Разное

Чк чн чт щн нч примеры: Правописание слов с сочетанием согласных “чт”, “чк”, “чн”, “нч”, “нщ”, “щн”, “рщ”: разбор правила с примерами

Диктанты на сочетания ЧК, ЧН, НЧ

С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее – провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.

На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)

Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки.

Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)

Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)

Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)

Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)

Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)

Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель.

Дети печально сидят дома. (22)

Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)

Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)

Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)

По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)

Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)

Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)

На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)

Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)

Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки – яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)

Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)

Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)

Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)

Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)

Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)

Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)

У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)

Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)

Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)

Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана – крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)

Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)

Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)

В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка – рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка – симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)

В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)

Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам .Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)

Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)

Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)

Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)

Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)

Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)

Сочетания чк, чн, чт, нч, рщ, щн и нщ пишутся без мягкого знака. Упражнение №1 Измени по образцу: Птица – птичка


©dereksiz.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Упражнение №1

Измени по образцу:

Птица – птичка

Булка – _______________________

Курица _______________________

Шапка – _______________________

Конец – _______________________

Лента – _______________________

Строка – ______________________

Весть – _______________________

Лодка – _______________________

Яйцо – _______________________

Щука – _______________________

Река – ________________________

Щека – _______________________

Майка – ______________________

Туча – _______________________

Стакан – _____________________

Птенец – _____________________

Чемодан – ____________________


Образец: камень – каменщик

Барабан – ____________________

Обман – _____________________

Сварка – _____________________

Сборка – _____________________

Баня – _______________________

Бетон – ______________________

Упражнение №2

Спиши по образцу: луч солнца – солнечный луч

Герои сказок – _______________________________________

Варенье из клубники-_________________________________

Лестница из верёвки-_________________________________

Игрушки для ёлки-____________________________________

Крем из сливок- ______________________________________

Суп из молока- ______________________________________

Суп из овощей – _____________________________________

Каша из гречки – _____________________________________
Упражнение №3

От имён существительных образуй однокоренные имена прилагательные мужского рода.

Образец: мрак – мрачный

Пшеница – ________________________________

Солнце – __________________________________

Мука – ____________________________________

Река – ____________________________________

Земляника- _______________________________

Пушка – ___________________________________

Сердце – __________________________________

Овощи – ___________________________________

Мощь – ____________________________________

Конец- ____________________________________

Век – _____________________________________

Наука – ___________________________________

Сок – _____________________________________

Цветок – __________________________________

Хищница – ________________________________

Праздник – ________________________________

Упражнение №4

Найди ошибки. Спиши текст правильно.

Лежу в траве. Гляжу на лохматые шапочки одуваньчиков. А на них садятся пчёлы.

Прилетает пчела быстро, вёртко. Кружит по цветку, лепестки пересчитывает. А на лапках у неё штанишки жёлтенькие. Это такая корзиночька. Складывает туда пчела цветочьную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё равно тащит полные свои корзиночки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №5

Найди ошибки. Спиши текст правильно.

На участке моего друга Паши есть площадка. На ней делают солнечные часы. Паша точьно размечает круг палочьками. В центре стоит столб. Тень от центрального столба укажет время. Паша хочет посодить по кругу цветы. Каждый час будет отмечать свой цветок. Я сматрю на Пашину работу и помогаю ему.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №6

Вставь, где нужно Ь.

Песоч…ный, пис…мо, нел..зя, сердеч..ко, сил..ный, гус..ком, хищ..ный, барабан…щик, воз..мём, крошеч..ный, кон..ки, игрушеч..ный, вкуснен..кий, пон..чик, бол..ница, меч..та, школ..ник, колеч..ко, хорошен..кий, камен..щик.

Безударные гласные в корне слова.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на гласный падало ударение.
Упражнение №7

Вставь пропущенные буквы.

Загл..дение, загр..ждение, зач..рованный, кл..ёнка, г..л..дание, см..рение, сумр..чный, од..рить, обл..мать, опл..тить, перезар..дить, выл..вить, ш..птать, раскр..шить, тр..слись, м..рщины, в..ршина, р..звиться, л..цо, насл..ждение, об..щать, прогл..тить, цв..тник, приц..пил, пл..сать, выпр..мить, задр..мал, об..жать.


Упражнение №8

Вставь пропущенные буквы

Зал..зать на дерево – зал..зать рану;

Зап..вать песню – зап..вать лекарство;

Нав..вать сны – нав. .вать локоны;

Пол..скать бельё – пол..скать котёнка;

Сп..шите видеть – сп..шите текст;

Ч..стота помещений – ч..стота посещений;

Ум..лять значение – ум..лять о помощи;

Пос..деть на лужайке – пос..деть от горя;

Цветы стали ув..дать – ув..дать чудо;

Прим..рять костюм – прим..рять спорщиков;

Св..ла гнездо – св..ла по ступенькам;

Отв..рить дверь – отв..рить картофель.
Упражнение №9

Прочитай текст. Найди и подчеркни безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Объясни их написание. Подготовься писать под диктовку.

Низкое солнце ослепительно било в глаза. Серебряные кусты дикой малины дрожали над пропастью. Крутая дорожка вела зигзагами вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. Матросский воротник развевался. Мальчик вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный песчаный берег.

Чудеснейший в мире пляж казался диким в этот ранний час. Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика.

Упражнение № 10

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши слово с найденной ошибкой правильно. Подбери проверочное слово.

День был очень жаркий. По небу низко нислись дымчатые тучи и роняли на поля потоки дождя. Крупные капли сыпались очень быстро. Трава жадно поглащала влагу. Деревья трипетали всеми своими листочками. Птицы не переставали петь. Но вот тучка пронислась, запорхал лёгкий ветерок, и золотом ночала перелеваться трава. Сильный запох поднялся от земли. ( 7 ошибок)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №11

Выбери и запиши лишь слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Подбери и запиши проверочные слова.

Добрый, укрепление, зимовка, светает, грустный, шишка, переливать, вредители, повар, погрузка, утренний, зацепился.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №12

Выбери и запиши лишь слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Подбери и запиши проверочные слова.

Сварить, выгонять, вокзал, тяжёлый, берёза, родной, посмотреть, ночник, ягода, хоккей, освещал, бедняга, аллея.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 13.

Вставь пропущенные буквы.
Насл..ждаться пением объед..нять усилия

Увл..каться музыкой сл..пить глаза

Оч..ровательный ребёнок украшать класс

Посв..тить фонариком просл..влять труд

Неув..дающий талант прор..дить всходы

Скр..петь на морозе запл..тить долг


Упражнение № 14.

Вставь пропущенные буквы.
Загр..х..тал гром растр..пались косы

Одр..хлевшее дерево ув..дание природы

Выпр..имлять дорожку сп..шить на помощь

Привл..кать внимание осн..стить корабль

Обв..вает прохладой …довитая змея

Пл..сать на лугу об..жал м..лыша

Нар..дились на бал ож..вают на сцене
Упражнение №15

Вставь пропущенные буквы.

Кл..довая белки к..стяшки пальцев

Л..стать книгу прибл..жать встречу

Запл..тить за покупку расп..хнуть окно

Иск..ренить ложь избушка л..сника

П..рник на даче сп..лить дерево

Вык..тить мяч в..ковой лес

Под. .рить маме ут..щил игрушку

К…менистый пляж нап..сал сказку

Упражнение №16

Спиши текст, исправляя ошибки. Запиши на полях проверочные слова или свои примеры на это же правило.

Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сасновом лесу было тихо. Всё было пакрыто блестящим снегом. В холодном, свежем воздухи насились мелкие белые пушынки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочьном наряде каждая ветка козалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа.



Упражнение № 17.

Спиши текст, исправляя ошибки. Запиши на полях проверочные слова или свои примеры на это же правило.

Около речки стеной стоял густой лес. В лесубыло много малины, гребов. В зелени кустов прятались ежи и зайцы. Наступил вечер. От реки тинул свежий ветер. В красных лучах солнца кружилась машкара. На вирхушке ели рамистились птицы. Но вот раздался гул. Около облака сверкнула точка. Это был аэроплан.



Упражнение № 18.
Найди слова с проверяемыми безударными гласными, выпиши их, подбери проверочные слова. (7 слов).

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёжик тёплое зимовье. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 19.
Найди слова с проверяемыми безударными гласными, выпиши их, подбери проверочные слова. (7 слов).

Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 20.

Найди слова с проверяемыми безударными гласными, выпиши их, подбери проверочные слова.

Удивительно красивы следы белок в лесу. От дерева к дереву чётким и лёгким пушистым узором протянулись эти следы. Белки то перебегают от дерева к дереву, то взбираются на вершины, покрытые тяжёлыми гроздьями шишек.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 21.

Найди слова с проверяемыми безударными гласными, выпиши их, подбери проверочные слова.

Стояло удивительное лето. От сильного зноя пожелтела трава. По полянке лениво пробежал ветерок.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Парные согласные


Б

В

Г

Д

Ж

З

П

Ф

К

Т

Ш

С

Согласный стоит в слабой позиции в том случае, когда он стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Чтобы проверить парный согласный в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или заменить форму слова так, чтобы после этого согласного стояла гласная или звонкий согласный звук.
Упражнение № 22.

Вставь пропущенные буквы.

Весёлый моти… погру..ка багажа

Хру…кое здоровье жилой масси…

Вкусная ватру…ка кно…ка звонка

У…кая полоса горячая про…ьба

Мелкая стру…ка страшная оши…ка

Взглянуть укра…кой новая кру…ка
Упражнение № 23.

Вставь пропущенные буквы.

Мя…кая шу…ка лё…кое задание

Зелёные гря…ки спелая ши…ка

Новая ука…ка сла…кие коре…ки

Ре…кий зверь молодой ря…чик

Маленькая пуго…ка хру…кий лёд

Золотая ры…ка высокий поро…

Рука… кофты деревянная ла…ка

Упражнение № 24.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши слово с найденной ошибкой правильно. Подбери проверочное слово.

Нет у нас дерева веселее и милее кудрявой берёски. Её гибкий ствол покрыт опрятной белой накиткой. Её зелёная кудрявая голофка весной первая радует наши взоры. Я сравнил бы её с хорошенькой девочкой в лёхком белом платье.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 25.

Составь словосочетание так, чтобы прилагательные были употреблены в переносном значении.
Сла…кий (компот, речь) ______________________________

Ни…кий (поступок, куст)_______________________________

Лё…кий (пух, характер)________________________________

Гла…кая (речь, дорога)________________________________

Хру…кая(посуда,здоровье)____________________________

Ги…кая (фигура, ветка)________________________________

Мя..кий (хлеб, человек)________________________________

Упражнение № 26.

Найди и подчеркни требующие проверки парные согласные в середине и в конце слов.
Выходя из ночного убежища, ёж старательно обнюхивал и оглядывал каждую щёлку, подбирал на полу мелкие крошки. Было что-то уморительно смешное в его движениях, походке, в его малюсенькой мордочке, покрытой серыми волосками, в его маленьких чёрных и умных глазках.

Потом ежи ушли в лес, и мы их видели редко. По ночам они по-прежнему приходили к нашему домику, пили молоко из собачьей чашки.

И.С.Соколов-Микитов
Упражнение № 27.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши слово с найденной ошибкой правильно. Подбери проверочное слово.
В сибирских лесах иногда встречаются белки-летяги. У этих маленьких лесных зверьков между передними и задними ношками есть лёгкая перепонка. Они лехко перескакивают, как бы перелетают с дерева на дерево.

Мне только однажды удалось видеть белок-летяк в наших смоленских лесах.

И.С.Соколов-Микитов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 28.

Найди и подчеркни требующие проверки парные согласные в середине и в конце слов.

В этот лес завороженный,

По пушинкам серебра,

Я с винтовкой заряжённой

На охоту шёл вчера.

По дорожке чистой, гладкой

Я прошёл, не наследил…

Кто катался здесь украдкой?

Кто здесь падал и ходил?

Подойду, взгляну поближе:

Хрупкий снег изломан весь.

Здесь вот когти, дальше – лыжи…

Кто-то странный бегал здесь.

С. Есенин

Упражнение № 29.

Найди и подчеркни требующие проверки парные согласные в середине и в конце слов.

Входя в парк, посетители покупали у сторожей немного земляных орешков.

Человек протягивал зонт или палку, белки лёгкими прыжками взбирались к нему на плечо и лакомились вкусными орехами.

И.С.Соколов-Микитов


Каталог: files
files -> Мазмұны мамандық бойынша түсу емтиханының мақсаттары мен міндеттері
files -> І бөлім. Кәсіпкерліктің мәні, мазмұны
files -> Програмаллау технологиясының көмегімен Internet дүкен құру
files -> Қазақстан Республикасының Жоғарғы Соты «Сот кабинеті»
files -> Интернет арқылы сот ісі бойынша ақпаратты қалай алуға болады?
files -> 6М070600 –«Геология және пайдалы қазба кенорындарын барлау» 1 «Пайдалы қазба кенорындарын іздеу және барлау»
files -> Оқулық. қамсыздандыру: Жұмыс дәптері
files -> «2-разрядты спортшы, 3-разрядты спортшы, 1-жасөспірімдік-разрядты спортшы, 2-жасөспірімдік-разрядты спортшы, 3-жасөспірімдік-разрядты спортшы спорттық разрядтарын және біліктiлiгi жоғары деңгейдегi екiншi санатты жаттықтырушы
files -> Регламенті Негізгі ұғымдар Осы «Спорт құрылыстарына санаттар беру»
files -> Спорттық разрядтар мен санаттар беру: спорт шеберлігіне үміткер, бірінші спорттық разряд, біліктілігі жоғары және орта деңгейдегі бірінші санатты жаттықтырушы, біліктілігі жоғары деңгейдегі бірінші санатты нұсқаушы-спортшы


жүктеу/скачать 1. 71 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

Диграф согласных «CH», «SH» и «TH» | Правописание 4 класса

ч ампион
ч еерфул
ч имни
ч о Оса
ch сельдь
отруби ch
quen ch
sandwi ch
sket ch
wat ch
(2) звук /k/

Диграф согласного ‘ch’ также может использоваться для написания звука /k/.

Взгляните:

ch emical
ch характер
s ch ool
или 9000 3 ч эстра
устьица ч
(3) звук /ш/

Иногда «ч» может издавать звук /ш/.

Вот несколько примеров:

ch ef
ch iffon
bro ch ure
ma ch ine
para ch ute

Диграф ‘ш’

      Орграф согласных ‘ш’ дает звук /ш/.

Это похоже на звук, когда вы шлепаете кого-то. 🙊

Звук /ш/ можно найти в начале, середине, или конце слова.

ш adow
ш ipwreck
ш oelace
ш оледер
90 124 ш печь
ш yness
accompli ш
фла ш
sma ш
ш eepi ш 900 05

Совет: Не все слова со звуком /sh/ пишутся с ‘sh’.

Например:

mea s ure
s ugar
men ti on
ma ch ine
spe ci al

👉 ‘s’, ‘ti’, «ch» и «ci» также могут издавать звук /sh/.

Совет: Бывают случаи, когда ‘s’ и ‘h’ не дают звука /sh/, даже если они расположены рядом друг с другом.

Это происходит, когда они появляются отдельными слогами.

Вот несколько примеров:

mi s h ap
mi s h andle
di s h onor
di s h onest

Digraph ‘th’

Орграф ‘th’ может издавать один из двух звуков:

(1) Глухой ‘th’

Звук глухого th производится путем помещения кончика языка между зубами и пропускания воздуха через его переднюю часть без вибрации.

Почему бы вам не попробовать произнести слова ниже? 😃

th anks
th orough
th read
au th или 9000 5
Ma th ematics
no th ing
Grow
вор
длина
теплый
(2) Звонкое ‘й’ 900 43

Звук звонкого «й» образуется путем помещения кончика языка между зубами и нагнетая воздух через его переднюю часть , пока он вибрирует.

Произнесите приведенные ниже слова и посмотрите, как они звучат на кончике языка.

clo th ing
ei th er
rhy th m
whe th er 90 005
brea th e
loa th e
soo th e

Звонкое и глухое ‘th’ почти одно и то же, но не совсем.

Совет: Когда ‘t’ и ‘h’ стоят вместе, но в разных слогах, они не образуют орграф.

Точно так же, как в этих словах:

и т h ill
boa t h ouse
шор t h и

Отличная работа по обучению написанию слов с согласные орграфы «ш», «ч» и «й».

А теперь попробуйте попрактиковаться!

I 1: Touch & Tell: ch, th и sh

  1. Обзор
  2. Материалы
  3. Деятельность
  1. Уверенность в себе
  2. Малые группы
  3. Вопросы и ответы
Если у вас серьезные временные ограничения, вы можете преподавать модуль J, а затем вернуться к модулю I. Дополнительные сведения см. в разделе «Ускоренный курс».

1. Обзор

Познакомьте ребенка с мыслью о том, что некоторые звуки состоят из двух букв. Когда эти две буквы складываются вместе, получается новый звук. Эти три орграфа — ch , th и sh — могут появляться в начале или в конце слова. ↑ Топ

2. Материалы

  • Скрипт (опционально)
  • список слов
  • звуковые карты для диграфов
Распечатайте звуковые карты на плотной картонной бумаге и разрежьте их на части. (Вам не понадобятся ng и wh до следующего занятия.) Список слов предназначен только для справки взрослым. ↑ Топ

3. Деятельность

Видео: Как играть в Touch & Tell: ch , th и sh

Покажите ребенку звуковые карточки диграф. Объясните ему, что звуковые картинки (буквы) на этих карточках — лучшие друзья. Они слипаются и произносят новый звук. Скажите, что новые звуки легко выучить благодаря подсказкам, которые вы ему покажете. Поднимите ч карточка перед ребенком:
Взрослый: На этой карточке написано /ch/, как в отбивная . [Сделайте рукой «рубящий» жест.] Всякий раз, когда эти звуки произносятся вместе, они напомнят вам отбивную . [Сделайте жест «рубить».] Теперь вы произносите звук /ch/ и делаете отбивную рукой. Попробуй это. Ребенок: /ч/ [Делает рубящий жест.] Взрослый: Хорошо, ты скажи слово за мной, укажи на картинку /ch/, и покажи мне, как ты рубишь рукой. Вот так: вишня [Укажите на карту /ch/ и сделайте движение «рубить».] Ваша очередь: вишня . Ребенок: Вишенка! [Указывает на карту /ch/ и делает движение «рубить».] Взрослый: Хорошая работа.
Затем введите звук /th/. Держите карту /th/ перед ребенком, а затем положите ее справа от карты /ch/.
Взрослый: Этот звук довольно озорной. Высуньте язык чуть-чуть, когда произносите: /th/. Иногда вы можете почувствовать покалывание языка, потому что ваши верхние зубы щекочите его, когда говорите /th/. Смотри на меня. [указывая на /эту/карту] /тхх/. Не высовывай язык слишком сильно, иначе у тебя могут быть проблемы! Ребенок: /й/ Взрослый: Еще раз: [указывая на /эту/карту] /тхх/. Твой ход. Приготовьтесь сказать /thhh/. Ребенок: /тхх/ Взрослый: Слушай: [указывая на /эту/ карту] это . Ваша очередь говорить это . Приготовься. Ребенок: Это. Взрослый: Да. Скажите это еще раз и укажите на карту /th/. Приготовься. Ребенок: [указывая на /th/ карточку] Это. Взрослый: Хорошо. Теперь вы готовы указать на звуковую карту который соответствует звуку, который вы слышите в словах, которые я говорю. Я скажу слово. Затем вы говорите это и указываете на звуковую карту. Готовый?
Пройдите 10-12 слов, чтобы ребенок повторил их и сопоставил с правильным звуком и звуковой картой. Используйте жест рукой «рубить» или указывайте на слегка высунутый язык для каждого слова. Поощряйте ребенка делать то же самое. ПРИМЕЧАНИЕ: Если ваш ребенок не может правильно произнести звук /th/ (возможно, у него отсутствуют передние зубы), выполните приведенное ниже упражнение «Развитие уверенности», чтобы убедиться, что он может слышать и правильно определять звук. Объясните, что иногда эти звуки стоят в начале слова (например, стул ), а иногда в конце (например, персик ). Приведите несколько примеров каждого. Повторяйте слова наугад два или три раза или до тех пор, пока ребенок не будет уверенно имитировать ваше слово и сопоставлять целевой звук с правильной звуковой картой.
Взрослый: Хорошая работа! Вот еще один особый звук: /ш/. [Показать /ш/ карточку.] Это тихий звук — звук, который люди издают, когда прикладывают палец к перед их губами, чтобы подать сигнал «тихо». [Показать жест.] Я собираюсь сказать несколько слов со звуком /ш/ в них. Вы слушаете, затем указываете на карту /sh/ и повторяете мое слово. Готовый: Корабль . [Укажите на карту /ш/ одним указательным пальцем, делая жест «шш» другим указательным пальцем.] Твой ход. Ребенок: [указывает на карту /ш/ и делает жест «шш»] Корабль. Взрослый: Хорошо. Вот еще слово: оболочка
Продолжайте в том же духе, произнося слово, указывая на карту / ш / и делая жест «шш». Ребенок должен повторять ваши слова и движения рук. Повторяйте слова наугад несколько раз, пока он не станет уверенным и решительным в своих ответах. Затем положите перед ребенком три звуковые карты (/ch/, /th/ и /sh/). Произнесите всего 12-15 слов с различными «особыми звуками» (диграфами). Для каждого слова попросите ребенка повторить слово и указать на соответствующую звуковую карту. Поощряйте его использовать жест для каждого звука (рубящие движения, высунутый язык, жест «шшш»), чтобы помочь ему запомнить каждый звук. ↑ Топ

4. Уверенность в себе

Некоторые дети, особенно те, у кого отсутствует передний зуб, не могут артикулировать звук /й/, поэтому вам нужно выполнить это упражнение, чтобы убедиться, что они могут услышать разницу между звуком /й/ и другими звуками. Посадите ребенка спиной к вам. Затем дайте ему 8-10 пар слов и попросите ребенка сказать, начинаются ли оба слова, которые вы сказали, с (или заканчиваются) одним и тем же звуком /th/. Произнесите каждое слово в паре слов отчетливо и четко.
Взрослый: Скажи мне, если оба слова, которые я говорю, начинаются с /th/. Слушайте: тонкий плавник . Ребенок: Эм… нет! Взрослый: Хорошо. Давайте попробуем еще два слова. Скажите мне, если оба слова, которые я говорю , заканчиваются на на /th/. Послушайте: зубца зубца . Ребенок: Да!
↑ Топ

5. Малые группы (2-5 детей)

Цель урока: Используя карточки с диграфами в качестве наглядных пособий, дети узнают диграфы ch , sh и th по отдельности и словесно сопоставят их с соответствующими фонемами. GELDS (Стандарты раннего обучения и развития Джорджии): CLL6.4f Стандарты качества Грузии: ELAGSEKRF3. a Общие базовые государственные стандарты: CCSS.ELA-LITERACY.RF.K.3.A Дополнительные материалы:
  • один набор звуковых карточек диграф для каждого ребенка в группе
Адаптация: Прочтите основное задание, посмотрите видео и следуйте приведенным выше инструкциям со следующими изменениями. Разделите это задание на четыре урока .
  1. Разминка: «Назовите мне имя вашего лучшего друга. Знаете ли вы, что у писем тоже могут быть лучшие друзья?» Покажите каждую звуковую карточку группе. «Эти буквы слипаются, образуя новый звук. На этой карточке написано /ch/, как в отбивная ». Сделайте жест «рубить», и пусть дети подражают вам. Скажите детям, что вы собираетесь сказать несколько «рубящих» слов. Они должны поднять большой палец вверх, если в слове есть звук /ch/. Обязательно укажите несколько ошибок: дети поставят палец вниз, если в слове нет звука /ч/.
  2. Просмотрите звук /ch/ и введите звук /sh/. Следуйте тому же формату, что и в Уроке №1.
  3. Повторите /ch/ и /sh/, указав слова из списка слов. Не забудьте указать несколько «ошибочных» слов, в которых нет звуков /ch/ или /sh/. Познакомить со звуком /th/. Скажите детям, что это единственный раз, когда можно немного показать кому-то язык. Используйте тот же формат, что и в уроках №1 и №2.
  4. Просмотрите звук /th/, указав слова из списка слов. Если дети уловили эти три звука диграфа, они готовы перейти к следующему упражнению.
Дайте каждому ребенку набор звуковых карточек диграф. Дети должны разложить карточки перед собой так, чтобы их было хорошо видно. Сначала потренируйтесь в группе, называя слова из списка слов. Скажите детям прикасаться к нужной звуковой карточке каждый раз, когда вы произносите слово, которое начинается или заканчивается этим звуком. Попросите отдельных детей прикасаться к звуковой карте, когда вы называете слово. Проверить на понимание. Подкрепление: Использовать как стратегию перехода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *