Разное

Кастрюля словарное слово: Кастрюля проверочное слово: словарное слово

Содержание

Развитие психических процессов при работе со словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка

Принципы деления слов на группы.

Для более успешного и удобного изучения все слова делятся на группы ( не более 5 слов в группе). Изучение слов группами позволяет ведение дополнительных слов, что позволяет расширить словарный запас ученика без напряжения и дополнительного времени, а так же осуществления национально-регионального компонента в рамках изучения русского языка. (Слова взяты из программы 2 класса (1-4) Т.Г. Рамзаевой)

Слова могут делиться по 2 принципам:

1 принцип: Общая для группы слов тема.

Например:

медведь
петух
собака
заяц
лисица (Тема: “Животные”)

2 принцип: Общая для группы слов орфограмма.

Например:

арбуз

сахар
капуста (Безударная гласная “а”)

Проанализировав перечень слов, которые требуются изучать по программе, можно объединить слова в группы следующим образом:

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
берёза воробей тетрадь деревня
осина корова карандаш молоко
можжевельник
сорока
пенал работа
рябина хорошо резинка машина

 

5 группа 6 группа 7 группа 8 группа
стакан город валенки девочка
тарелка Россия сапоги дежурный
посуда Москва одежда класс
лопата завод пальто мальчик
    платок ребята

 

9 группа 10 группа 11 группа 12 группа
медведь учитель
морковь
арбуз
петух ученик горох сахар
обака язык коньки капуста
заяц экран    
лисица мебель    

Таким образом, изучение словарных слов группами позволяет во 2 классе ввести такие слова, как “резинка” (ластик), “осина”, “можжевельник”, “рябина”.

Виды упражнений.

Рассмотрим изучение группы слов в течение недели на примере 9 группы.

1 день “Знакомство с группой”

1 слово: (На каждой фишке нарисованы точки М – 1 точка, Е – 2 точки, Д – 3 точки, В – 4 точки, Е – 5 точек., Д – 6 точек, Ь – 7 точек)

 

2 слово:

Глядишь – ласкается,
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.

3 слово:

Прочитай буквы между согласными. У тебя должно получится новое слово.

(Заяц)

4 и 5 слово:

Составь из слогов 2 слова, начиная с выделенных

 

Каждое угаданное слово необходимо продемонстрировать иллюстрацией. После введения всех слов вывешивается таблица, по которой будет вестись работа в течение всей недели:

 

Дальнейшая устная работа с группой:

– Прочитайте слова так, как пишем.

– Какой темой можно объединить все эти слова? (Животные.)

– На какие 2 группы можно разбить слова? (Домашние и дикие животные. Слова, состоящие из 2 слогов и из 3 слогов.)

– Какое слово “лишнее” и по какому признаку? (“Заяц”. т.к. ударный 2-ой слог, а в остальных словах – 2 слог.)

– Прочитайте ещё раз слова так, как они пишутся.

2 день “Запись слов, используя таблицу”

1) – С какой группой слов познакомились на прошлом уроке?

– Запиши слово из этой группы, в котором все согласные твёрдые (собака).

(Запись после орфографического проговаривания. После записи необходимо подчеркнуть запоминаемую букву).

– Запиши слово, в котором звуков больше, чем букв. (зяац).

– Сколько в этом слове букв и звуков? Почему расхождение?

Запиши слово, в котором букв больше, чем звуков? (медведь).

– Почему в этом слове букв больше?

Запиши слово, состоящее из 2 слогов.

– Придумайте своё задание к слову “лисица”.

2) Придумайте и запишите словосочетание с данными словами. Постарайтесь их запомнить.

Это задание можно провести по другому варианту:

– О ком так говорят:

“Бурый, косолапый”.
“Косой, трусливый”.
“Голосистый”
“Хитрая, рыжая”.
“Друг человека. пустолайка”.

3 день “Запоминание слов, используя таблицу”

1) Списывание с таблицы слов с комментированием. Буква для запоминания должна быть закрыта. (Обязательное орфографическое проговаривание). После записи самопроверка. Учитель открывает закрытые буквы. Проговаривание тех слов, в которых сделаны ошибки.

2) – Какие словосочетания придумали на прошлом уроке?

– Составьте распространённое предложения, добавляя по 1 слову, проговаривая то, что составили до тебя.

Дано: “косолапый медведь”

(Косолапый медведь брёл.
Косолапый медведь брёл по лесу.
Косолапый медведь брёл по лесу и ревел. И Т.Д.

– Запишите получившееся предложение.

(На основе записанного предложения может быть проведена работа по закреплению пройденного материала и введению нового).

4 день “Запись слов без помощи таблицы”.

Неуклюж, да дюж.

И во сне кур считает.

Помнит, кто её кормит..

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

песни распевает, время считает.

– О каких животных говорится в каждом случае?

– Запишите в том же порядке.

– Взаимопроверка, используя таблицу.

– Проговаривание тех слов, где сделаны ошибки, глядя на таблицу.

5 день “Проверка усвоенности слов”.

1 вариант: Письмо слов под диктовку учителя.

2 вариант: Письмо слов, используя иллюстрации с 1 дня изучения (картинный диктант).

3 вариант: Выделение словарных слов из читаемого предложения или текста. В этом случае есть возможность проверить правописание других словарных слов.

Например: Зимой шубка у зайца белая, а летом серая. Рыщет среди сосен и ёлок хитрая лисица в поисках добычи. Радостно встречает тебя у крыльца собака Шарик. Медведь – всеядное животное. С первыми лучами солнца можно услышать и пение петуха.

4 вариант: В начале урока детям выдаётся листок, который разделён на клетки. Количество клеток соответствует количеству предъявляемых слов. Ученикам необходимо закодировать слово, которое произносит учитель, но так, чтобы можно было самому понять, что это за слово.

Например: ПЕТУХ

СОБАКА

В конце урока, используя листок с закодированными словами, необходимо все слова по порядку вспомнить и записать правильно.

Дополнительные упражнения, применяемые при работе со словарными словами.

1) При знакомстве с группой.

а) – Вы сможете назвать новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв слова.

б) Посмотрите на запись. Здесь зашифрованы 2 слова из словаря. Какие это слова? Для этого найди закономерность в записи букв.

Я Э К З Р Ы А К Н (экран, язык)

в) – Расшифруй слова.

1 вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
М Г О Р Х К Н В И Ь

ШИФР: 1 слово: 1,3,4,6,3,8,10 (морковь)

2 слово: 2,3,4,3,5 (горох)

3 слово: 6,3,7,10,6,9 (коньки)

2 вариант.

  3 4 5 6 7
1 б е а з И
2 р о ё с н

1 слово: 1-3, 1-4. 2-3, 2-5, 1-6, 1-5.

2 слово: 2-4, 2-6, 1-7, 2-7, 1-5.

г) – Исключи по цепочке все буквы, обозначающие глухие согласные.

Ответ: деревня.

д) – В искомом слове 6 букв.

1 буква такая же, как 3 буква в слове “копна”.

2 буква такая же, как последняя буква в слове “зеркало”.

3 буква такая же, как первая в слове “собака”.

4 буква такая же, как вторая в слове “луна”.

5 буква такая же, как первая в слове “день”.

6 буква такая же, как вторая в слове “вагон”.

Ответ: посуда.

е) – Отыщи слово среди набора букв.

Ответ: лопата.

ж) Задание с геометрическими фигурами.

1 вариант:

 

– Расставь фигуры по порядку. (На обратной стороне буквы.) После того, как ученики расставят буквы, учитель переворачивает карточки. Если всё верно должно получиться слово.

2 вариант:

 

Учитель даёт установку:- Внимательно посмотрите на фигуры, изображённые на доске, и на буквы в каждой из них. Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся там буквы (Время предъявления 50-60 сек.) После фигуры убрать.

Затем учитель показывает фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрической фигуре, и составить слово.

з) Учитель загадывает загадки. Ученики записывают слова – отгадки на черновиках. Затем ищут правописание этих слов в орфографических словарях.

и) На доске написаны слова:

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ, ИЮЛЬ, МАРТ, ДЕКАБРЬ.

– Из каких слов можно составить новую группу словарных слов?

Ответ: январь, февраль, декабрь.

к) Грамматическая математика.

 

Ответ: осина

л) ПШЕНО
КОННИЦА Составьте слово, взяв из данных по 1 слогу.
ВЕРЕНИЦА

м) Разгадай логическую цепочку.

Ответ: кастрюля.

н) На доске записано предложение с пропущенными буквами. Часть орфограмм ученикам уже известна, часть –нет. Это и есть слова из словаря, которые необходимо рассмотреть и объяснить.

Например: Гру__а р__бят шла по ш__рокой а__ее.

– Объясните правописание слов.

2) На этапе работы со словарными словами (2,3,4 день).

а) Составить и записать мини – сочинение, используя группу слов. (это должны быть слова, объединённые единой темой).

б) Игра “Собери слова”.

Необходимо из букв составить изучаемые слова или те, что изучались ранее:

  

в) Ребусы (Приложение № 1).

г) Игра “Буквы рассыпались”.

КЫЯЗ (язык) РОШОХО (хорошо)
ЛЕПАН (пенал) АТСУПАК (капуста)
РЕБЕЗА (берёза) ЯЗАЦ (заяц)
КИНЬКО ( коньки) ВАДОЗ (завод)
СИЛИЦА (лисица) РОВАКО (корова)
КОМОЛО (молоко) ШИМАНА (машина)
ЛАПТОК (платок) ТОПАЛЬ (пальто)
БОРАТА (работа) СУПОДА (посуда)
КОРОСА (сорока) АКАБОС (собака)
ВЕДМЕДЬ (медведь) БЯРЕТА (ребята)
КАДАШРАН (карандаш)

г) – Прочитай среди букв иностранного алфавита словарное слово:

Ответ: сапоги.

д) – Продолжи:

Молоко – стакан

суп – тарелка

земля – … Ответ: лопата.

Упражнения для повторения.

Предлагаемые упражнения предъявляются после изучения всех групп или нескольких с целью повторения.. При этом слова каждый раз прочитываются орфографически.

1) Выписать слова, которые нельзя перенести.

2) Выписать слова, в которых 1 (2,3 ) слога.

3) На доске написаны слова с допущенными ошибками. Найдите эти ошибки и записать слова правильно. (Приём какографии).

4) Догадайся, что это за слово:

БРЗ (берёза) КПСТ (капуста)

Дополнительная работа:

  • Выписать самое длинное.
  • Запиши слова, используя код.
  • Отработка каллиграфического навыка на основе данных слов.

5) Скажи одним словом:

  • стул, стол, шкаф, (мебель).
  • Чашка. ложка, кастрюля (посуда).

6) Отгадывание загадок.

7) подбор родственных слов.

8) Выписать слова с ударением на 1 (2,3) слоге.

9) Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.

10) Составить цепочку из слов, где последняя буква одного – первая буква следующего.

11) Диктант – игра “Кто больше запомнит?” Чтение по 2-3 слова “Цепочкой”. Во время паузы ученики записывают то, что запомнили.

12) Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог слова. Ученикам необходимо восстановить всё слово.

(девочка, дежурный, деревня)

(завод, заяц)

Например:

или конец слова

Например:

(лисица)
(работа, суббота)

13) Филфорды (Приложение № 2)

14) По звуковой схеме вспомнить и записать слово. [ з э м л а н и к а ]

Литература:

  1. Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка/Начальная школа №3, 2000.
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / М, “Просвещение”,1991.
  3. Хованская В. Занимательный словарь / Начальная школа №4,2000 (газета)

Как запоминать правописание трудных слов


Тренировка памяти
>
Как запоминать правописание трудных слов

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется “врожденной грамотностью”). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Есть еще слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей.

А если орфографического словаря под рукой нет? Бедным детишкам приходится еще сложнее. Сколько слез они проливают, заучивая словарные слова, и какое разочарование подстерегает их, когда они продолжают делать все те же ошибки. Скольких нервов это все стоит родителям и учителям? Существует, однако, несколько простых и эффективных приемов для быстрого и без зубрежки запоминания правописания таких слов.

Первый способ

Предположим вы сомневаетесь в написании слова “терраса”. Сколько букв “Р” надо писать в нем, одну или две? Вы открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся два “Р”. Как же теперь это запомнить? Прежде всего надо вспомнить какое-нибудь слово, где тоже пишутся два “Р”, но в написании которого вы, в отличие от предыдущего, не сомневаетесь.

Например, вы четко знаете, что в слове “террор” или “террорист” пишутся две буквы “Р”. Если вы не вспомните слова с парной “Р”, в котором вы уверены, — Не отчаивайтесь. Можно воспользоваться любым другим, где присутствуют два “Р”, но не обязательно рядом, например, подойдет слово “прерия” или “рупор”.

Следующий ваш шаг — построение ассоциативной связи (как вы это делали в Упражнениях №1—3) между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены, то есть вспомогательным словом. Для этого вы можете представить себе террориста, спрятавшегося на террасе или поджигающего террасу. Вам остается лишь запомнить, что в слове “терраса” пишется столько “Р”, сколько в связанном с ним по сюжету слове.

Ход мысли при вспоминании должен быть примерно такой. Вам снова попадается злосчастное слово “терраса”. Вы опять немного сомневаетесь (хотя может так получиться, что после однократного составления сюжета вам и сомневаться больше не придется). Вы припоминаете, какую ассоциацию вы придумывали и, вспомнив слово, в правописании которого вы не сомневаетесь, уже уверенно пишете и в слове “терраса” ДВЕ буквы “Р“.

Теперь предположим, что вам надо запомнить, что в слове “территория” тоже надо писать два “Р“. Остается только продолжить начатый сюжет и представить, что все это происходит на какой-то конкретной территории, например на частной, оккупированной или на территории детского сада, школы. (Так как слово “территория” достаточно абстрактное, его сначала надо конкретизировать с помощью ассоциации. ) Можно представить себе, что террорист поджег террасу и перебежал на вражескую территорию.

Этот сюжет будет храниться в вашей памяти без всяких усилий с вашей стороны. И когда вам вновь встретится слово “территория”, достаточно будет просто вспомнить, что оно было в сюжете “про два “Р“, а следовательно, в нем надо писать два “Р“. Таким образом, вы можете пополнять свой сюжет, в который входят слова, имеющие два “Р” до бесконечности. Важно, чтобы он начинался со слова, правописание которого не вызывает у вас затруднений.

Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить в каких словах пишется два или одно “Н“, “Л” или “ЛЛ“, “М“ или “ММ“, “С” или “СС“, “П” или “ПП“. Например, в качестве вспомогательного для запоминания слов, в которых надо писать два “Н” хорошо подойдет слово “НаводНение”.

В нем хоть и нет парной “Н” (но два и даже три “Н” в нем есть), зато с этим словом легко придумывать сюжет и включать в него все новые и новые слова. Представьте себе, что случилось наводнение и разрушило здание. Сначала упала колонна, а затем вода добралась и до антенны. Колонна постепенно тонет, а антенну уносит поток воды.

Есть слова, в которых, наоборот, кажется, что должны писаться две одинаковые буквы, а пишется одна. Например “проблема” (слышатся два “М“), “мороженое” (два “Н“), “продюсер” (почти все уверены, что в этом слове надо писать две буквы “С“). Для таких слов тоже полезно создать сюжеты, беря в качестве вспомогательных слова, в которых точно пишется одна соответствующая буква. Добавлять слова в сюжеты можно по мере того, как вы с ними сталкиваетесь.

*** Упражнение 20.

Придумайте сюжет для запоминания того, что в словах “АЛЛЕЯ”, “КОЛЛЕКЦИЯ”, “ЦЕЛЛОФАН”, “КРИСТАЛЛ”, “ИЛЛЮЗИЯ”, “БАЛЛОН” пишутся две буквы “Л“. (Слова можно запоминать в любом порядке.) Можете вспомнить свои слова, те, в написании которых вы реально сомневаетесь и попробовать придумать сюжет(ы) для них.

Этот способ применим не только для запоминания парных согласных, он вполне подойдет и для запоминания слов-исключений, слов, которые пишутся с заглавной буквы и многого другого. Для запоминания правописания гласных букв его, конечно, тоже можно использовать, но мне кажется, что для этой цели есть более удобные способы.

Второй способ. Графический

Этот способ очень эффективен при работе с детьми, им удобно запоминать достаточно простые и наглядные слова, каких много в школьной программе. Для более сложных слов и абстрактных понятий лучше воспользоваться другими методами.

Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и “проблемная” буква. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове “морковь” пишется “О” достаточно изобразить ее следующим образом.

Рисунок может быть очень и очень схематичным, никаких художественных данных для овладения этим способом не потребуется, ведь рисуете вы только для себя. Для того, чтобы запомнить, что в слове “поросенок” второй (непроверяемой) гласной является буква “О” достаточно нарисовать пятачок поросенка, он по форме напоминает букву “О“, можно нарисовать в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два “О” — “пОрОсёнок”, хотя первую “О” можно проверить ударением. При воспроизведении вам достаточно будет вспомнить свою картинку с обыгранными в ней буквами, и правописание слова не вызовет у вас никаких трудностей. (С точки зрения психологии большое значение имеет еще тот факт, что вы рисуете эту картинку САМОСТОЯТЕЛЬНО).

На самом деле нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное — побольше фантазии. Есть слова более сложные, в которых надо запомнить сразу две или три буквы. Причем иногда эти буквы прямо “противоположные”, например: “А“ и “О“, “Е” и “И“. Эти буквы могут встретиться вам в одном слове, как в слове “вЕлОсИпед”. Для того, чтобы противоположные буквы не перепутались, на вашем рисунке они должны быть расположены последовательно: сверху вниз и слева направо. При использовании этого метода вы запоминаете не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче.

После того, как образ создан, картинка нарисована, постарайтесь оживить ее, заставить двигаться. Еще эффективней станет ваша работа над словом, если вы примените метод соощущений. Детям, особенно младшего школьного возраста, очень нравится запоминать правописание слов с помощью рисунков. Они с удовольствием рисуют картинки (ведь все дети очень любят рисовать) вместо утомительной зубрежки. Конечно, рисовать их нужно под руководством взрослого, особенно на первых этапах.

Также необходимо дать ребенку установку на вспоминание собственных картинок в ситуациях, когда от него требуется правильно написать слово. Буквально за 2—3 дня вы сможете “пройти” вместе со своим ребенком все словарные слова, входящие в программу начальной школы (а это примерно 200 слов). Например, для того, чтобы ваш ребенок запомнил, что в слове “собака” пишется буква “О“, нетрудно нарисовать свернувшуюся в клубок собаку, напоминающую по форме “О“. При этом в силу различных психологических причин важно, чтобы не только вы, но и ребенок сам, как сможет, нарисовал эту собаку или хотя бы срисовал вашу.

И даже такое сложное для младших школьников слово “вермишель”, в котором надо запомнить целых две и к тому же “противоположных” буквы “Е” и “И“, совсем несложно усвоить, нарисовав сначала свисающую с вилки вермишель в виде буквы “Е“, а под ней тарелку с одной уже упавшей вермишелинкой, ставшей похожей на червячок в виде буквы “И“.

*** Упражнение 21.

Придумайте и нарисуйте картинки к словарным словам (то есть к словам, правописание которых не проверяется правилами). На вашей картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Вы даже можете их выделить более жирными линиями. Заметьте также, что буквы в различных шрифтах могут выглядеть совершенно по-разному, и вы можете использовать эти вариации в своих рисунках (буквы большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные).

Если у вас (или ваших знакомых) есть дети соответствующего возраста, то вы с легкостью можете проверить эффективность этого способа запоминания правописания на них. (Буквы, подлежащие запоминанию, в задании подчеркнуты.)
 


ЗАВОД
ЛОПАТА
БЕГЕМОТ
КОРОВА

 


ВЕЕР
ПОРОШОК
ХОККЕЙ


ДЕЛЬФИН
КОТТЕДЖ
ЧЕМОДАН

В Приложении вы найдёте еще целый ряд словарных слов, для запоминания правописания которых можно использовать графический метод. Обратите внимание на слова, подобные словам “браслет” или “арбуз”. Эти слова тоже удобнее запоминать с помощью графического метода, но по своей форме они явно похожи на противоположную букву — букву “О“, а писаться в них должна “А“. Как же не запутаться?

В этих случаях необходимо проявить побольше фантазии и изменить их каким-нибудь образом так, чтобы они стали похожи на “А“ (не забудьте, что буква “А“, как и другие буквы, может быть написана любым шрифтом). Например, арбуз можно нарисовать перевернутым на бок и пририсовать ему хвостик. В таком виде он станет похож на прописную букву “а“.

Или можно разрезать арбуз и использовать только его кусочек в виде конуса.
Посмотрите, какие рисунки можно было бы нарисовать в Упражнении №21.

Третий способ. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций для запоминания правописания слов

Метод запоминания правописания слов с помощью звуковых ассоциаций больше нравится средним и старшим школьникам, а также взрослым. С его помощью можно запомнить правописание даже очень сложных слов. Он очень похож на метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций.

Начнем с примера. Как вы напишите слово В(Е,И)Н(Е,И)ГРЕТ? Вы уверены? По моей личной статистике двое из троих взрослых людей с высшим образованием ошибаются в написании этого слова. И на мой вопрос о том, как оно пишется, я слышу следующие варианты ответов: “венигрет”, “венегрет”, “винегрет” и “винигрет”.

И примерно 90% людей серьезно задумываются, прежде, чем дать пусть даже правильный ответ. А те немногие, кто отвечает на мой вопрос правильно, нередко сознаются, что выбрали свой вариант ответа чисто интуитивно и совершенно не были уверены в его правильности. На самом деле это слово правильно пишется так — ВИНЕГРЕТ.

Но стоило мне предложить своим собеседникам запомнить это слово, подобрав к нему два созвучных “ВИНт” и “НЕГР” и составив из них сюжет: “Винт негру попался в винегрете”, как каждый из них заявлял, что вот теперь уж точно не будет сомневаться в правописании слова “винегрет”.

Можно придумать и другие сюжеты: “ВИНом НЕГР запивал винегрет” или “ВИНни (Пух) ГРЕется после того, как объелся винегретом”. Главное — постараться как можно ярче представить себе придуманный сюжет, применить метод соощущений. Например, при запоминании слова “винегрет” можно попробовать представить себе чувства человека, которому в винегрете попался винт.

Итак, для того, чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2. Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем “проблемная” буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3. Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
4. Дальше хорошо бы применить методы оживления и соощущения.
5. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом (особенно, если со словами работает ребенок).

Например, для запоминания правописания слова “барсук” можно подобрать созвучное слово “бар” и составить сюжет “За стойкой БАРа стоял БАРсук” или “БАРсук веселился в БАРе”. Для слова “кастрюля” созвучным словом может быть слово “каска”, а сюжетом — “КАСтрюлю одели вместо КАСки”. Слово “стадион” более сложное, в нем надо запомнить две буквы “А” и “И”, поэтому к нему подбираем два созвучных слова — “стадо” и “дикий”. Сюжет: “СТАДо ДИких зверей на СТАДИоне”.

Помните, рассказывая о графическом методе запоминания правописания, я приводила в пример слово “велосипед”. Посмотрите, как правописание того же самого слова можно запомнить, применяя метод звуковых ассоциаций. Подбираем два созвучных слова, в которых три проблемные буквы слышатся отчетливо. Это, например, слова “ВЕЛик” (так дети называют велосипед, так что его можно считать почти что проверочным) и “ЛОСИ“. Составляем простенький сюжет: “На великах ехали лоси”. Затем оживляем его и т.п.

*** Упражнение 22.

Потренируйтесь в подборе созвучных слов (звуковых ассоциаций) и в составлении сюжетов для запоминания непроверяемых гласных в словах: БЕГЕМОТ, ГАРНИР, ПЕЛЁНКА, ГАЛОП, ПОСУДА, ЦАРАПИНА, МАКАКА, КРОКОДИЛ, МАКИЯЖ, ГАСТРОЛИ.

Если у вас возникли проблемы с выполнением этого упражнения, посмотрите, как его можно было выполнить.

Бегемот: “Я не БЕГаю и много ЕМ, поэтому такой толстый”, сказал “БЕГЕмот”.
Гарнир: “ГАРнир пах ГАРью”.
Пеленка: “ПЕЛ с ПЕЛёнок”.
Галоп: “ГАЛопом бежал по ГАЛьке”.
Посуда: “На пОСуду сели ОСы”. / Мой ПОСуду ПОСле еды”.
Царапина: “У ЦАРя ЦАРапина”.
Макака: “МАКака спряталась в МАКах”.
Крокодил: “РОК ОДИн танцует к РОКОДил”.
Макияж: “МАма КИсточкой делает МАКИяж”.
Гастроли: “АСТРы подарили на гАСТРолях”.

Четвёртый способ. Комбинированный метод

Этот метод бывает нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Часто использование именно этого метода целесообразно в силу того, что при запоминания слова только методом фонетических ассоциаций получилась бы слишком громоздкая и не звучащая фраза, а при запоминании только графическим методом — слишком непонятный или “перегруженный” рисунок.

Рассмотрите примеры: Слово “пИрАмида”. Первую непроверяемую букву удобнее запомнить при помощи звуковой ассоциации — “пир”. Сюжет: “ПИР на вершине ПИРамиды”. Вторую непроверяемую букву легко запомнить, используя схожесть формы пирамиды с формой буквы “А“. При запоминании правописания слов с помощью комбинированного метода также, как и при запоминании их графическим методом нужно обязательно нарисовать картинку с выделенной в ней запоминаемой буквой, а рядом с ней написать звуковую ассоциацию и сюжет. Слово “мАЙОнез”. Первые Две буквы запоминаем, используя созвучное слово “майка”, в котором и “А“, и “Й” слышатся отчетливо. Составляем сюжет: “МАЙка испачкана МАЙонезом”. А чтобы запомнить букву “О” представим на этой майке пятно от майонеза в виде буквы “О“.

Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических (звуковых) ассоциаций, так как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых кроме гласной надо еще запомнить парную согласную.

*** Упражнение 23.

Подумайте, как можно было бы запомнить правописание следующих слов, применяя комбинированный метод. Сохраните свои записи, может быть, вам придется когда-нибудь объяснять, каким образом можно быстро и без зубрежки запомнить правописание этих слов, своим детям или внукам.

КОЛОННА, ГАРДЕРОБ, ШТУКАТУР, ДИРИЖЕР, КОТТЕДЖ.

Пятый способ запоминания правописания слов

Этот метод основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями, людьми. Буквы, как и цифры, могут напоминать нам по форме различные предметы и т.п. (см. главу, посвященную нахождению сходства между формой цифр и предметами, животными, растениями).

Для каждой из букв, с правописанием которой в словах могут возникнуть сложности, нужно найти похожие на них по форме предметы в окружающем мире, иными словами придумать ассоциации. В русском языке это прежде всего буквы “А“, “О“, “Е“, “И“, а также “К“, “Л“, “М“, “Н“, “П“, “Р“, “С“, “Т” и очень редко “Б“, “Ы“, “Э“, “Я“.

После того, как ассоциация к проблемной букве будет подобрана, надо связать запоминаемое слово со словом-образом буквы. То есть составить маленький сюжет, так как вы это делали в Упражнениях №1—3. Например, чтобы запомнить, что в слове “революция” надо писать “Е” и “О“, сначала подберем ассоциации по форме к этим буквам. Буква “Е” похожа на расческу, а буква “О” — на монету.

Теперь из этих слов можно составить такой сюжет: “Во время рЕвОлюции всем полагалось сдать РАСЧЁСКИ и получить за это МОНЕТЫ. Не забывайте, что сюжет должен быть по возможности необычным и веселым. Для еще лучшего запоминания сюжет нужно представить как отрывок из фильма. Свой сюжет вы можете при желании и зарисовать.

*** Упражнение 24.

Сначала посмотрите, на какие предметы могут быть похожи по форме буквы, а затем придумайте для каждой буквы еще по 2—3 ассоциации. Можете использовать различное написание букв. Их можно “класть” на бок, сжимать, менять пропорции.

Еще несколько примеров. Правописание слова “гЕнЕрал” можно запомнить, представив, как “Генерал лежит в густой ТРАВЕ” (трава похожа на букву “Е“, а их в слове генерал целых две). Для того, чтобы запомнить, что в слове “гАлактика” пишется “А” можно составить такой сюжет: “Для въезда в галактику поставили шлагбаум”.

Этот способ запоминания правописания слов иногда может напоминать графический (второй) способ. Например, если представить генерала в погонах, которые похожи на букву “Е“. Но если вы применяете графический метод, вы рисуете само слово в виде буквы, а пользуясь пятым способом, вы применяете вспомогательное слово (являющееся образом буквы) и если зарисовываете, то в рисунке присутствует и это вспомогательное слово.

*** Упражнение 25.

Подумайте, как можно запомнить правописание следующих слов, используя схожесть форм букв с предметами и составляя сюжет из запоминаемого слова и слова-образа буквы.

КАРНАВАЛ, СЕРВИЗ, ОДЕКОЛОН, ПАШТЕТ, ЧЕМПИОН

Достоинство этого метода в том, что его удобно использовать и для запоминания правописания иностранных слов. Но, естественно, если вы захотите применять его для этой цели, вам будет необходимо придумать ассоциации и к латинским буквам, отличающимся от наших по форме. Например, “J” похожа на зонтик, “V” — на кулек с конфетами, “Y” — на фужер или рогатку, “В” — на очки или бинокль, “G” — на серп и т.д.

Для запоминания правописания иностранных слов удобно также использовать первый из описанных способов запоминания правописания сложных слов. Этот же (пятый) метод можно использовать для запоминания аббревиатур, составленных как из русских, так и из латинских букв.

Есть еще один способ запоминания правописания слов. Но поскольку он менее эффективен и редко кому нравится, упомяну о нем лишь вскользь. Способ очень похож на предыдущий, но сюжет надо составлять не из запоминаемого слова и слова-образа “проблемной” буквы, а из запоминаемого слова и любого слова, начинающегося с той буквы, которая вызывает затруднения. Например, для запоминания того, что в слове “зАвод” пишется “А“, нужно составить сюжет: “На ЗАВОД пришла АРМИЯ“.

Я не буду перечислять всех недостатков и ограничений этого способа, мне кажется, что они очевидны. Одним из самых больших ограничений же этого способа является то, что для самых “проблемных” букв в русского языка — “А“, “О“, “Е“, “И” — есть не так уж много слов, начинающихся с них и являющихся одновременно конкретными и яркими словами, которые удобны для составления сюжета.

Итак, теперь вы знакомы с несколькими способами, позволяющими запомнить правописание трудных слов, которые можете использовать по желанию. Выбор наиболее удобного для вас метода (или методов) вы сможете сделать при первых же попытках применения их на практике. В Приложении, как обычно, есть слова, на которых вы можете поупражняться.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

Изучаем словарные слова – презентация онлайн

Похожие презентации:

Научный стиль речи

Проект по русскому языку – Рассказ о слове Звезда

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 9

Технология В.А. Илюхиной «Письмо с открытыми правилами» для учащихся начальных классов

Язык и профессии. Культура речи

Изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал»

Роль русского языка в многонациональной России

ЕГЭ-2019 по русскому языку. Задание 10

Новое в сочинении на ЕГЭ. Комментарий

Художественный стиль речи

Начальная школа
Автор-составитель:
Авдеева Елена Анатольевна, учитель-логопед
высшей квалификационной категории,
ГБС(К)ОУ №131 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2012 год
Учебно-методическое пособие «Изучаем словарные слова»
включает в себя три раздела: «Словарные слова с безударной гласной
о» (2 части), «Словарные слова с безударной гласной а», «Словарные
слова с безударными гласными е-и». В данном учебно-методическом
пособии отрабатывается правописание 55 словарных слов, изучаемых в
начальной школе.
Предложенные виды заданий: ребусы, определение
закономерности , нахождение одинаковых фигур, анаграммы, «Звуковые
линейки», «Муха», «Цветовые квадраты», определение частей речи,
чтение «зашумлённых» слов и т. д.можно использовать как для
представления учащимся новых словарных слов, так и для закрепления
их правописания.
Автор надеется, что данное учебно-методическое пособие будет
полезно учителям начальной школы, русского языка, учителям-логопедам,
работающим над коррекцией письменной речи учащихся.
В данном разделе учебно-методического пособия «Изучаем словарные
слова» «Словарные слова с безударной гласной а» (II часть)
предлагается 15 словарных слов с данной безударной гласной:
• балкон
• фамилия
• статья
• лапша
• сначала
• каникулы
• абзац
• канарейка
• аптека
• барсук
• какао
• мандарин
• батон
• кастрюля
• ладонь
Предложенные виды заданий: ребусы (Слайды 4, 5, 6, 7, 10, 13, 22) ,
«Звуковая линейка» (Слайд 19), определение закономерности (Слайд 14),
замена парных согласных (Слайд 8), «Муха» (Слайд 11), определение
пропущенных орфограмм (Слайд 9), чтение зашумлённых слов( Слайд 21),
нахождение одинаковых по форме и размеру фигур (Слайды 15, 17) можно
использовать как для представления учащимся новых словарных слов, так
и для закрепления их правописания.
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
Е=А
,
Б А ЛКОН
+ ОН
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
О=А
,,,
СТ А ТЬЯ
100 +
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
К=Н
Е=А
,
А
СН А ЧАЛ

С+
1..2..3..4..5..6..7
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
,,
Я
+
АБЗАЦ
Замените парные согласные на их пару
по звонкости-глухости.
Какое слово получилось?
АБДЕГА
АПТЕКА
Вставьте пропущенные буквы в слова, переставьте их
так, чтобы получилось слово.
АК__УРАТНЫЙ
К
А
САХ__Р
К
АК__ОРД
АБ__ЖУР
А
В__КРУГ
О
К А КАО
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
Б А ТОН
Проследите за прыжками зайца. Собрав все буквы, вы прочитаете
словарное слово.
С
Я
Р
У
Г
Ф
Б
И
Д
Ш
Ц
И
Т
Э
Л
Г
А
Ч
М
У
Ш
О
В
Ь
Ё
ФА МИЛИЯ
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
,
ЛАПША
+
,
Определите, каким образом составлено 5 слово в верхней
строчке и таким же образом составь 5 слово в нижней
строчке.
ДОВЕРИЕ
КОЛОДЕЦ
ЛИСИЦА
ЛОГОПЕД
ВЕЛОСИПЕД
МАКАРОНЫ
ПОНИМАТЬ
ПОКУПАТЕЛЬ
СОКОЛЫ
?
КА НИКУЛЫ
Соберите буквы только в таких треугольниках:
К
У
С
Я
К
О А
Д Р
А
Л
Т
Н
Г
Л
В
А
И
Е
Ц
Н
А
И
Й
В
Ю
КА НА РЕЙКА
Найдите одинаковые по размеру звёзды и кликните по ним кнопкой
мыши. Переставьте буквы, чтобы получилось слово.
Б
Ю
С
Л
К
А
А
Р
У
Ф
Б А РСУК
«Звуковая линейка»
Из названий картинок выделите соответствующие звуки
и запишите буквы.
– 5 -Н3 – А
5 -4
4 -М
Н – 3Д Р
А -5
И -5
М А НД АРИН
Прочитайте слово.
К А СТРЮЛЯ
Разгадайте ребус, запишите слово-отгадку,
запомните правописание.
,,
,
Л А ДОНЬ
+
Интернет-ресурсы:
Рамка
http://t3. gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSp7vlwsEWPCdFKxQMIGaVvgC
4eoBulFQR9UR0TdUd_A4E40YmIDA
Аптека http://ladyarea.ru/images/pages/fill/h600/827a35b5cbafcf41a1705d372428893f.jpg
Батон http://www.krohajazz.ru/lib/lepka/lepka0_files/lepka0-40.jpg
Паспорт http://www.penza-press.ru/files/pomoyka3/pasport.jpg
Лапша http://www.zhaba.ru/_pics/aqs2rkcbq506f2dp.jpg
Канарейка http://www.zooschool.ru/img1/992.jpg
Барсук http://www.padisejs.ee/files/pictures/jahiloomad/mager.jpg
Мандарин http://s56.radikal.ru/i152/0807/1a/f7f2a5ff659c.png
Кастрюля http://img-fotki.yandex.ru/get/5507/lenivovaelena.142/0_70373_5a916d00_XL
Ладонь http://www.dvorec.ru/chiromancy/pic/chiromancy.jpg

English     Русский Правила

Кастрюля Определение и значение | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ кастрюля ]

/ ˈsɔsˌpæn /

Посмотрите, какое слово чаще всего путают с кастрюлей

Сохранить это слово!

См. синонимы слова кастрюля на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

металлический сосуд средней глубины, обычно с длинной ручкой и иногда с крышкой, для тушения, варки и т. д. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. “ДОЛЖЕН” ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение кастрюли

Впервые упоминается в 1680–1690 гг.; соус + сковорода 1

Слова рядом кастрюля

соусник, соусник, соус, испанский соус, соус для гуся, соус для гусака, что такое, кастрюля, кастрюля, блюдце, купол блюдца, соус супрем, соус

Словарь . com без сокращений Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.

Слова, относящиеся к кастрюле

ведро, сковорода, чайник, кастрюля, лист, сковорода, таз, чаша, банка, чашка, банка, кувшин, кружка, сковорода, урна, сосуд, кастрюля, ведро, сковорода, жаровня

Как использовать кастрюлю в предложении

  • В небольшой кастрюле на медленном огне нагрейте молоко, шоколад, ваниль и соль, взбивая, пока шоколад не растает и смесь не станет однородной и однородной.

    Пьянящий горячий шоколад воссоздает волшебство детского снежного дня со взрослой ноткой|M. Кэрри Аллан|5 февраля 2021 г.|Washington Post

  • Для приготовления лимонада Добавьте все ингредиенты, кроме лимонного сока, в кастрюлю и доведите до кипения на сильном огне, часто помешивая.

    4 рецепта горячих коктейлей, которые спасут вашу социальную жизнь зимой|AC Shilton|17 декабря 2020 г.|Outside Online

  • В маленькой кастрюле на среднем огне растопите оставшиеся 2 столовые ложки топленого масла.

    Как приготовить дал махани, самый роскошный и кремовый дал из всех|Джо Йонан|20 ноября 2020 г.|Washington Post

  • В средней кастрюле на среднем огне смешайте молоко и муку, пока мука не растворится.

    Эта декадентская запеканка из киноа — умный способ заново изобрести овощи, оставшиеся после Дня Благодарения|Элли Кригер|19 ноября 2020 г.|Washington Post

  • Пока лосось запекается, уварите оставшийся маринад в кастрюле на среднем огне до готовности. утолщается.

    Перенеситесь зимой с комфортной едой, одобренной для бэккантри|Christina Bernstein|12 ноября 2020 г.|Outside Online

  • В небольшой кастрюле смешайте йогурт, сливки и приправу вадуван и доведите до кипения.

    Даниэль Булю рассказывает о своих 4 любимых рецептах из своей новой кулинарной книги|Даниэль Булю|15 октября 2013 г.|DAILY BEAST

  • Поместите соус мисо в маленькую кастрюлю, поставьте на слабый огонь и перемешайте, чтобы он прогрелся; приправить молотым черным перцем по вкусу.

    Даниэль Булуд рассказывает о своих 4 любимых рецептах из своей новой кулинарной книги|Даниэль Булуд|15 октября 2013 г.|DAILY BEAST

  • Заполните одну треть большой кастрюли маслом канолы и нагрейте до 375°F (190°C).

    Даниэль Булуд рассказывает о своих 4 любимых рецептах из своей новой кулинарной книги|Даниэль Булуд|15 октября 2013 г.|DAILY BEAST

  • Для соуса Вадуван Нагрейте оливковое масло в средней кастрюле на сильном огне.

    Даниэль Булуд рассказывает о своих 4 любимых рецептах из своей новой кулинарной книги|Даниэль Булуд|15 октября 2013 г.|DAILY BEAST

  • Когда овощи станут ярко-зелеными, снимите кастрюлю с огня.

    Три рецепта лебеды для вечеринок на выходных|Джейн Коксвелл|26 мая 2013 г.|DAILY BEAST

  • Сделайте пену из белого мыла и холодной воды и поместите ее в кастрюлю.

    Книга женского этикета и Руководство по вежливости|Флоренс Хартли

  • Хорошо намыльте перчатки или чулки, наденьте их и поставьте кастрюлю на огонь.

    Книга женского этикета и руководство по вежливости|Флоренс Хартли

  • Уильям, который мыл кастрюлю, поднял глаза и саркастически умолял меня принять кордон блю.

    В поисках неизвестного|Роберт В. Чемберс

  • С этого разрешения сахар и патока вскоре закипели в кастрюле, источая приятный аромат.

    История большой входной двери|Мэри Финли Леонард

  • Вскоре он достал кусок соленой говядины и немного картофеля, положил их в кастрюлю и вернулся на палубу.

    Masterman Ready|Captain Frederick Marryat

Определения слова кастрюля из Британского словаря

кастрюля

/ (ˈsɔːspən) /


сущ.

металлическая или эмалированная кастрюля с длинной ручкой и часто с крышкой, используемая для приготовления пищи

Collins English Dictionary – Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры кастрюль

кастрюли

Поместите сахар и миндальную муку в среднюю кастрюлю и перемешайте.

Из NPR