Задания по букве ы – Задания с буквой ы — Заюшка
«Занимательная азбука». Дидактический материал по изучению буквы Ы и звука [Ы]
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
Буква Ы
Ы
Как пыхтит тесто? (Пых-пых…)
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
Ь Т И Ы Р О Д Ж Ы П А Ы Ш Р Е Ы П Х
Ы Л Д Ы Г Ш Щ Х Ы У Е К Й Ы А Л Ы Л
М Ы Л И Т Ы Ц Й Ы Г Н С Ы Р Л Э Ы З Ь
ы ы
ы ы
ы ы
Ы
Рассмотрите и раскрасьте рисунок, составьте устый рассказ из трех предложений
Найдите слова с буквой Ы и подчеркните их одной чертой
– Ты – худой, а я – толстяк.
– Ешь поменьше натощак!
Рысь прислала выдре сыр,
В сыре много было дыр.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
Назовите, что изображено на рисунках. Прочитайте по слогам слова, напечатайте их, поставьте ударение
СЫР
РЫ-БА
ЛЫ-ЖИ
ДЫМ
………………………
…………………………….
………………………….
…………………….
р
ы
с
ь
р
ы
.
.
в
ы
х
о
.
д
ы
.
б
.
с
ы
.
у
л
ы
б
.
.
п
ы
л
е
с
.
.
л
ы
.
.
м
ы
.
.
Ы
Список литературы
Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).
Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.
Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986
Электронный носитель – Viki.rdf.ru
Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М
infourok.ru
Буква Ы, звук [ы]. Видеоурок. Русский язык 1 Класс
Сегодня на уроке мы узнаем о букве Ы и звуке [ы], научимся узнавать в словах звук [ы], писать букву Ы. Узнаем, чем особенна буква Ы. Выполним множество интересных заданий.
На этом уроке познакомимся с необычной буквой.
Послушайте слова: камыш, былинка, прыгать, рысь, мыло.
В этих словах есть один общий звук [ы]. Познакомимся с этим звуком и его буквой.
Произнесем слово сыр. Понаблюдаем за звуком [ы]. Мы можем растянуть этот звук, произнеся слово сыр протяжно. Голос проходит свободно, не встречает преград, этот звук – гласный. Особенностью звука [ы] является то, что он может стоять только после твердых согласных звуков.
Примеры
Звук [ы] находится ближе к началу слова, после твердых согласных звуков [ц], [б], [в], [д], [л], [р], [м]. Цыпленок, былина, выход, дым, лыжня, рыба, мы (Рис. 1).
Рис. 1. Примеры
Звук [ы] в середине слова, после твердых согласных звуков. Отмыть, покрытый (Рис. 2).
Рис. 2. Примеры
Звук [ы] на конце слова, после твердых согласных звуков.
Морозы, помидоры, заботы, огурцы (Рис. 3).
Рис. 3. Примеры
Звук [ы] и буква Ы не встречаются в самом начале слова. Поэтому заглавной буквы Ы не существует.
Ы всегда служить готова,
Только не в начале слова.
Слов с начальной буквой Ы
Не найдете в книгах вы!
Буква Ы важна тем, что помогает различать слова и может своим присутствием в слове полностью изменить его значение.
Например: Мила – мыла. Первое слово – это имя девочки. Заменим одну букву, и это слово станет обозначать действие (Рис. 4).
Рис. 4. Пример
Мишка – мышка
Из-за замены одной буквы большой медведь становится маленькой мышкой (Рис. 5).
Рис. 5. Пример
Ми – мы: заменив одну букву в названии ноты, получим слово мы (Рис. 6).
Рис. 6. Пример
Упражнение
Вспомните слова, в которых буква Ы оказывается на разных позициях в слове.
Буква Ы близка к началу слова: сын, нынче, дырка (Рис. 7).
Рис. 7. Слова-примеры
Буква Ы в середине слова: мартышка, крыса (Рис. 8).
Рис. 8. Слова-примеры
Буква Ы в конце слова: ковры, птенц
Рис. 9. Слова-примеры
Печатная буква Ы похожа на мягкий знак, к которому приставили палочку (Рис. 10).
Рис. 10. Печатная буква Ы
Чтобы лучше запомнить букву, нарисуйте ее.
Начинаем писать сверху. Ведем наклонную прямую, чуть не доводя до строчки, закругляем и продолжаем закруглять до середины буквы, делаем поворот точкой, далее ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением (рис.11).
Рис. 11. Строчная буква Ы
На занятии мы познакомились со звуком [ы], с его буквой и научились эту букву писать. Узнали, в чем особенность буквы и звука [ы]. Выполнили упражнение.
Домашнее задание
- Попробуйте слепить букву Ы из пластилина.
- Может ли слово начинаться на букву Ы?
- Чем важна буква Ы?
- Придумайте слова, в которых звук [ы] был бы в конце слова.
Список рекомендованной литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-сайт textologia.ru (Источник)
- Интернет-сайт readik.ru (Источник)
- Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)
interneturok.ru
ХОД ЗАНЯТИЯ | |||
Этапы и виды работы. Время (ориентировочно) | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
Организационный момент (5 минут)
| Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Задание №1: сядет тот, назовет… (Какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра? Какое время года? Какой месяц? Какие осенние месяцы вы еще знаете?) | Дети заходят в кабинет, садятся за парты. Ответы детей. Среда, вторник, четверг. Осень. Ноябрь, сентябрь, октябрь. | |
Задание №2. Артикуляционная гимнастика. Задание №3 Развитие зрительно-пространственных функций. | Дети вытягивают карточки-символы упражнений и делают вместе с логопедом.
Ответы детей | Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия. | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Введение в тему занятия. | Логопед: к нам на занятия пришла одна кукла с очень интересным именем Ышка. Она принесла на много разных заданий. | Развивать слухо-речевую память, внимание, логическое мышление, зрительное внимание, графо-моторные навыки. Ориентация в схеме собственного тела.
| |
Знакомство с героем занятия. (5 минут)
| Задание №4. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что забыл дорисовать художник. Детям раздаются картинки, на которых изображены герои из мультфильма Золотой ключик без частей тела. | Ответы детей: Буратино без носа, Мальвина без уха, Пьеро – без глаза, Карабас Барабас безо рта. (Дети дорисовывают части тела) | |
Логопед: ухо, глаз, рот, нос… это все как называется? | Части тела.
Дети выполняют задание. (При затруднении логопед помогает, либо дети сами друг другу) | ||
Знакомство со звуком и буквой Ы (5 минут)
| Логопед: Ышка познакомит нас не только с частями тела. Она принесла на занятие и гласную букву. А какую, вы скажете мне сами, разгадав загадку и выполнив задание. На доске висят картинки с частями тела. – готовы? Слушаем внимательно. Если б не было его Не сказал бы ничего (язык) | Логопед читает загадку, отгадку дети выходят и снимают. На обороте записано задание. | Развитие слухо-речевой памяти, зрительного внимания |
Задание №5. Соберите пазлы. После того, как дети собрали пазлы и называли, что у них получилось, логопед еще раз четко проговаривает слова, выделяя голосом последний звук в слове. | Дети собирают пазлы: мыши, куклы, цифры, буквы, бананы, машины. | ||
Логопед: ребята, догадались, какая буква пришла к нам на занятие? – Почему она гласная? Давайте произнесем. Что делают наши губы? | Буква Ы Гласная буква, делает согласные твердыми. | ||
– Что эта буква делает с согласными? | Делает их твердыми.
На доску вывешивается карточка с печатной буквой |
| |
Графический образ буквы | Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. (Пальцы) | Ребенок выходит к доске, снимает отгадку. | Зрительно-пространственные функции |
Части-целое. | Задание №6 Вытащите частички буквы из конверта. Соберите букву. Какая буква получилась? | Буква Ы. В правую сторону. |
|
«Ушки на макушке» (4 минуты)
| Ышка слушает в лесу, Логопед: открываем тетради. Записываем сегодняшнее число на полях. Отступили одну строчку. Поставили точку. (Логопед ходит проверяет, где дети поставили точку и проговаривая, цифрами записывает число на доске.) | Развитие фонематического восприятия и графо-моторных навыков | |
Задание №7
|
Красным, потому что она гласная. |
| |
Физкультминутка. (3-4 минуты) | Две сестрички – подружки Похожи друг на дружку. Рядышком бегут – одна там, другая тут. (Ноги) | Развитие читательских способностей, навыка контроля и зрительного внимания | |
Задание №8 Логопед: А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Я буду вам задавать вопрос и кидать мяч, а вы мне обратно, отвечая на мой вопрос. Готовы? Что мы делаем глазами, ушами, руками, ртом, носом, зубами? На конце всех этих слов, какой звук? |
Дети выполняют задание.
Ы |
| |
Посели картинку в свой домик. (3 минуты) | Одна другой касается Хлопок получается. (Ладоши) | Развитие звукового анализа | |
Задание №9 Поселите картинку в свой домик. Ребята называют картинку и соединяют со схемой в начале или в середине слова. |
Ответы детей |
| |
Кто самый внимательны (5 минут) | Вот гора, а у горы – Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос) | Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, целенаправленности и последовательности выполнения действия | |
Задание№9 Найди все спрятанные буквы Ы | Дети выполняют задание |
| |
Слова рассыпались (5 минут) | Гладкое поле – белая полянка, Ни травинки, ни былинки, Да посередине – ямка. (живот) | Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного синтеза.зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики | |
Задание № 10 Логопед: Был сильный ветер и все мои слова рассыпались. Вам нужно помочь Ышке собрать слова. Сначала выкладываете на столе, после моей проверки вклеиваете буквы в тетрадь. Букву Ы подчеркиваем красным цветом. Почему? Логопед раздает буквы. | Дети собирают буквы в слова и вклеивают в тетрадь.
Она гласная |
| |
ИТОГ ЗАНЯТИЯ | |||
Итог занятия (2 минуты) | Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали. | Ответы детей |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы». | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан
Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы».
24.09.2014 8542 0Цель урока: запоминание графического облика букв Ыы, Ыы; чтение и письмо; перевод звуковой схемы в звуко-буквенную; развитие связной речи по картинке «Что случилось на дороге».
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Сегодня мы закрепим знания о новой букве Ыы, Ыы. На что похожа буква?
2. Повторение.
Звуковой анализ слов, выделение звука [ы]: рыба, тыква, дыня . Где находится звук [ы]? В середине слова.
-Назовите слова, которые имеют в середине звук [ы] (ударный) и составить с двумя словами их звуковые схемы.
– К какой группе звуков относится звук [ы]? Он произносится свободно, голосом, значит, этот звук гласный. Где может стоять этот звук в слове? В середине и на конце слова.
1. Упражнение в распознавании звука [ы] в словах, в соотнесении звука [ы] с буквой ы, разграничение звуков [ы] и [и]: если услышишь звук [ы] – хлопни в ладоши: облако, рыба, река, дом, дым, Дима, крыша, мышка, мишка.
3.вписывание буквы ы в ленту букв – гласные.
Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы!
2. На что похожа буква Ы? Рассмотри картинку.
А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы!
(А. Шибаев)
А что еще? Игра «Кто больше?» – кто больше назовет, на что похожа буква.
3. Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение буквы в разрезной азбуке, изображение буквы на доске.
4. Работа со схемами: читаем по схеме слова с гласными ы и а с 13: мышка, рыба, бык, шар, шары, мыло.
-Обратите внимание на пару слов: шар – шары.
– Когда пишется на конце буква Ы? Когда много предметов.
3. Самостоятельная работа: найти слова, в которых на конце слышится звук [ы] и пишется буква Ы: зонты, совы.
4. Чтение.
1) Буквы ы-о-а, ы-о-у, о-и, ы-а-о, ы-у-о с 24 «Спутник»;
2)Чтение по ролям «Мышонок и лис». С каким настроением, каким голосом говорит каждый герой.
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Письмо. Работа в прописи. С 13
1. Соединение буквы ы с буквами: аы, уы, иы.
7. Развитие связной речи – «Надо, надо умываться!»
Рассмотри картинку. Расскажи, как проводят утро мышки и мишки. Что они делают?
В каких словах ты слышишь звук [ы]? Произнеси эти слова: мыло, мыльница, мыть, вымыть, мышка, мышки, корыто.
2. Беседа по сюжетной картинке. Кто пришел на речку? Кто моется в корыте, а кто бежит к речке? Найди слова с буквой ы. Расскажи про «Утро на реке».
8. Игры, упражнения с буквой ы.
1. Игра «Что везешь, автомашина? Все, что есть на букву Ы». Учащиеся придумывают слова с буквой ы, которые привезет машина.
Пение гласных: ауиоы, оиуаы, уоаиы, иауоы.
Подведение итогов урока:
– чему научились на уроке? различаем печатные и письменные буквы ы;
– Какую букву научились писать ?пишем букву ы (строчную) в рабочей строке;
составляем звуко-буквенную схему с буквой ы;
читаем букву в слогах: оаы, ыао.
tak-to-ent.net