Познавательное

Все про букву н для 1 класса – Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»

Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? 

А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку…
Ещё одна загадка…

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. ( Олень )

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука  [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше. 

1. Повтори слоги.

На — но — ну — ныАн — он — ун
Ны — на — ну — ноЫн — он — ун
Но — ны — ну — наУн — ан — он
Ну — на — ны — ноОн — ун — ын
На — наНу — но
Но — наНу — ны
Но — нуНы — ну

2.     Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].

А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос

– обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

 

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а   «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (

намочить).

5. И г р а  «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

6. И г р а  «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на…   (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но…   (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а   «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

 

На что похожа буква Н?

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2. Найди спрятанные буквы Н. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.

 

4. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]

6.

Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а   «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (намочить).

8. И г р а  «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

9. И г р а  «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а  «Анаграммы»

Насос (сосна), накат (канат), норма (

роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).

11. Читаем…

12. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

13

 

Словарь

  • Налог — это обязательный платёж  в пользу государства.
  • Напутствие —  это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.

www.klass39.ru

Изучаем буквы в действии!: Буква Н

Носорог кричит друзьям
Букву Н принёс я вам,
Букву Н вам надо знать,
Чтобы Новый год встречать!

Догадались, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? Правильно, с буквой Н!

Физминутка, которую сделать во время урока, если ребёнок устал сидеть
/Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!/

1. Составить букву Н из карандашиков или крыжек.

Составить или написать букву гречкой



2. Составить из карточек слоги – нужно прочитать:
А   Н   А
О         О
У         У
Ы        Ы

3. Артикуляционная гимнастика:
Но-но-но-но
Посмотрели мы в окно.
     На-на-на-на
     На небе полная луна.
Он-он-он-он
Под луною ходит слон.
     Ну-ну-ну-ну
     Нужно погулять слону.

На-на-на
На холме сосна.
     Ны-ны-ны
     На небе нет луны
Но-но-но
На дворе темно.
     Онь-онь-онь
     Зажигай огонь.

Ещё чистоговорки:

4. У буквы Н есть 2 звука: [Н] и [Н’]. Носорог прошёл и сломал слова, которые я подготовила с этими звуками – давай их составим вместе!

= НОТА
= НЕБО
В каком случае мягкая (зелёная), а в каком – твёрдая Н (синяя)?

5. “Топни-хлопни”: когда услышишь твёрдую Н – топни ногой, а когда мягкую – хлопни руками.
= Наташа, Нина, Никита, Настя, Николай, Надя
= Нитки, нога, санки, нельзя, луна, новый, клубника, барабан

6. Игра “Звукоежка” (идея отсюда): Звукоежка прилетел и в словах звуки съел (подготовить в Power Point слова)
= сло…, зво…, ваго…, бара…, пио…, бато…

7. “Доскажи словечко”
= маши…, сте…, карти…, мали…, обезья…, корзи…

8. “Четвёртый лишний”
= нитки, ножницы, иголка, носорог
= банан, барабан, ананас, стакан
= ноты, страус, нога, нитки

9. Подпрыгни, если услышишь слово с буквой Н!
= ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень орден.

10. Сильный ветер спутал все буквы в словах – давай спасать слова! (расставить буквы слов в неправильном порядке – пусть исправит)

= сон, нос, слон, сын, луна, гном, клоун

11. Найти слова с буквой Н

12. Найти спрятанные буквы Н (здесь)

13. Добавь недостающий элемент буквы Н

14. В каком шарике написана буква Н?


15. Обведи!

16.  “Найди пару и составь предложение!”
= пианино, зонт, нос, бант.
= ноты, дождь, мак, девочка.
Например: Зонт защищает людей от дождя.

17. Глаголы с приставкой НА (здесь)
Петь – напеть (напеть песню)
Писать – написать (написать ручкой)
Рисовать – нарисовать (нарисовать кисточкой)

18. Предлоги НА и НАД
На столе, На окне, На полке, На диване
Над рекой, Над машиной, Над стеной (летит вертолёт)

19. Занятие про букву Н


20. “Звуки и буквы” (взято здесь)

21. Возьми серый карандаш и закрась те части

рисунка, в которых ты видишь буквы «Н» и «н». (здесь)

22. 

23. Найди среди буквенного текста спрятанные слова:


сын, сосны, луна, наша и подчеркни их.

лооешкшыдчбсыгшщгщгщушсыньптрогсоснаорорген

оррпргегеососныопророррлашкшыдфзлуоррнлунаоро

рогшгшгрлосынопрророшгднашаьитролоодрдулцлун


24. Давай поможем носорогу собрать все буквы Н, чтобы его не ругали в школе. (отсюда)
Первоклашка носорог
Засмотрелся на цветок.
Угадайте, кто сегодня
Опоздает на урок?


alfavit-v-podelkah.blogspot.com

Презентация для 1 класса “Буква Н”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Урок обучения грамоте Учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 п.Горняцкий Белокалитвинского района Ростовской области Кашутина Надежда Альфинатовна

2 слайд Описание слайда:

Знакомство с буквой Н, н

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Н 0

5 слайд Описание слайда:

Н Н

6 слайд Описание слайда:

На – ня – но – нё – ну – ню – ны Ны – ни – нэ – не – ну – ню – на На – ни – нэ – нё – но- ны – ня

7 слайд Описание слайда:

но на мя я ум о ня и А Собери слова

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

У Нины няня. Имя няни Аня. Няня у Нины умная Прочитай

10 слайд Описание слайда:

До свидания!!!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-436398

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Буква Н (1 класс) – презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru – это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Конспект урока в 1 классе на тему: «Буква Н,н»

Конспект урока

в 1 классе

на тему:

«Буква Н,н»

Учитель : Снегирь Татьяна Валерьевна

МОУ «СОШ № 33» г. Энгельса

2010 г.

Тема урока : Буква «Н, н ».

Тип урока : Урок формирования новых знаний.

Вид урока : Урок – путешествие.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.

Задачи урока : 1) Формировать знания учащихся о твёрдом и мягком согласном звуках [ н ], [ н’] и обозначении их буквой «н».

2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с

буквой «н».

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование : цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Н, н»; наглядный материал – носорог, олень, пруд, лягушка, заяц, Буратино, ёжик, сова, лесная школа; карточки для сравнения букв «Н» и «И»; учебник «Букварь»( с.64-65), тетрадь с печатной основой « Я учусь писать и читать».

Ход урока.

  1. Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.

– Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.

– А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-

ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.

  1. Выделение звуков [н], [н’].

– В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

Загадка. – Кто один имеет рог ?

Отгадайте ?………………. ( Носорог )

– Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем обозначать его на схемах?

Загадка. – Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. ( Олень )

– Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный

или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

  1. Составление звуковой схемы слов «нос» и «нитки».

– Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-

вить их звуковые схемы. Первое слово «спряталось» как раз внутри слова «носорог». (Нос). Второе слово начинается со звука, которым заканчивается слово «олень». (Нитки). Эти слова даны в учебнике «Букварь» на стр. 64. (Учащиеся делают звуко-

вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).

  1. Фразеологизмы со словом «нос».

– Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:

Зарубить на носу – запомнить

Вешать нос – унывать

Задирать нос – зазнаваться

Водить за нос – обманывать

Говорить под нос – тихо говорить

Увести из-под носа – украсть с видного места

С гулькин нос – очень мало

Высунуть нос – показаться

Нос не дорос – мал ещё

Совать под нос – донимать

Утереть нос – доказать

Соваться со своим носом – вмешиваться

Уткнуть нос – делать вникая

Тыкать носом – уличать

Комар носа не подточит – очень точно

  1. Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].

– На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обита-ет – отгадайте .

Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,

Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,

А зовут её – ….. ( Лягушка ).

– Лягушка любит и зелёную травку, и ледяную воду, поэтому она предлагает вам сыграть в игру «Лёд и трава». Я буду назы- вать слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ- ку. Если в слове вообще нет этих звуков, значит вы показываете красную карточку.

а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мош- ка, насос, лень, орден.

– Как вы думаете, почему лягушка предложила нам 2 слова – «комар» и «мошка», в которых нет звуков [н], [н’]? (Она питает- ся комарами и мошками, поэтому не могла пропустить такие «важные» для неё слова).

б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).

– Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.

  1. Ознакомление с буквами «Н,н».

– Ребята! Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». (Показ буквы).

– На какую букву похожа буква «н»? (На букву «и»).

– Что у них общего и в чём различие?

– Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)

(для читающих учащихся).

  1. Чтение слогов с буквой «н».

– Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…

Загадка. –Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

– Зайчик учится в лесной школе и с буквой «н» уже знаком. Он

предлагает вам прочитать слоги с буквой «н».

а)Доска: НА – НЯ – Назовите те слоги, в которых слышится

НО – НЁ твёрдый согласный звук [н]?

НУ – НЮ – Назовите те слоги, в которых слышится

НЫ – НИ мягкий согласный звук [н’]?

НЭ – НЕ

б) Чтение слогов «по цепочке» в учебнике (стр. 64).

  1. Физминутка.

– Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

  1. Чтение слов и предложений.

– Буратино понравилось ваше бодрое настроение. Он уверен, что вы также уверенно прочитаете слова и предложения с буквой «н». Попробуем? (Чтение слов на с.64 и предложений на с.65).

10. Соотнесение слов с картинками.

– Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?

Загадка. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

– Ёж поможет нам найти дорогу к лесной школе, если мы соотнесём слова («он», «она», «оно», «они») с картинками на с.65 учебника.

11. Дифференцированное чтение текста .

– Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?

12. Работа в тетради с печатной основой.

– Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.34.

а) Раскрасить все буквы «н». (Получится изображение ножниц)

б) Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр.

в) Вписать в пустые квадратики букву «н» и прочитать получивши-еся слова.

13. Итог урока.

– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

– Какова же всё-таки была тема урока?

– Что вы узнали нового?

– Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

14. Самооценка работы учащихся.

– Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?

– Кто был самым активным?

– Чьи ответы были самыми полными и чёткими?

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.

Список использованной литературы:

  1. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». – М.,2000г.

  2. Бобылёв Ф.И. «Весёлая азбука». – М., 1998г.

  3. Волина В.В. «Праздник букваря». – М.,1995г.

  4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя». – М., 1983г.

  5. Учебник «Букварь». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О..

Изд-во «Вентана-Граф» 2009г.

doc4web.ru

Проект про букву Д – образец для 1 класса

Проект про букву Д – образец для 1 класса

После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект “Моя любимая буква”. Приведем образец  работы про букву Д, где есть картинки и стихи.

Оформить проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.

Скачать примерный проект про букву Д для 1 класса в формате Word

Приводим образец страниц проекта “Моя любимая буква Д”

Так можно оформить титульный лист проекта “Моя любимая буква”

Страница – на что похожа буква А и картинки со словами на букву Д. Обычно в подобных работах присутствует такой материал.

В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Приводим материалы, используемые для проекта “Моя любимая буква Д.”

На что похожа буква Д

Вот стоит, дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Доскажи словечко.

Ежик вырос в 10 раз,
Получился… (дикобраз)

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд – приятель!”
И ставит подпись…(дятел)

Поглядите, поглядите-
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить-
Землю с небом хочет сшить?
Не ответишь, подождем,
Отгадаешь под … (дождем)

У меня знакомых тьма
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая …(дверь)

Пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Дружба дружбой, а служба службой.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Шарады.

Всего две ноты и предлог
Посторить я на даче смог. (До-ми-к)

Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживленного движения (До-рога)

Две ноты , две буквы, все вместе – игра,
В которую любит играть детвора. (Домино)

Загадки 

Назовите ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год

(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки.

(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И ни куда я не пойду,
Покуда он идет.

(Дождь)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Ста высок я и могуч,
Не боюсь не гроз не туч.
Я кормлю свиней и бело
-Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.

(Душ)

Кто в беретке ярко красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Скороговорки

Дятел дуб долбил, да не не додолбил.

Дарья дарит Диме дыни.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Веселые стихи

Дождик

-Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.

 Доктор

Доктора не бойтесь, дети.
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я:
Это мамочка моя.

Доброго пути

Нам желают:
-Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему – нибудь. 

Физминутка

 Дождь

Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.

Дети стоят вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом  поворачивают руки ладонями вниз.

 Крылатые слова и выражения где встречаются слова с буквой Д.

От доски до доски. Как известно, раньше книги переписывали от руки, чернилами служил буровато – черный сок дубовых орешков. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска доски и обтягивали кожей.  Прочитать  всю книгу от начала до конца – значит прочитать ее “от доски до доски”

Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru

ВСЕ ПРО АЛФАВИТ

ВСЁ О БУКВАХ И ЗВУКАХ  РУССКОГО АЛФАВИТА

Уважаемые взрослые!

После первого года обучения, то есть, начиная со второго класса, Ваш ребёнок должен уметь рассказать всё про каждую букву.

Родители, как проверить знания ребёнка? Возьмите ручку или карандаш. Наугад выберите любую букву и попросите про неё рассказать. Ребёнок может не помнить наизусть, какой буква идёт по счёту и не проговаривать замечания к букве для взрослых. Но всё остальное он должен уметь рассказать без запинки. Около правильно рассказанной буквы ставите плюсик. В других вариантах – минус. Который превращается в плюс, когда Ваш малыш подучит и расскажет Вам всё в следующий раз.

Обращаюсь к методистам. Я знаю, что звуки пишутся в квадратных скобках, что после мягких звуков ставится апостроф, что слово лают дает вот такую звуковую схему –  [ л а й, у т]. Но эта статья дана в помощь родителям для устного рассказа ребёнка родителю не филологу. Поэтому дано вот такое упрощенное изложение этого материала, без квадратных скобок  и без апострофов.

А

  • 1-ая буква алфавита. В алфавите произносится А.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • под ударением А и без ударения А.
  • если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук А, пишем букву А (мал). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук А, пишем букву Я (мял).
  • исключение – слова с ЧА-ЩА. Ведь Ч и Щ –  согласные всегда мягкие, хочется после них написать Я, а нельзя.

Б

  • 2-ая  буква алфавита. В алфавите произносится БЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара П. (лбы – звук Б, лоб – звук П)
  • может быть мягким (БЬ) белка  и твёрдым (Б) бочка.

В

  • 3-ья  буква алфавита. В алфавите произносится ВЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Ф. (ловлю – звук В, лов – звук Ф)
  • может быть мягким (ВЬ) ловить  и твёрдым (В) вол.

Г

  • 4-ая буква алфавита. В алфавите произносится ГЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара К. (луга – звук Г, луг – звук К)
  • может быть мягким (ГЬ) герань  и твёрдым (К) гол.

Д

  • 5-ая буква алфавита. В алфавите произносится ДЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • глухая пара Т. (плоды – звук Д, плод – звук Т)
  • может быть мягким (ДЬ) Дима  и твёрдым (Д) Дана.

Е

  • 6-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙЭ).
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й). 
  • Звука Е не бывает. Буква Е может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Е под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (ель), после Ь и Ъ знака (подъели), после гласной (поездка), то она обозначает 2 звука ЙЭ

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только  1 случае – если стоит после согласной (лес) . Поэтому в слове лес буква Е обозначает один звук Э.

Вариант 2. Буква Е не под ударением:

а) если Е стоит в начале слова (енот), после Ь и Ъ знака (подъезжать), после гласной (поезд), то она обозначает 2 звука –  ЙИ.

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что  на самом деле появляется звук – нечто среднее между И и Э. (редукция).

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только 1 случае – если стоит после согласной (лесной) . Буква Е обозначает звук И. 

 Ё

  • 7-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЙО.
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  •  Всегда ударный.
  • ВНИМАНИЕ! Нельзя ставить знак ударения на Ё, так как Ё – всегда ударная.
  • Звука Ё не бывает. Буква Ё может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове.

а) если Ё стоит в начале слова (ёжик), после Ь и Ъ знака (подъём), после гласной (поёт), то она обозначает 2 звука (ЙО)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только  1 случае – если стоит после согласной (пёс) . Буква Ё обозначает звук О.

Ж

  • 8-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЖЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара Ш. (лужа – звук  Ж, у луж – звук Ш)
  • Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (жир),  мягкий знак (молодёжь) – звук произносится твёрдо.

З

  • 9-ая буква алфавита. В алфавите произносится ЗЭ.
  • звонкий парный согласный по глухости-звонкости.
  • Глухая пара С. (коза – звук З, много коз – звук С)
  • Может быть мягким (ЗЬ) зима  и твёрдым (З) звон.

И

  • 10-ая буква алфавита. В алфавите произносится И.
  • гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного. 
  • под ударением И и без ударения И.
  • Если согласный звучит мягко, и после него слышится звук И, пишем букву И (рис). 
  • Исключение – слова с ЖИ-ШИ. Слышим Ы, а пишем И.

Й

  • 11-ая буква алфавита. В алфавите произносится И-краткое.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.
  • Всегда мягкий (нет твёрдой пары).

К

  • 12-ая  буква алфавита. В алфавите произносится КА.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара Г. (кот – звук К, год – звук Г)
  • Может быть мягким (КЬ) кит  и твёрдым (К) кот.

Л

  • 13-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭЛЬ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.
  • Может быть мягким (ЛЬ) лето  и твёрдым (Л) лов.

М

  • 14-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭМ.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.
  • Может быть мягким (МЬ) мир  и твёрдым (М) мошка.

Н

  • 15-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭН.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.
  • Может быть мягким (НЬ) небо  и твёрдым (Н) нота.

О

  • 16-ая буква алфавита. В алфавите произносится О.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук О, а без ударения А.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук О, пишем букву О (нос). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук О, пишем букву Ё (нёс). Исключение –  слова  шёл, шёлк.

П

  • 17-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ПЭ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Б. (почка – звук П, бочка – звук Б)
  • может быть мягким (ПЬ) пить  и твёрдым (П) пони.

Р

  • 18-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭР.
  • всегда звонкий согласный. (Нет глухой пары.) По-научному – сонорный.
  • Может быть мягким (РЬ) река  и твёрдым (Р) роль.

С

  • 19-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭС.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара З. (соя – звук С, Зоя – звук З)
  • может быть мягким (СЬ) Сеня  и твёрдым (С) сон.

Т

  • 20-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ТЭ
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • звонкая пара Д. (том – звук Т, дом – звук Д)
  • может быть мягким (ТЬ) Тёма  и твёрдым (Т) тыква..

У

  • 21-ая буква алфавита. В алфавите произносится У.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением У и без ударения У.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук У, пишем букву У (лук). Если согласный звучит мягко и после него слышится звук У, пишем букву Ю (люк).
  • Исключение – слова с ЧУ-ЩУ. Ведь Ч и Щ согласные всегда мягкие, хочется после них написать Ю, а нельзя. 

Ф

  • 22-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЭФ.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара В. (Фаня– звук Ф, Ваня – звук В)
  • Может быть мягким (ФЬ) фильм  и твёрдым (Ф) шкаф.

 

Х

 

  • 23-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ХА.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Может быть мягким (ХЬ) хек  и твёрдым (Х) хурма.

 

Ц

  • 24-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЦЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары).
  • Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары)

Ч

  • 25-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЧЭ.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары). 
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час),  согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук произносится мягко.

Ш

  • 26-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ША.
  • глухой парный согласный по глухости-звонкости.
  • Звонкая пара Ж. (Луша – звук Ш, лужа – звук ж) Всегда твёрдый. Т.е. что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь),  мягкий знак (сушь) – звук произносится твёрдо.

Щ

  • 27-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ЩА.
  • всегда глухой согласный (нет звонкой пары). 
  • Всегда мягкий.Т.е. что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада),  согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук произносится мягко.

Ъ

  • 28-ая  буква алфавита. В алфавите произносится ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
  • буква называется – разделительный твёрдый знак.
  • Звука не обозначает.
  • Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я,  НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й.  Сравните пары – сел – съел.

Ы

  • 29-ая  буква алфавита. В алфавите произносится Ы.
  • гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением Ы и без ударения Ы.
  • Буква Ы почти никогда не стоит в начале слова.
  • Если согласный звучит твёрдо и после него слышится звук Ы, пишем букву Ы (сын). 
  • Исключение – слова с ЖИ-ШИ. Ведь Ж и Ш согласные всегда твёрдые, хочется после них написать Ы, а нельзя. 

ь

  • 30-ая  буква алфавита. В алфавите произносится МЯГКИЙ ЗНАК.
  • У этой буквы двойная роль.

1)    Ь – показатель мягкости. Если согласная буква звучит мягко, после неё не стоит гласная второго ряда и это не Ч, Щ Й, то значит после неё надо написать Ь. (конь, коньки). Есть слова с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, елочка, песочный птенчик, которые пишутся без мягкого знака.

2) разделительный мягкий знак. Звука не обозначает. Пишется только после согласной перед гласными Е,Ё, Ю,Я, И. ( ВНИМАНИЕ! Добавилась, в отличие от Ъ знака буква И)  НО! Только в том случае, если в слове появился звук Й.  Сравните пары – Коля  – колья.

Э

  • 31-ая  буква алфавита. В алфавите произносится Э.
  • Гласный первого ряда, который обозначает твёрдость согласного.
  • Под ударением звук Э и без ударения Э.
  • Обычно буква пишется после гласных (поэт) или в начале слова (эхо).  

Ю

  • 32-ая буква алфавита. В алфавите произносится (ЙУ).
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й).
  • Звука Ю не бывает. Буква Ю может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове. Ударение роли не играет.

а) если Ю стоит в начале слова (юла), после Ь и Ъ знака (пьют), после гласной (поют), то она обозначает 2 звука (ЙУ)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только  1 случае – если стоит после согласной (люк) . Буква Ю обозначает звук У.

Кроме сочетаний ЧУ-ЩУ, хочется написать Ю, а надо У. (щука)

Я

  • 33-ая буква алфавита. В алфавите произносится  ЙА
  • Гласный второго ряда, который обозначает мягкость согласного.
  • Йотированный (то есть при произнесении этой буквы слышится Й). 
  • Звука Я не бывает. Буква Я может обозначать разные звуки в зависимости от её расположения в слове и ударения.

Вариант 1. Буква Я под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (яма), после Ь и Ъ знака (бурьян), после гласной (баян), то она обозначает 2 звука (ЙА)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только  1 случае – если стоит после согласной (вяз) . Буква Я под ударением обозначает звук А.

Вариант 2. Буква Я не под ударением:

а) если Я стоит в начале слова (ямщик), после Ь и Ъ знака (съязвить), после гласной (появление), то она обозначает 2 звука (ЙИ).

Внимание для взрослых! Сложность. Лучше не обращать на эту позицию пристального внимания. Потому что  на самом деле появляется звук – нечто среднее между И и А. (редукция)

б) Любая йотированная буква обозначает 1 звук только  1 случае – если стоит после согласной (мясной). Буква Я без ударения обозначает звук И. Кроме сочетаний ЧА-ЩА, хочется написать Я, а надо А. (чаща)

 

 

 

Перейдя по ссылке, Вы сможете приобрести описанные в статье книги в удобном для Вас интернет-магазине

uzorova-nefedova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *