Познавательное

Задание продолжи ряд для дошкольников – Найди закономерность и продолжи ряд

Делюсь осенним материалом. – запись пользователя Оксана (Oksana_L) в сообществе Раннее развитие в категории Полезные ссылки (ресурсы, блоги, материалы для раннего развития)

Мои осенние прошлогодние посты, может быть будут полезны – Осенняя сказка. Как ее сделать своими руками. и Поделки из листьев.

И очень много всевозможных осенних заданий на память, логику, счет и задания (все материалы найдены в сети интернет):

Продолжи ряд

И вот такие варианты:

Найди тень:



Графомоторика:



Осенние пазлы:


Счет:


Разложи по размеру:


Найди лишнее:


Домино:




Мемори:



Раскраски:


Подбери фигуры:


Сделать осенние аппликации:


Ссылка на скачивание – тут

www.babyblog.ru

Логические упражнения и задачи — Детский сад Смоляночка

Логические упражнения и задачи в обучении детей математике

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.

Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел,  на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например:

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? 

Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник. 

Какое число надо поставить в пустую клетку? 

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей. Такие задачи используются в качестве “умственной гимнастики” .

Детям 5-6 лет можно предложить простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

Например:


 Чем отличается одна картинка от другой?

На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.

Найди 2 одинаковых предмета.

Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

Какая фигура здесь лишняя и почему?

 На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обяснить почему.

Лабиринты 

На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д. 

Продолжить ряд изображений

Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.

Кроме предложенных, можно использовать другие несложные логические упражнения, заимствуя их из детских периодических изданий . Родители сами могут составлять логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения ребенка: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношениях предметов и т. д.

 Еще одна серия логических задач на поиск недостающих в ряду фигур способствует развитию логического мышления, смекалки и сообразительности.

Как правило,  такие задачи наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов.

 В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками.

На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.

 

В представленной на рисунке задаче, фигура, напоминающая футболиста, отличается от другой фигуры формой головы, ног, мяча, положением рук. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. В каждом ряду есть фигура футболиста с круглой, овальной и квадратной головой, круглым, овальным, квадратным мячом, с ногами в форме квадрата, круга, линий и руками, отведенными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперед.

Эти признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуры. В данной задаче не предлагаются фигуры, из которых можно выбрать недостающую. Ребенок может нарисовать недостающую фигуру человечка в пустой клетке – футболист с головой и мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороныи объяснить, почему именно ее считают недостающей..

Примеры (для детей 5-6 лет)
Логические задачи на поиск недостающих фигур

Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

 

Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которую надо поместить на место недостающей в третьем ряду.

 Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали или вертикали. В рядах фигур скрыты 3 закономерности: количество прямых линий, положение прямоугольника, форма фигуры внутри прямоугольника. Путем анализа и сопоставления приходим к решению. (Недостающей является фигура 6.)

 

Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. I Недостающий самолет надо выбрать I из 6 фигур, помещенных справа. I Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна I быть помещена в пустой квадрат. 1

(Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором (1)).

 

Даны 3 ряда изображений кошек. Недостающую в третьем ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма туловища, головы, количество усов и направление хвоста.

 

Задачи на поиск недостающей фигуры можно постепенно усложнять: от задач, в построении которых скрыто 3 признака, к задачам, решаемым на основе выделения 4 признаков (3, 4 и 5-го). 

Главное усложнение здесь состоит в постепенном повышении требований к детям, в развитии самостоятельности, обоснованности, быстроты решения. 

В 6-7 лет можно использовать еще один вид логических задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой (Они заимствованы из книги М. М. Бонгарда “Проблема узнавания”).

Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур (по 6 фигур в каждой группе). Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой.

Так, в  представленной задаче, общим для обеих групп является наличие одних и тех же геометрических фигур: больших и маленьких треугольников, квадратов, кругов. Различия между группами состоят в видах, форме, расположении, окраске фигур.

Для решения задач необходимо отвлечься (абстрагироваться) от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак, который состоит в том, что все фигуры, изображенные слева, – белые (контурные), а справа-черные (силуэтные).

Обучение детей решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование у детей умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Задачи для детей  6-7 лет на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

1-2. Даны задачи, представленные двумя группами фигур, по 6 в каждой.

Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы.

3-4. Даны 2 группы изображений.

Сравнивни,, найди один признак отличия всех фигур одной группы от фигур другой.

(В задаче 3 слева нарисованы треугольники, а справа – четырехугольники).

(В задаче 4 взрослые и дети, изображенные слева, одеты в одежду черного цвета, а справа – красного).

 Рассмотри

5-6 Рассмотри фигуры и сказажи, чем отличаются между собой группы фигур.

В задаче 5 слева – треугольники, справа – четырехугольники.

В задаче 6 слева – буква А, а справа – буква Б.

7-8.   Найди отличия

В задаче 7 слева нарисована цепочка с черным кружком внутри, а справа черный кружок на конце цепочки.

В задаче 8 фигуры, изображенные слева, заштрихованы вертикальными линиями, а справа горизонтальными.

9-10. В задачах 9 и 10 признаком отличия одной группы фигур от другой является их форма: слева – треугольники, справа – четырехугольники.

11-12. Даны группы фигур. Надо найти признак отличия

.

В дальнейшем в обучении следует обращать основное внимание на выработку у детей умения обобщать свойства одной и другой группы фигур, сопоставляя затем их обобщенные признаки.

 

Если в первое время для решения задачи детям, необходим подробный зрительный анализ групп фигур с обобщением и сопоставлением признаков, то в ходе упражнений процесс анализа постепенно сокращается. Теперь детям не требуется подробно анализировать каждую фигуру той или другой группы. Задачи решаются ими в результате сопоставления обобщенных признаков одной группы фигур с выделенными и обобщенными признаками другой.

Овладение детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества. Они начинают придумывать простые логические задачи: на поиск лишней фигуры, признаков отличия, поиск закономерностей построения рядов фигур и нахождения недостающей.

Задачи, придуманные детьми:

Какого шарика не хватает в третьем ряду?

Даны 3 ряда воздушных шариков разной формы, цвета, расположения. В каждом ряду 1 шар без нитки, 2 шарика с короткой ниткой и длинной.

Даны 3 ряда флажков разной формы, цвета.

Найти, какого флажка не хватает в третьем ряду

 

Даны 3 ряда фигур. Уловив закономерность их раскраски, закрасить внешнюю и внутреннюю часть окружности, расположённой первой справа в третьем ряду.

 

Даны 3 ряда домиков , отличающихся один от другого формой. Надо найти недостающий. 

Проявите творчество и создайте с ребенком новые серии задач. С помощью решения логических задач Вы привьете ребенку интерес к интеллектуальной деятельности.

Материал подготовлен по книге “Игровые занимательные задачи для дошкольников” З.А.Михайловой

xn--80aeefq5c4b.xn--p1ai

учить находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд; закреплять лексический словарь по теме «Овощи», развивать мышление, внимание

Инфоурок › Дошкольное образование › Другие методич. материалы › Презентация ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ПРОДОЛЖИ РЯД» Цель: учить находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд; закреплять лексический словарь по теме «Овощи», развивать мышление, внимание

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ПРОДОЛЖИ РЯД» Цель: учить находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд; закреплять лексический словарь по теме «Овощи», развивать мышление, внимание

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-233709

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Картотека дидактических игр по математике

ИГРА «Продолжи ряд»

Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем; закреплять знания геометрических фигур.

Воспитатель заранее готовит математические карточки по количеству детей и большое количество плоскостных геометрических фигур, которые дети могут использовать для продолжения ряда.

На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его на ковре, используя раздаточный материал.

Игра на бумаге

«Засели дом жильцами»

Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги по слову воспитателя, знание о геометрических фигурах, умение отсчитывать в пределах до 10

Воспитатель предлагает детям заселить в дом жильцов.

Жильцы: геометрические фигуры, определённое количество точек, слоги, нарисованные предметы и т.д.

Этажи считаются снизу – вверх (4).

Квартиры на каждом этаже – слева – направо (на каждом этаже по 4 квартиры).

Далее воспитатель даёт детям словесные указания кого и в какую квартиру заселить, а дети выполняют данное задание практически.

Например:

– на втором этаже, в 3 квартире живут 5 точек;

– на четвёртом этаже в 1 квартире живёт треугольник;

– на первом этаже во второй квартире живёт буква «А» и т.д.

(Лист можно использовать с двух сторон, если его перевернуть)

Игра «Воздушная лестница»

– прямой и обратный счёт

  1. Воспитатель предлагает подняться по воздушной лесенке вверх. Для этого дети ставят ладошки на пол (как будто это чьи-то ножки) и имитируют подъём ног по ступенькам вверх. При этом все хором считают от 1 до 10. Затем дети имитируют спуск по лестнице вниз и все вместе считают от 10 до нуля, пока ладошки не окажутся на полу.

  2. Дети садятся по кругу на ковёр и по цепочке считают от 10 до 0. Первый ребёнок говорит 10, второй 9, третий 8 и так до 0. Последний ребёнок начинает все с начала.

Игровое упражнение:

«Роботы»

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на себе и вокруг себя, поворачиваться налево, направо по слову воспитателя.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть! Сейчас вы все превратитесь в роботов, а я буду вами управлять, что скажу, то вы и делайте:

– Роботы, роботы налево! А где у нас левая рука? Давайте у неё спросим, где лево? Ручка, ручка, где левая сторона? Дети машут рукой влево и говорят:

– Да, вот же! Затем на «раз» поворачивают левую ногу, на «два» подставляют правую.

– Роботы, роботы, а теперь где левая сторона? – дети машут рукой влево и говорят:

– Да, вот же, и поворачиваются влево.

Далее воспитатель просит роботов повернуться вправо, дети ищут правую руку, спрашивают у неё, где право и выполняют поворот направо.

Помимо поворотов налево и направо воспитатель даёт задания типа:

– Роботы встаньте в шеренгу, колонну, рассчитайтесь на 1, 2, 3;

– встаньте пятёрками, тройками, поднимите руки выше головы и т.д.

«МАШИНКА

НА УПРАВЛЕНИИ»

Цель: Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги

Дети рассаживаются за столы, кладут перед собой горизонтально листы бумаги формата А-4.

1)Фломастером обводят углы. Воспитатель напоминает, что угол – это две линии, которые идут в разных направлениях и встречаются в одной точке (вершине)

Обводят приблизительно 2 середины, центр, края

Далее воспитатель говорит, что центр – это гараж. Фломастер – это японская машинка. Поставьте свою машинку (фломастер) в центр (гараж) и внимательно слушайте, куда надо ехать:

– из центра в верхний левый угол;

– из верхнего левого угла на середину верхнего края;

– с середины верхнего края в правый нижний угол;

– с правого нижнего угла по правому краю в правый верхний угол;

– из правого верхнего угла в нижний левый угол;

– по левому краю до левого верхнего угла;

– из левого верхнего угла назад в центр (в гараж).

Примечание: при первоначальном знакомстве с игрой воспитатель направляет детей, помогает. В дальнейшем дети должны действовать самостоятельно.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Материал:

карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т.д. из геометрических фигур.

Ход игры

После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова:

“Шарик круглый, окно квадратное…”

«НАЙДИ И НАЗОВИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал:

карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры

Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

«ФЛАЖКИ И ГИРЛЯНДЫ »

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал:

карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры

Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

«ПАРУСА»
Цель игры:

познакомить детей с формой “треугольник”,

развивать мышление.
Материал:

сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры

Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

“ВЫКЛАДЫВАНИЕ КАРТИНОК”

Цель игры:

развитие логического мышления детей,

закрепление знания геометрических фигур.
Материал:

карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры

разного цвета и размера.
Ход игры

Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

«КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПО СХЕМЕ»

Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал:

карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

“Конструируем из палочек”
Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.
Материал:

карточки с контурным изображением предметов,

палочки разной длины.
Ход игры

Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
«НАЙДИ ФИГУРУ»

Цель: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой.
Материал:

набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования).

Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму).

После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

«НАЙДИ ПАРУ»
Цель:
развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур.
Материал:

карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих
Ход игры

Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

«ПОСТРОЙ ПО СХЕМЕ»
Цель: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.
Материал:

схемы построек, строительный набор.
Ход игры

Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства.

Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки.

Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.


“НАКЛАДЫВАЕМ ДЕТАЛИ”

Цель: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал:

карточки с контурными рисунками, строительный набор

или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры

Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки

(покажите на примере установки одной детали).

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФИГУР»

Цель: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.
Материал:

карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры

Детям предлагают схемы и геометрические фигуры

для выкладывания изображений.

После выполнения задания спрашивают:

– Из каких фигур ты составил эту машину?

– Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты?

– Сколько здесь одинаковых фигур?”

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цель игры:

развивать логическое мышление дошкольников.
Материал:

карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

На карте изображены ряды геометрических фигур.

Детям предлагают рассмотреть их и определить,

что на них лишнее, затем обосновать, почему.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Цель игры:

развивать наглядно-образное мышление детей.

Материал:

набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры

Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар – колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

«КОНСТРУИРУЕМ

ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель игры:

развитие логического мышления детей.
Материал:

палочки разной длины трех размеров,

карточки с изображением простейших картинок.
Ход игры

Детям раздают палочки разной длины,

предлагают разложить их по размеру на три части.
Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

«СОПОСТАВЬ»
Цель игры:

развитие логического мышления дошкольников.
Материал:

рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры

Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру “На что похоже?” – отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«ВСПОМНИ, НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Цель игры:

упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал:

карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

infourok.ru

Задания и игры по развитию речи дошкольников 6-7 лет в картинках

К концу дошкольного детства заканчивается формирование звуковой культуры, произношение будущего первоклассника должно быть совсем как у взрослого. Но развитие речи ребенка 6-7 лет продолжается, если родители и педагоги создают для этого нужные условия. Период подготовки к школе должен сопровождаться увеличением активного словаря, тренировкой использования правильных грамматических конструкций и сложных предложений, развитием способности рассуждать. Эти качества — залог успешного обучения в школе, поэтому с ребенком необходимо проводить логопедическую работу даже в том случае, если все звуки он уже произносит правильно. Упражнения и задания по развитию речи для дошкольников 6-7 лет можно распечатать и использовать как вариант домашней подготовки к школе.

Задания для развития речи

Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.

Грибы

  • Назови ласково:

Боровик — боровичок
Груздь — груздочек
Корзина –
Моховик –
Поляна –
Лес –
Поганка –

  • Что не подходит:

Масленок, груздь, гриб, сыроежка.
Куст, трава, дерево, озеро.
Варить, сушить, солить, убирать.

  • Один или много

Масленок — маслята
Опенок –
Подберезовик –
Лисичка –
Лукошко –
Пенек –

  • Найди самое короткое слово:

Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка.
Береза, мох, поляна, опенок.
Пенек, опушка, мох, полянка.

  • Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:

  • Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:

Ягоды

  • Подбери слово:

Варенье из земляники — земляничное
из клюквы –
из смородины –
из клубники –
из малины –
из брусники –
из черники –

  • Назови ласково

Черника –
Клубника –
Малина –
Крыжовник –
Брусника –
Клюква –

  • Сосчитай по порядку (до 5)

Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три ….
Один куст крыжовника –
Один стакан варенья –
Одна сушеная малинка –

  • Измени по образцу:

Сок из черники — черничный
Из малины –
Из клубники –
Из клюквы –
Из брусники –
Из смородины –
Из крыжовника –

  • Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:

  • Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:

Деревья и кустарники

Еловый, дубовый, малиновый, сосновый.
Березовая, липовая, осиновая, смородиновая.
Дуб, ольха, шиповник, ясень.

  • Измени по образцу:

Клен — кленовый,
Дуб –
Ольха –
Сосна –
Береза –
Каштан –
Рябина –

  • Скажи наоборот

Высокий дуб –
Старая ель –
Прямая береза –
Низкий кустарник –

  • Закончи предложение:

Много берез — березняк,
много елей –
много дубов –
много сосен –
много осин –

Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:

  • Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?

Овощи

  • Закончи предложение

В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, …
В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, ….
Осенью собирают: свеклу, морковь, ….

  • Измени по образцу

Сажать — сажал — сажала
Копать –
Собирать –
Удобрять –
Пропалывать –
Растить –

  • Измени по образцу

Сок из моркови — морковный
Из свеклы –
Из тыквы –
Из томатов –
Из овощей –

  • Назови ласково

Баклажан — баклажанчик,
редиска –
помидор –
огурец –
горох –
чеснок –
тыква –
капуста –

  • На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?

  • На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?

Фрукты

  • Чем похожи и чем отличаются

Апельсин и грейпфрут
Апельсин и мандарин
Апельсин и лимон
Яблоко и айва
Персик и абрикос

  • Измени по образцу

Джем из апельсинов — апельсиновый,
из груш –
из лимонов –
из яблок –
из ананасов –
из персиков –

  • Найди самое короткое слово

Апельсин, ананас, манго, яблоко.
Груша, абрикос, грейпфрут, киви.
Персик, банан, сок, лимон.

  • Продолжи предложение:

Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать …
В саду собирают: апельсины, яблоки, персики …
Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело …
Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт ….
Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка …
Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …

  • Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три ….
    Одна персиковая косточка – ….
    Одно лимонное пирожное – ….
  • Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:

  • Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?

Птицы

Гусь — гуси
ворона –
лебедь –
скворец –
грач –
воробей –
синица –

  • Назови ласково:

Птенец — птенчик
гнездо –
перо –
зерно –
ветка –

  • Найди слово, которое короче других:

Ворона, сорока, гусь, гагара.
Синица, трясогузка, поползень, сова.
Дятел, лебедь, орел, снегирь.

  • Подбери признак:

Птица — певчая, перелетная, юркая, ….
Гнездо — прочное, большое, старое ….
Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …

  • Измени по образцу:

Перо журавля — журавлиное
утки –
павлина –
воробья –
голубя –
страуса –
лебедя –

  • Чем похожи и чем отличаются:

Ворона и гадка
Курица и павлин
Гусь и лебедь

Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:

Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.

Домашние животные

  • Продолжи предложение:

Собака любит –
Кошка умеет –
Лошадка может –

  • Посчитай по порядку (до 5)

Одна ласковая кошечка –
Один домашний кролик –
Один стремительный конь –
Одна задумчивая корова –

Назови мам и малышей:

Овца — ягненок,
Коза –
Корова –
Лошадь –
Кошка –
Собака –
Свинья –

Корова — коровник
Лошадь –
Свинья –
Кролики –
Собака –

  • Найди самое короткое слово:

Кот, собака, корова, лошадь.
Кролик, свинья, бык, кошка.
Коза, конь, овца, собака.

  • Продолжи по образцу:

Много овец — отара
Много коров –
Много лошадей –
Много собака –

  • Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.

  • Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?

Дикие животные

У лисы — лисий и лисьи
У зайца –
У медведя –
У волка –
У белки –
У барсука –
У лося –

Лисья — нора
Медвежья –
Беличье –
Волчье –

  • Подбери действие

Волк — воет, бежит, рыщет,…
Заяц –
Медведь –
Белка –

  • Побери признак

Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, …
Нора –
Берлога –
Медвежонок –

  • Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.

Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.

Одежда

Назови ласково:

Шарф — шарфик,
Комбинезон –
Пальто –
Блузка –
Шапка –
Юбка –
Брюки –

  • Подбери признак:

Шуба — меховая
Блузка –
Юбка –
Свитер –
Халат –
Куртка –

Верхняя одежда – пальто, шуба, плащ, …
Домашняя одежда –
Праздничная одежда –
Рабочая одежда –

  • Измени по образцу:

Шапка — шапки — много шапок
Шарф –
Платье –
Рубашка –
Шуба –
Пальто –
Брюки –

Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.

  • Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.

Обувь

Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,…
Ботинки бывают –
Туфли бывают –
Кроссовки бывают –
Измени по образцу
Сапоги — нет сапог
Босоножки –
Чешки –
Валенки –
Кроссовки –
Туфли –

  • Назови ласково:

Кроссовки — кроссовочки
Туфли –
сапоги –
тапки –
валенки –
ботинки –

  • Посчитай по порядку (до 5)

Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -…..
Один новый ботинок –
Одна красная туфелька –

  • Подбери обувь по погоде.

  • Найди нужную парную картинку:

Данные упражнения  и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.

Задания из книги С.И. Карповой, В.В. Мамаевой: Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет

Игры

Перечисленные упражнения для развития речи полезно дополнять дидактическими играми. Например, такими:

  • Расскажи мне сказку

Подберите любые предметные картинки, 20-30 штук. Разложите их на столе перед ребенком и предложите сочинить сказку. Каждый играющий берет изображение и сочиняет одно-два предложения, используя выбранное изображение. Следующий выбирает другую карточку и продолжает историю, «вплетая» в сюжет новое изображение. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся.

Попросите ребенка придумать как можно больше риф к какому-нибудь слову. Если он хорошо справится с этим заданием, то игру можно немного усложнить и попробовать сочинить короткие веселые стишки (с парой рифмующихся слов).

Пусть ребенок расскажет вам о том, чего не бывает на самом деле. Полезно фантазировать про сказочные миры, космос. Динозавров. Подойдет любая тема, которая не связана с непосредственным опытом будущего школьника. Эта веселая игра — отличное упражнение для развития речи и воображения.

Нужно выбрать одну тему и попробовать вспомнить все слова, связанные с ней. Можно предложить перечислить всех насекомых, грибы, сказочных принцесс, предметы одежды или обуви.

Скороговорки

Если вы хотите помочь своему сыну или дочке научиться говорить красиво, то стоит обязательно учить вместе с ними скороговорки для детей, подобранные по возрасту.

Вот несколько примеров:

Эти скороговорки помогают не только автоматизировать сложные звуки, но и являются отличным «тренажером» памяти.

Эффективная подготовка к школе современного будущего первоклассника должна обязательно включать задания, направленные на развитие речи. Данная подборка заданий и игр поможет вам организовать полезные и увлекательные занятия с ребенком, распечатывайте их и используйте дома, на даче, во время поездки или прогулки. Результаты регулярных тренировок появятся очень быстро и помогут заранее подготовиться к будущим школьным нагрузкам.

Рейтинг автора

3

Автор статьи

логопед-дефектолог

Написано статей

27

orechi.ru

Презентация по логике “Учимся находить закономерности” (старшие дошкольники 5-7лет)

Описание слайда:

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ! Перед вами книга, на страницах которой представлена логическая сказка, которая позволяет в игровой форме и с помощью загадочных персонажей познакомить детей дошкольного возраста с логической операцией «закономерность», понять смысл данной логической операции и выполнить последовательность действий при нахождении закономерностей. В книге также представлены игровые развивающие задания, которые упражняют детей в нахождении закономерностей с помощью моделей в разных её проявлениях, что способствует формированию основ логической культуры у детей. В конце книги предлагаются карточки «Логические цепочки». Данные карточки необходимо вырезать для самостоятельной игры в свободное время. В книге даны тестовые задания для закрепления. Эти задания помогут малышу восполнить проблемы в своих знаниях. Они также будут полезны и тем детям, которые самостоятельно и без ошибок справились с этими заданиями. Дети могут закрепить приобретённые навыки. Каждое проверочное задание-тест можно оценить с помощью значков : – ребёнок справился с заданием самостоятельно и без ошибок – – ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками и почти без помощи взрослых – – ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении заданий и ему потребовалась помощь взрослых – В конце книги дана сводная таблица ,по которой можно наглядно проследить уровень усвоения данного материала, а так же подвести малышу итог и посмотреть какую медаль он может получить после выполнения задания. Эта медаль своего рода приз для ребёнка. Малышу будет приятно получить такой приз и почувствовать ,что он уже много знает и умеет. Заниматься по тетради можно как индивидуально , так и с группой детей. Детям нужно будет прочитать сказку, объяснить как нужно выполнить пробные задания, а затем предложить выполнить самостоятельно.. Если малыш затрудняется, то помогите ему, но не выполняйте задания за него. ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!  

infourok.ru

Развивающая игра для детей — «Продолжи ряд чисел»

Эта игра развивает логическое мышление, учит упорядочивать объекты по количественному признаку. Материалом могут служить карточки из цифрового лото с изображением цифр и знак вопроса. Или распечатайте карточки с цифрами  с нашего сайта, ниже.

Правила игры: разложите карточки с числами в два ряда — по 4 — 5 карточек в каждом. В первом ряду числа должны быть размещены в определенной последовательности. В конце первого ряда обязательно должен стоять знак вопроса, который указывает на то, что последнее число отсутствует. Ребенку нужно найти закономерность, по которой размещены числа в первом ряду, и выбрать одно из чисел второго ряда, чтобы продолжить первый.

Вариантов игры может быть много. Например, можно разместить числа в порядке возрастания, в порядке убывания, через число, через два числа и т.д.

Например:

 

Предложите малышу найти закономерность размещения машинок, изображенных на рисунке. Пусть скажет, машинка с каким номером должна стоять вместо знака вопроса. Ребенок должен определить принцип, по которому расставлены машинки: через один номер, в порядке возрастания. Правильный ответ: вместо знака вопроса должна стоять машинка под номером 8.

Придумывайте варианты задания для ребенка сами, и с пользой проводите время с вашим малышом.

Желаю успеха!

 

Поделись с друзьями!

roditelideti.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *