Духовно нравственное чтение это: Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках литературного чтения в школе первой ступени
Духовно-нравственное воспитание и развитие на уроках литературного чтения в школе первой ступени
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Целью данной работы является обоснование духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе. Цель достигается через решение следующих задач:
- выявление возрастных особенностей духовного устроения учащихся начальной школы;
- формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями на уроках литературного чтения;
- описание форм и методов работы учителя начальных классов на уроках литературного чтения по духовно-нравственному воспитанию.
Педагоги России пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на духовном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. Чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии школьника, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании в основные предметы в школе и, прежде всего, в цикл предметов гуманитарной направленности: русского языка, литературы, истории, изобразительного искусства.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
Святой праведный Алексей Московский сказал: «Ребёнок, знакомый с Господом чуть ли не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может, и, хотя бы в будущем он и уклонится от правого пути, рано или поздно семена истины в нём заботливой любовью родителей, разбудят от сна греховного и приведут к утерянному эдему».
Содержание, формы и методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию.
Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы «ясен стал язык гугнивых» – «Повесть временных лет») формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе. Мои подходы к осуществлению в начальной школе элементарного церковнославянского чтения (библейских извлечений, отрывков из святоотеческого наследия) с представлением его ученикам как « ваятеля души славянской» (В. Иванов) заключаются в следующем: от предварительного обеспечения восприятия учащимися «плана содержания» на современном русском языке и чтения уставного письма «по заученному» до детских попыток самостоятельного, с применением догадки декодирования церковно-славянского текста с упрощенной транслитерацией, но сохранением букв, обозначающих специфические для старославянского языка звуки (Ь, Ъ, Ь, А).
Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:
- показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
- проявить «добрые обычаи» (К. Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках;
- обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.
Средством решения указанных задач выступает возвращение в начальный курс литературного чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц – таких, как «Бог правду любит», «Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, «слов»), несущих, по выражению Д.С.Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный», и отечественной духовной поэзии, произведений русской классики (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев), наполненных «светлым» миро отношением.
В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – блистательно проявление творчества народа.
Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц. Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания. Нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы. В них до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва! Как видно из предыдущего, пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: «Каков в колыбельку, таков и в могилку», «Каково семя, таково и племя», «Живет в хлеву, а кашляет по-горничному», «Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле», «Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела», «У батюшки промеж пальчиков, у мужа в руках» и многие другие. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к Православной культуре.
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. На уроках я провожу беседу о терпимости и уважении к другим религиям и вероисповеданиям мира. Это актуально в нашем непредсказуемом и жестоком мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
- способствует их укоренению в детском уме и сердце;
- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- способствует восприятию интереса к отечественной истории;
- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- вводит детей в круг основных православных традиций, показать их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
- создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения
06 Мая 2021
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения
Для меня важна тема «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения». Во ФГОС духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”.
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди издалека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе.
Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду – ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца:
«Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал:
«Всё в твоих руках».
Действительно, всё в наших руках, и только от нас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от нас самих зависит, как будет протекать наша дальнейшая жизнь.
Для меня важна тема «Духовно- нравственное воспитание на уроках литературного чтения».
Во ФГОС духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, – педагоги, родители, все, кто окружают ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Заботе, уважению, любви, милосердию, состраданию можем научить мы – учителя, родители.
Свою статью начала с притчи. Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.
Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи – задуматься.
Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл.
Всем виден внешний план, а мы должны помочь раскрыть внутренний, скрытый от глаз и слуха.
Притча «Три сита».
Один человек пришел к Сократу и спросил:
А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
Подожди, – остановил его Сократ.
Просей сначала то, что собираешься сказать, через три Сита.
Три сита?
Прежде чем, что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито Правды. Ты уверен, что всё то, что ты скажешь – это действительно, Правда?
Нет. Просто я слышал…
Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, Правда -это или нет.
Тогда просеем через второе Сито – Сито Доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
Нет! Напротив!
Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то Плохое, но даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье Сито – Сито Пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
Нет, в этом нет необходимости.
Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь мне сказать, НЕТ -ни Доброты, ни Пользы, ни Необходимости. Зачем тогда – об этом говорить? Стоит ли – Болтать и этим вредить людям?
Анализируем на уроке притчу.
- Через какие сита просил Сократ просеивать то, что хотел сказать человек?
- Сказал Сократу человек, то, что хотел сказать? Почему?
Если случается какая -то ситуация в классе, подбираю притчу.
Спрашиваю: «Встречалось ли в вашей жизни похожее»?
Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.
Рассказ «На катке». Витя сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но, когда какие-то школьники стали над ним смеяться, он бросил девочку плачущей.
- Чего Витя побоялся? (доброта и трусость – сложные моральные проблемы).
- Как бы вы поступили?
Как правило, дети понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу. В беседе надо показать детям, что доброта — сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.
Обращаю внимание детей на то, что быть добрым — это не значит все прощать. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.
Читая волшебные сказки, дети хотят быть волшебниками. Очень хочется, чтобы они были добрыми волшебниками.
Сказка Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками». Никто не помог девочке, все равнодушно проходили мимо. И девочка умерла от голода.
Ещё минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
– Легко ли быть милосердным?
– Кому приносит счастье милосердие, тому, кто его совершает или получает? Почему?
Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее.
Большой раздел детского чтения посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. Ребенок, который привык с пренебрежением относиться к животным, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.
Рассказ К. Паустовского «Кот – ворюга».
Кот воровал все, что плохо лежало.
– Хотели бы вы, чтобы у вас был такой кот? Почему?
Когда рассказ дочитали до конца, узнали, что кот воровал не от хорошей жизни. Хозяин его плохо кормил. Сытый кот стал совсем домашним и его уже не назовешь «кот-ворюга».
– Хотели, чтобы такой кот был у вас?
Задание. Какова основная мысль рассказа? Выбери более точную формулировку:
– человек должен любить животных и заботиться о них;
– собака бывает кусачей только от жизни собачей;
– ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Большинство выбрали третью формулировку, т.к. мы читали отрывок из «Маленького принца».
Я вижу необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей.
Выразительное чтение и анализ прочитанного считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают ребенку понять героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. “Читать так, чтобы тебя хотели слушать”, – ученики выделяют эти слова как главные, когда готовятся к выразительному чтению. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: “Мне его стало жалко”, “Я понял, почему он так сделал”.
На уроках чтения обращаемся к далекому прошлому. В 4 классе читаем отрывки из «Повести временных лет».
С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ.
А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у читателя.
“Ничто, кроме литературы, – говорил П.М. Неменский, – не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Когда составляли родословную своей семьи, я спросила детей, что их удивило? Удивили старинные имена, удивило, что меня зовут как прадедушку, что прадед был кузнецом, что в семье были татары.
Вот она живая связь времен, уважение к течению времени.
Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам чтения особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Ахматова «Памяти друга». Ребята по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку.
Ольга Бергольц:
Мы пишем о павших,
Но скажите, живые,
Вы к братским могилам
Сегодня ходили?
Ничто не забыто,
А вы не забыли
Солдатскую каску в пыли?
В пробоину каски цветов положили
Или хотя бы подняли с земли.
Или солдатскую мать успокоили.
Семью посетили
Погибшего воина.
Я б хотела, чтоб память не словом,
А делом доказали с вами
Тогда только вправе
Сказать открыто
Никто не забыт – ничто не забыто.
Продолжение уроков литературного чтения – это внеклассное чтение.
Цель внеклассного чтения: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Н.Н. Светловская считает, что “необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя.
Но нельзя допустить, чтобы младший школьник читал всё, что попадёт ему в руки. К сожалению, родители часто устраняются от руководства детским чтением. Они считают, что, если ребёнок научился читать, пусть он сам и книги выбирает. Учитель в этом случае приходит на помощь семье. Он должен рекомендовать родителям книги, которые может и должен читать младший школьник, советует, как помочь ребёнку выбрать книгу, как с ним беседовать о прочитанном.
Духовность, нравственность нельзя «привить», чтобы они стали убеждением, их необходимо вырастить в условиях развивающего образования. Уроки литературного чтения помогают ощутить искренность чувств, и правдивость мысли, без чего не возможно развитие самосознания ребенка, расширение «объема » его души, воспитание его духовности и нравственности.
Заканчивая свою статью, хочется обратиться к словам замечательного человека, писателя, ученого С.Л. Соловейчика, который в своей книге «Педагогика для всех» говорит: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, т.е. обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счет?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Все в наших руках.
Поделиться с друзьями
Коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зренияОрганизация работы музыкального руководителя в дистанционном режиме
Развивайте свое нравственное воображение, читая художественную литературу
Итан Демме · · 1 Комментарий
Вы знаете, это чувство вины возникает, когда вы начинаете читать роман… это чувство, которое говорит, что есть миллион научно-популярных книг, которые вы должны читать сейчас .
Ну, это неправильное чувство; вы можете наслаждаться этим романом без чувства вины! Нам нужно — да, нужно — чтобы читать художественную литературу. Мы живем в культуре, которая постоянно отделяет духовное от физического, и в случае художественной литературы мы убрали духовное значение художественной литературы и свели ее к голым костям развлекательной ценности. Но более историческое понимание художественной литературы показывает, что художественная литература, как и любое искусство, играет священную роль в нашей жизни.
В католической традиции популярен термин «моральное воображение». Нравственное воображение — это способность нашего духа понимать, отзываться и ценить Красоту. Искусство утверждает нашу человечность и отделяет нас от животного мира. Искусство делает наш дух чувствительным к сердцу Бога. Великая художественная литература, как великие картины и великая музыка, служит душе и увеличивает нашу способность быть человеком в самом полном смысле этого слова. Мы родились с воображением. Мы тоже родились падшими и грешными. Таким образом, великая художественная литература очищает нравственное воображение и делает нас более восприимчивыми к Богу.
Мне нравится, как Г.К. Честертон сказал:
Сказки не дают ребенку первое представление о призраках [зле, монстрах и т. д.]. Что сказки дают ребенку, так это его первое ясное представление о возможном поражении пугала. Малыш близко знал дракона с тех пор, как у него появилось воображение. Что сказка дает ему, так это Святой Георгий, чтобы убить дракона.
Одна вещь, которую необходимо понять, если мы хотим получать истинное удовольствие от произведений художественной литературы, — это различие между образами и аллегориями. Видите ли, в Средиземье нет места для Аслана. Нарния К. С. Льюиса должна была восприниматься как аллегория; Аслан представляет Христа, каменный стол представляет Крест, воскресение Аслана представляет воскресение Христа и так далее. Аллегория использует образы (символы) для иллюстрации и передачи мировоззрения: философии или теологии, которые чаще всего носят религиозный или политический характер. Но у Толкина Властелин колец не должен быть аллегорией. На самом деле Толкин был непреклонен в том, что это не следует читать как таковое. Тем не менее, во всем шедевре Толкина можно найти множество образов. Образы лучше всего чувствуют себя в мире поэзии; розы красные… а роза — это образ, который вызывает в памяти эмоции и мысли о любви и романтике.
Имея это в виду, я хочу выделить только два из многих преимуществ чтения художественной литературы в свете нашего «морального воображения». Во-первых, это косвенное обучение. Мы можем учиться на жизненном выборе других, а также на собственном опыте и наблюдении. Поскольку мы общаемся и, таким образом, соединяемся с главными героями великой литературы, мы можем косвенно учиться на их опыте. Второе преимущество – это катарсическое исцеление. Опять же, учитывая связь, которую мы имеем с главным героем, мы можем испытать эмоциональное освобождение через истории, которые мы читаем, и это часто приводит к исцелению души.
Полезно указать на различие между эскапистской беллетристикой и художественной интерпретацией. По словам Лоуренса Перрина:
Литература о побегах написана исключительно для развлечения — чтобы помочь нам приятно провести время. Интерпретативная литература написана, чтобы расширить, углубить и обострить наше понимание жизни. Литература побега уводит нас от реального мира: она позволяет нам на время забыть о своих проблемах. Интерпретативная литература с помощью воображения уводит нас глубже в реальный мир: она позволяет нам понять наши проблемы…
Эскапистская фантастика похожа на сладкую вату: она сладкая, приятная и полная пуха, но лучше не делать ее основным продуктом своего питания. Художественная литература — белок для души!
Не всю классику стоит читать, но, учитывая их долгую жизнь, и учитывая, что многие поколения продолжают восхищаться такими книгами, как Oliver Twist или Les Miserables , можно с уверенностью сказать, что чтение многих из лучших классика может быть отличным началом, когда вы стремитесь развивать свое нравственное воображение и нравственное воображение своих детей.
Предыдущий пост Следующий пост
Чтение
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Боковая панель статьи
пдф
Опубликовано: 08.03.2022
Ключевые слова:
семейное чтение дети духовно-нравственное развитие
Содержание основной статьи
Уразова М. Б.
Профессор, доктор педагогических наук кафедры педагогики Ташкентского педагогического университета им. Низами
Бабаджанова Т.Б.
Старший преподаватель кафедры «Русский язык» Технического института им.
Abstract
В статье рассматривается роль библиотеки в возрождении традиций семейного чтения как важнейшей составляющей духовно-нравственного развития ребенка. Особое внимание уделяется формированию образа Родины через семейное чтение.
Детали изделия
Как цитировать
Уразова М.Б., Бабаджанова Т.Б. (2022). СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Международный журнал междисциплинарных исследований Galaxy , 10 (3), 153–155. Получено с https://www.giirj.com/index.php/giirj/article/view/2150
.Раздел
Статьи
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.