Задание на определение частей речи 3 класс – Картотека (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку по теме “Части речи” для 2 – 3 классов | скачать бесплатно
Проверочная работа по теме “Части речи” 3 класс
Проверочная работа «ЧАСТИ РЕЧИ» 3 класс 1 вариант фамилия___________________________
Подчеркни части речи:
корень, точка, имя существительное, приставка, имя прилагательное, местоимение, подлежащее, глагол.
Выпиши слова в 4 столбика.
Ягода, высокие, и, читает, бегает, вкусная, школа, а, озеро, прилежный, интересная, дом, он, дерево, она, парта, я, горе.
Сущ. Прил. Глагол Местоим.
……………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
ЧЕСТНЫЙ-………………………………… РАДОСТНЫЙ……………………………
МЕСТНЫЙ …………………………………… ЛЕНИВЫЙ…………………………………
4. Заполни таблицу: « ЧАСТИ РЕЧИ»
ЧАСТЬ РЕЧИ | ОБОЗНАЧАЕТ | ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ | ПРИМЕР | |
1 | Имя существительное | |||
2 | Имя прилагательное | |||
3 | Глагол |
5. Прочитай предложение. Найди главные члены, определи части речи.
На улице стоит холодная погода.
Школьники идут в школу.
Проверочная работа «ЧАСТИ РЕЧИ» 3 класс 2 вариант фамилия___________________________
Подчеркни части речи:
точка, имя существительное, приставка, имя прилагательное, местоимение, подлежащее, корень, глагол.
Выпиши слова в 4 столбика.
Берёза, добрые, и, рисует, прыгает, сладкая, площадка, но, река, примерный, занимательный, гора, они, слушает, она, книга, мы, дует.
Сущ. Прил. Глагол Местоим.
……………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. От имён прилагательных образуй однокоренные имена существительные.
ОПАСНЫЙ…………………………………… ДЕРЕВЯННЫЙ…………………………….
ШКОЛЬНЫЙ………………………………. СОЛНЕЧНЫЙ……………………………….
4. Заполни таблицу: « ЧАСТИ РЕЧИ»
ЧАСТЬ РЕЧИ | ОБОЗНАЧАЕТ | ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ | ПРИМЕР | |
1 | Имя прилагательное | |||
2 | Глагол | |||
3 | Имя существительное |
5. Прочитай предложение. Найди главные члены, определи части речи.
В лесу дует сильный ветер.
Ребята гуляют в парке.
multiurok.ru
Тест по русскому языку “Части речи” (3 класс)
Проверочная работа по русскому языку. 3класс. Части речи.
Ф.И._______________________________________________________
1. Определите (надпишите) части речи в предложениях.
На парте лежит тетрадка с чистыми страницами.
С севера подул холодный ветер.
Они строили снежную горку.
Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Допишите имена существительные, определите число и род.
тёплое___________________________
весеннее_________________________
маленькие________________________
сухая____________________________
сосновые_________________________
старый___________________________
3. Запишите однокоренные слова к слову МОРОЗ. Обозначьте части речи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выпишите из текста словосочетания сущ.+ прил.
Последние дни стояла ясная погода. Повеяло тёплым ветром. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните в тексте глаголы, определи вид.
5. Определите число и род имен прилагательных.
холодный (___________________) ледяное (____________________)
прохладная (__________________) осенние (_____________________)
тёплые (_____________________) синее (_______________________)
горячий (______________________) ранняя(_______________________)
6. От данных имён существительных образуйте глаголы.
свет-______________________ мороз-___________________________
ночь-_______________________ дело-____________________________
бег-________________________ боль-____________________________
7. Выпиши все личные местоимения. Укажи их лицо и число.
Я знаком с одним учёным. Он изучает астрономию. Вместе ходим мы любоваться звёздным небом. А вы любите наблюдать за звёздами. Они хорошо видны на ночном небе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова. Надпишите части речи.
заморо…ки (________________), см…треть (__________________),
переска… (__________________), ре…кий (____________________),
к…рмить (__________________), зам…розить (___________________),
к…рмушка (_________________), х…лодная (____________________)
Проверочная работа для 3-4 классов по теме «Части речи»
Фамилия, имя ученика_________________________________________
1.Распредели и запиши слова по столбикам:
Бегун, бегать, беговой, говорить, разговор, разговорчивый ,белок, белый, белить, свет, светить, светлый.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
___________________ ___________________ __________________
2.Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу, укажи падеж существительных.
Свинцовые тучи затянули небо. По крышам домов застучали тяжёлые капли дождя. На земле образовались большие лужи.
3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи и запиши карандашом над словами части речи.
Гроза
Наступила б…льшая засуха. Пыль ст…яла над п…лями. Руч…и и речки выс…хли.
На тр…ве нет р…сы. Длинные сухие ветки деревьев тр…щат от жары. М..л…дые берё…ки и ду…ки опустили свои л…сточки. Вдруг появилась туч… . Зам…лчали птицы. Уд…рил сильный гром. Он ух..дил через п…ля и л..са на юг. Полил дож..ь. Тра…ка, дере…ья осв..тились. Как всё кругом стало радостно!
4. Прочитайте текст.
Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.
А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.
1)спишите текст.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2)найдите все глаголы и подпишите над ними: гл.
3) в тексте над именами существительными подпишите число образцу:
ед. ч. мн. ч.
5. Определи у глаголов время, число, род.
читал___________________ бежит_____________________
споёт___________________ проболтают________________ рисовать_________________зашумели_________________
6. Определи число, род у прилагательных.
Высокая, душистые, голубое, яркое, известный, белая, вкусные, утренний, интересная.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
3 класс русский язык Части речи. Упражнения в распознавании частей речи в предложении
Урок развивающего контроля по русскому языку.
Тема: Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложении.
Тип – урок развивающего контроля
Форма – традиционный
Цели.
Обучающие:
– продолжить формирование представлений об употреблении частей речи в предложениях;
– учить правильно употреблять слова различных частей речи;
– создать условия для упражнения в правильном употреблении частей речи в предложениях.
Развивающие:
– создать условия для развития познавательной активности учащихся;
– развивать словесно-логическое мышление, культуру общения;
– развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать уверенность в своих возможностях;
Требования к результатам.
Предметные:
– формировать умения распознавать части речи;
– употреблять правильно различные части речи;
– обозначать изученную орфограмму;
– выбирать нужную форму слова для употребления в предложении;
– слушать;
– самостоятельно выполнять тест.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
– действие смыслообразования;
– установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Регулятивные:
– целеполагание;
– формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
– формирование самоконтроля и самооценки;
– волевая саморегуляция;
– прогнозирование;
– контроль;
– коррекция.
Познавательные:
– формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
Коммуникативные:
– формировать умение сотрудничать;
– учить говорить, рассуждать;
– учить взаимодействовать в парах.
Формы обучения: фронтальное, индивидуальное, в парах.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля.
Используемые педагогические технологии:
– технология диалога;
– технология обучения в сотрудничестве;
– ИКТ.
Оборудование урока: магнитная доска, интерактивная доска, карточки, презентация, тест.
ХОД УРОКА.
– Всем, всем, добрый день!Прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
1 мин.
2.
Мотивация к деятельности.
– Мы изучили части основные части речи, написали проверочные работы. Как вы думаете, для чего нужны подобные работы?
+ Для того, чтобы проверить, насколько хорошо усвоили тему.
– Итак, сегодня мы с вами подытожим все, что знаем о частях речи.
1 – 2 мин.
3.
Целеполагание.
– Какие цели можете поставить перед собой? Что мы будем делать?
На доске:
Повторим…
Закрепим…
Проверим…
– Какова же тема сегодняшнего урока?
+ Части речи.
– Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
2 – 3 мин.
4.
Фронтальный обзор знаний.
– Посмотрите на карточки и скажите, какое слово лишнее и почему?
БЕЖАТЬ, НАКОРМИТЬ, СТОЛОВАЯ, ЗИМОВАТЬ
+ Столовая, т.к. это имя существительное, а остальные – глаголы.
– Что вы знаете об имени существительном?
+ Часть речи (означает предмет и отвечает на вопросы кто?, что?)
– Какое слово исключите из этой цепочки?
МОРОЗНЫЙ, ЗАВОД, НАРОД, АРБУЗ
+ Морозный, т.к. это мя прилагательное.
– Расскажите о нем.
+ Часть речи (обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?).
2 – 3 мин.
5.
Словарная работа.
Работа в парах.
– Разделите слова на две группы:
Синий, лучезарный, тарелка, озеро, улыбка, урок, трудный, глубокий, человек, добрый.
– По какому признаку разделили?
– Как вы понимаете слово «лучезарный»?
– Давайте, обратимся к словарю.
– Придумайте словосочетания по схеме: сущ.+прил.
– Запишите в тетрадь 2 любых словосочетания.
5 мин.
6.
Физминутка.
Игра «Не ошибись.»
– Стою, прыгаю на одной ноге, марширую, стою, прыгаю на двух ногах, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь, стою, сижу.
– Слова какой части речи я называла?
+ Глагол.
– Что мы знаем о глаголе?
+ Часть речи, обозначает действие, отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и т.д.
2 мин.
7.
Упражнение в орфографической зоркости.
На доске:
Харашо в тени берес! На трове капелки росы. В густых витвях поют птицы.
– Кто же написал эти предложения?
– Давайте исправим ошибки.
– Выпишите третье предложение, обозначьте части речи, подчеркните грамматическую основу.
– Самопроверка по эталону. (на доске один человек).
5 – 7 мин.
8.
Тест.
– Перед вами карточки с тестами. Подпишите карточку и выполните свой вариант.
5 – 7 мин.
9
Физминутка для глаз.
– Посмотрите на экран. Следите за движущимися предметами.
– Сколько пчелок насчитали?
2 мин.
10.
Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 125. Упражнение 214. Спишите, выполните задания к упражнению.
7-10мин.
11.
Рефлексия.
– Дайте отзыв об уроке. Подчеркните то, что вам понравилось.
На карточках.
Всё.
Ничего.
Работать по карточкам.
Выполнять тест.
Работать устно, отвечать.
Находить орфограммы.
Определять части речи.
Работать по учебнику.
2 мин.
12.
Домашнее задание.
Тренажер урок 27.
13.
Заключение.
– Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас.
И сердце добрым будет.
1 мин.
Самоанализ проведенного урока.
Проведенный урок русского языка во 2 классе на тему: «Части речи. Упражнение в распознавании частей речи в предложении» входит в систему уроков по программе УМК «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Тип урока – урок развивающего контроля
Перед учителем был поставлены следующие задачи:
Обучающие:
– продолжить формирование представлений об употреблении частей речи в предложениях;
– учить правильно употреблять слова различных частей речи;
– создать условия для упражнения в правильном употреблении частей речи в предложениях.
Развивающие:
– создать условия для развития познавательной активности учащихся;
– развивать словесно-логическое мышление, культуру общения;
– развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
– воспитывать уверенность в своих возможностях;
– воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Регулятивные:
– целеполагание;
– формирование умения планировать свою деятельность в процессе выполнения учебных заданий;
– формирование самоконтроля и самооценки;
– волевая саморегуляция;
– прогнозирование;
– контроль;
– коррекция.
Познавательные:
– формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
– постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
Коммуникативные:
– формировать умение сотрудничать;
– учить говорить, рассуждать;
– учить взаимодействовать в парах.
Урок носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей сформировано представление о взаимосвязи различных частей речи в предложении. Ребята развивали свое умение в выполнении тестов, нахождении различных частей речи в предложении, определении грамматической основы предложения, развивались навыки и умение поиска и характеристики орфограмм. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения цели урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока и постановка задач самими учащимися и применение мультимедийных компонентов, позволяющих сделать процесс познания более интересным и динамичным. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные, наглядные. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке применялись ИКТ-технологии, личностно-ориентированная, игровая. В рамках здоровьесбережения были проведены две физкультминутки (подвижная, для глаз).
Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, высказывали свое мнение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счет реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находится в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие детей.
Контроль осуществляется через учителя, самоконтроль. Знания учащихся будут оценены объективно.
Рефлексия учащихся дает осмысление учащихся и самооценку, позволяет учителю в дальнейшим планировать уроки с учетом интересов всех учащихся.
Я считаю, что на уроке были достигнуты поставленные цели, учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего обучения.
_________________________________________ ____ класс «____»
Вопрос № 1
Определи группу слов, которые обозначают действие предмета.
1. цветной, малиновый, известный
2. праздник, жаворонок, урожай
3. предлагает, заливает, кормит
Вопрос № 2
Выбери название части речи.
точка глагол корень
Вопрос № 3
Выбери имя прилагательное.
страшный объявить работа
Вопрос № 4
Выбери глагол.
интересный варенье подъехал
Вопрос № 5
Части речи – это:
1. существительное, прилагательное, глагол
2. подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
3. слово, предложение, словосочетание
Вопрос № 6
Выбери предлог.
мы под кто
Вопрос № 7
Выбери имя существительное.
вкусный яблоко читаем
Вопрос № 8
Слова, которые называют признак предмета, называются:
существительными глаголами прилагательными
Вопрос № 9
Выбери правильный ответ: “Имя существительное – это…”
1. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Вопрос № 10
Выбери только местоимения:
я он но мы мышь она на
Вопрос № 11
Что обозначают имена прилагательные?
предмет признак предмета действие предмета
infourok.ru
Части речи (повторение), 3 класс
Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.
2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
Оборудование: интерактивная доска
памятки по разбору частей речи
схемы разбора частей речи
разноуровневые задания на карточках
тесты
Тип урока: обобщение.
Методы: проблемный
частично – поисковый
наглядный
игровой
Формы работы: фронтальная
индивидуальная
групповая
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации
Ход урока
I. Вводно – мотивационный этап.
1. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Операционно – познавательный этап
1. Выход на тему и цель урока.
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)
(слайд № 1)
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы.
(Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака)
R: Итак: Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
б) Встречайте второго гостя
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие.
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)
(слайд № 1)
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
R: Итак: Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
в) Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)
(слайд № 1)
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
R: Итак: Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи)
Значит, что мы будем сегодня повторять?
2. Обобщение (работа в группах)
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали.
(Раздаю группам опорные схемы)
Имя существительное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
3.
Имя прилагательное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
Глагол
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд № 2)
R: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)
3. Каллиграфическая минутка.
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Посмотрите запись на доске.
весна – с
ранняя – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки.
спг гпс спг…
Какое соединение будет следующим?
4. Орфографическая минутка
Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы.
(Записываем предложение и выделяем орфограммы)
Наступила ранняя весна.
5. Физкультминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
Встали, вышли из – за парт.
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой.
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.
– О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
– Какие признаки весны были перечислены?
– Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
6. Закрепление изученного.
1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)
Проблемная ситуация
Даны слова: – Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)
– Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?
– Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
– Что объединяет все эти слова?
2) А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки (слайд № 3), которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.
Памятка по разбору частей речи (3 класс) (слайд № 3)
Имя существительное
Вопрос (кто? что?)
1. Одушевленное или неодушевлённое.
2. Собственное или нарицательное.
3. Род.
4. Число.
Имя прилагательное
Вопрос (какой? какая? какие?)
1. Число
2. Род (если в ед. числе).
Глагол
Вопрос (что делает? что делают?)
1. Число
2. Время
Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч.
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р.
Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр.
Проверка.
R: Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?
7.Проблемная ситуация
Даны слова: печь, пила, больной.
– Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
– Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
8. Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
– Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
– Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес – … , … .
– Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
9. Домашнее задание (слайд № 5)
1 уровень с. 185 упражнение 426
2 уровень с. 183 упражнение 422
3 уровень с. 186 упражнение 428
III. Этап контроля и рефлексии.
– Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
– Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
– А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение?
А сейчас проверим свои знания с помощью теста.
Тест по русскому языку (слайд № 6)
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выбери имена существительные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выбери прилагательные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выбери глаголы
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. (слайд № 7)
Ключ: 1 – а 4 – в
2 – б 5 – а
3 – в 6 – б Выставление оценок за тест.
Дополнительные задания
(на внимание, логику и сообразительность)
Игра «Дополни словечко»
Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов.
небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ?
человек – нос, слон – ? повысил – понизил, заплакал – ?
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку на тему: “Части речи” (3 класс)
Урок русского языка по теме: «Части речи» 01.02.2017
ФИО учителя: Балнова Елена Михайловна, МБОУ «Школа №48» города Рязани
Класс: 3 «Г»
Основная цель урока: Создать условия для развития умений определять, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам.
Цели:
Учебно-познавательные:
Узнать отличительные особенности частей речи.
Узнать алгоритм определения частей речи и способ действия по алгоритму.
Приобрести умение правильно определять части речи по алгоритму.
Создать условия для развития орфографической зоркости.
Обобщить знания о частях речи.
Учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету.
Развивать словарный запас детей.
Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
Воспитывающие:
Создать условия для воспитания прилежности, аккуратности.
Создать условия для воспитания интереса и любви к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
умение формулировать свою позицию;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
синтез;
решение учебных задач по аналогии;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре, в группе.
Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Форма проведения: деловая игра.
Методы обучения:
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (Т.Г. Рамзаева), тетради.
Оборудование:компьютер, презентация PowerPoint«Части речи», карточки для работы в группах, толковые словари С.И.Ожегова, лист самооценки.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.(2 мин)
– Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
– Девиз сегодняшнего урока: «Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
– Почему сегодня у нас такой девиз? (Открытие новых знаний)
– Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
– Вы готовы к работе? Тогда в путь!
– Пожелайте друг – другу удачи!
– Ребята, сегодня мы не просто учитель и ученики, мы – исследователи.А кто такой исследователь? Где мы можем это узнать? (Словарь Сергея Ивановича Ожегова)
(Дети ищут значение слова. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями)
– Правильно, исследователь – это ученый, прокладывающий новые пути. Это человек, изучающий научное явление. И мы с вами будем проводить исследования.
– Какими качествами должны обладать исследователи?
Быть очень внимательным
Должен уметь все слышать, видеть, наблюдать, исследовать.
– Итак,начнём!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности(6 мин)
ЦЕЛЬ: актуализация опыта и предыдущих знаний учащихся для постановки цели учебной деятельности.
– Проверим свои знания.(Фронтальная работа. Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы).
Вопросы:
1. Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)
2. Какие виды речи вы знаете? (Речь устная и письменная)
3.Что мы называем устной речью? (Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)
4. Что мы называем письменной речью? (Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)
5. Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)
6. Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)
7. Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Рефлексия:
1) Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
2) Кому было сложно справиться с вопросами?
Запишите число, классная работа.
2) Чистописание.Каждый исследователь должен быть очень внимательным.
– Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. В наш исследовательский центр поступила шифрограмма. Вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
На табличку ты внимательно и
Быстро посмотри.
Какая буква часто повторяется
Ты скорей найди!
У Ч Е Н И К ММ П М М ВРЕ Ш А Т Ь М М И Н Т Е Р Е С Н Ы Й В М М С О Ч И Н И Т Ь М Ж Ё Л Т Ы Й М МММ О К О Л ОТ М КД Е В О Ч К А Ш М М
– Правильно ли мы справились с первым заданием? (Проверка по щелчку).
– Буква М. Эту букву будем прописывать.
– Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).
– Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).
– Запишите М м всю строчку.Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.
3)Словарная работа
– А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Ученик, решать, интересный, сочинить, жёлтый, около, девочка)
– Что вы можете сказать об этих словах?(Они словарные)
– Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Молодцы!
3. Выявление места и причины затруднения и постановка учебной цели (проблема).(2 мин)
– Итак, в наш исследовательский центр поступилматериал из страны Грамматики для исследования. Мы получили огромную шкатулку, из которой посыпались слова. А знаете ли вы, сколько слов в русском языке? Получилась настоящая неразбериха. Что делать? Конечно, наводить порядок!
– А как? (Надо их как-то сгруппировать).
– Но можно ли на одну «полку» положить слова ученик ижёлтый, на другую сочинитьи около, на третью в идевочка?
– Будет ли порядок?(Нет)
– Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?(Разделить по группам, разрядам, классам).
– Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).
– Как можно назвать все эти группы? (Части речи)
– Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.(Части речи)
– Какова же цель нашего урока?(Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)
4. Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)
Цель этапа: планирование учебной деятельности.
– Для достижения цели, необходим план. План запишем на доске.
Коллективно разрабатываем план, опираясь на цель урока
– Знаем мы определение понятия часть речи, умеем ли классифицировать части речи по признакам? (Нет)
1. Узнаем.
– После того, как мы это узнаем, что мы будем делать? (Тренироваться)
2. Тренируемся.
– Мы поработаем в группах. А потом как мы будем работать? (Самостоятельно)
3. Работаем самостоятельно.
– Что мы подведем в конце урока? (Подведём итог нашей деятельности на уроке)
4. Подводим итог.
План появляется на доске:
1. Узнаем.
2. Тренируемся.
3. Работаем самостоятельно.
4. Подводим итог.
– Молодцы. Приступим к исследованию. Наведем порядок в стране Грамматика. И первое,что нужно сделать, составить портрет каждой части речи.
У нас работать будут четыре группы исследователей.
– Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:
– Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.
ЦЕЛИ:
во-первых, определить, какую часть речи вы будете исследовать.(Капитанам подойти и выбрать)(1 группа – имя существительное; 2 группа – имя прилагательное; 3 группа – глагол; 4 группа – предлог).
– во-вторых, прежде чем приступить к исследованию, учёный всегда выясняет, что ему известно по данному вопросу. Перед вами карточки с различными признаками групп слов, а также карточки с разными вопросами. Выберите те, что нужны вам и составьте кластер по выбранной части речи, который будет нашим помощником в дальнейшей работе.
– Чтобы составить кластер, нам нужно знать алгоритм определения части речи.
– Составим алгоритм изучения группы слов, по которому вы будете работать.
Алгоритм определения части речи
Обозначает…
Отвечает на вопросы…
– Выясните также чем является в предложении:
В предложении является…
Составьте правило о своей группе слов.
Приведите 2-3 примера данной части речи:
(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, служит для связи слов в предложении, отдельно не употребляется)
– Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.
5. Реализация построенного проекта. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (групповая работа)(10 мин)
– Приступаем к работе. Исследуйте свою часть речи.
(Дети крепят свои кластеры к доске).
Самопроверка.
-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.3, правило).
– Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследованийсделаем вывод, что называется частью речи?
(Часть речи – это группа слов, которая имеет общее значение и отвечает на одинаковые вопросы).
– Как узнать, какой частью речи является слово? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо определить, что обозначает слово и поставить к нему вопрос.)
– Обратимся к нашему кластеру. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы – это самостоятельные части речи. В предложении они выполняют роль членов предложения. А предлоги лишь им служат. Предлоги служат для связи слов в предложении. А значит их можно назвать… (служебные)
– Ребята, мы сегодня на уроке говорим лишь о четырех частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе и предлоге. Но есть и другие части речи, которые мы будем изучать скоро на уроках русского языка.
6.Физкультминутка. (1 мин)( Физкультминутка для глаз «Берегите зрение»).
– Мы много трудились, пора и отдохнуть.
7. Первичное закреплением с проговариванием во внешней речи.(4 мин)
– Итак,в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают.И называются эти группы слов части речи.
– А теперь наступило время использовать наши знания. Мы возвращаемся к нашему делу о случившейся неразберихе в стране Грамматике и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распределимслова, которые рассыпались из шкатулки по группам.
– Назовитеалгоритм определения части речи.
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
1 группа исследователей выбирает – имена существительные,
2 группа исследователей – имена прилагательные,
3 группа исследователей – глаголы,
4 группа исследователей – предлоги.
– Каждой группе исследователей надо выбрать слова своей части речи из следующих слов: по, бежал, на, за, над, чай, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, характер, французский, лимон, сладкий, узкая, от, до. По команде дети выходят к доске и крепят слова в нужный домик. Проверка.
– Молодцы, ребята. Справились с заданием, навели порядок в стране Грамматике. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам). Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
Цель: применить полученные знание в самостоятельной деятельности.
– Итак, уважаемые исследователи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Каждый из вас проведёт частное исследование..
Перед вами задания разного уровня. Выберете себе то задание, которое сможете выполнить.
Помните, что задание с красным кружочком – задание высокого уровня, задание с зелёным кружочком – среднего уровня, задание с жёлтым кружочком – низкого уровня.
Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.
– Пользуйтесь алгоритмом определения части речи:
Алгоритм определения части речи:
1. Выяснить, что обозначает слово.
2. На какие вопросы отвечает слово.
3. Определить часть речи.
Низкий уровень. Определить к какой части речи относятся слова: День, хорошая, друг, думает, смелый, под.
– Как вы определяли часть речи?
Средний уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
– Как вы находили лишнее слово?
Высокий уровень. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
Веселье – … , … .
Шум – … , … .
Игра – … , … .
– Как вы подбирали однокоренные слова?
Проверка со слайда.
– Сравните результаты с заданным эталоном.
– Кто выполнил задание без ошибок?
– Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2?
– В чем испытывали трудности?
9. Физкультминутка (1 мин)
– Мы много трудились, пора и отдохнуть.
(Физкультминутка для шейного отдела позвоночника: Поднять голову, прописать в воздухе носом тему нашего урока: «Части речи»).
10. Этап включения в систему знаний и повторений.(4 мин)
«Внимание исследователь –твой багаж знаний».
– Положите перед собой листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
красным – слова, обозначающие предмет;
зеленым – слова, обозначающие действия;
синим – слова, обозначающие признак;
желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
у | лень | ||||
труд | бежать | за | портит | ||
маленькое | на | ||||
рыбка | |||||
кормит | синее | ||||
вытащишь | красивый | ||||
без | большое | дело | |||
из | пруд | ||||
безделье | смотрит |
– Из данных слов составьте пословицы о труде.
– Проверьте свою работу.
(Труд кормит – лень портит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья).
11. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
– Вспомните, с каких слов мы начали урок? (С девиза урока: «Где есть желание, найдётся путь!»).
–Какова была цель урока? (Научиться определять части речи, классифицировать и приводить примеры частей речи по изученным признакам)
– Как вы считаете, поставленная цель была вами достигнута? (Ответы детей)
–Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
– Закончите фразы:
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.Сегодня я убедился в том, что…слова каждой части речи отличаются вопросами, на которые они отвечают, и тем, что они обозначают.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
– Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.
Лист самооценки
На уроке я работал активно – пассивно
Своей работой на уроке доволен – не доволен
За урок я не устал – устал
Моё настроение стало лучше – стало хуже
Материал урока мне был понятен – непонятен
лёгким –трудным
– Довольны ли вы своей работой?
-Что вызвало особый интерес?
12. Домашнее задание
Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи.
Повторить правила о частях речи на с.3 учебника «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой.
– Благодарю всех исследователей за работу!
multiurok.ru
Части речи. Русский язык, 3 класс: уроки, тесты, задания.
Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв- Предметы
- Русский язык
- 3 класс
-
Части речи. Обобщение и уточнение представлений
www.yaklass.ru