Как найти словарные слова в тексте: Словарные слова – список всех в русском языке и что это такое
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме “Словарные слова”
Цели: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём, совершенствовать умение применять на практике правила правописания безударных гласных и парных согласных.
Оборудование: учебник по русскому языку Л.М. Зелениной и Т. Е. Хохловой (2 класс, 2 часть), орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок» О. Д. Ушаковой, картинный словарь, таблицы со словарными словами, видеофильм ВВС «Царство русского медведя», карточки с текстом, карточки-помощники для работы со словарями (с указанием номеров страниц), карточки с индивидуальными заданиями, стихотворение «Словарь» Я. Козловского.
Ход урока
Организационный момент.
– Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, орфографический словарик, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Начинаем урок.
Актуализация знаний.
– Ответьте на вопросы, которые вам задаст ученик нашего класса. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. (Ученик выходит к доске и начинает словарную разминку.)
– Столица России. (Москва.)
– Домашнее животное, друг человека. (Собака.)
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.)
– Ребёнок женского пола. (Девочка.)
– Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.)
– Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.)
– Сильный холод. (Мороз.)
– Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.)
– Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.)
– Страна, в которой мы живём. (Россия.)
– Чем похожи все слова ответы? (Это всё словарные слова.)
– Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Тема урока – словарные слова.
– Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)
– А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит.)
– Расскажите алфавит по цепочке.
– Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?)
Чистописание.
– Сегодня как всегда мы повторяем написание одной из букв русского языка.
– Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.
Ястреб, пятнистый, ребята. (Во всех словах встретилась буква я.)
– Проговорите задание по чистописанию. Выполните его. (Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.)
– Расскажите про букву
– Напишите слова с буквой я.
– Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?
(Парные звуки можно проверить
С помощью звуков других.
Если вы рядом поставите гласный –
Чётко услышите их.)
– Какая орфограмма во втором слове? Как проверить безударную гласную?
(Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно.
Чтоб развеять все сомненья
Гласный ставь под ударенье.)
– Что вы можете сказать про слово «ребята»? (Это слово словарное. Его написание надо запомнить.)
Объяснение нового материала.
– Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача запомнить их правильное написание. Первое словарное слово начинается с буквы, которую вы писали на минутке чистописания. Послушайте загадку:
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
– Что это? (Это язык.)
– Как же правильно пишется это слово? (Чтобы это узнать, надо посмотреть в словарь.)
– В какой словарь будете смотреть сначала? (В словарь в конце учебника.)
– Проговорите правильное написание этого слова по слогам. Запишите его.
– Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная я, её надо запомнить. Парный согласный к, проверочное слово «языки».)
– Подумайте, какое значение имеет слово «язык»? (Язык – орган вкуса в полости рта. Язык – металлический стержень у колокола. Язык пламени. Русский язык, иностранный язык, как средство общения людей. Язык – пленный, которого привели из разведки солдаты.)
– Что же это за слово? (Это многозначное слово.)
– Какие слова в русском языке называются многозначными? (Слова, у которых несколько разных значений.)
– Прочитайте слова, записанные на доске. Объясните пропущенные орфограммы.
языки пламя сухие др…ва л…зали к…стёр в
(Дрова – безударная гласная о, проверочное слово «много дров». Лизали – безударная гласная и. проверочное слово «лижет». Костёр – безударная гласная, проверочное слово подобрать нельзя, надо искать слово в словаре. В словаре учебника этого слова нет, надо посмотреть в орфографическом словарике школьника. Слово «костёр» пишется с безударной гласной о.)
– Составьте предложение с новым словарным словом, используя и те слова, которые записаны на доске. (Языки пламени лизали в костре сухие дрова.)
– Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте известные части речи.
Физкультминутка.
Продолжение объяснения нового материала.
– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Объясните их значение. Когда так говорят?
Держать язык за зубами, язык проглотишь, как корова языком слизала.
(Молчать, не болтать, не говорить лишнего. Очень вкусно. Что-то быстро и бесследно исчезло.)
– Что это за словосочетания? (Это фразеологизмы.)
– Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более яркого и образного выражения наших мыслей.)
– Запишите фразеологизм, в котором есть словарное слово, изученное ранее.
– С каким словарным словом вы выписали фразеологизм? (Со словом «корова».)
– Какие ещё словарные слова – названия животных вам знакомы? (Слова «ворона», «воробей», «сорока», «петух», «собака», «заяц».)
– Напишите в тетради названия детёнышей этих животных. При необходимости пользуйтесь словарями.
– Какие слова вы написали? (Воронёнок, воробьёнок, цыплёнок, телёнок, щенок, зайчонок.)
– Какое слово не нашли? (Нет слова «сорочонок».)
– Верно. Такого слова нет. Его употребляют только писатели в литературных произведениях.
– Сверьте правильность написания слов с их написанием на доске.
– А теперь познакомимся ещё с одним словарным словом – названием животного. Прочитайте загадку на доске.
В…л…кан в л…су ж…вёт,
Ест м…лину, любит мё….(Великан в лесу живёт,
Ест малину, любит мёд.)
– Кто это? (Это медведь.)
– Как правильно пишется это слово? (Надо проверить по словарю.)
– Запишите это слово. Поставьте в слове знак ударения, найдите орфограммы. (Безударная гласная е, её надо запомнить, парный согласный д, проверочное слово «медведи», ь – показатель мягкости.)
– При проверке первой безударной гласной слово-помощник – «мёд». Медведь – мёд ведающий – знающий, где есть мёд.
– Подготовимся к письму по памяти загадки про медведя. Объясните написание пропущенных букв. («В лесу» – безударная гласная е, проверочное слово «лес». Слова «хозяин», «кабинет», «берлога» – словарные. Их написание надо проверить по словарю.)
– Учим загадку.
– Запишите эту загадку по памяти. Проверьте правильность друг у друга.
Закрепление изученного материала.
– Прочитайте текст на карточке.
Жили две сестры, очень ( ) похожие друг на друга. Однажды они проснулись рано ( ) и отправились в лес за ягодами. Зашли они далеко в чащу и вплотную ( ) столкнулись с медведицей, рядом с которой резвился медвежонок. Девочки испугались и быстро ( ) понеслись к дому. Так и вернулись они домой ни с чем ( ).
– Как его можно озаглавить? (Встреча в лесу, неожиданная встреча.)
– Что это за текст? Почему вы так считаете? (Это текст-повествование. В нём рассказывается о девочках, которые встретились в лесу с медведицей и медвежонком.)
– Какие слова, родственные словарному слову «медведь» в тексте встретились? (Слова «медведица» и «медвежонок».)
– Проговорите по слогам правильное написание этих слов.
– Из справочного материала выберите фразеологизмы, которыми можно заменить подчёркнутые слова, номера фразеологизмов вставьте в скобки.
Справочный материал:
- нос к носу
- как две капли воды
- что есть духу
- с пустыми руками
- ни свет, ни заря
– Прочитайте текст, который получился. Стал ли он более ярким?
Девочки не зря испугались. Медведицы – отличные мамы, они ревностно защищают своих детёнышей. Если заподозрят, что медвежонку кто-то угрожает, могут напасть на обидчика.
– Давайте посмотрим небольшой фрагмент из жизни медведей – очень интересных животных
Итог урока.
– Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.)
– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя? (Это орфографический словарь.)
– В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил ученик класса.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Как детям запомнить написание сложных слов
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Словарная работа на уроках русского языка. на Сёзнайке.ру
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.
Методы работы над правописанием трудных слов
- Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.
- Вставка слова в классное наборное полотно.
- Чтение слова учителем.
- Объяснение значения слова (учителем или детьми).
- Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
- Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).
- Запись слова в орфографический словарик.
- Задание на дом – выучить написание слова.
- Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
- Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
- Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
- Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
- Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
- Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
- Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
- Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
- Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
- Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
- Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
- Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
Виды словарных работ
- по родам;
- по числам;
- по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике – «Город» и «Деревня»;
- по частям речи;
- с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
- Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
- Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
- Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
- Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
- Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
- Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
- Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
- Подбор однокоренных слов.
- Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
- Разбор слов по составу.
- Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
- Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
- Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
- Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
- Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).
- Письмо по памяти.
- Самодиктант и взаимопроверка.
- Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
- Перфокарты, перфоконверты.
- Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
- Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
- Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
- К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
- Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
- Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить………).
- От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
СЛОВА ИЗ СЛОВАРЯ
Ты спросишь:
«Как , дружок, живешь?» –
Одаришь доброй вестью.
Нас водой не разольешь –
Всегда мы всюду …
( Вместе)
Солнце выглянуло вдруг –
Стало ярким все …
(Вокруг)
Веселые припевочки
Запели звонко …
(девочки)
Массу в тысячу грамм
Называют …
(Килограмм)
Мне запомнить это нужно,
Получив оценку «пять»:
Как зовем мы ту часть света,
Куда уходит солнце спать.
(Запад)
В моей комнате стоит
И к себе меня манит.
Если вдруг устану –
Ночи ждать не стану:
Лучше лягу я бочком
И забудусь сладким сном.
(Кровать)
Кто приходит первым в класс,
Моет доску он для нас,
Все растения польет,
Мусор с пола уберет.
Следит за порядком,
Раздает тетрадки?
(Дежурный)
– Ты, Серега, молодец! –
Похвалил меня …
(Отец)
Осень краску принесла
Цвета солнца и тепла.
Цвет тот золотистый,
Яркий и лучистый.
(Желтый)
Покупая марки,
Не пошел на лекцию,
Потому что пополнял
Личную ….
(Коллекцию)
Скажу тебе я: «Посмотри»,-
А ты ответишь: «Не гляди».
Скажу тебе я: «Позади»,-
А ты ответь мне …
(Впереди)
Он и теплый, он и ясный,
Денек солнечный …
(Прекрасный)
Подходит к дому Клава,
А Петр свернул …..
(Направо)
Лена с Машей возле дома
Лук сажают в лунки.
Это все в моем альбоме
На моем ….
На краю деревни дом,
Под окном смородина.
Я родился в доме том –
Это моя …
(Родина)
У меня есть дружок –
Замечательный щенок.
А с красавцем котом
Мы подружимся ….
(Потом)
Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в
выделенных клетках.
1.Каждый день по многу раз
Входим мы в знакомый …
2. Я в кроссворде слово спрятал.
Что за слово, а, … ?
3. Поможем, если у кого-то
Не получается ….
4. Сидела на скамеечке
Маленькая …
5. Коля Котиков не знал,
Где лежит его …
6. С парты не забудь убрать
И учебник, и …
7. Открываем …
Начинается январь.
8. Снова в школу я пришел,
Это очень …
Ответы: 1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка.
5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо.
Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта работы)
Библиографическое описание:Чекалина, Н. Н. Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта работы) / Н. Н. Чекалина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1540/ (дата обращения: 02.10.2021).
В русском языке, как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется применением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями — запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.
В каждой программе для начальной школы разработан свой список словарных слов. Так, в УПК «Школа России» В. П. Канакиной и В. Г. Горецким составлен список из 100 словарных слов (4 класс). В программе «Перспектива» список состоит из 55 слов (редактор — Климанова Л. Ф.), в «Перспективной начальной школе» в список словарных слов для заучивания включены всего 46 слов (редактор — Чуракова Н.А). Программа «Начальная школа 21 века» располагает списком из 90 слов (составители — Иванов С. В., Евдокимова А. О. и Кузнецова М. И.), в «Гармонии» авторы списка словарных слов Соловейчик М. С. и Кузьменко Н. С. требуют от школьников запомнить 73 новых слова. А самый большой список словарных слов (4 класс) в программе «Планета знаний» — 113 слов (составители — Желтовская Л. Я., Калинина О.Б).
На каждом уроке русского языка учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями является, на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами. В учебниках русского языка «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать.
Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки. Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно?
Я пришла к выводу, что все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:
- Первоначальное знакомство с группой слов, их лексическими значениями, выявление общих черт этих слов.
- Упражнения, направленные на запоминание слов.
- Проверка усвоения написания группы слов.
Покажу на примере изучение одной из групп.
Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс)
1-й день (знакомство с группой слов — демонстрация написания слов и их изображение на слайдах)
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте попробуем отгадать, что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока) Правильно. Сорока — это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. (слайд с изображением сороки). Своё имя сорока получила от исходного слова сорка, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? (человека, который много говорит). Как же пишется это слово? (открывается написанное слово) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? (первую О) Прочитайте хором это слово орфографически, то есть по слогам, как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
Учитель: Теперь отгадайте загадку: Окраской — сероватая.
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)
Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. (демонстрация слайда с изображением вороны). Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение. Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово? (открывается слово). Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.
Учитель: Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)» (корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (на слайде картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор — «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Учитель: И последнее слово — снова отгадайте загадку:
Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)
Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (слайд с картинкой воробья) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор — «воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографически, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.
В 3–4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово. А также ученики 2–4 классов могут самостоятельно попытаться дать лексическое значение слову. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: «Что объединяет эти слова в одну группу? (в данном примере сочетание ОРО) Какое слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? (одушевленные — неодушевленные предметы, растения — животные, двусложные — трехсложные, с ударением на первый — второй слоги, начинаются на гласную — согласную букву и т. п.) Дома учащиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.
2 день (упражнения на запоминание слов).
На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.
с…рока
в…рона
к…рова
в…робей
Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:
Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подобранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они относятся.
Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными словами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала, сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.
Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.
В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.
На доске: аоркос
рнооав
рокоав
йвореоб
Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают «словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложений указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2–3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».
В 4 день продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:
«Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.
Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.
Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.
Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести».
На этом этапе можно «словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: «Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.
Сорока стрекочет — гостей пророчит.
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.
Пуганая ворона и куста боится».
Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:
«Стреляный воробей — о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;
Белая ворона — о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;
Ворон считать — ротозейничать, зевать;
Как корова языком слизала — что-нибудь быстро и бесследно исчезло;
Сорока на хвосте принесла — об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;
Трещит как сорока — говорит быстро, громко».
В 5 день изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т. д. Затем проводится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми написаниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картинные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.
Очень нравится детям прием «рыбка»: учитель, не произнося слова вслух, только с помощью артикуляции, «называет» слова, а дети должны по губам учителя «узнать» слово и записать его.
Такая работа проводится каждую неделю и из опыта работы можно утверждать, что она приносит свои «плоды»: ученики все меньше делают ошибок при написании «словарных слов».
Каждый учитель может распределить слова по своему усмотрению, как ему удобно. Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой «Планета знаний» по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой, 3 класс, распределенные по группам.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, группа слов, ворон, гласная, Какая буква, класс, написание, начальная школа, русский язык, сорока.
” Значение слова в словаре и тексте”
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Значение слова в словаре и тексте» (УМК «Начальная школа XXI века»).
Учитель: Колтунова С.И.
МБОУ КСОШ №32 имени Героя Советского Союза М.Г. Владимирова
Цели: Формировать умения определять значение незнакомых слов в тексте и с помощью толкового словаря. Обогащать словарный запас учащихся. Расширять их общий кругозор.
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, способствовать развитию внимания, мышления, воображения.
Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к предметам живописи и архитектуры.
Планируемые результаты:
Предметные: умение устанавливать значение незнакомых слов с помощью текста и толкового словаря.
Метапредметные :
Познавательные УУД: умение ориентироваться в тексте и толковом словаре, с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач.
Регулятивные УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия, работать в сотрудничестве с учителем и детьми, осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: – принимать участие в работе группами, используя коммуникативные средства: умение договариваться, приходить к общему мнению, отстаивать свою точку зрения, использовать в общении правила вежливости.
Личностные : формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к уроку русского языка, понимание роли языка в жизни человека, понимание причин успеха в учебе, самооценки успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: нетрадиционный исследовательский с применением ИКТ.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы, приемы обучения: познавательные (беседа, рассказ), практические (работа в группах, самостоятельная работа, работа с текстом, работа с учебником), частично-поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, развивающая.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 2 класс 2 ч. С.В. Иванов «Вентана – Граф» 2012., тетрадь, толковый словарь С.И. Ожегова, индивидуальные карточки, компьютер, презентация, фильм « Московский Кремль.
Ход урока
I Организационный момент
1 Приветствие гостей
2 Психологический настрой
-Добрый день, ребята! Говорят, как начнёшь день, таким он будет до вечера. Так пусть же сегодняшний день будет плодотворным, творческим, интересным и принесёт вам новые знания и открытия. Я уверена, что у вас всё получится.
Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи в работе!
II Актуализация опорных знаний
1 Проверка д/з
Рубрика «Из истории языка» (с. 17)
– Что вы узнали о значении слова школа ? Какие предложения вы составили?
2 Чистописание
– Какая орфограмма в слове словарь ? ( слайд 2 )
– В какой части слова она находится?
-Как проверить безударный гласный в корне? Докажите, подберите однокоренные слова.
-Какое проверочное слово?
Какую безударную гласную вставим?
Её мы и напишем в чистописании и в соединении с буквой л и м.
О
ол ом
3 Словарная работа
Работа по группам
1 группа учащихся работает по индивидуальным карточкам
2 группа – работают коллективно
Игра « Попади в корзину» (слайд 3 )
– Вставьте пропущенную букву в слова (воробей, сорока, корова, медведь, ворона)
( Дети показывают на карточках пропущенную букву)
– Что общего у этих слов? (отвечают на вопрос что?, обозначают живые предметы, имена сущ., словарные слова, животные, приносят пользу).
– Что различного? (каждое слово имеет свое лексическое значение, обозначают разные предметы).
– На какие группы можно разделить? ( безуд. гласные о, е, звери и птицы, дикие и домашние животные).
Игра «Вставь нужную букву» (слайд 4)
-Что общего у этих слов?
– Что различного?
– На какие группы можно разделить эти слова?
– Какое отношение к этим словам имеет слово огород ?
4 Подготовительная работа к усвоению нового материала
а) Работа по учебнику
Упр. №1 , с. 18
– Мы говорили, что каждое слово имеет свое лексическое значение. Давайте по лексическому значению назовем слова. ( слайды 5-7 )
б) Работа по толковому словарю
– Мы по лексическому значению называли слова. А где мы можем узнать лексическое значение незнакомого слова? ( в толковом словаре).
Работа по группам.
1 группа находит лексическое значение слова актёр, 2 группа – конюх,
3 группа – трубач.
III Постановка темы и целей
– Ребята, так где мы можем узнать лексическое значение незнакомого текста? (в толковом словаре)
– А как вы думаете, где ещё, кроме словаря, можно найти значение слова? Есть ли другой способ?
(Дети могут ответить, что можно найти из рассказов и т. д.)
– Как вы думаете, можно ли из текста узнать лексическое значение незнакомого текста?
Кому из вас хотелось бы это узнать?
Сейчас мы проведем исследование и попробуем узнать лексическое значение слова из текста. (слайд 8 )
IV Формирование новых знаний
1 Объяснение
а) Исследовательская работа (работа по группам)
1 группа учащихся работают по индивидуальным текстам (Отрывок из рассказа «Котенок» Л.Н. Толстого).
– Вам необходимо из текста выяснить значение слова амбар.
2 группа учащихся работают по учебнику, выполняют упр. №3 на стр. 19.
– Вам необходимо из текста выяснить значение выделенных слов.
б) Проверка результатов исследования
– Проверим 1 группу учащихся. Удалось ли вам из текста узнать значение слова амбар ?
(Дети говорят, что точное значение слова найти не удалось. Амбар – это какое-то строение.)
– Давайте воспользуемся толковым словарем в нашем учебнике на стр. 157 и прочитаем лексическое значение слова амбар. (слайды 9-10 )
– В нашем селе тоже когда-то давно были амбары – большие деревянные строения на территории старой пекарни. А где сейчас хранят зерно?
(на элеваторе) (слайды 11-12 )
– В каких селах нашего района есть элеваторы?
Физкультурная минутка (музыкальная)
Проверим 2 группу учащихся. Удалось ли вам узнать из текста значение выделенных слов ? ( да)
– Что такое акварель?
Акварель – разноцветные водяные краски. ( слайд 13 )
Обратите внимание на подсказку «аква» стр. 19. Давайте найдем в словаре слова, которые начинаются с аква и уточним, действительно ли они имеют отношение к воде? ( Дети по закладкам открывают словари и читают лексическое значение слов : акваланг, аквалангист, аквамарин…)
– Как вы поняли значение слова живописец?
Живописец – художник. ( слайд 14 )
– В нашем классе есть дети, которые посещают Детскую школу искусств. Давайте у них спросим, каких великих русских художников они знают?
(И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, И.И Шишкин и др.)
– Как вы поняли значение слова масло?
Масло – масляные краски. ( слайд 15 )
– Я сделала выставку работ наших юных художников. Чем вы работали? Какие материалы использовали?
– Поднимите руки, кому понравились их работы? Как вы думаете, почему их работы получились такие хорошие?
(Они проявили старание и терпение).
– Как вы думаете, только ли художникам нужны эти качества?
2 Работа над правилом
а) Вывод
Давайте попробуем сделать вывод: можно ли из текста узнать значение незнакомого слова? (да)
б) Рубрика «Тайны языка» стр. 20
– Прочитаем правило. Совпало оно с нашим выводом? (да)
3 Работа с пословицей
Прочитайте пословицу. ( слайд 16 )
Кто много читает, тот много знает.
– Почему так говорят? Кого я убедила, что читать надо больше, чтобы больше знать?
Обобщение
– Да, из текстов мы можем узнать значение незнакомого слова.
– А из любого ли текста можно узнать нужное нам слово? (нет)
– Если мы в тексте не смогли найти значение слова, то где еще можно найти?
(В толковом словаре или в другом тексте)
V Домашнее задание
Найдите упр. №5 на стр. 21. (слайд 17)
– Прочитайте задание. Кому понятно задание?
По желанию, вы можете придумать свое лексическое значение какого-нибудь слова и сравнить его со словарем.
VI Формирование умений и навыков
1 Работа по учебнику
Упр. № 4 на стр. 20
– Прочитайте задание. Составьте первое сочетание слов.
Московский Кремль (слайд 18)
– Составьте второе сочетание слов.
Царь-колокол
2 Просмотр фильма (слайд 19)
– Сейчас мы отправимся на экскурсию в Московский Кремль.
( Ф.И. ученика) – Подготовил для нас фильм. (Просмотр фильма.
Во время просмотра ученик читает текст к нему).
– Кому понравилось путешествие? Кто испытал чувство гордости? Как нужно относиться к историческим событиям?
3 Словарная работа
– Посмотрите какие словарные слова нам предлагают? Каких слов нет в наших словариках? Допишите. (слайд 20)
4 Работа по развитию речи
– Что такое предложение ? (правило)
Составьте предложения с новыми словарными словами. (устно)
VII Итог урока
1 Обобщение
– Что нового узнали на уроке?
– Где можно найти значение незнакомого слова?
– Какое задание понравилось больше?
2 Рефлексия (слайды 21-22)
– За что каждый может себя похвалить?
– Над чем бы ещё поработали?
– Кому понравился сегодняшний урок?
– А сейчас давайте зайдем на лесную полянку, представим, что мы художники и волшебными карандашами раскрасим ее в те цвета, которые отражают ваше настроение на уроке.
( Черно- белый слайд 23 )
( Цветной слайд 24 )
3 Оценка учителем работы класса
– Ребята, вы меня порадовали своими ответами. Вы хорошо работали на уроке. ( Выставление отметок). Молодцы. Спасибо за урок!
Добавление слов в словарь проверки орфографии и их изменение
Управление настраиваемыми словарями осуществляется в диалоговом окне Настраиваемые словари. Все настраиваемые словари, которые вы хотите использовать, нужно включить (выбрать) в этом окне. Выполните указанные действия, чтобы открыть диалоговое окно, а затем выберите нужную задачу ниже.
Открытие диалогового окна “Вспомогательные словари”
-
Откройте параметры проверки правописания:
-
В большинстве приложений Office: Перейдите в раздел Файл > Параметры > Правописание.
-
В Outlook: Перейдите в раздел Файл > Параметры > Почта > Орфография и автозамена > Правописание.
-
-
Убедитесь, что флажок Предлагать только из основного словаря снят.
-
Выберите Настраиваемые словари.
Вы получаете список всех словарей, вверху которого указан словарь по умолчанию.
Добавление, изменение и удаление слов в настраиваемом словаре
Примечание: Чтобы быстро добавить слово в словарь, щелкните слово в документе правой кнопкой мыши и выберите команду Добавить в словарь. Слово будет добавлено в словарь по умолчанию.
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив действия, описанные в предыдущем разделе.
-
Выберите словарь, который требуется редактировать. Убедитесь, что флажок не был снят.
-
Нажмите кнопку Изменить список слов.
-
Выполните одно из указанных ниже действий.
-
Для добавления слова введите его в поле Слова и нажмите кнопку Добавить.
-
Для удаления слова выберите его в поле Словарь и нажмите кнопку Удалить.
-
Для редактирования слова удалите его и добавьте в нужном написании.
-
Чтобы удалить все слова, нажмите кнопку Удалить все.
-
Если вы хотите, чтобы добавляемые слова сохранялись в этом словаре и он использовался по умолчанию, см. раздел Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова ниже.
Выберите заголовки ниже, чтобы получить дополнительные сведения
Добавление слов в настраиваемый словарь, используемый по умолчанию, при проверке орфографии
При проверке орфографии можно добавлять слова, помеченные как написанные с ошибкой, в настраиваемый словарь, который используется по умолчанию. Чтобы изменить этот словарь, см. раздел Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова ниже.
-
Во время автоматической проверки орфографии и грамматики щелкните правой кнопкой мыши слово, подчеркнутое красной волнистой линией, и выберите команду Добавить в словарь.
-
При запуске средства проверки правописания нажмите кнопку Добавить или Добавить в словарь для помеченного слова.
Примечание: Если кнопка Добавить в словарь недоступна, убедитесь, что настраиваемый словарь по умолчанию выбран в диалоговом окне “Настраиваемые словари”. Сведения о том, как выбрать словарь, см. в разделе Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова ниже.
Дополнительные сведения см. в статье Проверка орфографии и грамматики.
Создание настраиваемого словаря
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив шаги в разделе Открытие диалогового окна “Настраиваемые словари” выше.
-
Нажмите кнопку Создать.
-
В поле Имя файла введите имя настраиваемого словаря.
-
Нажмите кнопку Сохранить.
-
Если новый словарь должен использоваться с другим языком, выбрав новый словарь в поле Список словарей, выберите язык словаря в меню Язык словаря.
Если вы хотите, чтобы добавляемые слова сохранялись в этом словаре, см. следующую задачу (Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова).
Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова
При добавлении слов во время проверки орфографии новые слова добавляются в настраиваемый словарь по умолчанию, который указан вверху списка в диалоговом окне Настраиваемые словари. Вы можете изменить настраиваемый словарь, который используется по умолчанию для всех программ Office.
-
Откройте диалоговое окно Вспомогательные словари, выполнив шаги в разделе Открытие диалогового окна “Вспомогательные словари” выше.
-
В диалоговом окне Список словарей выполните одно из указанных ниже действий.
-
Для изменения словаря по умолчанию для всех языков выберите имя словаря под заголовком Все языки.
-
Для изменения словаря по умолчанию для конкретного языка выберите имя словаря под заголовком этого языка.
-
-
Нажмите кнопку Изменить по умолчанию.
Примечание: Если там только один словарь, он должен быть словарем по умолчанию. В этом случае кнопка недоступна.
При следующей проверке орфографии программа будет использовать выбранные настраиваемые словари по умолчанию.
Изменение языка, связанного с настраиваемым словарем
По умолчанию при создании нового настраиваемого словаря задается параметр Все языки. Это означает, что словарь используется при проверке орфографии в тексте на любом языке. Однако вы можете связать настраиваемый словарь с определенным языком, чтобы приложение использовало словарь только при проверке орфографии в тексте на этом языке.
-
Откройте диалоговое окно Вспомогательные словари, выполнив шаги в разделе Открытие диалогового окна “Вспомогательные словари” выше.
-
В поле Список словарей выберите словарь, который необходимо изменить.
-
В меню Язык словаря выберите язык, для которого должен использоваться словарь.
Добавление стороннего настраиваемого словаря
Диалоговое окно Вспомогательные словари содержит список доступных настраиваемых словарей, которые приложение может использовать при проверке орфографии. Если нужный словарь, например купленный у сторонней компании , установлен на компьютере, но отсутствует в поле Список словарей, его можно добавить в этот список.
-
Откройте диалоговое окно Вспомогательные словари, выполнив шаги в разделе Открытие диалогового окна “Вспомогательные словари” выше.
-
Нажмите кнопку Добавить.
-
Перейдите в папку, в которой находится настраиваемый словарь, и дважды щелкните мышью файл словаря.
Если вы хотите, чтобы добавляемые слова сохранялись в этом словаре и он использовался по умолчанию, см. раздел Изменение настраиваемого словаря, в который средство проверки орфографии добавляет слова выше.
-
Перейдите в раздел Word > Параметры.
-
В разделе Средства разработки и проверки правописания выберите элемент Правописание.
-
Если вы хотите использовать настраиваемые словари, снимите флажок Предлагать только из основного словаря.
-
Нажмите кнопку Словари.
-
Выберите словарь, в который хотите внести изменения.
Проследите за тем, чтобы флажок для этого словаря случайно не оказался снятым.
-
Нажмите кнопку Изменить.
Настраиваемый словарь открывается как документ для редактирования.
-
Внесите необходимые изменения и сохраните документ.
Примечание: Во время редактирования настраиваемого словаря Word прекращает проверку правописания при вводе. Чтобы после изменения настраиваемого словаря снова активировать в Word эту функцию, перейдите в диалоговое окно Правописание, показанное в действии 2 выше, и установите флажок Автоматически проверять орфографию.
Использование настраиваемых словарей
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив описанные выше действия.
-
В окне Вспомогательные словари установите флажки для всех настраиваемых словарей, которые хотите использовать, а затем нажмите кнопку ОК.
Создание настраиваемого словаря
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив описанные выше действия.
-
Нажмите кнопку Создать.
-
В поле Сохранить как введите имя настраиваемого словаря.
-
Нажмите кнопку Сохранить.
-
Если вы хотите использовать новый словарь для другого языка, то после выбора этого словаря в диалоговом окне Вспомогательные словари выберите язык в списке Язык.
-
Нажмите кнопку ОК.
Добавление существующего настраиваемого словаря
Диалоговое окно Вспомогательные словари содержит список имеющихся настраиваемых словарей, которые Word может использовать при проверке орфографии. Если нужный словарь (например, купленный у сторонней компании) установлен на компьютере, но отсутствует в окне Вспомогательные словари, его можно туда добавить.
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив описанные выше действия.
-
Нажмите кнопку Добавить.
-
Перейдите в папку, в которой находится нужный вам настраиваемый словарь, и дважды щелкните файл словаря.
Дополнительные справочные сведения об установке словарей сторонних компаний см. в инструкциях по установке этих словарей.
Изменение языка, связанного с настраиваемым словарем
По умолчанию при создании нового настраиваемого словаря задается параметр Все языки. Это означает, что словарь используется при проверке орфографии в тексте на любом языке. Однако вы можете связать настраиваемый словарь с определенным языком, чтобы приложение использовало словарь только при проверке орфографии в тексте на этом языке.
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив описанные выше действия.
-
В диалоговом окне Вспомогательные словари выберите словарь, который хотите изменить.
-
В списке Язык выберите язык, для которого собираетесь использовать словарь.
Изменение используемого по умолчанию настраиваемого словаря, в который добавляет слова средство проверки орфографии
При проверке орфографии в документе можно добавлять слова, помеченные как написанные с ошибкой, в настраиваемый словарь. Настраиваемый словарь по умолчанию — это словарь, в который Microsoft Word добавляет при этом слова.
-
Откройте диалоговое окно Настраиваемые словари, выполнив описанные выше действия.
-
В окне Правописание в списке “Настраиваемый словарь” выберите словарь.
-
Закройте диалоговое окно Правописание.
Примечание: Если там только один словарь, он должен быть словарем по умолчанию. В этом случае кнопка недоступна.
При следующей проверке орфографии программа будет использовать выбранные настраиваемые словари по умолчанию.
Если слово написано неправильно, его можно щелкнуть правой кнопкой мыши и пропустить. Однако оно не добавляется в словарь и будет помечено при следующем использовании Word в Интернете.
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ НА БУКВУ А В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ АЛФАВИТ
А.И. Архипова, Т.Ю. Кратова
(Статья опубликована в журнале «Школьные годы», № 49. Интерактивные технологии ресурса размещены на CD-диске журнала. Подписной индекс в каталоге СМИ «Почта России» 24121- по Краснодарскому краю)
1. Выбор модели
Заболел котёнок – «идём» в Интернет. Находим лекарство и читаем авторский комментарий: «… мой котёнок стал бешенно носицца по комнате». Редкая запись в сети обходится без подобных «перлов». Не станем разбираться, кто виноват в такой ситуации? Но есть проверенный способ – болезнь надо лечить теми же средствами, которые её вызывают. На этом основана практика медицинских прививок. Если Интернет засорил «великий и могучий», то он должен и лечить его. Конечно, можно создать программу, которая, например, после десяти ошибок в Интернет тексте вынесет вердикт: «Вам надо изучить русский язык», а затем закроет доступ в сеть. Но мы не берёмся решать такую глобальную задачу, наша цель скромнее – создать систему учебных Интернет технологий, которые бы способствовали формированию навыков правильного написания русских слов. При этом вряд ли будет эффективен классический путь – изучение грамматики русского языка, Интернет публика её штудировать не станет, да и современные школьники слабо справляются с этой задачей.
Как быть? (Поистине гамлетовский вопрос). Старшее поколение, учеников шестидесятых годов, научила грамоте советская школа и книги, но это в прошлом. Однако, известно, что многие, кто в школе успехами не отличались, в то же время очень грамотно пишут. Это те, кто фанатически любит кроссворды, не расстаётся со словарём. А сейчас многие активные Интернет пользователи и школьники также увлечённо работают над интерактивными кроссвордами. Почему бы не использовать этот интерес. Но кроме кроссвордов есть много других учебных Интернет технологий, которые также можно приспособить для достижения поставленной цели.
Теперь встаёт вопрос методики: как создать выборку необходимых слов для содержательного наполнения технологий? Можно, разумеется, проанализировать ошибки в текстах Интернета, но это потребует выполнения целого исследования. Здесь на помощь приходят словари, например, под редакцией Сергея Ивановича Ожегова, в которых можно найти словарные слова, часто употребляемые в современных текстах. Но выборку необходимо как-то организовать, систематизировать, объединить слова в группы. Можно использовать методику экспресс обучения иностранным языкам – подбор слов по темам. При использовании таких материалов каждый сможет подбирать те темы, которые наиболее актуальны для его учебной или профессиональной деятельности.
В результате поиска ответов на поставленные вопросы появилась методика «Сферы», предполагающая на первом этапе формирование тематического набора словарных слов, на втором этапе – разработку текстовых версий (традиционных форм) технологий обучения, на третьем этапе – создание интерактивных версий этих технологий с применением учебных Интернет программ, на четвёртом этапе – размещение подготовленных учебных материалов в сети, на пятом – привлечение педагогической общественности к верификации созданной учебной продукции; на шестом – обучение творчески работающих педагогов самостоятельному созданию технологий по предложенным дидактико-компьютерным ориентирам, на седьмом интеграция и аккумулирование учебных материалов, созданных в процессе коллективной инновационной работы. Если представить визуально модель этой методики, то получится схема в виде сфер, вложенных одна в другую (рекурсивная форма модели), где каждая последующая сфера выстраивается на базе предыдущей (рисунок 1).
2. Выборка слов
Выборку слов также можно делать в соответствии с определённой тематикой. Например, выделить группу слов по теме «Всё о себе» (рисунок 2), куда войдут слова о личных увлечениях и интересах, учёбе, профессии, семье и родственниках и др. Группа «Мир вокруг меня» может включать слова, относящиеся к окружающим предметам, жилье, природе, транспорте, городам и странам и т.д. Отдельную группу могут составлять слова из раздела «Наука и искусство», сюда же могут войти абстрактные понятия и специальные термины, используемые в компьютерных и других науках. По каждой из таких подгрупп необходимо создать подсистемы учебных Интернет технологий и разместить их в сети на сайтах журнала. Разумеется, создание целостной системы подобных технологий – задача неподъёмная для небольшого коллектива журнала и кафедры. Но, если к этой работе подключатся учителя, а они могут увлечь такой деятельностью и учащихся, то проблему вполне можно «сдвинуть» с места.
Итак, берём в руки словарь и начинаем с буквы «А» просматривать слова, выбирая основные, заносим их в соответствующие столбцы таблицы 1. Из 64-х слов первой страницы словаря С.И. Ожегова отбираем только 6, остальные – это производные формы или почти не встречаются в современной речи.
Таблица 1.
№ п./п. |
Тематические группы слов |
||
Всё о себе |
Мир вкруг меня |
Наука и искусство |
|
1 |
абитуриент |
абажур |
абстракция |
2 |
абонент |
абонемент |
абордаж |
3 |
адвокат |
авеню |
авантюра |
4 |
администратор |
абориген |
агитация |
5 |
адмирал |
абрикос |
адаптация |
6 |
адресант |
абсолютный |
адсорбция |
7 |
адресат |
авангард |
ажиотаж |
8 |
адъютант |
авиация |
азимут |
9 |
академик |
автомат |
аккомодация |
10 |
акционер |
акварель |
акробатика |
11 |
аппетит |
аккордеон |
аксиома |
12 |
аристократ |
аккредитив |
алгоритм |
13 |
аспирант |
аксессуар |
алкоголь |
14 |
ассистент |
амортизатор |
аллергия |
15 |
|
амфитеатр |
алфавит |
16 |
|
антилопа |
альтернатива |
17 |
|
апартамент |
анекдот |
18 |
|
апельсин |
аннотация |
19 |
|
аплодисменты |
аргумент |
20 |
|
арматура |
архипелаг |
21 |
|
ассигнация |
аттестация |
22 |
|
|
аудиенция |
23 |
|
|
аэросъёмка |
Для каждой из выделенных групп проектируем традиционные технологии ИКД таким образом, чтобы одно и то же слово было использовано несколько раз. При этом постепенно усложняем задания, варьируя также форму представления учебной информации и состав учебных действий.
Сначала «заставим» учащихся просто прочитывать слова, выбирать их из списков, находить соответствия слов и изображений, перемещая объекты на экране. На втором этапе предложим записывать слова или пропущенные буквы, которые для слов можно считать сомнительными. При этом используются способы самоконтроля результатов учебных действий. На третьем этапе потребуем уже записывать слова полностью с клавиатуры без всяких подсказок. Учебные действия уже проверяет программа, которая оперативно выполняет проверку, сообщая результат после каждого шага.
Для слов с иностранной этимологией в некоторых технологиях предусмотрены разъяснения их значений, референтных функций. Для четвёртого этапа разрабатываются учебные Интернет технологии, используя программы сайта “Сила знаний”. Это более крупные дидактические конструкции, предусматривающие итоговую проверку и выставление оценки. Разумеется, педагоги могут и не соблюдать предложенную дидактическую периодизацию, а использовать технологии в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
3. Технологии первого и второго этапов
3.1. Рисование мышью. На экране технологии приведены слова из трёх групп:
абитуриент, абстракция, абонент, администратор, апартамент, адаптация, алгоритм, ассистент, академик, адсорбция, аристократ, аккордеон, аккомодация, аксиома, амортизатор.
Требуется с помощью курсора мыши подчеркнуть одной чертой слова из первой группы, двумя чертами слова из второй группы, волнистой линией слова из третьей группы.
3.2. Перемещение. На рабочем поле технологии приведены предложения с пропущенными словами, вместо них многоточия. Слова из трёх групп размещены на экране так, что их можно перемещать с помощью курсора мыши. Необходимо выбрать для каждого предложения соответствующие слова и переместить их в предложения на место многоточий.
……….. заслужил бурные …………. ………… работает в университете …………
……….. ………… участвовал во взятии судна на …………
В ……….. приведены ………… из статьи ……………
………… отправил письмо ………….
Подвижные слова: аплодисменты, Аспирант, адмирала, аннотации, академика, Аккордеонист, ассистентом, абордаж, аргументы, Адресант, адресату
3.3. Быстрое чтение. Технология используется три раза, при этом изменяется список слов. Переходы осуществляются с помощью ссылки «Далее».
3.4. Учебный лабиринт. В технологии использована программа, позволяющая передвигать рисунок и выполнять проверку результата. Неоднократное использование технологии с заменой слов способствует запоминанию их правильного написания.
3.5. Выбор из списка. В технологию целесообразно включать слова, для которых актуальны комментарии, раскрывающие их значения. Это слова иностранного происхождения, а также научные термины. На рабочей области технологии приводятся тексты, разъясняющие значения слов, а сами слова размещены в выпадающем списке. Его можно вызвать, нажав на слово «Выбрать» в белом информационном окне. В списке надо найти соответствующее слово и нажать на него. Программа сразу сообщает результат «Верно» или «Неверно». Набор слов в списке можно изменять, отобрав слова из трёх указанных выше групп.
3.6. Запись слов на web странице. В предыдущих технологиях предлагалось ученику сделать выбор из определённого набора слов или букв и выполнить учебные действия, результат которых можно было проверить (как в учебном лабиринте и быстром чтении) или же ограничиться самоконтролем (как в программе Draganddrop). В данной технологии реализуется возможность записи слов или вставка букв, а проверка учебных действий выполняется посредством перехода к следующей странице, где размещён образец верного написания. Это отсроченная проверка, в которой ученик путём сравнения сам может найти ошибки и исправить их, вернувшись на предыдущую страницу кнопкой «Назад».
3.7. Запись в окна ввода ответов. Это самая популярная технологияв учебных системах HTML. В отличие от предыдущей она обеспечивает возможность пошаговой и оперативной проверки результатов, поэтому в большей мере исполняет роль обучающего педагогического инструмента, чем контролирующего. В технологии предусмотрена работа с формами – окнами ввода ответов с клавиатуры.
В арсенале ИКД есть ещё много других вариантов технологий в формате HTML, которые можно продуктивно использовать для освоения правописания слов русского языка. Мы продолжим их публикацию в следующих номерах журнала. Однако мы считаем, что ценно не использование готовых, но чужих технологий, а умения учителя самому создавать подобные учебные материалы, учитывая свой педагогический опыт и используя собственные наработки. Тем более что некоторые технологии в данной среде нетрудно модифицировать, создавая новый интерактивный контент. Покажем это на некоторых примерах.
Текстовый файл словаря– qaruQaruSite Этот сайт в настоящее время находится в режиме только для чтения; мы скоро вернемся с полной функциональностью. Подпишитесь на @StackStatus или посетите наш статусный блог для получения дополнительной информации.
Спросил
Просмотрено 236k раз
Хотите улучшить этот вопрос? Обновите вопрос, чтобы он соответствовал теме переполнения стека.
Закрыт 6 лет назад.
Я пишу программу, которой нужно МНОГО слов английского языка. Я пытаюсь найти файл словаря, в котором много слов. Кто-нибудь знает хороший источник? Я перепробовал много источников, но, похоже, их нет.
Ниндзяканнон3,34355 золотых знаков4545 серебряных знаков6666 бронзовых знаков
Создан 16 дек.
SuperStringSuperString18.9k3434 золотых знака8888 серебряных знаков115115 бронзовых знаков
4 А как насчет / usr / share / dict / words
в любой системе Unix? О скольких словах мы говорим? Нравится OED-Unabridged?