Разное

Буква с логопед: Как научить ребенка говорить буквы Р, Л, Ш, С, Ж, Ц, З, Ч, К?

Конспект логопедического занятия “Звук и буква Н”.

Денисова О.В., Катанова Н.М.
учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Уточнить артикуляцию звука Н.

Ознакомить с образом буквы Н.

Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»

Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.

Воспитывать усидчивость, умение слушать других.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,

Ход занятия:

   1. Организационный момент:

– Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это.

(Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ )

2. Знакомство со звуком и буквой « Н»

Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН                       На букве ЭН я, как на лесенке,

Вдруг сложилась песенка:                  Сижу, и распеваю песенки

Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)        

Получилась лесенка.                            Е. Тарлапан

А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

3. Развитие мелкой моторики.

А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая).

Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?

   4. Упражнение «Новый звук»

Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

   5. Упражнение «Составь предложение»

       А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

7. Упражнение: «Звук Н»

Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН  

       О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

       То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.

(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.

9. Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

– Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги) 

С какого звука начинается слово?

– Сопит, фырчит, на лице сидит.                  (нос) 

С какого звука начинается слово?

       Почему я загадала такие загадки?  (мы сегодня говорили про звук «Н»)

       Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!»

Занятие окончено.

Желаем успехов!

Урок “Буква В. Звуки [в], [в’]”

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Программные задачи:

  1. Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [в], [в’].
  2. Совершенствовать звуко – слоговой анализ и синтез.
  3. Учить дифференцировать звуки [в] – [в’] в слогах, словах, предложениях.
  4. Учить грамматическому оформлению предложения.
  5. Развивать высшие психичес­кие процессы. (Слайд 3)

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Правило речи. (Слайд 4).

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.

2. Знакомство со звуками занятия. (Слайды 5, 6)

Логопед: Посмотрите кто к нам пришёл. С какого звука начинается имя этого героя?

Какой третий звук в названии этого героя?

Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [в]- [в’] между собой.

II. Основная часть

1.

Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 7-9).

Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.

В – согласный, звонкий, твёрдый.

В’ – согласный, звонкий, мягкий.

2. Соотнесение с буквой В (слайд 10).

Логопед: Послушайте стихотворение про букву В.

Найдите эту букву в домике Вини-Пуха. (Слайд 11)

3. Дифференциация [В] – [В’] в слогах. (Слайд 12).

Логопед: Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЕ – ВЮ – ВЁ – ВИ – АВА.

Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [в’], затем с твердым [в].

4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря.

(Слайд 13)

Логопед: Распутай слова с крошкой Ру.

ТЕРВЕ

 

 РОПАВОЗ

ЛОСОВЕЙ

 

 ЛАЗВОДО

КАШАЛВЕ

 

 ЗОГАВЫЙ

ВОЗДОВО

 

 РЕНЬЕВА

5. Физминутка. Прыжки вместе с тигрой.

Упражнения на правильное дыхание. (Слайд 14)

6. Дифференциация[ в] – [в’] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15–19)

Логопед: Разгадай загадки вместе с Пятачком. Запиши отгадки, подчеркни букву В. Если в слове звук [в] – синим карандашом, если звук [в’] – зелёным.

В тихую погоду,
Нет нас нигде.
Ветер подует –
Бежим по воде.
(Волны)

В чёрном небе светлячки
Не дотянешь к ним руки.
(звёзды)

На лугу жуёт траву
Говорит она «Му – му».
(корова)

Он решил, что жираф,
Ходит голову задрав,
Говорят из разных блюд
Лишь колючки ест …….
(верблюд

)

7. Дифференциация [ в] –[ в’] в словах. (Слайд 20)

Логопед: Распределите слова в два столбика, раздав картинки Винни-Пуху (велосипед, весна, веревка) и Сове (вафли, вода, веревка).

8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 21)

Логопед: Составьте предложение про кролика из данных слов. Проверте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.

III. Итог занятия

Логопед: Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки: один для Вини-Пуха, другой для Совы. Дайте характеристику звукам занятия.

Как научить звуку «К» от Chicago Speech Therapy

Звук /k/ очень похож на звук /g/, потому что они оба используют одно и то же положение рта. Оба являются смычными согласными, что означает, что воздушный поток при воспроизведении звука сначала останавливается, а затем выпускается. /K/ отличается тем, что это глухой звук — единственный звук, который вы слышите, произнося его, — это звук, который издает воздух, когда вы его отпускаете. Чтобы произнести звук /к/, прижмите заднюю часть языка к верхней части рта по направлению к задней части так называемого мягкого неба. С языком в этом положении втяните воздух через рот и выпустите его, опустив язык. Этот глухой выпуск воздуха и есть звук /к/.

Многие дети начинают произносить звук /k/ в возрасте 2 лет и осваивают его к 3 годам. Если ваш ребенок кажется отстающим в способности произносить звук /k/ или заменяет его звуком /t/ к 4 годам, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с сертифицированным логопедом, чтобы помочь ему вернуться в нужное русло и чтобы не повлиять на способность к артикуляции в будущем. Общее эмпирическое правило заключается в том, что чем раньше, тем лучше для помощи детям в устранении проблем с артикуляцией.

Занятия дома с ребенком — отличный способ укрепить правильное произношение звуков и отследить способности и прогресс вашего ребенка. Вот несколько проверенных советов логопеда, которые помогут вашему малышу:

  • Вербальные сигналы

При отработке определенных звуков с ребенком важно начать с правильной артикуляции отдельного звука. Это поможет вашему ребенку понять, на чем вы сосредоточены, и даст ему пример для подражания. Начните с четкого и медленного повторения за ребенком звука: «/к/, /к/, /к/».

После того, как ваш ребенок освоит один звук, попробуйте объединить его с гласными, чтобы сформировать простые слоги, такие как «ка, ка, ка», «кай, кей, кей» и «ки, ки, ки».

  • Физические сигналы

Некоторым детям трудно достать языком до нужного места в задней части рта. Чтобы облегчить это, лягте вместе с ребенком на спину. В этом положении язык естественным образом опускается ближе к задней части рта (спасибо, сила тяжести!). Пусть ваш малыш попытается произнести звук /к/, лежа вот так. Как только она освоится, попросите ее снова встать.

  • Тактильные сигналы

Поскольку звук /k/ является глухим смычным звуком, при правильном произнесении у вас изо рта вырывается большой поток воздуха (определенно больший, чем у аналогичного звука /g/). Попросите ребенка держать руку перед вашим ртом. когда вы произносите звук /k/, чтобы почувствовать воздух, который вы выпускаете. Затем предложите ему почувствовать собственное дыхание, когда он сам создает звук.

Еще один полезный метод, помогающий детям освоить звук /k/, – это использование фиксатора для языка, который помогает направлять язык ребенка в правильное положение. Однако это должен делать только сертифицированный детский логопед. Техника оказалась очень эффективной и используется многими терапевтами. Если вашему ребенку нужна дополнительная помощь, лицензированный логопед сможет использовать подобные методы и порекомендует дополнительные решения.

Как помочь ребенку произнести звук «К»

Ошибки в произношении звука «К» распространены по мере того, как дети учатся развивать речь

В дошкольном возрасте, когда дети развивают и совершенствуют свою способность говорить, они часто используют предсказуемые модели речи. звуковые ошибки (также известные как фонологические процессы) для упрощения речи взрослых.

Фонологический процесс, связанный с ошибками в звуках K, известен как «фронтирование». Это происходит, когда дети заменяют звуки К и Г звуками Т и Д.

Звуки K и G, также известные как небные звуки, производятся в задней части рта. Задняя часть языка касается неба (мягкого неба). Произнесите несколько звуков К, положив руку на горло. Надеюсь, вы сможете почувствовать, что звук исходит из глубины рта.

В качестве альтернативы, звуки T и D, также известные как альвеолярные звуки, производятся в передней части рта, где ваш язык встречается с гребнем чуть выше задней части двух передних зубов. Произнесите несколько звуков Т, и вы поймете, что я имею в виду.

Если ваш ребенок идет вперед, вы можете услышать «tar» вместо «car» или «bite» вместо «bike» или «do» вместо «go».

В каком возрасте ребенок должен точно производить K?

К 3-3,5 годам многие дети осваивают эти заднеязычные звуки. Однако некоторым детям труднее выучить эти звуки. Не помогает и то, что ваш ребенок не может видеть эти звуки! Это самые трудные для визуализации звуки для наших детей!

Несколько советов по домашней практике

Вот несколько советов о том, что вы можете сделать дома, чтобы помочь вашему ребенку воспроизводить «обратные» звуки.

*Посадите ребенка прямо перед собой. Смоделируйте звук для вашего ребенка с максимально открытым ртом. Пока вы произносите звук, коснитесь верхней части горла и объясните ребенку, что именно здесь издается звук. Затем попросите ребенка коснуться своего горла, чтобы почувствовать, откуда исходит звук. Вашему ребенку может понадобиться помощь в поиске правильного места. Поощряйте самосознание и используйте зеркало, чтобы направлять своего ребенка.

*Прежде чем попросить ребенка произнести звук К, попросите его покашлять. Кашель дает ребенку более конкретный способ научиться правильному расположению звука К.

*Гравитация! Попросите ребенка лечь на спину. Язык вашего ребенка автоматически коснется задней части рта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *