Буквы обозначающие согласные звуки мягкие и твердые: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Урок русского языка по теме “Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения”. 2 класс | Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему:
Слайд 1
« МАОУ «Школа № 17 г. Благовещенска» «ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Учитель начальных классов Суняйкина Ольга Викторовна Тема: »Слайд 2
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА У Сени и Сани в сетях сом с усами. Чем интересно это предложение? Какие орфограммы встретились в этой скороговорке? Прочитайте скороговорку, чётко проговорив записанные буквы – орфографически. Запишите скороговорку по памяти.
Слайд 3
Коля просо курам нёс, Замарал он просом нос. Прочитайте скороговорку три раза в быстром темпе. Найдите слова, которые отличаются одной буквой. Какими буквами отличаются слова? Какой звук обозначает каждая буква? Какими звуками они отличаются? Сегодня на уроке мы ответим, почему это происходит.
Слайд 4
В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква один или два раза: м…ч , р…д , в…з , д…д… , н…н… , м…мл…
Слайд 5
м я ч , р я д , в я з , д я д я , н я н я , м я мл я – Что мы можем сказать о согласных, после которых стоит буква Я?
Слайд 6
Мы должны узнать, КАК ОБОЗНАЧИТЬ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Научиться ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК СЛОВА С МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Слайд 7
Работа в учебнике С. 120, упр. 192, устно – Какие звуки «живут» в этих домиках? Прочитайте все звуки, которые «живут» в домиках. Почему звуки во втором домике без пары?
Слайд 8
Работа в учебнике Упр. 193 – Прочитайте все задания, выберите любое, которое вам хочется выполнить. Слушаем ваши ответы. Сделайте вывод: как узнать, твёрдый звук или мягкий? Всегда ли действует это правило?
Слайд 9
Работа в учебнике Упр. 194 – Какие предметы нарисованы? Чётко проговорите название. Запишите слова Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки. Как вы определили? Всегда ли действует это правило?
Слайд 10
ФИЗМИНУТКА Мы с товарищем вдвоём Шли на лыжах на подъём, А потом с горы спускались, Разъезжались и съезжались, Объезжали все пеньки, Доезжали до реки, Снова лезли на подъём, Чтобы съехать вниз потом.
Слайд 11
Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их в тетради. лес, юла, плот, мёд, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мел, люди Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.
Слайд 12
л е с, м ё д, м я ч, р е к и , п е н ь , м е л, л ю д и Проверьте себя. юл а , пл о т, н о с, р ы б а , д о р о г а , тр у д, ям а
Слайд 13
-Что сегодня на уроке повторяли? – Какие буквы обозначают мягкость согласных? – Какие буквы обозначают твёрдость согласных? – Назовите твёрдые и мягкие непарные звуки Итог урока
Слайд 14
Спасибо за хорошую работу на уроке!
Урок 50. твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения – Русский язык – 2 класс
Русский язык. 2 класс.
Урок 50. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Мягкие и твёрдые согласные звуки.
2) Показатели мягкости согласных звуков на письме.
Глоссарий по теме:
Мягкие согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, средняя часть языка поднимается к нёбу.
Твердые согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, поднимается к нёбу задняя или передняя часть языка, или язык вообще не поднимается к нёбу.
Показатели мягкости согласных звуков на письме – это буквы Ь, Ю, Я, Е, И, Ё.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 120 – 123.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.55-58.
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. — С. 59 – 63.
Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 38 – 39.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 32.
Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.43-45.
Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 66 – 71.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 48-52.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Звуки нашей речи, как хорошие художники, способны одним движением кисти-звучания нарисовать образ. Так при произношении некоторых согласных звуков мы легко можем представить себе малыша – ребёнка или детёныша животного. Попробуйте, произнесите слоги МИ, МИ, МИ. Вы, наверняка, сейчас вообразили себе милого малыша: котёночка, козлёночка, слонёнка или ребёночка. Образ малышей всегда вызывает добрые и теплые чувства. Вот так по-доброму и произносятся некоторые согласные звуки русского языка. Добрые взаимоотношения мы часто называем мягкими. Поэтому и согласные звуки, которые произносятся по-доброму, ласково и мягко, стали называть мягкими согласными звуками. Остальные согласные звуки назвали твёрдями согласными звуками.
Вы уже знаете, что записать звуки точно можно особыми способом – транскрипцией. Для того, чтобы показать мягкий звук, в транскрипции используют особый значок – «′» апостроф.
Но почему отличается звучание мягких согласных звуков от звучания твёрдых согласных? Всё дело в том, что наш язык при их произношении работает по-разному. Произнесите звуки М и М′ в паре несколько раз и постарайтесь почувствовать, как движется ваш язык. Вы чувствуете, что при произношении звука М′ средняя часть языка поднималась к нёбу? Этого не происходило, когда вы произносили М. Поэтому и звучат по-разному мягкие и твёрдые согласные звуки.
Очень большая группа мягких и твердых согласных звуков тоже образуют пары, только уже по мягкости-твердости. Вот они: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’].
И совсем незначительная часть согласных звуков не имеет пары по мягкости-твердости. Это мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’] и твердые звуки [ж], [ш], [ц].
Для того, чтобы легче было определить какой это согласный звук – мягкий или твёрдый – учёные-языковеды советуют произносить их в паре. В случае с парными по мягкости-твёрдости согласными звуками этот совет хорошо помогает. А вот если звук непарный, тогда нужно будет постараться почувствовать, как работает ваш язык. А можно посмотреть в учебнике или в справочнике по русскому языку.
Замена твёрдого согласного звука мягким согласным влияет на значение слова. Посмотрите на транскрипции двух слов: [лук] – [л′ук]. Они отличаются только одним маленьким значком – апострофом, который указывает, что этот согласный звук нужно произносить мягко. Значение слова, при замене твердого согласного звука на его мягкую пару, изменилось.
Проверим это на другой паре слов: [угол] – [угол′]. Мягкий согласный на конце второго слова изменил значение: была часть помещения или геометрическая фигура, а стал вид горючего полезного ископаемого.
Будьте внимательны! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если вместо твёрдого согласного звука произнести парный ему мягкий согласный звук.
Парные по твёрдости-мягкости согласные звуки на письме мы обозначаем одной буквой. Поэтому есть необходимость показать на письме мягкий или твёрдый звук обозначает буква, чтобы произносить его правильно.
В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами.
Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» – особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме.
Запомните! Мягкий знак – это орфограмма.
Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Познакомьтесь с алгоритмом обозначения мягкости согласного звука на письме.
Шаг 1. Произнесите слово.
Шаг 2. Определите в слове мягкий звук.
Шаг 3. Определите, следует ли за мягким звуком другой звук? Если последующего звука нет, то пишите букву мягкий знак.
Шаг 4. Если есть последующий звук, то определите, какой он: гласный или согласный.
Шаг 5. Если последующий звук согласный, то пишите букву мягкий знак. Если последующий звук гласный, то пишите гласную букву Я, Ю, И, Е или Ё.
Вы проявили терпение и упорство и теперь сможете грамотно показывать мягкость согласных звуков на письме. Помните, не пером пишут, а умом!
Рисунок 1
Алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Выдели зелёным и синим цветом буквы.
Выдели зелёным цветом буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, а синим – буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки.
РЕЧКА, ЛАСТОЧКА, КОЛЕСО, ТОРТЫ, НОЖНИЦЫ, ЧАЩА, БОЙЦЫ, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, ГРАМОТЕЙ, МАШИНА, ЩЁТКА, УЧЕБНИК, ЗВОНИШЬ.
Подсказка: Вспомни, как определить мягкость или твёрдость согласного звука.
Правильный ответ: РЕЧКА, ЛАСТОЧКА, КОЛЕСО, ТОРТЫ, НОЖНИЦЫ, ЧАЩА, БОЙЦЫ, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, ГРАМОТЕЙ, МАШИНА, ЩЁТКА, УЧЕБНИК, ЗВОНИШЬ.
Задание. Запиши слова группами.
Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука.
ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
Подсказка: Прочитай слово. Определи, есть ли в нём хотя бы один мягкий согласный звук. Если есть, запиши слово в первую группу. Запомни слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука. Их запишешь позже, во вторую группу.
Правильный ответ:
- ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
- ДУБ, ПОДРУГА, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ПОГОДА.
1. |
Мягкость или твёрдость согласного звука
Сложность: лёгкое |
2 |
2. |
Какие слова начинаются с твёрдых согласных?
Сложность: лёгкое |
2 |
3. |
Слова с буквой й
Сложность: лёгкое |
2 |
4. |
Слова, которые начинаются с мягкого согласного
Сложность: лёгкое |
2 |
5. |
Согласный звук [й’] в словах
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Найди букву, которая смягчает согласный звук
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Определи буквы согласных мягких звуков
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Буква гласного, указывающая на твёрдость согласного звука
Сложность: среднее |
2 |
9. |
Только твёрдые согласные
Сложность: сложное |
3 |
10. |
Слог с мягким согласным звуком
Сложность: сложное |
3 |
11. |
Все звуки мягкие
Сложность: сложное |
3 |
-Какое сейчас время года? – Посмотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели в класс. -На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? -Сколько всего гласных букв в русском языке? -А звуков? -Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как узоры на окне. -Буквы е, ё, и, ю, я, запишите на первой строчке. (Поставьте зеленым цветом восклицательный знак) -Буквы а, о, у, ы, э, запишите на второй строчке.(Поставьте синим цветом восклицательный знак) -Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока. | – Зима. На доске вывешены снежинки. – Гласные. – 10 букв. – 6 звуков. Прописывают в тетрадках. | – Тим и Том предлагают расшифровать слова(слова записаны на доске): Лпаьто, лопотенец. – Напишите слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слова, которые у нас получились. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму. – На какой вопрос отвечают эти слова? Что общего у этих слов? – Какую орфограмму вы подчеркнули? – Молодцы. Сейчас я буду вызывать вас к доске. Надо будет написать слово, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. | Пальто, полотенце. Выполняют задание -Эти слова отвечают на вопрос что? Это имена существительные. – В слове пальто безударную гласную А, в слове полотенце безударную гласную О, в первом и втором слоге. Выполняют задание | -Откройте учебник на странице 120, прочитайте тему урока. – Посмотрите на упражнение 192, рассмотрите рисунки. – Произнесите каждый согласный звук в домиках по цепочки. – Давайте все вместе назовем буквы, которые обозначают парные по твердости-мягкости согласные звуки. Начнем так: «буквой бэ могут быть обозначены звуки , ». – В чем различие в произношении этих согласных звуков? – Давайте все вместе произнесем только мягкие непарные согласные звуки. – Давайте все вместе произнесем только твердые непарные согласные звуки. – Приведите примеры слов с этими звуками. – Откройте страницу 121, прочитайте правило и вспомните, какими буквами обозначаются твердые и мягкие согласные звуки. Дети получают памятки. – Какими буквами обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы? – Какими буквами обозначают твердость, рядом стоящей согласной буквы? – Какие буквы дружат с Тимом, какие с Томом? Распределим снежинки. – Составим алгоритм, как определить твердый или мягкий согласный звук? | – Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Дети произносят звуки по цепочки. Произносят все вместе с учителем. – Мягкие и твердые звуки. Произносят все вместе с учителем. – жук, цапля, шар, чашка, йогурт, щавель. Читают правило. – Буквами я, ё, ю, и, е обозначают мягкость, рядом стоящей согласной буквы. – Буквами а, о, у, ы, э обозначают твердость, рядом стоящей согласной буквы. – С Тимом – я, ё, ю, и, е, с Томом – а, о, у, ы, э. 1. Посмотреть какая гласная буква стоит рядом. 2. Заглянуть в памятку, эта гласная буква обозначает мягкость или твердость, рядом стоящей согласной. 3. Определить какой звук обозначает согласная буква. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Развивать действие смыслообразования, т. е. установить связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развивать саморегуляцию и самоконтроль. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение полно и точно выражать свои мысли. Развивать высшие психические функции (мышление, память, внимание). | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: демонстрация. По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный. | А чтобы мы сегодня были успешными и смогли выполнить все задания правильно, проведем блиц опрос. Будем пользоваться лентой букв и звуков. Возьмите в руки ленту букв и звуков. С ее помощью вы и будете отвечать на вопросы. Один из вас будет отвечать, по поднятой руке, а все остальные сигнализировать, если согласны будете поднимать одну руку, а если не согласны – две руки. Поднимите руку, кому не понятно. Сколько букв в русском языке? (33) (посчитать) Сколько гласных букв? (10) Назовите гласные буквы (А, О, У, И, Е, Ё, Ю, Э, Я, Ы) Назовите те буквы гласных звуков, которые могут давать два звука. (Гласные буквы е, ё, ю, я. Хитрые ЗВУКИ е [Й’Э], ё [Й’О] , ю [Й’У] , я [Й’А]) Сколько согласных букв (21) (посчитать) Какие буквы всегда обозначают твердый звук (Жэ, Ша, Цэ) Какие буквы всегда обозначают мягкий звук (Ча, Ща, Й). Сколько глухих согласных звуков (10) Назовите глухие согласные звуки (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ) Сколько звонких согласных звуков (11) Назовите звонкие согласные звуки (Й, Н, М, Л, Р, Б, В, Д, З, Г, Ж) Каких согл. звуков больше? (звонких) Сколько пар согласных звуков (6). Назовите пары согласных звуков по звонкости/ глухости (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С) Какие звонкие согласные звуки не имеют пары (Л, М, Н, Р, Й) Какие глухие согласные звуки не имеют пары (Ч, Ц, Щ, Х) Какие буквы звуков не обозначают? (Ь, Ъ) Молодцы, вы много знаете о звуках и буквах русского алфавита. – Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим) А сейчас мы с вами проведем гимнастику для пальцев, чтобы мы написали красиво и аккуратно. Поставьте руки на локотки. Я говорю и показываю движения. Повторяйте. этот пальчик дедушка (большой) этот пальчик бабушка (указательный) этот пальчик папа (средний) этот пальчик мама (безымянный) этот пальчик я (мизинец) мы вместе дружная семья. (все пальцы) Готовы работать? Посмотрите на экран, скажите какие буквы вы видите ? (Жэ, Ша, Че, Ща) ((карточки)) Вспомним элементы букв. (слайд) Че – состоит из провисшей линии и наклонной линии с закруглением внизу. Ща и Ша – состоят из трех наклонных параллельных линий с закруглениями внизу, но у буквы Ща есть еще один элемент – петля. Жэ – состоит из полуовалов и наклонной линии. Прописываем букву Че до буквы Ща. Букву Ща прописываем до конца строки. Теперь вам нужно прописать буквы на карточках. А когда пишем, следим за посадкой, ноги прямо стоят на полу, руки на парте. Теперь сели прямо, правильно взяли ручку в руки. Покажите, как вы держите ручку. Ручка лежит на среднем пальце, придерживает ручку большой палец. Указательный палец образует клювик. (показать) А сейчас скажите, что мы вспоминали, когда проводили опрос? (буквы, звуки). Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Проявляют положительное отношение к деятельности. Демонстрируют умения слушать собеседника и вести диалог, умение работать с учителем. Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. | Решение проблемы. Задача: найти способ решения возникшей проблемы. Создать условия для повторения и закрепления знаний твердых и мягких согласных звуках. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: Работа с доской Наглядные: работа с учебником.
| Теперь, чтобы мы смогли достичь цель урока, откроем учебник на странице 120, выполним устно упражнение под номером 192. Звуки или буквы перед нами? Почему? (мы видим звуки, потому что стоят квадратные скобки). – На что указывает запятая (на мягкость согласного звука) -Произнесём каждый согл. звук – Произнесем парные по твердости-мягкости согласные звуки. В чем различие в произношении этих согласных звуков ( произносятся твёрдо/ мягко) Произнесем – Как обозначаются твёрдые и мяг. ?Парные звуки( одной буквой) Вывод: одна буква может обозначать два звука – мягкий и твердый. – А сейчас посмотрите, у нас на доске записано два слова (БАБУШКА, БЕЛКА) Прочитайте их. – Сейчас откройте тетради. Запишите дату 6 декабря, Классная работа.….. Запишите слово «бабушка» в тетрадь, сначала строки. Какой звук означает буква «б» в слове «бабушка», твёрдый или мяг? (твердый согласный звук) Запишем рядом со словом твердый согласный звук «б» [б]. (пишу на доске) Какая гласная стоит после буквы Б? ( «А») . Подчеркните. –Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «бабушка» означает твердый согласный звук. В следующей строке запишите слово «белка». Какой звук означает буква «б» в этом слове, мягк, или твер. (мягкий согласный звук) Запишем рядом со словом «белка» мягкий согласный звук «б’» [б’]. (пишу). Как мы обозначаем мягкость? (запятой) – потому что после согласной «б» стоит гласная «Е». – Гласная «е» указывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому «б» в слове «белка» означает мягкий согласный звук. Теперь посмотрите на ленту звуков и букв. Найдите верхнюю строку, поставьте пальчик. Это гласные буквы, которые указывают на твердость стоящего перед ней звука. Давайте проговорим их. (А, О, У, Ы, Э) (ба, бо, бу, бы, бэ) Верхняя строка гласных букв показывает на твердость стоящего перед ней звука. А также твердость показывает Ъ.
(бя, бё, бю, би, бе) А ещё какая буква указывает на мягкость? А также мягкость показывает мягкость Ь. Теперь скажите, каким может быть согл. звук Б? (мягк. и тверд.) Назовите любую согл. парный по тверд. / мяг . Вывод: Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных звуков? Полный ответ На мягкость согласных звуков указывают гл. буквы Я, Ё, Ю, Е, И и Ь) На твердость согласных звуков указывают гл. буквы А, О, У, Э, Ы и Ъ) Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод на странице 121: Мягкость согл. звуков обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И и Ь (мел, ключ, мяч мир, лёд, конь) Кому не понятно, поднимите руку, повторим еще раз.
1.Записываем слово Пальто – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л’] 4. Что указывает на мягкость? ( Ь ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платок – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Шляпа – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Ль 3. Запишем в квадр. скобках. [л’] 4. Что указывает на мягкость? ( гл. Я ). Подчеркнём в слове В следующей строке 1.Записываем слово Платье – 2. Какой звук обозначает буква ЭЛЬ? Л 3. Запишем в квадр. скобках. [л] 4. Что указывает на твёрдость? ( гл. А ). Подчеркнём в слове Вывод: Что вы заметили? Буква ЭЛЬ кой обозначала согл. звук? ( и мягкий, и твердый) Значит можно сказать что одна буква может обозначать 2 звука – мягкий согласный звук и твердый согласный звук | Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения установливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знание. | 4.Первичное закрепление. Задача: создать условия для развития умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; логической цепи рассуждений. Развивать: волевую саморегуляцию, самоконтроль. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядный: Иллюстрации.
| Сейчас поработаем в рабочих тетрадях, чтобы закрепить знания о твердых и мягких согласных звуках. Откройте печатные тетради на 55ой странице и найдите упражнение под номером 120. Даны иллюстрации и под иллюстрациями Что изображено на 1ой иллюстрации Дятел Произнеси 1 согл. звук! Какой он? Мяг./твер. [д,] Почему? Вставьте букву 1ая буква «дэ», какой звук обозначает. Давайте посмотрим, какая гласная буква стоит после. Гласная буква «я». Значит? какой звук будет обозначать буква «дэ». [д,]Мягкий потому что, стоит гл. «я», она показывает на мягкость. Произнеси 2 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [т,] Почему? Вставьте 2ая буква «тэ». Какой звук обозначает? (мягкий) почему? Потому что стоит гласная «е». Гласная «е» показывает на мягкость. Значит «тэ» обозначает мягкий согл. звук. Произнеси 3 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [л] Почему? Вставьте 3я буква «л». Какой звук означает. После «л» стоит какая гласная буква? Гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает – твердый согласный звук. 2ая иллюстрация – Ель. Произнеси 1 согл звук! Какой он? Мяг./твер. [л,] Почему? Вставьте
3я иллюстрация – Лиса. Какой он? Мяг./твер. [л] Почему? Вставьте Какой звук обозначает буква «эль». Какая гласная стоит после «эль»? И. На что показывает И? гласная И показывает на мягкость стоящего перед ней звука. Поэтому буква «л» обозначает мягкий согласный звук. Какой звук обозначает буква «эс». Какая гласная стоит после «а». Гласная «а» показывает на твердость стоящего перед ней звука. Значит буква «эс» обозначает твердый согласный звук. [с]. Кому не понятно, как определять твердый согласный звук и мягкий согласный звук, поднимите руку. Вывод: Какие буквы обозначают мягкость стоящего перед ней согл. звука? (И, Я, Ю, Е, Ё) Какие буквы обозначают твердость стоящего перед ней согл. звука? (А, О, У, Ы, Э) Дальше впишите буквы и объясните соседу по парте, какой согласный звук будут обозначать буквы, которые вы впишите. Орёл . Буква «эль». Обозначает твердый согласный звук. Потому что после «эль» гласной буквы нет. Значит буква «л» обозначает твердый согласный звук. [л]. Индюк Буква «дэ». обозначает мягкий согласный звук, т.к. после буквы «дэ» стоит гласная буква «ю». Она показывает на мягкость стоящей перед ним согласной буквы. Значит буква «д» обозначает мягкий согласный звук. [д,] Орёл – [Р,]– мягк. согл. звук, т.к. после стоит гл. Ё, она указывает на мягкость; | Проявляют познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. | Организация самостоятельной работы Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. Развивать умения строить логическую цепь рассуждений, мышление. развивать внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: работа с учебником. Методы самостояте-льной работы: упражнение. | Теперь, чтобы закрепить полученные знания, выполним упражнение на карточках. Работу будем выполнять в парах. На карточке даны слова, но в эти слова нужно вставить верные буквы, внимательно рассмотрите, каким цветом обозначена первая буква. букву, которая будет показывать на твердость стоящего перед ней согл. звука букву, которая будет показывать на мягкость стоящего перед ней согл. звука Корр. Работа: вам поможет лента букв и звуков. Для начала посмотрите на букву, которая выделена цветом. Что означает синий цвет (твердость согл. звука) что означает зеленый (мягкость согл. звука.) посмотрите на гласные и вспомните, какие из них указывают на твердость/мягкость согл. звука. Кому не понятно, что нужно сделать, поднимите руку.
