Задача на скорость время расстояние – КОНСПЕКТ УРОКА по математике “ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ: СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)”
Задачи на скорость, время и расстояние: примеры и решение
Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени: за 1 секунду, за 1 минуту, за 1 час и так далее.
Разные объекты имеют разную скорость. Например, средняя скорость пешехода составляет 5 км в час, скорость велосипедиста – 12 км в час, а автомобиля – 80 км в час. При записи скорости, предлог в заменяют наклонной чертой – км/ч (например, 15 км/ч).
Если весь путь проходится с одинаковой скоростью, то такое движение называется равномерным. Далее будут рассмотрены задачи только на равномерное движение.
Нахождение скорости
Чтобы найти скорость по данному пути (расстоянию) и времени, надо путь разделить на время.
скорость = расстояние : время
Задача 1. Поезд проехал 320 км за 4 часа. Чему равна скорость поезда?
Решение: Чтобы найти скорость поезда, надо растояние, которое прошёл поезд (320 км), разделить на время поезда в пути (4 ч):
320 : 4 = 80 (км)
Ответ: Скорость поезда равна 80 км/ч.
Задача 2. Турист за 3 часа прошёл 12 км, а велосипедист за 2 часа проехал 24 км. Во сколько раз турист движется медленнее велосипедиста?
Решение: чтобы узнать во сколько раз скорость туриста меньше, чем у велосипедиста, надо узнать их скорость, разделив пройденные расстояния на затраченное время:
12 : 3 = 4 (км/ч) – скорость туриста
24 : 2 = 12 (км/ч) – скорость велосипедиста
Теперь осталось узнать на сколько медленнее движется турист, для этого надо большее число разделить на меньшее:
12 : 4 = 3
Ответ: Турист движется в 3 раза медленнее, чем велосипедист.
Нахождение времени
Чтобы найти время по данному расстоянию и скорости, надо расстояние разделить на скорость.
время = расстояние : скорость
Задача: Лодка преодолела путь в 100 км со скоростью 20 км/ч. Сколько времени плыла лодка?
Решение:
100 : 20 = 5 (ч)
Ответ: Лодка плыла 5 часов.
Нахождение расстояния
Чтобы найти расстояние по данным скорости и времени, надо скорость умножить на время.
расстояние = скорость · время
Задача: Грузовик ехал 12 часов со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние проехал грузовик за это время?
Решение:
70 · 12 = 840 (км)
Ответ: Грузовик за 12 часов проехал 840 км.
naobumium.info
Скорость, время, расстояние. Задачи по математике 3 класс
Задачи для 3 класса
Числа от 1 до 100
Контрольные работы
Тесты. 3 класс.
Примеры, уравнения
Задачи по математике для 3 класса
Задание 1
Автомобиль проехал 180 км за 3 часа.С какой скоростью он ехал?
Решение
- Всё время движения автомобиля – 3 часа, а пройденый путь – 180 км. Значит за один час он проезжал 180:3=60. Его скорось 60км/ч
Задание 2
Миша прошол на лыжах 80 м за 20 с,а Игорь 45 м за 15 с. Кто из них шёл быстрее?
РешениеМиша затратил больше времени, чем Иигорь,но он и прошёл больше расстояние. Чтобы узнать, кто шёл быстрее,надо сравнить расстояния которий каждый из ребят проходил за одну секунду: 80:20=4 45:15=3. Миша за одну секунду проходил 4 м, а Игорь только 3 м.Значит, Миша шёл быстрее, или с большей скоростью. Говорят так: Миша шёл 4 м в секунду,а Игорь 3 м в секунду.
80 : 20 = 4(м), 45 : 15 = 3(м)
Задание 3
- Объясни смысл предложений:
- а) Самолёт летит со скоростью 800 км/ч.
- б) Скорость теплохода 45 км/ч.
- в) Человек идёт со скоростью 4 км/ч.
- г) Меч-рыба развивает скорость 100 км/ч.
- д) Земля движется по орбите со скоростью 30 км/с.
- е) Черепаха ползёт со скоростью 4 м/мин.
- ж) Поезд идёт со скоростью а км/ч. Какие значения может принимать а?
- Можно ли сравнить скорость движения человека со скоростью черепахи?
Решение
- а) Самолёт пролетает за 1 час 800км.
- б) Теплоход проплывает за 1 час 45км.
- в) Человек проходит за 1 час 4км.
- г) Меч-рыба развивает скорость 100 км/ч.
- д) Земля преодолевает расстояние в 30км. за 1 секунду.
- е) Черепаха проползает 4метра за 1 минуту
- ж) а может быть целым положительным числом
- Скорость черепахи можно сравнить со скоростью человека, если выразить эту скорость в одинаковых величинах, например км/ч
Задание 4
- Найди:
- а) Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с.
- б) Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч.
- в) Скорость плота на реке, если он за 4 ч проплыл 16 км.
- г) Скорость автобуса, если он прошёл 120 км за 3 ч.
- д) Скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 ч.
Решение
- а) Скорость корабля 7 км/с
- б) Скорость улитки 5м/ч
- в) Скорость плота 4км/ч
- г) Скорость автобуса 40км/ч
- д) Скорость велосипеда 18км/ч
Задание 5
Решение
- Мальчик идет со скоростью 4км/ч
- Велосипедист едет со скоростью 18км/ч
- Электричка едет со оскоростью 90км/ч
- Скорость машины 60км/ч
- Скорость автобуса 45км/ч
- Скорость ракеты 6км/с
- Скорость самолета 900км/ч
Задание 6
Решение
- Волга едет со скоростью 100км/ч
- Жигули едут со скоростью 90км/ч
- Запорожец едет со скоростью 50км/ч
Задание 7
- а) Поезд прошёл 224 км за 4 часа. Его скорость в 3 раза меньше скорости вертолёта. Какова скорость вертолёта?
- б) Плот проплыл 27 км за 9 ч, а моторная лодка — 24 км за 2 ч. У кого из них скорость больше и на сколько?
Решение
- а) Скорость вертолета 168км/ч. Скорость поезда – 224 : 4 = 56км/ч, скорость вертолета в 3 раза больше поэтому 56 * 3 = 168.
- б) Скорость больше у моторной лодки на 9км/ч. Скорость плота 3км/ч = 27 : 9. Моторной лодки 12км/ч = 24 : 2. Значит 12-3=9.
Задание 8
5 ч 6 мин | 56 мин |
9 мин 20 с | 560 с |
1 сут. 15 ч | 115 ч |
108 мин | 1ч8мин |
734с | 7мин 34 с |
206ч | 2 сут. 6ч |
Решение:
5 ч 6 мин > 56 мин 9 мин 20 с = 560 с 1 сут. 15 ч < 115 ч 108 мин > 1ч8мин 734с > 7мин 34 с 206ч > 2 сут. 6ч
Задание 9
- а) Грузовая машина за 8 ч прошла 280 км, а легковая машина это же расстояние — за 4 ч. Во сколько раз скорость грузовой машины меньше скорости легковой?
- б) Велосипедист за 3 ч проехал 57 км, а мотоциклист за 2 ч проехал на 71 км больше. На сколько километров в час скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста?
Решение
- a) Сначала узнаем скорость грузовика 280 : 8 = 35км/ч. Затем скорость легковой машины 280 : 4 = 70км/ч. Чтобы узнать во сколько раз скорость грузовой машины меньше чем легковой нужно скорость грузовой разделить на скорость легковой: 70 : 35 = 2. Ответ: В 2 раза.
- б) Сначала узнаем скорость велосипедиста 57 : 3 = 19км/ч. Узнаем сколько проехал мотоциклист 57 + 71 = 128км. Узнаем скорость мотоциклиста 128 : 2 = 64км/ч. Узнаем разницу в скорости велосипедиста и мотоциклиста 64 – 19 = 45км/ч.
Ответ: 45км/ч.
Задание 10
Придумай задачу, в которой надо найти скорость по известному расстоянию и времени, и реши её.
Решение Задача:
- Из пункта а вышел поезд. Через 4 часа поезд прибыл в пункт б. Какова скорость поезда если расстояние от пункта а до пункта б 360км.
Решение задачи:- 360 : 4 = 90км/ч. Скорость поезда 90км/ч.
Задание 11
Запиши множество делителей и множество кратных числа 14.
Решение
- Множество делителей: 1, 2, 7, 14.
- Множество кратных: 14, 28, 42, 56, 70, 84, 98, 102, 116, 130, 144, и так до бесконечности.
Задание 12
Реши уравнения с комментированием по компонентам действий:
- а) (40 • х): 10 = 28;
- б) у : 9 – 28 = 32;
- в) 39 + 490 : k = 46;
- г) (25 – а) • 7 = 63.
Решение
- а) Сначала узнаем значение выражения в скобках(40 • х) для этого надо 28 * 10 = 280, вычислем значение x = 280 : 40 = 70. x = 70.
- б) Сначала узнаем значение y : 9 для этого 32 + 28 = 60; узнаем значение y для этого 9 * 60 = 540.
- в) Сначала узнаем значение 490 : k для этого 46 – 39 = 7; что бы узнать значение k нужно 490 : 7 = 70. k = 70.
- г) Сначала узнаем значение выражения в скобках(25-а) для этого 63 : 7 = 9; Вычисляем значение а для этого 25 – 9 = 16. а равно 16.
Задание 13
Выполни сложение и вычитание. Сделай проверку:
- а) 547923 + 83699221;
- б) 483567823 + 998430;
- в) 4758036-50854;
- г) 2666990000 – 89607787.
Решение - а) 84247144; проверка: 84247144 – 83699221 = 547923.
- б) 484566253; проверка: 484566253 – 483567823 = 998430.
- в) 4707182; проверка: 4707182 + 50854 = 4758036.
- г) 2577382213; проверка: 2577382213 + 89607787 = 2666990000.
Задание 14
По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. Подошли 3 утёнка и 4 козлёнка. Сколько ног гуляет теперь по двору?
Три утенка – это еще 6 ног, 4 козленка – это еще 16 ног потому что у козленка 4 ноги 4 * 4 =16. Теперь слаживаем все ноги: 22 + 6 + 16 = 44.
Ответ: 44 ноги гуляло по двору.
На странице использованы задачи и задания из книги Л. Г. Петерсон «Математика. 3 класс. Часть3.» 2008г. Ссылка на сайт автора: http://www.sch3000.ru
Простые задачи
Составные задачи
mat-zadachi.ru
Текстовые задачи. Задачи на движение с решениями
Задачи на движение с решениями
перейти к содержанию курса текстовых задач
- Первый турист проехал 2 ч на велосипеде со скоростью 16 км/ч. Отдохнув 2 ч, он отравился дальше с прежней скоростью. Спустя 4 ч после старта велосипедиста ему вдогонку выехал второй турист на мотоцикле со скоростью 56 км/ч. На каком расстоянии от места старта мотоциклист догонит велосипедиста? Решение
- Из пункта A в пункт B отправились три машины друг за другом с интервалом в 1 ч. Скорость первой машины равна 50 км/ч, а второй — 60 км/ч. Найти скорость третьей машины, если известно, что она догнала первые две машины одновременно. Решение
- Поезд был задержан в пути на 12 мин, а затем на расстоянии 60 км наверстал потерянное время, увеличив скорость на 15 км/ч. Найти первоначальную скорость поезда. Решение
- Расстояние между станциями A и B равно 103 км. Из A в B вышел поезд и, пройдя некоторое расстояние, был задержан, а потому оставшийся до B путь проходил со скоростью, на 4 км/ч большей, чем прежняя. Найти первоначальную скорость поезда, если известно, что оставшийся до B путь был на 23 км длиннее пути, пройденного до задержки, и что на прохождение пути после задержки было затрачено на 15 мин больше, чем на прохождение пути до нее. Решение
- Скорость автомобиля по ровному участку на 5 км/ч меньше, чем скорость под гору, и на 15 км/ч больше, чем скорость в гору. Дорога из A в B идет в гору и равна 100 км. Определить скорость автомобиля по ровному участку, если расстояние от A до B и обратно он проехал за 1 ч 50 мин. Решение
- Автобус проходит расстояние между пунктами A и B по расписанию за 5 ч. Однажды, выйдя из A, автобус был задержан на 10 мин в 56 км от A и, чтобы прибыть в B по расписанию, он должен был оставшуюся большую часть пути двигаться со скоростью, превышающей первоначальную на 2 км/ч. Найти скорость движения автобуса по расписанию и расстояние между пунктами A и B, если известно, что это расстояние превышает 100 км. Решение
- Поезд проходит мимо платформы за 32 с. За сколько секунд поезд проедет мимо неподвижного наблюдателя, если длина поезда равна длине платформы? Решение
- Два поезда отправляются навстречу друг другу с постоянными скоростями, один из А в В, другой из В в А. Они могут встретиться на середине пути, если поезд из А отправится на 1,5 ч раньше. Если бы оба поезда вышли одновременно, то через 6 ч расстояние между ними составило бы десятую часть первоначального. Сколько часов каждый поезд тратит на прохождение пути между А и В? Решение
- От пристани А одновременно отправились вниз по течению катер и плот. Катер спустился вниз на 96 км, потом повернул обратно и вернулся в А через 14 ч. Найти скорость катера в стоячей воде и скорость течения, если известно, что катер встретил плот на обратном пути расстоянии 24 км от А. Решение
- Пункт В находится по реке ниже пункта А. В одно и то же время из пункта А отплыли плот и первая моторная лодка, а из пункта В – вторая моторная лодка. Через некоторое время лодки встретились в пункте С, а плот за это время проплыл третью часть пути от А до С. Если бы первая лодка без остановки доплыла до пункта В, то плот за это время прибыл бы в пункт С. Если бы из пункта А в пункт В отплыла вторая лодка, а из пункта В в пункт А – первая лодка, то они встретились бы в 40 км от пункта А. Какова скорость обеих лодок в стоячей воде, а также расстояние между пунктами А и В, если скорость течения реки равна 3 км/ч? Решение
- Два тела, двигаясь по окружности в одном направлении, встречаются через каждые 112 мин, а двигаясь в противоположных направлениях – через каждые 16 мин. Во втором случае расстояние между телами уменьшилось с 40 м до 26 м за 12 с. Сколько метров в минуту проходит каждое тело и какова длина окружности? Решение
- Две точки, двигаясь по окружности в одном направлении, встречаются каждые 12 мин, причем первая обходит окружность на 10 с быстрее, чем вторая. Какую часть окружности проходит за 1 с каждая точка? Решение
- Два тела движутся навстречу друг другу из двух точек, расстояние между которыми 390 м. Первое тело прошло в первую секунду 6 м, а в каждую последующую секунду проходило на 6 м больше, чем в предыдущую. Второе тело двигалось равномерно со скоростью 12 м/c и начало движение спустя 5 с после первого. Через сколько секунд после того, как начало двигаться первое тело, они встретятся? Решение
Задачи для самостоятельного решения
- Дорога от A до D длиной в 23 км идет сначала в гору, затем — по ровному участку, а потом — под гору. Пешеход, двигаясь из A в D, прошел весь путь за 5 ч 48 мин, а обратно, из D в A, — за 6 ч 12 мин. Скорость его движения в гору равна 3 км/ч, по ровному участку — 4 км/ч, а под гору — 5 км/ч. Определить длину дороги по ровному участку. Ответ: 8 км
- В 5 ч утра со станции A вышел почтовый поезд по направлению к станции B, отстоящей от A на 1080 км. В 8 ч утра со станции B по направлению к A вышел пассажирский поезд, который проходил в час на 15 км больше, чем почтовый. Когда встретились поезда, если их встреча произошла в середине пути AB? Ответ: в 5 ч дня
- Из пункта A впунктB отправились три велосипедиста. Первый из них ехал со скоростью 12 км/ч. Второй отправился на 0,5 ч позже первого и ехал со скоростью 10 км/ч. Какова скорость третьего велосипедиста, который отправился на 0,5 ч позже второго, если известно, что он догнал первого через 3 ч после того как догнал второго? Ответ: 15 км/ч
- Два поезда — товарный длиной в 490 м и пассажирский длиной в 210 м — двигались навстречу друг другу по двум параллельным путям. Машинист пассажирского поезда заметил товарный поезд, когда он находился от него на расстоянии 700 м; через 28 с после этого поезда встретились. Определить скорость каждого поезда, если известно, что товарный поезд проходит мимо светофора на 35 с медленнее пассажирского. Ответ: 36 км/ч; 54 км/ч
- Турист A и турист B должны были выйти одновременно навстречу друг другу из поселка M ипоселкаN соответственно. Однако турист A задержался и вышел позже на 6 ч. При встрече выяснилось, что A прошел на 12 км меньше, чем B. Отдохнув, туристы одновременно покинули место встречи и продолжили путь с прежней скоростью. В результате A пришел в поселок N через 8 ч, а B пришел в поселок M через 9 ч после встречи. Определить расстояние MN и скорости туристов. Ответ: 84 км; 6 км/ч; 4 км/ч.
- Пешеход, велосипедист и мотоциклист движутся по шоссе в одну сторону с постоянными скоростями. В тот момент, когда пешеход и велосипедист находились в одной точке, мотоциклист был на расстоянии 6 км позади них, а тот момент, когда мотоциклист догнал велосипедиста, пешеход отстал от них на 3 км. На сколько километров велосипедист обогнал пешехода в тот момент, когда пешехода настиг мотоциклист? Ответ: 2 км
- Два туриста вышли одновременно из пункта A в пункт B.Первый турист проходил каждый километр на 5 мин быстрее второго. Пройдя 20% расстояния от A до B, первый турист повернул обратно, пришел в A, пробыл там 10 мин, снова пошел в B и оказался там одновремен-
но со вторым туристом. Определить расстояние от A до B, если второй турист прошел его за 2,5 ч. Ответ: 10 км - Рыбак проплыл на лодке от пристани против течения 5 км и возвратился обратно на пристань. Скорость течения реки равна 2,4 км/ч. Если бы рыбак греб с той же силой в неподвижной воде озера на лодке с парусом, увеличивающим скорость на 3 км/ч, то он за то же время проплыл бы 14 км. Найти скорость лодки в неподвижной воде. Ответ: 9,6 км/ч
- Моторная лодка проплыла по озеру, а потом спустилась вниз по реке, вытекающей из озера. Расстояние, пройденное лодкой по озеру, на 15% меньше расстояния, пройденного по реке. Время движения лодки по озеру на 2% больше, чем по реке. На сколько процентов скорость движения лодки вниз по реке больше скорости движения по озеру? Ответ: на 20%
- Турист проплыл в лодке по реке из города A в город B и обратно, затратив на это 10 ч. Расстояние между городами равно 20 км. Найти скорость течения реки, зная, что турист проплывал 2 км против течения реки за такое же время, как 3 км по течению. Ответ: 5/6 км/ч
- По окружности длиной 60 м равномерно в одном направлении движутся две точки. Одна из них совершает полный оборот на 5 с быстрее другой. При этом совпадение точек происходит каждый раз через 1 мин. Определить скорости точек. Ответ: 4 м/с; 3 м/с.
- Из точек A и B одновременно начали двигаться два тела навстречу друг другу. Первое в первую минуту прошло 1 м, а в каждую последующую проходило на 0,5 м больше, чем в предыдущую. Второе тело проходило каждую минуту по 6 м. Через сколько минут оба тела встретились, если расстояние между A и B равно 117 м? Ответ: через 12 мин.
- Два приятеля в одной лодке прокатились по реке вдоль берега и вернулись по одной и той же речной трассе через 5 ч с момента отплытия. Протяженность всего рейса составила 10 км. По их подсчетам получилось, что на каждые 2 км против течения в среднем потребовалось столько же времени, сколько на каждые 3 км по течению. Найти скорость течения реки, а также время проезда туда и время проезда обратно. Ответ: 5/12 км/ч; 2 ч и 3 ч.
Метки движение, текстовые задачи. Смотреть запись.
www.itmathrepetitor.ru
Задачи на движение с решениями
В задачах на движение рассматриваются три взаимосвязанные величины:
S – расстояние (пройденный путь),
t – время движения и
V – скорость – расстояние, пройденное за единицу времени.
- Расстояние – это произведение скорости на время движения;
S = V t
- Скорость – это расстояние, которое тело проходит за единицу времени;
- Скорость – это частное от деления расстояния на время движения;
V = S / t
- Время – это частное от деления расстояния на скорость движения
t = S / V
Какие могут быть ситуации?
Ситуация первая
Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.
Встречное движение.
Ситуация вторая
Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.
Движение в противоположных направлениях из одного пункта
Ситуация третья
Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении.
При решении этих задач надо использовать понятия «скорость сближения» и « скорость удаления».
ЗАДАЧА 1
В данный момент расстояние между двумя таксистами 345 км. На каком расстоянии будут находиться таксисты через два часа, если скорость одного 72 км /ч., а другого -68 км /ч., и они выезжают навстречу друг другу одновременно?
Первый способ решения
1) 72 + 68 =140 (км /ч.) – скорость сближения таксистов.
2) 140 * 2 = 280 (км) – на такое расстояние таксисты приблизятся друг к другу за 2 часа.
3) 345 – 280 = 145 (км) – на таком расстоянии будут таксисты через 2 часа.
Ответ: 145 км.
Второй способ решения
1) 72 * 2 =144 (км) – такое расстояние проедет один таксист за 2 часа.
2) 68 * 2 = 136 (км) – такое расстояние проедет другой таксист за 2 часа.
3) 144+ 136 =280 (км) – на такое расстояние таксисты приблизятся друг к другу за 2 часа.
4) 345 – 280 = 145 (км) – на таком расстоянии будут таксисты через 2 часа.
Ответ: 145 км.
ЗАДАЧА 2
Расстояние между городами А и В 720км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км /ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел
пассажирский поезд со скоростью 60 км /ч. Через сколько часов после выхода пассажирского поезда эти поезда встретятся?
Решение
1) 80*2=160(км) -прошёл скорый поезд за 2 часа.
2) 720-160=560(км) -осталось пройти поездам.
3) 80+60=140(км/ч) -скорость сближения 2 поездов.
4) 560:140=4(ч) -был в пути пассажирский поезд.
Ответ: 4часа.
ЗАДАЧА 3
Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса. Скорость одного автобуса 45 км /ч, а скорость другого автобуса 72 км /ч. Первый автобус до встречи проехал 135км.
Найдите расстояние между пунктами.
Решение
Первый способ решения
1) 135 : 45 = 3 (часа) – ехали автобусы до встречи.
2) 72 * 3 = 216 (км) – проехал второй автобус до встречи.
3) 135 + 216 = 351 (км) – расстояние между пунктами.
Ответ: 351 км.
Второй способ решения
1) 135 : 45 = 3 (часа) – ехали автобусы до встречи.
2) 45 +72 = 117 (км/ ч.). – скорость сближения автобусов .
3) 117 * 3 = 351 (км) – расстояние между пунктами.
Ответ: 351 км.
Что такое скорость сближения?
ЗАДАЧА 4
Машина и автобус выехали из двух городов, находящихся на расстоянии 740 км навстречу друг другу со скоростями 70 км/ч и 50 км/ч. Какое расстояние будет между машинами через 5 часов?
Решение
Первый способ решения
1) 50 * 5 = 250 (км) – проедет машина до встречи.
2) 70 * 5 = 350 (км) – проедет автобус до встречи.
3) 250 + 350 = 600 (км) – на такое расстояние они приблизятся друг к другу.
4) 740 -600 = 140 (км) – такое расстояние будет между ними через 5 часов.
Ответ: 140 км.
Второй способ решения
1) 50 + 70 = 120 (км /ч.) – скорость сближения автобуса и машины.
2) 120 * 5 = 600 (км) – на такое расстояние они приблизятся друг к другу.
3) 740 – 600 = 140 (км) – такое расстояние будет между ними через 5 часов.
Ответ: 140 км.
ЗАДАЧА 5
Две гоночные машины выехали навстречу друг другу. Расстояние между ними было 660 км. Одна ехала со скоростью 100 км/ч, а другая 120 км/ч. Через какое время они встретятся?
Решение
1) 100+120=220(км/ч)- скорость сближения машин .
2) 660:220=3(ч) -через такое время встретятся гоночные машины.
Ответ: через 3 часа.
ЗАДАЧА 6
Из одного логова одновременно в противоположных направлениях выбежало два тигра. Скорость одного тигра 48 км / ч., а другого – 54 км ч. Какое расстояние будет между тиграми через 3 часа?
Решение
Первый способ решения
1) 48 * 2 = 96 (км) – пробежит один тигр за 2 часа.
2) 54 * 2 = 108 (км) – пробежит другой тигр за 2 часа.
3) 96 + 108 = 204 (км) – будет между тиграми через 2 часа.
Ответ: 204 км.
Второй способ решения
1) 48 + 54 =102 (км /ч.) – скорость удаления тигров.
2) 102 * 2 =204 (км) – будет между тиграми через 2 часа.
Ответ: 204 км.
ЗАДАЧА 7
Максим и Саша вышли из школы со скоростью 50 м/мин. Рома вышел вслед за ними через 6 минут со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут Рома догонит Максима и Сашу?
Решение
1) 80 – 50 = 30 (км /ч.) –скорость сближения мальчиков.
2) 50 * 6 = 300 (км) – такое расстояние было между мальчиками перед выходом из школы Ромы.
3) 300 : 30 = 10 (мин.) – через такое время Рома догонит друзей.
Ответ: через 10 мин.
ИТОГИ
1) При решении задач на движении двух объектов применяются понятия «скорость сближения» и «скорость удаления».
2) При решении задач на встречное движение и движение в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления находятся сложением скоростей движущихся объектов.
3) При решении задач на движение в одном направлении скорость сближения и скорость удаления находятся вычитанием скоростей движущихся объектов.
iumka.ru
Математика: Простые задачи на движение
S – расстояние (путь); измеряется в км, м и т. д.
V – скорость (расстояние, преодолеваемое за единицу времени); измеряется в км/ч, м/мин и т.д.
t – время; измеряется в часах, минутах и т.д.
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время:
S = V • t
Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время:
V = S : t
Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость:
t = S : V
Пример 1. Задача на нахождение расстояния
Автомобиль двигается со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 7 ч?
Схема к задаче:
Решение:
S = V • t
65 • 7 = 455 (км)
Ответ: 455 км.
Пример 2. Задача на нахождение скорости:
За 3 часа поезд проехал 195 км. С какой скоростью ехал поезд?
Схема к задаче:
Решение:
V = S : t
195 : 3 = 65 (км/ч)
Ответ: 65 км/ч.
Пример 3. Задача на нахождение времени:
Пешеход двигался со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько часов пешеход был в пути?
Схема к задаче:
Решение:
t = S : V
15 : 5 = 3 (ч)
Ответ: 3 часа.
Задачи на движение Скорость велосипедиста 12 км / ч .Сколько километров проедет велосипедист за 3 часа?
Пассажирский поезд за 8 часов прошёл 480 км.За сколько часов он проедет 540 км при такой же скорости?
Скорость моторной лодки 28 км/ч. Какое расстояние пройдёт моторная лодка за 4 часа? Автомобиль проехал 180 км за 3 часа. За сколько часов он проедет 240 км при той же скорости? Скорость автобуса 42 км/ч. Сколько км проедет автобус за 2 ч? Подводная лодка проплывает 200 км за 5 часов. За сколько часов она проплывёт 360 км? Скорость самолёта 800км/ч. Какое расстояние пролетит самолёт за 5 часов?Грузовая машина за 6 часов прошла 240 км. За сколько часов она проедет 320 км при той же скорости?
Теплоход прошёл за 6 часов 180 км. С какой скоростью шёл теплоход? Автобус едет со скоростью 50 км\ч.Какое расстояние проедет автобус за 7 часов?
Моторная лодка прошла 90 км за 3 часа.Найди скорость моторной лодки.
Скорость самолёта 800 км/ч, а скорость подводной лодки 200 км/ч. Во сколько раз скорость самолёта больше, чем скорость подводной лодки?
Велосипедист проехал 30 км со скоростью 10 км/ч.Сколько часов был в пути велосипедист?
Скорость пассажирского поезда 70 км/ч, а скорость теплохода 50 км/ ч. На сколько скорость теплохода меньше скорости пассажирского поезда? 1. Уж проплыл 48 дм со скоростью 8 дм/с. Сколько времени он плыл? 2. Лодка плыла 4 ч со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние проплыла лодка? 3. Мотоциклист за 4 ч проехал 320 км. С какой скоростью ехал мотоциклист? 4. Велосипедист 33 км проехал со скоростью 11 км/ч. Сколько времени он был в пути? 5. Катер за 3 ч проплыл 96 км. С какой скоростью плыл катер? 6. Вертолёт летел 2 ч со скоростью 200 км/ч. Какое расстояние пролетел вертолёт? 7. Мышка, убегая от кота, пробежала 12 м со скоростью 3 м/с. Сколько времени ушло у неё на спасение? 8. Паук за 2 с пробежал 60 см. С какой скоростью бежал паук? 9. Жук за 2 ч пролетел 22 км. С какой скоростью летел жук? 10. Слон бежал 2 ч со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние пробежал слон? 11. Белый медведь проплыл 40 км за 4 ч. С какой скоростью плыл медведь? 12. Витя пробежал 20 м за 10 с. С какой скоростью бежал Витя? 13. Путь от дома до школы длиной 1200 м мальчик прошёл со скоростью 60 м/мин. Сколько времени мальчик шёл до школы? 14. За какое время поезд пройдёт 210 км, если он будет идти со скоростью 70 км/ч? 15. Лыжник шёл 5 ч со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние прошёл лыжник? 16. Антилопа 80 м бежала со скоростью 20 м/с. Сколько времени она затратила на этот путь? 17. Самолёт пролетел 1800 км за 3 ч. С какой скоростью летел самолёт? 18. За какое время сокол пролетел 78 м, если он летел со скоростью 26 м/с? 19. Почтовый голубь за 3 ч пролетел 270 км. С какой скоростью летел почтовый голубь? 20. Жираф бежал 60 с со скоростью 12 м/с. Какое расстояние пробежал жираф? 21. Комар пролетел 16 дм со скоростью 4 дм/с. Сколько времени комар был в полёте? 22. Самолёт пролетел 1800 км со скоростью 600 км/ч. Сколько времени он был в полёте? 23. Скорый поезд ехал 5 ч со скоростью 90 км/ч. Какое расстояние проехал поезд? 24. За 8 минут многоножка проползла 16 дм. С какой скоростью ползла многоножка? 25. Поезд ехал 2 ч со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние проехал поезд? 26. За 4 с бегемот пробежал 48 м. С какой скоростью бежал бегемот? 27. Кряква летела 3 мин со скоростью 2 км/мин. Какое расстояние проплыла кряква? 28. Оса летела 40 км со скоростью 20 км/ч. Сколько времени она была в полёте? 29. Ленивец сползал по стволу дерева со скоростью 2 м/мин. За какое время он проползёт 20 м? 30. Мотоциклист ехал по шоссе 4 ч со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние проехал мотоциклист? 31. Муха пролетела 75 м за 15 с. С какой скоростью летела муха? 32. Ёжик пробежал 16 м со скоростью 2 м/с. Сколько времени бежал ёжик? 33. Жираф бежал 600 м со скоростью 10 м/с. Сколько времени он был в пути? 34. Вертолет летел 3 ч со скоростью 17 км/ч. Какое расстояние пролетел вертолёт? 35. За какое время туристы проплывут на лодке 60 км со скоростью 12 км/ч? 36. Какое расстояние пешеход пройдёт за 3 ч, идя со скоростью 5 км/ч? 37. Велосипедист ехал 2 ч со скоростью 18 км/ч. Какое расстояние проехал велосипедист? 38. Туристы за 5 ч проплыли на лодке 60 км. С какой скоростью плыли туристы? 39. Лодка плыла 3 ч со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние проплыла лодка? 40. Туристы за 5 ч проплыли на лодке 60 км. С какой скоростью плыли туристы? 41. За какое время пролетит муха расстояние в 75 м со скоростью 5 м/с? 42. Крот бежал 7 с со скоростью 10 см/с. Какое расстояние проплыл плот? 43. Оса за 2 ч пролетела 40 км. С какой скоростью летела оса? 44. Жираф за 60 с пробежал 720 м. С какой скоростью бежал жираф 45. Катер проплыл 96 км со скоростью 32 км/ч. Сколько времени был в пути катер? 46. Рак ползёт со скоростью 18 м/мин. Какое расстояние он проползёт за 3 мин? 47. Рыба-меч 3 ч плыла со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние проплыла рыба? 48. Лосось за 5 ч проплыл 150 км. С какой скоростью плыл лосось?ymnyasha.blogspot.com
Как решать задачи на скорость?
Скорость, время и расстояние при движении связаны жёстким соотношением: S = v * t, где v – скорость движения, t – время, затраченное на движение, S – расстояние между начальной и конечной точкой движения. Об этом основном соотношении величин читайте в статье «Как решать задачи на движение?». Ниже мы поговорим о том, как можно найти скорость, расстояние или время в задаче.
Решаем задачи на скорость
Примеры подобных задач уже рассмотрены в статье Как найти скорость, время расстояние. Мы разберёмся в алгоритме решения задач на скорость и другие характеристики движения.
Как решать задачи: основные правила
- Прежде всего, надо учитывать, что скорость движения в таких задачах постоянна: нет ни торможения, ни ускорения. Поэтому часто говорят не просто о скорости, а о средней скорости, которая равна v = S / t.
- Нужно очень внимательно читать задачу и записать её в математическом виде, т.е. убрать всё лишнее. Уравнениям всё равно, идёт речь о Пете, поезде или лодке, что они делали и зачем. Главное – это движение, время, путь, скорость. Вот это всё и нужно записать.
- Решая задачи на движение, нужно обязательно сделать рисунок, на котором изобразить весь путь, расстояния, места встреч и т.п. Тогда сразу станет ясен характер движения, и будет понятно, что с этим нужно делать.
- Нельзя в задаче использовать одновременно метры и километры, секунды и часы. Все величины должны иметь одну размерность. Если в задаче сказано, что один объект был в дороге 10 часов, а другой – половину суток, нужно половину суток перевести в часы.
Пример решения задачи на скорость
Рассмотрим задачу. Расстояние от города до села 45 км. Из села в город вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через час навстречу ему из города в село выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Кто из них в момент встречи будет ближе к селу?
Внимательно читаем и записываем условия задачи:
- S = 45 км
- v1 = 5 км/ч.
- v2 = 15 км/ч.
- t1 – t2 = 1 ч. – пешеход вышел на час раньше, значит, до вст
elhow.ru
Урок математики по теме “Скорость, время, расстояние”. 5-й класс
Разделы: Математика
“Я люблю математику не только потому,
что
она находит применение в технике, но и потому,
что она красива”.
Петер Ропсе
Цели урока: [Приложение 1]
- Продолжать вырабатывать у учащихся умения и навыки решения задач с использованием деления натуральных чисел;
- Развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках;
- Продолжить развитие устной и письменной речи на уроках математики;
- Прививать интерес и любовь к предмету;
- Продолжить учиться видеть связь математики с реальной действительностью;
- Продолжить учиться применять свои знания в нестандартных ситуациях.
План урока: [Приложение 1]
- Организационный момент.
- Скорость, время, расстояние – повтор формул.
- Устная работа.
- Составление задачи по рисунку.
- Викторина.
- Задача от дяди Степы-милиционера.
- Олимпиадная задача.
- Итоги урока.
Оборудование: картинки-пояснения к задачам; ксерокопии листов с домашним заданием; презентация к уроку; костюм для дяди Степы-милиционера.
Перед началом урока предлагается высказаться 5-6 ученикам словами великих людей о математике. (Высказывания ученики ищут дома и в библиотеке, это их домашнее задание)
Ход урока
1. Повторить, как найти расстояние, время, скорость, и решить задачи.
Дорогие ребята, в 4-м классе вы решали много задач по математике связанных с движением, для решения этих задач вы пользовались формулами нахождения скорости, времени или расстояния при равномерном движении. Эта формула выглядит так: <Рисунок 8> [Приложение 1]
S = V·t.
В данной формуле S – это путь, V – скорость, а t – время. Эта формула справедлива только для случаев, когда движение было с постоянной, т.е. не изменой скоростью.
Давайте рассмотрим пример [Приложение 1], грузовик ехал из одного города в другой 3 часа с постоянной скоростью 60 км/ч. [3] Тогда для того, чтобы узнать расстояние между городами нужно умножить 3 на 60 и получим 180 км.
Теперь рассчитаем, с какой скоростью следовало ехать грузовику, чтобы проехать этот путь за 2 часа. Для этого из формулы нужно выразить скорость:
V=S/t = 180/2=90 км/ч.
Аналогично предыдущему примеру узнаем время, за которое автомобиль преодолел то же расстояние, двигаясь со скоростью 120км/ч:
t=S/V = 180/120=1,5ч.
2. Устные упражнения.
На доске оформляются краткие и наглядные условия задач, полный текст задачи ребята видят на слайде презентации [Приложение 1]
1. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?[2] (Решить задачу двумя способами.)<Рисунок 1> [Приложение 1]
2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода? [4] <Рисунок 2> [Приложение 1]
3. По рисунку составить задачу на движение и решить ее
. [1]Рисунок задачи на слайде презентации [Приложение 1]
4. Викторина
(3 ряда – каждому ряду выдается по тексту задачи (всего 3 задачи) и карточки для наглядного составления краткой записи на доске, а также тексты всех трех задач выводятся на слайде [Приложение 1]). Ученикам необходимо решить задачу, представить наглядную краткую запись-схему у доски и предоставить ее решение.
Первый ряд: “Автомобиль “Москвич” за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля “Москвич” и страуса. [2] <Рисунок 3>
Второй ряд: “Скорость распространения света самая большая в природе – 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца равно 150000000 км? [1] <Рисунок 4>
Третий ряд: “Пройденный путь пешехода S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S = vt. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна….? [3] <Рисунок 5>
5. Входит дядя Степа-милиционер
(Один из учеников класса, желательно посильнее который, с ним заранее разбираются задачи, и он их дома решает) и предлагает задачу из сборника задач по основам безопасности дорожного движения. <Рисунок 9>
Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу? [5] <Рисунок 6>
Решение:
1) 15 м = 1500 см
2) 1500 : 20 = 75 см/с.
Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.
6. Решить олимпиадную задачу.
[Приложение 1]Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся? [6] <Рисунок 7>
Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.
Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.
Запасная задача! (в зависимости от способностей учеников, если останется 3 минутки свободного времени на уроке) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться? [2]
Решение:
1) 95 – 76 = 19 км/ч
2) 95 : 19 = 5 раз.
Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.
Итог урока: выставление оценок наиболее отличившимся ученикам, вручение памятных дипломов каждому ряду за умение работать в группах.
Домашнее задание: [Приложение 1] ученикам раздаются ксерокопии заданий.[2,3]
- Помогите французским девочкам. Однажды Жаннин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жаннин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жаннин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)
- Задача от дяди Степы. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?
- Задание от “Знающего человека”. Заполнить таблицу.
- Составить по одной анаграмме.
Объект |
Скорость v |
Время t |
Расстояние S |
“Волга” |
100 км/ч |
5 ч |
|
“Ока” |
60 км/ч |
420 км |
|
“Москвич” |
3 ч |
240 км |
|
Пчела |
60 км/ч |
180 км |
|
Стрекоза |
2 ч |
200 км |
|
Стриж |
100 км/ч |
4 ч |
|
Меч-рыба |
100 км/ч |
300 км |
|
Земля (вокруг Солнца) |
30 км/ч |
24 ч |
|
Черепаха |
6 мин |
18 м |
|
Улитка |
7 ч |
35 км |
|
Верблюд |
8 км/ч |
5 ч |
|
Почтовый голубь |
50 км/ч |
150 км |
Ответы для учителя.
Задача № 1
Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.
Задача № 2
Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.
Список литературы:
- Решение задач / Клустер Д. И. – М.: Просвещение. – 2005.
- Задачи на движение/ Павлов Е. С. – красноярск. – 2002.
- Решение задач на движение/ Кузнишина Т. Л. – Новосибирск. – 1990
- Сборник задач/ Кравцова Е. Е. – М.: Просвещение.-2008.
- Справочник по безопасности дорожного движения/ Сильянов В. В. – М.: Технополиграфцентр. – 2001
- Сборник олимпиадных задач по математике/ Горбачев Н.В. – М.: МЦНМО. – 2004
17.06.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai