Познавательное

Звук в словах – Как узнать, сколько звуков в слове 🚩 Количество звуков в слове 🚩 Лингвистика

Звуки и буквы | Учим русский язык

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  •  последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает 

голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а],  [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки —

сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
  • гласные: [а],  [о], [у], [и], [ы], [э]  —  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’],  [й’] —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  [б],  [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’],  [з], [з’],  [ж]  — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]:  жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные:  [п],  [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’],  [с], [с’],  [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией, обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘].  Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к], буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки  в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  •  Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот],  плоды [пладЫ] буква

    о использована для обозначения звуков [о], [а], а буква д — для обозначения звуков [т] и [д].

  •  Буквы могут  не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд];
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].  Звуков  е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы  б, в, г, д,  з,  к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков  обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие:  мел — мол.

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики. Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах циркуль [цыркул’ ], улыбаться [улыбаца ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс).

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков,  их звучание и написание.  Между буквами и звуками нет однозначного соответствия.  Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова

.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных букв:  а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буквы:  б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  •  6 гласных звуков: [а],  [о], [у], [и], [ы], [э],
  •  36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Различие количества согласных букв и звуков  связано со  способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом  могут не совпадать.

 

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

tutrus.com

Сколько букв и звуков в слове?

Сколько букв и звуков в слове ЯСЕНЬ?

В слове ЯСЕНЬ – 5 букв и 4 звука.

В слове ЯСЕНЬ – 5 букв и 5 звуков.

В слове ЯСЕНЬ – 6 букв и 5 звуков.

В слове ЯСЕНЬ – 6 букв и 6 звуков.

Правильно!

Неправильно!

Сколько букв и звуков в слове ЗАПИСАЛ?

В слове “ЗАПИСАЛ” — 6 букв и 6 звуков.

В слове “ЗАПИСАЛ” — 6 букв и 7 звуков.

В слове “ЗАПИСАЛ” — 7 букв и 7 звуков.

В слове “ЗАПИСАЛ” — 7 букв и 6 звуков.

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ОБЕЗЬЯНА?

В слове “ОБЕЗЬЯНА” 7 букв и 7 звуков.

В слове “ОБЕЗЬЯНА” 7 букв и 8 звуков.

В слове “ОБЕЗЬЯНА” 8 букв и 7 звуков.

В слове “ОБЕЗЬЯНА” 8 букв и 8 звуков.

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове МЯЧ?

3 буквы 2 звука

3 буквы 4 звука

3 буквы 3 звука

4 буквы 3 звука

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове КАЮТА?

5 букв 5 звуков

5 букв 6 звуков

6 букв 5 звуков

6 букв 6 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ПОЛЬЗА?

6 букв 6 звуков

6 букв 5 звуков

6 букв 7 звуков

5 букв 5 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ЧЕСТНЫЙ?

7 букв 7 звуков

7 букв 8 звуков

6 букв 7 звуков

7 букв 6 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ЯХТА?

4 буквы 4 звука

4 буквы 5 звуков

5 букв 4 звука

5 букв 5 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ВЪЕЗД?

5 букв 5 звуков

5 букв 4 звука

5 букв 6 звуков

4 букв 5 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ЯБЛОКО?

6 букв 6 звуков

6 букв 5 звуков

7 букв 6 звуков

6 букв 7 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ЕЛЬ?

3 буквы 3 звука

3 буквы 2 звука

2 буквы 3 звука

2 буквы 2 звука

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове КЛЮЧ?

4 буквы 4 звука

4 буквы 5 звука

4 буквы 6 звука

4 буквы 3 звука

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове СОЛНЦЕ?

6 букв 6 звуков

6 букв 7 звуков

6 букв 5 звуков

5 букв 6 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ПОЁМ?

4 буквы 4 звука

5 букв 5 звуков

5 букв 4 звука

4 буквы 5 звуков

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ОСЕНЬ?

6 букв 6 звуков

6 букв 5 звуков

5 букв 6 звуков

5 букв 4 звука

Правильно!

Неправильно!

Сколько звуков и букв в слове ЁЛКА?

4 буквы 4 звука

4 буквы 5 звуков

5 букв 4 звука

5 букв 5 звуков

Правильно!

Неправильно!

shkolnaiapora.ru

Нахождение общего звука в словах

 

Общий звук

Ведущий игры — педагог предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином сти­хотворном отрывке1, например:

Класть в карман
Братишка рад
Все, что видит,
Все подряд.
Есть в кармане
И конфета,

И коробка для крючков,

И старинная монета,

И четырнадцать значков…

Брата спрашивает Ирка:

— А когда в нем будет дырка?

От зари и до зари
Ярко светят фонари.

1 Использованы стихи В. Нестеренко из книги «Ладошка». (Краснодар, 1991.)

Щедро дарят
Людям свет.
И работы
Лучше нет.

Каждый шорох
Мыши слышат,
Но мышонок
Не поймет:

— Почему все время «Тише!”
Говорят большие мыши?
Ведь в нору
Не влезет кот!

Называние с помощью картинного материала
или придумывание самостоятельно слов
с определенным звуком

 

Называние с помощью картинного материала или придумывание самостоятельно слов с определенным звуком

 

Картинка-помощница

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать на ней предметы, в названии которых есть звук Р (рис. 87). Победителем признается тот игрок, чье слово — название предмета прозвучало последним.

Рис. 87

 

Придумай слова со звуком…

В этой игре от детей требуется придумать как можно боль­ше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук. Победителями в игре могут считаться те игроки, которые:

придумали больше других слов с заданным звуком; придумали самые интересные слова с заданным звуком; придумали слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза!

 

Чье предложение длиннее?

В этой игре каждому из детей предлагается составить пред­ложение так, чтобы все слова в нем начинались на один и тот же заданный ведущим звук. Выигрывает тот, кто правильно составит самое длинное предложение.

 

Все слова со звуком…

Ведущий предлагает детям принять участие в коллектив­ном составлении рассказа. Но у нового рассказа будет один небольшой секрет — все слова в нем должны содержать звук С (или какой-либо другой звук). Например: «Светло-синий самокат, весело поскрипывая колесами, совершал свое кру­госветное путешествие. Сверху светило ясное солнышко, со всех сторон шептались лесные осинки. Путешествовать са­мокату нравилось…»

Различение в словах звуков, сходных по акустическим или артикуляционным признакам

 

Разложи картинки

Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими слова­ми выставить на наборном полотне картинки1, например:

сом — дом — лом;

мак — рак — лак;

кот — кит — кит — кот;

крыша — крыса — крыса — крыша — крыса;

коза — коса — коса — коса — коза и т.д.

 

Повтори — не ошибись

Ведущий предлагает игрокам как можно точнее повто­рить за ним ряды слов, например:

1 В наборе все картинки должны быть представлены в нескольких экземплярах.

Разноцветная метель,
Красных листьев карусель.
В желтых платьях — все деревья,
А в зеленом — только ель.

 

сом — ком;
Том — дом;
рак — мак — лак;
лом — ком — ром;

 

мышка — мишка — мишка — мышка:
мушка — Муська — мушка — Муська;
кошка — мошка — ложка — мошка;
рама — лама — Кама — дама;
Паша — Маша — Даша — Саша и т.д.

Определение в названном педагогом слове первого, последнего звука, позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)

 

Загадки1

Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове-отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окон­чания игры по количеству фишек определяется победитель.

Не река. Но здесь живут

Разные рыбешки.

Дом стеклянный. Свет. Уют.

И еда есть — крошки. (Аквариум.)

 

Он вздыхает
Очень тяжко —
Так, бедняжка,
Растолстел,
Что зеленую
Тельняшку
На себя

С трудом надел. (Арбуз.)

 

Города, моря найдем,
Горы, части света.
Умещается на нем
Целая планета. (Глобус.)

 

Летят с небес непрошено
Холодные горошины. (Град.)

 

Дети, мамы, папы

Носят только шляпы. (Грибы.)

 

Когда плывет —
Прекрасен.

Когда шипит — опасен. (Гусь.)

 

Испугается — бежит,
Остановится — дрожит. (Заяц.)

 

Растет она — в земле,
Известна — в целом – мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (Картошка.)

 

Угощает в летний зной

Он водою ключевой. (Колодец.)

 

Он не любит
Свет дневной.
Проживает
Под землей,
Землю роет,
Роет, роет —
Каждый день

Метро он строит. (Крот.)

 

Остроносо и черно

В землю брошено зерно.

А теперь над этим местом

Солнца круг и зерен двести. (Подсолнух.)

 

Ходят в маленьком загоне

В полосатых майках кони. (Пони.)

 

Что за облако — ловушка:

Скрылась в нем

Вся деревушка. (Туман.)

 

С виду кроха,
Но — силен,
Озорует слишком,
Лишь родился,
Сразу он
Свой сломал
Домишко. (Цыпленок.)

 

Что сказать о ней? Трусишка.
Тихо жить старается.
Костяной надежной крышкой
С детства укрывается. (Черепаха.)


1 Использованы загадки из книги В. Нестеренко «Ладошка». (Краснодар, 1991.)

 

Цепочка

Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следу­ющий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком бу­дет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает тре­тий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игро­ками, нельзя. Главная задача игры — не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько звуков на заданный звук).

 

Где спрятался звук?

У педагога — набор предметных картинок; у каждого из детей — карточка, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук — в начале, середине или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший зада­ние, платит фант.

 

Каждому — свое место

У каждого игрока — набор предметных картинок и три кар­точки, разделенные на три квадрата. На первой карточке закра­шен первый квадрат, на второй — второй, на третьей — третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, поло­жив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или в конце). Выиг­рывает тот, кто первым правильно расположит все картинки.

 

Подбери слово

Перед началом игры дети делятся на две команды. Пер­вой команде предлагается придумать любое слово и четко произнести его вслух. Дети второй команды должны подо­брать слово, начинающееся с последнего звука названного слова и т.д. За каждый неверный ответ команде начисляются штрафные баллы. По окончании игры они подсчитываются и позволяют объективно определить команду-победительницу.

Вариант. Игра продолжается до первой ошибки, после чего определяется команда-победительница.

 

Разложи картинки по рядам

Игрокам первой команды предлагается рассмотреть пред­метные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить картинки в три ряда: в первый ряд — картинки с заданным звуком в начале слова, во второй — в середине, в третий — в конце слова.

Вторая команда выполняет аналогичное задание на выде­ление другого звука в другом наборе картинок.

Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.

 




infopedia.su

Как узнать, сколько звуков в слове? Пример звуко-буквенного анализа

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в сло­ве, выпол­ним его звуко-буквенный ана­лиз, для чего пред­при­мем несколь­ко шагов:

  • поста­вим уда­ре­ние;
  • раз­де­лим сло­во на сло­ги;
  • запи­шем зву­ча­ние сло­ва, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, кото­рые про­ис­хо­дят в нем при про­из­но­ше­нии;
  • запи­шем зву­ки вер­ти­каль­но  по-одному ;
  • дадим харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку;
  • под­счи­та­ем коли­че­ство букв и зву­ков в сло­ве и сде­ла­ем ито­го­вую запись.

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный [а]. В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же сло­гов:

зве-зда.

Запишем его зву­ча­ние: [з в’ и з д а].

Распишем по вер­ти­ка­ли зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [в’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
  • [и] — глас­ный без­удар­ный;
  • [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [д] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый пар­ный;
  • [а] — глас­ный удар­ный.

В сло­ве 6 букв, 6 зву­ков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские про­цес­сы:

  • оглу­ше­ние звон­ких соглас­ных;
  • озвон­че­ние глу­хих соглас­ных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, напри­мер:

  • кол­довство [к а л д а ф с т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и т к а].

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим соглас­ным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пей­заж [ш]
  • паро­воз [с].

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, напри­мер:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдоб­ный [з д о б н ы й’].

Также пом­ним, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких пози­ци­ях:

1. в нача­ле слов:

  • енот [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • юбка [й’ у п к а]
  • ярмо [й’ а р м о];

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го зна­ков:

  • барьер [б а р’ й’ э р]                    съехать [с’ й’ э х а т’]
  • льёшь  [л’ й’ о ш]                          подъём [п а д й’ о м]
  • обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а]        объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
  • вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’]          адъюнкт [а д й’ у н к т] 

3. после дру­го­го глас­но­го зву­ка:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, напри­мер:

  • ванна [в а н а]
  • ссора [с о р а]
  • жужжать [ж у ж а т’]
  • аллея [а л’ э й’ а]

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем зву­ков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а]

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных «зж», «сч» обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, напри­мер:

  • расчёска   [р а щ’ о с к а]
  • визжать    [в’ и ж а т’]

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в [ц а]:

  • сме­яться [с’ м’ и й’ а ц а]
  • кра­сится [к р а с’ и ц а]

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, напри­мер:

  • фасоль [ф а с о л‘]
  • рабо­тать [р а б о т а т‘]
  • бук­варь [б у к в а р‘]
  • олень [а л’ э н‘]

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:

  • вещь [в’ э щ’]
  • блажь [б л а ж]
  • ветошь [в’ э т а ш]
  • течь [т’ э ч’]

Учитывая все эти пере­чис­лен­ные нюан­сы фоне­ти­ки, запи­шем пра­виль­но зву­ча­ние слов и узна­ем коли­че­ство зву­ков, содер­жа­щих­ся в них.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Учитель-логопед Татьяна Санникова: Автоматизация звуков В-Вь


Практический материал по автоматизации звука В 

Повтори слоги:
Ва – ва – ва
Во – во – во
Ву – ву – ву
Вы – вы – вы 
Вэ – вэ – вэ (в различных сочетаниях)

Ва – ва – ва – у Вани есть сова.

Во – во – во – воду возит водовоз.

Ву – ву – ву – я вам букву назову.

Вы – вы – вы – у Вовы сливы.


Звук в начале слова: 
Ванна, ваза, вата, вагон, Ваня, Валя, Вася, варенье, варежки, васильки, воз, вол, волк, воск, вой, воздух, ворон, ворона, ворота, высь, вышина, выставка, весна, весы, ветка, великан, вешалка, Вика, Витя, винт, вилка, виноград, вьюга, вьюн.


В середине слова: 
Ива, Иван, олива, слива, слова, канава, голова, Слава, Клава, диван, овощи, завод, ствол, ивы, тыквы, буквы, девять, повязка, ответ, свет, свеча, Света, соловей, повидло.


Закончить предложения, добавив слова со звуками В-Вь:

Вова купил (вазу)

В лесу воют (волки).

Звонкий звук (в)

Валя и Вова посетили (выставку).

Валя вешает пальто (на вешалку).

Дети танцуют (вальс).

В поле много синих (васильков).

Валя варит (сливовое варенье).

Валя сплела (венок).

В саду зреет (виноград)

После зимы наступает (весна).

Дед Мороз поздравляет всех с (Новым годом). 


Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки:

Метил в ворону, попал в корову. 

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. 

Великому кораблю велико и плаванье. 

Взглянет – лес повянет. 

Всяк глядит, да не всяк видит. 

Где вода, там и верба, где верба, там и вода. 


Верчусь весь век, а не человек. (часы)

Через океан плывет великан, а ус во рту скрывает (кит) 

Привела я солнце за свое оконце. 

К потолку подвесила, сразу стало весело (лампа) 


Три вороны на воротах,

Три воробья на заборе. 


Валенки у Валеньки

Не велики, а маленьки. 

Вова и Валя стоят на вокзале,

Встречают Вова с Валей

Свету и Ваню.


Варежки у Вари пропали на бульваре.

Воротилась Варя вечером с бульвара.

И нашла в кармане варежки Варвара.


Вот ведь как! 

Практический материал по автоматизации звука Вь

1. Повтори слоги. 

Вя – вя – вя    Вя – вё – вю – ви

Вю – вю – вю  Be – вю – ви – вя
Be – ве – ве     Вё – ве – ви – вю
Ви – ви – ви      Вё – вю – вя – ви
Вё – вё – вё     Вю – вя – ви – вё

2. Повтори слова:


Звук в начале слова:
Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:
Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3. Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4. Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи – век учись.

5. Повтори загадки.

 
Хохотун Егорка
Взялся за уборку.
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся — чистый пол.  (Веник)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?  (Весной)

По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.  (Ветер)

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.  (Верблюд)

6. Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал.
Дул он долго, зло ворчал
И деревья всё качал.

7. Игра «Подскажи словечко».  
Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский… (вертолёт).

Перед домом на Садовой
Сели мы в троллейбус новый.
Из открытого окна
Вся Садовая… (видна).

8. Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения. 

Витя – отвёртка Класс – новичок
Вера – ковёр Вера – вязать
Ветер – деревья Витя – вёдра
 

9. Игра «Один – много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок — во множественном. Верба – (вербы) визит – (визиты)
Вилка – (вилки) отвёртка – (отвёртки)
Ведро – (вёдра) новичок – (новички)
Вечер – (вечера) травинка – (травинки)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

 Материал взят с сайта учителя-логопеда Лутовой Е. Ю.

logoped-san.blogspot.com

звук и буква | интернет проект BeginnerSchool.ru

Продолжаем тему русского языка в начальной школе. В предыдущей статье мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

Звуки бывают гласными и согласными.

Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными, буквы обозначающие согласные звуки – согласными.

Что такое согласные звуки, и какими они бывают?

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

и твердые – мягкие:

Что такое гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И, обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: ДА, ДО, ДУ, ДЭ, ДЫ. Звук И обеспечивает мягкое произношение – ДИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

Образец записи:

[л`д`и н к а]

2 – гласных, 4 – согласных;

л – [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

ь –

д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный;

и – [и] – гласный, ударный

н – [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

а – [а] – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в следующей статье.

Понравилась статья – поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Фонетический разбор слов онлайн — правила и примеры

Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика — это наука о сочетании звуков в речи.

Фонетический разбор, или звуко-буквенный, — это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.

Под анализом понимается:

  • подсчитывание количества букв;
  • определение числа звуков в слове;
  • постановка ударения;
  • распределение звуков на согласные и гласные;
  • классификация каждого звука;
  • составление транскрипции (графической формы слова).

При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые — речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).

Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить

В русском языке десять гласных звуков:

[А] [О] [У] [Ы] [Э] [ЙА]
буква «Я»
[ЙО]
буква «Ё»
[ЙУ]
буква «Ю»
[И] [ЙЭ]
буква «Е»

Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые — мягким.

И двадцать один согласный звук:

звонкие непарные звуки [Й’] [Л] [М] [Н] [Р]  
глухие непарные [Х] [Ц] [Ч’] [Щ’]    
звонкие парные [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З]
глухие парные [П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными — те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].

При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] — всегда твердые.

[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] — сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные — звонкие звуки.

В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.

Правила разбора на звуки

  1. Транскрипция записывается в квадратных скобках: [ ].
  2. Мягкость звука обозначается символом «’».
  3. Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти — [нокт’и].
  4. Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить — [раз’й’эд’ин’ит’].
  5. Некоторые согласные в словах не читаются: костный — [косный’].
  6. Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье — [щ’аст’й’э].
  7. Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный — [паст’ип’эн:ый’].

Образец звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Примеры фонетического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

wikislovo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *