Коррекция девиантного поведения: Коррекция девиантного поведения
Условия социально-психологические у девиантного поведения и его коррекция
Содержание
- Причины асоциального поведения детей
- Основы коррекции отклоняющегося поведения
- Методы коррекции отклоняющегося поведения
- Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения
- Советы родителям по отношению к собственному ребенку
- Приёмы коррекции поведения
- Простой прием «Наши чувства»
- Прием «Маленький секрет»
- Способ «Мои эмоции»
- Эффективная методика «Каракули»
- Психологическая методика «Картина мира»
- Практическая игра «Крикни громче!»
- Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением
- Мелкая преступность в подростковом возрасте
- Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков
Под девиантным понимается отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих нравственные и моральные принципы, установленные в данном обществе. К числу таковых относятся: периодические прогулы школьных занятий, уходы из дома, периодическое бродяжничество, выраженная агрессия, ранние суициды, подростковая алкоголизация.
Курение подростков – один из видов девиантного поведенияПодростки отличаются чувствительностью к различным стрессам. Именно в этот период наблюдается большое количество подростков, совершенно не умеющих овладевать собственными эмоциями.
Причины асоциального поведения детей
Среди важных причин, провоцирующих появление «трудных» детей, психологи отмечают серьезные травмы в пределах семьи: произошедший разлад родителей, нехватка родительской любви, кончина одного родителя, проявление родительской жестокости либо непоследовательности в воспитании, длительное пребывание в детском доме.
Причины нарушения поведения у детейОпределяющая роль в процессе социализации и предотвращении девиантного поведения отведена образовательной школе. Это связано с тем, что ребенок в основном находится в школе, где он осваивает нормы морального поведения в обществе. Школа признана тем официальным институтом, где активно транслируются общепринятые принципы и моральные ценности.
Девиантное поведение – определениеОсновы коррекции отклоняющегося поведения
Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.
Различие между типами асоциального поведения: девиантного и деликвентногоПедагоги выделяют следующие доступные для понимания методы коррекции:
- Педагогическая коррекция – это распространенные методы общественного воздействия, когда исправляются активно-волевые дефекты, устраняются страхи, используется методика игнорирования, метод культуры здорового смеха и т. д.
- Особая педагогическая коррекция – исправление видимых недостатков отклоняющегося поведения, нервного характера, воспитание трудом, дальнейшее исправление простым методом рационально организованного коллектива.
- Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении этих погрешностей, например, при помощи самовнушения, гипноза, метода убеждения и психоанализа.
Коррекция девиантного поведения подростков напрямую зависит от степени взаимодействия индивида в процессе межличностного общения, проявления волевых качеств личности.
Благодаря включению волевых качеств постепенно коррекция аморального поведения переходит в самокоррекцию.
Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков состоит из следующих последовательных этапов:
- точно формулируется социальная и педагогическая проблема;
- выдвигаются предположения о возможных причинах аморального поведения;
- диагностический период;
- подбор нужных методов коррекционной работы;
- применение передовых методик коррекционной работы;
- создание программы психокоррекционной деятельности со школьниками;
- ведется практическая педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения;
- осуществление контроля за результатами внедренной программы.
Основная работа психолога и школьного социального педагога в это время должна быть направлена на выявление и устранение глубинных причин для нестандартного поведения восприимчивого подростка. В данном случае это анализ всего, с чем связана социология девиантного поведения, – это изучение особенностей окружения агрессивного подростка, его семьи, дворовых компаний, различных неформальных криминальных групп. Также нужно выяснить мотивацию подростка, состоящего в неформальной группе, то есть им движет желание самоутвердиться среди сверстников, получение социальной защищенности в группе, реализация дружеского общения или удовлетворение потребности в употребление алкоголя.
Важную роль при этом играет личное отношение подростка к себе, своему отклоняющемуся поведению и ближайшему социальному окружению. На этом подробном анализе выстраивается дальнейшая социальная деятельность педагога.
Методы коррекции отклоняющегося поведения
Педагогика выделяет следующие группы эффективных методов, нацеленных на исправление девиантной личности:
- Способ разрушения некоторых черт отрицательного характера, то есть это радикальный метод реконструкции сложившегося характера.
- Метод быстрой перестройки мотивационной сферы и основных принципов самосознания, когда подростком переосмысливаются его важные достоинства и недостатки, происходит переориентация его сознания, проговариваются примерные негативные итоги девиантного поведения.
- Методика практической перестройки жизненного опыта заключается в ограничении, предписании, переучивании, регламентированном образе жизни.
- Метод, когда порицается негативное поведение и поощряется положительное.
Результативность социального контроля девиантного поведения зависит от сочетания личного и коллективного психологического воздействия, применения различных методов и разновидностей внеурочной деятельности во время коррекционной работы с подростками.
Роль семьи в психокоррекции отклоняющегося поведения
Особую роль в работе с «трудными» отводят семье, ведь именно в ней кроются все причины столь странного поведения ребенка. педагоги выделяют следующие виды семей с неблагоприятной атмосферой:
- Семьи, где царит неблагоприятная атмосфера равнодушия и грубости родителей к своим детям.
- Семьи, где отсутствует эмоциональный контакт между ее членами.
Психологи выделяют 4 неблагоприятные для ребенка ситуации в семье:
- Родительская гиперопека различной степени.
- Гипоопека, зачастую перетекающая в безнадзорность.
- Ситуации, где имеется «кумир» семьи.
- Моменты, когда создается «золушка» в семье.
Педагоги выделяют 4 типа неблагоприятных семей, оказывающих негативное влияние на растущего ребенка:
- Неполные семьи, где ощущается недостаток воспитательных ресурсов.
- Конфликтные семьи.
- Морально неблагополучные семьи.
- Педагогически некомпетентные семьи.
При анализе отклоняющегося поведения школьников педагоги выделили следующие неблагоприятные воспитательные ситуации, провоцирующие аморальное поведение подростка:
- Отсутствие родительской осознанности в процессе воспитательного воздействия на ребенка.
- Подавление личности ребенка либо проявление насилия в воспитании, которые прекращаются к подростковому периоду.
- Родительское преувеличение детской самостоятельности по причине личных эгоистических побуждений.
- Хаотичность в воспитании из-за возникающий разногласий родителей в применении тех или иных методов.
Эффективность коррекции общения в семье школьников с девиантным поведением напрямую зависит от органичного сочетания прямого и косвенного воздействия на семью.
Советы родителям по отношению к собственному ребенку
Желательно по возможности сдерживать разрушительные гневные порывы ребенка перед их проявлением, остановить собственную руку, занесенную для удара.
Направление работы – коррекция враждебностиНеобходимо показать ребенку, насколько неприемлемо его враждебное поведение, направленное на неживые предметы, а также на людей. Открытое осуждение такого поведения, активная демонстрация невыгодности его поведения в отдельных случаях дают наивысший результат.
- Необходимо установить табу на драчливое поведение, при нарушении правила желательно напоминать ребенку об этом.
- Дать детям возможность выбора альтернативы поведения на основе развития у них чувства сопереживания, эмпатии.
- Детей нужно обучать консультативным методам выражения гнева как эмоции, присущей каждому человеку.
Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» детей:
- Подробно информировать родителей об уникальных особенностях ребенка с аморальным поведением.
- Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными детьми, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
- Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, использованию вместо приказных «Ты-сообщений», демократичных «Я-сообщений», непринужденному общению без угроз и приказов.
- Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными детьми при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
- Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
- Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
- Включать ребенка в секционные кружки по интересам, студии.
Методы индивидуальной коррекции драчливого поведения подростка направлены на практическое усвоение им иных форм поведения, когда ребенок во время активной игровой деятельности осознает степень собственной агрессии и неадекватного поведения, обучается ее контролировать, а затем осваивать иные варианты реакции на происходящее.
Методы групповой коррекции враждебного поведения помогает с выражением агрессивных импульсов. Выход гнева посредством активных действий либо в процессе игры эффективен при коррекции поведения детей в группах.
Этапы воспитательной стратегии с трудными детьмиПриёмы коррекции поведения
Вот несколько эффективных приемов коррекции отклоняющегося поведения детей, которые может взять на вооружение каждый родитель и педагог.
Простой прием «Наши чувства»
Задача: при помощи ознакомления детей с позитивными эмоциями, вербальным и невербальным общением, реакцией собственного отрицательного опыта педагог обучает детей эффективно справлять с собственной агрессией.
Подготовительные материалы. Нужно подготовить небольшие карточки с названиями человеческих чувств, таких как: восторг, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, яростный гнев, стыд, отвращение, неприятное смущение, горькая печаль.
Результаты анкетирования подростков с трудным поведениемАктивный процесс: предлагаем ребенку разделить карточки на 2 группы, в одной будут позитивные, а в другой пагубные чувства. Затем ребенок может придумать ситуации, когда эти чувства проявляются. Потом можно дать ребенку нарисовать те состояния, которые ему импонируют больше всего, он может рассказать, по какой причине он выбрал именно их.
Прием «Маленький секрет»
Цель: быстрое восстановление былого благотворного состояния помогает ребенку легко избавляться от гневных импульсов и выраженного агрессивного поведения.
Используемые материалы: лист бумаги и карандаши.
Процедура: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза на пару секунд, представить то место, где ему комфортно бывать. Если такого нет, то его можно выдумать. Какие звуки и краски в окружающем месте, какие неживые предметы там находятся? Нужно еще раз оглянуться мысленно, запомнить все зрительно, открыть глаза и попытаться запечатлеть все это на листе бумаги.
Метод “Шляпы” позволяет поделить проблемы по сложностиСпособ «Мои эмоции»
Задача: ролевое проигрывание многих реальных ситуаций, активное вживание в новую роль. Возникающие в процессе такой миниатюрной инсценировки чувства учат детей иным положительным вариантам поведения, чем выраженная форма агрессии.
Нужные материалы: яркий детский картон, конструктор, детский кукольный театр либо обычные игрушки ( плюшевые мишки, куклы, машинки).
Процесс: различные моменты придумываются на основе известных сказок, либо с ребенком родители фантазируют, придумывая с любимыми героями истории, где главные персонажи ребенок сам наделяет определенными качествами. Проигрывающиеся истории можно записывать на камеру, после чего можно вместе с ребенком анализировать, выделять главных персонажей, их выраженные качества. Можно спросить, каким вымышленным героем ребенку понравилось быть больше всего. Если отрицательным, то можно провести беседу о том, чего же недостает позитивному герою, каким способом он этого может добиться.
Можно придумать небольшую сказку, где положительный герой наделяется всеми отмеченными качествами, которые нравятся ребенку в агрессивном герое. Что в итоге из этого выходит, все это можно проговорить вместе.
Эффективная методика «Каракули»
Цель: создание атмосферы непринужденности, налаживание эмоционального контакта, высвобождение ребенка от различных торможений, благодаря чему его каракули получаются спонтанными.
Методика Каракули давно используется в психологииНужные материалы: простой карандаш, большой лист ватмана, цветные карандаши.
Процедура: предложите ребенку размашистыми движениями, вовлекая все тело нарисовать в воздухе какую-нибудь каракулю. Когда он начнет ощущать свободу телесных движений, он может закрыть глаза и перенести эти действия на чистую бумагу. Когда каракуля будет готова, то можно рассмотреть ее со всех сторон, обнаруживая и раскрашивая в ней различные формы. Их выделяем яркими тонами. Иногда из этого беспорядка может родиться спонтанная история. В этот момент родителю нужно обратить внимание на то, какие цвета использует ребенок, какие именно образы ему приходят.
Психологическая методика «Картина мира»
Основные задачи: тщательное изучение индивидуальных особенностей образа, а также личного восприятия собственного мира, насколько оно окрашено в негативные краски.
Материал: белый лист, цветной карандаш и ручки.
Процесс: вначале дается краткая инструкция нарисовать окружающий мир, каким его себе представляет ребенок. После этого ребенка просят запечатлеть собственный мир на бумаге, на что он похож.
Психологи умеют расшифровать рисунки детейПодробный анализ рисунков показал, что существует 5 основных видов рисунков о собственном мире:
- Изображение собственного мира в форме большой круглой планеты, иных планет солнечной системы – это сугубо когнитивная картина мира в рамках общепринятых знаний.
- Картина в форме пейзажа – в форме милого городского либо сельского пейзажа с присутствием счастливых людей, ярких цветов и красивых животных, является желаемым образом своего ближайшего окружения.
- Окружение, собственный дом, его реальная обстановка в доме – это ситуативная картина.
- Метафорическая картина передает достаточно сложные чувства, выданные в форме усложненного образа.
- Схематическая картина мира, которая отличается предельной краткостью изложения, возможно, скрытностью ребенка.
Основными ориентирами в анализе картин для родителей должны быть отмеченные крупным планом части картины мира, которые ребенок хочет иметь, какой мир у него есть сейчас.
Обязательно расспросите его в подробностях, что он запечатлел на этом чистом листе бумаги.
Практическая игра «Крикни громче!»
Цели: при помощи формирования реальной ситуации принятия помочь ребенку эффективно и быстро нейтрализовать вербальную форму агрессии.
Этот метод активно применяется, если ребенок активно использует в своем повседневном обиходе ругательную лексику либо грубо обзывается. Эта методика может проводиться как родителями, так и школьными психологами.
Процентное соотношение подростков с отклоняющимся поведениемВ момент, когда ребенок сказал острое словцо, нужно выяснить степень его понимания значения произносимых слов. Если он точно понимает их заложенный смысл, то можно провести беседу, задав несколько важных вопросов. В чем причина употребления таких слов? Почему они ему нравятся? Что они значат лично для него? Необходимо спокойным тоном объяснить, как ощущают себя простые люди, непосредственно, в адрес которых произносятся такие ругательные слова.
Можно предложить ребенку успешно справиться с поставленной задачей, заинтересовать его предложением прогуляться в такое место, где он сможет произносить свои крепкие слова столько, сколько захочет, никто его за это порицать не будет.
Для этого можно выбрать отдаленную поляну. Нужно дать ему понять, что он здесь может ругаться. Нужно сделать так, чтобы ребенок громко произнес все матерные слова, по нескольку раз, постоянно усиливая голос. Когда ребенок устанет и больше не захочет громко ругаться, то можно похвалить его за то, что он умеет громко кричать. Если у него вновь появится желание выругаться, то вы вновь придете с ним туда. Об этом случае сильно не распространяться, чтобы не скомпрометировать ребенка.
Проведение таких корректирующих мероприятий – важная социальная функция, которую должен реализовать каждый педагог и родитель.
Психология ДП отдельная отрасльИзучением подобных нестандартных форм поведения занимается такая важная отрасль науки, как психология девиантного поведения, к которой и нужно обращаться за поиском подходящих коррекционных методов. Коррекция такого отклоняющегося поведения – это не только забота психологов и специальных педагогов, но и приоритет органов, ведущих социальный контроль над подростками с неадекватным поведением.
Социальный контроль над подростками с отклоняющимся от нормы поведением
Большинство детей с отклонениями в поведении, нарушающих общественный порядок, нуждаются в медицинской, социальной и психологической помощи. Возможности нашей исправительно-трудовой системы ограничены, здесь меньше всего заботятся об исправлении подростка, здесь его психику и дальнейшую судьбу могут искалечить.
Вначале отклоняющееся поведение у подростка не имеет под собой четкой мотивации.
Два способы контроля детей с ДПМолодой человек лишь стремится в полной мере отвечать требованиям своей компании, склонной к аморальному поведению. В силу низких условий жизни такие подростки не могут определить свои социальные роли.
Выделяются следующие важные методы социального контроля:
- Используемые способы и методы осуществления социального контроля должны быть адекватны девиантному поведению. Важным средством социального контроля должно стать полное удовлетворение различных потребностей детей, склонных к нестандартному поведению. В качестве достойной альтернативы различным видам противоправных, криминальных действий могут стать научное, техническое и иные виды школьного творчества.
- Разумное сокращение репрессивных методов психологического воздействия. Ограничение личной свободы подростка приводит к социальной и нравственной деградации. Отсюда следует, что по отношению к юным правонарушителям допустимо проявление лояльности в виде сокращения сроков лишения свободы, отсрочки исполнения приговора.
- Гибкая система социальной помощи, включающая общественные организации, созданные по принципу «самопомощи».
- Осуществляется жесткий контроль над потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, агрессии, жестокости.
- Социальная подготовка кадров, которые могут работать с трудными подростками – социальных работников, опытных врачей-наркологов, всех, кто работает с юными девиантами.
Все эти действия направлены на сокращение детской преступности, получившей в нынешнее время столь широкое распространение. В чем же причины таких нарушений, с чем связаны детские нарушения общественного порядка?
Психологическая коррекция подростков с ДПМелкая преступность в подростковом возрасте
Преступление – это опасное явление, ставящее под угрозу безопасность, здоровье и даже жизнь окружающих людей. За совершение любого злодеяния предусмотрена ответственность.
На различные виды правонарушений подростков толкают следующие внутренние мотивы:
- Как следует из официальной статистики, зачастую подростки совершают злодеяние из простой корысти, то есть заинтересованности в получении личной выгоды. Корыстные побуждения являются объективными причинами множества краж, порчи ценного имущества;
- Иррациональные хулиганские побуждения, не поддающиеся никакой логике;
- Некоторые личностные особенности восприимчивого подростка также могут выступать объективными причинами многих общественных правонарушений. В качестве таковых отмечают эгоизм, проявление неуважения к принятым нормам, чувство ненависти, злобы.
Объективные причины подобного нестандартного поведения условно классифицируют на 2 группы, в которые входят биологические и социальные факторы. В роли биологических факторов выступают наследственно обусловленная предрасположенность к неадекватному поведению, личностные особенности темперамента ребенка.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка, оказывающая на него влияние личная семья, школа, сверстники. Стиль семейного воспитания, принятый дома, дает почву психологическим причинам для девиантного поведения подростка.
Как следует из официальных данных статистики, большинство мелких правонарушений производят подростки, выросшие в семьях, обладающих малым достатком, неполным составом, где царит социально неблагополучная атмосфера. Если в семье присутствуют люди, ведущие асоциальный образ жизни, то в разы увеличивается риск быстрого приобщения подростка к опасной преступной деятельности.
Психологическое воздействие на детей с ДППсихологический микроклимат в доме также играет немаловажную роль, ведь подростки, становящиеся невольными свидетелями яростных родительских ссор, чаще всего оказываются втянутыми в плохие компании своих сверстников. Как предотвратить подобное явление в своей семье? Этот вопрос волнует многих современных родителей.
Полезные советы по профилактике отклоняющегося поведения подростков
Любую возникающую проблему гораздо проще предупредить, чем устранять ее последствия. Именно по этой причине особую важность обретает профилактика агрессивного поведения подростков.
Профилактика и коррекция ДПСоветы молодым родителям по профилактике аморального поведения у детей:
- Необходимо своевременно побеседовать с ребенком о последствиях правонарушений, которые часто совершаются в его возрасте. Многие молодые люди делают какие-либо злодеяния, не думая о предстоящем наказании.
- Задача родителей состоит в том, чтобы у ребенка сформировалось представление о степени административной и уголовной ответственности за те или иные противоправные деяния.
- Родители должны иметь представление об узком круге общения их ребенка, важно на этом этапе установить доверительные отношения, формируя дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Нужно поощрять желание ребенка ходить периодически в гости к его друзьям. Но количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть регламентировано и обговорено заранее.
Отсутствие дисциплины и неорганизованность являются определяющими факторами риска. Именно поэтому так важно, чтобы у ребенка в этот период было полезное увлечение, которому он будет готов посвящать свое свободное от занятий время. Активно занимаясь спортом, инструментальной музыкой либо участвуя в различных тематических конкурсах, подросток легко сможет обрести друзей по собственным интересам, ограничивая себя от дурной компании.
Работа с родителями трудных подростковВо время общения с ребенком родители должны поощрять, открыто высказываться о себе, делиться с родителями своими сокровенными переживаниями, чувствами.
Психологами уже давно подмечено, что дети, окруженные родительской заботой и внимание, а не гиперопекой, реже проявляют склонность к аморальному поведению, чем дети, чье будущее безразлично родителям. Такое равнодушие к ребенку со стороны родителей, которое он чувствует, может стать причиной его агрессивного поведения. Лишенные положенного родительского внимания подростки будут стараться таким путем привлечь родителей в свою жизнь.
Степень общей образованности родителей при этом играет немаловажную роль, знание уникальных особенностей кризиса подросткового периода.
Профилактика отклоняющегося поведения подростков – задача, ради выполнения которой должны объединяться все социальные институты, с которыми связан подросток. Проведение первого профилактического этапа отводится школе, именно здесь педагоги проводят раннюю диагностику, где выявляется склонность детей к агрессивному, антисоциальному поведению. С этой целью школьные психологи проводят личные наблюдения, специальные исследования с использованием профессионально подобранных тестов.
Групповая профилактика девинатного поведенияВести активную социально-педагогическую деятельность с детьми девиантного поведения среди особых групп риска разрешают специально подготовленным специалистам.
При воспитании подростка не стоит забывать простую истину. Каким бы правильным и примерным ни было воспитание, дети никогда не будут делать то, что говорят родители, они будут делать так, как поступают в этой ситуации родители. Отличный личностный пример, продемонстрированный ребенку, может заменить многие воспитательные беседы, защитить его от возможных неприятностей в будущем. Какие бы причины для аморального поведения у ребенка ни были, своевременное уточнение имеющихся проблем, дальнейшая профилактика и эффективная практическая коррекция при помощи простых методов помогут ему получить надежду на социально благополучное будущее без выраженной агрессии и мелких нарушений.
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков — Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы
Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно-значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Столкновение мира подростка с миром других людей и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Зачастую современные подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, совершают экономические преступления. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодёжь сбивается на путь агрессивности. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.
На наш взгляд, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
– социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности;
-глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;
-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития;
-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности;
-безнадзорностью. По данной проблеме нами было проведено исследование на выявление склонности к девиантному поведению. В нём принимало участие 27 человек, (10 мальчиклв и 17 девочек)9 класса МОУ СОШ №10 г. Вичуга Ивановской области. В результате проведенного исследования мною было выявлено, что:
64% подростков имеют высокий уровень склонности к девиантному поведению. У них чрезмерно проявляется раздражительность, которая ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу, преобладает завышенная самооценка, повышенная жестокость, не развиты этические нормы, могут ради компании убежать из дома.
23% подростков имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. У них проявляется реакция группирования со сверстниками, которая сопряжена со стремлением к властвованию, эгоцентризм, легко вступают в конфликтные ситуации, самооценка далека от объективности.
13% подростков имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению. У них иногда бывают грубые поступки, слегка непоседливы, самооценка достаточно адекватная. Редко проявляется нежелание учиться, словоохотливы, нет срывов и депрессивных состояний.
Таким образом, содержание социально-коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:
-классным руководителем;
-социальным работником;
-социальным педагогом;
-психологом, врачом.
Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие этапы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:
-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
-реализация разрабатываемых программ на уровне школы.
Содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения включает: – психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
-информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях;
– сотрудничество с подразделение по делам несовершеннолетних.
Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.
На наш взгляд основными методами для предупреждения девиантного поведения яявляются:
1.Разработка и осуществление различных воспитательно – профилактических программ, имеющих цель – управление процессом социолизации подростков, работа с возникшими отклонениями;
2.Организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды;
3. Организация досуга подростков;
4.Использование индивидуальных занятий по преодолению негативных социальных установок, самооценки- привлечение государственные структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образжизни;
5.Принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;
6.Оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
От того, как организовано деятельность подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение.
Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведен
Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченны.
Педагог-психолог: Чемоданова Т.И.
7.1 Социальный контроль и относительность девиантности – Социология
Цели обучения
- Дать определение отклонениям, преступности и социальному контролю.
- Поймите, почему Эмиль Дюркгейм сказал, что девиантность — это нормально.
- Поймите, что подразумевается под относительностью отклонений.
Девиантность – это поведение, нарушающее социальные нормы и вызывающее негативную социальную реакцию. Некоторое поведение считается настолько вредным, что правительства принимают писаные законы, запрещающие такое поведение. Преступление — это поведение, нарушающее эти законы, и, безусловно, это важный тип отклонения, который беспокоит многих американцев.
Тот факт, что как девиантность, так и преступление вызывают негативную социальную реакцию, напоминает нам о том, что каждое общество должно гарантировать, что его члены в целом соблюдают социальные нормы в своем повседневном общении. Социальный контроль относится к способам, которыми общество пытается предотвратить и наказать поведение, нарушающее нормы. Точно так же, как в таком обществе, как Соединенные Штаты, существуют неформальные и формальные нормы (см. главу 2 «Взгляд на общество: проведение социологических исследований»), в нем существует неформальный и формальный социальный контроль. Как правило, неформальный социальный контроль используется для контроля поведения, нарушающего неформальные нормы, а формальный социальный контроль используется для контроля поведения, нарушающего формальные нормы. Обычно мы отказываемся нарушать неформальные нормы, если вообще думаем об их нарушении, потому что боимся рисковать негативной реакцией других людей. Эти реакции и, следовательно, примеры неформального социального контроля включают гнев, разочарование, остракизм и насмешки. Формальный общественный контроль в Соединенных Штатах обычно включает в себя правовую систему (полицию, судей и прокуратуру, сотрудников исправительных учреждений), а также, в случае бизнеса, множество местных, государственных и федеральных регулирующих органов, которые составляют регулирующую систему.
Социальный контроль никогда не бывает совершенным, и существует так много норм и людей, что всегда есть люди, которые нарушают какие-то нормы. На самом деле Эмиль Дюркгейм (1895/1962), основатель социологии, обсуждавшийся в главе 1 «Социология и социологическая перспектива», подчеркивал, что общество без девиантности невозможно по крайней мере по двум причинам. Во-первых, коллективная совесть (см. главу 1 «Социология и социологическая перспектива») никогда не бывает достаточно сильной, чтобы помешать всем нарушение правил. По его словам, даже в «обществе святых», таком как монастырь, будут нарушаться правила и возникать негативные социальные реакции. Во-вторых, поскольку девиантность выполняет несколько важных для общества функций (которые мы обсудим позже в этой главе), любое данное общество «изобретает» девиантность, определяя определенные виды поведения как девиантные, а людей, которые их совершают, как девиантных. Поскольку Дюркгейм считал девиантность неизбежной по этим причинам, он считал ее нормальной частью любого здорового общества.
Хотя отклонения в этом отношении нормальны, верно то, что некоторые люди совершают их чаще, чем другие. Верно также и то, что в некоторых местах в данном обществе уровень девиантности выше, чем в других местах; например, в городах США уровень насильственных преступлений выше, чем в сельской местности. Тем не менее пример с монастырем Дюркгейма поднимает важный вопрос об относительности девиантности: то, считается ли поведение девиантным, зависит от обстоятельств, в которых оно проявляется, а не от самого поведения. Хотя разговоры в монастыре могут считаться отклонением от нормы, в других местах они, безусловно, будут считаться вполне нормальными. Если нападавший, скажем, молодой мужчина, убивает кого-то, ему грозит арест, судебное преследование и, во многих штатах, возможная казнь. Но если солдат убивает кого-то в военное время, его можно считать героем. Убийство происходит в любой ситуации, но контекст и причины убийства определяют, будет ли убийца наказан или награжден медалью.
Девиантность также относительна в двух других отношениях. Во-первых, это относительно в пространстве : данное поведение может считаться девиантным в одном обществе, но приемлемым в другом обществе. Вспомните обсуждение сексуального поведения в главе 3 «Культура», где мы видели, что половые акты, осуждаемые в одних обществах, часто практикуются в других. Во-вторых, девиантность относительна во времени : поведение в данном обществе может считаться девиантным в какой-то период времени, но приемлемым много лет спустя; и наоборот, поведение может считаться приемлемым в какой-то период времени, но девиантным много лет спустя. В конце 1800-х годов многие американцы употребляли кокаин, марихуану и опиум, потому что они были обычными компонентами безрецептурных препаратов для лечения таких симптомов, как депрессия, бессонница, менструальные спазмы, мигрень и зубная боль. Coca-Cola изначально содержала кокаин и, возможно, неудивительно, сразу же стала хитом, когда поступила в продажу в 189 году. 4 (Гуд, 2008). Сегодня, конечно, все три наркотика незаконны.
Относительность девиантности во всех этих отношениях отражена в известном заявлении социолога Говарда С. Беккера (1963, стр. 9), который несколько десятилетий назад написал, что
девиантность — это не качество действия, которое совершает лицо, а скорее следствие применения другими правил или санкций к «правонарушителю». Девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают.
Это понимание открывает некоторые провокационные возможности для реакции общества на девиации и преступность. Во-первых, вредоносное поведение, совершаемое корпорациями и богатыми людьми, не может считаться девиантным, возможно, потому, что им занимаются «респектабельные» люди. Во-вторых, проституция и другие, возможно, менее вредные виды поведения могут считаться очень девиантными, потому что они считаются аморальными или из-за предвзятого отношения к тем людям (бедным и цветным), которые, как считается, занимаются ими. Эти соображения порождают несколько вопросов, на которые необходимо ответить при изучении девиантности. Во-первых, почему некоторые люди склонны к отклонениям чаще, чем другие? Во-вторых, почему уровень девиантности различается в зависимости от социальных категорий, таких как пол, раса, социальный класс и возраст? В-третьих, почему в некоторых местах вероятность отклонений выше, чем в других? В-четвертых, почему некоторые виды поведения с большей вероятностью будут считаться девиантными, чем другие? В-пятых, почему некоторые люди и представители определенных социальных слоев чаще других считаются девиантными и наказываются за девиантное поведение? В-шестых, и не в последнюю очередь, что можно сделать для снижения уровня насильственных преступлений и других серьезных форм отклонений? Социологическое исследование девиантности и преступности призвано ответить на все эти вопросы.
Ключевые выводы
- Девиантность – это поведение, нарушающее социальные нормы и вызывающее негативную социальную реакцию.
- Преступление — это поведение, которое считается настолько серьезным, что оно нарушает формальные законы, запрещающие такое поведение.
- Социальный контроль относится к способам, которыми общество пытается предотвратить и наказать поведение, нарушающее нормы.
- Эмиль Дюркгейм считал, что девиантность — нормальная часть любого общества.
- Считается ли поведение девиантным, зависит от обстоятельств, при которых оно происходит. Рассмотрение определенного поведения как девиантного также варьируется от одного общества к другому и от одной эпохи к другой в данном обществе.
Беккер, HS (1963). Аутсайдеры: Исследования по социологии девиантности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.
Дюркгейм, Э. (1962). Правила социологического метода (Под ред. С. Лукеса). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. (Оригинальная работа опубликована в 1895 г.).
Гуд, Э. (2008). Наркотики в американском обществе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
Способы общества справиться с девиантностью
от Parkzer
• Академики
Это довольно общая статья, которую я написал прошлой ночью для одного из своих курсов по социологии, который я прохожу этим летом в местном колледже, чтобы получить переводной кредит для моего университета. Подсказка заключалась в том, чтобы написать о различных типах методов борьбы с отклонениями и обсудить, как каждая стратегия отражает то, как общество относится к преступникам и отклонениям.
Нравится нам это или нет, преступность является частью нашего общества, и, как следствие, общество должно реагировать на преступность. Существует множество различных способов обращения с людьми, решившими совершить преступление; эти методы отражают то, как члены определенного общества относятся к преступлению и преступникам. Общество может реагировать четырьмя основными способами: сдерживание, возмездие, лишение дееспособности и реабилитация. Сдерживание или, более широко известное как наказание, представляет собой негативное последствие определенного девиантного действия, чтобы отговорить людей от совершения девиантного действия. Члены общества, поддерживающие сдерживание, считают, что люди не совершат преступления, если наказание будет слишком велико. Пока польза от совершения преступления меньше вреда, причиняемого наказанием, люди будут выбирать лучший путь (то есть не совершать преступления). Этот метод работы с преступным поведением предполагает, что существует простой и конкретный способ измерения издержек и выгод от преступлений и наказаний, хотя на самом деле это довольно абстрактно и трудноосуществимо. Вдобавок ко всему, не все люди могут проводить эти рациональные сравнения, как того ожидает общество; люди, которые эмоционально не чувствительны к этим наказаниям, могут не соблюдать систему, как планирует общество. Возмездие, более известное в классическом понимании как концепция «око за око», представляет собой идею о том, что когда кто-то каким-то образом причиняет кому-то вред, жертва имеет право в ответ причинить вред нападающему тем же способом. Расширяя классический термин, если человек должен был ударить другого человека в глаз и ослепить его, слепой тогда имел бы право нанести удар первоначальному удару в свой глаз, тем самым ослепив и его. Это побуждает людей совершать только те действия, которые им было бы удобно делать другим. Общества, поддерживающие возмездие, считают, что все люди равны, и когда один человек совершает преступление, общество должно иметь возможность расквитаться с преступником. К сожалению, этот метод борьбы с преступностью только поощряет дальнейшее насилие или преступление и не принимает во внимание тот факт, что само конкретное действие все еще является преступлением, независимо от того, совершается ли оно как нападение или как месть. Эта форма наказания также очень негибкая, так как наказание четко определяется действиями. Он упускает из виду важный аспект мотивации действий; тот, кто совершает преступление умышленно, получает такое же наказание, как и тот, кто совершает то же преступление случайно или как побочный эффект добрых намерений. Лишение дееспособности наиболее известно в современном обществе как помещение людей в тюрьму или тюрьму. Идея этого метода реагирования на преступление состоит в том, чтобы защитить остальную часть общества, не давая преступнику совершать новые преступления. Общества, которые верят в недееспособность, считают, что преступники являются исключением в своем сообществе, и в результате это должно обозначаться физическим образом, отделяя их существование от остальных людей. Очевидная проблема недееспособности, как видно из исследований и статистики, заключается в том, что те, кто был выведен из строя один раз, обычно снова становятся недееспособными в будущем в результате совершения большего количества преступлений. Таким образом, пока они недееспособны, многие люди не меняют своего образа жизни; как только они снова вводятся в общество, они возвращаются к своим старым привычкам, и для многих преступников общественный метод борьбы с преступностью в конечном итоге ничего не дает. В последнее время реабилитация получает все большую поддержку, и ее можно разбить как морально-этическую школу для преступников. Когда люди совершают преступления, они входят в программу, цель которой — понять, почему их поведение является девиантным. Общества, которые поддерживают реабилитацию, рассматривают преступников как людей, которые все еще достойны жить со всеми остальными в обществе, но должны быть временно отделены, пока они узнают, что приемлемо, а что нет. Основная цель реабилитации состоит в том, чтобы изменить преступников таким образом, чтобы, возвращаясь в сообщество, из которого они вышли, они жили жизнью, соответствующей всем нормам и законам общества, и больше не занимались девиантным поведением. Хотя по определению это самый гуманный метод борьбы с преступностью, он все же имеет свои проблемы — лицам, упорно остающимся преступниками, эта программа не поможет, так как во время реабилитации очень важна внутренняя мотивация и желание изменить себя. . Таким образом, по мере развития общества методы борьбы с преступным поведением развиваются вместе с ним.