Разное

Для развития внимания и памяти: Развитие памяти и внимания: запускаем процесс

Развитие памяти и внимания: запускаем процесс

В статье рассказывается:  

  1. Виды памяти
  2. Упражнения для развития разных видов памяти
  3. Не менее эффективные способы развития памяти
  4. Виды и свойства внимания
  5. Методы развития внимания в зависимости от нужных характеристик
  6. Популярные способы развития внимания
  7. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Развитие памяти и внимания – дело, которым необходимо заниматься на регулярной основе. И причина не только в том, что жизнь человека с «прокачанными» навыками такого рода гораздо легче, комфортнее, интереснее и в некоторых случаях даже безопаснее. Имеются причины и посерьезней.

Так, если не уделять время подобным тренировкам, то память рано или поздно начнет давать сбои, а концентрация требовать каких-то невероятных усилий. Тут как с мышцами: стоит на длительное время забросить физические упражнения, как они потеряют свою крепость.

Виды памяти

Память – это психический процесс сохранения и воспроизведения прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию не теряя при этом прежних знаний и умений. Она позволяет человеку расширять свои познавательные способности. Для того чтобы таких знаний было больше, этот психологический процесс нужно развивать. Для начала стоит определить, какой вид памяти у вас лучше «прокачан». Различают 4 вида данной когнитивной способности:

  • Слуховая – позволяет человеку понять смысл информации и быстро ее обработать.
  • Зрительная – благодаря ей можно получать и сохранять визуальные образы и в последующем воспроизводить их в своем сознании.
  • Двигательная – с ее помощью человек может фиксировать и воспроизводить движения, формируя навыки.
  • Комплексная – память, которая объединяет в себе вышеперечисленные навыки.
Виды памяти

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения полученной информации память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Долговременная память – это способность воспроизводить информацию на протяжении всей жизни, например, где мы родились, какую школу закончили и так далее. В памяти постоянно идет обращение к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Если сказать проще, то человеку не нужно заучивать то, что он хорошо знает.

Кратковременная память нужна нам для того, чтобы не заполнять мозг не нужной информацией. Например, код подтверждения, присланный в смс для регистрации на сайте, вам больше никогда не пригодится, да и вряд ли вы его вспомните через несколько часов.

Под оперативной памятью понимают запоминание, которое нужно для определенных ситуаций. Человек может держать в голове информацию, которая ему необходима для выполнения настоящей работы. Когда данные становятся неактуальными, то мозг их стирает, освобождая место для новых событий.

Упражнения для развития разных видов памяти

  • Для зрительной

Можно поиграть в игру для развития памяти и внимания, которая называется «найди отличия». Для этого в интернете существуют уже готовые картинки по этой тематике. Можно установить мобильное приложение, в которых разработчики внесли все возможные упражнения для тренировки мышления.

  • Для слуховой

Есть такое упражнение, которое называется «10 слов». Напишите на бумаге такое количество слов, которые совершенно не имеют никакой смысловой цепочки, и попробуйте повторить их на память. Если вам это удалось, то их число можно увеличить.

Еще одно упражнение для развития памяти и внимания можно использовать по пути домой или на работу. Прослушивая музыку, остановите композицию в любом месте и постарайтесь воспроизвести у себя в голове ее продолжение. Хорошим результатом станет возможность в уме прокручивать и останавливать любимую песню.

  • Для двигательной

Для развития двигательных навыков существуют упражнения, при которых задействованы оба полушария головного мозга. Например, «круговые упражнения и постукивания». Здесь суть заключается в задействовании двух рук. Одной ладонью руки нужно совершать круговые движения по поверхности стола, а другой, сжатой в кулак – равномерно стучать по столешнице.

Не менее эффективные способы развития памяти

  • «Прокачивайте» процесс запоминания

Ассоциативный метод является основным в развитии памяти. Его нужно освоить обязательно, ведь он функционален сам по себе и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Предполагается соотносить новую информацию с тем, что вам уже известно. Этот способ часто используют при изучении иностранных языков, где по звучанию слова соотносят с похожими в родном.

Данный метод можно применять к любому виду информации. Если это числовые значения, то подумайте, возможно они похожи на чью-то дату рождения или домашний номер телефона, или возраст. Но помните, чем банальнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем необычнее связь между элементами, а порой и смешнее, тем лучше она запоминается.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 18525

  • Воспроизводите мелкие детали

Этот способ поможет вам найти потерянную вещь. У каждого бывали ситуации когда забывали ключи, телефон, наушники и так далее, но в памяти не получалось восстановить, где вы их оставляли. В таком случае нужно сконцентрироваться и подумать логически, где эта вещь может находиться.

Если в проверенных местах ее нет, тогда стоит воспроизвести в памяти последние события, связанные с этим предметом, вспомнить, когда вы в последний раз держали утерянную вещь и что потом происходило.

Вспомнив как можно больше деталей, которые сопровождали искомый предмет, вам удастся найти его.

  • Проговаривайте то, что нужно запомнить

Проговаривайте себе вслух важную информацию, например, «завтра в 14:35 прием у стоматолога». Так вы сможете запомнить информацию гораздо лучше, чем если бы записали себе в ежедневник.

  • Постоянно считайте

Несложные задачки на вычисление очень хорошо тренируют мозг и развивают логику. Благодаря такому методу можно отключиться от проблем и рутины. В настоящее время в интернете существует множество сайтов с математическими головоломками и ребусами, заставляющие искать решения и закономерности.

  • Запоминайте ценники в магазинах

Этот навык вам сильно пригодится в жизни. Особенно сейчас, когда в каждом сетевом магазине регулярно проходят акции на товары. Вы сможете с легкостью понять, насколько реальна скидка или очередной коммерческий ход. Помимо этого, вы разовьете свою память и внимание, вам удастся лучше запоминать информацию, которую обычно не держат в голове.

  • Вспоминайте события дня

Для того чтобы научить ваш мозг выдавать нужную информацию, его следует постоянно тренировать. Для этого научите его ориентироваться в собственных «чертогах разума», где хранятся все ваши воспоминания. Для этого каждый вечер, перед сном, вспоминайте свой прожитый день, до мельчайших деталей.

Вы должны останавливаться не только на событиях, которые произошли, но и на мельчайших деталях, вплоть до того, кто во что был одет. Так ваш мозг научится выдавать информацию из ваших воспоминаний по первому же запросу.

Точный инструмент «Колесо компетенций»

Для детального самоанализа по выбору IT-профессии

Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют

Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый

Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога

Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех

Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.

Только до 2 февраля

Осталось 17 мест

  • Записывайте свои сны

Любой сон – это проанализированная мозгом информация с незначительной доработкой сознанием в понятные эпизоды. В это время мозг ничего не придумывает, а использует только то, что мы, когда то видели, слышали или читали. Стоит записывать свои сны, так вы заставите мозг регулярно вспоминать ситуации в деталях. Это полезно для тренировки памяти.

  • Учите иностранные языки

Изучение иностранных языков очень положительно сказывается на развитии памяти и внимания у взрослых и детей. Доказано, что объем некоторых частей мозга увеличивается при изучении каждого иностранного слова. В дальнейшем, по мере развития знаний повышается качество нервных связей. Поэтому не ленитесь и занимайтесь профилактикой.

Изучение иностранных языков
  • Скачайте на мобильное устройство игры для развития памяти

Для тренировки памяти разработчики мобильных приложений создали развивающие игры, в которых совершенно непринужденно и в любое время можно прокачать свое серое вещество. В Play Маркете их действительно большое количество, которые можно подобрать на свой вкус.

Виды и свойства внимания

Внимание – это направленность человеческого сознания на конкретные объекты и явления, обладающие для человека особой значимостью. Оно может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным.

  • Непроизвольное внимание (эмоциональное или пассивное) – это концентрация сознания на определенном объекте в связи с его особенностями. Привлекать интерес может любой раздражитель. В этом случае большую роль играют моральные и интеллектуальные чувства человека. В зависимости от этого определяется продолжительность внимания.
  • Произвольное внимание (волевое или активное) — это осознанная концентрация на объекте. В данном случае человек фокусируется на то, чем ему нужно заниматься. Это возникает тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую концентрации внимания.
  • Постпроизвольное внимание – это концентрация, направленная на выполнение поставленной задачи без особых усилий, то есть основывается на уже полученных знаниях ранее.
    При этом внутренняя мотивация (влечение, которое возникает изнутри человека) преобладает над внешней.

Теперь немного об особенностях развития внимания и памяти.

Мотивация играет большую роль в вопросе удержания внимания на объекте. Учеными доказано, что человек может непрерывно концентрироваться не более 40 минут, а после ему необходим перерыв. Особенности внимания выражаются в его свойствах, понемногу о каждом из них.

Объем внимания – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Это зависит от нескольких факторов: генетических, профессиональных умений и потенциала кратковременной памяти.

Концентрация – способность психики непрерывно сосредоточиться на объекте. Благодаря данному свойству можно обнаружить что-то новое в обычных вещах.

Распределение – человек способен одновременно выполнять несколько действий или наблюдать за несколькими объектами. В данном случае мозг может оптимально распределять возбудимость участков коры, что обеспечивает возможность управлять несколькими процессами.

К минусам такого свойства относится быстрая утомляемость.

Переключаемость – это перестройка внимания человека с одного объекта на другой, причем она может быть как произвольной, так и нет. В зависимости от заинтересованности индивида к виду деятельности будут проявляться волевые усилия.

Методы развития внимания в зависимости от нужных характеристик

Большинство способов для развития внимания направлены на ускорение наступления постпроизвольного внимания, а также на умение быстро концентрироваться. Разные игры и методики станут хорошим помощником в развитии памяти.

Каждый человек имеет свой уровень сосредоточенности, но, несмотря на это, проводить развивающие занятия необходимо всем. Благодаря ним можно избавиться от рассеянности.

Проводите свободное время за разгадыванием головоломок, решением логических задач или игрой в шахматы. Процесс развития внимания и памяти должен быть вам в радость и доставлять удовольствие. Только при таком условии можно хорошо прокачать работу головного мозга.

Любое занятие должно сопровождаться тишиной, ведь именно так можно достичь полной концентрации на новом объекте или предмете изучения. Развитие зрительного внимания включает порой простые упражнения. Освоив их, человек получает новый навык по сосредоточению на жизненных целях и задачах. Важно чередовать дела, смешивать сложные задания с легкими, интересные с не интересными.

Популярные способы развития внимания

  • Концентрация на ощущениях

Концентрация – это умение направлять все свое внимание на один конкретный объект или действие. Чем лучше у вас развито это чувство, тем дольше вы сможете работать не отвлекаясь. Сосредоточенность можно развить с помощь органов чувств. Например, во время обеда тщательно прочувствуйте каждый кусочек еды, ощутите его вкус, приправу, состав соуса. Или, отправляясь на работу с утра, осмотритесь, постарайтесь запомнить как можно больше деталей.

  • Использование метода Сасаки

Его суть заключается в следующем. Когда человек отвлекается от важного дела и сам понимает это, нужно дать самому себе команду «Внимание!» и продолжить выполнять оставленную работу. Такое упражнение приучит к дисциплине и поможет не отвлекаться на посторонние объекты.

  • Медитации

Считается что медитация – лучшая практика внимательности. Ее цель состоит в том, чтобы научиться фокусироваться на одном объекте. При постоянных тренировках развивается способность сохранять спокойствие, сосредоточенность и заземленность, ведь отвлекающие факторы могут нам встречаться не только с наружи, но и внутри.

Популярные способы развития внимания

Уделите этим техникам несколько минут в день. Через месяц ваше ум очистится, сознание станет яснее, а концентрация значительно улучшится.

  • Отказ от привычки делать что-то наполовину

Иногда из-за отсутствия времени или сил многие дела мы делаем в полсилы. Из-за этого наш мозг расслабляется и перестает концентрироваться. Это плохая практика. Для того чтобы это исключить, нужно заниматься чем-то одним, либо отдыхать после работы за просмотром фильма и концентрировать свое внимание только на нем, либо создать себе расслабляющую обстановку, в которой вы можете побыть наедине со своими мыслями.

  • Скорочтение

Немецкий психотерапевт Вальтер Шульте в середине ХХ века изобрел уникальный тест, который используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Он способствует развитию скорочтения и помогает улучшить память и устный счет.

Есть специальные таблицы, в которых в случайном порядке прописаны двузначные числа. Задача заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимание на центре таблицы, а периферийным зрением найти по порядку числа от меньшего к большему и наоборот. Регулярное выполнение этого упражнения позволит быстрее читать, находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте, а также способствует развитию памяти.

Продвижение блога – Генератор продаж

Рейтинг: 5

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Развитие внимания и памяти | Семинары Moscow Business School

Все курсы / Soft skills / развитие личности /

Данную программу можно организовать только в корпоративном или индивидуальном формате. Для консультации заполните форму внизу страницы.

В период интенсивной работы, когда нужно быстро сосредоточиться и запомнить много информации, внимание и память дают неожиданные сбои и возникают досадные ошибки.

Как развивать способность к быстрой концентрации внимания, запоминать важную информацию и оперативно воспроизводить ее в нужный момент?

На семинаре вас ждут тесты на оценку внимания и памяти, упражнения и техники оперативной концентрации внимания.

В результате обучения вы:

  • получите информацию о механизмах внимания и памяти
  • проработаете упражнения для их развития
  • сформируете эффективные навыки концентрации внимания и хорошей памяти
  • выработаете рекомендации по индивидуальной программе дальнейшего их развития

Программа семинара:

Изучаем механизмы внимания
  • Определение, цели и виды внимания
  • Устойчивость и колебания внимания
  • Распределение и переключение внимания
  • Когда внимание легко концентрируется? Факторы эффективного внимания
  • Когда трудно сосредоточиться? Факторы снижения концентрации внимания

Практикум:

  • тест на оценку внимания
  • обсуждение результатов тестирования
  • выводы для каждого участника
Развиваем навыки концентрации внимания
  • Условия работы и концентрация внимания
    • Отдельный кабинет или открытое пространство
    • Закрытые часы для концентрации внимания
  • Самомотивация к концентрации произвольного внимания. Как работать в условиях многозадачности
  • Биоритмы и концентрация внимания
  • Усталость и снижение концентрации внимания. Как не уставать на работе
  • Внимание в состоянии творческого потока

Практикум:

  • тест на оценку биоритмов
  • обсуждение результатов тестирования
  • составление плана дня (недели) с учетом организации работы, закрытых часов и биоритмов для концентрации внимания
Изучаем механизмы памяти
  • Определение и виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память
  • Непроизвольная и произвольная память: сходства и различия
  • Кратковременная, оперативная и долговременная память

Практикум:

  • тест на оценку оперативной и долговременной памяти
  • обсуждение результатов тестирования
Развиваем навыки запоминания
  • Механизмы запоминания и сохранения информации
  • Запоминание и решение задач
  • Непроизвольное и произвольное запоминание
  • Приоритетность информации при запоминании

Практикум:

  • упражнения для развития оперативного и долговременного запоминания и воспроизведения информации
  • составление плана запоминания информации
Разработка индивидуальной программы по развитию внимания и памяти
  • Мозговой штурм «Как мы развиваем внимание и память»
  • Мозговой штурм «Организация рабочего дня»
  • Составление индивидуальной программы по развитию внимания и памяти
  • Обсуждение условий работы и плана дня (недели) для поддержания концентрации внимания и эффективного запоминания информации

Нужна консультация?

Оставьте заявку, и мы подберем вам обучение

Принимаю условия Пользовательского соглашения

Мозг: Внимание | Энциклопедия раннего развития детей


1Келли С. Рот, доктор философии, 2Стефания Конте, доктор философии,  1 Грег Д. Рейнольдс, доктор философии, 2Джон Э. Ричардс, доктор философии
1 Факультет психологии, Университет Теннесси, США
2 Факультет психологии, Университет Южной Каролины, США
, испр. ред.

PDF-версия

Введение

Внимание выполняет несколько функций, связанных с обработкой информации. Он выбирает определенные события или объекты в окружающей среде, на которых нужно сосредоточиться, и поддерживает фокус на интересующем объекте, пока обрабатывается информация, предоставленная этим объектом. Кроме того, пока внимание сосредоточено на одном объекте, переключение внимания на отвлекающие факторы подавляется. Эти аспекты внимания демонстрируют серьезные изменения в развитии на протяжении всего младенчества.

Субъект

Считается, что у младенцев внимание меняется с возрастом одновременно с изменениями в работе мозга. Модели внимания в раннем развитии основаны на поведенческих данных у младенцев человека, объединенных с данными об изменениях в функции мозга взрослых людей, не являющихся людьми и людьми, или клинических популяций. 1-7 На многие из этих моделей повлияло исследование Шиллера 8 , посвященное системам движения глаз у нечеловеческих приматов. Предполагается, что у младенцев от рождения до двухмесячного возраста движения глаз в основном управляются «рефлекторной системой», в значительной степени находящейся под влиянием примитивных областей мозга, расположенных под корой головного мозга (т. е. подкорковых). Таким образом, движения глаз и зрительное внимание обычно рефлекторны в раннем младенчестве. В возрасте от трех до шести месяцев добровольная ориентировочная сеть становится функционально зрелой. Эта сеть включает области теменной и височной коры, а также лобные поля глаза и участвует в способности произвольно переключать зрительное внимание с одного стимула на другой. 9-11 Через шесть месяцев передняя сеть внимания (или исполнительная система внимания) становится функциональной, поскольку области в префронтальной коре и передней поясной коре начинают играть значительную роль в поддержании зрительного внимания, подавляя при этом переключение внимания на дистракторы.

Проблемы

Традиционно зрительное внимание и развитие мозга младенцев измеряли с помощью показателей времени взгляда и отслеживания взгляда во время «задач с маркерами». Это поведенческие задачи, для которых четко определены задействованные области мозга, поэтому их можно использовать для косвенного изучения развития мозга у младенцев и детей. 12 Вместо этого Ричардс и его коллеги 13,14 предполагают, что интеграция прямых физиологических показателей мозговой активности дает более полную картину развития внимания. Большинство основных подходов к прямому измерению активности коры головного мозга (например, позитронно-эмиссионная томография, функциональная магнитно-резонансная томография) не могут быть использованы с участием младенцев из-за этических и/или практических соображений. Как спектроскопия ближнего инфракрасного диапазона (NIRS), так и электроэнцефалография (ЭЭГ) могут измерять нейронные реакции во время когнитивных задач у детей. Более того, методы локализации источника позволяют реконструировать нейронные генераторы активности, зарегистрированной на коже головы. Мы описываем, как эти методы могут быть применены для отслеживания развития активности мозга младенцев.

Контекст исследования

Внимание младенцев измеряется в лаборатории с использованием времени взгляда, частоты сердечных сокращений и электроэнцефалограммы (ЭЭГ). 15-18 Частота сердечных сокращений младенцев устойчиво снижается в периоды концентрации внимания, что вызвано активностью ствола головного мозга. 19 ЭЭГ измеряет электрическую активность, которая генерируется в головном мозге с помощью электродов на коже головы. Потенциалы, связанные с событием (ERP), — это зафиксированные во времени изменения в ЭЭГ, возникающие в ответ на определенное событие или задачу. Алгоритмы локализации источника можно использовать для определения того, какие области мозга являются вероятными источниками электрической активности ЭЭГ/ВП или ответа, зависящего от уровня кислорода в крови (ЖИРНЫЙ) NIRS, измеренного на коже головы. 16-18,20 Этот подход может обеспечить более прямое измерение активности мозга младенцев, связанной с вниманием.

Ключевые вопросы исследования

Ключевые вопросы исследования, решаемые в рамках этого направления работы, заключаются в том, какие области мозга участвуют в контроле внимания у младенцев, изменяются ли области, участвующие в контроле внимания, в ходе развития младенца, и определяются ли электрофизиологические показатели внимания согласуются с поведенческими показателями внимания. В конечном счете, все эти вопросы связаны с необходимостью узнать больше об отношениях между мозгом и поведением в младенчестве, сосредоточив внимание на растущем поле прямых нейрофизиологических измерений.

Недавние результаты исследований

В исследованиях ERP младенцев компонент, помеченный как Negative Central (Nc), более активен после характерных стимулов и, вероятно, связан с вниманием. 15,21,22 Reynolds and Richards 16 Обнаруженные области мозга, вовлеченные в компонент Nc, расположены в пределах префронтальной коры и передней поясной извилины. Помните, что это области, связанные с исполнительной системой внимания. Амплитуда компонента Nc увеличивается с возрастом, что указывает на повышенную активность префронтальной коры, связанную с вниманием, в младенчестве. 15,23,24 Это соответствует усилению произвольного контроля внимания, демонстрируя, что компонент Nc можно использовать для индексации вовлечения внимания в мозг. 25 Младенцы, как правило, предпочитают новые стимулы, 26 показывают увеличенную продолжительность взгляда и повороты головы на новые лица по сравнению со знакомыми лицами. 27 При повторении стимула компонент Nc показывает снижение амплитуды. 28 Например, младенцы, привыкшие к одной категории лиц, проявляют большую амплитуду Nc к новым лицам по сравнению со знакомыми лицами. 29 Эта чувствительность к лицам связана с состояниями внимания, определяемыми частотой сердечных сокращений. Младенцы демонстрируют большую амплитуду Nc во время периодов внимания, определяемых частотой сердечных сокращений, при просмотре лиц по сравнению с объектами, и они демонстрируют большую амплитуду Nc в целом во время состояний внимания по сравнению с состояниями невнимательности. 24,30 В совокупности эти результаты демонстрируют согласованность между поведенческими, сердечными и нейронными коррелятами (т. е. ERP и источниками) внимания младенцев. В последнее время анализ источников ЭЭГ стал применяться для исследования различных механизмов внимания 9.0004 31-33 и обработка лица 24,30 и языка 34,35 , что свидетельствует о важности этого метода как метода визуализации для исследования развития нервной системы.

Пробелы в исследованиях

Хотя применение анализа источника к данным ERP младенцев представляет собой важный шаг в измерении активности мозга младенцев, связанной с вниманием, еще многое предстоит сделать. Модели анализа источников для педиатрических популяций становятся более точными благодаря реалистичному описанию анатомии головы, обеспечиваемому структурной МРТ. Шаблоны МРТ, соответствующие возрасту, необходимые для точного исследования источника 36 доступны в базе данных МРТ нейроразвития. 37 Эти шаблоны были успешно использованы для реконструкции нейронных генераторов сигналов ЭЭГ и БИКС во время задач на внимание. 16,18,31–33,38 Дальнейшее применение этого подхода необходимо для лучшего понимания изменений внимания, связанных с развитием. Кроме того, необходимо добиться дальнейшего прогресса в разработке новых процедур для одновременного измерения поведенческих и нейронных коррелятов внимания младенцев. До тех пор, пока эти пробелы в исследованиях не будут устранены, наши знания об активности мозга младенцев и отношениях между мозгом и поведением будут ограничены методологическими ограничениями.

Выводы

Существует богатая история поведенческих исследований развития внимания в младенчестве. Кроме того, несколько ученых, работающих в этой области, предложили модели развития мозга младенцев, объединив поведенческие результаты исследований младенцев с исследованиями развития мозга у животных и взрослых. 1-7 Хотя многие из моделей могут точно описывать ход развития мозга младенцев по отношению к вниманию, в настоящее время модели остаются непроверенными из-за методологических ограничений. Однако был достигнут значительный прогресс, и теперь мы знаем, что существует согласованность между обычно используемыми поведенческими, сердечными и электрофизиологическими коррелятами внимания младенцев. 15,17 Мы сделали первый шаг в выявлении областей мозга, связанных с когнитивным развитием, продемонстрировав, что области префронтальной коры и передней части поясной извилины участвуют во внимании младенцев. 16-18,30,31,33 Также были разработаны шаблоны для младенцев, что позволило нам перейти от использования шаблонов для взрослых к интерпретации данных по младенцам. 37 Новые исследования могут быть сосредоточены на таких особенностях, как индивидуальная изменчивость и нейродивергентные популяции, теперь, когда у нас есть прочная основа. 39 Мы уверены, что исследования развития мозга и внимания младенцев будут продолжаться.

Выводы

Одно из основных следствий исследований детского внимания связано с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В настоящее время считается, что СДВГ затрагивает примерно 10% детей школьного возраста. 40 Симптомы СДВГ включают плохой контроль внимания, невнимательность, гиперактивность, плохой контроль импульсов и проблемы с управлением поведением. Имеющиеся данные указывают на то, что невнимательный аспект СДВГ может быть связан с дефицитом произвольной сети ориентации, тогда как гиперактивный аспект СДВГ может быть связан с плохо функционирующей исполнительной системой внимания. 41,42 У детей с СДВГ наблюдается задержка развития толщины коры 42 в префронтальной коре, а также измененное функционирование исполнительного внимания и сетей пассивного режима. 43 Эти системы включают в себя префронтальную кору и переднюю часть поясной извилины, области, определенные в наших исследованиях внимания младенцев как источники корковой активности, связанной с вниманием. 16,17  СДВГ обычно не проявляется у больных детей до школьного возраста. Этих детей могут направить к специалистам в области здравоохранения в связи с проблемами, связанными с контролем своего поведения в классе. Было бы идеально иметь более ранний метод выявления детей с риском развития СДВГ. Перспективой фундаментальных исследований детского внимания и развития мозга является потенциальная идентификация атипичных паттернов развития младенцев, которые могут предсказать более позднее начало СДВГ.

Ссылки

  1. Бронсон Г.В. Рост зрительных способностей: данные по моделям сканирования младенцев. Достижения в исследованиях младенчества . 1997; 11:109-142.
  2. Коломбо Дж. О нервных механизмах, лежащих в основе развития и индивидуальных различий в зрительной фиксации в младенчестве: две гипотезы. Обзор развития . 1995;15(2):97-135. doi:10.1006/древ.1995.1005
  3. Капюшон БМ. Сдвиги зрительного внимания у младенцев: нейробиологический подход. В: Rovee-Collier C, Lipsitt LP. Успехи в исследованиях младенчества . Том 9. Норвуд, Нью-Джерси: ABLEX Pub. Корп.; 1995:163-216.
  4. Джонсон М.Х. Созревание коры и развитие зрительного внимания в раннем детстве. Журнал когнитивной неврологии . 1990;2(2):81-95. doi:10.1162/jocn.1990.2.2.81
  5. Маурер Д., Льюис Т.Л. Открытая ориентация на периферические раздражители: нормальное развитие и основные механизмы. В: Ричардс Дж. Э., изд. Когнитивная неврология внимания: перспектива развития . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Пресс; 1998: 51-102.
  6. Познер М.И. Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 1980;32(1):3-25. дои: 10.1080/00335558008248231
  7. Ричардс Дж. Э. Развитие систем внимания. В: Де Хаан М., Джонсон М., ред. Когнитивная неврология развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2002.
  8. Шиллер PH. Модель для генерации визуально управляемых саккадических движений глаз. В: Роуз Д., Добсон В.Г., ред. Модели зрительной коры. Чичестер, Нью-Йорк: Джон Уайли; 1985: 62-70.
  9. Познер М.И. Внимание в когнитивной нейробиологии: обзор. В: Газзанига М.С., изд. Когнитивные нейронауки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1995:615-624.
  10. Познер М.И., Петерсен С.Е. Система внимания человеческого мозга. Ежегодный обзор неврологии . 1990;13(1):25-42. doi:10.1146/annurev.ne.13.030190.000325
  11. Петерсен С.Э., Познер М.И. Система внимания человеческого мозга: 20 лет спустя. Ежегодный обзор неврологии. 2012;35(1):73-89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525
  12. Ричардс Дж. Э. Развитие зрительного внимания и головного мозга. В: де Хаан М., Джонсон М.Х., ред. Когнитивная нейронаука развития. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2003:73-98.
  13. Ричардс Дж. Э. Внимание в мозгу и раннем младенчестве. В: Джонсон С.П., изд. Неоконструктивист: новая наука о когнитивном развитии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010:3-31.
  14. Ричардс Дж. Э., Хантер СК. Тестирование нейронных моделей развития зрительного внимания у младенцев. Психобиология развития. 2002;40(3):226-236. дои: 10.1002/dev.10029
  15. Ричардс Дж. Э. Внимание влияет на распознавание кратко представленных визуальных стимулов у младенцев: исследование ERP. Развитие науки . 2003;6(3):312-328. дои: 10.1111/1467-7687.00287
  16. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Ознакомление, внимание и память узнавания в младенчестве: связанный с событием потенциал и исследование локализации коркового источника. Психология развития. 2005;41(4):598-615. дои: 10.1037/0012-1649.41.4.598
  17. Рейнольдс Г.Д., Кураж М.Л., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев и зрительные предпочтения: сходящиеся свидетельства поведения, потенциалы, связанные с событиями, и локализация коркового источника. Психология развития . 2010;46(4):886-904. дои: 10.1037/a0019670
  18. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Локализация коркового источника младенческого познания. Нейропсихология развития . 2009;34(3):312-329. дои: 10.1080/87565640
  19. 1890
  20. Ричардс Дж. Э., Кейси Б. Дж. Развитие устойчивого зрительного внимания у младенцев. В: Кэмпбелл Б.А., Хейн Х., Ричардсон Р., ред. Внимание и обработка информации у младенцев и взрослых: перспективы исследований на людях и животных. Хиллсдейл, штат Нью-Джерси, Лоуренс Эрлбаум; 1992:30-60.
  21. Ллойд-Фокс С., Ричардс Дж. Э., Блази А., Мерфи Д. Г. М., Элвелл К. Э., Джонсон М. Х. Совместная регистрация функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области с нижележащими областями коры у младенцев. Нейрофотоника . 2014;1(2):025006. doi:10.1117/1.nph.1.2.025006
  22. Courchesne E, Ganz L, Norcia A. Потенциалы мозга, связанные с событиями, для человеческих лиц у младенцев. Развитие ребенка . 1981;52(3):804-811. дои: 10.2307/1129080
  23. Де Хаан М., Нельсон, Калифорния. Распознавание лица матери шестимесячными младенцами: нейроповеденческое исследование. Развитие ребенка . 1997;68(2):187-210. doi:10.1111/j.1467-8624.1997.tb01935.x
  24. Уэбб С.Дж., Лонг Д.Д., Нельсон, Калифорния. Продольное исследование потенциалов, связанных со зрительными событиями, на первом году жизни. Развитие науки . 2005;8(6):605-616. doi:10.1111/j.1467-7687.2005.00452.x
  25. Конте С., Ричардс Дж. Э., Гай М. В., Се В., Робертс Дж. Э. Реакции головного мозга, чувствительные к лицу, в первый год жизни. Нейроизображение . 2020;211:116602. doi:10.1016/j.neuroimage.2020.116602
  26. Мужество М.Л., Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Внимание младенцев к шаблонным стимулам: изменение развития от 3 до 12 месяцев. Развитие ребенка . 2006;77(3):680-695. doi:10.1111/j.1467-8624.2006.00897.х
  27. Фантц РЛ. Визуальный опыт у младенцев: снижение внимания к знакомым образцам по сравнению с новыми. Наука . 1964; 146(3644):668-670. doi:10.1126/наука.146.3644.668
  28. Рейнольдс Г.Д., Рот К.С. Развитие искажений внимания к лицам в младенчестве: перспектива систем развития. Границы психологии. 2018;9:222. doi:10.3389/fpsyg.2018.00222
  29. Рейнольдс Г.Д., Ричардс Дж.Э. Визуальное внимание младенцев и повторение стимулов влияют на распознавание объектов. Развитие ребенка . 2019;90(4):1027-1042. дои: 10.1111/cdev.12982
  30. Диксон К.С., Рейнольдс Г.Д., Романо А.С., Рот К.С., Штумпе А.Л., Гай М.В., Мостеллер С.М. Нейронные корреляты индивидуации и категоризации лиц других видов в младенчестве. Нейропсихология . 2019;126:27-35. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2017.09.037
  31. Гай М.В., Зибер Н., Ричардс Дж.Э. Корковое развитие специализированной обработки лица в младенчестве. Развитие ребенка . 2016;87(5):1581-1600. doi:10.1111/cdev.12543
  32. Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие функциональной связности мозга и ее связь с устойчивым вниманием младенцев в первый год жизни. Развитие науки . 2019;22(1):e12703. дои: 10.1111/указ.12703
  33. Се В., Ричардс Дж. Э. Взаимосвязь между скрытой ориентацией младенцев, устойчивым вниманием и мозговой активностью. Топография мозга. 2017;30(2):198-219. doi: 10.1007/s10548-016-0505-3
  34. Се В., Маллин Б.М., Ричардс Дж.Е. Развитие устойчивого внимания младенцев и его связь с колебаниями ЭЭГ: исследование анализа ЭЭГ и коркового источника. Развитие науки . 2018;21(3):e12562. дои: 10.1111/указ.12562
  35. Хямяляйнен Й.А., Ортиз-Мантилла С., Бенасич А.А. Локализация источника потенциалов, связанных с событием, для изменения высоты тона, нанесенная на карту МРТ, соответствующей возрасту, в возрасте 6 месяцев. Нейроизображение . 2011;54(3):1910-1918. doi:10.1016/j.neuroimage.2010.10.016
  36. Ортис-Мантилла С., Хямяляйнен Ю.А., Бенасич А.А. Преобразование генераторов ERP во времени в слоги у младенцев: исследование локализации источника с использованием соответствующих возрасту шаблонов мозга. Нейроизображение . 2012;59(4):3275-3287. doi:10.1016/j.neuroimage.2011.11.048
  37. Ричардс Дж. Э. Реалистичные модели корковых источников ERP . Неопубликованная рукопись. 2006.
  38. Ричардс Дж. Э., Се В. Мозг для всех возрастов: структурное развитие нервной системы у младенцев и детей с точки зрения всей жизни. Успехи в развитии и поведении детей . 2015;48::1-52. doi:10.1016/bs.acdb.2014.11.001
  39. Bulgarelli C, de Klerk CCJM, Richards JE, Southgate V, Hamilton A, Blasi A. Траектория развития лобно-височно-теменной связи как показатель сети режима по умолчанию: продольное исследование fNIRS. Картирование человеческого мозга. 2020;41(10):2717-2740. дои: 10.1002/hbm.24974
  40. Норейка В. , Георгиева С., Васс С., Леонг В. 14 проблем и их решения для проведения социальной нейробиологии и продольных исследований ЭЭГ у младенцев. Поведение и развитие младенцев. 2020;58:101393. doi:10.1016/j.infbeh.2019.101393
  41. Даниэльсон М.Л., Битско Р.Х., Гандур Р.М., Холбрук Дж.Р., Коган М.Д., Блумберг С.Дж. Распространенность диагноза СДВГ по сообщениям родителей и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии . 2018;47(2):199-212. дои: 10.1080/15374416.2017.1417860
  42. Аман С.Дж., Робертс Р.Дж., Пеннингтон Б.Ф. Нейропсихологическое исследование основного дефицита при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: теории лобной доли против правой теменной доли. Психология развития . 1998;34(5):956-969. дои: 10.1037/0012-1649.34.5.956
  43. Шоу П., Экстранд К., Шарп В., Блюменталь Дж., Лерх Дж. П., Гринштейн Д., Класен Л., Эванс А., Гидд Дж., Рапопорт Дж. Л. Синдром дефицита внимания/гиперактивности характеризуется задержкой созревания коры головного мозга. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2007;104(49):19649-19654. doi:10.1073/pnas.0707741104
  44. Познер Дж., Парк С., Ван З. Соединение точек: обзор МРТ-исследований связи в состоянии покоя при синдроме дефицита внимания/гиперактивности. Нейропсихологический обзор. 2014;24(1):3-15. doi: 10.1007/s11065-014-9251-z

Как цитировать эту статью:

Roth KC, Conte S, Reynolds GD, Richards JE . Внимание и раннее развитие мозга. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/attention-and-early-brain-development. Обновлено: сентябрь 2020 г. По состоянию на 29 января 2023 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Внимание и развитие памяти – Ноттингемский университет

Запутанная память

Мы хотели узнать, обслуживается ли краткосрочная память – запоминание вещей в течение нескольких секунд – только специальной системой кратковременной памяти, или наша долговременная память Память терминов тоже помогает.

В игре дети услышали, как мультипликационный персонаж сказал четыре слова, а его друг затем попытался повторить эти же слова.

Цель игры состояла в том, чтобы просто сказать, правильно ли его друг произнес все слова или нет. Сложность заключалась в том, что иногда друг произносил слова, которые означали что-то похожее на исходное слово.

Идея исследования заключалась в том, что если детям было трудно определить разницу между словами, обозначающими сходные вещи, это указывало на то, что долговременная информация поддерживала их память. Это поможет нам понять процессы, которые дети используют для изучения и запоминания новых слов.

 

Неловкие совы

Целью нашего исследования было тестирование новой игры у детей в возрасте от 6 до 11 лет. Игра была представлена ​​в приложении для смартфона и была разработана для измерения внимания, импульсивного контроля и уровней активности. Мы хотели убедиться, что игра надежно измеряет это поведение, в рамках подготовки к использованию приложения в клинической выборке детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Мы также хотели узнать, нравится ли детям этого возраста играть в эту игру.

В игре дети взяли на себя роль волонтера, работающего в центре сохранения сов. Их попросили провести исследование различных видов сов в этом районе, и им сказали, что они должны подсчитывать особенных желтых сов, нажимая на экран телефона каждый раз, когда появляется желтая сова. Им пришлось очень быстро нажимать на экран, когда появилась желтая сова, потому что совы улетели очень быстро!

Детям также сказали, что они не должны касаться экрана, когда появляется коричневая сова. Пока дети завершали игру, мы записывали количество движений смартфона как показатель физической активности. Мы также спросили каждого ребенка, понравилась ли им игра и как ее можно улучшить.

Мы обнаружили, что дети старшего возраста были быстрее, лучше могли точно идентифицировать желтых сов и менее беспокойны во время игры. Мы также обнаружили, что уровень активности во время игры был выше у тех, кто набрал более высокие баллы по показателям гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

Следующим шагом будет адаптация игры на основе отзывов детей. Затем мы будем использовать приложение, чтобы измерить это поведение в выборке детей с СДВГ, чтобы попытаться улучшить диагностику и оценку СДВГ в клинических условиях.

Следите за своей памятью

Важно уметь различать объекты, которые мы видели раньше («знакомые»), и объекты, которых мы раньше не видели («новые»). В этой игре мы изучали память детей на предметы, которые они видели раньше.

На первом этапе игры детям показывали 12 лотков, в каждом из которых было по три предмета. Был набор обычных предметов домашнего обихода, в том числе зубная щетка, шнурки для ботинок, солнцезащитные очки, ложка и мобильный телефон.

На втором этапе детям снова показывали подносы с предметами. На этом этапе было три типа подносов. Некоторые лотки были идентичны первому этапу; другие, однако, либо содержали новый объект, либо один из знакомых объектов, но в другом месте.

Детей попросили определить, что, по их мнению, отличалось от того, что они видели в первый раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *