Укажи буквы которые обозначают мягкие согласные – Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения – Звуки и буквы – Русский язык – Проверочные работы 2 класс
Звуки и буквы
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
1. Произнеси слова — названия предметов. Укажи, какие согласные звуки есть в каждом слове.
2*. Прочитай. Подчеркни буквы, обозначающие парные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
б, в, г, д, ж, й, з, к, л, м, н
п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ
• Выпиши буквы, которыми обозначаются непарные:
твёрдые согласные звуки ______________________________________________________
мягкие согласные звуки ______________________________________________________
3. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Б__р__за, з__мл__н__ка, уч__т__ль, кл__ч.
4*. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 1, с. 136-137) четыре слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
________________________________________________
________________________________________________
5*. Прочитай. Подчеркни буквы и укажи звуки, которыми различаются данные слова.
шишки — мышки, [_____] — [_____]
нос — нёс, [_____] — [_____]
6. Прочитай. Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Лебеди летели над лесной долиной.
• Спиши предложение. Подчеркни в нём главные члены предложения.
________________________________________________
7*. Прочитай. Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложений.
Чиж живёт в хвойных лесах летом он вредных насекомых поедает так он лес лечит осенью чиж семена сорняков уничтожает вот какая полезная птица.
(В. Зотов)
_________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
• Озаглавь рассказ словами из текста.
• Подчеркни предложение, которое отвечает на вопрос: «Как чиж лес лечит?»
compendium.su
Согласные звуки | Развивайка
Ответы к стр. 49 – 58
Упражнение 105, с. 49
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
лак | бочка | сок |
рак | почка | сон |
мак | кочка | сом |
бак | точка | сор |
- Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Сегодня мне приснился удивительный сон.
Упражнение 106, с. 49
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
С. Маршак
- Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами “эр”, “эль”, “эс”, “тэ”?
Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
[р] – серый, рыжую, [р’] – встретил,
[л] – волк, глухом, встретил, [л’] – (в) лесу, лису,
[с] – (в) ле су, встретил, лису, [с’] – серый,
[т] – встретил, [т’] – встретил.
Упражнение 107, с. 50
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.
А. Усачёв
- Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?
Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.
Упражнение 108, с. 50
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
[с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] – роза.
- Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
- Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.
Оса, гуси, роза, гиря.
Упражнение 109, с. 51
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой “и краткое” обозначается согласный звук [й’]. Буквой “и” обозначается гласный звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Упражнение 110, с. 51
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.
Над морем кружилась белоснежная чайка.
- Устно составьте предложение с любым словом.
Упражнение 111, с. 52
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
[край’] край [край’á] края
[л’э́й’ка] лейка [й’э́л’и] ели
[играй’ут] играют [й’ýжный’] южный
- Подчеркните буквы, в которых “спрятался” звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?
В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] “прячется” в е, ё, ю, я.
Упражнение 112, с. 52
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Вернувшись с улицы домой,
Скорее руки с мылом мой.
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
- Подчеркните в словах слоги с буквой й.
Упражнение 113, с. 52
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Косой – заяц, косолапый – медведь, серый – волк.
Упражнение 114, с. 53
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
С двойной согласной непременно
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Н. Бетенькова
Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.
- Подчеркните удвоенные согласные.
Упражнение 115, с. 53
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
– Вот вам телеграмма
От Гиппопотáма!
К. Чуковский
Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.
С. Маршак
Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского “Айболит” и Самуила Яковлевича Маршака “Вот какой рассеянный”.
- Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
- Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?
Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.
Упражнение 116, с. 54
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
лл | мм | нн | пп |
Ал-ла Эл-ла | Рим-ма Эм-ма | Ан-на Жан-на | Фи-липп Ип-по-лит |
- Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).
Упражнение 117, с. 54
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию марок.
Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.
Упражнение 118, с. 55
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Упражнение 119, с. 55
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
б) только твёрдый согласный звук:
ж, ц, ш
в) только мягкий согласный звук:
й, ч, щ
Упражнение 120, с. 55
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.
дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.
Упражнение 121, с. 56
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз…
Вот и кончен наш рассказ.
А. Усачёв
- В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?
вёз – воз [в’ос] – [вос], ваз – вяз [вас] – [в’ас], раз – ваз [рас] – [вас]
- Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?
Вол Василий вёз целый воз с вазами.
Упражнение122, с. 56
122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.
Лёня и Лиля леденцы делили.
Лёня ломом колол лёд перед домом.
В. Борисов
- Подчеркните буквы,которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.
Упражнение 123, с. 56
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
е, ё, ю, я, и, ь
Упражнение 124, с. 57
124. Прочитайте.
Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.
Упражнение 125, с. 57
125. Прочитайте.
Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.
- Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Упражнение 126, с. 57
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
Белый – чёрный, верхний – нижний.
- Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Упражнение 127, с. 58
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
- Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.
[й’] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[г] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[з’] – согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
Упражнение 128, с. 58
128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй – с твёрдого согласного звука.
мишка шишка
львёнок зайка
лиса мышка
петушок поезд
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Согласные звуки
4.4 (88.95%) от 38 голосующихrazviwaika.ru
Согласные звуки | Волжский класс
Ответы к стр. 49 — 58
Упражнение 105, с. 49
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
лак | бочка | сок |
рак | почка | сон |
мак | кочка | сом |
бак | точка | сор |
- Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Сегодня мне приснился удивительный сон.
Упражнение 106, с. 49
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
С. Маршак
- Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами «эр», «эль», «эс», «тэ»?
Этими буквами обозначены разные звуки по твёрдости-мягкости.
[р] — серый, рыжую, [р’] — встретил,
[л] — волк, глухом, встретил, [л’] — (в) лесу, лису,
[с] — (в) лесу, встретил, лису, [с’] — серый,
[т] — встретил, [т’] — встретил.
Упражнение 107, с. 50
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.
А. Усачёв
- Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?
Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.
Упражнение 108, с. 50
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
[с] ⇒ оса; [с’], [г] ⇒ гусь; [г’], [р’] ⇒ гиря; [р] — роза.
- Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
- Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.
Оса, гуси, роза, гиря.
Упражнение 109, с. 51
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Упражнение 110, с. 51
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.
Над морем кружилась белоснежная чайка.
- Устно составьте предложение с любым словом.
Упражнение 111, с. 52
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
[край’] край [край’á] края
[л’э́й’ка] лейка [й’э́л’и] ели
[трóй’ка] тройка [й’óлка] ёлка
[играй’ут] играют [й’ýжный’] южный
- Подчеркните буквы, в которых «спрятался» звук [й’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?
В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] «прячется» в е, ё, ю, я.
Упражнение 112, с. 52
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Вернувшись с улицы домой,
Скорее руки с мылом мой.
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
- Подчеркните в словах слоги с буквой й.
Упражнение 113, с. 52
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Косой — заяц, косолапый — медведь, серый — волк.
Упражнение 114, с. 53
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
С двойной согласной непременно
пишем мы слова: антенна,
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Н. Бетенькова
Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.
- Подчеркните удвоенные согласные.
Упражнение 115, с. 53
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
— Вот вам телеграмма
От Гиппопотáма!
К. Чуковский
Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.
С. Маршак
Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» и Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».
- Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
- Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?
Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.
Упражнение 116, с. 54
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
лл | мм | нн | пп |
Ал-ла Эл-ла | Рим-ма Эм-ма | Ан-на Жан-на | Фи-липп Ип-по-лит |
- Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (-).
Упражнение 117, с. 54
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию марок.
Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.
Упражнение 118, с. 55
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Упражнение 119, с. 55
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
б) только твёрдый согласный звук:
ж, ц, ш
в) только мягкий согласный звук:
й, ч, щ
Упражнение 120, с. 55
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.
дя́тел, ель, лисá, орёл, индю́к
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.
Упражнение 121, с. 56
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз…
Вот и кончен наш рассказ.
А. Усачёв
- В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?
вёз — воз [в’ос] — [вос], ваз — вяз [вас] — [в’ас], раз — ваз [рас] — [вас]
- Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?
Вол Василий вёз целый воз с вазами.
Упражнение122, с. 56
122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.
Лёня и Лиля леденцы делили.
Лёня ломом колол лёд перед домом.
В. Борисов
- Подчеркните буквы,которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.
Упражнение 123, с. 56
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
е, ё, ю, я, и, ь
Упражнение 124, с. 57
124. Прочитайте.
Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.
- Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Упражнение 125, с. 57
125. Прочитайте.
Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.
- Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Упражнение 126, с. 57
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
Белый — чёрный, верхний — нижний.
- Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Упражнение 127, с. 58
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
- Вставьте каждый произнесённый звук в квадратные скобки. Подчеркните его признаки.
[й’] — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[г] — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
[з’] — согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
Упражнение 128, с. 58
128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй — с твёрдого согласного звука.
мишка шишка
львёнок зайка
лиса мышка
петушок поезд
Ответы по русскому языку. 2 класс
Согласные звуки
Rate this postvolzsky-klass.ru