мАл – мЕл нОс – нЁс лУк – лЮк рУчка – рЕчка ТОма – тЬма Вывод: прочитаем слова, буквы в которых обозначают твердость согласных звуков. Какие это слова (мАл, нОс, лУк, рУчка, ТОма). Прочитаем слова, буквы в которых обозначают мягкость согласных звуков. Какие это слова? (мЕл, нЁс, лЮк, рЕчка, тЬма) Так давайте же сделаем вывод. Как обозначаются твердые согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, А, О, У, Ы, Э, то согласная буква будет обозначать твердый согласный звук.). Как обозначаются мягкие согласные звуки? (Если после согласной буквы стоит гласная, Я, Ю, Е, Ё, И, то согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук). А теперь ответьте на вопрос, который был в начале урока: главный вопрос: Количество звуков и букв совпадает? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б][б’], [н][н’], [в][в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) | Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем, работают в паре. Познавательные УУД: демонстрируют умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Развивают внимание, мышление, память в процессе выполнения самостоятельной работы. | Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для осуществления самооценки деятельности обучающихся. | Словесные: беседа, объяснение;
создание ситуации успеха; поощрение | Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая у нас была тема урока. Что было трудным на уроке? Почему? Звуков столько же сколько и букв? (нет, т.к. парные согласные буквы означают два звука – мягкий и твердый, [б] [б’], [н] [н’], [в] [в’]. Чего больше звуков или букв? (звуков) Как, по-вашему, был ли урок полезным? Поднимите руку, если мы смогли достичь цель на уроке. Теперь я предлагаю вам разместить на поляне цветы. Белый цветок – будет обозначать то, что вам было не интересно на уроке, вы не узнали полезной информации. Оранжевый цветок – будет обозначать то, что вам было интересно, вы узнали полезную информацию. Спасибо за урок, до свидания! | Демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД: сотрудничают с учителем. |
Презентация “Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения” 2 класс УМК «Школа России»
Русский язык 2 класс УМК «Школа России»
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год
5 декабря. Классная работа.Сижу правильно,
пишу красиво!
Упражнение в чистописании букв по образцу учителяКакие это буквы?
Какие звуки они обозначают?
С какими звуками и буквами будем работать на уроке?с. 120
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения
Рассмотрите рисункиЭто город Согласных
Определите название для каждой группы согласных этого города
Парные
согласные
Парные
согласные
Непарные
твёрдые и мягкие
согласные
Картинный диктантс. 121 упр. 194
[л’]
[л]
[л’]
[л]
Вспомните!- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
- Какими буквами обозначается твёрдость согласных звуков?
«Мягкие командиры»
е
ё
и
ю
я
«Твёрдые командиры»
и
ь
а
о
у
ы
э
Речевая разминкас. 121 упр. 195
[н’]
[н]
[м’]
[м]
[л’]
[л]
Всех скороговорок не переговорить!с. 121 упр. 196
..
Проверим работу!!
?
Всё правильно!
Внесены поправки!
Распределим слова по группам!с. 122 упр. 197
Птицы
Деревья
Цветы
[к]
[л’]
[р]
Письмо по памятис. 122 упр. 199
Какое слово передаёт звучание голоса птицы?
Послушайте голос синицы
Проверим работу!!
?
Всё правильно!
Внесены поправки!
Подведём итоги работы на уроке- По какой теме работали на уроке?
- Какие задания выполняли?
Оцените свою работу!
!
?
+
Всё получилось!
Внесены поправки
Надо быть внимательным!
с. 122 упр. 198
Благодарю за работу
на уроке!
Интернет ресурсы- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- antalyaelitestroy.ru
- pshop.by
- https://uroki.tv/stranica-115-soglasnye-zvuki-russkij-yazyk-2-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
- Compservice4you.ru
- 121сад.рф
- https://lalamus.mobi/download/
- badfon.ru
- Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
- Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013.
букв. Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны голос, дикция и зрелые ортоэпические нормы.
Умение правильно произносить звуки складывается из практических упражнений (тренировка голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. Д.) И знания того, когда уместно использовать то или иное произношение звука (ортоэпические нормы).
Прежде чем говорить о буквах, обозначающих мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.
Фонетика: звуки и буквы
Начнем с того, что мягких согласных в словах русского языка нет. Поскольку звук – это то, что мы слышим и говорим, он неуловим, это неделимая часть речи, возникающая в результате артикуляции человека. А буква – это просто графический символ, обозначающий определенный звук. Мы их видим и записываем.
Полного соответствия между ними нет.Одним словом, количество букв и звуков может не совпадать. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.
Точная запись звуков в слово с помощью букв-транскрипции. Буквы в этом случае пишутся в квадратных скобках. При фонетическом анализе каждый звук нужно записать одной буквой, поставить ударение и указать мягкость, при необходимости [“], например, молоко – [малако], моль – [моль”] – в данном случае буква l с апостроф указывает на мягкий звук [l “].
Фонетика: гласные и согласные
Когда поток воздуха вылетает из горла, не встречая препятствий на своем пути, звучит гласная (пение). На русском их шесть. Они шокированы и безудержны.
Если воздух, покидая гортань, не проходит свободно, то получается согласный звук. Они образуются из шума или шума и голоса. Согласных фонем в нашем русском языке тридцать семь.
ЗВУКИ И ТЕЛЕФОНЫ
Звуки речи сгруппированы в языковые единицы, называемые фоном.Фонему можно рассматривать как наименьшую контрастирующую языковую единицу, которая существует в речи всех людей, принадлежащих к одному языковому сообществу, в форме звуков речи и может вызывать изменение значения.
Фонема – это функциональная единица. Это означает, что будучи противопоставленным другим фонемам в том же фонетическом контексте, он способен различать значение, например:
галстук для пирога, горит
Вам нравится эта огранка? Вам нравится эта тележка?
Фонема реализуется в речи в материальной форме звуков речи разного типа.Различные речевые реализации фонемы называются ее апонами. Различие между аллофонами одной и той же фонемы связано с их положением в разных фонетических контекстах. Например, согласный звук [d] в изолированном положении, а также в такой звуковой последовательности, как [точка], представляет собой звонкий упор lenis, сочлененный кончиком языка к гребню зубов. В положении перед межзубным сужением [0], как в шириной , он образован кончиком языка напротив верхних зубов, когда за [d] следует постальвеолярный [r], как в dry , кончик языка находится за гребнем зубов.
Список аллофонов фонемы [d] можно продолжить. Тем не менее все аллофоны фонемы [d] имеют несколько общих артикуляционных характеристик. Все они являются предъязычными стопами. Если какая-либо из этих характеристик изменяется, значение слова соответственно изменяется или уничтожается. В случае смены переднеъязычного сочленения на губное слово точка преобразуется в pot. Те артикуляционные особенности, которые являются общими для всех аллофонов одной и той же фонемы и могут различать значение, называются отличительными.
Аллофоны одной и той же фонемы никогда не встречаются в одной и той же
фонетический контекст. Они не могут различить значение с
. в этом случае невозможно взаимное противостояние. Такая речь
звуков сгруппированы в фонемы и функционируют как язык
Единицав отличие от других языковых единиц, т.е. е. фонемы.
При обучении английскому произношению мы обязательно должны начать с того аллофона фонемы, который не изменяется в различных фонетических обстоятельствах (основной аллофон). Но другие аллофоны, которые часто встречаются в речи и совершенно очевидно отличаются, также заслуживают нашего внимания (вспомогательные аллофоны). Поэтому, например, обучая артикуляции фонемы [d], нельзя игнорировать изменения в месте артикуляции, в характере взрыва и другие важные модификации, которые влияют на аллофоны этой фонемы. Все аллофоны одной фонемы обозначаются одним и тем же символом.
ГЛАВНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ
Органы речи способны издавать самые разные звуки.С практической точки зрения удобно различать два типа звуков речи: гласные и согласные. Гласные – это звонкие звуки, производимые без каких-либо препятствий в надглоттальной полости и, следовательно, не имеющие шумового компонента. При артикуляции согласных в надгортальных полостях образуется своего рода шум, производящий препятствие. Такие звуки могут произноситься с голосовой вибрацией или без нее.
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ
Согласные звуки создаются потоком воздуха, который встречает препятствие во рту или носовых полостях.Вот почему при производстве согласных звуков присутствует определенная степень шума.
Согласные – это костяк слова, придающий ему основную форму. Английские акценты различаются в основном гласными, согласные более или менее одинаковы везде, где говорят на английском. Таким образом, если ваши гласные не идеальны, вы все равно можете быть поняты слушателем, но если согласные несовершенные, может возникнуть некоторое недопонимание.
Предложение “W-l y- -nv-t- m-1- th- p-t-?” “Вы пригласите меня на вечеринку?” легко понять, даже если бы все гласные буквы были опущены.Но если исключить все согласные буквы; “-i- -ou i-i-e -e -o e -a-y” невозможно понять из этого. Таким образом, мы видим, что есть веские причины начинать курс произношения с согласных. На артикуляционном уровне согласные меняются:
1. По степени шума.
2. По манере артикуляции.
3. В месте сочленения.
: 2014-11-13; : 46;
Научитесь различать мягкие и твердые согласные
Большой трудностью для детей младшего школьного возраста является способность различать мягкие и твердые согласные.Очевидно, что им нужно не запоминать, а учиться слушать. И этому ребенку нужно рассказать, как это будут звуки – это облегчит его понимание.
Всегда мягкие и всегда твердые согласные
Не все согласные в нашем языке бывают твердыми и мягкими. Сначала вам нужно научить ребенка запоминать только твердые: W, W, n и всегда мягкие: H, U, Th. Например, сделать табличку, где твердые согласные всегда будут рисоваться над синими кирпичиками, а всегда мягкие – на зеленых подушках (выбор цвета зависит от того, как звуки обозначаются в младших классах).
Если ребенок постоянно видит картинку, которую вы положили в тетрадь или повесили над столом, он быстро запомнит согласные.
Как гласные «командные» согласные
Затем вы объясняете ребенку, что другие согласные могут быть мягкими или твердыми. Но подсказать помогут соседние буквы. Если после нашей согласной идет еще одна согласная, наша – сплошная. Например: Стол. Что идет после звука? Так что это твердый согласный.
Гласные же звуки «приказывают», стоящие перед тем, что быть.Если это гласные: A, O, U, e, S, перед ними – единственные твердые согласные. А если это: А, Е, у, Я, Е, – мягкий. Мягкость предшествующего согласного также указывает на мягкий знак.
Рекомендовано
Происхождение славян. Влияние разных культур
Славяне (под этим именем), по мнению некоторых исследователей, появились в повести только в 6 веке нашей эры. Однако язык национальности несет в себе архаичные черты индоевропейского сообщества. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…
Развивающие игры
Чтобы ребенку было легче запомнить, попробуйте поиграть с ним. Попросите его приложить к небу внешнюю сторону указательного пальца и произнести все слоги там, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА-ЧА, ТО-НЯ. Ребенок из-за этого сможет точно запомнить, как получается согласная. Он понимает, что в образовании мягкий согласный язык по мере продвижения вперед, и его спина слегка приподнята к небу.Но когда произносятся твердые согласные.
Кидайте ребенку мяч, называя слоги твердыми согласными, и вы позволяете им отбивать мяч, уже произнесенный на его мягких. Пример: LA-LA, LO-LE, LY-LEE и т. Д.
Школьники предлагают различать твердые и мягкие согласные звуки синим и зеленым. Синий твердый, зеленый – мягкий. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цветов и предложите составить слово. Гласные звуки ребенок выложит красными, твердые согласные соответственно голубыми, а мягкие – зелеными.Возьмите это словечко из одного или двух слогов: Рыба, слон, нитка, мел, и т. Д.
Сыграйте «цепочку слов». Вы произносите слово, оканчивающееся на слог с твердыми или мягкими согласными, и ребенок называет следующее слово с этого начала слога. Не забудьте указать вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: Ветры – рыба – рогалики – кино И т. Д.
Если вы методично объясните ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, он поможет ему легче ориентироваться в будущем при изучении многих особенностей правописания русского языка.