Познавательное

Всегда согласные – Какие согласные звуки русского языка всегда твёрдые?

Согласные всегда твердые

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Спасибо большое, но я бы посоветовала букву ь знак в карточках оставить белым цветом, т.к. она не является ни гласной, ни согласной.

Спасибо очень понятно легко объяснить ребёнку

Огромное спасибо Вам за Ваш труд. Очень понравился Ваш сайт. Очень много полезной информации для работы с детишками.
Одно уточнение: так как буквы «ж», «ш» всегда твердые, они не могут быть зеленого цвета, а только синего. Или я ошибаюсь?

Вы правы, все исправили.
Спасибо, что написали.

прекрасные карточки и пособия, только Ъ и Ь — это знаки, они не имеют звука, не могут быть ни гласными и ни согласными, поэтому обозначаются чёрным цветом. спасибо за вашу работу

Объясните пожалуйста как скачивать. окна»регистрация»нет,»скачать»тоже.Заранее спасибо

Здравствуйте!
Нажимаем на картинку мышкой и ждем когда она откроется во весь свой размер. Затем нажимаем правой кнопкой мыши на картинку и выбираем «Сохранить картинку как. «. Картинка сохранится на вашем диске. Затем выбираем следующую картинку и так далее.

Добрый день! Красивые карточки, но я что-то не нашла букву Ы нигде почему ? Она же должна быть гласной! Или я ошибаюсь?

Здравствуйте!
Добавили букву Ы в последней карточке.

очень помогло спасибо

Прекрасный материал. Большое спасибо создателям.

Спасибо большое!!
А как насчет слогов начинающихся на гласные буквы?

Скажите, пожалуйста, как скачать эти занятия. У меня не получается. Заранее спасибо!

Ь знак можно поставить зеленым,так как он выражает мягкость

Огромное спасибо за ВАШ труд. Очень много полезного и интересного для детей, родителей и педагогов. Все прекрасно. Не большая просьба, не могли бы создать слоговые карточки по типу ГЛАСНАЯ + СОГЛАСНАЯ. Заранее БЛАГОДАРНА.

По просьбе нашего читателя мы сделали карточки Гласная+Согласная смотрите здесь:
http://www.razvitierebenka.com/2013/01/glasnie-slogi.html

Спасибо большое за сайт . мне очень понравилось с карточками очень интересно и занимательно для малышей внучок будет рад только вот я не нашла где скачать . помогите пожалуста Evgeniya

Здравствуйте!
Чтобы скачать карточки:
Нажимаем на картинку мышкой и ждем когда она откроется во весь свой размер. Затем нажимаем правой кнопкой мыши на картинку и выбираем «Сохранить картинку как. «. Картинка сохранится на вашем диске. Затем выбираем следующую картинку и так далее.

Здравствуйте. Спасибо огромное за Вашу работу. Ребенку 2.7, с года знаем буквы (учили с помощь магнитных букв), сейчас решила попробовала учить читать. прогресса ноль. Так как соединять буквы в правильные слога отказывается. Вечно у нас: мабрк, тбкарсе и тд.))) Согласных много, а гласных мало. Решила попробовать с помощью слогов, думаю процесс пойдет лучше. Цифры мы учили с помощью игры лото. Активно играем, ребенок ищет цифры на карточке на слух, также сам может называть числа на бочонках. Бывает, называет справа налево.

спасибо Вам!Нам очень понравилось,каждый день учим слоги,уже бегло получается)))))

Здравствуйте. Спасибо огромное за работу. Благодаря Вам делаем большие успехи в изучение слогов. Ребенку 2.11. Но есть, огромная просьба, не могли бы Вы заполнить недостающие слоги. Пыталась сделать сама в фотошопе, но как говорится если не умеешь не лезь. Сразу видно отличие в кубиках, а так не хочется разрушать такую красоту.

Здравствуйте!
Мы очень рады, что карточки со слогами стали полезны для Ваших занятий с малышом.
По поводу не достающих слогов, не могли бы Вы уточнить каких слогов не хватает. Мы обязательно добавим новые карточки.

Татьяна, на данный момент не увидела: кя, ке (с точками), кю, кы, гы, гя, ге(с точками), гю . Я понимаю, что такие слоги могут и не быть в русских словах, но бывают слова иностранного происхождения. И если есть возможность, сделайте их на отдельном листе, чтобы мне не распечатывать имеющиеся слоги.

Здравствуйте!
По Вашей просьбе добавили карточку с указанными слогами.

Татьяна, спасибо огромное.

Ничего подобного не находила для ребенка. Благодарю ВАС.

Здравствуйте! Спасибо, за ваш огромный труд,прекрасные карточки и пособия!Проработав в школе больше 20 лет,учим детей, что только Ъ и Ь — это знаки, они не имеют звука, не могут быть ни гласными и ни согласными, поэтому обозначаются чёрным цветом. спасибо за вашу работу

это хорошо что все такие умные

Карточки хорошие! А вот ссылка Игры с карточками «СЛОГИ» не работает! Очень бы хотелось посмотреть!

Здравствуйте!
Спасибо, что сообщили об ошибке.
Всё исправили.

Большое спасибо от меня и от моих детей.Долго искали в интернете,математики много,букв мало,а чтобы такая чёткая систематизация была,вообще и мечтать не могла. Это очень большая работа,спасибо!

Спасибо очень помогли!

Благодарим с дочкой Вас за это нелегкое, но очень нужное дело! Я сидела за комп-ром долго и сама набирала подобные слоги, НО вышло некрасиво (нет, видимо, программы и нормальных знаний пк). Нашла в интернете Ваш сайт и скачала Ваши карточки, не задумываясь. Вы молодцы. Дай, Бог, Вам здравия.

В карточках с буквами Ж и Ч недостаёт слогов ЖЁ и ЧЁ, очень частотных:

Добавили слоги ЖЁ и ЧЁ.

Огромное спасибо за ВАШ труд. Очень много полезного и интересного для детей и родителей. Очень огромный помощник в нашей семье!) Все прекрасно. Не большая просьба, не могли бы создать слоговые карточки по типу ГЛАСНАЯ + СОГЛАСНАЯ твёрдые и мягкие согласные (синие и зелёные). Заранее БЛАГОДАРНА.

Почему ма-ши-на синяя ш, если за согласным стоит гласный и он мягкий. Так или я ошибаюсь?

Буква «и» не может указать на мягкость предыдущего согласного звука, потому что звук “ш” всегда твёрдый.

Хорошо бы иметь карточки слоги + картинка, например-
СО и нарисована Собака

Спасибо огромное ,скачала ,напечатали в типографии на плотной бумаге,ламинировали и используем на уроках ,кроме того , детям с трудом усваивающих слоги-слияния, раздала пачечки домой на каникулы- не поверите , сдвинулись с мертвой точки, уже прогресс , слоговое чтение -УРА!
Еще раз, искренне признательна — помогли!

Спасибо за Ваш труд, очень пригодилось. )))

Без ваших ценных сведений не знаю чтобы и делали.СПАСИБО большое)))

Если говорить про буквы, то они не могут быть ни твердыми, ни мягкими. Буквы мы видим, читаем. Буквы обозначают звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Правильнее сказать буквы гласных звуков, буквы твердых (мягких) согласных.

А каким цветом обозначаются сонорные, подскажите пожалуйста?

Что творится с образованием? Зачем ученику школы такое детальное изучение. Вот например: Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

Спасибо Вам огромное за предоставленный материал!

Здравствуйте. Замысел хороший, понятный. И ,главное, по цвету сразу есть различие. Но почему не все слоги. Пусть слова не сразу можно с ними придумать, то, есть же такая возможность. У нас есть гласные А,О,У,Э,Ы — после которых согласные твердые. Сделайте Все возможные слоги, со всеми согласными. То же с гласными Я,Ё,Ю,Е,И — все, со всеми возможными. А то, что этот звук будет всегда твердым или всегда мягким, вне зависимости от гласной, можно показать цветом и объяснить особенностью этой буквы. Заранее спасибо.

Спасибо пригодилось при обучении в 1 классе!

Источник:
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Сайт Развитие Ребенка для детей и родителей.
http://www.razvitierebenka.com/2011/12/blog-post_02.html

Согласные звонкие и глухие

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

(Много) цветов — [цв’ито?ф].

2. Перед глухим согласным:

Под полом — [патпо?лам].

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

С другом — [здру?гам].

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы?к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).

Учил — [уч’и?л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].

Блин — блинчик [бл’и?н’ч’ик].

Смена — сменщик [см’э?н’щ’ик].

Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч’], [щ’] уподобляются им по звучанию и по произношению.

С жуком — [жжуко?м].

Из шерсти — [ишшэ?рс’т’и].

В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].

В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо?льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные — безударные слоги .

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).

После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Есть — [й’э?с’т’] (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — [прал’й’о?т] (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — [уй’у?т] (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к [а]:

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к [и]:

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных [ч’], [щ’], [й’] обозначает звук, близкий к [и]:

Буква И после непарных твёрдых [ш], [ж], [ц] обозначает звук [ы]:

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также перед звуками [в], [в’]. Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

Источник:
Согласные звонкие и глухие
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском
http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=1

mamaznaetvse.ru

Всегда мягкие согласные

Всегда мягкие согласные

121. Назовите изображенных животных.

Произнесите первые звуки в этих словах. Чем они различаются? В каком слове первый согласный мягкий?

Назовите каждую пару предметов.

Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они различаются? Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков?

Согласные звуки могут быть в словах и твёрдыми, и мягкими.

Почему у дома уго.
Превратился сразу в уго.
Без пожара, просто так?

Какой звук слышится в конце выделенных слов — твёрдый или мягкий?

Прочитайте: угол — уголь. Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?

Мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком (ь).

123. Прочитайте шуточное стихотворение.

Мягкий знак — хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
(Е. Измайлов)

Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь).

Запишите пять-шесть таких слов. Отметьте в них буквы на месте мягких согласных звуков.

124. Прочитайте. Объясните значение выделенных слов. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

мать дом рысь сталь лазурь
сын лань забор морс фасоль
июль июнь январь мост

Сравните, сколько в словах звуков и сколько букв.

125. Отгадайте загадки и объясните отгадки.

Что без начала и без конца?

Я не печка и не грею,
Но тепло хранить умею.

Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове-отгадке.

Подумайте, как обозначить мягкость согласных на письме в этих словах. Есть ли в них безударные гласные? Можно ли проверить их обозначение на письме?

Спишите загадки и запишите отгадки.

126. Прочитайте слова. Назовите слово с мягким согласным звуком.

Объясните, почему в слове пальто звуков больше, чем букв.

Словарные слова: платок

127*. Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках.

Саша купил (календари). Раненый (журавли) отстал от стаи. На дереве притаилась (рыси). Всю зиму спит (окуни).

Запишите предложения. В изменённых словах подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

128. Назовите изображённое животное.

Произнесите согласные звуки в этом слове. Перед каким гласным звуком согласный мягкий?

Запишите слово кит. Подчеркните букву, на месте которой произносится мягкий согласный звук.

Такую же работу проделайте со словами пир , винт, лист, мир.

Перед звуком [и] согласные произносятся мягко.

129. Кто изображён на рисунке? Выделите в этом слове согласные звуки. Мягкие они или твёрдые?

Прочитайте: тюлень. Как обозначена на письме мягкость каждого из этих согласных?

Запишите слово тюлень. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

130. Сколько согласных звуков в слове Лёня? Произнесите их. Какие это звуки — твёрдые или мягкие?

Как обозначена мягкость согласных на письме?

Запишите слово Лёня. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

131. Прочитайте. Сравните звучание парных согласных в каждой паре слов.

Люк — лук, нос — нёс, зяблик — забор.

Обратите внимание, как на письме обозначена мягкость согласных звуков.

Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

132. Прочитайте слова, выделяя каждый согласный звук. Твёрдо или мягко он произносится? Как обозначена на письме мягкость согласных звуков?

марка доктор пух ребята сёла
гадюка Лёля работа сыр пень

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

133. Сделайте вывод: какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме?

134. Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках.

Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери).

Тихо скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа).

В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили?

Объясните, почему изменилось количество слогов в этих словах.

Запишите предложения. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я.

135*. Прочитайте рассказ.

Андр. ше подар. ли кот. нка. Кол. и Андр. ша играют с ним. У М. рзика б. лые л. пки и т. мный н. сик. Он л. бит м. со и р. бу.

Какие буквы пропущены в словах?

Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните буквы, которые стоят на месте мягких согласных звуков.

136. Прочитайте и отгадайте загадки.

Какие два коня по льду несут меня?

В воде купался, а сух остался.

Какой конечный звук произносится в словах отгадках? Как обозначается его мягкость на письме? Сколько звуков в этих словах? Сколько букв?

Запишите слова коньки, гусь. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

137. Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках по смыслу.

В поле свистит (метели). На окне сидит (голуби). Сохнет на солнце (сети). Хорошо помнит дорогу (лошади).

Какие согласные звуки (парные или непарные, твёрдые или мягкие) произносятся в конце изменённых слов? Как проверить их написание? Как обозначить мягкость на письме?

138. Прочитайте считалку.

Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка.
Вот и вся считалка!

Послушайте, какие согласные (парные или непарные, звонкие или глухие, мягкие или твёрдые) произносятся в конце выделенных слов. Объясните, нужно ли проверять их обозначение на письме.

Спишите считалку. Подчеркните слово, в котором произношение последнего согласного звука не совпадает с его обозначением на письме.

139*. Запишите данные слова в единственном числе.

Перед словами, в которых нужно проверить конечные согласные, пишите проверочные слова. Согласные, написание которых надо проверить, подчеркните.

брови гуси очереди степи метели
звери кони гости площади
голуби караси олени

140. Назовите изображённые предметы. Мягкий или твёрдый согласный звук слышится в начале каждого из произнесённых слов?

Назовите другие слова с этими же звуками в начале.

Твёрдые они или мягкие?

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые.

141. Прочитайте слова.

цифры цветной шалаш крыжовник
шить цыплёнок широкий шутить
желтый жемчуг цепь жить

Выпишите сначала слова, которые называют предметы, затем действия, потом — признаки. Подчеркните буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки.

142. Прочитайте и отгадайте загадку.

Они по снегу быстро мчатся
И провалиться не боятся.

Послушайте, какой гласный звук произносится во втором слоге слова-отгадки.

Запишите слово лыжи. Какая гласная написана в слоге жи?

Обратите внимание, совпадает ли произношение гласного звука с его обозначением на письме.

Подчеркните сочетание жи.

143. Произнесите название изображённого предмета.

Выделите ударный слог. Назовите звуки, из которых состоит этот слог

Запишите слово шишка. Подчеркните сочетание ши.

144. Прочитайте слова, выделяя ударный слог.

жители гаражи стрижи
ошибка шалаши камыши

Послушайте, какой гласный звук произносится в ударном слоге. Сравните, какая буква в нём пишется.

Спишите слова, поставьте знак ударения. В каждом слове подчеркните сочетание жи или ши.

Попробуйте сами сформулировать правило написания гласной в сочетаниях жи, ши.

145. Прочитайте и доскажите слово. Отгадайте загадку.

Стали звёздочки круж. ться,
Стали на землю лож. ться;
Нет, не звёзды, а пуш. нки,
Не пуш. нки, а . .

Объясните написание пропущенных букв.
Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы.

146*. Прочитайте скороговорку. Научитесь произносить её быстро.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешит старушка
Сушек Сашиных поесть.

Спишите скороговорку. Подчеркните в словах сочетание ши.

147. Прочитайте и отгадайте загадки.

Вроде ёжика на вид
И не просит пищи.
По одежде пробежит,
И одежда чище.

Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.

Найдите слова с сочетаниями жи, ши.
Спишите одну из загадок.
Сочетания жи, ши подчеркните.

148. Прочитайте слова. Один или много одинаковых предметов они называют?

ухо морж груша уж
карандаш чиж малыш

Объясните, нужно ли проверять написание конечных согласных в выделенных словах.

Измените слова так, чтобы они называли много одинаковых предметов.

Запишите слова парами. Сочетания жи, ши подчеркните.

149. Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

Поспеш. шь — людей насмеш. шь.
Ош. бся, что уш. бся — впредь наука.

Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сочетания жи, ши.

150*. Прочитайте скороговорку. Научитесь произносить её быстро.

Скажи потише: «Шесть мышат»,—
И сразу мыши зашуршат.

Спишите скороговорку. Подчеркните сочетания жи, ши.

151. Прочитайте и доскажите слово. Выделите в нём первый звук. Послушайте, какой он — твёрдый или мягкий.

Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет . .

Произнесите выделенное слово. Твёрдый или мягкий первый звук в этом слове?

152. Понаблюдайте, могут ли звуки [ч], [щ] быть твёрдыми.

153. Назовите изображённые предметы. Твёрдый или мягкий звук вы слышите в начале каждого слова? Произнесите этот звук. Назовите ещё слова со звуком [ч].

Назовите изображённые предметы.

Твёрдый или мягкий звук слышится в начале слов щенок, щётка? Произнесите этот звук.

Назовите ещё слова с таким же звуком.

Согласные звуки [ч], [щ] всегда мягкие.

154. Рассмотрите рисунок. Расскажите, что на нём изображено.Где обучают служебных собак?

Есть ли в словах площ. дка, рощ. овч. рка, туч. всегда мягкие согласные звуки? Назовите их.

Прочитайте: площадка, роща, овчарка, туча.

Посмотрите, какие гласные буквы стоят после ч, щ.

Запишите слова. Подчеркните в них сочетания ча, ща.

155*. Прочитайте предложения. Объясните, нужно ли проверять написание всех пропущенных букв.

П. ля и л. са покрыты сн. гом. Зеленеют только с..сны и . ли. Тр. ва спит под пуш. стым ковром. Ч. сто на ох. ту выходит л. са.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Где надо, пишите в скобках проверочное слово.

156. Прочитайте шуточное стихотворение.

Черепаха, не скуч. я,
Ч. с сидит за ч. шкой ч. я.
Черепаха всех смеш. т,
Потому что не спеш. т.
А куда спеш. ть тому,
Кто всегда в своём дому?
(Б. Заходер)

Объясните написание пропущенных в словах букв.

Спишите стихи, вставляя пропущенные буквы.

157. Образуйте и запишите слова.

Подчеркните сочетания ча, ща.

158. Назовите изображённые предметы.

Какой звук слышится в начале каждого слова? Что вы знаете об этих звуках? (Если не помните, посмотрите задание 153.)

159. Прочитайте слова.

чудо прищурил
дочурка тащу
учу щупальца

Какие всегда мягкие согласные в этих словах?

Обратите внимание, какие гласные буквы написаны после ч и щ.

160. Прочитайте предложения и скажите, какое правило надо применить, чтобы правильно написать пропущенные в словах буквы.

Я хоч. изуч. ть жизнь растений. Я выращ. сад с ч. десными деревьями.

Спишите предложения, подчеркните сочетания ча, чу, щу.

161. Прочитайте рассказ.

Я уч. сь во втором классе. У меня есть два товарищ. . Ч. сто после занятий мы идём гулять в рощ. .

Объясните, пользуясь правилами, какие буквы пропущены в словах.

Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы.

Словарные слова: класс, дежурный

162. Прочитайте, выделяя каждое предложение. Скажите, что оно содержит (совет, сообщение, вопрос) и как называется.

дорож. дружбой помогай товарищ.

Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Словарные слова: сахар, молоко, горох

163*. Прочитайте строки из стихотворения А. Варто. Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Лёлька выбежала в сад
Утром, перед ч. ем.
Хором девочки крич. т:
— Хочешь, покач. ем?

Спишите стихи, вставляя пропущенные буквы.

164. Отгадайте загадку.

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу?

В слове-отгадке выделите мягкие согласные звуки. Подумайте, нужно ли обозначать их мягкость на письме.

165. Прочитайте слова, выделяя в них всегда мягкий согласный звук.

очки речка хищник мощный печник

Почему не обозначена мягкость согласных звуков [ч] и [щ]?

Спишите слова, подчеркните сочетания чк, чн, щн.

Детская рука, маленькая дача, небольшая туча.

Замените каждое сочетание слов одним словом, близким по смыслу.

Выделите в полученных словах всегда мягкий согласный звук.

Запишите слова через запятую. Подчеркните сочетание чк.

167. Прочитайте, выделяя каждое предложение.

В солне. ные зимние дни Веро. ка после школы катается на кон. ках обедает она то. но в два ч. са дево. ка тщ. тельно делает уроки потом она беж. т в
ов. ной магазин или в бул. ную довол. на мама своей до. кой

Объясните написание пропущенных букв.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Письмо по памяти: 168. Прочитайте слова. Выделите мягкие согласные и укажите, как обозначена их мягкость на письме.

девочка ребята пальто

169. Составьте предложения из данных слов.

ч. сто, сети, хи. ная, рв. т, щ. ка
но. ной, деревьев, верш. ны, в, кач. ются, тиш.
ж. ли, Лены, у, ру. ные, еж.

Объясните, какие буквы пропущены в словах.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

170*. Прочитайте рассказ.

Мален. кая дево. ка Валя ж. ла на улице Заре. ной. Однажды по. тальон ош. бочно полож. л в ящик ч. жое письмо.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Устно закончите рассказ.

? отнесла, отдала, старушка, очень, благодарила

Словарные слова: язык

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Русский язык, 2 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Учебники скачать бесплатно, курс русского языка, электронные издания онлайн, сборник конспектов уроков по всем классам, рефераты по русскому языку 2 класс

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник:
Всегда мягкие согласные
121. Назовите изображенных животных . Произнесите первые звуки в этих словах. Чем они различаются? В каком слове первый согласный мягкий? Назовите каждую пару предметов.
http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%A2%D0%B2%D1%91%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%B5_%D0%B8_%D0%BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8

Перечисли буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки

перечисли буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки

буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки

ж,ш,ч всегда твердые!
й,ч,щ всегда мягкие!

послебуквы Ш поставит Ь,то она будет обозначать мягкий звук. 4. буква Щ обозначает только мягкий согласный звук

после буква Ш поставить Ь,то она будет обозначать мягкий звук 4)буква Щ обозначает только мягкий согласный звук

______________________ в)Только мягкий согласный звук: ________________________

У ..ени и ..ани в ..етях ..ом .с. у..ами.У о..ы не у..сы,не у..ищи, а у..ики. Запишите,вставляя пропущенные буквы.Подчеркните в словах букву,которая обозначает твердый парный согласный звук (с).

звуки.например.ЗАМОК-КЛЮЧ._ЧАШКА-. ЛОЖКА-. ЗОНТ-. МОРОЗ-. ДУБ-. САХАР-. РЫБА-. КОШКА-. )

ПОДЧЕРКНИТЕ В СЛОВАХ БУКВЫ НА МЕСТЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

(-пО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ,ПО МОЕМУ ХОТЕНЬЮ-ВЕТРЫ БУЙНЫЕ,ВЫКАТИТЕ БОЧКУ НА СУХОЙ БЕРЕГ,НА ЖЕЛТЫЙ ПЕСОК. )

КАКИЕ ИМЕНА И ОЧЕСТВА МОГУТ БЫТЬ У 2 ДЕВОЧЕК ЕСЛИ ИЗВЕСТНО,ЧТО В ИХ ИМЕНАХ И В ИМЕНАХ ИХ ПАП ЕСТЬ ТОЛЬКО ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ.ЗАПИШИ ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК(тамара,зинаида,лариса,нина,оксана,глеб,иван,максим,вадим,артур)

Источник:
Перечисли буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки
перечисли буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки буквы которые обозначают всегда мягкие согласные звуки, всегда твёрдые согласные звуки
http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/146505_perecisli-bukvy-kotorye-oboznacaut-vsegda-magkie-soglasnye-zvuki-vsegda-tverdye-soglasnye-zvuki/

mamaznaetvse.ru

Тесты по русскому языку. Часть 2.

1. Согласные звуки делятся на… Выбери наиболее полный ответ.

А) твёрдые и мягкие;
В) звонкие и глухие;
С) твердые, мягкие, звонкие и глухие.

2. Какие согласные звуки всегда твердые?

А) [Ч,] [Щ,] [Й,].
В) [Ц] [Ж] [Ш].
С) [Ц] [Ч,] [Р].

3. Какие согласные звуки всегда мягкие?

А) [Ц,] [Ж,] [Ш,].
В) [М,] [Ч,] [Р,].
С) [Ч,] [Щ,] [Й,].

4. Какие согласные звуки всегда звонкие?

А) Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М,Н,Р.
В) П, Ф, К, Т, Ш,С, Х,Ц,Ч, Щ.
С) А, О, У, И, Я, П, Ф, Ш, Ц,Ч.

5. Какие согласные звуки всегда глухие?

А) А, О, У, И, Я, П, Ф, Ш, Ц,Ч.
В) Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М,Н,Р.
С) П, Ф, К, Т, Ш,С, Х,Ц,Ч, Щ.

6. Отметь только звонкие (непарные) согласные…

А) Б, В, Г, Д, Ж, З.
В) Й, Л, М, Н, Р.
С) Х, Ц, Ч, Щ.

7. Отметь только глухие (непарные) согласные…

А) П, Ф, К, Т, Ш, С.
В) Х, Ц, Ч, Щ.
С) Й, Л, М, Н, Р.

8. Какие звуки относятся к шипящим согласным?

А) [Ж], [Т], [Ч], [Д], [Ш].
Б) [Ж], [Ш], [К], [Щ].
В) [Ж], [Ш], [Ч], [Щ].

9. Как определить, сколько в слове слогов?

А) в слове столько слогов, сколько согласных букв;
В) в слове столько слогов, сколько гласных букв;
С) в слове столько слогов, сколько букв.

10. С большой буквы всегда пишутся. Выбери наиболее полный ответ.

А) имена, отчества, фамилии людей;
В) клички животных; названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень;
С) названия сёл, городов, морей, рек, озёр; имена, отчества, фамилии людей; клички животных.

11. Перед какими гласными не пишется разделительный Ъ ?
А) Е, Ё, И, Ю.
В) А, О, У, Э.
С) Е, Ы, Ю, Я.

12. Когда пишут разделительный Ь?

А) после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
В) после гласной перед согласными: Б, В, Д, Ж, Л.
С) после согласной перед гласными: А, О, У, Ы, Э.

13. Когда пишут разделительный Ъ?

А) после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: А, О, У, Э.
В) после приставок, оканчивающихся на гласную, перед согласными: Б, В, Д, Т.
С) после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. С
2. В
3. С
4. А
5. С
6. В
7. С
8. В
9. В
10. С

11. В
12. А
13. С



xn—-dtbeep0dd8j.xn--p1ai

какие согласные всегда мягкие, а какие твёрдые

Только твердые – ж, ш, ц Только мягкие – ч, щ, й Надеюсь помогла :))

мягкие – щ, ч вроде…. твердые – ц

Мягкими считаются согласные, после которых стоят гласные я, ё,ю, и, е, ь

всегда мягкие: й. ч. щ. всегда твердые: ж ш ц! это точно!

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Только твердые – ж, ш, ц Только мягкие – ч, щ, й

капюшон лужайка кошка опушка пляж жемчужина дождь японец ежевика цыпленок. подчеркните всегда тверады если согласные.

ж, ш, ц- твердые всегда . Всегда мягкие- ч, щ, й

touch.otvet.mail.ru

Фонетика

  1. Главная
  2. Фонетика

Основное
Согласных звуков — 35.
Гласных звуков — 6.
В квадратных скобках [] показаны звуки.
′ — означает мягкость звука.

Буквы я,е,ё,ю и звуки

Буквы я,е,ё,ю звуками не являются. Эти буквы могут означать 2 звука, а могут означать 1 звук

Обозначают 2 звукаОбозначают 1 звук
  1. После мягкого и твёрдого знака

    Пример: Вьюга [в′йуга], Адъютант [Ад′йутант]

  2. Вначале слова

    Пример: Ёж [йош].

  3. После гласной

    Пример: Воюет [вайуйэт], Пою [пайу].

Во всех остальных случаях

Непроизносимые согласные

Непроизносимая согласная звуком не является.

Пример: Праздник [празник]

Удвоенная согласная обозначает 1 звук.

Пример: Миллионершу [м′ил′иан′эршу]


Мягкий знак и твёрдый знак

Мягкий и твёрдый знак звуками не является.

Пример: Тень [т′эн′]

Всегда твёрдые и мягкие согласные

Всегда мягкие согласныеВсегда твёрдые согласные
Щ, Ч, Й.Ш, Ц, Ж.

Фонетические процессы.Оглушение и озвончение

ОглушениеОзвончение
Парный звонкий согласный звучит как глухой.

Оглушение происходит в 2-х случаях:

  1. В конце слова.(Зуб [зуп], Труд [трут].)
  2. В положении перед глухой.(Сказка [скаска])
Парный глухой согласный звучит как звонкий.

Происходит в одном случае:

  1. В положении перед звонкой.(Косьба [коз′ба])

Смягчение

Обычно последующий мягкий согласный делает мягким и предыдущий.

Пример: Шерсть [шэрс′т′]

best-language.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *