Познавательное

Задания 3 – Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку

Содержание

Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку


Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку


В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.

  1. Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).

Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась

за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

  1. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ. 

Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

  1. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия. 

Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

  1. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительное в творительном падеже

Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  1. Гипербола – преувеличение.

Пример: Я тебе миллион раз говорил.

  1. Литота – преуменьшение.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

  1. Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

  1. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.

Пример: Сейте разумное, доброе, вечное

  1. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозалёд и пламень.

  1. Инверсия – обратный  порядок слов. При этом порядке слов:
    а) подлежащее стоит после сказуемого
    б) прилагательное после существительного
    в) наречие после глагола

Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

  1. Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .

Пример: На кого не действует новизна?

  1. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

Пример: О Русь моя! Жена моя!

  1. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 

Пример: ленивый, ленится, лентяй

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 

Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

  1. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

Пример: реветь, дочурка, продажный

  1. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Пример: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

  1. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков. 

Пример: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются  "корабли"

  1. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 

  1. Оксюморон - сочетание несочетаемого.

Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
  1. Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
    • Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
    • В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
    • В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
  3. Метафора использована только во втором предложении.

Ответ: 2


Второй вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
  4. Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
  1. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
    • Во втором предложении неуверенно-торжественный голос - эпитет.
    • В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
    • В четвертом предложении были как на ладони - фразеологизм.
  3. Фразеологизм использован в четвертом предложении.

Ответ: 4


Третий вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
  3. Характер у неё был вулканического происхождения.
  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
  1. Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы  действий, качеств живых существ.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении слабые огоньки, далекий закат - эпитеты.
    • Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
    • В третьем предложении характер вулканического происхождения - метафора.
    • В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи - сравнение.
  3. Олицетворение использовано только во втором предложении.

Ответ: 2

spadilo.ru

Задание 3 ЕГЭ по информатике 2018 и 2017

Урок посвящен тому, как решать 3 задание ЕГЭ по информатике


Объяснение заданий 3 ЕГЭ по информатике

3-я тема характеризуется, как задания базового уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты, максимальный балл — 1

* Некоторые изображения страницы взяты из материалов презентации К. Полякова

  

Структурирование информации и информационные модели

Рассмотрим кратко необходимые для решения 3 задания ЕГЭ понятия.

Структурирование информации — это установление главных элементов в информационных сообщениях и установление связей между ними.

Структурирование выполняется с целью облегчения восприятия и поиска информации.

Структурирование возможно при помощи следующих структур (информационных моделей):

  • множество:
  • перечисление элементов, собранных по характерному признаку;

    
    Вася, Петя, Коля
    1, 17, 22, 55
    

    В множестве упорядочивание элементов не обязательно, т.е. порядок следования не важен.

  • линейный список
  • Важна упорядоченность следования элементов.

  • таблица
  • В таблицах выделяются объекты (отдельные записи таблиц) и свойства (названия столбцов или названия строк):

  • дерево или иерархия объектов
  • Уровни в дереве

    Рассмотрим родственные отношения в дереве:

  • «Сыновья» А: B, C.
  • «Родитель» B: A.
  • «Потомки» А: B, C, D, E, F, G.
  • «Предки» F: A, C.
  • Корень – узел без предков (A).
    Лист – узел без потомков (D, E, F, G).
    Высота – наибольшее расстояние от корня до листа (количество уровней).

  • файловая система (иерархия)
  • Допустим, на жестком диске компьютера имеются следующие папки (каталоги) с файлами:

    Получим дерево:

  • графы
  • Иногда очень трудно структурировать информацию описанными структурами из-за сложных «взаимоотношений» между объектами. Тогда можно использовать графы:

    Граф – это набор вершин и связей между ними, называющихся рёбрами:

    Граф, отображающий дороги между поселками

  • матрица и список смежности
  • Связный граф – это граф, между любыми вершинами которого существует путь.

    Связный граф


    Дерево – это связный граф без циклов (замкнутых участков).

    Дерево — связный граф без циклов

  • взвешенные графы и весовая матрица
  • У взвешенных графов указан «вес ребра»:

    Из взвешенных графов получается весовая матрица, обратное преобразование тоже возможно.

    Весовая матрица

    Поиск кратчайшего пути (перебор)

    Определение кратчайшего пути между пунктами A и D

    • В заданиях ЕГЭ этой темы чаще всего используются две информационные модели — таблицы и схемы.
    • Информация в таблице строится по следующим правилам: на пересечении строки и столбца находится информация, характеризующая комбинацию этой строки и столбца.
    • На схеме информация строится по следующему правилу: если между объектами схемы имеется связь, то она отображается линией, соединяющей названия этих объектов на схеме.

    Егифка ©:

    Решение заданий 3 ЕГЭ по информатике

    ЕГЭ по информатике 2017, задание из сборника Ушакова Д.М, 1 вариант:

    На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населенных пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе.
    Определите, какова длина дороги из пункта Д в пункт К. В ответе запишите целое число — так, как оно указано в таблице.


    ✍ Решение:  
    • Рассмотрим граф и посчитаем количество ребер из каждой вершины:
    
    А - > 2 ребра (Г, В)
    В - > 4 ребра (А, Г, К, Д)
    Г - > 4 ребра (А, В, К, Д)
    Б - > 2 ребра (Г, К)
    К - > 5 ребер (Б, Г, В, Д, Е)
    Е - > 2 ребра (К, Д)
    Д - > 3 ребра (В, К, Е)
    
  • Мы выделили вершины, с уникальным числом ребер: 3 ребра соответствует только вершине Д, а 5 ребер соответствует только вершине К.
  • Рассмотрим таблицу и найдем те строки или столбцы, в которых 5 значений и 3 значения: Это П2 и П4.
  • Получаем П2 соответствует Д, а П4 соответствует К. На пересечении находится цифра 20.
  • Результат: 20

    Кроме того, Вы можете посмотреть видео решения этого задания ЕГЭ по информатике:

    3 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):

    На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта А в пункт Г. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.


    ✍ Решение:
    • Посчитаем сколько ребер у каждой вершины:
    
    A -> 3 (В Г Д)
    Б -> 1 (В)
    В -> 4 (А Б Г Е)
    Г -> 4 (А В Д К)
    Д -> 2 (А Г)
    Е -> 1 (В)
    К -> 1 (Г)
    
  • Три ребра имеет только одна вершина — А, поэтому только А может соответствовать П3.
  • Уникальное значение количества ребер имеет также вершина Д, — два ребра. В таблице вершине Д будет соответствовать П4.
  • Вершины Г и В имеют по 4 ребра. Рассмотрим матрицу, в ней 4 числа соответствуют пунктам П2 и П5.
  • С пунктом Д пересекается только вершина Г (Г -> 4 (А В Д К)). В весовой матрице с вершиной Д пресекается П5. Значит вершина Г соответствует П5.
  • В П5 на пересечении с П3 находится число 6.
  • Результат: 6

    Подробное решение данного 3 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:

    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 1 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице (если ячейка пуста — дороги нет).

    ABCDEF
    A73
    B7241
    C32759
    D4723
    E1527
    F937

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F.


    ✍ Решение:
    • Для решения задачи используем построение дерева с подсчетом значений для каждой ветви (протяженности дорог).
    • При движении от корня дерева (А) вниз будем иметь в виду, что:
    • рассматривать вершины, которые уже есть в текущей «ветви», — не нужно,
    • если получаемое число (суммарная протяженность дорог) превышает какое-либо из найденных вариантов от A до F, то дальше эту ветвь можно не рассматривать.
    • В итоге получим дерево:
    • Самый короткий путь: A -> C -> B -> E -> D -> F = 11

    Результат: 11

    Видеоразбор задания:

    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (11 вариант ГВЭ по информатике 2018 года):

    Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.

    ABCDEF
    A376
    B344
    C759
    D455
    E648
    F958

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам.


    ✍ Решение:
    • Решим задание при помощи построения дерева, вершиной которого является отправной пункт — A. На ребрах дерева будем записывать числа — результат протяженности пути до конкретной вершины.
    • Кратчайший путь: A -> B -> D -> F = 12

    Результат: 12

    Решение 2* задания ЕГЭ по информатике 2018, вариант 10 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги с односторонним движением. В таблице указана протяженность каждой дороги (отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет).

    ABCDEFZ
    A3514
    B28
    C27
    D144
    E15
    F1219
    Z

    Сколько существует таких маршрутов из A в Z, которые проходят через пять и более населенных пунктов? Пункты A и Z при подсчете учитывайте. Два раза проходить через один пункт нельзя.

    * в новых учебниках задания 2 и 3 поменяли местами: теперь 2 — Поиск кратчайшего пути, а 3 — Алгебра логики


    ✍ Решение:
    • Для решения будем использовать дерево:
    • Розовым отмечены неподходящие маршруты, а голубым — подходящие.
    • Заметим, что после 4-го уровня сверху, все варианты будут подходить.

    Результат: 6

    Разбор 3 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина:

    На рисунке изображена схема дорог Н-ского района, в таблице звездочкой обозначено наличие дороги из одного населенного пункта в другой, отсутствие звездочки означает, что такой дороги нет. Каждому населенному пункту на схеме соответствует его номер в таблице, но неизвестно, какой именно номер.

    12345678
    1***
    2***
    3**
    4******
    5***
    6***
    7***
    8***

    Определите, какие номера населенных пунктов в таблице могут соответствовать населенным пунктам D и E на схеме? В ответе запишите эти два номера в возрастающем порядке без пробелов и знаков препинания.

    • Для начала найдем уникальные вершины — у которых уникальное число ребер: это A (2 ребра) и H (6 ребер). В таблице им соответствуют номера 3 и 4:
    • 12AH5678
      1***
      2***
      A**
      H******
      5***
      6***
      7***
      8***
    • По схеме находим, что смежными вершинами для A являются B и G. В таблице определяем соответствующие им цифры — 1 и 2. Поскольку по заданию они нас не интересуют, обозначим их вместе:
    • B,GB,GAH5678
      B,G***
      B,G***
      A**
      H******
      5***
      6***
      7***
      8***
    • У обеих вершин B и G смежными являются уже известные A и H и, кроме того, вершины F и C. По первому столбцу или первой строке находим, что F или C будет соответствовать цифра 7, а по второй строке — цифра 8. Обозначим их в таблице:
    • B,GB,GAH56F,CF,C
      B,G***
      B,G***
      A**
      H******
      5***
      6***
      F,C***
      F,C***
    • В результате получаем, что искомым вершинам — D и E — соответствуют цифры 5 и 6. Поскольку не имеет значения, какой именно цифре должна соответствовать та или иная вершина, то в ответе просто запишем эти цифры в порядке возрастания.

    Результат: 56

    labs.org.ru

    Разбор задания №3 ЕГЭ по русскому языку


    Контекстное определение лексического значения многозначных слов


    Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Для этого не требуется ничего зубрить - 3 номер ЕГЭ является одним из самых легких заданий экзамена. Ученику необходимо лишь подставить одно из приведенных значений нужного слова в контекст и посмотреть, соответствует ли оно смыслу текста и предложения.


    Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку


    Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый.

    В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

    Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

    Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.

    Алгоритм выполнения задания:
    • Внимательно читаем текст.
    • Внимательно читаем все предложенные варианты лексических значений указанного слова.
    • Выбираем верное значение, соответствующее контексту.
    • Записываем ответ.

    Разбор типовых вариантов задания №3 ЕГЭ по русскому языку


    Третье задание демонстрационного варианта 2018

    (1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

    • Лицо, которое действует по чьему-н.  поручению,  выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
    • Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
    • Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
    • Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
    Алгоритм выполнения:
    • Речь идет о естественном отборе в животной среде, где более жизнеспособные представители получают преимущество, а менее приспособленные погибают.
    • Вариант под номером один не подходит, так как в данном случае представители животных не действуют в чьих-либо интересах. Вариант 3 не подходит, так как представители животных не выражают чьих-либо интересов. Вариант 4 не подходит, так как в тексте речь идет не о людях, а о животных.
    • Вариант 2 оказывается самым близким по смыслу. В данном случае слово представитель обозначает как раз представителя группы животных.

    Ответ: 2.


    Первый вариант задания

    (1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

    («Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

    ПОКАЗАТЬ

    1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
    2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
    3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
    4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
    5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
    6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
    7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.
    Алгоритм выполнения:
    • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
    • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
    • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.

    Ответ: 6.


    Второй вариант задания

    (1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

    ЗАКОН

    1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
    2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
    3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
    4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
    Алгоритм выполнения:
    • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
    • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
    • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.

    Ответ: 1.


    Третий вариант задания

    (1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

    («Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

    ЧИСЛО

    1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
    2. День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
    3. Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
    4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
    5. Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.
    Алгоритм выполнения:
    • Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
    • После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
    • Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.

    Ответ: 3.

    spadilo.ru

    Разбор и решение задания №3 ОГЭ по математике


    Числовые неравенства, координатная прямая


    Третье задание ОГЭ по математике проверяет знания в области представления чисел, положение одних чисел относительно других. Задания могут сводится к переводу одного формата чисел в другой, например перевод обыкновенной дроби в десятичную, приблизительное вычисление корня или определение знака выражения, если известно положение на координатной прямой.


    Теория к заданию №3


    Для того, чтобы переводить дроби из обыкновенного вида в десятичный, необходимо выполнить деление столбиком.

    Для успешного вычисления примерного значения корня достаточно иметь представления о вычисляемых подкоренных выражениях, а для этого необходимо хорошо знать таблицу квадратов натуральных чисел!

    Таблица квадратов натуральных чисел

    В заданиях на определение знака выражения я рекомендую подставлять числа и вычислять выражение - подробная инструкция по этому методу изложена в третьем варианте.


    Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по математике


    Первый вариант задания

    Какое из следующих чисел заключено между числами 8 / 3 и 11 / 4 ?

    1. 2,7
    2. 2,8
    3. 2,9
    4. 3
    Решение:

    В задании данного типа необходимо выполнить деление 8 на 3 и 11 на 4, то есть перевести дробь из обыкновенного вида в десятичный. Сами дроби могут не иметь представления в десятичном виде, однако в нашем случае достаточно выполнить деление но второго знака после запятой, так как в ответе приведены числа до первого знака после запятой. Итак, выполняем деление:

    Получаем значения 2,666.. или 2,(6) и 2,75. Смотрим на варианты ответов и выбираем, соответственно, первый, так как 2,7 находится между 2,(6) и 2,75.

    Ответ: 1 (2,7)


    Второй вариант задания

    Какое из данных чисел принадлежит промежутку [ 6 ; 7 ] ?

    1. √6
    2. √7
    3. √38
    4. √50
    Решение:

    Для решения этого задания достаточно представлять себе значения чисел меньше и больше заданного, корни которых подлежат вычислению.

    • Рассмотрим √6. √4 — это 2, √9 — это 3, значит √6 лежит в промежутке между 2 и 3
    • Рассмотрим √7. Ситуация аналогична √6. √4 — это 2, √9 — это 3, значит √6 лежит в промежутке между 2 и 3
    • Рассмотрим √38. Ближайшее вычисляемое число меньше 38 — 36, √36 = 6, ближайшее вычисляемое число больше 38 — 49, √49 = 7, значит √38 лежит между 6 и 7
    • Рассмотрим √50. Ближайшее вычисляемое число меньше 50 — 49, √49 = 7, ближайшее вычисляемое число больше 50 — 64, √64 = 8, значит √50 лежит между 7 и 8

    Значит, нам подходит третий вариант ответа —  √38.

    Ответ: 3


    Третий вариант задания

    На координатной прямо отмечены числа a и b:

    Какое из приведенных утверждений для этих чисел неверно:

    1. ab²<0
    2. a — b > 0
    3. a + b < 0
    4. ab < 0
    Решение:

    Для удобства решения необходимо оценить данные нам числа. Из координатной прямой видно, что a > 0, так как расположено справа от ноля, а b < 0, так как расположено слева. К тому же, b значительно более удалено от ноля, а значит больше по модулю.

    Для удобства, исходя из вышеизложенных рассуждений, примем a = 1, а b = -2.

    Теперь подставим значения в данные неравенства:

    1 • (-2)² = 4 > 0

    Значит, утверждение неверно.

    1 — (-2) = 3  > 0

    Утверждение верно.

    1 + (-2) = -1 < 0

    Утверждение верно.

    1 • (-2) = -2 < 0

    Утверждение верно.

    Следовательно, правильный ответ первый.

    Ответ: 1


    Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

    На координатной прямой отмечена точка А:

    Известно, что она соответствует одному из четырёх указанных ниже чисел. Какому из чисел соответствует точка А?

    1. 181/16
    2. √37
    3. 0,6
    4. 4
    Решение:

    Подход к решению в данной задаче сводится к визуальной оценки имеющихся вариантов на координатной прямой, для этого необходимо предварительно перевести варианты ответов к примерному десятичному виду.

    Оцениваем 181/16 - можно поделить 181 на 16, тогда получим 11,3125. Это явно выходит за указанный диапазон, поэтому данный вариант нам не подходит.

    Оцениваем √37 - самое близкое значение, из которого вычисляется квадратный корень - это 36, значит  √37 - это 6 и что-то еще, что вычислять нам не обязательно. Данное значение нам подходит, так как лежит чуть правее середины отрезка 0-10, как и точка А.

    Посмотрим на вариант 0,6 - это явно меньше единицы, а точка А, как мы уже выяснили, лежит в диапазоне 5-10. Данный вариант нам не подойдет.

    Вариант с ответом 4 также не подойдет по вышеуказанной причине.

    Ответ: 2


    Четвертый вариант задания

    Одно из чисел  отмечено на прямой точкой.

    Какое это число?

    Решение:

    Точка, обозначенная на прямой, лежит между 2 и 3. Т.е. соответствующее ей число больше 1. Это значит, что дробь, которая соответствует этой точке, должна быть неправильной. Но все приведенные в условии дроби неправильные. Чтобы понять, какая из них находится именно на промежутке (2; 3), необходимо выделить их целые части. Та из дробей, у которой целая часть окажется равной 2, и есть искомый результат.

    Итак, выделяем целые части:

    Целую часть, равную 2, имеют две дроби – 1-я и 4-я. Но посмотрим внимательно на прямую. Обозначенная на ней точка находится близко к делению 3. Проанализируем в этом контексте подходящие нам дроби. У первой недостает всего 2/11, чтобы она стала равной 3, между тем как четвертая лишь на 2/11 удалена от деления 2. Следовательно, правильным ответом в данном случае является дробь 31/11. Она соответствует варианту ответа 2.

    Ответ: 2


    Пятый вариант задания

    На координатной прямой точки А, В, С и D соответствуют числам -0,201; -0,012; -0,304; 0,021.

    Какой точке соответствует число -0,304?

    1) А                    2) В                    3) С                    4) D

    Решение:

    Сформируем из чисел ряд от наименьшего из них до наибольшего. Для этого сначала разделим их на положительные и отрицательные. И сразу получим наибольшее в ряду (поскольку оно единственное больше нуля): 0,021.

    Три оставшихся отрицательных распределим по их модулям. Известно, что из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше. Тогда получаем, что –0,304<–0,201<–0,012.

    В итоге имеем возрастающий ряд: –0,304; –0,201; –0,012; 0,021.

    Поскольку стрелка положительного направления на координатной прямой направлена вправо, то А<B<C<D. Следовательно, А=–0,304; В=–0,201; С=–0,012; D=0,021. Значит, числу –0,304 соответствует точка А.

    Ответ: 1

    spadilo.ru

    Разбор 3 задания егэ по информатике 2018

    Задание 3. Структурирование информации и поиск кратчайшего пути: Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике 2018; государственный выпускной экзамен 2018; тренировочные варианты ЕГЭ по информатике, тематические тестовые задания и задачи из тренажера по информатике 2018

    *** КАНАЛ ЮТЬЮБ ***
     
    ЕГЭ по информатике -> ЕГЭ 2018 -> ЕГЭ 2018 — 3
     

    3 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):

    На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта А в пункт Г. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.

    📹 Видеоразбор

    ✍ Показать решение:
    • Посчитаем сколько ребер у каждой вершины:
    
    A -> 3 (В Г Д)
    Б -> 1 (В)
    В -> 4 (А Б Г Е)
    Г -> 4 (А В Д К)
    Д -> 2 (А Г)
    Е -> 1 (В)
    К -> 1 (Г)
    
  • Три ребра имеет только одна вершина — А, поэтому только А может соответствовать П3.
  • Уникальное значение количества ребер имеет также вершина Д, — два ребра. В таблице вершине Д будет соответствовать П4.
  • Вершины Г и В имеют по 4 ребра. Рассмотрим матрицу, в ней 4 числа соответствуют пунктам П2 и П5.
  • С пунктом Д пересекается только вершина Г (Г -> 4 (А В Д К)). В весовой матрице с вершиной Д пресекается П5. Значит вершина Г соответствует П5.
  • В П5 на пересечении с П3 находится число 6.
  • Результат: 6

    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (11 вариант ГВЭ по информатике 2018 года):

    Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.

     
    ABCDEF
    A376
    B344
    C759
    D455
    E648
    F958

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам.

    ✍ Показать решение:
    • Решим задание при помощи построения дерева, вершиной которого является отправной пункт — A. На ребрах дерева будем записывать числа — результат протяженности пути до конкретной вершины.
    • Кратчайший путь: A -> B -> D -> F = 12

    Результат: 12

    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 1 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице (если ячейка пуста — дороги нет).

    ABCDEF
    A73
    B7241
    C32759
    D4723
    E1527
    F937

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F.

    📹 Видеоразбор

    ✍ Показать решение:
    • Для решения задачи используем построение дерева с подсчетом значений для каждой ветви (протяженности дорог).
    • При движении от корня дерева (А) вниз будем иметь в виду, что:
    • рассматривать вершины, которые уже есть в текущей «ветви», — не нужно,
    • если получаемое число (суммарная протяженность дорог) превышает какое-либо из найденных вариантов от A до F, то дальше эту ветвь можно не рассматривать.
    • В итоге получим дерево:
    • Самый короткий путь: A -> C -> B -> E -> D -> F = 11

    Результат: 11

    Решение 2* задания ЕГЭ по информатике 2018, вариант 10 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги с односторонним движением. В таблице указана протяженность каждой дороги (отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет).

    ABCDEFZ
    A3514
    B28
    C27
    D144
    E15
    F1219
    Z

    Сколько существует таких маршрутов из A в Z, которые проходят через пять и более населенных пунктов? Пункты A и Z при подсчете учитывайте. Два раза проходить через один пункт нельзя.

    * в новых учебниках задания 2 и 3 поменяли местами: теперь 2 — Поиск кратчайшего пути, а 3 — Алгебра логики

    ✍ Показать решение:
    • Для решения будем использовать дерево:
    • Розовым отмечены неподходящие маршруты, а голубым — подходящие.
    • Заметим, что после 4-го уровня сверху, все варианты будут подходить.

    Результат: 6

    ЕГЭ по информатике -> ЕГЭ 2018 -> ЕГЭ 2018 — 3

    labs.org.ru

    Разбор 3 задания ЕГЭ 2017 по информатике из демоверсии

    Разбор 3 задания ЕГЭ 2017 года по информатике из проекта демоверсии. Это задание базового уровня сложности. Примерное время выполнения задания 3 минуты.

    Проверяемые элементы содержания: умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

    Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ: описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания.

    Задание 3:

    На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа; в таблице слева содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.

    Ответ: ________

    Разбор 3 задания ЕГЭ 2017:

    Строке П5 должна соответствовать вершина из которой выходит 4 дуги.

    Такой вершиной является В

    П5 — В

    Строке П6 должна соответствовать вершина из которой выходит 2 дуги.

    Такой вершиной является А

    П6 — А

    Дороги из пункта А ведут в пункт Б и пункт В.

    Очевидно что из пункта А в пункт В протяженность 7 км, следовательно в пункт Б — 5 км.

    Значит строке П1 соответствует вершина Б.

    П1 — Б

    В задании требуется определить длину дороги из пункта Б в пункт В.

    По таблице определяем что путь из Б в В равен 8.

    Ответ: 8

    infedu.ru

    Как решать 3 задание ЕГЭ по информатике 2018 и 2017

      

    3-е задание: «Структурирование информации и поиск кратчайшего пути»
    Уровень сложности — базовый,
    Максимальный балл — 1,
    Примерное время выполнения — 3 минуты.

    ЕГЭ по информатике 2017, задание из сборника Ушакова Д.М, 1 вариант:

    На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населенных пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе.
    Определите, какова длина дороги из пункта Д в пункт К. В ответе запишите целое число — так, как оно указано в таблице.

    Ответ: 20

    ✍ Показать решение:
    • Рассмотрим граф и посчитаем количество ребер из каждой вершины:
    
    А - > 2 ребра (Г, В)
    В - > 4 ребра (А, Г, К, Д)
    Г - > 4 ребра (А, В, К, Д)
    Б - > 2 ребра (Г, К)
    К - > 5 ребер (Б, Г, В, Д, Е)
    Е - > 2 ребра (К, Д)
    Д - > 3 ребра (В, К, Е)
    
  • Мы выделили вершины, с уникальным числом ребер: 3 ребра соответствует только вершине Д, а 5 ребер соответствует только вершине К.
  • Рассмотрим таблицу и найдем те строки или столбцы, в которых 5 значений и 3 значения: Это П2 и П4.
  • Получаем П2 соответствует Д, а П4 соответствует К. На пересечении находится цифра 20.
  • Результат: 20

    📹 Видео


    3 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика (ФИПИ):

    На рисунке схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о протяжённости каждой из этих дорог (в километрах).

    Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта А в пункт Г. В ответе запишите целое число – так, как оно указано в таблице.

    Ответ: 6

    ✍ Показать решение:
    • Посчитаем сколько ребер у каждой вершины:
    
    A -> 3 (В Г Д)
    Б -> 1 (В)
    В -> 4 (А Б Г Е)
    Г -> 4 (А В Д К)
    Д -> 2 (А Г)
    Е -> 1 (В)
    К -> 1 (Г)
    
  • Три ребра имеет только одна вершина — А, поэтому только А может соответствовать П3.
  • Уникальное значение количества ребер имеет также вершина Д, — два ребра. В таблице вершине Д будет соответствовать П4.
  • Вершины Г и В имеют по 4 ребра. Рассмотрим матрицу, в ней 4 числа соответствуют пунктам П2 и П5.
  • С пунктом Д пересекается только вершина Г (Г -> 4 (А В Д К)). В весовой матрице с вершиной Д пресекается П5. Значит вершина Г соответствует П5.
  • В П5 на пересечении с П3 находится число 6.
  • Результат: 6

    📹 Видео


    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (контрольный вариант № 1 экзаменационной работы 2018 года, С.С. Крылов, Д.М. Ушаков):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице (если ячейка пуста — дороги нет).

    ABCDEF
    A73
    B7241
    C32759
    D4723
    E1527
    F937

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F.

    Ответ: 11

    ✍ Показать решение:  
    • Для решения задачи используем построение дерева с подсчетом значений для каждой ветви (протяженности дорог).
    • При движении от корня дерева (А) вниз будем иметь в виду, что:
    • рассматривать вершины, которые уже есть в текущей «ветви», — не нужно,
    • если получаемое число (суммарная протяженность дорог) превышает какое-либо из найденных вариантов от A до F, то дальше эту ветвь можно не рассматривать.
    • В итоге получим дерево:
    • Самый короткий путь: A -> C -> B -> E -> D -> F = 11

    Результат: 11

    📹 Видео


    Решение 3 задания ЕГЭ по информатике (11 вариант ГВЭ по информатике 2018 года):

    Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.

    ABCDEF
    A376
    B344
    C759
    D455
    E648
    F958

    Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам.

    Ответ: 12

    ✍ Показать решение:
    • Решим задание при помощи построения дерева, вершиной которого является отправной пункт — A. На ребрах дерева будем записывать числа — результат протяженности пути до конкретной вершины.
    • Кратчайший путь: A -> B -> D -> F = 12

    Результат: 12


    Решение 2* задания ЕГЭ по информатике 2018, вариант 10 (ФИПИ, «ЕГЭ информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты 2018», С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина):

    Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F, Z построены дороги с односторонним движением. В таблице указана протяженность каждой дороги (отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет).

    ABCDEFZ
    A3514
    B28
    C27
    D144
    E15
    F1219
    Z

    Сколько существует таких маршрутов из A в Z, которые проходят через пять и более населенных пунктов? Пункты A и Z при подсчете учитывайте. Два раза проходить через один пункт нельзя.

    * в новых учебниках задания 2 и 3 поменяли местами: теперь 2 — Поиск кратчайшего пути, а 3 — Алгебра логики

    Ответ: 6

    ✍ Показать решение:
    • Для решения будем использовать дерево:
    • Розовым отмечены неподходящие маршруты, а голубым — подходящие.
    • Заметим, что после 4-го уровня сверху, все варианты будут подходить.

    Разбор 3 задания ЕГЭ вариант № 1, 2019 Информатика и ИКТ Типовые экзаменационные варианты (10 вариантов), С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина:

    На рисунке изображена схема дорог Н-ского района, в таблице звездочкой обозначено наличие дороги из одного населенного пункта в другой, отсутствие звездочки означает, что такой дороги нет. Каждому населенному пункту на схеме соответствует его номер в таблице, но неизвестно, какой именно номер.

    12345678
    1***
    2***
    3**
    4******
    5***
    6***
    7***
    8***

    Определите, какие номера населенных пунктов в таблице могут соответствовать населенным пунктам D и E на схеме? В ответе запишите эти два номера в возрастающем порядке без пробелов и знаков препинания.

    Ответ: 56

    ✍ Показать решение:
    • Для начала найдем уникальные вершины — у которых уникальное число ребер: это A (2 ребра) и H (6 ребер). В таблице им соответствуют номера 3 и 4:
    • 12AH5678
      1***
      2***
      A**
      H******
      5***
      6***
      7***
      8***
    • По схеме находим, что смежными вершинами для A являются B и G. В таблице определяем соответствующие им цифры — 1 и 2. Поскольку по заданию они нас не интересуют, обозначим их вместе:
    • B,GB,GAH5678
      B,G***
      B,G***
      A**
      H******
      5***
      6***
      7***
      8***
    • У обеих вершин B и G смежными являются уже известные A и H и, кроме того, вершины F и C. По первому столбцу или первой строке находим, что F или C будет соответствовать цифра 7, а по второй строке — цифра 8. Обозначим их в таблице:
    • B,GB,GAH56F,CF,C
      B,G***
      B,G***
      A**
      H******
      5***
      6***
      F,C***
      F,C***
    • В результате получаем, что искомым вершинам — D и E — соответствуют цифры 5 и 6. Поскольку не имеет значения, какой именно цифре должна соответствовать та или иная вершина, то в ответе просто запишем эти цифры в порядке возрастания.

    labs.org.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о