Задачи по математике 3 класс тест – Тест по математике (3 класс) по теме: математика . тесты. 3 класс | скачать бесплатно
Итоговый тест по математике за 3 класс
Итоговый тест по математике за 3 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. Каждый вариант состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 8 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 2 задания.
1 вариант
Часть А
А1. В каком ряду правильно записано выражение и его значение?
Сумму чисел 337 и 154 умножить на 2.
1) 337 + 154 · 2 = 645
2) (337 + 154) · 2 = 982
3) (337 − 154) · 2 = 336
4) 337 − 154 · 2 = 24
А2. Для решения какого уравнения нужно из уменьшаемого вычесть разность?
1) 154 − х = 99
2) х − 154 = 99
3) х + 99 = 154
4) 99 + х = 154
А3. Значение какого уравнения равно 0?
1) 25 : 5 ∙ 8 :4 : 10
2) 32 : 4 ∙ 6 − 9 ∙ 5
3) 7 ∙ 4 : 8 ∙ 0 ∙ 6
4) 6 ∙ 3 : 2 ∙ 5 − 40
А4. Какое уравнение решается умножением?
1) х ∙ 25 = 100
2) 25 ∙ х = 100
3) х : 25 = 100
4) 100 : х = 25
А5. Длина прямоугольника 12 см, а ширина 4 см. Найди его периметр.
1) 16 см
2) 48 см
3) 3 см
4) 32 см
А6. В каком ряду записано решение задачи?
Три ящика с яблоками весят 36 кг. Сколько весит один ящик с яблоками?
1) 36 ∙ 3 = 108 (кг)
2) 36 : 3 = 12 (кг)
3) 36 − 3 = 33 (кг)
4) 36 + 3 = 39 (кг)
А7. В каком выражении знак поставлен неверно?
1) 1 кг > 965 г
2) 6 дм 4 см = 64 мм
3) 59 см < 6 дм
4) 25 ч > 1 сут.
А8. Какая доля самая большая?
1) одна пятая
2) одна десятая
3) одна восьмая
4) одна вторая
Часть В
В1. Одна пятая часть отрезка равна 10 см. Чему равна длина всего отрезка?
1) 2 см
2) 5 см
3) 15 см
4) 50 см
В2. В каком примере ответ 14?
1) 91 : 7
2) 84 : 6
3) 90 : 6
4) 96 : 4
В3. Отметь число, в котором 6 единиц первого разряда, 3 единицы второго разряда и 8 единиц третьего разряда.
1) 638
2) 683
3) 836
4) 863
В4. Представь число 462 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 400 + 62
2) 460 + 2
3) 450 + 10 + 2
4) 400 + 60 + 2
Часть С
С1. В каком примере ответ 146?
1) 392 : 7
2) 584 : 4
3) 680 : 5
4) 876 : 6
С2. В каком ряду записано решение задачи?
В игре участвовали 12 команд, в каждой было 5 мужчин и 4 женщины. Сколько человек приняло участие в игре?
1) 12 + 5 + 4 = 21 (чел.)
2) (5 + 4) ∙ 12 = 108 (чел.)
3) 5 ∙ 12 + 4 ∙ 12 = 108 (чел.)
4) 5 ∙ 12 − 4 ∙ 12 = 12 (чел.)
2 вариант
Часть А
А1. В каком ряду правильно записано выражение и его значение?
Разность чисел 653 и 168 увеличить в 2 раза.
1) 653 − 168 ∙ 2 = 149
2) (653 − 168) ∙ 2 = 970
3) (653 − 168) ∙ 2 = 990
А2. Для решения какого уравнения нужно к вычитаемому прибавить разность?
1) 154 − х = 99
2) х − 154 = 99
3) х + 99 = 154
4) 99 + х = 154
А3. Значение какого уравнения равно 0?
1) 6 : 2 ∙ 5 ∙ 1 − 1
2) 4 ∙ 6 : 2 ∙ 3 ∙ 0
3) 24 − 24 : 6 ∙ 5 : 10
4) 18 : 9 ∙ 6 : 3 − 3
А4. Какое уравнение решается умножением?
1) х : 5 = 200
2) 200 : х = 5
3) х ∙ 5 = 200
4) 5 ∙ х = 200
А5. Длина прямоугольника 15 см, а ширина 3 см. Найди его периметр.
1) 18 см
2) 45 см
3) 5 см
4) 36 см
А6. В каком ряду записано решение задачи?
В 5 банках 20 кг мёда. Сколько весит одна банка мёда?
1) 20 ∙ 5 = 100 (кг)
2) 20 : 5 = 4 (кг)
3) 20 + 5 = 25 (кг)
4) 20 − 5 = 15 (кг)
А7. В каком выражении знак поставлен неверно?
1) 326 г < 1 кг
2) 5 дм 8 см = 58 мм
4) 20 сут. < 1 мес.
А8. Какая доля самая большая?
1) одна шестая
2) одна девятая
3) одна одиннадцатая
4) одна третья
Часть В
В1. Одна шестая часть отрезка равна 12 см. Чему равна длина всего отрезка?
1) 2 см
2) 6 см
3) 18 см
4) 72 см
В2. В каком примере ответ 12?
1) 65 : 5
2) 56 : 4
3) 60 : 5
4) 66 : 6
В3. Отметь число, в котором 7 единиц первого разряда, 5 единиц второго разряда и 3 единиц третьего разряда.
1) 753
2) 357
3) 375
4) 735
В4. Представь число 783 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 700 + 83
2) 780 + 3
3) 740 + 40 + 3
4) 700 + 80 + 3
Часть С
С1. В каком примере ответ 227?
1) 681 : 3
2) 908 : 4
3) 868 : 4
4) 717 : 3
С2. В каком ряду записано решение задачи?
На праздник сделали 15 подарков. В каждый подарок положили 3 апельсина и 4 яблока. Сколько всего фруктов положили в подарки?
1) 15 + 3 + 4 = 22 (ф)
2) 15 ∙ (3 + 4) = 105 (ф)
3) 3 ∙ 15 + 4 ∙ 15 = 105 (ф)
4) 4 ∙ 15 − 5 ∙ 15 = 15 (ф)
Ответы на итоговый тест по математике за 3 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-3
А4-3
А5-4
А6-2
А7-2
А8-4
В1-4
В2-2
В3-3
В4-4
С1-24
С2-23
2 вариант
А1-2
А2-2
А3-2
А4-1
А5-4
А6-2
А7-2
А8-4
В1-4
В2-3
В3-2
В4-4
С1-12
С2-23
testschool.ru
Тестовые задания по математике 3 класс
Итоговый тест для 3 класса
Итоговый тест
по математике
(разноуровневый)
К учебнику М.И.Моро и др.
«Математика. 3 класс»
(М.: Просвещение)
3 класс
Подготовила учитель начальных классов
Ковальских Татьяна Васильевна
МКОУ «Большелеушинская основная общеобразовательная школа»
2014 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая тестовая работа предназначена для итогового контроля знаний учащихся по разделам учебника «Математика» (3 класс, в 2 частях) авторов М.И.Моро и др.
Представленный тест позволяет педагогу выявить знания третьеклассников по темам года. Вопросы тестовых заданий разделены на три уровня сложности. Задания части А – базового уровня, части В – повышенного, части С – высокого уровня сложности. Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.
80 – 100% от максимальной суммы баллов – оценка “5”;
60 – 80 % – оценка “4”;
40 – 60 % – оценка “3”;
0 – 40 % – оценка “2”
На выполнение итогового теста отводится целый урок. Задания уровней А и В предполагают один правильный ответ, в заданиях уровня С может быть как один, так и несколько правильных ответов.
К тестовой работе предлагается “Ключ к тесту” с готовыми ответами. С его помощью ученики могут самостоятельно выполнить проверку своей работы.
Вариант 1
А1. В каком ряду правильно записано выражение и его значение?
Сумму чисел 337 и 154 умножить на 2.
1) 337 + 154 ∙ 2 = 645
2) (337 + 154) ∙ 2 = 982
3) (337 – 154) ∙ 2 = 336
4) 337 – 154 ∙ 2 = 24
А2. Для решения какого уравнения нужно из уменьшаемого вычесть разность?
1) 154 – х = 99
2) х – 154 = 99
3) х + 99 = 154
4) 99 + х = 154
А3. Значение какого уравнения равно 0?
1) 25 : 5 ∙ 8 :4 : 10
2) 32 : 4 ∙ 6 – 9 ∙ 5
3) 7 ∙ 4 : 8 ∙ 0 ∙ 6
4) 6 ∙ 3 : 2 ∙ 5 – 40
А4. Какое уравнение решается умножением?
1) х ∙ 25 = 100
2) 25 ∙ х = 100
3) х : 25 = 100
4) 100 : х = 25
А5. Длина прямоугольника 12 см, а ширина 4 см. Найди его периметр.
1) 16 см
2) 48 см
3) 3 см
4) 32 см
А6. В каком ряду записано решение задачи?
Три ящика с яблоками весят 36 кг. Сколько весит один ящик с яблоками?
1) 36 ∙ 3 = 108 (кг)
2) 36 : 3 = 12 (кг)
3) 36 – 3 = 33 (кг)
4) 36 + 3 = 39 (кг)
А7. В каком выражении знак поставлен неверно?
1) 1 кг >965 г
2) 6 дм 4 см = 64 мм
3) 59 см < 6 дм
4) 25 ч > 1 сут.
А8. Какая доля самая большая?
1) одна пятая
2) одна десятая
3) одна восьмая
4) одна вторая
В1. Одна пятая часть отрезка равна 10 см. Чему равна длина всего отрезка?
1) 2 см
2) 5 см
3) 15 см
4) 50 см
В2. В каком примере ответ 14?
1) 91 : 7
2) 84 : 6
3) 90 : 6
4) 96 : 4
В3. Отметь число, в котором 6 единиц первого разряда, 3 единицы второго разряда и 8 единиц третьего разряда.
1) 638
2) 683
3) 836
4) 863
В4. Представь число 462 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 400 + 62
2) 460 + 2
3) 450 + 10 + 2
4) 400 + 60 + 2
С1. В каком примере ответ 146?
1) 392 : 7
2) 584 : 4
3) 680 : 5
4) 876 : 6
С2. В каком ряду записано решение задачи?
В игре участвовали 12 команд, в каждой было 5 мужчин и 4 женщины. Сколько человек приняло участие в игре?
1) 12 + 5 + 4 = 21 (чел.)
2) ( 5 + 4) ∙ 12 = 108 (чел.)
3) 5 ∙ 12 + 4 ∙ 12 = 108 (чел.)
4) 5 ∙ 12 – 4 ∙ 12 = 12 (чел.)
Вариант 2
А1. В каком ряду правильно записано выражение и его значение?
Разность чисел 653 и 168 увеличить в 2 раза.
1) 653 – 168 ∙ 2 = 149
2) (653 – 168) ∙ 2 = 970
3) (653 – 168) ∙ 2 = 990
4) (653 – 168) + 2 = 487
А2. Для решения какого уравнения нужно к вычитаемому прибавить разность?
1) 154 – х = 99
2) х – 154 = 99
3) х + 99 = 154
4) 99 + х = 154
А3. Значение какого уравнения равно 0?
1) 6 : 2 ∙ 5 ∙ 1 – 1
2) 4 ∙ 6 : 2 ∙ 3 ∙ 0
3) 24 – 24 : 6 ∙ 5 : 10
4) 18 : 9 ∙ 6 : 3 – 3
А4. Какое уравнение решается умножением?
1) х : 5 = 200
2) 200 : х = 5
3) х ∙ 5 = 200
4) 5 ∙ х = 200
А5. Длина прямоугольника 15 см, а ширина 3 см. Найди его периметр.
1) 18 см
2) 45 см
3) 5 см
4) 36 см
А6. В каком ряду записано решение задачи?
В 5 банках 20 кг мёда. Сколько весит одна банка мёда?
1) 20 ∙ 5 = 100 (кг)
2) 20 : 5 = 4 (кг)
3) 20 + 5 = 25 (кг)
4) 20 – 5 = 15 (кг)
А7. В каком выражении знак поставлен неверно?
1) 326 г < 1 кг
2) 5 дм 8 см = 58 мм
3) 37 см > 3 дм
4) 20 сут. < 1 мес.
А8. Какая доля самая большая?
1) одна шестая
2) одна девятая
3) одна одиннадцатая
4) одна третья
В1. Одна шестая часть отрезка равна 12 см. Чему равна длина всего отрезка?
1) 2 см
2) 6 см
3) 18 см
4) 72 см
В2. В каком примере ответ 12?
1) 65 : 5
2) 56 : 4
3) 60 : 5
4) 66 : 6
В3. Отметь число, в котором 7 единиц первого разряда, 5 единиц второго разряда и 3 единиц третьего разряда.
1) 753
2) 357
3) 375
4) 735
В4. Представь число 783 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 700 + 83
2) 780 + 3
3) 740 + 40 + 3
4) 700 + 80 + 3
С1. В каком примере ответ 227?
1) 681 : 3
2) 908 : 4
3) 868 : 4
4) 717 : 3
С2. В каком ряду записано решение задачи?
На праздник сделали 15 подарков. В каждый подарок положили 3 апельсина и 4 яблока. Сколько всего фруктов положили в подарки?
1) 15 + 3 + 4 = 22 (ф)
2) ( 3 + 4) ∙ 15 = 105 (ф)
3) 3 ∙ 15 + 4 ∙ 15 = 105 (ф)
4) 4 ∙ 15 – 5 ∙ 15 = 15 (ф)
Ключ к тесту
Вариант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
В1
В2
В3
В4
С1
С2
1
2
1
3
3
4
2
2
4
4
2
3
4
2,4
2,3
2
2
2
2
1
4
2
2
4
4
3
2
4
1,2
2,3
Используемая литература:
Контрольно – измерительные материалы (КИМ): Математика. 3 класс / Составитель Т.Н.Ситникова. – 4-е изд.- М.: ВАКО, 2013 год
infourok.ru
Тесты по математике для 3 класса
Тесты по математике. 3 класс
Будьте внимательны! Желаем успехов!
1. Если число 6 увеличить в 9 раз, то получится…
А) 54
Б)56
В)58
2. Чему равен второй множитель, если первый множитель равен 4, а произведение 36?
А) 8
Б)7
В)9
3. Число 48 больше 6
А) в 4 раза
Б) в 6 раз
В )в 8 раз
4. Если число 12 увеличить в 5 раз, то получится…
А) 17
Б)60
В)75
5. Произведение каких чисел равно 15?
А) 15 и О
Б)10 и 5
В)1 и 15
6. Чему равна площадь квадрата со стороной 9 дм?
А) 81 кв.см
Б) 81 кв.дм
В) 81 кв.метр
7. Какое число делится на 6 без остатка?
А) 53
Б) 54
В )55
8. В каком выражении число 50 уменьшили на произведение чисел 18 и 3.
А) (50-18)х3
Б)50-18х3
В) 50-18:3
9. Укажи число в котором 8 сот., 3 дес., 1 ед.
А) 381
Б) 831
В) 318
10. Как называется пропущенный компонент действия ?
….-18=24
А)делимое
Б) уменьшаемое
В) вычитаемое
11. Укажи, в записи какого числа отсутствуют десятки.
А) 790
Б) 79
В) 709
12. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо:
а) длину умножить на ширину;
б) все стороны сложить;
в) сложить длину и ширину.
13. Выбери нужное действие для решения задачи:
В одну канистру входит 5 литров воды. Сколько литров воды потребуется для 3-х таких канистр ?
А)деление
Б)умножение
В) вычитание
14. Укажи число, которое больше числа 387 на 2 сотни.
А) 407
Б) 389
В) 587
15. Шнур длиной 12 метров разрезали на 3 равные по длине части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать?
А) 3
Б) 2
В) 6
16 .Найдите разность 315 и 110
А) 235 Б) 205 В) 105
17. Решением какого уравнения является число 25?
а)65 – х=50;
б)х :3 = 75;
в)75: х =3.
18. Сколько минут составляет 1\2 часа?
А) 30 мин;
Б) 50 мин;
В) 20 мин.
19. Сколько граммов в 1\5 килограмма?
А) 500г;
Б) 200г;
В) 50г.
20. Сколько сантиметров получится, если 1 м уменьшить на 1 см?
а) 9 см б) 11см в) 99см
21. .При каком значении х запись х : 8 > 4 будет верной
а) при х =32 б) при х = 16 в) при х = 40
22. Укажи, сумма каких чисел равна 770.
А) 1000 и 230;
Б) 170 и 700;
В) 460 и 310.
23. Найди сторону квадрата, периметр которого равен 32 см.
а) 8 см б) 32 см в) 16 см
24.
Какой остаток не может получиться при делении на 3?
А) 2;
Б) 5;
В) 1.
25. у Кати 18 марок, а у Лены столько же. Сколько всего марок у девочек?
А) 18;
Б) 39;
В)36.
——————————————————————————
26.На трёх страницах альбома по 8 марок, а на четвёртой странице- 3 марки. Сколько всего марок в альбоме?
Укажи верное решение:
А)8х3+3
Б)8х(3+1)+3
В) 8х3+1
27. Найди ошибку:
а) 1 ч 15 мин = 105 мин;
б) 2 сут = 28 час;
в) 2 мин = 120 сек.
28. Какое из утверждений верное:
а) 1/4 часа – 15 минут;
в) 1/12 года – 1 месяц;
б) 1/2 суток — 14 часов;
29. Какое из этих выражений неверное?
а)0: 1= 0;
б)6:0 = 0;
в)1 :1 =1.
30. Произведение каких чисел равно их частному?
А) 4 и 2
Б) 7 и 1
В) 9 и 3
31.Чему равен периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 9 см?
А) 54 см
Б) 63 см
В) 32 см
32.Если произведение чисел 9 и 3 увеличить на 16, то получится:
А) 19
Б) 28
В) 43
33.Укажи частное и остаток при делении числа 80 на 18:
а) 5 (ост.10)
б) 4 (ост.8)
в) 3 (ост.26)
34. Какой знак арифметического действия надо поставить вместо звёздочки, чтобы равенство стало верным?
120 * 4 = 980 – 950
а) + б) – г) :
35. в аквариуме 4 крупные рыбки, а мелких в 5 раз больше. Сколько всего рыбок в аквариуме?
А) 13;
Б) 24;
В) 20.
36. На сколько произведение чисел 10 и 2 больше их суммы?
А) на 8;
Б) на 4;
В) произведение и сумма этих чисел равны.
37. Найдите делимое, если делитель 10, а частное 35.
А) 35;
Б) 25;
В ) 350.
38. Найдите делимое, если делитель 15, частное 3, а остаток равен 2.
А) 47;
Б) 43;
В)33.
39. 10 минут – это … *
А) 100 секунд
Б) 600 секунд
В) 1000 секунд
40. Урок продолжается 40 минут, а перемена – 10 минут . Во сколько раз перемена короче урока?
А) в 4 раза;
Б) в 10 раз;
В) в 30 раз.
41. Чему равна разность чисел 451 и 103?
А) 358;
Б) 348;
В) 554.
42. Человек спит 1/3 суток. Сколько часов человек не спит?
А) 16 ч;
Б) 8 ч;
В) 21ч.
43. Вычислите: 170 + 320 – 200
А)490;
Б) 390;
В)290.
——————————————————————————————————–
44. вычислите: ( 610 + 20) : 7 : 90
А) 1;
Б) 10;
В) 0.
45.Для изготовления палаток купили два куска ткани длиной 45 м и 18 м. На изготовление одной палатки идёт 9 м такой ткани. Сколько палаток можно сшить из всей этой ткани?
А) 5;
Б) 9;
В) 7.
46.В саду посадили 4 ряда кустов смородины, по 12 кустов в каждом ряду и 5 рядов малины, по 20 кустов в каждом ряду. На сколько больше посадили кустов малины, чем смородины?
а) на 1;
б) на 148;
в) на 52 .
47. Площадь какой фигуры можно вычислить так: 5 х 4
а) квадрата со стороной 5см
б) прямоугольника со сторонами 4см и 5см
в) квадрата со стороной 4 см
48. Сумму чисел 29 и 16 разделите на 15. Сколько получится?
А) 2;
Б) 3;
В)1.
49) Вырази 918 см в метрах и сантиметрах.
А)90 м 18см;
Б) 9м 18см;
В)91м 8см.
50. Масса одной моркови 100г. Это в 3 раза меньше массы одной свёклы. Какова масса моркови и свёклы вместе?
А) 300 г;
Б) 197 г;
В) 400г.
doc4web.ru
В БЛОГАХ… еще… КОММЕНТАРИИ еще… Если мне ставили плюсы, значит интересно. И вообще, не смотрите мои работы. Спасибо Вам за поздравление, Ольга Михайловна! Действительно, это огромный труд!… Галина Геннадьевна, примите и мои поздравления. Аттестация – это огромный труд. Спасибо за поздравление, Светлана Михайловна! Однозначно, для меня это последняя… Спасибо Вам, Наталья Александровна! Хотелось бы живого общения с коллегами, в эт… Держитесь WD!Но пасаран! |
|
easyen.ru
Тесты по математике 3 класс к учебнику Моро
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Сборник тематических тестовых заданий разработан в соответствии с требованиями ФГОС начального образования к математической подготовке младших школьников. В нём представлены задания, позволяющие учителю оперативно вести изучение успешности освоения каждым третьеклассником программного материала, реализующего формирование основных предметных и метапредметных умений учащихся.
Пример из учебника
В области метапредметных умений предлагаемые тесты дают возможность проверять овладение учащимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, измерение, выбор верного варианта ответа, оценка способа решения учебной задачи, контроль и коррекция, распознавание математических объектов, определение истинности утверждений, умение делать выводы, применять полученные знания для решения разнообразных учебных задач.
С помощью тестов проверяется уровень усвоения третьеклассниками следующих наиболее важных предметных знаний и умений; знание результатов табличных случаев умножения и деления чисел, устных и письменных приемов вычислений с натуральными числами в пределах 1000, умение решать арифметические текстовые задачи, вычислять периметр и площадь прямоугольника и др.
Каждый тест представлен в двух одинаковых по трудности вариантах. К каждому тестовому заданию предлагается несколько вариантов ответа. Ученик, выбрав верный с его точки зрения ответ, ставит в нужной клеточке знак. Место и время проведения на уроке того или иного теста учитель определяет самостоятельно. В конце года учащимся предлагается итоговый тест, содержащий задания по основным вопросам программы по математике для 3 класса.
Содержание
Страничка для учителя 6
Тест 1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Вариант 1 8
Вариант 2 12
Тест 2. Выражение с буквой. Уравнение
Вариант 1 16
Вариант 2 19
Тест 3. Табличные случаи умножения и деления на 2, 3
Вариант 1 22
Вариант 2 24
Тест 4. Во сколько раз больше или меньше?
Вариант 1 26
Вариант 2 28
Тест 5. Табличные случаи умножения и деления на 4, 5, б, 7
Вариант 1 30
Вариант 2 32
Тест 6. Решение задач
Вариант 1 34
Вариант 2 36
Тест 7. Таблица умножения. Табличные случаи деления
Вариант 1 38
Вариант 2 40
Тест 8. Периметр и площадь
Вариант 1 42
Вариант 2 45
Тест 9. Доли
Вариант 1 48
Вариант 2 50
Тест 10. Окружность. Круг
Вариант 1 52
Вариант 2 54
Тест 11. Внетабличное умножение и деление
Вариант 1 56
Вариант 2 58
Тест 12. Деление с остатком
Вариант 1 60
Вариант 2 62
Тест 13. Чтение и запись трёхзначных чисел
Вариант 1 64
Вариант 2 66
Тест 14. Сравнение чисел
Вариант 1 68
Вариант 2 70
Тест 1 5. Устные приёмы сложения и вычитания
Вариант 1 72
Вариант 2 76
Тест 16. Письменные приёмы сложения и вычитания
Вариант 1 80
Вариант 2 82
Тест 17. Виды треугольников
Вариант 1 84
Вариант 2 86
Тест 18. Решение задач
Вариант 1 88
Вариант 2 90
Тест 19. Устные приёмы умножения и деления
Вариант 1 92
Вариант 2 97
Тест 20. Величины
Вариант 1 102
Вариант 2 106
Тест 21. Письменные приёмы умножения и деления
Вариант 1 110
Вариант 2 113
Тест 22. Итоговый
Вариант 1 116
Вариант 2 121
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Тест по математике на тему “Решение простых задач” (3 класс)
Тест «Решение задач»
1. Какая из задач решается так: 8:4=2?
А) Утят 4, цыплят 8. Во сколько раз больше цыплят, чем утят?
Б) Утят 4, цыплят 8. На сколько цыплят больше цыплят, чем утят?
В) Утят 4, цыплят 8. Во сколько раз меньше цыплят, чем утят?
Г) Утят 8, цыплят 2. Во сколько раз больше утят, чем цыплят?
2. Укажите верное решение задачи.
Посадили 12 тюльпанов, по 6 тюльпанов в каждом ряду. Сколько рядов?
А) 12•6=72
Б) 12:6=2
В) 12-6=6
Г) 12:2=6
3. Какая задача решается умножением?
А) 10 апельсинов разложили на 2 тарелки поровну. Сколько апельсинов на каждой тарелке?
Б) Посадили 12 тюльпанов в 2 ряда поровну. Сколько тюльпанов посадили в каждом ряду?
В) Высота каждого этажа дома 3 м. В доме 5 этажей. Чему равна высота дома?
Г) Делимое 12. Частное 3. Найди делитель.
4. Какими действиями можно решить задачу?
На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на 4 тарелках?
А) сложением
Б) вычитанием
В) умножением
Г) делением
5. Какая задача решается делением?
А) Купили 6 зеленых мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили?
Б) Купили 6 зеленых, а красных в 3 раза меньше. Сколько красных мячей купили?
В) Купили 6 зеленых мячей, а красных на 3 мяча больше. Сколько красных мячей купили?
Г) Купили 6 зеленых мячей, а красных на 3 мяча меньше. Сколько красных мячей купили?
6. Что не нужно знать, при решении данной задачи?
В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?
А) данные
Б) табличное умножение, деление
В) во сколько раз больше израсходовали муки
Г) условие
7. Какое пояснение ответа будет у данной задачи?
Нарисуй 10 кружков и 2 квадрата. Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?
А) в 5 раз больше квадратов, чем кружков
Б) на 5 раз меньше квадратов, чем кружков
В) в 5 раз меньше квадратов, чем кружков
Г) в 5 раз меньше кружков, чем квадратов
8. Укажите неверные ответы к задаче
Коля сделал 6 заданий по математике, это в 2 раза больше, чем по русскому языку. Сколько заданий выполнил Коля по русскому языку?
А) 12 заданий
Б) 3 задания
В) 8 заданий
Г) 4 задания
9. Сколько цыплят должно быть на рисунке, если решить эту задачу?
У хозяйки 15 утят, а цыплят в 3 раза меньше. Сколько цыплят у хозяйки?
А)
Б)
В)
Г)
10. На скворечник идет 7 дощечек. Хватит ли на два скворечника 15 дощечек?
А) хватит, но останется 3
Б) хватит, но останется 1
В) не хватит
Г) хватит, но останется 2
11. Сколькими способами можно решить эту задачу?
На дереве сидело 3 голубя, это в 3 раза меньше, чем ворон. Сколько ворон сидело на дереве?
А) двумя
Б) тремя
В) одним
Г) нельзя решить
12. Какая краткая запись будет верна к этой задаче?
Коля сделал 6 заданий по математике, это в 2 раза больше, чем по русскому языку? Сколько заданий выполнил Коля по русскому языку?
А) По математике- 6 зад.
По русскому яз. – ?, в 2 р. м.
Б) По математике – 6 зад., в 2 р. б.
По русскому яз.- ?
В) По математике – 6 зад.
По русскому яз. – ?, на 2 зад. м.
Г) По математике – 6 зад.
По русскому яз. – ?, на 2 зад. б.
13. Какое из буквенных выражений соответствует решению задачи?
Высота каждого этажа дома 3м. В доме 5 этажей. Чему равна высота дома?
А)
Б) a+b=c
В) a-b=c
Г) a•b=c
Ключи:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
А
Б
В
А,В
Б
В
В
А,В,Г
В
Б
В
А
Г
Аннотация к тесту
Данный тест составлен по теме «Решение задач на умножение и деление», для учащихся 3-х классов. Он может быть использован на уроках повторения, закрепления и контрольного тестирования.
Тест содержит 13 заданий, в каждом из которых 4 варианта ответа. На выполнение теста отводится 30-35 минут. Данный тест проверяет такие знания и умения, как: табличное умножение и деление, знание арифметических действий, способы решения задач.
Этот тест ориентирован на учебник М.И. Моро, 2 кл. 2ч. и 3кл. 1ч. Ответы к тесту прилагаются.
Тест позволяет педагогу оценить реальный запас знаний учащихся, выявить особенности усвоения учебного материала и построить дальнейшую работу с учетом полученных результатов.
infourok.ru
Задачи по математике 3 класс
Математика
3 класс
Задачи
У Лёвы, Гены, Васи, Толи и Миши были три барабана и две трубы.
Какой музыкальный инструмент был у каждого мальчика, если у Гены и Васи, а также у Лёвы и Толи были разные инструменты,
а у Гены и Левы – как у Миши?
На весах, которые находятся в равновесии, на одной чашке лежит 1 морковка и 2 одинаковые редиски.
На другой чашке – 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче: морковка или редиска?
У бабушки два внука: Коля и маленький Олег. Бабушка купила им 16 конфет и сказала Коле, чтобы он дал Олегу на 2 конфеты больше, чем взял себе. Как Коля должен разделить конфеты?
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?
Имеется перекрёсток двух дорог. Вдоль каждой из дорог, по одну сторону на этом перекрёстке надо посадить по 11 деревьев.
Каково наименьшее количество деревьев, которые можно посадить, выполняя это задание?
Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?
Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырёхэтажного дома живёт каждый из них?
В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Таня, Юра, Света и Лена.
Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Таня старше, чем Юра, а сумма лет Тани и Светы делится на 3?
Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека.
И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось?
Стоят двое. Один смотрит на юг, другой на север.
Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы, не употребляя зеркал или каких – либо приспособлений?
Полтора лимона стоят полтора рубля. Сколько стоят десять лимонов?
За книгу заплатили один рубль и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
Каждую минуту от бревна отпиливают метровый кусок. Во сколько минут распилят на такие куски бревно длиной 6 метров?
Даша и Маша получили в школе пятёрки: одна – по математике, другая – по чтению.
По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?
Два друга – Федя и Костя – получили в школе двойку и тройку.
Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки.
Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?
В школьном буфете Наташа, Яна и Алёна покупали пирожные – бисквитное с вареньем, бисквитное с кремом и трубочку с кремом. Кто что купил, если каждая девочка съела по одному пирожному,
Яна и Алёна любят пирожные с кремом, а Наташа и Алёна купили себе по бисквитному пирожному?
У трёх подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки – синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона.
У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета?
Бегемот тяжелее носорога, а носорог тяжелее быка. Кто из этих друзей самый лёгкий?
Вите, Пете и Андрею подарили по видеокассете: одну – с комедией, другую с веселыми мультфильмами,
а третью с фантастическим фильмом. Кто что получил в подарок, если известно, что Петя и Витя не любят смотреть мультфильмы,
а Андрей и Петя в процессе просмотра хохотали до упаду?
Три девочки – Таня, Катя и Марина – занимаются в трёх различных кружках – вышивки, танцев и хорового пения.
Катя не знакома с девочкой занимающейся танцами. Таня часто ходит в гости к девочке, занимающейся вышивкой.
Подружка Кати -–Марина, хочет в следующем году добавить к своим увлечениям занятия пением.
Кто из девочек чем занимается?
Миша, Коля и Настя решили помочь маме собрать урожай – смородину, крыжовник и вишню.
Каждый из них собирал что – то одно. Кто что собирал, если известно, что больше всего было собрано смородины,
Миша не собирал крыжовник, а Миша и Коля вдвоём набрали ягод меньше чем Настя?
Трое друзей – Игорь, Андрей и Владимир – имеют собак – овчарку, пуделя и добермана.
Игорь живет в одном подъезде с владельцем пуделя.
Доберман, выходя вечером гулять со своим хозяином, всегда очень радуется, встречая Владимира с его собакой,
но не переваривает пуделя и всегда злобно облаивает его при встрече. У кого из мальчиков какая собака?
У паука 4 пары ног, а у козлёнка 2 пары ног. На сколько ног меньше у козлёнка, чем у паука?
К числу 67 прибавить 2 однозначных числа и получить 75. Какие числа прибавили?
Разбей восемь восьмёрок на числа, которые в сумме дадут одну тысячу.
Если некоторые двузначные числа разделить на сумму его цифр, то в результате получится снова сумма цифр делимого.
Найти это число.
У Пети, Саши и Вовы было два ранца и один портфель.
У кого из мальчиков какой предмет был, если известно, что у Пети и Саши были одинаковые предметы?
У Марины, Кати и Нади было две ручки и один карандаш.
Какой предмет был у каждой девочки, если у Кати и Нади были разные предметы?
Что за число, на которое можно умножить и делить, но при этом множитель и делимое не изменяются?
На столе лежали две линейки. Жёлтая была длиннее зелёной на 2 см. Синяя короче зелёной на 3 см. Найти длину жёлтой линейки, если длина синей – 15 см.
В ряду 8 стульев. Маша села на пятое место слева, а Даша – на пятое место справа. Может быть они сели на один и тот же стул?
9 февраля был вторник. Какой день недели будет 25 февраля?
Квадрат стороной 5 см. Распилили на квадратики со стороной 1 см. Из полученных квадратов составили ленту. Какова длина ленты?
На участке дороги длиной 90 м. Школьниками поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 метров. Сколько деревьев должны посадить школьники?
10 насосов за 10 минут выкачивают 1 тонну воды. За сколько минут 20 таких насосов выкачивают 2 тонны воды?
Осёл, козёл и косолапый Мишка, за исполнение хорошей музыки, получили призы: мёд, сено и капусту.
Какой приз получил каждый музыкант, если осёл выбрал себе не сено и не капусту, а козёл тоже не взял себе капусту?
На одной чашке весов находятся две одинаковые коробки с макаронами, и стоит гиря в 4 кг., а на другой – 2 гири по 5 кг.
Весы в равновесии. Найдите массу каждой коробки.
Прямоугольник, стороны которого 8 и 5 см., разделили на одинаковые полосы шириной 1 см. Из этих полосок составили ленту. Найдите его длину.
Утуйаан лёг спать в субботу вечером в 22 часа, а проснулся в понедельник утром в 11 часов. Сколько времени спал этот засоня?
В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см. один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см. один от другого. Какой ряд длиннее?
Пояснительная записка.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Пояснительная записка
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.
План работы
со слабоуспевающими учащимися 3 класса
на 2016-2017 учебный год
№ | Тема урока | сроки |
1 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100.Табличное умножение и деление | сентябрь |
2 | Решение уравнений. | сентябрь |
3 | Буквы латинского алфавита. Обозначение геометрических фигур буквами. | сентябрь |
4 | Умножение и деление. Порядок выполнения | сентябрь |
5 | Умножение и деление. Порядок выполнения действий. Табличное умножение и деление. | октябрь |
6 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Табличное умножение и деление | октябрь |
7 | Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. | октябрь |
8 | Площадь. Единицы площади. Табличное умножение и деление | октябрь |
9 | Умножение на 1. | ноябрь |
10 | Умножение на 0. | ноябрь |
11 | Случаи деления вида а:а, а:1, 0:а. | ноябрь |
12 | Доли. Образование и сравнение долей. Решение задач на нахождение доли числа. | декабрь |
13 | Внетабличное умножение и деление. Умножение и деление вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3, 60 : 30. | декабрь |
14 | Внетабличное умножение и деление. Умножение вида 23 · 4, 4 · 23. Табличное умножение и деление | декабрь |
15 | Деление двузначного числа на однозначное вида 1669 : 3,78 : 2. Табличное умножение и деление | январь |
16 | Деление двузначного числа на двузначное вида 66 : 22,87 : 29. Табличное умножение и деление | январь |
17 | Решение уравнений на умножение и деление. | февраль |
18 | Деление с остатком. | февраль |
19 | Нумерация чисел в пределах 1000. | апрель |
20 | Увеличение числа в 10, 100 раз. | апрель |
21 | Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. | |
22 | Приемы письменного сложения трехзначных чисел. | апрель |
23 | Приемы письменного вычитания трехзначных чисел. Табличное умножение и деление | май |
24 | Умножение и деление. Приемы устных вычислений. | май |
25 | Умножение и деление. | май |
План работы с одарёнными учащимися
3 класса учителя начальных классов
Асылхановой С.Е
«Давайте, дети, учиться!»;
Ыбрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания им «Казахской хрестоматии», которой он посвятил три i ода (1876 -1879). Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту Ы.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ыбрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года.
Ыбырай Алтынсарин, как поэт,
И просветитель, своих лет.
Он, наш учитель, яркий свет,
Таких примеров, больше нет.
В семье богатых, проживал,
И грамоту, он с детства знал.
Всю истину, он понимал,
Всех бедных, он учится, звал.
Не легким, сложным был тот путь,
Народ, кочевий там, то тут.
Он объяснял, всем знаний суть,
Не знание тьма и трудный путь.
Он первый строил, школы всем,
И укреплял, доверие тем.
Кто сомневался, в нем тогда,
Отдал он знаний, все года.
Казах, оседлым в жизни стал,
Детей, учится, он отдал.
И книги, сам Ыбырай писал,
По ним учил и к свету звал.
Во многом он, талантлив, был,
Любил природу, свой народ.
Он укрепил всем, в знания тыл,
В единстве, он с народом жил.
Огромный вклад, он в степь принес,
Ведь знание, знаем, есть нам честь.
Гордимся, чтим мы Вас, ата,
В Вас интеллигентность, доброта.
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть 1.Текст. Типы текстов. Работа с деформированным текстом. | Сентябрь |
2.Предложение. Виды предложений. Предложение с обращением. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения. | Сентябрь |
3.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. | Сентябрь |
4.Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное. | Октябрь |
5.Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. | Октябрь |
2 четверть 1.Состав слова. Корень слова, окончание, основа, приставка, суффикс. | Ноябрь – декабрь |
2.Правописание частей слова. | Ноябрь – декабрь |
3.Имя существительное. | Декабрь |
План проведения индивидуальных занятий
со слабоуспевающими учащимися 3 класса
на 2 полугодие 2014/2015 учебного года
Предмет: русский язык.
Учитель: Ханюченко Н.А.
Учащиеся:
Киселев Денис.
Нескреба Максим.
Тематика занятий | Сроки реализации |
3 четверть 1.Род и число имен существительных. | Январь |
2.Склонение имен существительных. | Январь |
3.Падеж имен существительных. | Январь – февраль |
4.Упражнения в определении падежей. | Февраль |
5.Имя прилагательное. Значение и употребление имен прилагательных. | Февраль |
6.Род и число имен прилагательных. | Февраль – март |
7.Изменение имен прилагательных по падежам. | Март |
8.Местоимение. Личные местоимения. | Март |
9.Изменение личных местоимений по родам. | Март |
4 четверть 1.Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. | Апрель |
2.Неопределенная форма глагола. | Апрель |
3. Число и время глаголов. Изменение глаголов по временам. | Апрель |
4.Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. | Май |
5.Орфограммы. Письмо под диктовку. | Май |
6.Орфограммы. Работа над текстом. | Май |
Индивидуальная карта ученика
_____________________________________________________________
Класс_________
Предмет_______________________________________
Ф.И.О. учителя_______________________________________________
№ | Дата | Тема | Форма проведения | Виды заданий | Результат |
№ | Дата | Тема | Форма проведения | Виды заданий | Результат |
Тема:«Давайте, дети, учиться!»;
Цели и задачи классного часа:
ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.
развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.
воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.
Ход классного часа
1 Орг. Момент
2 Введение в тему
Просмотр видео Ыбрай Алтынсарин «В памяти предкам» «Культурное наследие»
– Ребята, скажите , пожалуйста о ком пойдет наш разговор?
Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.
В этом году Ыбраю Алтынсарину исполняется 175 лет. Поэтому наш классный час посвятим этой знаменательной дате.
3 Знакомство с биографией и творчеством педагога -новатора
1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.
В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.
Просмотр видео
– Что нового вы узнали об Алтынсарине?
Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.
В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.
Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.
Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.
Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.
-Какие произведения великого поэта вы знаете?
Творческая деятельность
Работа в группах
Создание книжек- малышек по сказкам Ы.Алтынсарина.
В заключении нашего классного часа я хочу провести небольшую викторину
Вопросы викторины:
• В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).
• Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).
• Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).
• В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)
• Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).
• Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).
• В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).
• Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)
• Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)
Муравей, паук и ласточка.
Сказеа
Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетет свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.
Рассказ «Чистый родник.»
Три путника встретились у одного родника.
Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
— Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели».
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
— Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись.
Третий – путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил:
— Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись
Рассказ «Садовые деревья.»
Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.
-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.
– Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе , – ответил отец.
– Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, – сказал сын.
– Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, – ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, – закончил отец
Сказка «Спор животных»
Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.
— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.
— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.
— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.
— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.
— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.
— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.
Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:
— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления…
Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.
Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.
Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
Ыбырай Алтынсарин, как поэт,
И просветитель, своих лет.
Он, наш учитель, яркий свет,
Таких примеров, больше нет.
В семье богатых, проживал,
И грамоту, он с детства знал.
Всю истину, он понимал,
Всех бедных, он учится, звал.
Не легким, сложным был тот путь,
Народ, кочевий там, то тут.
Он объяснял, всем знаний суть,
Не знание тьма и трудный путь.
Он первый строил, школы всем,
И укреплял, доверие тем.
Кто сомневался, в нем тогда,
Отдал он знаний, все года.
Казах, оседлым в жизни стал,
Детей, учится, он отдал.
И книги, сам Ыбырай писал,
По ним учил и к свету звал.
Во многом он, талантлив, был,
Любил природу, свой народ.
Он укрепил всем, в знания тыл,
В единстве, он с народом жил.
Огромный вклад, он в степь принес,
Ведь знание, знаем, есть нам честь.
Гордимся, чтим мы Вас, ата, В Вас интеллигентность, доброта.
kopilkaurokov.ru