Разное

Что значит правополушарное рисование: Правополушарное рисование для детей с 4 до 16 лет от Квентин Дети

ключевые особенности и техника| АРТАКАДЕМИЯ Курсы рисования Киев

Главная  »  Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?  »  Правополушарное рисование: ключевые особенности и техника

Взяв первый раз в руки кисть, ребенок не задумывается о том, что у него получится и понравится ли в итоге кому-то его рисунок. Он искренне увлечен, получая удовольствие от процесса нанесения легких мазков краски на чистый белый лист.

 

Оглавление

  • 1 Немного об устройстве человеческого мозга
  • 2 Особенности правополушарного рисования
  • 3 Техника правополушарного рисования

К сожалению, с возрастом мы теряем способность не оглядываться на чужое мнение, обрастаем стереотипами, прячемся за страхом сделать что-то неправильно или не получить чьего-то одобрения. Преодолеть сформировавшийся зажим и вернуться к детскому восприятию уже несколько десятков лет многим людям помогает методика правополушарного рисования. Появившись еще в середине двадцатого века, она постоянно развивается, неизменно находя множество сторонников.

Упражнение по правополушарному рисованию в Артакадемии

Немного об устройстве человеческого мозга

Каждому из нас известно, что головной мозг человека разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за разные мысли и умения. Левое по факту является ведущим, реагирует на критику, хранит логические связи и правила. В правом формируется интуиция, рождается вдохновение, появляются чувства. На протяжении всей жизни нас направляют под руководство именно левой половины мозга. Люди, прислушивающиеся к своему разуму и игнорирующие чувства, принципиальны и ответственны. Но чтобы начать мыслить креативно, проявляя свое творческое начало, необходимо развивать свое правое полушарие. Именно оно позволяет нам отвлечься от формы, заметить содержание, осмыслить образ.

Особенности правополушарного рисования

Что мы знаем о создании картин? Классическая школа изобразительного искусства предполагает обучение правилам, среди которых построение перспективы, сочетание цветов, исследование направления света, тени и т. п. Включение правого полушария дает возможность вернуть рисование из области аналитического мышления в исходную творческую сферу. Самым важным в процессе становится приятное времяпрепровождение, а не результат. Правостороннее изображение объектов обладает следующими особенностями:

  • Чтобы использовать эту методику, не нужно быть художником или уметь писать картины. Многие люди впервые открывают в себе поистине безграничные способности к живописи, опробовав правополушарное рисование.
  • Это прекрасная психотерапия, дарящая внутреннюю свободу. Многие, кто хоть раз побывали на занятии или мастер-классе, начинают использовать правое полушарие в обычной жизни.
  • Правостороннее рисование повышает производительность мозга и эффективность любой деятельности. Помимо этого, использование этой методики делает людей более уравновешенными и спокойными. Любые кризисные ситуации становятся практически незначительными, а доля стрессов значительно уменьшается.
  • Техника правополушарного рисования гуашью позволяет пережить свои эмоции, перенеся их на бумагу. Такой эффект достигается благодаря освобождению разума от постоянного контроля.
  • Правополушарная техника доступна абсолютно всем независимо от пола, возраста или социального положения.

Техника правополушарного рисования

Как уже отмечалось выше, от обычной методики рисования правополушарное отличается тем, что оно заключается не изображении объектов на бумаге, а в наблюдении и восприятии.

Правополушарное рисование пошагово учит отключать логику, следуя исключительно интуиции. Такой подход позволяет крайне быстро переносить мысли на чистый лист в самых необычных интерпретациях. При этом картины появляются очень быстро: создание небольшого произведения отнимает у художника всего несколько минут, а более объемного – не более часа.

У данной методики нет какой-то четкой схемы, которая действовала бы для всех обучающихся одинаково. Она основана на спонтанности, в этом ее прелесть. Тем не менее, есть несколько классических упражнений правополушарного рисования. Рисунки выполняются по нескольким техническим приемам:

  • зеркальное изображение;
  • рисование вверх ногами;
  • интуитивное повторение по контурам;
  • изображение через видоискатель.

Все эти упражнения основаны на максимальном блокировании работы левого полушария во время копирования тех или иных упражнений. Среди специалистов это называется «П-режим». Именно благодаря ему человек рисует, не задумываясь о логике своих действий.

Таким образом, правополушарное рисование – это блестящий способ не только открыть в себе новые способности, но и зарядиться оптимизмом, энергией, получить внутреннюю силу и уверенность.

Упражнения по правополушарному рисованию в Артакадемии

Правополушарное рисование это быстрый метод обучения рисованию?

Правополушарное рисование — техника гуашь.

Правополушарное рисования — техника Ксении Гуртовенко

Как на самом деле работает правополушарное рисование

8 июня 2021 Ликбез Вдохновение

Научную теорию, которая лежит в его основе, позже опровергли, но сам метод может оказаться полезным.

Откуда взялась идея правополушарного рисования

В начале 1960‑х годов американский нейропсихолог Роджер Сперри изучал работу полушарий головного мозга. Учёный проводил исследования с животными и искал способы помочь пациентам с эпилепсией. Сперри заметил, что при рассечении мозолистого тела в мозге теряется связь между его полушариями. Исследователь сделал вывод, что каждое из них может работать изолированно, как самостоятельный мозг.

В 1979 году Бетти Эдвардс, доктор наук и преподавательница искусства, выпустила книгу Drawing on the Right Side of the Brain, которую на русском языке издают под названием «Откройте в себе художника». В ней автор предложила новый метод обучения рисованию — с помощью правого полушария. Она по‑своему интерпретировала выводы Сперри и заключила, что полушария головного мозга обладают разными функциями: левое отвечает за рациональное мышление и логику, правое — за интуицию и творческие способности.

По мнению Эдвардс, классическое обучение рисунку и живописи задействует левое, логическое, полушарие. При таком подходе человек изучает композицию и пропорции, видит в любом объекте, который он рисует, прежде всего набор линий и геометрических форм, а не цельный образ. Многим людям это кажется сложным, они слишком концентрируются на технике и правилах, не могут расслабиться и творить в своё удовольствие, боятся рисовать. А значит, им нужно «отключить» своё левое полушарие и рисовать только с помощью правого — интуитивно, легко и свободно, как это делают дети.

Для чего нужно правополушарное рисование

По мнению основоположницы метода Бетти Эдвардс и преподавателей правополушарного рисования, такой подход помогает:

  • справиться со страхами и творческими блоками;
  • получать удовольствие от творчества;
  • расслабиться;
  • перестать критиковать себя и фокусироваться на недостатках своих рисунков;
  • развить мелкую моторику и воображение;
  • попробовать что‑то новое, интересно провести время и под другим углом взглянуть на процесс рисования;
  • повысить самооценку, поскольку рисование больше не кажется таким уж сложным и человек чувствует себя более уверенно.

Что о правополушарном рисовании говорит наука

Сейчас идея о том, что в левом полушарии у нас «прячется» логика, а в правом — креативность, считается мифом. Исследования показывают, что творчество и нестандартное мышление затрагивают оба полушария. Во время выполнения творческих задач электрическая активность повышается в самых разных отделах мозга, а также более интенсивным становится обмен импульсами между полушариями.

У креативных людей, в том числе у тех, кто занимается творчеством профессионально, правое полушарие не развито сильнее, зато у них лучше развиты связи и взаимодействие между полушариями.

Кроме того, в ходе небольшого эксперимента выяснилось, что если применять один из самых популярных приёмов правополушарной техники и рисовать вверх тормашками, то рисунок не получается более точным или профессиональным, чем обычно, скорее даже наоборот.

То есть саму идею, что можно включать и выключать то или иное полушарие и благодаря этому рисовать лучше или хуже, с большим или меньшим удовольствием, нельзя считать научной. И говорить о рисовании с помощью правого полушария абсолютно не корректно.

Как практиковать правополушарное рисование

Эдвардс в своих книгах пишет, что основная задача — переключиться из «Л‑режима» в «П‑режим». То есть заставить «замолчать» рациональное левое полушарие и включить в работу только интуитивное и креативное правое. Вот несколько основных упражнений и приёмов, с помощью которых она предлагает это делать.

  • Выходить за границы листа. Например, положить бумагу на газету или ватман, взять кисть или карандаш и начать закрашивать лист размашисто, свободно, не боясь выйти за края.
  • Рисовать двумя руками. То есть делать всё то же самое, только лист закрашивать одновременно правой и левой рукой.
  • Рисовать вверх тормашками. Для этого нужно взять любое изображение, перевернуть его и повторить в перевёрнутом виде.
  • Рисовать по контурам. В этом случае надо перенести на бумагу контуры изображения или объекта, не глядя при этом на рисунок, пока он не будет закончен. Один из вариантов такого упражнения — «видоискатель». Для него потребуется сделать «экран» из плотной плёнки или прозрачного пластика, положить этот экран на объект, который хочется изобразить, и маркером обвести контуры. Потом можно перенести этот же контур на бумагу.
  • Рисовать на скорость. В этом случае на создание рисунка или выполнение упражнения отводится ограниченное время, а для контроля используется таймер.

Также тем, кто хочет освоить правополушарное рисование, рекомендуют рисовать пальцами, а не кистью или карандашом, и включать фоном расслабляющую музыку. Другие приёмы можно посмотреть в книге «Откройте в себе художника».

Правда, поклонники и преподаватели этого метода считают, что правополушарное рисование — это не просто набор упражнений, а скорее отсутствие каких‑либо техник и правил. Суть в том, чтобы просто рисовать в своё удовольствие, любыми инструментами, в любой манере, не зацикливаться на том, как «правильно», и наслаждаться процессом.

Например, вы хотите нарисовать человека. При классическом подходе вы, скорее всего, сначала построите лицо и фигуру, наметите правильные пропорции, сделаете набросок, затем добавите объём, цвет, тени, детали и так далее.

А если вы, скажем, станете рисовать без построения, начнёте не с головы, а с ботинок, сразу возьмётесь за краски, минуя набросок карандашом, — такой способ рисования вполне можно посчитать правополушарным.

Помогает ли правополушарная техника лучше рисовать

К особенностям работы правого полушария мозга методика Бетти Эдвардс отношения не имеет. Но это не значит, что подход плохой и не заслуживает внимания. Люди, которые работали по книге «Откройте в себе художника» и практикуют правополушарное рисование, говорят, что им нравится такой метод. Он помогает расслабиться, получить удовольствие от процесса, быстро создать несложный рисунок и порадоваться своим успехам.

У себя на сайте Эдвардс выкладывает результаты участников её короткого воркшопа, и эти результаты, надо сказать, впечатляют. Правда, если вчитаться в программу обучения, становится понятно, что Бетти Эдвардс помимо прочего затрагивает вполне традиционные аспекты рисования. Например, рассказывает о пропорциях человеческой головы, о свете и тени. Хотя это, конечно, противоречит самой задумке о нелогичном, интуитивном и «наивном» рисовании.

Получается, что упражнения Эдвардс ничего не переключают, но работают как небольшая психологическая уловка — позволяют настроиться на творчество, приглушают голос внутреннего критика и дают свободу рисовать просто себе на радость. А сочетание всего этого с активной практикой и некоторым количеством классической теории вполне может улучшить художественные навыки.

Стоит ли пробовать правополушарное рисование

К этому подходу нельзя относиться как к способу научиться рисовать с нуля или стать художником. Тому, кто хочет рисовать профессионально, не обойтись без изучения таких «скучных» и «левополушарных» вещей, как анатомия, геометрия, перспектива, теория цвета.

Точно так же не стоит думать, что правополушарное рисование действительно меняет что‑то в мозге на биологическом уровне и помогает рисовать принципиально по‑другому.

Но если относиться к технике правополушарного рисования как к способу раскрепоститься, войти в состояние потока, снять творческий блок, попрактиковаться и хорошо провести время, то можно и попробовать.

Читайте также 🎨

  • Онлайн-курсы и YouTube-каналы для тех, кто хочет научиться рисовать
  • Как начать рисовать, если вы никогда этим не занимались
  • Как научиться рисовать, даже если вы не верите в свой талант
  • 10 книг, которые разбудят в вас художника

Взаимодействие между полушариями мозга во время рисования — журнал PRINT

Posted inDesign Education

Натали БойдОпубликовано  ∙  5 мин. читать

Блокнот, уголь и карандаши наготове, я начинаю первый урок рисования фигур. Я знал, что ожидаю общего обзора пропорций фигуры, но я не ожидал узнать о науке, лежащей в основе рисования, и о том, как работает мозг, чтобы создавать наброски на бумаге. И уж никак не ожидал узнать о том, какие участки мозга следует сознательно игнорировать при рисовании.

Когда я учился на факультете изящных искусств, я потел над мельчайшими деталями, чтобы реалистично изобразить объекты передо мной. Я не понимал, как мое левое полушарие мешало точности пропорций объекта на бумаге. Честно говоря, меня никогда не интересовало то, как взаимодействовали полушария мозга во время рисования. Даже когда спустя годы я решил вернуться к рисованию фигур.

Я искал способ освежить в рисовании фигуры, не уезжая в открытую студию, и что-то, что я мог бы делать в течение ограниченного времени простоя. Когда HOW Design University стал партнером Sessions College, я заинтересовался несколькими их курсами. Но что меня действительно впечатлило, так это курс рисования фигур. Теперь у меня есть способ освежить свои навыки рисования в удобное для меня время.

Этот курс открыл мне глаза; это дало мне новый взгляд на процесс рисования. Мне не терпится поделиться тем, что я узнал о том, как реагирует мозг во время рисования, но я не могу объяснить этот процесс так же хорошо, как Фиорелла Карретти, преподаватель курса. Я оставлю для вашего ознакомления небольшой отрывок из курса:

Изображение предоставлено Shutterstock

Рисунок: наука и мозг

Ученые обнаружили, что вербальные и рациональные знания находятся в левой части вашего мозга. мозг. Когда вы изучаете любую новую теорию (например, концепции перспективы, ценности и анатомии), ваше левое полушарие глубоко вовлечено. Левая сторона линейно обрабатывает информацию, анализируя и делая выводы на основе любой полученной информации. Ваше левое полушарие — это умная печенька, которая поможет вам понять правила и системы, необходимые для создания хорошего рисунка.

Когда эта информация будет внедрена в вас (благодаря длительной практике), вы захотите начать творить с помощью интуитивной части вашего мозга — правой стороны.

Правое полушарие мозга воспринимает взаимосвязи и закономерности, на чем мы и сосредоточимся в этом уроке. Затем вы обнаружите, что левая сторона постоянно хочет сказать слово в том, что вы рисуете. Поэтому вам нужно научиться либо заставлять мозг соглашаться с тем, что вы видите, либо обманывать его, либо изнашивать.

Почему мы должны игнорировать левое полушарие? Поскольку наше левое полушарие постоянно пытается экономить энергию и усилия, оно будет искать более короткие пути, классифицируя то, что видит, даже не глядя. Это создаст символы, а не поможет вам смириться с реальностью.

Например, нам достаточно двух точек и линии, чтобы распознать лицо. Или подумайте о фигурке из палочек — символе мужчины. Это ярлыки, не рожденные попыткой нарисовать то, что на самом деле видит глаз.

Продукты вашего левого полушария

Итак, что вы можете сделать с этой иногда навязчивой частью вашего сознания? Полезно быстро набросать как можно больше картинок. В конце концов, левое полушарие вашего мозга обнаружит, что у него нет времени, чтобы дать вам всю свою информацию. Он сдастся, и вы научитесь рисовать прямо глазами.

Важность мер

Прежде чем вы начнете рисовать фигуру, важно, чтобы вы знали кое-что о пропорциях (одна часть рассматривается по отношению к целому) и о том, как измерять.

То, что вы думаете, что видите (левое полушарие), и то, что вы видите на самом деле (правое полушарие), часто сильно различаются. Ваши глаза должны быть обучены работать с вашим мозгом, чтобы соглашаться с тем, что перед вами. Измерение во время рисования — это способ поощрения сотрудничества между этими двумя половинами.

Чтобы понять важность измерений, попробуйте встать перед зеркалом и протянуть к нему руку. Как долго появляется ваша рука? Как вы думаете, сколько времени на самом деле?

Классический пример ракурса, Джеймс Монтгомери Флэгг, 1877-1960.

Это пример ракурса. Если бы вы рисовали руку, ваш мозг настаивал бы на том, что рука длинная и должна быть нарисована именно так. Но ваши глаза не видят всю длину руки. Вам нужно будет научиться заставлять свой мозг соглашаться с тем, что вы на самом деле видите, или обманывать его.

Ракурс — это то, что происходит с формами, когда они рассматриваются в перспективе. Абсолютно все, что вы видите, зависит от перспективы. Если вы садитесь, формы вокруг вас выглядят иначе, чем когда вы стоите. То, что ближе к вашему глазу, будет казаться больше, чем то, что далеко от вас.


На данный момент Карретти заканчивает обсуждение мозга и восприятия обещанием дополнительной информации в пятом уроке. Этот конкретный урок начинается со стандартных пропорций человеческого тела и с полезными стратегиями того, как измерить пропорции на бумага. Если вы похожи на меня и хотите освежить навыки рисования фигур, вы можете записаться на курс здесь.

Z2163Прекрасным дополнением к курсу является книга Рисунок. В нем рассказывается, как создавать стильные фигуры с использованием минимальных отметок на странице, а также используются гениальные советы и приемы от одного из ведущих лондонских художников-фигураторов. Шэрон Пинскер охватывает базовую анатомию и мускулатуру, а также добавляет одежду, характер, движения и рабочие фигуры в полные композиции в различных стилях и средствах массовой информации.


Posted inОбучение дизайну ∙ Дизайн иллюстраций ∙ Онлайн-курсы по дизайну и образование

Neuromyth 6 – OECD

 

Миф о левом и правом полушариях

Вы творческий и эмоциональный человек? Может художник или музыкант? Тогда у вас, вероятно, правое полушарие. Нет? Возможно, вы рациональный, аналитический и логически мыслящий человек? Может быть, математик или инженер? Тогда у вас, скорее всего, левое полушарие. Кто не знает, что творчество и эмоции находятся в правой половине мозга, а рациональность и логика — в левой? Все сталкивались с этим популярным понятием доминирования левого или правого полушария, которое определяет способ мышления человека и его/ее личность. Однако это мнение является широко распространенным заблуждением. Здесь мы обсудим концепцию этого понятия, известную как полушарность или доминирование полушария, как она возникла и почему это заблуждение.

Две части мозга: два способа мышления? Два разных типа личности?

Концепция доминантности полушарий приписывает различные характеристики обработки информации тому или иному из двух полушарий мозга (см. Таблицу 1). Таким образом, делается вывод о том, что доминирующее использование либо левого, либо правого полушария определяет образ мышления и личность человека.

Согласно приписанным характеристикам, левое полушарие является рациональным, интеллектуальным, логическим, аналитическим и вербальным полушарием. Это полушарие специализируется на обработке вербальной и числовой информации дедуктивным или логическим способом. Это полушарие специализируется на обработке вербальной и числовой информации на основе дедуктивного или логического мышления. Это означает, что левое полушарие анализирует информацию, анализируя и различая отдельные части целого. Таким образом, он обрабатывает информацию последовательно линейным и упорядоченным образом.
 Таким образом, утверждается, что левое полушарие имеет склонность к подробной информации, очень способно анализировать и структурировать информацию и лучше всего подходит для задач, включающих язык, чтение и письмо, алгебру, математические задачи, логические операции и обработка последовательных последовательностей информации. Основываясь на этих свойствах мышления и решения проблем левого полушария, концепция доминирования полушария утверждает, что люди, которые преимущественно используют левую часть своего мозга, рациональны, интеллектуальны, ориентированы на детали, логичны и аналитичны. Это означает, что эти люди хорошо справляются с задачами, требующими таких способностей, такими как математика, инженерное дело или естественные науки.

В отличие от аналитического мышления левого полушария, правое полушарие приписывает ему интуитивный, эмоциональный, целостный, синтезирующий, невербальный, зрительно-пространственный способ обработки, что приводит к творческому или индуктивному способу мышления. Таким образом, правое полушарие объединяет информацию и обрабатывает ее как единое целое и параллельно, т.е. видит не деревья, а лес. Предполагается, что он имеет дело с трехмерными формами и изображениями с упором на сходства, а не на различия, и поэтому считается сильным в задачах, требующих понимания сложных конфигураций и шаблонов и одновременной обработки разнообразной информации, такой как распознавание образов, распознавание лиц или пространственные отношения. Благодаря этим характеристикам люди, преимущественно использующие правое полушарие, считаются артистичными, интуитивными, эмоциональными, обладающими воображением и визуально ориентированными. Эти люди сильны в задачах, которые требуют способностей к синтезу и концептуализации, и поэтому говорят, что они хорошо умеют собирать, компоновать, сравнивать и перетасовывать идеи, чтобы придумывать новые концепции. Кроме того, утверждается, что они обладают сильно развитой эмоционально-эстетической чувствительностью и часто занимаются творческими и артистическими профессиями.

Таблица 1. Предполагаемые характеристики двух половин головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

 

 

Устный

Невербальный, Зрительно-пространственный

 

 

Последовательный

Одновременно

 

 

Логический

Целостный

Аналитический 

Синтез, интеграция

 

 

Рациональный, Интеллектуальный

Интуитивный, Эмоциональный

 

 

Концепция полусферичности в обучении и образовании

Согласно концепции полушарий, информация обрабатывается по-разному в двух полушариях мозга. Далее в нем говорится, что доминирующее полушарие мозга определяет способ обработки. На основе этого представления возникла идея о том, что процесс обучения и мышления можно улучшить, если оба полушария мозга участвуют сбалансированным образом. Следовательно, были разработаны обучающие и образовательные программы, чтобы укрепить менее доминирующее полушарие мозга и синхронизировать два полушария. Поскольку предполагается, что школы обычно отдают предпочтение левополушарным способам мышления и обучения, таким как анализ, логика и точность, многие методы обучения стремятся включить больше правополушарных действий. Одним из примеров такого метода обучения для всего мозга является «покажи и расскажи»: вместо того, чтобы просто читать «левополушарный» текст, учитель также показывает картинки и графику, чтобы активировать правое полушарие. Другие методы включают использование музыки, метафор, ролевых игр, медитации, рисования и т. д. для достижения синхронизации двух полушарий. Общий обзор стилей обучения и решения проблем двух полушарий представлен в таблице 2. Хотя такие методы могут быть полезны в образовательной среде, они основаны на шатком фундаменте. Сведение двух сторон мозга к простым вместилищам определенных навыков или качеств и применение этого к образованию основано на чрезмерном упрощении тенденций, проявляемых мозгом. Они будут более подробно объяснены в следующем пункте.

Таблица 2. Навыки решения проблем и связанные с ними стили обучения, ошибочно отнесенные к двум полушариям мозга

Левый мозг

Правое полушарие

  • Рационал
  • Смотрит на различия
  • Решает проблемы, логически и последовательно рассматривая части вещей
  • спланировано и структурировано

 

  • Эмоциональный, интуитивный
  • Смотрит на сходство
  • Решает проблемы с догадками, ища закономерности и конфигурации
  • текучие и спонтанные

 

Стиль преподавания

  • устные инструкции
  • говорить и писать
  • тесты с множественным выбором

 

Стиль преподавания

  • демонстрация инструкций
  • рисование и управление объектами
  • Предпочитает открытые вопросы

 

Происхождение полусферичности

На протяжении всей истории интеллектуальные способности людей часто делились на два класса: критические и аналитические способности в отличие от творческих и синтезирующих способностей. Эта идея была приписана двум полушариям мозга и стала основной доктриной нейрофизиологии в XIX веке.век. В 1844 году Артур Лэдброк Уиган опубликовал книгу под названием «Новый взгляд на безумие: двойственность разума». В этой книге он описывает два полушария мозга как независимые части, обладающие независимой волей и образом мышления. Обычно они работают вместе, но, например, в случае болезни могут работать друг против друга. Это понятие стало очень популярным и даже нашло свое отражение в массовой культуре, как, например, в знаменитом рассказе Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г.), в котором исследуется идея культурного левого полушария в отличие от эмоциональное правое полушарие, которое примитивно и легко выходит из-под контроля.

Речевая латерализация и полушарное доминирование левого полушария

Пьер Поль Брока, французский невролог, первым представил эмпирические данные, подтверждающие локализацию различных функций в двух полушариях. Между 1861 и 1863 годами Брока исследовал мозг более 20 пациентов с нарушенной языковой функцией после их смерти. У всех пациентов он обнаружил поражение левого лобного полушария, в то время как правое полушарие не было повреждено. Из своих наблюдений он сделал вывод, что речевое производство локализовано в лобной части левого полушария мозга. Несколько лет спустя Вернике, немецкий невролог, расширил точку зрения Брока на языковую локализацию. Как и Брока, он исследовал мозг людей с нарушениями языкового развития. Основываясь на этих посмертных корреляциях, Вернике предположил, что способность понимать язык находится в височной доле левого полушария. Брока и Вернике приписывали понимание и производство языка, основные детерминанты языка, левому полушарию.

До 1960-х годов наблюдения за языковой латерализацией в основном основывались на посмертных исследованиях пациентов с повреждениями головного мозга различной локализации, степени тяжести и этиологии. Критики утверждали, что языковая функция может вообще не быть латерализованной. Тем не менее, определенные доказательства латерализации языка были получены в исследованиях пациентов с расщепленным мозгом. У этих пациентов нервные волокна, соединяющие два полушария, были перерезаны, чтобы остановить распространение эпилептических припадков с одного полушария на другое. В результате исследователи могли изучать функцию каждой половины мозга изолированно от другой. Первые исследования этих пациентов с расщепленным мозгом были проведены в 1960-х и 1970-х годов лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри и его коллег из Калифорнийского технологического института. Это предоставило дополнительные экспериментальные доказательства специализации полушарий с точки зрения языковой латерализации и локализации других навыков. Чтобы оценить возможные функциональные различия, Роджер Сперри и его коллеги предоставили информацию только одной стороне мозга у пациентов с расщепленным мозгом, например, попросили пациентов использовать каждую руку независимо для идентификации объектов, не глядя на объект. Чтобы понять эту процедуру, важно знать, что основные сенсорные и моторные функции симметрично распределены между двумя полушариями мозга: левое полушарие обрабатывает информацию для правой половины тела и наоборот. Таким образом, правая рука предоставляет левому полушарию информацию о том, что оно чувствует. Опыты Сперри дали поразительный результат: когда пациенты с расщепленным мозгом обрабатывали предмет правой рукой, т. е. левым полушарием, они могли легко назвать этот предмет. Напротив, когда объект касался левой рукой, т.е. обрабатывался правым полушарием, они не могли его назвать! Это открытие положило конец многовековой дискуссии о языковой латерализации. Он подтвердил, что левое полушарие однозначно является местопребыванием основных языковых функций у большинства людей.

Это неравное представление языковых функций в двух полушариях породило представление о том, что левое полушарие является вербальным, а правое — невербальным (см. табл. 1). Поскольку язык часто рассматривался как высшее когнитивное человеческое достижение, обнаружение полушарной латерализации языка еще больше заложило основу для вводящей в заблуждение концепции о том, что одно полушарие мозга «доминирует» над другим; а именно левое полушарие, в котором сосредоточена основная языковая способность. В 1868 году британский невролог Джон Хьюлингс Джексон описал эту концепцию доминантного полушария следующим образом: «Оба мозга не могут быть только дубликатами, если повреждение только одного полушария лишает человека дара речи. Для процессов языка, которые являются высшими возможными процессами, должна быть одна ведущая сторона. И у большинства людей левое полушарие мозга — сторона воли — является ведущим, а правое полушарие — автоматическим».

Зрительно-пространственное и эмоциональное преобладание правого полушария

Другие эксперименты с пациентами с расщепленным мозгом изучали роль правого полушария. Результаты этих экспериментов заключались в том, что правое полушарие специализируется на обработке сложных зрительных и пространственных условий. Видео Сперри и Газзаниги о пациенте с расщепленным мозгом У. Дж. демонстрирует одну из самых впечатляющих демонстраций превосходства правого полушария в зрительно-пространственных задачах: пациенту дали несколько игральных костей, каждая с двумя красными сторонами, двумя белыми сторонами и две стороны по диагонали разделены на белые и красные полосы. Задача пациента заключалась в том, чтобы расставить кости по рисункам, представленным на карточках. В начале ролика видно, что В. Дж. левой рукой (правое полушарие) быстро расставляет кости в нужном порядке. Однако ему очень трудно выполнить ту же задачу правой рукой. Он медленно и нерешительно передвигает кости, когда его левая рука начинает помогать и быстро начинает правильно расставлять кости. Исследователь медленно отводит левую руку В.-Дж., и снова В.-Дж. проигрывает, используя только правую руку, бессистемно передвигая кости. Это видео, а также другие исследования Роджера Сперри ясно показывают преобладание правого полушария в обработке зрительно-пространственных стимулов. Эта роль правого полушария дополнительно подтверждается клиническими исследованиями. Больные с определенным поражением правого полушария не способны узнавать знакомые лица (прозопагнозия). Другие пациенты с поражением правого полушария имеют трудности с пространственной ориентацией.
 Кроме того, клинические исследования позволили исследователям предположить, что правое полушарие специализируется на обработке эмоций. Эмоциональное выражение, а также эмоциональное распознавание и различение нарушаются при поражении правого полушария мозга: у пациентов с правополушарным поражением наблюдается дефицит определения эмоциональной интонации (просодии) слов. Кроме того, дефицит распознавания эмоционального выражения лица был связан с поражением правого полушария. Эти клинические данные подтверждаются поведенческими исследованиями: просодия (эмоциональные речевые характеристики) легче распознается, когда стимулы предъявляются к левому уху (правому полушарию). Кроме того, стимулы, предъявляемые к левому полю зрения (правому полушарию), считаются более эмоциональными и даже вызывают более сильные реакции вегетативной нервной системы.

Последовательная и одновременная обработка в двух полушариях

К настоящему времени мы знаем, на каких выводах основана характеристика «вербальная для левого полушария и невербальная, но зрительно-пространственная и эмоциональная для правого полушария». Следующие характерные отличия полушарий, перечисленные в табл. 1, касаются последовательной (последовательной) обработки левого полушария и одновременной (параллельной) обработки правого полушария. Эта идея отражает широко распространенную, но не общепринятую модель, согласно которой левое полушарие преимущественно обрабатывает быстрые изменения и анализирует детали и характеристики стимулов, а правое полушарие занимается одновременными и глобальными характеристиками стимулов. Другие характеристики полушария в таблице 1 (аналитические, рациональные и целостные, интуитивные) не очень хорошо подтверждаются научными данными и остаются скорее спекулятивными. Исходя из различия между вербальным и невербальным, развивались все более и более абстрактные понятия и отношения между психическими функциями и полушариями. В ходе этого процесса представления о различии двух полушарий все более и более отходили от основных научных результатов.

Два полушария и их способы мышления

Некоторые исследователи интерпретировали специализированные функции двух полушарий как разные стили мышления. Таким образом, локализация языка и предполагаемая последовательная обработка стимулов в левом полушарии отождествлялись с рациональным, аналитическим, логическим стилем мышления, а преобладание в правом полушарии невербальных, зрительно-пространственных задач вместе с предложенными одновременная обработка, приравнивалась к целостному, интуитивному, эмоциональному мышлению. В 1970, в своей влиятельной книге «Психология сознания» психолог Роберт Орнштейн выдвинул гипотезу о том, что западные люди используют только половину своего мозга и, следовательно, только половину своих умственных способностей. Он утверждал, что люди в западных культурах имеют хорошо тренированное левое полушарие из-за того, что они сосредоточены на языке и логическом мышлении. Однако они пренебрегают своим правым полушарием и его интуитивным, эмоциональным мышлением. Короче говоря, Орнштейн отождествлял левое полушарие с аналитическим, логическим способом западного мышления, а правое полушарие — с интуитивным, эмоциональным восточным способом мышления. Таким образом, традиционно установившийся дуализм интеллекта и интуиции получил физиологическую основу, основанную на различии двух полушарий мозга. Эта точка зрения привела к многочисленным неверным толкованиям и неверным утверждениям, далеким от научных выводов. Факты и догадки размылись, и двум полушариям мозга приписали не только два разных стиля мышления, но и два разных стиля личности. Концепция правополушарного и левополушарного мышления вместе с идеей доминирующего полушария привела к представлению о том, что люди полагаются преимущественно на тот или иной способ мышления, т. е. полагаются либо на левое, либо на правое полушарие. Предполагалось, что такое использование того или иного полушария мозга отражается в когнитивном стиле индивидуума: человека, который мыслит рационально и аналитически, называют левополушарным. Напротив, человек, который обрабатывает информацию интуитивно и эмоционально, был классифицирован как правополушарный. Полушарные способы мышления и когнитивный стиль стали очень популярными, и в настоящее время их можно найти в различных периодических изданиях, на семинарах и в книгах по самопомощи. Они даже нашли свое применение в сфере образования.

Полушарное мышление и стили личности в обучении и образовании

Концепции правополушарного и левополушарного мышления и стили личности вызвали много вопросов относительно их применения в образовании. Какие стили обучения и преподавания лучше всего подходят для индивидуального использования полушарий? Как должны быть разработаны учебные программы, чтобы гарантировать обучение в целом? Не является ли наша образовательная система слишком левополушарной, с упором на язык и математику? Как можно развить правополушарные навыки?

Джозеф Боген, один из пионеров хирургии расщепленного мозга, а также психолог Роберт Орнштейн (см. выше) заявили, что наше общество ориентируется на стиль мышления, использующий высказывания (язык) для обработки информации, т. е. левополушарный способ мышления. Напротив, они заявили, что наше общество пренебрегает стилями мышления правого полушария, такими как творчество. Представление о том, что наше общество, включая нашу систему образования, фокусируется только на половине наших умственных способностей, т. е. на левополушарном мышлении, и игнорирует другую половину, правополушарное мышление, становилось все более и более распространенным. Известные педагоги, такие как Е.П. Торранс или Мадлен Хантер рекомендовали школам изменить существующие методы обучения и процедуры оценки в соответствии с концепцией полусферичности. Хантер заявил, что школьные программы ориентированы преимущественно на учащихся с левым полушарием мозга. Э.П. Торранс утверждал, что в школах предпочтение отдается левополушарным действиям, таким как сидение прямо или изучение алгебры, в то время как правополушарное функционирование должно включать в себя такие действия, как лежание или изучение геометрии. Другие также поддержали идею о доминировании левого полушария в образовании, утверждая, что образовательная программа большинства школ вращается вокруг предметов для левого полушария, таких как язык и математика. Как следствие, появилось множество методов обучения и преподавания, основанных на использовании всего мозга. Хотя эти методы могут быть полезны в образовательной среде, они основаны на шатком фундаменте. Как мы видели, существует лишь некоторая экспериментальная поддержка концепции полусферичности. Кроме того, последующие исследования показали, что все не так поляризовано, как считалось раньше, и не так просто. Поэтому применение этого понятия к образовательной практике представляется чрезмерно упрощенным и даже сомнительным.

Аргументы против полушария

Аргументы против левополушарного и правополушарного мышления и его применение в образовании другой стиль мышления. Эта связь заходит слишком далеко: она использует научные открытия относительно функциональной асимметрии для обработки стимулов, чтобы создать представления о межполушарных различиях на другом уровне, таком как когнитивный стиль мышления. Кроме того, нет прямых научных доказательств, подтверждающих идею о том, что в каждом полушарии существуют разные стили мышления. Действительно, вывод различных полушарных стилей мышления из функциональной асимметрии — довольно смелое предприятие, которое чрезмерно упрощает и неверно интерпретирует научные открытия.

Если рассматривать творческое и эмоциональное мышление правого полушария, то нет научных данных, подтверждающих корреляцию между креативностью и активностью правого полушария, не говоря уже о корреляции между степенью креативности и использованием правого полушария. полушарие. Точно так же недавний анализ 65 нейровизуализационных исследований эмоций не нашел научного подтверждения гипотезы об общей правополушарной латерализации эмоциональной функции. Нет прямых научных доказательств, подтверждающих аналитический, логический стиль мышления для левого полушария, который предопределяет левое полушарие для математических задач или чтения и письма. Напротив, Станислас Дахейн обнаружил, что и правое, и левое полушарие активны в идентификации арабских цифр (например, «1», «2»). Точно так же другие данные показали, что подсистемы в обоих полушариях активируются для некоторых частей процесса чтения, например, чтения. декодирование написанных слов или распознавание звуков речи. Основываясь на этих и многих других научных открытиях, ученые в настоящее время считают, что, несмотря на некоторую функциональную асимметрию, два полушария мозга работают не изолированно, а вместе в каждой когнитивной задаче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *