Познавательное

Задания по букве ы – Задания с буквой ы — Заюшка

«Занимательная азбука». Дидактический материал по изучению буквы Ы и звука [Ы]

Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область

Буква Ы

Ы

Как пыхтит тесто? (Пых-пых…)

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все мы знать её должны.

Ь Т И Ы Р О Д Ж Ы П А Ы Ш Р Е Ы П Х

Ы Л Д Ы Г Ш Щ Х Ы У Е К Й Ы А Л Ы Л

М Ы Л И Т Ы Ц Й Ы Г Н С Ы Р Л Э Ы З Ь

ы ы

ы ы

ы ы

Ы

  • Рассмотрите и раскрасьте рисунок, составьте устый рассказ из трех предложений

  • Найдите слова с буквой Ы и подчеркните их одной чертой

– Ты – худой, а я – толстяк.

– Ешь поменьше натощак!

Рысь прислала выдре сыр,

В сыре много было дыр.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

  • Назовите, что изображено на рисунках. Прочитайте по слогам слова, напечатайте их, поставьте ударение

СЫР

РЫ-БА

ЛЫ-ЖИ

ДЫМ

………………………

…………………………….

………………………….

…………………….

р

ы

с

ь

р

ы

.

.

в

ы

х

о

.

д

ы

.

б

ы

.

с

ы

.

у

л

ы

б

.

.

п

ы

л

е

с

.

.

л

ы

.

.

м

ы

.

.

Ы

Список литературы

  1. Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. пособие / О.А.Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой; – М.: Планета, 2013. – 234 с. – (Воспитательная работа).

  1. Волина В.В., Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.

  1. Делу время, потехе час: Стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы/Рис. Л. Кузнецова. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1988. – 32с.: ил.

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост.В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

  1. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1987

  1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 224 с., ил. – (Сер.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  1. Сборник загадок: пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

  1. Маршак, С.Я. Веселая азбука. –– М., 1986

  1. Электронный носитель – Viki.rdf.ru

Иллюстрации Абуткиной Н.Ю., Алёнкиной О.А., Алёнкиной О.М

infourok.ru

Буква Ы, звук [ы]. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о букве Ы и звуке [ы], научимся узнавать в словах звук [ы], писать букву Ы. Узнаем, чем особенна буква Ы. Выполним множество интересных заданий.

На этом уроке познакомимся с необычной буквой.

Послушайте слова: камыш, былинка, прыгать, рысь, мыло.

В этих словах есть один общий звук [ы]. Познакомимся с этим звуком и его буквой.

Произнесем слово

сыр. Понаблюдаем за звуком [ы]. Мы можем растянуть этот звук, произнеся слово сыр протяжно. Голос проходит свободно, не встречает преград, этот звук – гласный. Особенностью звука [ы] является то, что он может стоять только после твердых согласных звуков.

Примеры

Звук [ы] находится ближе к началу слова, после твердых согласных звуков [ц], [б], [в], [д], [л], [р], [м]. Цыпленок, былина, выход, дым, лыжня, рыба, мы (Рис. 1).

Рис. 1. Примеры

Звук [ы] в середине слова, после твердых согласных звуков. Отмыть, покрытый (Рис. 2).

Рис. 2. Примеры

Звук [ы] на конце слова, после твердых согласных звуков.

Морозы, помидоры, заботы, огурцы (Рис. 3).

Рис. 3. Примеры

Звук [ы] и буква Ы не встречаются в самом начале слова. Поэтому заглавной буквы Ы не существует.

Ы всегда служить готова,

Только не в начале слова.

Слов с начальной буквой Ы

Не найдете в книгах вы!

Буква Ы важна тем, что помогает различать слова и может своим присутствием в слове полностью изменить его значение.

Например: Мила – мыла. Первое слово – это имя девочки. Заменим одну букву, и это слово станет обозначать действие (Рис. 4).

Рис. 4. Пример

Мишка – мышка

Из-за замены одной буквы большой медведь становится маленькой мышкой (Рис. 5).

Рис. 5. Пример

Ми – мы: заменив одну букву в названии ноты, получим слово мы (Рис. 6).

Рис. 6. Пример

Упражнение

Вспомните слова, в которых буква Ы оказывается на разных позициях в слове.

Буква Ы близка к началу слова: сын, нынче, дырка (Рис. 7).

Рис. 7. Слова-примеры

Буква Ы в середине слова: мартышка, крыса (Рис. 8).

Рис. 8. Слова-примеры

Буква Ы в конце слова: ковры, птенц

ы, сады (Рис. 9).

Рис. 9. Слова-примеры

Печатная буква Ы похожа на мягкий знак, к которому приставили палочку (Рис. 10).

Рис. 10. Печатная буква Ы

Чтобы лучше запомнить букву, нарисуйте ее.

Начинаем писать сверху. Ведем наклонную прямую, чуть не доводя до строчки, закругляем и продолжаем закруглять до середины буквы, делаем поворот точкой, далее ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением (рис.11).

Рис. 11. Строчная буква Ы

На занятии мы познакомились со звуком [ы], с его буквой и научились эту букву писать. Узнали, в чем особенность буквы и звука [ы]. Выполнили упражнение.  

Домашнее задание

  1. Попробуйте слепить букву Ы из пластилина.
  2. Может ли слово начинаться на букву Ы?
  3. Чем важна буква Ы?
  4. Придумайте слова, в которых звук [ы] был бы в конце слова.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-сайт textologia.ru (Источник)
  2. Интернет-сайт readik.ru (Источник)
  3. Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)

interneturok.ru

Открытое логопедическое занятие по теме «Звук и буква Ы. Части тела»

Оборудование: раздаточный материал, папки для занятий, наглядные картинки, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, клей, красный карандаш.

Продолжительность подгруппового занятия: 40 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(5 минут)

 

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Задание №1: сядет тот, назовет… (Какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра? Какое время года? Какой месяц? Какие осенние месяцы вы еще знаете?)

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.
Ответы детей.
Среда, вторник, четверг. Осень. Ноябрь, сентябрь, октябрь.
 

Задание №2.

Артикуляционная гимнастика.

Задание №3

Развитие зрительно-пространственных функций.
Детям раздаются карточки с изображением наложенных предметов друг на друга. Им необходимо назвать, что они видят на этих картинках.

Дети вытягивают карточки-символы упражнений и делают вместе с логопедом.

 

Ответы детей

Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.
Развитие зрительно-пространственных функций

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение в тему занятия.Логопед: к нам на занятия пришла одна кукла с очень интересным именем Ышка. Она принесла на много разных заданий. Развивать слухо-речевую память, внимание, логическое мышление, зрительное внимание, графо-моторные навыки. Ориентация в схеме собственного тела.

 

Знакомство с героем занятия.
(5 минут)

 

Задание №4.

Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что забыл дорисовать художник.

Детям раздаются картинки, на которых изображены герои из мультфильма Золотой ключик без частей тела.

Ответы детей: Буратино без носа, Мальвина без уха, Пьеро – без глаза, Карабас Барабас безо рта.
(Дети дорисовывают части тела)

Логопед: ухо, глаз, рот, нос… это все как называется?
– Сегодня мы будем с вами говорить о частях нашего тела. А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете части своего тела. Где у вас лево, где право? Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой правую щеку… и т.д.
Положите левую руку на правую руку соседа…

Части тела.

 

Дети выполняют задание. (При затруднении логопед помогает, либо дети сами друг другу)

Знакомство со звуком и буквой Ы

(5 минут)

 

Логопед: Ышка познакомит нас не только с частями тела. Она принесла на занятие и гласную букву. А какую, вы скажете мне сами, разгадав загадку и выполнив задание.
На доске висят картинки с частями тела.
– готовы? Слушаем внимательно.
Если б не было его
Не сказал бы ничего (язык)
Логопед читает загадку, отгадку дети выходят и снимают. На обороте записано задание.Развитие слухо-речевой памяти, зрительного внимания

Задание №5.

Соберите пазлы.

После того, как дети собрали пазлы и называли, что у них получилось, логопед еще раз четко проговаривает слова, выделяя голосом последний звук в слове.

Дети собирают пазлы: мыши, куклы, цифры, буквы, бананы, машины. 

Логопед: ребята, догадались, какая буква пришла к нам на занятие?
– Что вы знаете про эту букву?

– Почему она гласная? Давайте произнесем. Что делают наши губы?
Сколько звуков вы слышите?

Буква Ы

Гласная буква, делает согласные твердыми.
Когда мы ее произносим, воздух не встречает преграды, губы растягиваются в улыбке.
Один

 

– Что эта буква делает с согласными?
– А еще эта буква волшебная. Нет слов в русском языке, которые бы начинались с гласной буквы Ы
Посмотрите буква Ы, ходит с палочкой увЫ,
Если палочку убрать
Букве Ы не устоять

Делает их твердыми.

 

На доску вывешивается карточка с печатной буквой

 

Графический образ буквыПятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Ребенок выходит к доске, снимает отгадку.Зрительно-пространственные функции

Части-целое.
(2 минуты)

Задание №6

Вытащите частички буквы из конверта. Соберите букву. Какая буква получилась?
В какую сторону смотрит пузо у буквы Ы?

Буква Ы. В правую сторону.

 

«Ушки на макушке»

(4 минуты)

 

Ышка слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Ышке… (ушки)

Логопед: открываем тетради. Записываем сегодняшнее число на полях. Отступили одну строчку. Поставили точку. (Логопед ходит проверяет, где дети поставили точку и проговаривая, цифрами записывает число на доске.)

 Развитие фонематического восприятия и графо-моторных навыков

Задание №7


Игра «Ушки на макушке» Как услышите слово, в котором есть звук Ы, обводите печатную букву Ы. Каким цветом будем обводить? Почему?
Детям вклеивается в тетрадь листочек с пунктирными буквами Ы.
Логопед называет слова со звуком [Ы] и без него.

 

 

Красным, потому что она гласная.

 

Физкультминутка.

(3-4 минуты)

Две сестрички – подружки
Похожи друг на дружку.
Рядышком бегут – одна там, другая тут. (Ноги)
 Развитие читательских способностей, навыка контроля и зрительного внимания

Задание №8

Логопед: А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Я буду вам задавать вопрос и кидать мяч, а вы мне обратно, отвечая на мой вопрос.

Готовы? Что мы делаем глазами, ушами, руками, ртом, носом, зубами?
Один-много: зуб – зубы, палец -…, лоб – …, нос – …, рот – …, волос – …, стопа – … .

На конце всех этих слов, какой звук?
Буква Ы из одного предмета делает много.

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

Ы

 

Посели картинку в свой домик. (3 минуты)

Одна другой касается
Хлопок получается.
(Ладоши)
 Развитие звукового анализа

Задание №9

Поселите картинку в свой домик.
Детям раздаются листочки, на которых изображены картинки со звуком [Ы].

Ребята называют картинку и соединяют со схемой в начале или в середине слова.

 

 

Ответы детей

 

Кто самый внимательны

(5 минут)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
 Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, целенаправленности и последовательности выполнения действия

Задание№9

Найди все спрятанные буквы Ы
Учащимся раздаются листочки с заданием

Дети выполняют задание

 

Слова рассыпались

(5 минут)

Гладкое поле – белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посередине – ямка.
(живот)
 Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного синтеза.зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики

Задание № 10

Логопед: Был сильный ветер и все мои слова рассыпались. Вам  нужно помочь Ышке собрать слова. Сначала выкладываете на столе, после моей проверки вклеиваете буквы в тетрадь. Букву Ы подчеркиваем красным цветом. Почему?

Логопед раздает буквы.
СЫР, ШАРЫ, ЗУБЫ, НОСЫ

Дети собирают буквы в слова и вклеивают в тетрадь.

 

 

 

Она гласная

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Итог занятия

(2 минуты)

Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали.
– Какая буква была у нас на занятии?
– Почему ее называют гласной?
– Сколько звуков она обозначает?
– Что буква Ы делает со словами?
– Какие задания мы в вами выполняли?
Молодцы, ребята!
Логопед ставит печати за занятия.
Складываем все в папочки. Урок окончен. До свидания.

Ответы детей 

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы». | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан

Тема урока «Звук [ы] и буквы Ы ы».