Узнай букву по элементу картинки – Индивидуальная тетрадь-альбом для подготовки детей к школе и обучении грамоте.
Сайт учителя-логопеда Лихановой Н.Л. – Дидактические игры. Методическая копилка
Профилактика оптической дисграфии и дислексии
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более ста лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия – 5%, Британия – 4%, Греция – 5%, США – 8,5%).
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1887 г.
В настоящее время проблемой преодоления нарушения письма и чтения занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.
Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Короткова, М.Г. Милистивенко, Г.В. Бабина, Н.А. Грассе.
Оптическая дислексия и дисграфия заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков соответствующих фонем, т.е. буквы не осознаются как графемы. Ребёнок может видеть, списывать буквы, но не узнаёт их, т.е. не соотносит их с определенными звуками. Основной причиной неузнавания букв является неточное, нечёткое восприятие их, неустойчивость представлений о них, т.е. оптическая дислексия и дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по замыслу с тем звуком, который обозначает. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема – графическое изображение фонемы – составляют единицу чтения и письма», – отмечала Р.Е. Левина.
Представляю игры, предназначенные для профилактики или коррекции оптической дисграфии и дислексии. Материал может быть использован как учителями-логопедами, воспитателями подготовительной к школе группы, так и учителями начальных классов как часть ООД и при организации индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками.
Эти игры я оформила через программу Adobe Photoshop. Картинки я нашла в свободном доступе в сети Интернет. Photoshop очень удобен для оформления различного наглядного материала. С его помощью я оформляю наглядность для проведения ООД, информационные стенды для родителей, игры и пособия для детей.
Игра “Буква спряталась”
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.
Игра “Буква поломалась”
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».
Игра “Зашумленные буквы”
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».
Игра “Поезд”
Ребенку предлагается из букв, находящихся в вагончиках составить слово, которое находится в паровозе. Игровая ситуация:
Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
В паровозе СОВА везет весь состав,
Из вагончиков слово СОВА ты составь!
Речевые игры
Подборка различных речевых игр для формирования звукового анализа и синтеза слов, которые широко используются в практической работе с детьми
Игры для автоматизации звуков на материале слов
“Разноцветные бусы”
Цель игры: автоматизация звуков в словах
Ход игры:
Вырезать бусинки по контуру.
Ребенку предлагается игровая ситуация: «Маша порвала бусы и они рассыпались. Помоги Маше собрать бусы на нитку».
Ребенок, «нанизывая» бусы на нитку, проговаривает название картинок, изображенных на бусинках. После того как все бусы будут собраны на нитку, попросите ребенка еще раз назвать все картинки.
Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.
Лабиринты
Цель игры: автоматизация звуков в словах
Ход игры:
Распечатать лабиринты
.Ребенку предлагается “шагая” пальчиками или мелкой игрушкой по стрелочкам лабиринта называть все картинки по порядку
Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.
Улиточка
Цель игры: автоматизация звуков в словах
Ход игры:
Распечатать изображения улиточек.
Ребенку предлагается “шагая” пальчиками или мелкой игрушкой по “улиточке” называть все картинки по порядку
Игра проходит под непосредственным руководством взрослого.
Игры с буквами – 24 Декабря 2013
«Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).
«Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.
«Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.
«Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.
«Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.
«Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.
«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.
«Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)
«Выложи букву»
«Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).
«Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.
«Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.
«Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.
«Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.
logopeddoma.ru
Графический образ буквы
Теперь, когда ребёнок научился слышать и различать звуки, пора познакомить его и с написанием букв. Важно также научить ребёнка отличать написание схожих букв и символов. Ведь то, что является ошибкой в русском языке, может быть нормой в другом языке или в математике (Я—R, Л — V, Г — L, И — N — Z, М — ).
Игры, собранные в этом разделе, помогают развить точность и целостность зрительного восприятия образа буквы, развивают зрительное внимание и мелкую моторику. Умение выделять графические элементы букв, точность зрительного восприятия — это серьёзная профилактика нарушений письма. Особенно эти игры полезны для леворуких детей.
Буквы из палочек
Сложи фигуру из семи палочек:
|
Половинки
Дорисуй нижнюю половинку буквы.
Дорисуй правую половинку буквы.
Скачайте картинки на компьютер и распечатайте для ребёнка
Найди и закрась буквы
Найди и закрась гласные красным цветом.
Найди и закрась согласные: одну половинку — синим, другую — зелёным.
Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.
Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом.
Найди и закрась только буквы.
Найди и закрась буквы, которые есть в словах кот, дым.
logoped18.ru
Калейдоскоп букв
На каждой карте изображено 8 элементов: буквы и картинки.
Любые две карты имеют по одному одинаковому элементу, такой элемент обязательно есть,
и он только один. Первые пять игр основаны на этом свойстве карт.
Задачи работы с пособием:
- автоматизировать узнавание букв
- закрепить зрительный образ букв
- развитие зрительно-пространственной ориентировки
- усиление концентрации зрительного восприятия
- развитие концентрации, переключения, распределения и избирательности внимания
- развитие зрительной памяти
- стимуляция речевой активности
- активизация протекания нейродинамических процессов
- формирование произвольной регуляции
- активизация номинативной функции речи
- развитие атрибутивного словаря
Ребёнок учится быстро узнавать букву вне зависимости от её размера и положения в пространстве (зеркальное написание исключено). Буквы рукописные, классического начертания. Имеются все строчные буквы и заглавные буквы, которые отличаются начертанием от строчных. В игре уделяется особое внимание буквам, которые дети часто путают по оптическому или кинетическому признаку на письме.
Например, Ч – У, и – ш – м – л, п – т, П –Т и др.
Отдельно обратите внимание на прописные “в” и “д”, которые становятся малоразличимы при повороте, “д”– синего цвета, у неё «ушко» у овала, а “в”– зелёного цвета, только овал и петля.
Буквы называются так, как в алфавите. Дополнительно можно указывать строчная буква или заглавная, и её цвет. Например: б – «Бэ строчная», В – «Вэ заглавная», к – «Ка строчная» и т.д.
Названия картинок могут иметь варианты, нет строгого требования к названию:
Для усложнения игры можно ввести дополнительное правило, касающееся картинок: надо называть предмет с прилагательным.
Например, письмо: бумажное, длинное, электронное, личное, рекламное, старинное, мамино…
Перед первой игрой следует рассмотреть карточки – какие буквы на них написаны, каких цветов, какие картинки. Выложите несколько карточек (3-5) и поищите совпадающие буквы или картинки. После можно переходить непосредственно к играм.
Игра №1 «Разберём башню».
Цель – набрать как можно больше карточек.
1. Каждому игроку раздаётся по 1 карточке рубашкой вверх. Остальные карты кладутся в центр стола лицевой стороной вверх.
2. По условному сигналу игроки переворачивают свои карточки лицевой стороной и стараются как можно быстрее найти и назвать изображение на центральной карточке, совпадающее с изображением на своей карточке. Первый, кто найдёт и назовёт его, берёт карточку из колоды и кладёт поверх своей. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карточки в центре.
3. Подсчитывается количество карточек у игроков. Выигрывает тот, у кого больше карточек.
Игра №2 «Строим башню».
Цель – избавиться от своих карточек раньше остальных.
1. Одну карту кладём в центр рубашкой вверх, а остальные делим между игроками поровну. Игроки кладут стопку своих карточек перед собой лицевой стороной вверх.
2. По условному сигналу карта в центре переворачивается картинкой вверх, и игроки начинают искать совпадение своей карточки с центральной. Как только совпадение названо, игрок кладёт свою карточку поверх центральной. Центральная карточка поменялась, игра продолжается.
3. Проигрывает тот, кто избавится от своих карточек последним.
Игра №3 «Горячая картошка».
Цель – избавиться от своих карточек быстрее остальных.
1. Игра проводится в несколько раундов. Каждому игроку раздаётся по 1 карточке. Оставшиеся карточки откладываются, они пригодятся для следующих раундов.
2. По условному сигналу игроки переворачивают свои карточки так, чтобы остальные могли хорошо видеть карточку (удобнее держать карточку двумя пальцами или на ладони). Нужно быстрее остальных найти совпадающее изображение своей карточки с изображением на карточке другого участника игры. Как только совпадение найдено, нужно назвать его
и положить свою карточку сверху той, с которой было найдено совпадение. Таким образом,
у другого игрока сменилась карточка, и он начинает вести поиск совпадений со своей верхней карточкой. Как только совпадение найдено и названо, все имеющиеся в руке карточки кладутся так же сверху в руку другого игрока.
3. Проигрывает раунд тот, кто собрал все карточки. Следующий раунд начинается также, всем игрокам раздаётся по 1 карточке.
4. Игра заканчивается, когда карточки в колоде заканчиваются. Игроки считают количество набранных карточек. Проигрывает тот, у кого оказалось больше карточек.
Игра №4 «Фото-глаз».
(Каждому игроку потребуются ручка и лист бумаги)
Цель – найти, запомнить и записать максимальное количество совпадений на карточках.
1. 4 карточки кладутся рубашкой вверх в центр стола квадратом,
а пятая карточка – в самый центр лицевой стороной вверх.
2. Все смотрят и запоминают изображения на открытой центральной карточке. Затем переворачивают её лицевой стороной вниз, а 4 карточки открывают. В течение 20 секунд игроки рассматривают открытые карточки. Через 20 секунд карточки переворачиваются обратно, а закрытая центральная карточка открывается. Теперь игроки по памяти записывают буквы или названия картинок, которые совпали с центральной карточкой.
3. После того, как все 4 символа записаны (или столько, сколько получилось найти и запомнить), все карточки переворачиваются лицевой стороной вверх и проверяются результаты. За каждое правильно написанное совпадение начисляется по 1 баллу. Совпадение одной и той же буквы (картинки) может встретиться несколько раз. Каждый раз надо её записывать, чтобы получить балл.
4. Игру можно закончить, когда кем-то из игроков набрано 10 баллов или игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки в колоде. В таком случае, выигрывает тот, у кого больше баллов, т.е. записано больше совпадений.
Игра №5 «Мемори».
Цель игры – собрать как можно больше карточек.
1. На стол рядами выкладываются карточки рубашкой вверх полем 3х3 или 4х4, в зависимости от выбранного уровня сложности. И выкладывается ещё одна карточка лицевой стороной вверх.
2. Любым способом определяется тот, кто делает ход первым (далее, по очереди по часовой). Во время своего хода игрок произносит название любой буквы (или картинки), изображённой на открытой карточке, и переворачивает одну из закрытых карточек. Если названный символ присутствует на перевернутой карточке, то игрок ее забирает и делает ещё один ход. Если названного символа нет, то эта карточка возвращается на место рубашкой вверх.
3. Выигрывает тот, кто на момент окончания игры имеет больше карточек. Игру можно проводить в несколько раундов.
Игра №6 «Корректор».
Цель игры – набрать больше выигрышных баллов.
1. На стол рядами выкладываются карточки рубашкой вверх полем 5х5 или более, в зависимости от желаемого уровня сложности. Карточки выкладываются так, чтоб внутренний круг каждой карточки был чётко ориентирован в одну из сторон: вверх, вниз, влево, вправо. При повышении уровня сложности, можно включить диагональные направления.
На первом этапе в помощь хорошо использовать карты с указанием направлений:
2. Затем ребёнку (или детям, если полей несколько) даются задания, которые надо выполнять, просматривая все ряды карточек слева направо, переходя последовательно к нижним рядам.
При проверке за правильное действие выдаётся балл, а при ошибке – балл возвращается
в банк.
Найди и пометь фишкой (закрой другой карточкой) все карточки, которые «смотрят» направо (налево, вниз, вверх…)
Переверни картинкой вверх карточки, которые «смотрят» вверх, а те, которые «смотрят» вниз, убери с поля.
Найди каждую карточку, которая «смотрит» налево и забери из поля ту карточку, которая лежит перед ней.
Найди все карточки, которые «смотрят» налево и поверни их вниз, а те, которые «смотрят» направо поверни вверх.
Найди определённую закономерность, например: последовательность вверх-направо.
Найди все карточки, которые «смотрят» направо и пометь фишкой следующую от них карточку.
Если игрок один, то лучше сравнивать его успехи от игры к игре на одном уровне сложности.
При достижении успеха, следует переходить на следующий уровень, увеличивая игровое поле или предъявляя многоступенчатую инструкцию.
3. При освоении предыдущих типов заданий, дети могут создавать поля из карточек и задавать задания друг для друга с взаимной самопроверкой.
Автор: Мазина Вероника Дмитриевна
r-e-b-u-s.ru
проверь свою ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ по картинке
Невероятные фактыВы обращаете внимания на детали? Или же вы абсолютно ненаблюдательная личность?
Насколько вы внимательный человек, может рассказать простой тест.
Читайте также: Тибетский тест Далай Ламы: узнай о себе ВСЁ, что вы не знали
Проверьте свою внимательность. Взгляните на обе картинки.
Тест на внимательность
1. Найди один и тот же предмет на двух картинках:
На обеих картинках повторяется только один объект. Сможете ли вы найти и определить, какой элемент является повторяющимся на двух изображениях?
Если вы можете сделать это в течение одной минуты, считайте себя очень наблюдательным. Итак, вам удалось найти повторяющееся изображение?
А вот еще несколько заданий на внимательность в картинках. Такого рода задачки, на первый взгляд хоть и кажутся простыми, они очень четко определяют уровень вашей внимательности.
Тесты на внимательность в картинках
2. Найдите 2 буквы N:
А на этих картинках сможете обнаружить отличающийся элемент?
3. Найдите машинку, отличающуюся от других:
4. Найдите отличающуюся от других пару:
5. Найдите домик, который в чем-то отличается от других:
6. Найдите мотоцикл, отличный от других:
А теперь давайте проверим, совпали ли ваши ответы с правильными ответами:
Ответ на задачку №1:
Повторяющийся элемент -это велосипед.
2. Ответ к задачке №2:
Обратите внимание на букву N также и в вопросе.
3. Ответ на задачку №3:
Ответ на задачку №4:
Ответ на задачку №5:
Ответ на задачку №6:
Перевод: Онуфриева Е.
www.infoniac.ru
Ищем буквы в словах. Карточки с заданиями и прописи
Для того, чтобы научиться читать, мало знать буквы. Надо еще уметь складывать из букв слоги. А для этого нужно уметь сышать и узнавать звуки в словах. Поиграйте с детьми. На карточке изображена буква и несколько рисунков. Пусть ребенок назовет нарисованный предмет и скажет, есть ли в названии буква с карточки. А затем раскрасит рисунки. Дополнительно внизу есть прописи по клеточкам. На них можно почитать слоги и поучиться обводить буквы.
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Буквы в словах
Скачать карточки: 6.zip
ot2do6.ru
5-7 лет подготовка к обучению грамоте
5-7 лет
Подготовка к обучению грамоте
Сколько звуков в слове?
Предложите ребенку назвать жителей волшебной страны. Спросите: Сколько отдельных звуков он услышал в имени каждого сказочного героя? Нарисуй в рамке столько кружков, сколько отдельных звуков в каждом слове. Обозначь гласные звуки красным цветом.
Где спрятался звук?
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображение предметов: сапог, кукла, арбуз (утка, щука, жук). Спросите: Какой одинаковый звук слышится в названии всех предметов. Определи, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова. Обозначь гласные звуки красным цветом.
Соедини правильно.
Предложите ребенку рассмотреть картинку. Спросите: Какая буква нарисована? Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинается на звук [у].
Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются на звук [в], [в’].
Соедини с буквой Т только те предметы, названия которых начинаются на звук [т], [т’].
Сколько слогов.
Предложите ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что каждое слово-предмет живет в отдельном домике. Слова, состоящие из одного слога в доме с одним окошком, слова, состоящие из двух слогов – в доме с двумя окошками, слова, состоящие из трех слогов – в доме с тремя окошками. теперь попросите ребенка произнести каждое слово, разделить его на слоги. Затем соединить картинку с подходящим домиком, в котором столько окошек, сколько слогов в слове.
Посчитай слоги.
Предложите ребенку рассмотреть картинки, произнести каждое слово, разделить его на слоги. Затем соединить между собой только те картинки, в названии которых одинаковое количество слогов.
Найди звуки.
Предложите ребенку рассмотреть картинку. Спросите, какую сказочную историю она ему напоминает? Попросите найти предметы в названии которых есть звуки [р], [р’].
Соедини предметы.
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать каждый предмет, определить, какой звук слышится в начале каждого слова. Затем соединить те предметы, названия которых начинаются на одинаковые звуки.
Какой звук.
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать каждый предмет, определить, какой звук слышится в начале каждого слова. Затем определить, каким согласным он является – твердым или мягким. Раскрасить квадрат соответственно синим или зеленым цветом.
Что лишнее?
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать каждый предмет, определить, какой звук слышится в начале каждого слова. Затем определить, какая картинка в каждом ряду лишняя.
Найди слово
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением комнаты. Попросите ребенка найти на картинке все слова-предметы, в названиях которых встречаются звуки [к], [к’].
Попросите найти предметы в названии которых есть звуки [д], [д’].
Какие буквы лишние.
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением радуги. Попросите ребенка четко произнести это слово. Объясните, что название этого явления (радуга) перемешалось с лишними буквами. Нужно вычеркнуть буквы, которых не должно быть в названии.
РПАЫДОБУСТГШАЖ | РЯПУЩЫЕДИОБСК | БТПМЛОЯАШЖЩ |
Собери буквы.
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением «поляны из букв». Попросите ребенка помочь бабочке и сесть только на цветы с согласными буквами, затем соединить бабочку и нужные цветы.
Гласный–согласный
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением букв, на каждой букве воздушный шар. Попросите ребенка раскрасить шары с гласными буквами красным цветом, а с согласными – синим. Затем прочитать, какое слово получилось.
Допиши букву.
Предложите ребенку рассмотреть картинку, прочитать первое слово. Затем в каждой строчке написать первую букву так, чтобы получилось новое слово.
Волшебные фигуры.
Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, назвать эти предметы. Затем обвести в круг предметы, в названии которых слышится звук [ш], в квадрат предметы, в названии которых слышится звук [с], в треугольник предметы, в названии которых слышится звук [ж].
Волшебные буквы.
Предложите ребенку назвать буквы и цифры, расположенные под буквами. Затем расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами, записать и прочитать получившееся слово.
О | Г | О | Р | Х |
2 | 1 | 4 | 3 | 5 |
У | М | О | Х | Р | О | М |
2 | 1 | 4 | 3 | 7 | 6 | 5 |
Предложите ребенку прочитать слоги. Затем провести линии, соединяющие половинки пазлов со слогами. Написать и прочитать получившиеся слова.
Раскрась цепочку.
Предложите ребенку назвать буквы в цепочке, найти слова в цепочке, раскрасить получившиеся слова цветными карандашами.
cpd.yaroslavl.ru