный подход к обучению чтению также включает выделение времени для развития дополнительных навыков, таких как:

  • Разговорный язык, в том числе посредством разговора или устных презентаций
  • Словарный запас, например составление списков классов при чтении текстов
  • Правописание
  • Грамматика, например, с помощью небольшого видеоконтента, такого как серия Grammar Miniclips.
6. Используйте предварительные знания для установления связей

Каждый учащийся привносит уникальные предварительные знания в свое обучение чтению. Это знание представляет собой сумму всех переживаний, которые они привносят в чтение или просмотр текста. Это может включать личный опыт, культурный или религиозный опыт и концептуальные знания. Предварительные знания помогают юным читателям делать выводы из текста, навык, признанный предиктором понимания прочитанного на различных этапах развития и одним из факторов, определяющих сложные способности чтения. Ранний читатель может активировать предыдущие знания и устанавливать связи на каждом этапе.

  • Прежде чем читать, они могут спросить: «Что я уже знаю по этой теме?»
  • Во время чтения они могли подумать: «Эта часть текста похожа на…»
  • После прочтения они могут сказать: «Теперь я знаю больше об этой теме».
7. Предсказание

Предсказание — это предвидение и проработка будущих действий и идей. Ранний читатель может использовать предсказание на каждом этапе чтения.

  • Прежде чем читать, они могут предложить: «Судя по обложке, эта книга будет о…»
  • Во время чтения они могли угадать, какое слово будет следующим в предложении.
  • После прочтения они могли прокомментировать правильность своих прогнозов.
8. Визуализация

Визуализация сочетает в себе использование ваших органов чувств и активацию предшествующих знаний для создания ментальной картины. Попросите учащихся создать «мысленный фильм». Юные читатели, особенно по наущению учителя или родителей, могут опираться на свои чувства, чтобы представить себе запахи, звуки, вкусы и образы, которые сопровождают рассказ, который они читают, — как спектакль или фильм в своем воображении.

9. Резюме

Научить учащихся вспоминать основные моменты или идеи рассказа непросто. Во-первых, они должны быть в состоянии привести историю в порядок, затем изложить ее своими словами, прежде чем они смогут сформулировать «резюме» основных идей автора. Чтобы начать учиться обобщать, молодые студенты могут потренироваться:

  • Выбор ключевых слов из абзаца
  • Поиск тематического предложения (часто находится в начале или в конце абзаца)
  • Ответы на общие вопросы об истории
  • Рассказ истории своими словами
10.
Обучать навыкам критического мышления

Критическое мышление заставляет читателей задуматься о том, почему автор создает текст именно так (авторская цель). Вы можете предложить юным читателям задать некоторые из следующих вопросов, чтобы заставить их критически осмыслить то, что они читают:

  • Почему автор написал этот рассказ?
  • Что упустил из рассказа автор?
  • Как я отношусь к этой истории?

Стратегии понимания прочитанного

Возможности обучения пониманию прочитанного появляются на всех уровнях учебной программы. Хорошее понимание основано как на лингвистических знаниях, так и на знании мира, в котором мы живем. Учащиеся развивают навыки понимания в ходе высококачественных дискуссий с учителями, а также в результате регулярного чтения и обсуждения различных текстов разных жанров. Поэтому стратегии чтения, обсуждавшиеся ранее в статье, следует практиковать, закреплять и расширять по мере того, как учащийся продвигается в школе.

Подрастающие читатели должны научиться читать по строкам, между строк и дальше строк. Чтение будет включать буквальное, интерпретативное и умозаключительное понимание по мере того, как оно становится более сложным. По мере того, как учащиеся становятся более продвинутыми, они изучают такие понятия, как перенос знаний в новые контексты и понимание точки зрения автора, цели и целевой аудитории. И когда они приобретут эти навыки, они смогут критически анализировать сообщения и информацию в различных режимах грамотности для различных целей.

Рекомендации для учителей по развитию понимания прочитанного:

  • Убедитесь, что ваши ученики проводят много времени за чтением увлекательных текстов.
  • Выберите тексты для учащихся, поддерживающие аутентичное обучение. Это могут быть тексты по темам или по интересам.
  • Предоставьте учащимся доступ к ряду текстов в различных жанрах (мультимодальные, печатные, изображения, анимация, графические представления, видео, аудио, диаграммы/диаграммы, газеты/журналы, художественная литература, научно-популярная литература).
  • Определите и обсудите словарный запас из форматированных текстов со своими учащимися.
  • Дайте вашим учащимся время поговорить друг с другом о текстах, которые они прочитали и прослушали.
  • Дайте учащимся время написать и обдумать прочитанное.

Оживите уроки английского языка для своих учеников

ClickView предлагает широкий выбор обучающих видео для использования на уроках ELA для учащихся начальных, средних и старших классов. Мы регулярно выпускаем высококачественные видеоролики, соответствующие учебной программе, и добавляем их в коллекцию.

Просмотр ресурсов по искусству английского языка

Четыре метода обучения чтению – katkoota

Кредит https://realkidsread.club

Чтение – один из самых важных навыков, которому вы можете научить ребенка. От этого умения зависит успех ребенка не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Чтобы научить ребенка читать, необходимо знать разные методы обучения чтению и применять их. В этой статье мы объясним общие методы, используемые для обучения чтению. Чтобы научить своего ребенка или кого-то еще, вы можете использовать один метод или комбинацию двух или более методов.

1. Фонетический метод

Это известный и один из лучших методов обучения чтению. В этом методе детей сначала учат алфавиту. А изучение алфавита предполагает изучение не только названий букв, но и звуков, которые они издают. Дети могут смешивать две или три буквы вместе, чтобы составить слова, только когда они выучили звуки букв. Среди методов обучения чтению наиболее эффективным считается фонический метод. Чтобы правильно применить этот метод, вы можете купить своему ребенку фонологически написанные книги, в которых используются обычные и интересные слова.

Вы всегда должны стараться, чтобы процесс был коротким и занимательным, потому что детям часто бывает скучно учить звуки и их сочетания. Часто становится скучно, когда дети слишком много внимания уделяют смешению звуков. В итоге они не понимают значения слов. Чтобы сохранить энтузиазм и сделать процесс обучения интересным, убедитесь, что вы всегда объясняете значение слов. Чтобы избежать скуки, вы можете учить одну букву в день. Если вашему ребенку нужно три-четыре дня, чтобы выучить одну букву, не расстраивайтесь. Главное — продолжать. Дети от природы любопытны. Они будут стараться угодить вам и, в свою очередь, постепенно преуспеют. Помните, что фонический метод — один из лучших методов обучения, и если вы будете правильно его применять, ваш ребенок научится читать основные слова или предложения за очень короткое время.

Этот метод в основном помогает учащимся научиться разбивать слова на звуки. Это эффективно, потому что в английском языке для представления слов на странице нам нужно перевести звуки в буквы и буквосочетания. Следовательно, чтение требует умения расшифровывать слова в звуки.

Фонический метод, в отличие от некоторых других методов обучения чтению, основан на искусстве разбирать слова и узнавать звуки, которые они обозначают. Вначале процесс обучения может быть медленным, но постепенно он становится автоматизированным и более плавным. Хотя фонический метод является одним из самых эффективных методов обучения чтению, вам все же необходимо научить ребенка запоминать некоторые слова, потому что некоторые слова пишутся не так, как звучат.

2. Целословный подход

Часто называемый методом «посмотри и скажи», метод целословия фокусируется на способности учащегося распознавать целые слова. Покажите ребенку слово, произнесите слово и попросите его повторить слово целиком. С помощью карточек можно научить ребенка читать. Лучше использовать карточки с картинками, потому что картинки помогут вашему ребенку понять значение слов. Без использования картинок этот метод малоэффективен. Но это может быть одним из лучших методов обучения чтению, если применять его правильно. Этот метод также известен как чтение с листа. Этот метод также известен как чтение с листа. Он основан на концепции, согласно которой, когда дети в течение длительного времени сталкиваются с определенными словами, они в конечном итоге могут читать слова с листа. Большинство специалистов считают, что этот метод может быть столь же эффективным, как и другие методы обучения чтению. Это особенно полезно при обучении тому, как научить малыша читать, потому что дети в этом возрасте могут быть не готовы к обучению фонетике.

С помощью этого метода вы также можете попробовать научить ребенка составлять короткие предложения целиком. На карточках напишите короткие предложения, представляющие картинки. Затем прочитайте предложения вслух и попросите ребенка повторить вас. Когда он повторяет то, что вы сказали, указывайте и смотрите на каждое отдельное слово.

В этом методе учащиеся пытаются распознавать целые слова в их письменных формах. Контекст важен, чтобы сделать этот метод эффективным. Начните со знакомых слов, а затем переходите к коротким предложениям.

Этот метод не требует когнитивного внимания для обработки слов. В результате этот метод работает быстрее и облегчает понимание прочитанного. Этот метод более эффективен для обучения чтению высокочастотной английской лексики.

3. Метод языкового опыта

Другой метод, метод языкового опыта, использует собственные слова учащихся, чтобы помочь им читать. В отличие от других методов обучения чтению, этот метод основан на индивидуальном обучении. В этом методе каждый ребенок учит разные слова. Дети часто находят этот метод очень простым, потому что они учат слова, с которыми они уже знакомы.

Этот подход включает в себя общий опыт, такой как обычные школьные события, экскурсии и повседневные события. Другими словами, личный опыт отражается в текстах, написанных с использованием подхода языкового опыта. Этот подход более эффективен в сочетании с другими методами обучения чтению.

В начальных классах школы важно понимать разницу между устной и письменной речью. Этот метод помогает учащимся понять разницу. Дети также развивают свои языковые навыки, общаясь со своими родителями или учителями. Этот метод также побуждает детей развивать свои наблюдения и писать о своем опыте.

Подходы, основанные на языковом опыте, работают иначе, чем другие методы обучения чтению, потому что этот метод объединяет четыре основных аспекта изучения языка посредством разработки письменного текста, основанного на личном опыте учащегося.

Чтобы использовать этот метод, обратите внимание, какие слова больше всего нравятся вашему ребенку. Затем составьте предложения с этими словами. Когда ваш ребенок рисует картинку, напишите описание под картинкой. Затем прочитайте описание вслух. Это поможет вашему ребенку лучше понять, что написано. Такой подход поддерживает рост словарного запаса ребенка и развитие понятий. Используя устный язык и личный опыт, этот метод также предлагает детям возможности для осмысленного чтения и письма.

4. Метод контекстной поддержки

Метод контекстной поддержки является одним из наименее обсуждаемых методов обучения чтению, но он не менее эффективен, чем другие методы. Для привлечения и удержания внимания обучаемого используются ассоциативные связи между словами и картинками. Чтобы чему-то научиться, внимание имеет первостепенное значение. Но незаинтересованные дети не могут достаточно долго обращать внимание. . Большинство педагогов считают, что этот метод работает, потому что он удерживает внимание учащегося.

После того, как дети прошли стадию раннего чтения, родители часто испытывают трудности с поиском хороших материалов для чтения для детей. У детей есть свои особые интересы. Мальчикам обычно нравятся роботы и лодки, а девочкам — куклы. Если мальчикам и девочкам предоставить материалы для чтения, которые им действительно интересны, они вряд ли потеряют интерес к чтению. Главное — предоставить им интересные материалы для чтения, чтобы они могли читать в свое удовольствие.

Когда дети находят удовольствие в чтении, они читают больше и узнают больше. Если они могут относиться к содержанию, которое они читают, они читают с энтузиазмом. Есть книги, специально написанные для поддержки этого метода. В этих книгах есть как длинные, так и короткие предложения, которые вы можете читать своему ребенку. Вы можете комбинировать короткие и длинные предложения. Чтобы сделать процесс обучения более эффективным, используйте метод контекстной поддержки с другими методами обучения чтению.

Дополнительные советы для родителей

Независимо от того, какие методы вы используете, помните, что ваша конечная цель — научить ребенка или ученика читать. Все методы обучения чтению эффективны. Вам просто нужно выяснить, как применять методы. Вот несколько советов, которые могут помочь вам применить упомянутые выше методы.

Регулярно читайте ребенку

Регулярно читайте ребенку. Читайте вслух и убедитесь, что ребенок участвует в чтении вместе с вами. Читая, водите пальчиком ребенка по тексту. Разработайте режим и сделайте чтение увлекательным. Убедитесь, что вы читаете ребенку в одно и то же время каждый день. Регулярность имеет первостепенное значение.

Выберите материал, который будет интересен вашему ребенку

Если вы не выберете любимый материал для чтения вашего ребенка, это приведет к разочарованию, даже если вы используете все методы обучения чтению. Если ваш ребенок мальчик, его могут заинтересовать роботы, спорт, Супермен или Человек-паук. Девочка может быть заинтересована в куклах. Выясните, что больше всего нравится вашему ребенку, и выберите материалы, соответствующие предпочтениям вашего ребенка. По книге, которая имеет соответствующую лексику. Это повысит мотивацию вашего ребенка. Дети узнают больше, когда они могут относиться к тому, что они читают.

Говорите о том, что вы читаете и видите

Чем больше вы говорите со своим ребенком, тем больше у него будет расширяться словарный запас. Книги вашего ребенка могут стимулировать разговор между вами и вашим ребенком. Вы также можете рассказать о картине в своей книге. Беседы могут сделать методы обучения чтению более эффективными. Чтобы вести учет новых слов, хорошей идеей будет вести дневник. Слова, связанные с рассказом, легче запомнить. Начинайте разговоры, задавайте интересные вопросы и обращайте внимание на ответы.

Не читайте всегда одни и те же книги

Ваш ребенок будет постепенно развивать свои способности к чтению. Таким образом, вам также нужно будет увеличить сложность книг. Вы можете начать с книг, в которых одно слово на странице. Затем перейдите к книгам с более длинными предложениями, а затем к книгам с текстом на уровне абзаца. Но избегайте книг, содержащих слишком много незнакомых слов. Скорее всего, вашему ребенку эти книги покажутся скучными. Итак, выбирайте книги, которые ваш ребенок считает сложными, но не слишком сложными.

Не сравнивайте своего ребенка с другими

Пусть ваш ребенок учится читать в своем собственном темпе. Если постоянно сравнивать ребенка со сверстниками, он будет чувствовать себя подавленным и испытывать комплекс неполноценности. Негативные чувства могут ухудшить способность вашего ребенка к обучению. Методы обучения чтению не будут эффективны, если ваш ребенок чувствует себя игнорируемым и никчемным. Хвалите малыша каждый раз, когда он делает какие-то успехи. Будьте терпеливы и помогайте своему ребенку каждый день. Постепенно у него разовьются сильные навыки чтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *